Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово на Благовещение о даре свободы в человеке и в Церкви

7 апр. 2020 г.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он выделяется из всех двунадесятых праздников, связанных с жизнью Богоматери. В этот день всегда светит солнце, ощущается особая тишина, особая духовная чистота, связанная с этим праздником.

Греческое слово «Евангелие» в переводе означает «Благая весть», то есть «Благовещение». О чем эта весть? Эта радостная весть о Христе, о Его воскресении из мертвых. Таким образом, это весть о нашем спасении, о том, что Бог нисходит на землю, что древние пророчества и обетования, которыми жило ветхозаветное человечество до Христа, исполняются в Пречистой и Преблагословенной Деве Марии. Богоматерь исполнила древнее пророчество, которое было дано человеку вслед за его грехопадение и изгнание из рая. Это обетование о том, что Семя Жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15), что проклятие, которое будет тяготеть над родом человеческим после греха Адама, не будет вечно. Оно будет существовать до тех пор, пока Иисус Христос, родившийся от Девы Марии, не разрушит силу диавола и не победит смерть, избавив нас от осуждения. Сокрушив его власть и силу, Он откроет для нас рай и снова будет восстановлено общение с Богом.

Осмысливая события праздника, мы обращаем внимание, как Богоматерь отнеслась к явлению Архангела Гавриила, который явился с райской пальмовой ветвью в руках и, обращаясь к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою». Архангел благовестил ей о том, что она благословенна между всеми женщинами, потому что из неё родится Иисус Христос, Сын Всевышнего, Сын Божий (см. Лк. 3:31,32,35). Мария и подумать не могла об этой миссии. Предание нам говорит, что она однажды читала книгу пророка Исаии: «Се, Дева в чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Это то самое место, об которое когда-то споткнулся праведный Симеон Богоприимец, когда он в составе Семидесяти толковников переводил Писание с еврейского на греческий язык. Читая это место, Богородица смиренно думала о том, как счастлива будет эта девушка, которая сподобиться быть матерью Сына Божия. Она не примеряла этого к себе. И в силу её необыкновенного смирения, чистоты и любви к Богу, именно она явилась чистейшим сосудом, через который Бог явился в наш мир. Прославляя сегодня Богоматерь, мы должны понимать, что она стала матерью Христа не потому, что на неё жребий пал, а потому что она сформировала, она воспитала в себе эту ангельскую чистоту. Она крепла в любви и обладая другими добродетелями, особенно добродетелью смирения. Благодаря её личному подвигу святости и чистоты на ней исполнились эти ветхозаветные пророчества.

Мария, услышав это евангелие о том, что от неё родится Сын Божий, спросила ангела: «Как это может быть, ведь у меня нет мужа». Она не противилась этому благовестию Божию. Архангел лишь посланник Божией. Она недоумевала, как это возможно, минуя законы природы? Тогда архангел сказал ей: «…Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя…» (Лк.1:35). Она в ответ сказала простые слова: «…Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» (Лк.1:38). Согласие Богоматери, её свободная воля, которая выразилась в принятии воли Божией, послужило основой Боговоплощения.

Мы знаем, что святые, которые сподоблялись Божественного благовестия, по-разному воспринимали его. Например, пророк Захария, когда ему явился архангел Гавриил и говорил о том, что у него и Елисаветы родится сын, не поверил, потому что был стар и супруга его уже в преклонных годах. В этом противоречии, в этом недоверии ангелу, проявилось некое противление, неверие, за которое он был наказан немотой.

В нашей жизни всегда есть выбор. Архангел, который явился к Марии, не диктовал ей, как нужно поступить. Богу не нужны в этом смысле безвольные рабы, марионетки, которыми можно манипулировать и управлять. Бог сотворил нас свободными и не отменил эту свободу даже после грехопадения, когда человек практически всё потерял из тех совершенств, которыми обладал до грехопадения. Бог оставляет дар свободы, дар великий, дар очень тяжёлый, дар, которым не могут люди часто воспользоваться должным образом, потому что не правильно её понимают. Бог даровал свободу как испытание в любви, чтобы эта свобода была устремлена к Богу, в свободном «рабстве» Ему, и приносила радость человеку от соединения с Богом.

По сути, обладая свободой, человека может жить с Богом, а может от Него отказаться; может ходить в храмы, а может не ходить; мы можем молиться, а можем не молиться; можем читать Писание, а можем не читать. И так устроено Богом. Свобода есть и Церкви Христовой, потому что Церковь — это не секта, где господствуют какие-то правила, обязательные для всех. Мы сегодня этим даром свободы в Церкви особо не умеем пользоваться. Внезапно эпидемия вируса COVID-19 вошла в нашу жизнь. У нас появилась возможность либо ходить в храм, либо не ходить. Церковь не осуждает оба эти проявления свободы верующих. Человек удаляется от церковного общения, зная, что может быть носителем вируса, эти благородные стремления нельзя осуждать. Но могут быть другие мотивы, что человек боится заразиться в храме, где есть большое скопление людей. Действие одно и тоже, а мотивы совершенно разные.  Поэтому наша задача никого никогда не осуждать. Будем лишь принимать этот дар свободы в Церкви, ведь если его убрать из Церкви, мы превратимся в какое-то другое общество, в секту.

Мы с вами, приходя ныне в храмы Божии, конечно, рискуем, потому что Бог не гарантирует и не обещает нам абсолютного здравия и того, что мы с вами не заболеем и не умрем. Все когда-нибудь умрем. Но разница в том, как умереть? В самоизоляции дома или со Христом, исповедуя Его, молясь Ему, причащаясь Святых Христовых Тайн. Есть разница? Полагаю, что есть. Поэтому, дорогие братья и сёстры, если у нас есть такое усердие, будем понимать, что все мы имеем крепкую веру, мы имеем надежду на Бога, что Господь сохранит нас. Но эта надежда не должна быть пронизана самоуверенностью.

Не будем никого осуждать. Будем утверждаться в вере, будем стремиться ко причастию Христа, будем понимать, что, приходя в храм, мы стремимся ко Христу и приходя сюда мы свидетельствуем, что без Него жить мы не можем. Всё это пусть способствует укреплению нашей веры и любви ко Господу, любви к людям. Молитвами Богоматери Господь да сохранит нас в мире, в здравии и в благоденствии. Чтобы ничто нас не могло отлучить от любви Божией. Чтобы в духе любви Христовой вы для себя ответили на актуальные сегодня вопросы.

Аминь.

7 апреля 2020

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

7 апр. 2020 г.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он выделяется из всех двунадесятых праздников, связанных с жизнью Богоматери. В этот день всегда светит солнце, ощущается особая тишина, особая духовная чистота, связанная с этим праздником.

Греческое слово «Евангелие» в переводе означает «Благая весть», то есть «Благовещение». О чем эта весть? Эта радостная весть о Христе, о Его воскресении из мертвых. Таким образом, это весть о нашем спасении, о том, что Бог нисходит на землю, что древние пророчества и обетования, которыми жило ветхозаветное человечество до Христа, исполняются в Пречистой и Преблагословенной Деве Марии. Богоматерь исполнила древнее пророчество, которое было дано человеку вслед за его грехопадение и изгнание из рая. Это обетование о том, что Семя Жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15), что проклятие, которое будет тяготеть над родом человеческим после греха Адама, не будет вечно. Оно будет существовать до тех пор, пока Иисус Христос, родившийся от Девы Марии, не разрушит силу диавола и не победит смерть, избавив нас от осуждения. Сокрушив его власть и силу, Он откроет для нас рай и снова будет восстановлено общение с Богом.

Осмысливая события праздника, мы обращаем внимание, как Богоматерь отнеслась к явлению Архангела Гавриила, который явился с райской пальмовой ветвью в руках и, обращаясь к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою». Архангел благовестил ей о том, что она благословенна между всеми женщинами, потому что из неё родится Иисус Христос, Сын Всевышнего, Сын Божий (см. Лк. 3:31,32,35). Мария и подумать не могла об этой миссии. Предание нам говорит, что она однажды читала книгу пророка Исаии: «Се, Дева в чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Это то самое место, об которое когда-то споткнулся праведный Симеон Богоприимец, когда он в составе Семидесяти толковников переводил Писание с еврейского на греческий язык. Читая это место, Богородица смиренно думала о том, как счастлива будет эта девушка, которая сподобиться быть матерью Сына Божия. Она не примеряла этого к себе. И в силу её необыкновенного смирения, чистоты и любви к Богу, именно она явилась чистейшим сосудом, через который Бог явился в наш мир. Прославляя сегодня Богоматерь, мы должны понимать, что она стала матерью Христа не потому, что на неё жребий пал, а потому что она сформировала, она воспитала в себе эту ангельскую чистоту. Она крепла в любви и обладая другими добродетелями, особенно добродетелью смирения. Благодаря её личному подвигу святости и чистоты на ней исполнились эти ветхозаветные пророчества.

Мария, услышав это евангелие о том, что от неё родится Сын Божий, спросила ангела: «Как это может быть, ведь у меня нет мужа». Она не противилась этому благовестию Божию. Архангел лишь посланник Божией. Она недоумевала, как это возможно, минуя законы природы? Тогда архангел сказал ей: «…Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя…» (Лк.1:35). Она в ответ сказала простые слова: «…Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» (Лк.1:38). Согласие Богоматери, её свободная воля, которая выразилась в принятии воли Божией, послужило основой Боговоплощения.

Мы знаем, что святые, которые сподоблялись Божественного благовестия, по-разному воспринимали его. Например, пророк Захария, когда ему явился архангел Гавриил и говорил о том, что у него и Елисаветы родится сын, не поверил, потому что был стар и супруга его уже в преклонных годах. В этом противоречии, в этом недоверии ангелу, проявилось некое противление, неверие, за которое он был наказан немотой.

В нашей жизни всегда есть выбор. Архангел, который явился к Марии, не диктовал ей, как нужно поступить. Богу не нужны в этом смысле безвольные рабы, марионетки, которыми можно манипулировать и управлять. Бог сотворил нас свободными и не отменил эту свободу даже после грехопадения, когда человек практически всё потерял из тех совершенств, которыми обладал до грехопадения. Бог оставляет дар свободы, дар великий, дар очень тяжёлый, дар, которым не могут люди часто воспользоваться должным образом, потому что не правильно её понимают. Бог даровал свободу как испытание в любви, чтобы эта свобода была устремлена к Богу, в свободном «рабстве» Ему, и приносила радость человеку от соединения с Богом.

По сути, обладая свободой, человека может жить с Богом, а может от Него отказаться; может ходить в храмы, а может не ходить; мы можем молиться, а можем не молиться; можем читать Писание, а можем не читать. И так устроено Богом. Свобода есть и Церкви Христовой, потому что Церковь — это не секта, где господствуют какие-то правила, обязательные для всех. Мы сегодня этим даром свободы в Церкви особо не умеем пользоваться. Внезапно эпидемия вируса COVID-19 вошла в нашу жизнь. У нас появилась возможность либо ходить в храм, либо не ходить. Церковь не осуждает оба эти проявления свободы верующих. Человек удаляется от церковного общения, зная, что может быть носителем вируса, эти благородные стремления нельзя осуждать. Но могут быть другие мотивы, что человек боится заразиться в храме, где есть большое скопление людей. Действие одно и тоже, а мотивы совершенно разные.  Поэтому наша задача никого никогда не осуждать. Будем лишь принимать этот дар свободы в Церкви, ведь если его убрать из Церкви, мы превратимся в какое-то другое общество, в секту.

Мы с вами, приходя ныне в храмы Божии, конечно, рискуем, потому что Бог не гарантирует и не обещает нам абсолютного здравия и того, что мы с вами не заболеем и не умрем. Все когда-нибудь умрем. Но разница в том, как умереть? В самоизоляции дома или со Христом, исповедуя Его, молясь Ему, причащаясь Святых Христовых Тайн. Есть разница? Полагаю, что есть. Поэтому, дорогие братья и сёстры, если у нас есть такое усердие, будем понимать, что все мы имеем крепкую веру, мы имеем надежду на Бога, что Господь сохранит нас. Но эта надежда не должна быть пронизана самоуверенностью.

Не будем никого осуждать. Будем утверждаться в вере, будем стремиться ко причастию Христа, будем понимать, что, приходя в храм, мы стремимся ко Христу и приходя сюда мы свидетельствуем, что без Него жить мы не можем. Всё это пусть способствует укреплению нашей веры и любви ко Господу, любви к людям. Молитвами Богоматери Господь да сохранит нас в мире, в здравии и в благоденствии. Чтобы ничто нас не могло отлучить от любви Божией. Чтобы в духе любви Христовой вы для себя ответили на актуальные сегодня вопросы.

Аминь.

07.04.2020

Все проповеди за 2020 год

декабрь 2020

ноябрь 2020

октябрь 2020

сентябрь 2020

август 2020

июль 2020

июнь 2020

май 2020

апрель 2020

март 2020

февраль 2020

январь 2020

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00