Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о необходимости добродетели смирения в жизни христианина.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь начинает готовить нас к особому времени — к Великому посту. С недели о мытаре и фарисее за богослужением уже употребляется особая богослужебная книга — Постная Триодь, преисполненная духом покаяния и призывом к исправлению жизни.

Сегодняшняя притча говорит о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисей, который исполнял Закон и все обрядовые предписания, молился Богу такими словами: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочии люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Этого мытаря фарисей увидел, когда он входил в храм. Он стоял при входе в храм и не дерзал подходить ближе, сознавая свои грехи. Фарисей прекрасно знал, с чем была связана жизнь сборщиков налогов, которые грабили свой народ, собирая налоги в пользу Римской Империи. Далее фарисей перечисляет свои добродетели: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю» (Лк. 18:12). Молитва фарисея была высокомерна, он заявлял Богу о своей праведности, он сознавал, что он все правильно делает, правильно живет и даже добрые дела делает, и милостыню дает, и постится.

В Священном Писании есть слова, которые всем хорошо известны: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Святые отцы говорят, что когда мы с вами, приходя на исповедь, приносим Богу покаяние, если не говорим о гордости, то значит, наша исповедь недействительна, потому что мы не сказали самого главного. Гордость — это матерь всех грехов, основание всех страстей человеческих, это самый такой глубокий корень, на котором все остальные грехи паразитируют и проявляются.

Святитель Нектарий Эгинский говорил, что гордость бывает различной по своим истокам: есть гордость сердца и есть гордость ума. Гордость сердца — это нечто природное в человеке. Гордыня паразитирует на тех природных качествах, которые Господь дал человеку. Гордость сердца может паразитировать на различных талантах человеческой личности, например, на необыкновенном музыкальном даре, способности прекрасно петь, слышать и различать полутона, чисто интонировать и разбираться в музыке. Но Бог легко врачует эту гордыню и смиряет человека, потому что те или иные таланты сопрягаются с большими искушениями, как говорят в народе: «у кого голосок, у того и бесок».

Все меняется в этой жизни, все мгновенно проходит. В житии святителя Спиридона Тримифунтского был интересной случай. У него был диакон именем Трифиллий, который очень красовался своим голосом, и когда служил Божественную Литургию целые арии выпевал и святителя Спиридона это раздражало, отвлекало от молитвы. Он помолился, чтобы он умолк вообще, и диакон тут же, выходя на ектению, не мог не только петь, но сказать и слова. Так через святого Бог смирил человека, дьякон просил прощение у святителя Спиридона, тот помолился, и Бог вернул ему дар голоса.

Гордость от ума, по свт. Нектарию, это когда человек не знает себе равных, когда он не признает никаких авторитетов, когда он идет напролом, когда он ни перед кем не смиряется и даже перед Богом.

Тем не менее, Господь рано или поздно смиряет каждого человека. Можно вспомнить апостола Павла, который говорил: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2 Кор. 12:7). Апостол Павел этот физический недуг нес в течении всей своей жизни, который доставлял ему неудобства, который его ограничивал, но он терпел и со смирением нес свой крест.

Дорогие, мы должны понимать, что если мы не будем смирять свою гордыню, то Бог нам в этом поможет. Иногда Господь тернистыми путями приводит нас ко смирению, через скорби, через страдания, через лишения. Мы должны всячески понуждать себя к смирению, ведь гораздо легче самому себя смирять, чем ожидать этого божественного вмешательства в свою жизнь. Всё это нужно, потому что только в смиренном сердце возможно пребывание Бога и Его благодати: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Смирение — это отнюдь не всегда слабость, не робость, не мягкость. Когда христианство говорит о добродетели смирения, оно имеет в виду не смирение перед людьми и не смирение в обществе, а смирение перед Богом, благоговение перед Ним.

Дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этом, чтобы мы со всеми были в мире, чтобы мы всегда могли прощать друг друга. Когда нет прощения, гордыня овладевает нашим сердцем: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18), — как говорит апостол Павел. И дай Бог, чтобы при внимательном отношении к себе, мы подавляли в себе эти ростки гордости, которые уводят нас от Бога. Чтобы только Богом было наполнено наше сердце и устремлено к Нему Одному.

Аминь!

21 февраля 2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь начинает готовить нас к особому времени — к Великому посту. С недели о мытаре и фарисее за богослужением уже употребляется особая богослужебная книга — Постная Триодь, преисполненная духом покаяния и призывом к исправлению жизни.

Сегодняшняя притча говорит о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисей, который исполнял Закон и все обрядовые предписания, молился Богу такими словами: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочии люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Этого мытаря фарисей увидел, когда он входил в храм. Он стоял при входе в храм и не дерзал подходить ближе, сознавая свои грехи. Фарисей прекрасно знал, с чем была связана жизнь сборщиков налогов, которые грабили свой народ, собирая налоги в пользу Римской Империи. Далее фарисей перечисляет свои добродетели: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю» (Лк. 18:12). Молитва фарисея была высокомерна, он заявлял Богу о своей праведности, он сознавал, что он все правильно делает, правильно живет и даже добрые дела делает, и милостыню дает, и постится.

В Священном Писании есть слова, которые всем хорошо известны: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Святые отцы говорят, что когда мы с вами, приходя на исповедь, приносим Богу покаяние, если не говорим о гордости, то значит, наша исповедь недействительна, потому что мы не сказали самого главного. Гордость — это матерь всех грехов, основание всех страстей человеческих, это самый такой глубокий корень, на котором все остальные грехи паразитируют и проявляются.

Святитель Нектарий Эгинский говорил, что гордость бывает различной по своим истокам: есть гордость сердца и есть гордость ума. Гордость сердца — это нечто природное в человеке. Гордыня паразитирует на тех природных качествах, которые Господь дал человеку. Гордость сердца может паразитировать на различных талантах человеческой личности, например, на необыкновенном музыкальном даре, способности прекрасно петь, слышать и различать полутона, чисто интонировать и разбираться в музыке. Но Бог легко врачует эту гордыню и смиряет человека, потому что те или иные таланты сопрягаются с большими искушениями, как говорят в народе: «у кого голосок, у того и бесок».

Все меняется в этой жизни, все мгновенно проходит. В житии святителя Спиридона Тримифунтского был интересной случай. У него был диакон именем Трифиллий, который очень красовался своим голосом, и когда служил Божественную Литургию целые арии выпевал и святителя Спиридона это раздражало, отвлекало от молитвы. Он помолился, чтобы он умолк вообще, и диакон тут же, выходя на ектению, не мог не только петь, но сказать и слова. Так через святого Бог смирил человека, дьякон просил прощение у святителя Спиридона, тот помолился, и Бог вернул ему дар голоса.

Гордость от ума, по свт. Нектарию, это когда человек не знает себе равных, когда он не признает никаких авторитетов, когда он идет напролом, когда он ни перед кем не смиряется и даже перед Богом.

Тем не менее, Господь рано или поздно смиряет каждого человека. Можно вспомнить апостола Павла, который говорил: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2 Кор. 12:7). Апостол Павел этот физический недуг нес в течении всей своей жизни, который доставлял ему неудобства, который его ограничивал, но он терпел и со смирением нес свой крест.

Дорогие, мы должны понимать, что если мы не будем смирять свою гордыню, то Бог нам в этом поможет. Иногда Господь тернистыми путями приводит нас ко смирению, через скорби, через страдания, через лишения. Мы должны всячески понуждать себя к смирению, ведь гораздо легче самому себя смирять, чем ожидать этого божественного вмешательства в свою жизнь. Всё это нужно, потому что только в смиренном сердце возможно пребывание Бога и Его благодати: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Смирение — это отнюдь не всегда слабость, не робость, не мягкость. Когда христианство говорит о добродетели смирения, оно имеет в виду не смирение перед людьми и не смирение в обществе, а смирение перед Богом, благоговение перед Ним.

Дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этом, чтобы мы со всеми были в мире, чтобы мы всегда могли прощать друг друга. Когда нет прощения, гордыня овладевает нашим сердцем: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18), — как говорит апостол Павел. И дай Бог, чтобы при внимательном отношении к себе, мы подавляли в себе эти ростки гордости, которые уводят нас от Бога. Чтобы только Богом было наполнено наше сердце и устремлено к Нему Одному.

Аминь!

21.02.2021
Предыдущая проповедь

14 февраля 2021

Слово о посещении Божием Закхея
Следующая проповедь

28 февраля 2021

Слово о Любви Бога Отца к Своим блудным детям

Все проповеди за 2021 год

декабрь 2021

ноябрь 2021

октябрь 2021

сентябрь 2021

август 2021

июнь 2021

май 2021

апрель 2021

март 2021

февраль 2021

январь 2021

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00