Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о Первом Вселенском Соборе и о Символе веры.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня воскресенье после праздника Вознесения Господня и до праздника Святой Пятидесятницы. Этот день занимает особое значение для осмысления дела нашего спасения, совершенного Иисусом Христом. Евангелие праздника оканчивалось словами о том, что апостолы после Вознесения «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53). Так они переживали событие Вознесения их Учителя, после того, как Господь видимым образом покинул их, но не оставил Духом, дав обетование: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это постоянное пребывание Бога в нашем мире для апостолов явно ощущалось именно тогда, когда они были в храме. И для нас это бесконечно важный урок.

Сегодня память святых отцов Первого Вселенского Собора. Церковь намеренно установила память святых отцов перед праздником Святой Троицы. Первый Вселенский Собор был созван по инициативе императора Константина. Для нас дорого и радостно осознавать, что на этом Соборе были такие выдающиеся святители, как: святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Афанасий Великий (тогда он был еще диаконом), святитель Александр Александрийский, святой исповедник Иаков Низибийский и многие другие великие отцы Церкви.

Этот Собор был созван в связи с ересью пресвитера Ария, который учил о том, что Христос не является Сыном Божиим (Он не из сущности Отца), а является высшим творением. Учение это говорило о том, что Христос родился от Марии обычным образом простым человеком, а затем за святость жизни благодать Божия снизошла на Него и Божество соединилось с Ним. Вот так выглядело учение Ария. Наверное, он старался убедить верующих в том, что Христос, благодаря подвигу жизни, святости сподобился быть Сыном Божиим, но не по природе, а по благодати, по заслугам. Догматически это было страшное вероучение, которое подрывало Богооткровенные основы нашего спасения. Если Христос — не воплощенный Сын Божий, то христианство было бы не нужно, а наша вера вообще не была бы аутентична и необходима. Человеку нет никакой пользы и радости от того, что Христос родился как простой человек. Это означает, что зараженная человеческая природа после греха Адама не могла быть уврачёвана или исцелена простым человеком, пусть великим и святым. Только Бог мог это человеческое естество, обезображенное грехом, исцелить и вернуть ему первозданную святость и чистоту, только Богочеловек Иисус Христос. И Его Кровь, которую Сын Божий пролил на кресте ради нашего спасения, только в этом случае может быть спасительной для всего мира.

Наконец, учение Ария ниспровергает и догмат Святой Троицы: если родился простой человек Иисус, то значит нет никакой Единосущной Троицы — а это главный догмат христианства, и, отказываясь от Божественности Христа, мы разрушаем всё христианское вероучение. Поэтому святые отцы были обеспокоены этой угрозой. Они собрались в Никее для того, чтобы утвердить исповедание веры. БОльшая часть Символа (до учения о Святом Духе) была выработана святыми отцами именно на этом Соборе. Эту веру, выраженную в словесных формулах в IV веке, унаследовали и все мы. Представьте себе, что целых восемнадцать веков христиане из поколения в поколение исповедуют эту веру, произнося Никео-Цареградский Символ Веры.

Символ веры мы с вами не всегда с благоговением произносим, чаще всего опускаем его в наших молитвах, в лучшем случае вместе поём его лишь за Литургией. Митрополит Вениамин (Федченков), который эмигрировал после революции в Европу, потом вернулся и окончил свои дни в Псково-Печёрском монастыре. Он был выдающийся духовный писатель, очень много воспоминаний оставил о Советском периоде, о жизни Церкви в это богоборческое время. В своих воспоминаниях он писал, что во время Божественной Литургии, когда священники над главой архиерея, склонившегося у Святой Чаши, колеблют воздУх и старший священник читает Символ веры, архиерей вставал со слезами (для архиерея этот момент — исповедание веры перед тем, как он начнёт совершать Евхаристический канон). Архиереи поднимались от престола со слезами, плакали от слышания Символа веры, от глубокого умиления и благодарности Богу, которое они чувствовали в сакральных тайнах вероучения.

Именно на Первом Вселенском Соборе к исповеданию веры во Христа было добавлено слово «единосущный». Это было очень важно — Сын одной Божественной сущности с Отцом, он равен Ему и по славе, и по достоинству. В Евангелии, которое сегодня читалось, есть такие: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Жизнь вечная начинается как раз с познания Иисуса Христа, с принятия в Нём Сына Божия. И это знание Бога мы черпаем в Символе Веры. С этого начинается жизнь вечная на земле, здесь закладывается основа жизни вечной, которую мы наследуем потом, перейдя порог вечности. Мы благодарим Бога за то, что являемся наследниками этого Божественного Откровения, что тайна Святой Троицы открыта нам святыми отцами, которые раскрывают истину Священного Писания в Предании Церкви.

Будем с благодарением Богу, с трепетом, с радостью читать всегда Символ веры как глубокую и действенную молитву, исповедуя те истины, которые в ней запечатлены, понимая, что это то знание о Боге, которое открывает нам двери вечной жизни. Дай Бог, чтобы мы дорожили этим сокровищем, которое нам открыто, и будем помнить о том, что эта вера хранится в Церкви Христовой непоколебимо.

Дай Бог, чтобы мы дорожили своей принадлежностью к Церкви Христовой, которая является хранительницей учения о Боге, чтобы мы соотносили свою жизнь с церковной общиной, чтобы дорожили единством с пастырями Церкви, именно через них наша связь с Церковью, а значит, и с Богом осуществляется. Лживы слова о том, что вы в Церкви, когда вы оставили ваш храм, где вы духовно родились, где вы возросли и где дали возможность раскрыться вашей вере через различные служения и послушания. Кто отрицает Церковь, тот автоматически становится вне веры Христовой, вне Христа. Мы с вами принадлежим Церкви Христовой, глава которой Господь, через Русскую Православную Церковь, через нашего Патриарха, через нашего правящего епископа, через священников. Эта цепочка взаимосвязана, и, задев одно звено, рушится вся связь. Так было установлено Самим Христом для нашего с вами спасения еще на заре истории Церкви.

Дай Бог всем нам хранить чистоту веры нашей и беречь нашу принадлежность к Церкви, потому что в этом залог спасения и жизни вечной.

Аминь.

13 июня 2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня воскресенье после праздника Вознесения Господня и до праздника Святой Пятидесятницы. Этот день занимает особое значение для осмысления дела нашего спасения, совершенного Иисусом Христом. Евангелие праздника оканчивалось словами о том, что апостолы после Вознесения «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53). Так они переживали событие Вознесения их Учителя, после того, как Господь видимым образом покинул их, но не оставил Духом, дав обетование: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это постоянное пребывание Бога в нашем мире для апостолов явно ощущалось именно тогда, когда они были в храме. И для нас это бесконечно важный урок.

Сегодня память святых отцов Первого Вселенского Собора. Церковь намеренно установила память святых отцов перед праздником Святой Троицы. Первый Вселенский Собор был созван по инициативе императора Константина. Для нас дорого и радостно осознавать, что на этом Соборе были такие выдающиеся святители, как: святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Афанасий Великий (тогда он был еще диаконом), святитель Александр Александрийский, святой исповедник Иаков Низибийский и многие другие великие отцы Церкви.

Этот Собор был созван в связи с ересью пресвитера Ария, который учил о том, что Христос не является Сыном Божиим (Он не из сущности Отца), а является высшим творением. Учение это говорило о том, что Христос родился от Марии обычным образом простым человеком, а затем за святость жизни благодать Божия снизошла на Него и Божество соединилось с Ним. Вот так выглядело учение Ария. Наверное, он старался убедить верующих в том, что Христос, благодаря подвигу жизни, святости сподобился быть Сыном Божиим, но не по природе, а по благодати, по заслугам. Догматически это было страшное вероучение, которое подрывало Богооткровенные основы нашего спасения. Если Христос — не воплощенный Сын Божий, то христианство было бы не нужно, а наша вера вообще не была бы аутентична и необходима. Человеку нет никакой пользы и радости от того, что Христос родился как простой человек. Это означает, что зараженная человеческая природа после греха Адама не могла быть уврачёвана или исцелена простым человеком, пусть великим и святым. Только Бог мог это человеческое естество, обезображенное грехом, исцелить и вернуть ему первозданную святость и чистоту, только Богочеловек Иисус Христос. И Его Кровь, которую Сын Божий пролил на кресте ради нашего спасения, только в этом случае может быть спасительной для всего мира.

Наконец, учение Ария ниспровергает и догмат Святой Троицы: если родился простой человек Иисус, то значит нет никакой Единосущной Троицы — а это главный догмат христианства, и, отказываясь от Божественности Христа, мы разрушаем всё христианское вероучение. Поэтому святые отцы были обеспокоены этой угрозой. Они собрались в Никее для того, чтобы утвердить исповедание веры. БОльшая часть Символа (до учения о Святом Духе) была выработана святыми отцами именно на этом Соборе. Эту веру, выраженную в словесных формулах в IV веке, унаследовали и все мы. Представьте себе, что целых восемнадцать веков христиане из поколения в поколение исповедуют эту веру, произнося Никео-Цареградский Символ Веры.

Символ веры мы с вами не всегда с благоговением произносим, чаще всего опускаем его в наших молитвах, в лучшем случае вместе поём его лишь за Литургией. Митрополит Вениамин (Федченков), который эмигрировал после революции в Европу, потом вернулся и окончил свои дни в Псково-Печёрском монастыре. Он был выдающийся духовный писатель, очень много воспоминаний оставил о Советском периоде, о жизни Церкви в это богоборческое время. В своих воспоминаниях он писал, что во время Божественной Литургии, когда священники над главой архиерея, склонившегося у Святой Чаши, колеблют воздУх и старший священник читает Символ веры, архиерей вставал со слезами (для архиерея этот момент — исповедание веры перед тем, как он начнёт совершать Евхаристический канон). Архиереи поднимались от престола со слезами, плакали от слышания Символа веры, от глубокого умиления и благодарности Богу, которое они чувствовали в сакральных тайнах вероучения.

Именно на Первом Вселенском Соборе к исповеданию веры во Христа было добавлено слово «единосущный». Это было очень важно — Сын одной Божественной сущности с Отцом, он равен Ему и по славе, и по достоинству. В Евангелии, которое сегодня читалось, есть такие: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Жизнь вечная начинается как раз с познания Иисуса Христа, с принятия в Нём Сына Божия. И это знание Бога мы черпаем в Символе Веры. С этого начинается жизнь вечная на земле, здесь закладывается основа жизни вечной, которую мы наследуем потом, перейдя порог вечности. Мы благодарим Бога за то, что являемся наследниками этого Божественного Откровения, что тайна Святой Троицы открыта нам святыми отцами, которые раскрывают истину Священного Писания в Предании Церкви.

Будем с благодарением Богу, с трепетом, с радостью читать всегда Символ веры как глубокую и действенную молитву, исповедуя те истины, которые в ней запечатлены, понимая, что это то знание о Боге, которое открывает нам двери вечной жизни. Дай Бог, чтобы мы дорожили этим сокровищем, которое нам открыто, и будем помнить о том, что эта вера хранится в Церкви Христовой непоколебимо.

Дай Бог, чтобы мы дорожили своей принадлежностью к Церкви Христовой, которая является хранительницей учения о Боге, чтобы мы соотносили свою жизнь с церковной общиной, чтобы дорожили единством с пастырями Церкви, именно через них наша связь с Церковью, а значит, и с Богом осуществляется. Лживы слова о том, что вы в Церкви, когда вы оставили ваш храм, где вы духовно родились, где вы возросли и где дали возможность раскрыться вашей вере через различные служения и послушания. Кто отрицает Церковь, тот автоматически становится вне веры Христовой, вне Христа. Мы с вами принадлежим Церкви Христовой, глава которой Господь, через Русскую Православную Церковь, через нашего Патриарха, через нашего правящего епископа, через священников. Эта цепочка взаимосвязана, и, задев одно звено, рушится вся связь. Так было установлено Самим Христом для нашего с вами спасения еще на заре истории Церкви.

Дай Бог всем нам хранить чистоту веры нашей и беречь нашу принадлежность к Церкви, потому что в этом залог спасения и жизни вечной.

Аминь.

13.06.2021

Все проповеди за 2021 год

сентябрь 2021

август 2021

июнь 2021

май 2021

апрель 2021

март 2021

февраль 2021

январь 2021

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00