Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы с вами прослушали Евангелие от Луки, которое повествует нам о встрече Закхея со Христом. Закхей был начальником мытарей, сборщиком податей. Он возглавлял налоговую полицию в Иерихоне, которая работала на благосостояние Римской империи, поработившей иудеев, лишив их самостоятельности. Профессия мытаря была презренной в народе иудейском. Мы вспоминаем из времен Великой Отечественной Войны полицаев, которые служили немцам на оккупированных территориях, порабощая собственный народ. И вот мытари занимались примерно тем же, и такое же отношение к ним было в обществе.
Закхей, как сказано в Евангелии, был очень богат. Он все имел в жизни, он достиг высокого статуса, но это материальное богатство не принесло ему счастья и не дало покоя его душе. Душа его осталась живой, ищущей Бога, и поэтому, когда Закхей услышал, что Христос пришел в Иерихон, он предпринял многие труды для того, чтобы Его увидеть.
В прошлое воскресенье мы с вами размышляли над тем, как Господь, входя в Иерихон, исцелил слепого Вартимея, который сидел у ворот этого города, прося милостыню. Вероятно, молва об этом чуде дошла до Закхея. Он, оставив все свои дела, поспешил найти, где же в Иерихоне Христос, и нашел Его, окруженного большой толпой народа. Подойти было невозможно. Он к тому же был маленького роста, и поэтому он не видел Христа. Тогда Закхей предпринимает удивительный шаг. Он взбирается на смоковницу, которая росла при дороге, и ждет, когда Христос придет к этому месту.
Кто был на Святой земле, прекрасно помнит, как выглядят эти деревья. Это не наши русские сосны и не березы, это низкорослые деревья, необыкновенно ветвистые, иногда с колючими шипами, с густой кроной, влезть на которую очень трудно. Закхей ни на что не обращал внимания. Он наверняка был хорошо одет, а его поступок, который характерен для детей, но не для взрослого, авторитетного и известного человека, начальника таможенной службы. Поступая таким образом, Закхей напрашивался на насмешки толпы. Мы можем себе представить, как выглядело бы это сейчас, если бы в наш город приехал какой-то известный человек, а глава администрации влез бы на дерево, чтобы увидеть, сфотографировать эту знаменитость. Люди бы крутили у виска, он бы не смог вернуться в свой кабинет, его бы отвезли в соответствующее медицинское учреждение. Но Закхею было абсолютно все равно. Он был весь охвачен этой благородной целью — увидеть Христа, больше ничего ему не надо было.
Когда Господь подошел к этой смоковнице, Он обращается к Закхею по имени: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:1). Господь — Сердцеведец, Он знает всех нас, нашу жизнь, которую Он нам даёт, сохраняет и поддерживает. Обращение Господа к Закхею, внимание, проявленное к нему, необыкновенно обрадовали Закхея. Он поспешно слез и принял Христа у себя в доме.
Мы не знаем, о чем конкретно они беседовали в доме. Но во время этого общения среди других мытарей Закхей говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). В порыве своего живого сердца Закхей хочет вчетверо компенсировать убытки всех, кого он когда-либо обобрал. Ветхий Завет в отношении этого предписывал очень строгие меры справедливого воздаяния за причиненный ущерб: если украл одного вола, то должен был возвратить двух, если ты за это время пользовался этими волами и приобрёл какие-то материальные блага, то должен был отдать вчетверо тому, у которого ты украл. Закхей, памятуя о ветхозаветной обрядовой традиции, поступает в отношении этого возвращения долга вчетверо совершенно по справедливости.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Решив так поступить, он во мгновение обнищал, раздал практически все, что нажил греховным своим занятием». Он оставил все и всех и пошел вслед за Христом. Священное Предание Церкви сообщает, что он стал учеником апостола Петра, а затем стал епископом Кесарии Каппадокийской, и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия.
Дорогие, какое же к нам имеет отношение этот евангельский рассказ? Мы с вами должны поставить целью своей жизни увидеть Христа, удержать Его близкое присутствие рядом с собой и жить с Ним. Мы должны иметь это пламенное желание Закхея. Где же мы с вами можем увидеть Христа сегодня? Мы можем соприкоснуться и увидеть Христа в храме Божием, это место Его особого присутствия. Бывая в каких-то красивых местах, когда мы имеем возможность быть у моря, в каких-нибудь живописных местах, мы ощущаем это присутствие Божие, созерцая красоту сотворенного Им мира. Нужно только уметь видеть эту красоту, учиться замечать её. Наконец, мы видим Христа и входим с Ним в реальное общение, когда причащаемся Святых Христовых Тайн, когда читаем Священное Писание, когда мы молимся Богу, разговариваем с Ним. Закхей, чтобы увидеть Христа, предпринял многое для этого, даже переступил через себя, через своё достоинство и статус.
И мы с вами также должны предпринимать это усилие. Это усилие состоит в том, чтобы понудить себя прийти в храм, раньше встать, оставить дела, отложить житейскую суету, когда мы встаем на молитву, когда берем в руки Священное Писание, когда совершаем добрые дела, когда прощаем обиды, прекращая ненависть и вражду в нашей жизни, всё это мы делаем ради Христа, смиряя свою самость и падшую природу, подчиняя её Христу.
Царство Божие нудится (буквально — захватывается), и кто употребляет усилие, тот обретает его (см. Мф. 11:12). Поэтому наивно ждать, когда у нас появится желание пойти в храм, помолиться или причаститься. Мы не должны ждать озарения, а должны заставлять себя и готовиться ко причастию и приходить в храм, утром до работы заставлять себя раньше вставать и помолиться. Постепенно это будет входить в навык, без которого ты не сможешь жить, не исполняя который, жизнь твоя будет пустой.
Мы подобно Закхею должны принять Христа в своем сердце, удержать Его, как самого дорого гостя в своем доме. Но Господь пребывает с нами тогда, когда мы не прогоняем Его своими грехами и своей беззаконной жизнью. О, если бы в наших домах всегда пребывала любовь и мир, чтобы между близкими и родными никогда не было ссор, чтобы в наших жилищах присутствовала молитва, была молитва семейная, чтобы читалось Священное Писание, чтобы, отходя ко сну, всё семейство пребывало в мире и любви друг ко другу. Вот тогда мы сами и наши дома будут вместилищем Божиим. А если Господь будет с нами, то человеку уже ничего не страшно. Где Господь – там красота, там радость и покой.
Аминь.
10 февраля 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы с вами прослушали Евангелие от Луки, которое повествует нам о встрече Закхея со Христом. Закхей был начальником мытарей, сборщиком податей. Он возглавлял налоговую полицию в Иерихоне, которая работала на благосостояние Римской империи, поработившей иудеев, лишив их самостоятельности. Профессия мытаря была презренной в народе иудейском. Мы вспоминаем из времен Великой Отечественной Войны полицаев, которые служили немцам на оккупированных территориях, порабощая собственный народ. И вот мытари занимались примерно тем же, и такое же отношение к ним было в обществе.
Закхей, как сказано в Евангелии, был очень богат. Он все имел в жизни, он достиг высокого статуса, но это материальное богатство не принесло ему счастья и не дало покоя его душе. Душа его осталась живой, ищущей Бога, и поэтому, когда Закхей услышал, что Христос пришел в Иерихон, он предпринял многие труды для того, чтобы Его увидеть.
В прошлое воскресенье мы с вами размышляли над тем, как Господь, входя в Иерихон, исцелил слепого Вартимея, который сидел у ворот этого города, прося милостыню. Вероятно, молва об этом чуде дошла до Закхея. Он, оставив все свои дела, поспешил найти, где же в Иерихоне Христос, и нашел Его, окруженного большой толпой народа. Подойти было невозможно. Он к тому же был маленького роста, и поэтому он не видел Христа. Тогда Закхей предпринимает удивительный шаг. Он взбирается на смоковницу, которая росла при дороге, и ждет, когда Христос придет к этому месту.
Кто был на Святой земле, прекрасно помнит, как выглядят эти деревья. Это не наши русские сосны и не березы, это низкорослые деревья, необыкновенно ветвистые, иногда с колючими шипами, с густой кроной, влезть на которую очень трудно. Закхей ни на что не обращал внимания. Он наверняка был хорошо одет, а его поступок, который характерен для детей, но не для взрослого, авторитетного и известного человека, начальника таможенной службы. Поступая таким образом, Закхей напрашивался на насмешки толпы. Мы можем себе представить, как выглядело бы это сейчас, если бы в наш город приехал какой-то известный человек, а глава администрации влез бы на дерево, чтобы увидеть, сфотографировать эту знаменитость. Люди бы крутили у виска, он бы не смог вернуться в свой кабинет, его бы отвезли в соответствующее медицинское учреждение. Но Закхею было абсолютно все равно. Он был весь охвачен этой благородной целью — увидеть Христа, больше ничего ему не надо было.
Когда Господь подошел к этой смоковнице, Он обращается к Закхею по имени: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:1). Господь — Сердцеведец, Он знает всех нас, нашу жизнь, которую Он нам даёт, сохраняет и поддерживает. Обращение Господа к Закхею, внимание, проявленное к нему, необыкновенно обрадовали Закхея. Он поспешно слез и принял Христа у себя в доме.
Мы не знаем, о чем конкретно они беседовали в доме. Но во время этого общения среди других мытарей Закхей говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). В порыве своего живого сердца Закхей хочет вчетверо компенсировать убытки всех, кого он когда-либо обобрал. Ветхий Завет в отношении этого предписывал очень строгие меры справедливого воздаяния за причиненный ущерб: если украл одного вола, то должен был возвратить двух, если ты за это время пользовался этими волами и приобрёл какие-то материальные блага, то должен был отдать вчетверо тому, у которого ты украл. Закхей, памятуя о ветхозаветной обрядовой традиции, поступает в отношении этого возвращения долга вчетверо совершенно по справедливости.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Решив так поступить, он во мгновение обнищал, раздал практически все, что нажил греховным своим занятием». Он оставил все и всех и пошел вслед за Христом. Священное Предание Церкви сообщает, что он стал учеником апостола Петра, а затем стал епископом Кесарии Каппадокийской, и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия.
Дорогие, какое же к нам имеет отношение этот евангельский рассказ? Мы с вами должны поставить целью своей жизни увидеть Христа, удержать Его близкое присутствие рядом с собой и жить с Ним. Мы должны иметь это пламенное желание Закхея. Где же мы с вами можем увидеть Христа сегодня? Мы можем соприкоснуться и увидеть Христа в храме Божием, это место Его особого присутствия. Бывая в каких-то красивых местах, когда мы имеем возможность быть у моря, в каких-нибудь живописных местах, мы ощущаем это присутствие Божие, созерцая красоту сотворенного Им мира. Нужно только уметь видеть эту красоту, учиться замечать её. Наконец, мы видим Христа и входим с Ним в реальное общение, когда причащаемся Святых Христовых Тайн, когда читаем Священное Писание, когда мы молимся Богу, разговариваем с Ним. Закхей, чтобы увидеть Христа, предпринял многое для этого, даже переступил через себя, через своё достоинство и статус.
И мы с вами также должны предпринимать это усилие. Это усилие состоит в том, чтобы понудить себя прийти в храм, раньше встать, оставить дела, отложить житейскую суету, когда мы встаем на молитву, когда берем в руки Священное Писание, когда совершаем добрые дела, когда прощаем обиды, прекращая ненависть и вражду в нашей жизни, всё это мы делаем ради Христа, смиряя свою самость и падшую природу, подчиняя её Христу.
Царство Божие нудится (буквально — захватывается), и кто употребляет усилие, тот обретает его (см. Мф. 11:12). Поэтому наивно ждать, когда у нас появится желание пойти в храм, помолиться или причаститься. Мы не должны ждать озарения, а должны заставлять себя и готовиться ко причастию и приходить в храм, утром до работы заставлять себя раньше вставать и помолиться. Постепенно это будет входить в навык, без которого ты не сможешь жить, не исполняя который, жизнь твоя будет пустой.
Мы подобно Закхею должны принять Христа в своем сердце, удержать Его, как самого дорого гостя в своем доме. Но Господь пребывает с нами тогда, когда мы не прогоняем Его своими грехами и своей беззаконной жизнью. О, если бы в наших домах всегда пребывала любовь и мир, чтобы между близкими и родными никогда не было ссор, чтобы в наших жилищах присутствовала молитва, была молитва семейная, чтобы читалось Священное Писание, чтобы, отходя ко сну, всё семейство пребывало в мире и любви друг ко другу. Вот тогда мы сами и наши дома будут вместилищем Божиим. А если Господь будет с нами, то человеку уже ничего не страшно. Где Господь – там красота, там радость и покой.
Аминь.
10.02.2019
Предыдущая проповедь
3 февраля 2019
Следующая проповедь
17 февраля 2019
Все проповеди за 2019 год