Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о призвании апостолов

Дорогие братия и сестры. Мы с вами прослушали краткое Евангелие, которое говорит о призвании апостолов Христом к особому их служению проповеди Евангелия по всему миру. Это призвание было выражено в словах: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4;19). Апостолы мгновенно последовали за Христом. Братья: Пётр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы оставили всё, что имели. Пётр был женатым человеком, оставил жену и дом свой; Иаков и Иоанн, два родных брата, здесь же, в лодке оставили своего отца вместе с сетями рыболовными и последовали за Христом.

Несомненно, апостолы что-то слышали о Христе, что-то знали о Его Учении, удивлялись этому Учению, слышали о Его чудесах. Но когда они соприкоснулись со Христом, когда увидели Его своими глазами, то загорелось их сердце, и они всё, чем обладали, что имели, посчитали за сор, за ничто и последовали за Христом.

Некорые люди, слыша об этом следовании за Христом, говорили: «А что рыбаки имели, что удерживало их?» Ведь они же были совершенно бедными, полунищими людьми, всё состояние которых зависело от удачного лова рыбы, и эта ловля обеспечивала всё их земное существование. Но это тоже было немало, дорогие. И как мы уже сказали в первой части наших размышлений, что Пётр, будущий первоверховный апостол, оставил свой дом, жену и устоявшийся, привычный образ жизни. Как это трудно было и непросто сделать? А два других брата оставляют своего отца, не спрашивая его позволения и всецело доверяя Христу. Они не думали в этом смысле ни о чём земном.

Апостол Лука сообщает в своём Евангелии, что некоторые хотели пойти за Христом, но сначала спрашивали разрешения устроить свои земные дела, поучаствовать в них, например, один сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Лк. 9;59). Но Господь ему ответил: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк.9;60). Другой хотел прежде пойти и проститься с его домашними, но Христос ответил: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк.9;62). Иные люди желали пойти за Христом, но спрашивали с трепетом и любопытством: «Равви, где живёшь?» (Ин. 1;38), и этот вопрос был продиктован интересом: «где нам быть с Тобою, и что Ты нам дашь?» Апостолы, ещё не просвещённые Духом Святым, однажды тоже спрашивали Христа: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мк.10;28), и что ожидает нас? И Господь, утешая их, маловерных, ответил: «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10;29-31).

Это Божественное призвание, которое состоялось в жизни апостолов, ярким образом состоялось в жизни всех русских святых, память которых сегодня Церковь прославляет. Мы с вами счастливы, что принадлежим к такой Церкви, которая дала миру больше всего святых. Святых больше прославлено в нашей Церкви, чем во всех других четырнадцати поместных Церквях, вместе взятых. И историки говорят, не просто больше святых в нашей Церкви, а даже число новомучеников, прославленных в ХХ веке, превосходит количество святых, просиявших миру во всех остальных православных Церквях, которые откликнулись на Божественный

призыв, на действие Святого Духа. И это благодатное действие Святого Духа преобразило человеческую жизнь и дало плод святости.

Мы сегодня с благодарностью Богу и с благодарностью великому множеству русских святых вспоминаем тех, которые просияли на небосклоне Русской святости из всех сословий нашего общества – и царское сословие представлено в ликах святых, в лице последнего императора и его семьи, и князья, и чиновники, и военные, и простые люди. Особенно велик сонм преподобных, основателей монастырей, отшельников, которые по лицу всей Русской земли, порой в непроходимых лесах и дебрях устраивали святые обители, которые становились источниками духовного света и духовными маяками для всех ищущих спасения и правильного руководства в жизни.

Но прославление русских святых в сегодняшний день не просто является таким красивым событием, входящем в нашу жизнь, в которой мы можем удивляться, можем порадоваться. Святые являются для нас примерами правильной христианской жизни, которой мы должны с вами следовать, потому что святость – это общее призвание и цель жизни каждого человека. Не надо думать, что есть мир святых, до которого нам страшно далеко, и есть мы, простые грешные люди, которые не можем быть святыми или, правильнее сказать, не собираемся ими быть. С одной стороны, Господь всех нас призвал уже, как апостолов, в спасительную ограду Церкви Христовой. И наше пребывание в Церкви Христовой, в которую мы входим с момента нашего Крещения и с постепенным воцерковлением в нашей жизни, с другой стороны является нашим ответом на зов Господа.

Но этот ответ ещё неубедительный, одно пребывание в Церкви Христовой мало чего даёт человеку, это только имя, это только внешняя принадлежность. А Господь ожидает от нас, чтобы мы стали другими, стали духовными людьми, на Него, на Христа, похожими, подлинными, настоящими христианами. «Я – Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11;44), «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видела ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5;16). Господь говорит: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф.5;13).

Дорогие братия и сестры. Это принципиальное отличие христианина от людей другого мира, не знающих Бога или не пускающих Его в свою жизнь. Оно должно быть нашим принципиальным отличием, должны быть какие-то совершенно верные критерии, которыми определяется подлинное христианство.

Во-первых, Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13;35) – это первая заповедь, первая самая главная для нас с вами. А имеется ли любовь между нами? Есть ли эта любовь в наших семьях, в наших отношениях с ближними, в супружеских отношениях, отношения мужа к жене, жены к мужу, родителей к детям и детей к родителям? Есть ли любовь и мир между нами в родственных, семейных узах или порой диавол торжествует, когда мы пребываем во вражде друг с другом, в непонимании, в ненависти, в нежелании понять другого человека, в том состоянии, когда мы ожидаем, чтобы другой изменился, просил у нас прощения, и кажется, всё тогда станет совсем по-другому. Христианин никогда не должен ждать этого прощения со стороны другого человека, христианином является тот, кто сам просит прощения, кто сам дорожит миром и любовью в нашей жизни, в самом прекрасном её понимании этого великого слова, кто дорожит и ценит, кто готов преодолеть и сломить свою гордыню, которая выгоняет любовь из наших человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, критерием подлинного христианства является состояние непадательного смирения, когда человек лишён гордости, когда он считает себя хуже всех, когда он понимает, что без Христа он ничего не значит, когда состояние его преисполнено кротости и смирения перед каждым человеком, с которым Господь сводит нас в этой земной жизни. Наконец, мы

должны понимать, что христианство и святость, которую ожидает от нас Господь, состоит не во внешних каких-то делах, даже не в хождении в храм, даже не в постах, молитвах и поклонах. Святость – это результат христианской жизни, который должен выражаться в подлинных поступках, в которых мы становимся подобными Самому Христу. Есть верный критерий того, как мы должны жить и как должны поступать в этом мире. Этот критерий выработан практикой народного благочестия. Он состоит в вопрошании себя о том, а как бы поступил Христос в той или иной ситуации, на твоём месте? Смог бы Христос, оставаясь в нашем сознании идеалом нравственности и чистоты, совершить тот или иной поступок? Смог бы Христос пребывать во вражде друг с другом, в той вражде, ненависти и злобе, которая присутствует в наших человеческих отношениях или это уже не был бы Христос? И не было бы ничего христианского? Это простейший пример того, как, обращаясь к своей совести, сверить с Евангелием тот или иной поступок жизни своей.

Подлинное и истинное христианство состоит и в постоянном делании того, что не хочет твоя грехолюбивая, страстная природа, а что хочет Христос. С одной стороны, мы с вами благоговеем перед тем идеалом нравственности, который нам даёт Христос, умом своим мы признаём, но не пускаем в свою жизнь. От христианства мы берём лишь то, что нам выгодно, что нам полезно, что нам придаёт комфорт в этой жизни земной. Христос с Его жизненным Крестом, страданиями, скорбями не нужен нам, современным христианам. Бог, Христос, нужен нам лишь в той мере, чтобы благодаря Ему мы решали свои земные вопросы, которые улучшают качество нашей с вами земной жизни. Когда это благодеяние Божие в нашей жизни оканчивается, оканчивается и вера, и нет никакой любви, и ничего не остаётся от христианства. Мы должны Бога Христа любить не потому, что Он способен нам дать всё, что нам хочется, а потому, что мы Его любим больше всего на свете, потому что никого прекраснее Христа нет в этом мире.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы теоретическое знание, Учение Христово перерастало в нашей жизни в реальные плоды. Чтобы мы, молясь русским святым, брали с них пример подлинной, настоящей жизни, и чтобы о нас можно было сказать хотя бы простыми словами, что «они сзади, но в том же стаде Церкви Христовой».

Аминь.

8 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Мы с вами прослушали краткое Евангелие, которое говорит о призвании апостолов Христом к особому их служению проповеди Евангелия по всему миру. Это призвание было выражено в словах: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4;19). Апостолы мгновенно последовали за Христом. Братья: Пётр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы оставили всё, что имели. Пётр был женатым человеком, оставил жену и дом свой; Иаков и Иоанн, два родных брата, здесь же, в лодке оставили своего отца вместе с сетями рыболовными и последовали за Христом.

Несомненно, апостолы что-то слышали о Христе, что-то знали о Его Учении, удивлялись этому Учению, слышали о Его чудесах. Но когда они соприкоснулись со Христом, когда увидели Его своими глазами, то загорелось их сердце, и они всё, чем обладали, что имели, посчитали за сор, за ничто и последовали за Христом.

Некорые люди, слыша об этом следовании за Христом, говорили: «А что рыбаки имели, что удерживало их?» Ведь они же были совершенно бедными, полунищими людьми, всё состояние которых зависело от удачного лова рыбы, и эта ловля обеспечивала всё их земное существование. Но это тоже было немало, дорогие. И как мы уже сказали в первой части наших размышлений, что Пётр, будущий первоверховный апостол, оставил свой дом, жену и устоявшийся, привычный образ жизни. Как это трудно было и непросто сделать? А два других брата оставляют своего отца, не спрашивая его позволения и всецело доверяя Христу. Они не думали в этом смысле ни о чём земном.

Апостол Лука сообщает в своём Евангелии, что некоторые хотели пойти за Христом, но сначала спрашивали разрешения устроить свои земные дела, поучаствовать в них, например, один сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Лк. 9;59). Но Господь ему ответил: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк.9;60). Другой хотел прежде пойти и проститься с его домашними, но Христос ответил: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк.9;62). Иные люди желали пойти за Христом, но спрашивали с трепетом и любопытством: «Равви, где живёшь?» (Ин. 1;38), и этот вопрос был продиктован интересом: «где нам быть с Тобою, и что Ты нам дашь?» Апостолы, ещё не просвещённые Духом Святым, однажды тоже спрашивали Христа: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мк.10;28), и что ожидает нас? И Господь, утешая их, маловерных, ответил: «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10;29-31).

Это Божественное призвание, которое состоялось в жизни апостолов, ярким образом состоялось в жизни всех русских святых, память которых сегодня Церковь прославляет. Мы с вами счастливы, что принадлежим к такой Церкви, которая дала миру больше всего святых. Святых больше прославлено в нашей Церкви, чем во всех других четырнадцати поместных Церквях, вместе взятых. И историки говорят, не просто больше святых в нашей Церкви, а даже число новомучеников, прославленных в ХХ веке, превосходит количество святых, просиявших миру во всех остальных православных Церквях, которые откликнулись на Божественный

призыв, на действие Святого Духа. И это благодатное действие Святого Духа преобразило человеческую жизнь и дало плод святости.

Мы сегодня с благодарностью Богу и с благодарностью великому множеству русских святых вспоминаем тех, которые просияли на небосклоне Русской святости из всех сословий нашего общества – и царское сословие представлено в ликах святых, в лице последнего императора и его семьи, и князья, и чиновники, и военные, и простые люди. Особенно велик сонм преподобных, основателей монастырей, отшельников, которые по лицу всей Русской земли, порой в непроходимых лесах и дебрях устраивали святые обители, которые становились источниками духовного света и духовными маяками для всех ищущих спасения и правильного руководства в жизни.

Но прославление русских святых в сегодняшний день не просто является таким красивым событием, входящем в нашу жизнь, в которой мы можем удивляться, можем порадоваться. Святые являются для нас примерами правильной христианской жизни, которой мы должны с вами следовать, потому что святость – это общее призвание и цель жизни каждого человека. Не надо думать, что есть мир святых, до которого нам страшно далеко, и есть мы, простые грешные люди, которые не можем быть святыми или, правильнее сказать, не собираемся ими быть. С одной стороны, Господь всех нас призвал уже, как апостолов, в спасительную ограду Церкви Христовой. И наше пребывание в Церкви Христовой, в которую мы входим с момента нашего Крещения и с постепенным воцерковлением в нашей жизни, с другой стороны является нашим ответом на зов Господа.

Но этот ответ ещё неубедительный, одно пребывание в Церкви Христовой мало чего даёт человеку, это только имя, это только внешняя принадлежность. А Господь ожидает от нас, чтобы мы стали другими, стали духовными людьми, на Него, на Христа, похожими, подлинными, настоящими христианами. «Я – Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11;44), «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видела ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5;16). Господь говорит: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф.5;13).

Дорогие братия и сестры. Это принципиальное отличие христианина от людей другого мира, не знающих Бога или не пускающих Его в свою жизнь. Оно должно быть нашим принципиальным отличием, должны быть какие-то совершенно верные критерии, которыми определяется подлинное христианство.

Во-первых, Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13;35) – это первая заповедь, первая самая главная для нас с вами. А имеется ли любовь между нами? Есть ли эта любовь в наших семьях, в наших отношениях с ближними, в супружеских отношениях, отношения мужа к жене, жены к мужу, родителей к детям и детей к родителям? Есть ли любовь и мир между нами в родственных, семейных узах или порой диавол торжествует, когда мы пребываем во вражде друг с другом, в непонимании, в ненависти, в нежелании понять другого человека, в том состоянии, когда мы ожидаем, чтобы другой изменился, просил у нас прощения, и кажется, всё тогда станет совсем по-другому. Христианин никогда не должен ждать этого прощения со стороны другого человека, христианином является тот, кто сам просит прощения, кто сам дорожит миром и любовью в нашей жизни, в самом прекрасном её понимании этого великого слова, кто дорожит и ценит, кто готов преодолеть и сломить свою гордыню, которая выгоняет любовь из наших человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, критерием подлинного христианства является состояние непадательного смирения, когда человек лишён гордости, когда он считает себя хуже всех, когда он понимает, что без Христа он ничего не значит, когда состояние его преисполнено кротости и смирения перед каждым человеком, с которым Господь сводит нас в этой земной жизни. Наконец, мы

должны понимать, что христианство и святость, которую ожидает от нас Господь, состоит не во внешних каких-то делах, даже не в хождении в храм, даже не в постах, молитвах и поклонах. Святость – это результат христианской жизни, который должен выражаться в подлинных поступках, в которых мы становимся подобными Самому Христу. Есть верный критерий того, как мы должны жить и как должны поступать в этом мире. Этот критерий выработан практикой народного благочестия. Он состоит в вопрошании себя о том, а как бы поступил Христос в той или иной ситуации, на твоём месте? Смог бы Христос, оставаясь в нашем сознании идеалом нравственности и чистоты, совершить тот или иной поступок? Смог бы Христос пребывать во вражде друг с другом, в той вражде, ненависти и злобе, которая присутствует в наших человеческих отношениях или это уже не был бы Христос? И не было бы ничего христианского? Это простейший пример того, как, обращаясь к своей совести, сверить с Евангелием тот или иной поступок жизни своей.

Подлинное и истинное христианство состоит и в постоянном делании того, что не хочет твоя грехолюбивая, страстная природа, а что хочет Христос. С одной стороны, мы с вами благоговеем перед тем идеалом нравственности, который нам даёт Христос, умом своим мы признаём, но не пускаем в свою жизнь. От христианства мы берём лишь то, что нам выгодно, что нам полезно, что нам придаёт комфорт в этой жизни земной. Христос с Его жизненным Крестом, страданиями, скорбями не нужен нам, современным христианам. Бог, Христос, нужен нам лишь в той мере, чтобы благодаря Ему мы решали свои земные вопросы, которые улучшают качество нашей с вами земной жизни. Когда это благодеяние Божие в нашей жизни оканчивается, оканчивается и вера, и нет никакой любви, и ничего не остаётся от христианства. Мы должны Бога Христа любить не потому, что Он способен нам дать всё, что нам хочется, а потому, что мы Его любим больше всего на свете, потому что никого прекраснее Христа нет в этом мире.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы теоретическое знание, Учение Христово перерастало в нашей жизни в реальные плоды. Чтобы мы, молясь русским святым, брали с них пример подлинной, настоящей жизни, и чтобы о нас можно было сказать хотя бы простыми словами, что «они сзади, но в том же стаде Церкви Христовой».

Аминь.

08.06.2014
Предыдущая проповедь

18 мая 2014

Слово в Неделю о самарянке
Следующая проповедь

8 июня 2014

Слово в день Святой Пятидесятницы

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00