Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о спасительной благодати Божией, которая нам явилась в день Богоявления.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, никогда и нигде в истории человеческого рода Бог не являл себя так, как в событии Крещения Господа нашего Иисуса Христа на Иордане.

Конечно, библейская история знает явления Бога, моменты особого приближения Его к миру и человеку. Мы можем вспомнить, как ветхозаветный патриарх Иаков бежал в Месопотамию от гнева брата своего Исава, которого он обманул, похитив первородство и как он встретился с Богом ночью и не только встретился, но и боролся с Ним, от чего и получил имя Израиль, что значит «богоборец». В Ветхом Завете были праведники, которые особо приближались к Богу. Так, пророк Илия на горе Хорив ощутил это присутствие Бога в прохладе ветра. Пророк Моисей из рук Бога получил скрижали Завета, на которых перстом Божиим были записаны десять заповедей. В новозаветной истории Воскресший Христос явился Савлу, будущего апостола Павла, когда он, дыша убийствами и угрозами, направлялся в Дамаск, чтобы там предавать христиан смерти. Но все эти примеры не идут ни в какое сравнение с явлением Пресвятой Живоначальной Троицы на реке Иордан в момент крещения Господня.

Сын Божий Иисус Христос пришел на Иордан, когда ему было 30 лет. Тогда же пророк Иоанн Предтеча и народ, находящийся вблизи, видели таинственное снисхождение Духа Святаго на Христа в виде голубя и слышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). От этого явления Пресвятой Троицы этот праздник называется «Богоявлением» или «Просвещением», потому что было открыто подлинное, максимально доступное для человеческого разума знание о Боге, прославляемого в Святой Троице: об Отце, Сыне и Святом Духе. Это правильное богооткровенное знание, данное нам, является основой нашей православной веры.

Христос, воплощенный Сын Божий, принявший человеческую природу, приходит к пророку Иоанну на Иордан и креститься от него, хотя и не имел в этом никакой потребности. Пророк Иоанн, став Крестителем Христа, пришел от этого в недоумение. Ведь он не знал до этого Иисуса. Когда-то ему Духом Святым было открыто: «…На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Иоанн созерцал это знамение и в страхе отказывался совершить это крещение: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Он даже отказывался выполнить рабскую обязанность по отношению к господину: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:27). «Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14), — вопрошает он Христа. И тогда Господь говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

Какую же правду хотел исполнить Христос, придя на Иордан креститься от Иоанна? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Правда, или исполнение ее, состоит в исполнении заповедей Божиих». Господь показывает нам примеры этого необыкновенного благоговейного отношения к заповедям Божиим и к уставам человеческой жизни. Господь исполнил то, что исполняли Его современники по отношению к Богу. Он сказал для нас: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Он платил подати в пользу римской власти, Он принял обряд обрезания, он был принесен Своей Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, также исполняя закон, обязательный для всех иудеев. В этом Господь и нам дает пример трепетного отношения ко всем религиозным установлениям, к заповедям Божиим и к законам человеческим.

Господь приходит на Иордан, и Он стоит в толпе народа. Начиная от Его рождения в Вифлееме и до этого чудесного знамения, воспринятого Иоанном Крестителем, никто Его не знал. Господь мог бы иным образом воспринять это крещение, Он мог явить какое-то знамение, совершить чудо, обратив народ к вере в Него, но Господь так не делает. Наверно, Он стоял в очереди к Иоанну и не обращал на Себя излишнего внимания. Он пришёл в этом мир в абсолютном смирении, абсолютном самоуничижении, также и здесь Он показывает нам пример христианской жизни, которая должна созидаться на чувстве глубочайшего смирения и чувстве собственного недостоинства. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел говорит: «Явилась благодать Божия спасительная для всех человеков» (Титу 2:11). Это явление благодати Божией и произошло в воплощении Иисуса Христа, в этом двуедином событие Богоявления — Рождестве Христовом и Его Крещении. Богоявление принесло человеку причастность к благодати Божией, и в этом заключается главное отличие новозаветной Церкви от ветхозаветных времен. И до пришествия Христа были святые, добродетельные люди, нравственной чистотой которых мы удивляемся. Праведники, патриархи, пророки совершали чудеса, являли в жизни преданность Господу, свидетельствовали свою веру. Но отличие Ветхого от Нового Завета состоит в том, что со времен грехопадения Адама человек лишился благодати Божией, лишился теснейшего общения с Богом, и в этой жизни единение с Богом было невозможно, а вечная жизнь была закрыта даже для святых. Но всё изменилось с пришествием Христа в наш мир, и мы с вами имеем великое преимущество, что имеем возможность быть причастными к этой благодати Божией.

Мы эту благодать Божию чувствуем в Церкви Христовой, и очень часто люди, которые приходят сюда, недоумевают: «Почему, вот я только захожу в храм и начинаю плакать». Так необъяснимо Господь касается сердца человека, ведь «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Эту особую благодать Божию, которую мы с вами ощущаем, хочется сохранить в сердце как можно дольше. В этом состоит задача нашей жизни. Когда благодать входит в нашу жизнь, она приносит нам радость, она приносит необыкновенное успокоение и умиротворение, которые преисполняют все наше естество. И эта благодать Божия явилась в день Богоявления.

Благодать Божия – это очень драгоценное и хрупкое сокровище, которое несовместимо ни с чем греховным. Каждый из вас наблюдал за собой: после причащения Святых Христовых Таин, особенно после искренней исповеди, человек чувствует необыкновенную радость и легкость, и в то же время чувствует, как малейший грех, даже на уровне помысла, эту благодать упраздняет, и благодать покидает нас. И поэтому будем беречь чистоту нашей души, ведь только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8).

Аминь.

19 января 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, никогда и нигде в истории человеческого рода Бог не являл себя так, как в событии Крещения Господа нашего Иисуса Христа на Иордане.

Конечно, библейская история знает явления Бога, моменты особого приближения Его к миру и человеку. Мы можем вспомнить, как ветхозаветный патриарх Иаков бежал в Месопотамию от гнева брата своего Исава, которого он обманул, похитив первородство и как он встретился с Богом ночью и не только встретился, но и боролся с Ним, от чего и получил имя Израиль, что значит «богоборец». В Ветхом Завете были праведники, которые особо приближались к Богу. Так, пророк Илия на горе Хорив ощутил это присутствие Бога в прохладе ветра. Пророк Моисей из рук Бога получил скрижали Завета, на которых перстом Божиим были записаны десять заповедей. В новозаветной истории Воскресший Христос явился Савлу, будущего апостола Павла, когда он, дыша убийствами и угрозами, направлялся в Дамаск, чтобы там предавать христиан смерти. Но все эти примеры не идут ни в какое сравнение с явлением Пресвятой Живоначальной Троицы на реке Иордан в момент крещения Господня.

Сын Божий Иисус Христос пришел на Иордан, когда ему было 30 лет. Тогда же пророк Иоанн Предтеча и народ, находящийся вблизи, видели таинственное снисхождение Духа Святаго на Христа в виде голубя и слышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). От этого явления Пресвятой Троицы этот праздник называется «Богоявлением» или «Просвещением», потому что было открыто подлинное, максимально доступное для человеческого разума знание о Боге, прославляемого в Святой Троице: об Отце, Сыне и Святом Духе. Это правильное богооткровенное знание, данное нам, является основой нашей православной веры.

Христос, воплощенный Сын Божий, принявший человеческую природу, приходит к пророку Иоанну на Иордан и креститься от него, хотя и не имел в этом никакой потребности. Пророк Иоанн, став Крестителем Христа, пришел от этого в недоумение. Ведь он не знал до этого Иисуса. Когда-то ему Духом Святым было открыто: «…На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Иоанн созерцал это знамение и в страхе отказывался совершить это крещение: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Он даже отказывался выполнить рабскую обязанность по отношению к господину: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:27). «Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14), — вопрошает он Христа. И тогда Господь говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

Какую же правду хотел исполнить Христос, придя на Иордан креститься от Иоанна? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Правда, или исполнение ее, состоит в исполнении заповедей Божиих». Господь показывает нам примеры этого необыкновенного благоговейного отношения к заповедям Божиим и к уставам человеческой жизни. Господь исполнил то, что исполняли Его современники по отношению к Богу. Он сказал для нас: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Он платил подати в пользу римской власти, Он принял обряд обрезания, он был принесен Своей Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, также исполняя закон, обязательный для всех иудеев. В этом Господь и нам дает пример трепетного отношения ко всем религиозным установлениям, к заповедям Божиим и к законам человеческим.

Господь приходит на Иордан, и Он стоит в толпе народа. Начиная от Его рождения в Вифлееме и до этого чудесного знамения, воспринятого Иоанном Крестителем, никто Его не знал. Господь мог бы иным образом воспринять это крещение, Он мог явить какое-то знамение, совершить чудо, обратив народ к вере в Него, но Господь так не делает. Наверно, Он стоял в очереди к Иоанну и не обращал на Себя излишнего внимания. Он пришёл в этом мир в абсолютном смирении, абсолютном самоуничижении, также и здесь Он показывает нам пример христианской жизни, которая должна созидаться на чувстве глубочайшего смирения и чувстве собственного недостоинства. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел говорит: «Явилась благодать Божия спасительная для всех человеков» (Титу 2:11). Это явление благодати Божией и произошло в воплощении Иисуса Христа, в этом двуедином событие Богоявления — Рождестве Христовом и Его Крещении. Богоявление принесло человеку причастность к благодати Божией, и в этом заключается главное отличие новозаветной Церкви от ветхозаветных времен. И до пришествия Христа были святые, добродетельные люди, нравственной чистотой которых мы удивляемся. Праведники, патриархи, пророки совершали чудеса, являли в жизни преданность Господу, свидетельствовали свою веру. Но отличие Ветхого от Нового Завета состоит в том, что со времен грехопадения Адама человек лишился благодати Божией, лишился теснейшего общения с Богом, и в этой жизни единение с Богом было невозможно, а вечная жизнь была закрыта даже для святых. Но всё изменилось с пришествием Христа в наш мир, и мы с вами имеем великое преимущество, что имеем возможность быть причастными к этой благодати Божией.

Мы эту благодать Божию чувствуем в Церкви Христовой, и очень часто люди, которые приходят сюда, недоумевают: «Почему, вот я только захожу в храм и начинаю плакать». Так необъяснимо Господь касается сердца человека, ведь «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Эту особую благодать Божию, которую мы с вами ощущаем, хочется сохранить в сердце как можно дольше. В этом состоит задача нашей жизни. Когда благодать входит в нашу жизнь, она приносит нам радость, она приносит необыкновенное успокоение и умиротворение, которые преисполняют все наше естество. И эта благодать Божия явилась в день Богоявления.

Благодать Божия – это очень драгоценное и хрупкое сокровище, которое несовместимо ни с чем греховным. Каждый из вас наблюдал за собой: после причащения Святых Христовых Таин, особенно после искренней исповеди, человек чувствует необыкновенную радость и легкость, и в то же время чувствует, как малейший грех, даже на уровне помысла, эту благодать упраздняет, и благодать покидает нас. И поэтому будем беречь чистоту нашей души, ведь только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8).

Аминь.

19.01.2019

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00