Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о званных на вечерю

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день мы с вами слышали за Божественной литургией притчу, которую сказал Господь для нас: притчу о званых на вечерю. Это очень важный евангельский отрывок, который в течение года дважды повторяется в литургическом осмыслении. В преддверии Рождества Христова Церковь не случайно помещает этот отрывок здесь, для того, чтобы мы с вами задали себе вопрос: являемся ли мы или хотим ли мы быть зваными на эту вечерю, хотим ли мы жить со Христом и встретить Его славное пришествие, когда Он грядёт родиться от Девы Марии в наш грешный мир через Вифлеемские ясли?

Вспомним краткое содержание этой притчи. Притча – значит, иносказание.

Один господин сделал вечерю для своего сына и звал многих. Когда всё уже было уготовано, хозяин послал своего раба звать званых, сказать, что всё готово и их уже ждут, нужно в скором времени быть на празднике. Когда раб пришёл к первому, то получил отказ: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её, прошу тебя, извини меня» (Лк. 14; 18). Второй званый ответил: «я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня» (Лк. 14; 19). Третий званый ответил: «я женился, и потому не могу прийти» (Лк. 14; 20). Раб вернулся и доложил своему господину, что все эти люди, дружбой которых он дорожил, которых он уважал, которых хотел видеть на своём торжестве, не захотели прийти, проигнорировали его приглашение. Этим они, конечно же, оскорбили хозяина, оказав ему такое невнимание. Такой поступок их граничил с предательством дружбы и любви. Хозяин, конечно, разгневался и сказал своему рабу: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14; 21). И когда с первого раза это не удалось сделать, хозяин снова посылает своего раба в самые захолустные места, лачуги, где обитает самый сброд людской, самые низшие слои общества, всеми презираемые и отверженные: «пойди по заборам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14; 23).

Дорогие братия и сестры. Эта притча заканчивается следующими словами: «много званых, но мало избранных» (Лк. 14; 24). А как вы думаете, мы-то с вами кто? Может быть, из тех троих, кому были высланы особые персональные предложения «на vip-столы»? Да, мы званые, потому что каждый человек дорог и бесценен для Господа. Апостол Павел не устаёт повторять: «Бог … хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2; 4). Наверное, мы всё же больше похожи не на тех ближайших друзей господина, а на последнюю категорию нищих, никчёмных, ничего не значащих, неизвестных для хозяина, который, может быть, не питал иллюзий видеть на своём празднике эту категорию людей. В этом образе нищих, потерянных людей мы должны каждый увидеть самих себя и не думать в отношении своего «особого» статуса, избранничества. Поэтому, с глубочайшим смирением мы должны осознавать своё место в Церкви, в этом мире и вообще в очах Божиих.

Эти званые начали отказываться от участия в этом прекрасном празднике. Ведь хозяин звал их не на работу, не говорил, что купил дом и ему нужна помощь в бетонных работах, больше некому выполнить эти физически тяжёлые работы – а он звал их за праздничный стол, на брачный пир сына: это максимальная радость, торжество земное. С чем ещё может сравниться свадьба по радости и по максимальному торжеству, ликованию и изобилию столов? Особенно на Востоке, в Украине, в Молдавии, в Грузии свадьба празднуется отнюдь не один день, иногда недели не хватает: у одной родни, у другой; вино бочками льётся, закалываются стада коз, баранов и вообще всё, что бегает вокруг.

А званые отказались от участия в таком празднике, им это было не важно и не интересно. Тот человек, который купил землю, это образное сравнение имущественного обладания, которое в жизни каждого из нас в той или иной мере присутствует и владеет человеком. Чем больше человек имеет, тем в большей степени становится рабом своего имущества. Разве не так? И в одном доме нужно убраться, навести порядок, подкрасить, привести в приличный вид; другой дом обокрали, нужно сменить замки, установить сигнализацию, систему видеонаблюдения. За всем нужно следить, во всё вкладывать деньги, и человек становится рабом. Имущество обладает им, его досугом, его временем. В этом, может быть, кто-то из нас увидит себя, как автопортрет, в той жизненной ситуации, в которую он сам попал по своей доброй воле.

Второй человек, который отказался идти на этот праздник, сказал, что он волов купил и идёт испытать их. Это отречение от Господа, от общения с Ним, когда деятельность человеческая мешает этому, когда профессия или увлечение превращается в страсть. Это грех в большей степени трудоголиков и современных бизнесменов. Чиновников это касается в меньшей степени, они уже после пяти часов вечера никогда в жизни не работают, и в течение рабочего дня не перетрудятся. А тот, кто имеет своё дело, иногда от зари до зари отдаётся этому делу, и близкие, родные его не видят. И дети, и семья побоку идут. И вроде бы, это благими мотивами обусловлено: человек старается, заботится, хочет заработать денег, чтобы близких обеспечить. Но потребности-то растут — зима настала, шубу покупать надо. Одной мало, нужно две: один полушубок, другую длинную. Эти потребности и запросы без конца умножаются: машина хорошая – получше бывает. И вот человек работает и работает, не видит Божиего света и Господа забывает. И по субботам работает, и по воскресеньям, и в праздники Божии. Потому что за делами, за бизнесом следить надо, чтобы не проворовались сотрудники, чтобы работал механизм, как часы.

Третий человек отказался, объяснив, что женился недавно. Действительно, это тоже как бы предельная радость земная, когда создалась семья и подразумевается, что по любви. И счастье переполняет через край. И в нашем русском языке есть такое понятие, как медовый месяц, который наступает после свадьбы, когда жених с невестой стараются куда-нибудь улететь подальше, на какие-нибудь красивые субтропические острова и предаться, так сказать, утехам молодости. Вот под этим видом подразумеваются те или иные семейные радости. И вроде бы, и греха-то в них нет, когда человек отдаёт себя заботе о семье, но очень часто это тоже превращается в некий культ, потому что есть масса примеров, когда забота о так называемом здоровом образе жизни поглощает членов этого семейства. Бассейны переходят в лыжи, в финскую ходьбу или ещё что-нибудь, в зависимости от сезона: грибы, рыбалка, шашлыки на озере, потом адреналина не хватает, курорты заграничные горнолыжные: австрийские, итальянские или сербские, где на крутых склонах и горах снежок лежит и в весеннее время. И человек в погоне за всем этим тоже забывает Господа. В этих трёх видах рабства человеческого Церковь видит основные причины, которые уводят человека от Бога и от Церкви.

Эта притча нам говорит очень интересную вещь, которую мы должны усвоить. Приход человека к Богу и общение с Ним будет в вечности, потому что эта вечеря начинается здесь, но самая главная часть её происходит на небе со Христом. И Господин, который приглашает всех к себе — это Бог, приглашающий в Царство Небесное. В Царство Небесное нельзя так просто попасть, ничего не предпринимая для этого. Царство Небесное открывается тому, кто ищет его, кто приходит в Церковь земную, воинствующую Церковь, основанную Христом, ради создания которой Он приходил на землю, принимал плоть от Девы Марии и проливал Свою Пречистую Кровь на кресте. Именно в этой Церкви совершаются таинства, которые даруют и жизнь временную, и жизнь вечную в союзе с Богом. И самое главное таинство, сердцевина духовной жизни Церкви и христианина — таинство Евхаристии. Оно происходит, осуществляется только в Церкви. Стать участником трапезы на Небе можно, только став участником трапезы таинства Евхаристии Святых Тела и Крови Христовых здесь, на земле, в Церкви. И поэтому, лживы насквозь такие самонадеянные утверждения, как «Бог всегда со мной», как какие-то нужные в кармане брелки, или «Бог у меня в душе». Да откуда же Ему взяться там, когда абсолютно

ничего духовного нет в жизни человека? Один телевизор в жизни, ещё какие-то греховные страсти, увлечения. Благодать божественная или Сам Господь входит в сердце человека и пребывает там лишь в сердце того человека, у которого приготовлено место к тому. «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин. 14; 15). Кто старается жить со Христом, кто преодолевает грех, тот получит общение с Господом. И обретя это общение здесь, он пронесёт его после своей смерти в вечность. Приучить себя к постоянному общению с Богом в молитве — это задача нашей с вами земной жизни. Потому что в вечности нет ни сёл, ни волов; там не женятся, не посягают, но пребывают как ангелы на небесах. Ангелы что делают? Они всегда молятся и славословят Бога.

Дай Бог, чтобы мы приучили себя к молитве, не тяготились продолжительной молитвой, потому что молитва — это свидетельство любви. Молитвы, как и любви, – прекрасного, возвышенного чувства, — не может быть много в человеке. Дай Бог, чтобы мы с вами задумались об этом, понуждали себя к церковной дисциплине, преодолевали свою леность, побеждали грехи и заставляли себя регулярно идти в храм Божий, потому что каждая встреча и каждый приход может быть ведь и последним в нашей жизни. И как важно, чтобы эти священные минуты общения с Богом, которые открываются нам в храме, мы ценили, дорожили этими моментами. Чтобы мы видели в них смысл жизни земной, и чтобы всё остальное приводило нас к этому.

Дай Бог, чтобы мы преодолевали многие искушения, которые встают на нашем пути. Потому что часто дьявол воздействует через обстоятельства: или усталость, или ещё какие-то причины, которые становятся главными, и человек подчиняется и отдаёт своё время этим земным целям и от Христа уходит, и Христа забывает. Эта притча о званных обращена к совести каждого из нас, призывая нас к верности Богу и верности Матери-Церкви, основанной на земле Его Пречистой Кровью. Аминь.

28 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день мы с вами слышали за Божественной литургией притчу, которую сказал Господь для нас: притчу о званых на вечерю. Это очень важный евангельский отрывок, который в течение года дважды повторяется в литургическом осмыслении. В преддверии Рождества Христова Церковь не случайно помещает этот отрывок здесь, для того, чтобы мы с вами задали себе вопрос: являемся ли мы или хотим ли мы быть зваными на эту вечерю, хотим ли мы жить со Христом и встретить Его славное пришествие, когда Он грядёт родиться от Девы Марии в наш грешный мир через Вифлеемские ясли?

Вспомним краткое содержание этой притчи. Притча – значит, иносказание.

Один господин сделал вечерю для своего сына и звал многих. Когда всё уже было уготовано, хозяин послал своего раба звать званых, сказать, что всё готово и их уже ждут, нужно в скором времени быть на празднике. Когда раб пришёл к первому, то получил отказ: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её, прошу тебя, извини меня» (Лк. 14; 18). Второй званый ответил: «я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня» (Лк. 14; 19). Третий званый ответил: «я женился, и потому не могу прийти» (Лк. 14; 20). Раб вернулся и доложил своему господину, что все эти люди, дружбой которых он дорожил, которых он уважал, которых хотел видеть на своём торжестве, не захотели прийти, проигнорировали его приглашение. Этим они, конечно же, оскорбили хозяина, оказав ему такое невнимание. Такой поступок их граничил с предательством дружбы и любви. Хозяин, конечно, разгневался и сказал своему рабу: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14; 21). И когда с первого раза это не удалось сделать, хозяин снова посылает своего раба в самые захолустные места, лачуги, где обитает самый сброд людской, самые низшие слои общества, всеми презираемые и отверженные: «пойди по заборам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14; 23).

Дорогие братия и сестры. Эта притча заканчивается следующими словами: «много званых, но мало избранных» (Лк. 14; 24). А как вы думаете, мы-то с вами кто? Может быть, из тех троих, кому были высланы особые персональные предложения «на vip-столы»? Да, мы званые, потому что каждый человек дорог и бесценен для Господа. Апостол Павел не устаёт повторять: «Бог … хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2; 4). Наверное, мы всё же больше похожи не на тех ближайших друзей господина, а на последнюю категорию нищих, никчёмных, ничего не значащих, неизвестных для хозяина, который, может быть, не питал иллюзий видеть на своём празднике эту категорию людей. В этом образе нищих, потерянных людей мы должны каждый увидеть самих себя и не думать в отношении своего «особого» статуса, избранничества. Поэтому, с глубочайшим смирением мы должны осознавать своё место в Церкви, в этом мире и вообще в очах Божиих.

Эти званые начали отказываться от участия в этом прекрасном празднике. Ведь хозяин звал их не на работу, не говорил, что купил дом и ему нужна помощь в бетонных работах, больше некому выполнить эти физически тяжёлые работы – а он звал их за праздничный стол, на брачный пир сына: это максимальная радость, торжество земное. С чем ещё может сравниться свадьба по радости и по максимальному торжеству, ликованию и изобилию столов? Особенно на Востоке, в Украине, в Молдавии, в Грузии свадьба празднуется отнюдь не один день, иногда недели не хватает: у одной родни, у другой; вино бочками льётся, закалываются стада коз, баранов и вообще всё, что бегает вокруг.

А званые отказались от участия в таком празднике, им это было не важно и не интересно. Тот человек, который купил землю, это образное сравнение имущественного обладания, которое в жизни каждого из нас в той или иной мере присутствует и владеет человеком. Чем больше человек имеет, тем в большей степени становится рабом своего имущества. Разве не так? И в одном доме нужно убраться, навести порядок, подкрасить, привести в приличный вид; другой дом обокрали, нужно сменить замки, установить сигнализацию, систему видеонаблюдения. За всем нужно следить, во всё вкладывать деньги, и человек становится рабом. Имущество обладает им, его досугом, его временем. В этом, может быть, кто-то из нас увидит себя, как автопортрет, в той жизненной ситуации, в которую он сам попал по своей доброй воле.

Второй человек, который отказался идти на этот праздник, сказал, что он волов купил и идёт испытать их. Это отречение от Господа, от общения с Ним, когда деятельность человеческая мешает этому, когда профессия или увлечение превращается в страсть. Это грех в большей степени трудоголиков и современных бизнесменов. Чиновников это касается в меньшей степени, они уже после пяти часов вечера никогда в жизни не работают, и в течение рабочего дня не перетрудятся. А тот, кто имеет своё дело, иногда от зари до зари отдаётся этому делу, и близкие, родные его не видят. И дети, и семья побоку идут. И вроде бы, это благими мотивами обусловлено: человек старается, заботится, хочет заработать денег, чтобы близких обеспечить. Но потребности-то растут — зима настала, шубу покупать надо. Одной мало, нужно две: один полушубок, другую длинную. Эти потребности и запросы без конца умножаются: машина хорошая – получше бывает. И вот человек работает и работает, не видит Божиего света и Господа забывает. И по субботам работает, и по воскресеньям, и в праздники Божии. Потому что за делами, за бизнесом следить надо, чтобы не проворовались сотрудники, чтобы работал механизм, как часы.

Третий человек отказался, объяснив, что женился недавно. Действительно, это тоже как бы предельная радость земная, когда создалась семья и подразумевается, что по любви. И счастье переполняет через край. И в нашем русском языке есть такое понятие, как медовый месяц, который наступает после свадьбы, когда жених с невестой стараются куда-нибудь улететь подальше, на какие-нибудь красивые субтропические острова и предаться, так сказать, утехам молодости. Вот под этим видом подразумеваются те или иные семейные радости. И вроде бы, и греха-то в них нет, когда человек отдаёт себя заботе о семье, но очень часто это тоже превращается в некий культ, потому что есть масса примеров, когда забота о так называемом здоровом образе жизни поглощает членов этого семейства. Бассейны переходят в лыжи, в финскую ходьбу или ещё что-нибудь, в зависимости от сезона: грибы, рыбалка, шашлыки на озере, потом адреналина не хватает, курорты заграничные горнолыжные: австрийские, итальянские или сербские, где на крутых склонах и горах снежок лежит и в весеннее время. И человек в погоне за всем этим тоже забывает Господа. В этих трёх видах рабства человеческого Церковь видит основные причины, которые уводят человека от Бога и от Церкви.

Эта притча нам говорит очень интересную вещь, которую мы должны усвоить. Приход человека к Богу и общение с Ним будет в вечности, потому что эта вечеря начинается здесь, но самая главная часть её происходит на небе со Христом. И Господин, который приглашает всех к себе — это Бог, приглашающий в Царство Небесное. В Царство Небесное нельзя так просто попасть, ничего не предпринимая для этого. Царство Небесное открывается тому, кто ищет его, кто приходит в Церковь земную, воинствующую Церковь, основанную Христом, ради создания которой Он приходил на землю, принимал плоть от Девы Марии и проливал Свою Пречистую Кровь на кресте. Именно в этой Церкви совершаются таинства, которые даруют и жизнь временную, и жизнь вечную в союзе с Богом. И самое главное таинство, сердцевина духовной жизни Церкви и христианина — таинство Евхаристии. Оно происходит, осуществляется только в Церкви. Стать участником трапезы на Небе можно, только став участником трапезы таинства Евхаристии Святых Тела и Крови Христовых здесь, на земле, в Церкви. И поэтому, лживы насквозь такие самонадеянные утверждения, как «Бог всегда со мной», как какие-то нужные в кармане брелки, или «Бог у меня в душе». Да откуда же Ему взяться там, когда абсолютно

ничего духовного нет в жизни человека? Один телевизор в жизни, ещё какие-то греховные страсти, увлечения. Благодать божественная или Сам Господь входит в сердце человека и пребывает там лишь в сердце того человека, у которого приготовлено место к тому. «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин. 14; 15). Кто старается жить со Христом, кто преодолевает грех, тот получит общение с Господом. И обретя это общение здесь, он пронесёт его после своей смерти в вечность. Приучить себя к постоянному общению с Богом в молитве — это задача нашей с вами земной жизни. Потому что в вечности нет ни сёл, ни волов; там не женятся, не посягают, но пребывают как ангелы на небесах. Ангелы что делают? Они всегда молятся и славословят Бога.

Дай Бог, чтобы мы приучили себя к молитве, не тяготились продолжительной молитвой, потому что молитва — это свидетельство любви. Молитвы, как и любви, – прекрасного, возвышенного чувства, — не может быть много в человеке. Дай Бог, чтобы мы с вами задумались об этом, понуждали себя к церковной дисциплине, преодолевали свою леность, побеждали грехи и заставляли себя регулярно идти в храм Божий, потому что каждая встреча и каждый приход может быть ведь и последним в нашей жизни. И как важно, чтобы эти священные минуты общения с Богом, которые открываются нам в храме, мы ценили, дорожили этими моментами. Чтобы мы видели в них смысл жизни земной, и чтобы всё остальное приводило нас к этому.

Дай Бог, чтобы мы преодолевали многие искушения, которые встают на нашем пути. Потому что часто дьявол воздействует через обстоятельства: или усталость, или ещё какие-то причины, которые становятся главными, и человек подчиняется и отдаёт своё время этим земным целям и от Христа уходит, и Христа забывает. Эта притча о званных обращена к совести каждого из нас, призывая нас к верности Богу и верности Матери-Церкви, основанной на земле Его Пречистой Кровью. Аминь.

28.12.2014
Предыдущая проповедь

14 декабря 2014

Наставление богатому юноше
Следующая проповедь

28 декабря 2014

Притча о званых на вечерю

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00