Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово об искренности Закхея и о необходимости чувства собственного недостоинства для встречи с Богом.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие о Закхее. Первое, на что нам следует обратить внимание из этого Евангелия: присутствует ли Христос в наших домах и в нашей жизни? Нам стоит проанализировать наши отношения с близкими и родными. Что характеризует эти отношения: христианская любовь, терпение и смирение, или взаимные упреки, ругань, грубость, гнев, раздражение, ненависть? О чем и как разговаривают члены семейства? Как много в нашей жизни зависимости от телевизора, интернета или телефона?

В семьях, где звучит ежедневная молитва утром и вечером, когда в течение дня мы совершаем свои обычные дела с молитвой к Господу, когда в наших отношениях есть любовь, мир и взаимопонимание, тогда Божественная благодать входит в нашу жизнь. Дай Бог, чтобы в наших семьях так было. Если нет этого, надо обратить на это внимание. И, когда Господь пришел в дом Закхея, это является посылом всем нам, чтобы пребывание Божие в наших домах было возможно.

А почему Господь пришел  в дом Закхея? Ведь Иерихон был богатейший город, он стоял на пути в Иерусалим. Это был город с пышно развитой торговлей, может быть лучшей в несколько раз, чем в самом Иерусалиме. Этот город достиг такого высокого уровня  жизни, при котором  богатство соединялось с множеством грехов и пороков. В этот город вошёл Христос со своими учениками и апостолами. Несомненно, в этом городе была синагога, были книжники, были представители элиты общества. Но Христос пришел к Закхею, который был сборщиком податей. Мы его представляем в виде начальника налоговой полиции, которого раньше одновременно и презирали, и боялись. Мытари собирали подати и налоги в пользу Рима. Это были не просто поборы со своего народа на имущество. Они наживались на этих поборах. К ним питали ненависть и одновременно страх.

Господь приходит к Закхею, потому что этот человек был очень искренним. Он чувствовал свою неправоту, он чувствовал себя великим грешником, ему стало противно заниматься тем, чем он занимался. Он понимал, что множество народа обижается на него и ненавидит его. Осознавал себя величайшим грешником и хотел изменить свою жизнь. И вот эти качества обусловили то, что к нему в дом пришел Христос.

Покаянные слова Закхея удивительные! Когда Господь обедал у него в доме, состоялось перерождение Закхея. Он сказал: «Я пол имения моего отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо» (Лк. 19:8).

В Ветхом Завете существовали законы, регулирующие отношения между людьми. Одним из них был закон «око за око», на котором у восточных народов  до сих пор основывается кровная месть. Это был закон справедливого возмездия. Но в отношении материального ущерба существовал другой закон: если ты украл или повредил какую-то собственность человека, то ты обязан был компенсировать вчетверо тот ущерб, который  нанес. И поэтому Закхей, будучи сыном своего народа и прекрасно зная эти традиции, совершает величайший благородный порыв, к которому его никто не побуждал: «Пол — имения отдам нищим», и дальше  по закону, — «кого чем обидел, возвращу вчетверо» (Лк. 19:8). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что исполнив это, он мгновенно обнищал. И что было несправедливо приобретено, было прекрасно роздано во мгновение. Закхей даже оставил свое ремесло, стал спутником  святого апостола Петра и следовал за ним, помогая в благовестии слова Божия.

Закхей оказал гостеприимство, он принял Господа в свой дом и пустил его в свое сердце. Евангелие оканчивается такими словами: «Потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Почему здесь Авраам упоминается? Не только потому, что он был отцом всех верующих. Ведь Авраам оказал гостеприимство самому Богу, когда Он в виде трёх странников проходил мимо шатра, в котором обитал Авраам со своими домочадцами. Авраам увидел путников, идущих мимо шатра, выбежал им на встречу, просил зайти в свой шатер, умыл им ноги  и заколол ягненка. Его жена Сара готовила обед для странников. И это гостеприимство семьи Авраама было повторено в истории жизни Закхея.

«Бог пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Эти слова сказаны в завершении евангельского отрывка, в преддверии Великого поста, чтобы никто из нас не чувствовал себя праведником, как это часто бывает. Человек духовно нездоров, когда ощущает себя совершенным, видит в себе хорошие качества, «собирает» добродетели. Как правило, это болезнь, причём трудноизлечимая. Такой человек видит себя в величии и считает, что этого он достиг сам и это его заслуга. Он считает, что совершенства можно достичь, у него это неплохо получается, и Бог ему вовсе не нужен. Кто не чувствует себя грешником и у кого всё хорошо, тому Христос не нужен. Подлинная праведность всегда видит себя несовершенным, она благодарит Бога за всё, только Его одного считает причиной своих достижений. Такой человек всегда видит своё несовершенство, каким бы праведным он не был. «Всё, чего я достиг в жизни, это дело Божие, я здесь ни при чём». Это чувство своего несовершенства, своей греховности должно быть всегда с нами и никогда нас не оставлять.

Господь входит в жизнь человека, и это прикосновение Божие, Его вхождение в жизнь внезапно переворачивает душу, как было у Закхея. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и мы с вами внимательно следили за состоянием своей души, чтоб она не пребывала мертвой и безжизненной, чтобы она была способна к перерождениям. И в Великом посту это непременно надо совершить. У каждого из нас есть свои задачи, есть свои многолетние проблемы, которые Господь по Своему милосердию ждет, чтобы мы их решили. Мы должны многое успеть проанализировать, чтобы душа наша, пронизанная христианской любовью, самоотречением и самоотвержением, вышла навстречу к Богу и совершила нечто великое.
Аминь.

2 февраля 2020

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали Евангелие о Закхее. Первое, на что нам следует обратить внимание из этого Евангелия: присутствует ли Христос в наших домах и в нашей жизни? Нам стоит проанализировать наши отношения с близкими и родными. Что характеризует эти отношения: христианская любовь, терпение и смирение, или взаимные упреки, ругань, грубость, гнев, раздражение, ненависть? О чем и как разговаривают члены семейства? Как много в нашей жизни зависимости от телевизора, интернета или телефона?

В семьях, где звучит ежедневная молитва утром и вечером, когда в течение дня мы совершаем свои обычные дела с молитвой к Господу, когда в наших отношениях есть любовь, мир и взаимопонимание, тогда Божественная благодать входит в нашу жизнь. Дай Бог, чтобы в наших семьях так было. Если нет этого, надо обратить на это внимание. И, когда Господь пришел в дом Закхея, это является посылом всем нам, чтобы пребывание Божие в наших домах было возможно.

А почему Господь пришел  в дом Закхея? Ведь Иерихон был богатейший город, он стоял на пути в Иерусалим. Это был город с пышно развитой торговлей, может быть лучшей в несколько раз, чем в самом Иерусалиме. Этот город достиг такого высокого уровня  жизни, при котором  богатство соединялось с множеством грехов и пороков. В этот город вошёл Христос со своими учениками и апостолами. Несомненно, в этом городе была синагога, были книжники, были представители элиты общества. Но Христос пришел к Закхею, который был сборщиком податей. Мы его представляем в виде начальника налоговой полиции, которого раньше одновременно и презирали, и боялись. Мытари собирали подати и налоги в пользу Рима. Это были не просто поборы со своего народа на имущество. Они наживались на этих поборах. К ним питали ненависть и одновременно страх.

Господь приходит к Закхею, потому что этот человек был очень искренним. Он чувствовал свою неправоту, он чувствовал себя великим грешником, ему стало противно заниматься тем, чем он занимался. Он понимал, что множество народа обижается на него и ненавидит его. Осознавал себя величайшим грешником и хотел изменить свою жизнь. И вот эти качества обусловили то, что к нему в дом пришел Христос.

Покаянные слова Закхея удивительные! Когда Господь обедал у него в доме, состоялось перерождение Закхея. Он сказал: «Я пол имения моего отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо» (Лк. 19:8).

В Ветхом Завете существовали законы, регулирующие отношения между людьми. Одним из них был закон «око за око», на котором у восточных народов  до сих пор основывается кровная месть. Это был закон справедливого возмездия. Но в отношении материального ущерба существовал другой закон: если ты украл или повредил какую-то собственность человека, то ты обязан был компенсировать вчетверо тот ущерб, который  нанес. И поэтому Закхей, будучи сыном своего народа и прекрасно зная эти традиции, совершает величайший благородный порыв, к которому его никто не побуждал: «Пол — имения отдам нищим», и дальше  по закону, — «кого чем обидел, возвращу вчетверо» (Лк. 19:8). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что исполнив это, он мгновенно обнищал. И что было несправедливо приобретено, было прекрасно роздано во мгновение. Закхей даже оставил свое ремесло, стал спутником  святого апостола Петра и следовал за ним, помогая в благовестии слова Божия.

Закхей оказал гостеприимство, он принял Господа в свой дом и пустил его в свое сердце. Евангелие оканчивается такими словами: «Потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Почему здесь Авраам упоминается? Не только потому, что он был отцом всех верующих. Ведь Авраам оказал гостеприимство самому Богу, когда Он в виде трёх странников проходил мимо шатра, в котором обитал Авраам со своими домочадцами. Авраам увидел путников, идущих мимо шатра, выбежал им на встречу, просил зайти в свой шатер, умыл им ноги  и заколол ягненка. Его жена Сара готовила обед для странников. И это гостеприимство семьи Авраама было повторено в истории жизни Закхея.

«Бог пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Эти слова сказаны в завершении евангельского отрывка, в преддверии Великого поста, чтобы никто из нас не чувствовал себя праведником, как это часто бывает. Человек духовно нездоров, когда ощущает себя совершенным, видит в себе хорошие качества, «собирает» добродетели. Как правило, это болезнь, причём трудноизлечимая. Такой человек видит себя в величии и считает, что этого он достиг сам и это его заслуга. Он считает, что совершенства можно достичь, у него это неплохо получается, и Бог ему вовсе не нужен. Кто не чувствует себя грешником и у кого всё хорошо, тому Христос не нужен. Подлинная праведность всегда видит себя несовершенным, она благодарит Бога за всё, только Его одного считает причиной своих достижений. Такой человек всегда видит своё несовершенство, каким бы праведным он не был. «Всё, чего я достиг в жизни, это дело Божие, я здесь ни при чём». Это чувство своего несовершенства, своей греховности должно быть всегда с нами и никогда нас не оставлять.

Господь входит в жизнь человека, и это прикосновение Божие, Его вхождение в жизнь внезапно переворачивает душу, как было у Закхея. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и мы с вами внимательно следили за состоянием своей души, чтоб она не пребывала мертвой и безжизненной, чтобы она была способна к перерождениям. И в Великом посту это непременно надо совершить. У каждого из нас есть свои задачи, есть свои многолетние проблемы, которые Господь по Своему милосердию ждет, чтобы мы их решили. Мы должны многое успеть проанализировать, чтобы душа наша, пронизанная христианской любовью, самоотречением и самоотвержением, вышла навстречу к Богу и совершила нечто великое.
Аминь.

02.02.2020
Предыдущая проповедь

2 февраля 2020

Притча о богаче и Лазаре
Следующая проповедь

9 февраля 2020

О новомучениках и исповедниках Русской Церкви

Все проповеди за 2020 год

декабрь 2020

ноябрь 2020

октябрь 2020

сентябрь 2020

август 2020

июль 2020

июнь 2020

май 2020

апрель 2020

март 2020

февраль 2020

январь 2020

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00