Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово об отношении к смерти

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы слышали с вами краткий евангельский отрывок о чуде воскрешения сына наинской вдовы. Это не единственное чудо воскрешения мертвых в Священном Писании. Что касается Ветхого Завета, такое чудо совершали пророки Илия и Елисей. Есть в Священном Писании пример того, когда воскрес человек, которого опускали в могилу: когда его бездыханное тело коснулась костей пророка Елисея, который был похоронен в этом месте, мертвый сразу воскрес. В Новом Завете мы знаем, помимо этого чуда, о воскрешении дочери Иаира, а также о воскрешении праведного Лазаря. Мы знаем, что, когда Господь воскрес из мёртвых, многие святые восстали из могил своих. Наконец, Евангелие говорит нам о воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.

О сегодняшнем евангельском чуде сообщает нам только апостол Лука. В этом городе Христос никогда не был, поэтому Он пришел в него для того, чтобы вернуть к жизни умершего юношу. Иисус знал о горе, постигшем эту женщину. Когда Господь пришел к вратам Наина, Ему встретилась процессия, где выносили на носилках умершего юношу, единственного сына несчастной вдовы. Господь останавливает эту погребальную процессию и касается одра умершего юноши. Остановить погребальную процессию — это сродни кощунству, не уважению к тем чувствам, которые переживают люди, участвующие в этом горе. А с точки зрения Ветхого Завета, коснуться мертвеца — это осквернение, человек становился ритуально нечистым. Христос всё это отвергает, показывая нам, что любовь выше закона. И далее обращаясь к этой скорбящей матери, Он говорит: «не плачь» (Лк.7:13).

Представьте себе эту ситуацию, как бы могли расценить эти слова? Что может быть хуже смерти своих детей? «Не плачь» равносильно словам —  «да все хорошо, горе пройдет, время лечит, Господь поможет, на всё воля Божия». Легко говорить, когда тебя самого не касается то или иное горе. Определенно, эти слова не принесли бы никакого утешения. Иногда просто лучше помолчать, побыть с человеком, помолиться с ним, потому что любые человеческие слова пусты, они не нужны в этот момент. Хотя, опираясь на опыт Церкви, мы порой можем сказать нечто правильное, мы можем сказать, что человек умирает в самый подходящий и нужный момент, когда его душа готова для вечности, мы можем напомнить о том, что человек подлинно не умирает, он входит в вечность, которая намного прекраснее и совершеннее, чем эта земная жизнь и мы можем сказать, что время молниеносно, и наша жизнь пройдет, и мы встретимся со всеми усопшими близкими. Наконец, мы можем сказать, что Господь воскресит всех умерших, и эту веру в воскресение мертвых мы исповедуем как самый радостный догмат нашей православной веры.

Надо осознавать, что Иисус Христос мог сказать эти слова, потому что они были преисполнены не человеческой мудрости, а глубочайшего смысла. Господь пришел для того, чтобы воскресить ее сына и поэтому в эти слова он вкладывал то, что горе твое сейчас пройдет, через несколько секунд. И Господь взял за руки сына, поднял его с погребальных носилок, и мальчик стал говорить, что доказывало возвращение его к жизни. Почему Господь воскресил именно этого юношу, когда в тот день, несомненно, умирали другие дети? Почему Бог не воскрешает сегодня и почему Он таким явным образом не участвует в жизни Своего творения? Мы не знаем ответов на эти вопросы, но мы можем лишь предположить, что Господь совершил это чудо только ради матери, скорбь которой была безмерна. Несчастная вдова, потеряв неизвестно в каких обстоятельствах мужа, видела в своем сыне последнюю надежду, он для нее был смыслом ее жизни, всем тем, ради чего она жила. А Христос дал ей шанс спасти свою душу для вечности, дал возможность и силы жить дальше. Христос ощущал то, что чувствовало в тот момент материнское сердце, Ему были близки ее душевные порывы. Господь прозревал великую скорбь и Своей Матери, Пречистой Богородицы, когда она будет стоять у Креста и терпеть страдания и распятие, не меньше, чем ее единственный и возлюбленный Сын, страдающий за грехи рода человеческого.

Сколько горя приходится переживать нам или слышать о них в течение земной жизни. Чем больше живем, тем чаще соприкосновения со смертью. Нам кажется, что смерть — это самое страшное, что может быть. Но в нашем сознании переворачивается иерархия ценностей: мы боимся смерти, но порой совсем не боимся накапливать грехи, мы страдаем и обвиняем всех и вся за смерть детей, но бываем снисходительны к их проступкам, закрываем глаза на их проблемы, и даже на их жизнь, что потом понимаем, как мало времени им уделяли, как мало участвовали в их жизни. Человек так «странно» устроен, что закрывает глаза на многое, не замечает, игнорирует, но, потеряв, начинает ценить и скорбеть. Порой только горе, только несчастья отрезвляют нас, делая настоящими христианами.

Мы панически боимся смерти, потому что теряем веру или вообще не верим. В смерти ведь нет такого ужаса и трагедии для верующего. Как смерть может быть наказанием, когда смерть есть встреча с Богом, Который является нашим Отцом и Который является Любовью. Каждый человек в течение жизни созревает для вечности как плод на дереве, который впитывает живительные соки, дающие жизнь, до времени максимального созревания. Через смерть человек рождается в другую жизнь, которая намного прекраснее и совершеннее, о которой говорил апостол Павел, что нет слов на человеческом языке, чтобы изобразить это блаженство и счастье в вечности: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Зная эти слова, мы все равно панически боимся смерти, хотим жить вечно. Богу всё возможно, но это не Его цель и задача. Бог пострадал на Кресте не для того, чтобы мы жили здесь сыто, безбедно, чтобы все были здоровы, чтобы все жили долго и счастливо. Бог пришел, чтобы спасти человека для Себя, для общения с Собой в вечности. Господь, как говорит блаженный Августин, создал нас со стремлением к Нему и метется сердце человеческое, пока оно не упокоится в Боге.

В той или иной степени мы размышляем, мы знаем, мы верим этим словам, что они не пустой звук, но в то же время панически гоним от себя всякую мысль о смерти, хотим жить долго, а Господь готовит нас к тому, чтобы не напрасно мы прожили эту жизнь, и страшнее всего не смерть, а грех, который убивает жизнь, который перечеркивает Бога. Вот, что самое страшное. Если человек живет в грехе и если в нем прибывают наши дети, в нераскаянных грехах, то это гораздо страшнее, чем сама смерть. Святитель Иоанн Златоуст в письмах к Олимпиаде так и говорит, что страшнее всего грех: «Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно только грех – и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово, все же остальное – басня, укажешь ли ты на козни или на ненависть, или на коварство, на ложные доносы или бранные речи и обвинения, на лишение имуществ или изгнания, или заостренные мечи, или морскую бездну, или войну всей вселенной. Каково бы все это ни было, оно и временно и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу и нисколько не вредит трезвой душе».

Мы живём с вами в ожидания этой вечной жизни, в ожидании встречи с Господом. Когда происходит отпевание умершего, священник, как правило, облачается в самые торжественные, белоснежные одежды, показывая, что никакого горя, никакой трагедии нет в том, что человек наследует блаженную жизнь. Наша задача не избегать смерти, не бояться ее, не умолять Бога о том, чтобы Он продлил нашу жизнь. Задача, чтобы все были сыты и здоровы – это задача для ветеринара в зоопарке. А человек выше всего этого. Мы исповедуем веру в Воскресшего Господа, Который победил смерть. «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) .

Аминь.

17 ноября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы слышали с вами краткий евангельский отрывок о чуде воскрешения сына наинской вдовы. Это не единственное чудо воскрешения мертвых в Священном Писании. Что касается Ветхого Завета, такое чудо совершали пророки Илия и Елисей. Есть в Священном Писании пример того, когда воскрес человек, которого опускали в могилу: когда его бездыханное тело коснулась костей пророка Елисея, который был похоронен в этом месте, мертвый сразу воскрес. В Новом Завете мы знаем, помимо этого чуда, о воскрешении дочери Иаира, а также о воскрешении праведного Лазаря. Мы знаем, что, когда Господь воскрес из мёртвых, многие святые восстали из могил своих. Наконец, Евангелие говорит нам о воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.

О сегодняшнем евангельском чуде сообщает нам только апостол Лука. В этом городе Христос никогда не был, поэтому Он пришел в него для того, чтобы вернуть к жизни умершего юношу. Иисус знал о горе, постигшем эту женщину. Когда Господь пришел к вратам Наина, Ему встретилась процессия, где выносили на носилках умершего юношу, единственного сына несчастной вдовы. Господь останавливает эту погребальную процессию и касается одра умершего юноши. Остановить погребальную процессию — это сродни кощунству, не уважению к тем чувствам, которые переживают люди, участвующие в этом горе. А с точки зрения Ветхого Завета, коснуться мертвеца — это осквернение, человек становился ритуально нечистым. Христос всё это отвергает, показывая нам, что любовь выше закона. И далее обращаясь к этой скорбящей матери, Он говорит: «не плачь» (Лк.7:13).

Представьте себе эту ситуацию, как бы могли расценить эти слова? Что может быть хуже смерти своих детей? «Не плачь» равносильно словам —  «да все хорошо, горе пройдет, время лечит, Господь поможет, на всё воля Божия». Легко говорить, когда тебя самого не касается то или иное горе. Определенно, эти слова не принесли бы никакого утешения. Иногда просто лучше помолчать, побыть с человеком, помолиться с ним, потому что любые человеческие слова пусты, они не нужны в этот момент. Хотя, опираясь на опыт Церкви, мы порой можем сказать нечто правильное, мы можем сказать, что человек умирает в самый подходящий и нужный момент, когда его душа готова для вечности, мы можем напомнить о том, что человек подлинно не умирает, он входит в вечность, которая намного прекраснее и совершеннее, чем эта земная жизнь и мы можем сказать, что время молниеносно, и наша жизнь пройдет, и мы встретимся со всеми усопшими близкими. Наконец, мы можем сказать, что Господь воскресит всех умерших, и эту веру в воскресение мертвых мы исповедуем как самый радостный догмат нашей православной веры.

Надо осознавать, что Иисус Христос мог сказать эти слова, потому что они были преисполнены не человеческой мудрости, а глубочайшего смысла. Господь пришел для того, чтобы воскресить ее сына и поэтому в эти слова он вкладывал то, что горе твое сейчас пройдет, через несколько секунд. И Господь взял за руки сына, поднял его с погребальных носилок, и мальчик стал говорить, что доказывало возвращение его к жизни. Почему Господь воскресил именно этого юношу, когда в тот день, несомненно, умирали другие дети? Почему Бог не воскрешает сегодня и почему Он таким явным образом не участвует в жизни Своего творения? Мы не знаем ответов на эти вопросы, но мы можем лишь предположить, что Господь совершил это чудо только ради матери, скорбь которой была безмерна. Несчастная вдова, потеряв неизвестно в каких обстоятельствах мужа, видела в своем сыне последнюю надежду, он для нее был смыслом ее жизни, всем тем, ради чего она жила. А Христос дал ей шанс спасти свою душу для вечности, дал возможность и силы жить дальше. Христос ощущал то, что чувствовало в тот момент материнское сердце, Ему были близки ее душевные порывы. Господь прозревал великую скорбь и Своей Матери, Пречистой Богородицы, когда она будет стоять у Креста и терпеть страдания и распятие, не меньше, чем ее единственный и возлюбленный Сын, страдающий за грехи рода человеческого.

Сколько горя приходится переживать нам или слышать о них в течение земной жизни. Чем больше живем, тем чаще соприкосновения со смертью. Нам кажется, что смерть — это самое страшное, что может быть. Но в нашем сознании переворачивается иерархия ценностей: мы боимся смерти, но порой совсем не боимся накапливать грехи, мы страдаем и обвиняем всех и вся за смерть детей, но бываем снисходительны к их проступкам, закрываем глаза на их проблемы, и даже на их жизнь, что потом понимаем, как мало времени им уделяли, как мало участвовали в их жизни. Человек так «странно» устроен, что закрывает глаза на многое, не замечает, игнорирует, но, потеряв, начинает ценить и скорбеть. Порой только горе, только несчастья отрезвляют нас, делая настоящими христианами.

Мы панически боимся смерти, потому что теряем веру или вообще не верим. В смерти ведь нет такого ужаса и трагедии для верующего. Как смерть может быть наказанием, когда смерть есть встреча с Богом, Который является нашим Отцом и Который является Любовью. Каждый человек в течение жизни созревает для вечности как плод на дереве, который впитывает живительные соки, дающие жизнь, до времени максимального созревания. Через смерть человек рождается в другую жизнь, которая намного прекраснее и совершеннее, о которой говорил апостол Павел, что нет слов на человеческом языке, чтобы изобразить это блаженство и счастье в вечности: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Зная эти слова, мы все равно панически боимся смерти, хотим жить вечно. Богу всё возможно, но это не Его цель и задача. Бог пострадал на Кресте не для того, чтобы мы жили здесь сыто, безбедно, чтобы все были здоровы, чтобы все жили долго и счастливо. Бог пришел, чтобы спасти человека для Себя, для общения с Собой в вечности. Господь, как говорит блаженный Августин, создал нас со стремлением к Нему и метется сердце человеческое, пока оно не упокоится в Боге.

В той или иной степени мы размышляем, мы знаем, мы верим этим словам, что они не пустой звук, но в то же время панически гоним от себя всякую мысль о смерти, хотим жить долго, а Господь готовит нас к тому, чтобы не напрасно мы прожили эту жизнь, и страшнее всего не смерть, а грех, который убивает жизнь, который перечеркивает Бога. Вот, что самое страшное. Если человек живет в грехе и если в нем прибывают наши дети, в нераскаянных грехах, то это гораздо страшнее, чем сама смерть. Святитель Иоанн Златоуст в письмах к Олимпиаде так и говорит, что страшнее всего грех: «Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно только грех – и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово, все же остальное – басня, укажешь ли ты на козни или на ненависть, или на коварство, на ложные доносы или бранные речи и обвинения, на лишение имуществ или изгнания, или заостренные мечи, или морскую бездну, или войну всей вселенной. Каково бы все это ни было, оно и временно и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу и нисколько не вредит трезвой душе».

Мы живём с вами в ожидания этой вечной жизни, в ожидании встречи с Господом. Когда происходит отпевание умершего, священник, как правило, облачается в самые торжественные, белоснежные одежды, показывая, что никакого горя, никакой трагедии нет в том, что человек наследует блаженную жизнь. Наша задача не избегать смерти, не бояться ее, не умолять Бога о том, чтобы Он продлил нашу жизнь. Задача, чтобы все были сыты и здоровы – это задача для ветеринара в зоопарке. А человек выше всего этого. Мы исповедуем веру в Воскресшего Господа, Который победил смерть. «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) .

Аминь.

17.11.2019

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00