Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В Евангелие мы можем увидеть, что Иисуса Христа всегда сопровождало множество народа. Видя перед собой это большое скопление людей, Господь произнёс знаменитую Нагорную проповедь, которая является основой и сущностью христианского вероучения. Но в Евангелии есть и такие места, когда Господь обращался к конкретному человеку наедине. Сегодняшнее евангельское чтение передаёт нам беседу Христа с самарянкой. Мы можем предположить, что Господь специально для встречи с этой женщиной пришел в Самарию в город Сихарь, чтобы подвигнуть ее к покаянию и к исправлению жизни.
Господь сел у колодца Иакова в полдень. Для Ближнего Востока, в это время жизнь замирает, никто никуда не выходит, прячась от зноя. И вот пришла и женщина, вероятно, намеренно, чтобы ее никто не увидел, чтобы никто не заметил и не обратил на неё внимания. Сердцеведец Господь знал состояние души этой женщины, души, которая, несмотря на многочисленные грехи, была способна к покаянию.
Господь и с каждым из нас ищет личной встречи. Господь все знает о нашей жизни и желает этой встречи с нами как с самым драгоценным человеком. Подумайте, куда пришёл Христос, в какое время пришёл и для кого пришёл? Когда осмысливаешь, что Господь пришел в Самарию, которую иудеи обходили стороной, чтобы встретиться с этой грешной женщиной, а на Востоке женщин за людей не считали, с ними и говорить наедине было неприлично. Евангелие говорит нам о том, что Христос и Его учение не всегда сообразуется с устоявшимися общественными нормами, с религиозными обычаями и традициями: Христос привнёс качественно новое в Закон, и эта новизна заключается в ценности каждого отдельного человека, вне зависимости от его социального положения и мировоззрения. Каждый человек любим Богом, каждому из нас Бог готов открыть Себя и с каждым у Бога свои личные, уникальные и «новые» отношения. Воистину Бог хочет, чтобы «…все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Господь дарует каждому человеку жизнь неслучайно. В каждом рождении проявляется эта особая милость и благость Божия. Каждая жизнь — это дар Бога, это Его произволение и подарок, которым нужно дорожить. Но порой мы переживаем минуты скорби и мучений, когда жить в тягость, когда мы несчастны, когда нам плохо, когда нас всё раздражает. Но ведь всегда причина только в нас самих, причина в нашем выборе и нашем свободном направлении либо к Богу, либо от Него. Но с чего же начать, как изменить свою жизнь? Я полагаю, что начать нужно всегда одинаково — с благодарения Богу за всё, что Он нам дал. Один из священников говорил, что, если ты находишься в отчаянии, сходи в больницу, где лежат онкологические больные, загляни в реанимацию и тебе сразу станет легче, тебе станет стыдно от того, что жизнь твоя не так уж горька и ничтожна.
Дорогие братья и сестры, встреча Христа с самарянкой, как мы уже отмечали, говорит о том, что Господь хочет поговорить с каждым из нас. И мы должны слышать этот слово Божие и быть внимательными к Его тихому зову. Господь говорит с человеком по-разному: Он может говорить в грохоте грома и молнии, который устрашает человека, Он может говорить через рупор страданий, Он может говорить словами любви и милосердия. Наконец, Господь говорит с нами через внутренний голос совести. Но как часто, погружаясь в житейскую суету, мы не то что не слышим, а не хотим слышать зов Божий. Бог хочет говорить с тобой, но Ему не с кем говорить, все заняты чем-то другим. В этом необходимо бесконечно понуждать себя, надо заставлять себя общаться, даже если этого не хочется, иначе наши отношения с Богом просто окончатся, а мы в них очень нуждаемся.
Покаянное обращение самарянки началось с того, что Господь отрыл тайну ее личной жизни, когда Он сказал о пяти мужьях. Женщина сразу поняла, что перед ней Тот, Кто знает всю ее сокровенную жизнь. Как часто мы скрываем нашу сокровенную жизнь от близких, мы закапываем прошлое в себе, мы стыдимся об этом говорить. Как много такого мерзкого, что было совершено нами в те или иные моменты жизни нашей. Но вдумайтесь в то, что Господь всё это знает: и Он знает и мысли, и слова, и поступки и все тайные движения нашего сердца. Дай Бог, чтобы мы с вами жили в чувстве постоянного присутствия Божия и перед тем, как что-то сделать, вспоминали о Нём.
Дорогие братья и сестры, много и иных моментов говорит нам сегодняшнее Евангелие. Когда эта женщина говорит: «Нет у меня мужа». А господь отвечает: «Ты пять их имела и этот шестой не муж тебе». Эти слова, сказанные Христом в начале I века — о незарегистрированных браках XXI века. Ну как они не нравятся современному человеку! Вспомните, какой резонанс в средствах массой информации вызвали слова протоиерея Димитрия Смирнова о том, что гражданский брак — это, фактически, проституция. Как не понравилось это современным безбожникам. «Как это можно так выражаться священнику, а как же любовь, прощение, снисходительность. Пусть молодые поживут, попробуют друг друга, а потом уже посмотрят, связываться узами брака или нет». И вот в этом Евангелии Господь прямо говорит, что твой муж — это фикция, он им не был и не будет никогда.
Суммируя все сказанное, будем жить со страхом и трепетом, полагая свои жизни в руки промысла Божия. Будем искать Бога, будет постоянно ходить перед Ним, будем учиться доверять Ему во всём. В этом полагании на Бога да будет устроена наша с вами жизнь, всецело отданная Богу.
Аминь.
17 мая 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В Евангелие мы можем увидеть, что Иисуса Христа всегда сопровождало множество народа. Видя перед собой это большое скопление людей, Господь произнёс знаменитую Нагорную проповедь, которая является основой и сущностью христианского вероучения. Но в Евангелии есть и такие места, когда Господь обращался к конкретному человеку наедине. Сегодняшнее евангельское чтение передаёт нам беседу Христа с самарянкой. Мы можем предположить, что Господь специально для встречи с этой женщиной пришел в Самарию в город Сихарь, чтобы подвигнуть ее к покаянию и к исправлению жизни.
Господь сел у колодца Иакова в полдень. Для Ближнего Востока, в это время жизнь замирает, никто никуда не выходит, прячась от зноя. И вот пришла и женщина, вероятно, намеренно, чтобы ее никто не увидел, чтобы никто не заметил и не обратил на неё внимания. Сердцеведец Господь знал состояние души этой женщины, души, которая, несмотря на многочисленные грехи, была способна к покаянию.
Господь и с каждым из нас ищет личной встречи. Господь все знает о нашей жизни и желает этой встречи с нами как с самым драгоценным человеком. Подумайте, куда пришёл Христос, в какое время пришёл и для кого пришёл? Когда осмысливаешь, что Господь пришел в Самарию, которую иудеи обходили стороной, чтобы встретиться с этой грешной женщиной, а на Востоке женщин за людей не считали, с ними и говорить наедине было неприлично. Евангелие говорит нам о том, что Христос и Его учение не всегда сообразуется с устоявшимися общественными нормами, с религиозными обычаями и традициями: Христос привнёс качественно новое в Закон, и эта новизна заключается в ценности каждого отдельного человека, вне зависимости от его социального положения и мировоззрения. Каждый человек любим Богом, каждому из нас Бог готов открыть Себя и с каждым у Бога свои личные, уникальные и «новые» отношения. Воистину Бог хочет, чтобы «…все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Господь дарует каждому человеку жизнь неслучайно. В каждом рождении проявляется эта особая милость и благость Божия. Каждая жизнь — это дар Бога, это Его произволение и подарок, которым нужно дорожить. Но порой мы переживаем минуты скорби и мучений, когда жить в тягость, когда мы несчастны, когда нам плохо, когда нас всё раздражает. Но ведь всегда причина только в нас самих, причина в нашем выборе и нашем свободном направлении либо к Богу, либо от Него. Но с чего же начать, как изменить свою жизнь? Я полагаю, что начать нужно всегда одинаково — с благодарения Богу за всё, что Он нам дал. Один из священников говорил, что, если ты находишься в отчаянии, сходи в больницу, где лежат онкологические больные, загляни в реанимацию и тебе сразу станет легче, тебе станет стыдно от того, что жизнь твоя не так уж горька и ничтожна.
Дорогие братья и сестры, встреча Христа с самарянкой, как мы уже отмечали, говорит о том, что Господь хочет поговорить с каждым из нас. И мы должны слышать этот слово Божие и быть внимательными к Его тихому зову. Господь говорит с человеком по-разному: Он может говорить в грохоте грома и молнии, который устрашает человека, Он может говорить через рупор страданий, Он может говорить словами любви и милосердия. Наконец, Господь говорит с нами через внутренний голос совести. Но как часто, погружаясь в житейскую суету, мы не то что не слышим, а не хотим слышать зов Божий. Бог хочет говорить с тобой, но Ему не с кем говорить, все заняты чем-то другим. В этом необходимо бесконечно понуждать себя, надо заставлять себя общаться, даже если этого не хочется, иначе наши отношения с Богом просто окончатся, а мы в них очень нуждаемся.
Покаянное обращение самарянки началось с того, что Господь отрыл тайну ее личной жизни, когда Он сказал о пяти мужьях. Женщина сразу поняла, что перед ней Тот, Кто знает всю ее сокровенную жизнь. Как часто мы скрываем нашу сокровенную жизнь от близких, мы закапываем прошлое в себе, мы стыдимся об этом говорить. Как много такого мерзкого, что было совершено нами в те или иные моменты жизни нашей. Но вдумайтесь в то, что Господь всё это знает: и Он знает и мысли, и слова, и поступки и все тайные движения нашего сердца. Дай Бог, чтобы мы с вами жили в чувстве постоянного присутствия Божия и перед тем, как что-то сделать, вспоминали о Нём.
Дорогие братья и сестры, много и иных моментов говорит нам сегодняшнее Евангелие. Когда эта женщина говорит: «Нет у меня мужа». А господь отвечает: «Ты пять их имела и этот шестой не муж тебе». Эти слова, сказанные Христом в начале I века — о незарегистрированных браках XXI века. Ну как они не нравятся современному человеку! Вспомните, какой резонанс в средствах массой информации вызвали слова протоиерея Димитрия Смирнова о том, что гражданский брак — это, фактически, проституция. Как не понравилось это современным безбожникам. «Как это можно так выражаться священнику, а как же любовь, прощение, снисходительность. Пусть молодые поживут, попробуют друг друга, а потом уже посмотрят, связываться узами брака или нет». И вот в этом Евангелии Господь прямо говорит, что твой муж — это фикция, он им не был и не будет никогда.
Суммируя все сказанное, будем жить со страхом и трепетом, полагая свои жизни в руки промысла Божия. Будем искать Бога, будет постоянно ходить перед Ним, будем учиться доверять Ему во всём. В этом полагании на Бога да будет устроена наша с вами жизнь, всецело отданная Богу.
Аминь.
17.05.2020
Предыдущая проповедь
3 мая 2020
Следующая проповедь
24 мая 2020
Все проповеди за 2020 год