Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово в Неделю о Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, когда греческий философ рассказывал князю Владимиру о Страшном Суде, князь произнёс: «Какое благо тем, которые окажутся справа от Бога, от Судии, и какой ужас, страдания и мучения постигнут тех, которые слева от Него». Изображение Страшного Суда и рассказ о нём так повлияли на князя Владимира, что подвигли его к принятию крещения и обретению Христа.

Страшный Суд, о котором идёт речь, ожидает каждого из нас. Мы знаем, что человеческие суды являются порой несправедливыми, основываются на ошибочных фактах и на неверной информации, они подкупны, лживы и несправедливы и не называются таким эпитетом, который звучит сегодня с евангельских страниц. Почему же этот Суд называется Страшным? Ведь судить род человеческий будет Бог, а мы знаем, что Бог – это Любовь. А в молитве Господней Сам Христос научил нас называть Бога Отцом. И Отец любит Своё творение неизреченно и необыкновенно так, как не может любить никто другого человека, как бы они не были близки. Бог сказал человеку: «…не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5), даже если отец или мать оставят, Бог никогда не оставляет человека, а Его любовь неизреченна.

Но если Бог является Любовью, нашим Отцом, как Он одновременно может являться грозным нелицеприятным Судией, способным на страшное для нас осуждение. От Бога никогда ничего не скроешь, Он всё знает о нашей жизни. А мы с Вами, порой, мало задумываемся над тем, что мы представляем из себя в действительности. Наши  родные, которые десятилетиями бок о бок с нами живут, порой, не знают нас, не знают о наших поступках и делах. Иногда даже во внешне благополучной семье иногда открывается такое, что у одного из супругов есть ещё одна семья, внебрачные дети, а сам он ведет двойную жизнь. Могут открыться и многие другие факты о той жизни, которые были до брака. Они открываются, как гром среди ясного неба, открывается неведомая жизнь другого человека, которого любишь. А эта жизнь, оказывается, вся пронизана неправдой, эгоизмом и себялюбием. И оттого, что жизнь каждого человека откроется во всём неприкрытом виде, Страшный Суд будет великим позорищем для каждого, потому что будет стыдно, больно, мерзко и противно от того, что другие увидят, чем ты являлся на самом деле. И от этого стыда и позора каждый будет желать спрятаться и скрыться, и, как говорится об этом в Священном Писании, люди будут взывать к горам: «закройте нас» и к холмам: «падите на нас», чтобы не видно было этого обличения сокровенной сути жизни человеческой.

Страшный Суд коснётся всего рода человеческого. Он будет после Второго и Славного Пришествия Христа на землю во всей славе, великолепии, блеске Божества и в Его царском достоинстве; в той Божественной славе, которая лишь отчасти открывалась избранным апостолам на горе Фавор; в том величии, когда Господь являлся на Синае и гора вся содрогалась от Его присутствия; в том блеске Божества, который заимствовал Моисей Боговидец, когда сходил с Синая. Современники просили Моисея закрыть покрывалом своё лицо, потому что от Божественного сияния люди не могли смотреть на него. Лицо Моисея сияло, как солнце. Вот в такой славе вместе со всеми Ангелами будет и Второе Пришествие Христа, и Страшный Суд.

С одной стороны, Страшный Суд коснётся всего человечества, но более важен для нас с вами, живущих сегодня на земле, потому что в отношении праведников и святых он не будет повторным оцениванием их жизни, они и так находятся во славе, в Божественной радости и в вечном блаженстве. Неужели Бог это блаженство подвергнет сомнению, и ещё раз будет рассматриваться их святая и праведная жизнь? Страшный Суд в меньшей степени будет являться таковым для душ умерших до этого момента, потому что свой частный суд они уже прошли после своей кончины, когда в сороковой день определялась Богом их посмертная участь. И та участь, и то место, которые получили души умерших праведников, в худшую сторону измениться не может. Наоборот, пока жизнь продолжается на земле, пока звучат молитвы Церкви, пока близкие и родные не забыли своих усопших, их посмертная участь в любой момент может поменяться и меняется к лучшему, особенно, когда за них приносится бескровная Жертва на Божественной Литургии. Страшный Суд является таковым в большей степени для нас, живых. Господь предупреждает, что нас ждёт ответ за прожитую жизнь, человек не имеет права жить, как ему вздумается, несмотря на то, что он обладает даром безусловной и абсолютной свободы. Эту свободу человек должен подчинить Богу и быть в совершенном послушании и в подчинении не своей воли, а воли Божественной и жить по заповедям.

Если бы в Евангелии была заключена только эта притча о Страшном Суде, тогда многие люди могли бы так рассуждать: Господь будет судить нас с вами по критерию добродетельной жизни, по тому принципу, насколько мы любили друг друга и любовью своей служили друг другу, посещали ли больных, заключённых в тюрьмах, кормили ли и поили голодных, одевали ли нагих. Но эти же вещи в той или иной степени делают неве-рующие люди, делают сектанты, иноверцы, иногда побуждаясь естественной добротой души своей и базируясь на общекультурных человеческих ценностях, или, может быть, на каких-то других мотивах, делая себе рекламу, может быть, прагматично обустраивая зону комфорта вокруг себя. Но, тем не менее, добрые дела делают не одни православные люди. И тогда встаёт вопрос — нужно ли всё остальное?

         Мы с Вами читаем эту притчу в преддверии Великого Поста, и можно сделать вывод, а зачем он тогда нужен? Тем более, в апостольском чтении апостол Павел говорит нам сегодня, что пища не приближает нас к Богу и не удаляет от Него, и Богу абсолютно всё равно, что мы едим, как мы едим и что от этого происходит в нашем организме. Тогда встаёт вопрос: а зачем поклоны, зачем молитвы, зачем храм, зачем таинства, зачем заповеди, зачем посещать больных и кормить голодных?

Дорогие братия и сестры. Священное Писание может пониматься правильно только или в контексте самого Священного Писания, в его духе, в традиции Предания Святой Церкви или, если рассматривать Священное Писание вне традиции, вне Предания, базиру-ясь на Евангелии, можно оправдать любое злодеяние. Например, можно вспомнить, как окончил свои дни Иуда, предавший Христа, а затем вспомнить цитату: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10;37), вот и получилось оправдание самоубийства или с лёгкостью любое другое преступление и грех.

     Эта притча — это не буквальный рассказ о посмертной участи, он называется притчей, а притча передаёт суть, которая будет основываться на Его любви и на том принципе, насколько эта Божественная любовь присутствовала в нашей с Вами жизни. Подлинную любовь способен проявить человек только верующий во Христа, только человек, который исполняет заповеди Божии, только человек, который пронизан благодатью Божией, который подражает Христу. Только те дела, которые совершает человек ради Христа, могут подготовить его душу к принятию веры и к тому, чтобы Бог, основываясь на этих добрых делах человека, которые умягчают сердце человека, привёл его в спасительную ограду Церкви Христовой и в объятия любящего Бога, Который принимает каждого блудного сына, приходящего к Нему с покаянием.

На Страшном Суде Бог всё спросит: и о заповедях, и о вере. Но все эти заповеди должны привести человека к любви. После Страшного Суда начинается жизнь райская, которая состоит не из удовольствий, а в общении с Богом, Которого ты знал, Которого нашёл, Которого ты полюбил и с Которым ты знаешь, как разговаривать, как молиться Богу. Других занятий в вечности нет. И поэтому Бог, Который является Абсолютной Любовью, с одной стороны, готов всех простить и всех привести в Своё Царство, поэтому апостол Павел говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), но не все хотят этого, не все хотят быть с Богом в этой жизни  и в вечности. Если бы даже это было возможно для каждого человека, для многих общение с Богом будет излишним, будет невыносимым, будет абсолютно ненужным и непонятным, люди не будут знать, о чём говорить с Богом и как вообще в близком присутствии с Ним находиться. Поэтому еще на V Вселенском Соборе были отвергнуты мысли многих учителей, прежде всего Оригена, которые учили, что Бог всех простит, всё творение придёт к славословию Бога и Господь помилует самого дьявола. Святые Отцы отвергли это учение о всеобщем спасении, открытии райских дверей и об отсутствии самого ада.

Поэтому, дорогие братия и сестры, нас с вами ждёт ответ перед Богом за каждое мгновение прожитой жизни. Дай Бог, чтобы это повествование о Страшном Суде подвигнуло нас к ответственности за каждое мгновение этой жизни, и чтобы мы понимали, что в Церкви всё создано для того, чтобы возродить, найти, приумножить любовь в нашей жизни, которая одна спасает и оправдывает нас.

Аминь.

11 февраля 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, когда греческий философ рассказывал князю Владимиру о Страшном Суде, князь произнёс: «Какое благо тем, которые окажутся справа от Бога, от Судии, и какой ужас, страдания и мучения постигнут тех, которые слева от Него». Изображение Страшного Суда и рассказ о нём так повлияли на князя Владимира, что подвигли его к принятию крещения и обретению Христа.

Страшный Суд, о котором идёт речь, ожидает каждого из нас. Мы знаем, что человеческие суды являются порой несправедливыми, основываются на ошибочных фактах и на неверной информации, они подкупны, лживы и несправедливы и не называются таким эпитетом, который звучит сегодня с евангельских страниц. Почему же этот Суд называется Страшным? Ведь судить род человеческий будет Бог, а мы знаем, что Бог – это Любовь. А в молитве Господней Сам Христос научил нас называть Бога Отцом. И Отец любит Своё творение неизреченно и необыкновенно так, как не может любить никто другого человека, как бы они не были близки. Бог сказал человеку: «…не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5), даже если отец или мать оставят, Бог никогда не оставляет человека, а Его любовь неизреченна.

Но если Бог является Любовью, нашим Отцом, как Он одновременно может являться грозным нелицеприятным Судией, способным на страшное для нас осуждение. От Бога никогда ничего не скроешь, Он всё знает о нашей жизни. А мы с Вами, порой, мало задумываемся над тем, что мы представляем из себя в действительности. Наши  родные, которые десятилетиями бок о бок с нами живут, порой, не знают нас, не знают о наших поступках и делах. Иногда даже во внешне благополучной семье иногда открывается такое, что у одного из супругов есть ещё одна семья, внебрачные дети, а сам он ведет двойную жизнь. Могут открыться и многие другие факты о той жизни, которые были до брака. Они открываются, как гром среди ясного неба, открывается неведомая жизнь другого человека, которого любишь. А эта жизнь, оказывается, вся пронизана неправдой, эгоизмом и себялюбием. И оттого, что жизнь каждого человека откроется во всём неприкрытом виде, Страшный Суд будет великим позорищем для каждого, потому что будет стыдно, больно, мерзко и противно от того, что другие увидят, чем ты являлся на самом деле. И от этого стыда и позора каждый будет желать спрятаться и скрыться, и, как говорится об этом в Священном Писании, люди будут взывать к горам: «закройте нас» и к холмам: «падите на нас», чтобы не видно было этого обличения сокровенной сути жизни человеческой.

Страшный Суд коснётся всего рода человеческого. Он будет после Второго и Славного Пришествия Христа на землю во всей славе, великолепии, блеске Божества и в Его царском достоинстве; в той Божественной славе, которая лишь отчасти открывалась избранным апостолам на горе Фавор; в том величии, когда Господь являлся на Синае и гора вся содрогалась от Его присутствия; в том блеске Божества, который заимствовал Моисей Боговидец, когда сходил с Синая. Современники просили Моисея закрыть покрывалом своё лицо, потому что от Божественного сияния люди не могли смотреть на него. Лицо Моисея сияло, как солнце. Вот в такой славе вместе со всеми Ангелами будет и Второе Пришествие Христа, и Страшный Суд.

С одной стороны, Страшный Суд коснётся всего человечества, но более важен для нас с вами, живущих сегодня на земле, потому что в отношении праведников и святых он не будет повторным оцениванием их жизни, они и так находятся во славе, в Божественной радости и в вечном блаженстве. Неужели Бог это блаженство подвергнет сомнению, и ещё раз будет рассматриваться их святая и праведная жизнь? Страшный Суд в меньшей степени будет являться таковым для душ умерших до этого момента, потому что свой частный суд они уже прошли после своей кончины, когда в сороковой день определялась Богом их посмертная участь. И та участь, и то место, которые получили души умерших праведников, в худшую сторону измениться не может. Наоборот, пока жизнь продолжается на земле, пока звучат молитвы Церкви, пока близкие и родные не забыли своих усопших, их посмертная участь в любой момент может поменяться и меняется к лучшему, особенно, когда за них приносится бескровная Жертва на Божественной Литургии. Страшный Суд является таковым в большей степени для нас, живых. Господь предупреждает, что нас ждёт ответ за прожитую жизнь, человек не имеет права жить, как ему вздумается, несмотря на то, что он обладает даром безусловной и абсолютной свободы. Эту свободу человек должен подчинить Богу и быть в совершенном послушании и в подчинении не своей воли, а воли Божественной и жить по заповедям.

Если бы в Евангелии была заключена только эта притча о Страшном Суде, тогда многие люди могли бы так рассуждать: Господь будет судить нас с вами по критерию добродетельной жизни, по тому принципу, насколько мы любили друг друга и любовью своей служили друг другу, посещали ли больных, заключённых в тюрьмах, кормили ли и поили голодных, одевали ли нагих. Но эти же вещи в той или иной степени делают неве-рующие люди, делают сектанты, иноверцы, иногда побуждаясь естественной добротой души своей и базируясь на общекультурных человеческих ценностях, или, может быть, на каких-то других мотивах, делая себе рекламу, может быть, прагматично обустраивая зону комфорта вокруг себя. Но, тем не менее, добрые дела делают не одни православные люди. И тогда встаёт вопрос — нужно ли всё остальное?

         Мы с Вами читаем эту притчу в преддверии Великого Поста, и можно сделать вывод, а зачем он тогда нужен? Тем более, в апостольском чтении апостол Павел говорит нам сегодня, что пища не приближает нас к Богу и не удаляет от Него, и Богу абсолютно всё равно, что мы едим, как мы едим и что от этого происходит в нашем организме. Тогда встаёт вопрос: а зачем поклоны, зачем молитвы, зачем храм, зачем таинства, зачем заповеди, зачем посещать больных и кормить голодных?

Дорогие братия и сестры. Священное Писание может пониматься правильно только или в контексте самого Священного Писания, в его духе, в традиции Предания Святой Церкви или, если рассматривать Священное Писание вне традиции, вне Предания, базиру-ясь на Евангелии, можно оправдать любое злодеяние. Например, можно вспомнить, как окончил свои дни Иуда, предавший Христа, а затем вспомнить цитату: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10;37), вот и получилось оправдание самоубийства или с лёгкостью любое другое преступление и грех.

     Эта притча — это не буквальный рассказ о посмертной участи, он называется притчей, а притча передаёт суть, которая будет основываться на Его любви и на том принципе, насколько эта Божественная любовь присутствовала в нашей с Вами жизни. Подлинную любовь способен проявить человек только верующий во Христа, только человек, который исполняет заповеди Божии, только человек, который пронизан благодатью Божией, который подражает Христу. Только те дела, которые совершает человек ради Христа, могут подготовить его душу к принятию веры и к тому, чтобы Бог, основываясь на этих добрых делах человека, которые умягчают сердце человека, привёл его в спасительную ограду Церкви Христовой и в объятия любящего Бога, Который принимает каждого блудного сына, приходящего к Нему с покаянием.

На Страшном Суде Бог всё спросит: и о заповедях, и о вере. Но все эти заповеди должны привести человека к любви. После Страшного Суда начинается жизнь райская, которая состоит не из удовольствий, а в общении с Богом, Которого ты знал, Которого нашёл, Которого ты полюбил и с Которым ты знаешь, как разговаривать, как молиться Богу. Других занятий в вечности нет. И поэтому Бог, Который является Абсолютной Любовью, с одной стороны, готов всех простить и всех привести в Своё Царство, поэтому апостол Павел говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), но не все хотят этого, не все хотят быть с Богом в этой жизни  и в вечности. Если бы даже это было возможно для каждого человека, для многих общение с Богом будет излишним, будет невыносимым, будет абсолютно ненужным и непонятным, люди не будут знать, о чём говорить с Богом и как вообще в близком присутствии с Ним находиться. Поэтому еще на V Вселенском Соборе были отвергнуты мысли многих учителей, прежде всего Оригена, которые учили, что Бог всех простит, всё творение придёт к славословию Бога и Господь помилует самого дьявола. Святые Отцы отвергли это учение о всеобщем спасении, открытии райских дверей и об отсутствии самого ада.

Поэтому, дорогие братия и сестры, нас с вами ждёт ответ перед Богом за каждое мгновение прожитой жизни. Дай Бог, чтобы это повествование о Страшном Суде подвигнуло нас к ответственности за каждое мгновение этой жизни, и чтобы мы понимали, что в Церкви всё создано для того, чтобы возродить, найти, приумножить любовь в нашей жизни, которая одна спасает и оправдывает нас.

Аминь.

11.02.2018
Предыдущая проповедь

4 февраля 2018

Слово в Неделю о блудном сыне
Следующая проповедь

21 февраля 2018

Исцеление бесноватого отрока

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00