Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово в праздник Воздвижения Креста Господня

Дорогие братия и сестры. Сегодня двунадесятый праздник — Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, праздник радостный и очень строгий по своему духовному смыслу. Строгий — потому что праздник этот соединён с воспоминанием крестной смерти Сына Божия ради нашего спасения. Он был пригвождён на кресте и претерпел жестокие муки и страдания, пролил Свою Пречистую Кровь ради спасения рода человеческого. Именно поэтому в силу воспоминания смерти Христовой этот сегодняшний день является днём строгого поста.

А сам праздник по своей сути радостный и торжественный. Историческое событие, которое положено в основу этого праздника, произошло в начале IV-го века, когда гонения на христиан, продолжавшиеся более трёх веков, уже завершились. Во время этих гонений кровь мучеников древней Церкви лилась рекой, и, казалось бы, не было перспектив и радостных горизонтов на земном небосклоне, когда могло это прекратиться. Но по промыслу Божию, во время царствования Константина Великого он стал единодержавным правителем всей Византийской империи, объединив восточную и западную империи под своим единовластным управлением. И когда он шёл на войну с Максентием, соправителем его в то время, он увидел на небе Крест Животворящий — знамение чудное, составленное из сияния звёзд и света, и над этим крестом увидел надпись: «сим побеждай».

Константин Великий перед этой войной повелел на воинских хоругвях изобразить знамение креста, и силой крестной он победил неприятеля, который особенно был лют в гонениях на христиан, в битве у Мульвийского моста. И мир воцарился во время его единодержавного правления во всей огромной Римской империи.

Императором Константином был подписан вначале эдикт триста одиннадцатого года, а затем и триста тринадцатого года о веротерпимости, о свободе вероисповедования и признании веры христианской, и христиане вышли из катакомб, где они скрывались от ненавидящего их мира. Они стали строить первые наземные храмы, которые сначала были похожи на жилые дома и назывались базиликами, а потом стали напоминать вид корабля, на котором возможно только спасительное плавание по бушующим водам житейского моря.

А затем случилось событие, когда благочестивая мать царя Константина Елена, которая удостоена в Церкви высочайшего наименования равноапостольная, просит позволения у своего сына на путешествие в Святую землю, в Иерусалим и в его окрестности для того, чтобы там обозначить, найти и увековечить святыни, связанные с земной жизнью Христа-Спасителя. Царица Елена тогда положила основание в строительстве многих храмов, прежде всего, на горе Голгофе Храм Воскресения Христова, чаще называемого Храмом Гроба Господня, где был обретён её стараниями Животворящий Крест. Повествование об этом обретении читалось сегодня во время Божественной литургии.

Царица Елена положила также основание храму на горе Елеонской в Гефсимании и в некоторых других основных местах, которые связаны с земной жизнью нашего Господа. Крест, который пролежал уже почти четыре века в земле, был обретён совершенно целым и невредимым вместе с крестами двух разбойников. Чудо, с одной стороны. Но иногда бывают такие реальные объяснения, каким образом дерево сохраняется в земле. Вспомните, на чём построены наши соборы: Исаакиевский, Казанский. Тогда не было железобетона, и никакие сваи там никто не забивал. Мостотрядов тоже не было. Дубовые сваи до сих пор стоят в

Казанском соборе, граничащем вообще с каналом Грибоедова, и милостью Божией только крепче становятся, и ничего с ними не случается.

Но, скорее всего, в данном случае имеет место не рациональное объяснение, а чудо Божие. Потому что крест, на котором пострадал и умер Богочеловек — особый крест, и он получил через это особую силу Христа-Богочеловека и, конечно, впитал в себя нетварную великую энергию, благодать Божию оттого, что Тело и Божество, соединённое во Христе, висело на этом кресте, и Господь пролил Свою Пречистую Кровь. Эту кровь впитал в себя Животворящий Крест, а кровь Христова дарует жизнь всему миру. Мы причащаемся Тела и Крови Христовой во исцеление души и тела и в жизнь вечную.

Чудом был обретён Крест, и через чудо современники этого события поняли, какой из трёх крестов является Крестом Господним, когда мёртвый, к которому прикоснулись Животворящим Крестом Господним, воскрес. Услышав об этом обретении и о чуде воскрешения мёртвого, люди, конечно, стремились подойти, приблизиться, прикоснуться к этому древу, на котором страдал и умер Господь наш Иисус Христос, и за многолюдством этого невозможно было сделать. Тогда патриарх Макарий Иерусалимский решил с помощью духовенства поднять этот крест. Он был очень тяжёлый, массивный, грубый, наспех сколоченный, совсем не такой красивый и изящный, какие украшают храмы. Здесь человек вкладывает всё своё чувство и любовь в изготовление креста, и, конечно же, через эту любовь человеческую он не может быть некрасивым, неправильной формы. Но крест, на котором был распят Христос, скорее всего, имел совершенно простую форму: из двух перекладин был сколочен, а скорее всего, связан верёвками, потому что особого креста никто не приготавливал. На наспех изготовленных крестах распинали рабов, преступников, и для них никто не церемонился в изготовлении орудия казни. Но это имеет вторичное значение, и никого из верующих абсолютно не смущает этот момент. Самое главное — это факт крестной смерти нашего Господа на древе крестном.

Дорогие братия и сестры. В русском языке есть удивительное по звучанию совпадение, которое отсутствует в других языках, например, греческом: крест и христианство — слова одного корня. Вот у греков не так, у них слово «крест» звучит как «ставрос», а «христианство» — почти так же, как и в русском произношении, только с другим окончанием. А ведь, может быть, это не случайно, что в русском языке христианство воспринимается как «крестоношение», потому что в центре, в корне, в глубинной сути — крест. Без креста нет христианства. Мы не можем представить себе храм Божий без креста, чтобы на куполе его не было Креста Животворящего — знамения победы Христа над адом, грехом и проклятием, тяготевшим над родом человеческим. Мы не можем представить себе христианина без креста на груди. В храме всегда распятие является непременным элементом внутреннего церковного интерьера. Без крестного знамения немыслима молитва — без креста она превращается в простой разговор, лишённый благодатной силы. И если нет крестного знамения, то, как правило, разговор этот не благочестивый и не соединяющий с Господом.

Дорогие братия и сестры. Крест имеет каждый человек, который состоит из совокупности всех жизненных испытаний, скорбей, болезней, неприятностей. Крест есть у всех, независимо даже от отношения к Богу. У неверующих людей, борющихся с Богом, тоже есть крест, порой более лёгкий, который вызывает соблазн, недоумение у верующих людей, когда они взирают на явных грешников, например, живущих в беспробудном пьянстве, в блуде в других грехах. А внешне, вроде, у них всё благополучно: как сыр в масле купаются, и никаких скорбей, никто не умирает и живут почти до ста лет. А верующие смотрят и думают: «А где же Господь, где справедливость, почему я хожу в церковь и рано встаю, не просыпаю службы, какое-то благочестие проявляю, а скорби не оканчиваются?»

Это тайна Божия, дорогие братия и сестры. Но несомненной истиной является то, что чем больше скорбей в жизни человека, тем этого человека Господь больше любит. Когда прекращается воспитание человека, когда он предоставлен самому себе, уже и родители

отказываются — бесполезно воспитывать. Сам себе предан, ничего и никого не слушает, живёт, как хочет — это сплошь и рядом о наших двадцатилетних детках. Многие из вас с этим согласятся. Так и Господь оставляет, как непослушных детей, тех людей, которых бесполезно воспитывать, бесполезно вразумлять, они и так находятся в руках дьявола. А тому, кто ещё не потерян для Царства Небесного, спасение которого возможно, Господь и пытается с разных сторон и в разное время напоминать скорбями о том, что Он является Хозяином, Распорядителем, Творцом нашим и нашим любящим Отцом, Который не забывает чад своих.

Дорогие братия и сестры. Но обилие скорбей в жизни человека — это ещё не факт добродетельной жизни. Всё зависит от того, как человек относится к этому. И здесь есть два фактора, которые делают этот крест спасительным. Во-первых, благодарность Богу, чтобы ропота не было на свою жизнь. И во-вторых, чтобы принять с покорностью, со смирением этот жизненный крест, в чём бы он ни выражался в нашей с вами жизни. И тогда этот крест бывает спасительным.

Но здесь есть ещё, дорогие братия и сестры, очень важное рассуждение, которое мы не можем обойти молчанием в этот день. Ведь часто даже не Господь прибавляет нам скорбей, а мы сами себе усугубляем жизненный крест. Например, попал человек в больницу. А посмотреть внимательно на его жизнь, кто виноват? А может, курил, лёгкие прокурил все, что выплевывать стал, как при туберкулезе? А может, пил, и сердце уже отказывает, и сосуды не выдерживают? А если диабет? А может, сладенькое любил? А может ещё что-то? Причина скорбей очень часто бывает в человеке. А если муж бросил или жена ушла? Так ведь, хороших не бросают. Если так посмотреть на самого себя, от хорошей жены мужья не уходят; хороших мужей тоже никогда не бросают — они вообще на вес золота в XXI-ом веке. И если так посмотришь: а кто тебя? — да сам себя. И поэтому не будем роптать, не будем Бога обвинять в непосильности наших каких-то жизненных испытаний и скорбей. Всё будем принимать с благодарностью, со смирением и будем жить по воле Божией, исполняя заповеди. И тогда лишних скорбей не будет в нашей жизни.

Аминь.

27 сентября 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня двунадесятый праздник — Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, праздник радостный и очень строгий по своему духовному смыслу. Строгий — потому что праздник этот соединён с воспоминанием крестной смерти Сына Божия ради нашего спасения. Он был пригвождён на кресте и претерпел жестокие муки и страдания, пролил Свою Пречистую Кровь ради спасения рода человеческого. Именно поэтому в силу воспоминания смерти Христовой этот сегодняшний день является днём строгого поста.

А сам праздник по своей сути радостный и торжественный. Историческое событие, которое положено в основу этого праздника, произошло в начале IV-го века, когда гонения на христиан, продолжавшиеся более трёх веков, уже завершились. Во время этих гонений кровь мучеников древней Церкви лилась рекой, и, казалось бы, не было перспектив и радостных горизонтов на земном небосклоне, когда могло это прекратиться. Но по промыслу Божию, во время царствования Константина Великого он стал единодержавным правителем всей Византийской империи, объединив восточную и западную империи под своим единовластным управлением. И когда он шёл на войну с Максентием, соправителем его в то время, он увидел на небе Крест Животворящий — знамение чудное, составленное из сияния звёзд и света, и над этим крестом увидел надпись: «сим побеждай».

Константин Великий перед этой войной повелел на воинских хоругвях изобразить знамение креста, и силой крестной он победил неприятеля, который особенно был лют в гонениях на христиан, в битве у Мульвийского моста. И мир воцарился во время его единодержавного правления во всей огромной Римской империи.

Императором Константином был подписан вначале эдикт триста одиннадцатого года, а затем и триста тринадцатого года о веротерпимости, о свободе вероисповедования и признании веры христианской, и христиане вышли из катакомб, где они скрывались от ненавидящего их мира. Они стали строить первые наземные храмы, которые сначала были похожи на жилые дома и назывались базиликами, а потом стали напоминать вид корабля, на котором возможно только спасительное плавание по бушующим водам житейского моря.

А затем случилось событие, когда благочестивая мать царя Константина Елена, которая удостоена в Церкви высочайшего наименования равноапостольная, просит позволения у своего сына на путешествие в Святую землю, в Иерусалим и в его окрестности для того, чтобы там обозначить, найти и увековечить святыни, связанные с земной жизнью Христа-Спасителя. Царица Елена тогда положила основание в строительстве многих храмов, прежде всего, на горе Голгофе Храм Воскресения Христова, чаще называемого Храмом Гроба Господня, где был обретён её стараниями Животворящий Крест. Повествование об этом обретении читалось сегодня во время Божественной литургии.

Царица Елена положила также основание храму на горе Елеонской в Гефсимании и в некоторых других основных местах, которые связаны с земной жизнью нашего Господа. Крест, который пролежал уже почти четыре века в земле, был обретён совершенно целым и невредимым вместе с крестами двух разбойников. Чудо, с одной стороны. Но иногда бывают такие реальные объяснения, каким образом дерево сохраняется в земле. Вспомните, на чём построены наши соборы: Исаакиевский, Казанский. Тогда не было железобетона, и никакие сваи там никто не забивал. Мостотрядов тоже не было. Дубовые сваи до сих пор стоят в

Казанском соборе, граничащем вообще с каналом Грибоедова, и милостью Божией только крепче становятся, и ничего с ними не случается.

Но, скорее всего, в данном случае имеет место не рациональное объяснение, а чудо Божие. Потому что крест, на котором пострадал и умер Богочеловек — особый крест, и он получил через это особую силу Христа-Богочеловека и, конечно, впитал в себя нетварную великую энергию, благодать Божию оттого, что Тело и Божество, соединённое во Христе, висело на этом кресте, и Господь пролил Свою Пречистую Кровь. Эту кровь впитал в себя Животворящий Крест, а кровь Христова дарует жизнь всему миру. Мы причащаемся Тела и Крови Христовой во исцеление души и тела и в жизнь вечную.

Чудом был обретён Крест, и через чудо современники этого события поняли, какой из трёх крестов является Крестом Господним, когда мёртвый, к которому прикоснулись Животворящим Крестом Господним, воскрес. Услышав об этом обретении и о чуде воскрешения мёртвого, люди, конечно, стремились подойти, приблизиться, прикоснуться к этому древу, на котором страдал и умер Господь наш Иисус Христос, и за многолюдством этого невозможно было сделать. Тогда патриарх Макарий Иерусалимский решил с помощью духовенства поднять этот крест. Он был очень тяжёлый, массивный, грубый, наспех сколоченный, совсем не такой красивый и изящный, какие украшают храмы. Здесь человек вкладывает всё своё чувство и любовь в изготовление креста, и, конечно же, через эту любовь человеческую он не может быть некрасивым, неправильной формы. Но крест, на котором был распят Христос, скорее всего, имел совершенно простую форму: из двух перекладин был сколочен, а скорее всего, связан верёвками, потому что особого креста никто не приготавливал. На наспех изготовленных крестах распинали рабов, преступников, и для них никто не церемонился в изготовлении орудия казни. Но это имеет вторичное значение, и никого из верующих абсолютно не смущает этот момент. Самое главное — это факт крестной смерти нашего Господа на древе крестном.

Дорогие братия и сестры. В русском языке есть удивительное по звучанию совпадение, которое отсутствует в других языках, например, греческом: крест и христианство — слова одного корня. Вот у греков не так, у них слово «крест» звучит как «ставрос», а «христианство» — почти так же, как и в русском произношении, только с другим окончанием. А ведь, может быть, это не случайно, что в русском языке христианство воспринимается как «крестоношение», потому что в центре, в корне, в глубинной сути — крест. Без креста нет христианства. Мы не можем представить себе храм Божий без креста, чтобы на куполе его не было Креста Животворящего — знамения победы Христа над адом, грехом и проклятием, тяготевшим над родом человеческим. Мы не можем представить себе христианина без креста на груди. В храме всегда распятие является непременным элементом внутреннего церковного интерьера. Без крестного знамения немыслима молитва — без креста она превращается в простой разговор, лишённый благодатной силы. И если нет крестного знамения, то, как правило, разговор этот не благочестивый и не соединяющий с Господом.

Дорогие братия и сестры. Крест имеет каждый человек, который состоит из совокупности всех жизненных испытаний, скорбей, болезней, неприятностей. Крест есть у всех, независимо даже от отношения к Богу. У неверующих людей, борющихся с Богом, тоже есть крест, порой более лёгкий, который вызывает соблазн, недоумение у верующих людей, когда они взирают на явных грешников, например, живущих в беспробудном пьянстве, в блуде в других грехах. А внешне, вроде, у них всё благополучно: как сыр в масле купаются, и никаких скорбей, никто не умирает и живут почти до ста лет. А верующие смотрят и думают: «А где же Господь, где справедливость, почему я хожу в церковь и рано встаю, не просыпаю службы, какое-то благочестие проявляю, а скорби не оканчиваются?»

Это тайна Божия, дорогие братия и сестры. Но несомненной истиной является то, что чем больше скорбей в жизни человека, тем этого человека Господь больше любит. Когда прекращается воспитание человека, когда он предоставлен самому себе, уже и родители

отказываются — бесполезно воспитывать. Сам себе предан, ничего и никого не слушает, живёт, как хочет — это сплошь и рядом о наших двадцатилетних детках. Многие из вас с этим согласятся. Так и Господь оставляет, как непослушных детей, тех людей, которых бесполезно воспитывать, бесполезно вразумлять, они и так находятся в руках дьявола. А тому, кто ещё не потерян для Царства Небесного, спасение которого возможно, Господь и пытается с разных сторон и в разное время напоминать скорбями о том, что Он является Хозяином, Распорядителем, Творцом нашим и нашим любящим Отцом, Который не забывает чад своих.

Дорогие братия и сестры. Но обилие скорбей в жизни человека — это ещё не факт добродетельной жизни. Всё зависит от того, как человек относится к этому. И здесь есть два фактора, которые делают этот крест спасительным. Во-первых, благодарность Богу, чтобы ропота не было на свою жизнь. И во-вторых, чтобы принять с покорностью, со смирением этот жизненный крест, в чём бы он ни выражался в нашей с вами жизни. И тогда этот крест бывает спасительным.

Но здесь есть ещё, дорогие братия и сестры, очень важное рассуждение, которое мы не можем обойти молчанием в этот день. Ведь часто даже не Господь прибавляет нам скорбей, а мы сами себе усугубляем жизненный крест. Например, попал человек в больницу. А посмотреть внимательно на его жизнь, кто виноват? А может, курил, лёгкие прокурил все, что выплевывать стал, как при туберкулезе? А может, пил, и сердце уже отказывает, и сосуды не выдерживают? А если диабет? А может, сладенькое любил? А может ещё что-то? Причина скорбей очень часто бывает в человеке. А если муж бросил или жена ушла? Так ведь, хороших не бросают. Если так посмотреть на самого себя, от хорошей жены мужья не уходят; хороших мужей тоже никогда не бросают — они вообще на вес золота в XXI-ом веке. И если так посмотришь: а кто тебя? — да сам себя. И поэтому не будем роптать, не будем Бога обвинять в непосильности наших каких-то жизненных испытаний и скорбей. Всё будем принимать с благодарностью, со смирением и будем жить по воле Божией, исполняя заповеди. И тогда лишних скорбей не будет в нашей жизни.

Аминь.

27.09.2014
Предыдущая проповедь

21 сентября 2014

Рождество Пресвятой Богородицы
Следующая проповедь

28 сентября 2014

Попразднство воздвижения Креста Господня

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00