Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о молитве

Дорогие братия и сестры. Во время Великого поста каждый христианин, уделяя особое внимание состоянию своей души, очищению её от грехов и страстей, должен полагать в основание своих подвигов особо сильную, искреннюю молитву. Каждый из вас заметил, что во время Великого поста богослужение в храме становится более продолжительным. Оно приобретает покаянный мотив, присутствует больше чтения, а пения почти нет. И всё это говорит о том, какое важное значение в нашей жизни всегда, и особенно во время Великого поста, должна занимать молитва.

Мы с вами призываемся Церковью к более неукоснительному и усердному посещению богослужений. Мы с вами должны воспитать в себе потребность к молитве, особенно во время первой седмицы Великого поста и во время Страстной седмицы, а также в особо значимые дни Великого поста, в которых Церковь призывает к общей молитве, например: стояние Марии Египетской, праздник Благовещения и в другие особые дни.

И, конечно, отсутствовать на богослужении в эти дни немыслимо для христианина. Наивно думать, что в молодые годы есть чем заниматься, а в старости, в пенсионном возрасте, будет посвободнее, и там можно будет больше молиться и чаще ходить в храм Божий. Наивно, потому что тот человек, который в молодости не приучил себя к богослужению и не полюбил его, в старости не будет больше уделять время Богу. Не справедливо в молодые годы тратить силы на обеспечение комфорта жизни, а Богу принести одну дряхлеющую старость. Конечно, Бог принимает каждого человека в любом возрасте и в любое время. Но когда мы, веря в Бога и имея возможность служить Ему и молиться, отдаём предпочтение другим мирским делам, отодвигая Его и служа Ему по остаточному принципу — это вещь очень опасная и греховная, потому что с Богом шутить нельзя. Есть такие слова народной мудрости: Бог долго терпит да больно бьёт.

В отношении продолжительных молитв. Кто-то из вас, зная Священное Писание и зная слова Нагорной проповеди, может возразить: «Как же так, в Евангелии от Матфея написано: “…не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми” (Мф.6:5) — не поступайте так?» Что же это за образ, дорогие братия и сестры? Однажды на рядовом богослужении мы уже вспоминали об этом, это говорилось об иудеях, фарисеях, книжниках, которые любили молиться напоказ. Например, как народные избранники, депутаты в период выборной кампании ходят в церковь, ставят свечи, а рядом стоит журналист с телекамерой и снимает, как некий раб Божий пришёл в храм и вспомнил о Боге в особо значимые для него дни.

Для иудеев это было обычным, распространённым явлением, потому что они жили в религиозной обстановке. Когда книжник или фарисей молился на перекрёстке тех или иных дорог, то разница была лишь в том, что он молился напоказ, но другие все молились в других, иных условиях и не делали это напоказ. Сейчас другая ситуация религиозной жизни, и дай Бог, чтобы мы молились не напоказ, чтобы не стыдились Бога и могли перекрестить свой лоб, проезжая в общественном транспорте мимо храма. Дай Бог, чтобы мы не стыдились Бога и своей веры и могли свободно, с достоинством, по-христиански перекреститься и хотя бы мысленно прочитать молитву, когда это необходимо.

«А молясь, — говорится в Евангелии от Матфея, — не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» (Мф.6:7). Это второй образ, который заимствован из языческих культов, когда перед истуканами долго и обстоятельно молились язычники, убеждая их, приводя новые аргументы, заходя с другой стороны и объясняя идолам (в которых жили бесы), что непременно надо так поступить и исполнить их просьбу.

В этом смысле Бога не надо убеждать, как далее сказано в этом тексте: «ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8). Здесь нет, дорогие братия и сестры, никакого противоречия с продолжительной и усиленной молитвой, которой мы стараемся заниматься во время Великого поста. Ведь Священное Писание невозможно понимать, основываясь на каких-то своих представлениях о тех или иных религиозных предметах, на одной цитате. Как и в каждом литературном произведении, мы должны смотреть на весь смысл, и порой, в контексте, в частности, в общем Евангельском духе.

Есть знаменитые слова апостола Павла: «…непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). И вот мы в течение Великого поста в меру слабых сил своих стараемся приблизиться к этой молитве. Апостол Павел не призывает нас не уходить из храма, это невозможно. Здесь речь идёт о соединении многих видов молитвы: общественной, богослужебной, домашней и в течение дня мысленного обращения к Богу. А это возможно в любых формах, в любых словах и в собственной молитве, в свободном обращении к Богу, но особенно в произнесении Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Это самая основная молитва монахов, отшельников, преподобных, которые достигали такого совершенства в совершении этой Иисусовой молитвы, что она становилась молитвой сердечной, действительно непрестанной молитвой. И эта непрестанная молитва совершалась даже тогда, когда на краткое время они могли отдаваться сну или какому-то покою. Это произнесение молитвы переходило в такой автоматический навык, что молитвенное сознание не отключалось даже во время отдыха.

Дорогие братия и сестры, и мы должны не забывать эту молитву. Иисусову молитву мы должны совершать, находясь в храме и присутствуя на богослужении. Потому что, если человек не произносит мысленно эту молитву про себя, он своими мыслями «улетает» из храма, начинает решать глобальные мировые проблемы, начинает готовить постный ужин, идти в магазин и тому подобное. Потому что дьявол совершает непрестанную мысленную атаку на мозг человека, и эта атака не в простых каких-то зрительных образах, а дело в том, что как только человек останавливает своё внимание на греховных помыслах, с этого момента начинается беседа с помыслом, и теперь это уже твой грех, который называется: принятие нечистых помыслов и беседа с ними. И дай Бог, дорогие братия и сестры, обращать нам своё пристальное внимание, чтобы ум был занят непрестанной молитвой, памятуя о Боге. Мы должны с вами приучить себя к такому отношению к молитве, чтобы мы черпали радость, чтобы мы считали самыми прекрасными мгновениями нашей жизни, когда мы можем молиться, когда мы пребываем в тесном общении с Господом.

Мы должны давать себе отчёт в том, что молитвой мы осуществляем подготовку к вечности, в которую мы вступим после смерти. В вечности нас ожидает Бог и общение с Ним. В райских обителях ничего нет чувственного, зрелищного, сладострастного. Там климат даже не похож на субтропики, там нет ни панд, ни ручных тигров, ни красивых обезьян, ни лазурного моря — там всё по-другому: неизреченнее, красивее, чем мы можем себе представить в самых роскошных местах на земле, созданных Богом. Но это красота не чувственная, не материальная. И блаженство райское – это не вкушение чувственных удовольствий и наслаждений, а радость от общения с Господом. А общение с Богом — это и есть молитва. И здесь, на земле, мы приучаем себя к райской жизни. Мы можем лишь гипотетически представить, как прекрасно будет в райских обителях, как прекрасно находиться в постоянном общении с Господом.

Если молитва нам в тягость, если богослужения нам непонятны, обременительны, то в нашей жизни христианской что-то неправильно. Другие акценты, Бог не на первом месте, а на первом месте стоит что-то другое.

Дай Бог нам духовной мудрости и любви к молитве, которая является дыханием души нашей бессмертной, которая придаёт ей подлинную жизнь, потому что: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою наслаждается». Аминь.

12 марта 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Во время Великого поста каждый христианин, уделяя особое внимание состоянию своей души, очищению её от грехов и страстей, должен полагать в основание своих подвигов особо сильную, искреннюю молитву. Каждый из вас заметил, что во время Великого поста богослужение в храме становится более продолжительным. Оно приобретает покаянный мотив, присутствует больше чтения, а пения почти нет. И всё это говорит о том, какое важное значение в нашей жизни всегда, и особенно во время Великого поста, должна занимать молитва.

Мы с вами призываемся Церковью к более неукоснительному и усердному посещению богослужений. Мы с вами должны воспитать в себе потребность к молитве, особенно во время первой седмицы Великого поста и во время Страстной седмицы, а также в особо значимые дни Великого поста, в которых Церковь призывает к общей молитве, например: стояние Марии Египетской, праздник Благовещения и в другие особые дни.

И, конечно, отсутствовать на богослужении в эти дни немыслимо для христианина. Наивно думать, что в молодые годы есть чем заниматься, а в старости, в пенсионном возрасте, будет посвободнее, и там можно будет больше молиться и чаще ходить в храм Божий. Наивно, потому что тот человек, который в молодости не приучил себя к богослужению и не полюбил его, в старости не будет больше уделять время Богу. Не справедливо в молодые годы тратить силы на обеспечение комфорта жизни, а Богу принести одну дряхлеющую старость. Конечно, Бог принимает каждого человека в любом возрасте и в любое время. Но когда мы, веря в Бога и имея возможность служить Ему и молиться, отдаём предпочтение другим мирским делам, отодвигая Его и служа Ему по остаточному принципу — это вещь очень опасная и греховная, потому что с Богом шутить нельзя. Есть такие слова народной мудрости: Бог долго терпит да больно бьёт.

В отношении продолжительных молитв. Кто-то из вас, зная Священное Писание и зная слова Нагорной проповеди, может возразить: «Как же так, в Евангелии от Матфея написано: “…не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми” (Мф.6:5) — не поступайте так?» Что же это за образ, дорогие братия и сестры? Однажды на рядовом богослужении мы уже вспоминали об этом, это говорилось об иудеях, фарисеях, книжниках, которые любили молиться напоказ. Например, как народные избранники, депутаты в период выборной кампании ходят в церковь, ставят свечи, а рядом стоит журналист с телекамерой и снимает, как некий раб Божий пришёл в храм и вспомнил о Боге в особо значимые для него дни.

Для иудеев это было обычным, распространённым явлением, потому что они жили в религиозной обстановке. Когда книжник или фарисей молился на перекрёстке тех или иных дорог, то разница была лишь в том, что он молился напоказ, но другие все молились в других, иных условиях и не делали это напоказ. Сейчас другая ситуация религиозной жизни, и дай Бог, чтобы мы молились не напоказ, чтобы не стыдились Бога и могли перекрестить свой лоб, проезжая в общественном транспорте мимо храма. Дай Бог, чтобы мы не стыдились Бога и своей веры и могли свободно, с достоинством, по-христиански перекреститься и хотя бы мысленно прочитать молитву, когда это необходимо.

«А молясь, — говорится в Евангелии от Матфея, — не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» (Мф.6:7). Это второй образ, который заимствован из языческих культов, когда перед истуканами долго и обстоятельно молились язычники, убеждая их, приводя новые аргументы, заходя с другой стороны и объясняя идолам (в которых жили бесы), что непременно надо так поступить и исполнить их просьбу.

В этом смысле Бога не надо убеждать, как далее сказано в этом тексте: «ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8). Здесь нет, дорогие братия и сестры, никакого противоречия с продолжительной и усиленной молитвой, которой мы стараемся заниматься во время Великого поста. Ведь Священное Писание невозможно понимать, основываясь на каких-то своих представлениях о тех или иных религиозных предметах, на одной цитате. Как и в каждом литературном произведении, мы должны смотреть на весь смысл, и порой, в контексте, в частности, в общем Евангельском духе.

Есть знаменитые слова апостола Павла: «…непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). И вот мы в течение Великого поста в меру слабых сил своих стараемся приблизиться к этой молитве. Апостол Павел не призывает нас не уходить из храма, это невозможно. Здесь речь идёт о соединении многих видов молитвы: общественной, богослужебной, домашней и в течение дня мысленного обращения к Богу. А это возможно в любых формах, в любых словах и в собственной молитве, в свободном обращении к Богу, но особенно в произнесении Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Это самая основная молитва монахов, отшельников, преподобных, которые достигали такого совершенства в совершении этой Иисусовой молитвы, что она становилась молитвой сердечной, действительно непрестанной молитвой. И эта непрестанная молитва совершалась даже тогда, когда на краткое время они могли отдаваться сну или какому-то покою. Это произнесение молитвы переходило в такой автоматический навык, что молитвенное сознание не отключалось даже во время отдыха.

Дорогие братия и сестры, и мы должны не забывать эту молитву. Иисусову молитву мы должны совершать, находясь в храме и присутствуя на богослужении. Потому что, если человек не произносит мысленно эту молитву про себя, он своими мыслями «улетает» из храма, начинает решать глобальные мировые проблемы, начинает готовить постный ужин, идти в магазин и тому подобное. Потому что дьявол совершает непрестанную мысленную атаку на мозг человека, и эта атака не в простых каких-то зрительных образах, а дело в том, что как только человек останавливает своё внимание на греховных помыслах, с этого момента начинается беседа с помыслом, и теперь это уже твой грех, который называется: принятие нечистых помыслов и беседа с ними. И дай Бог, дорогие братия и сестры, обращать нам своё пристальное внимание, чтобы ум был занят непрестанной молитвой, памятуя о Боге. Мы должны с вами приучить себя к такому отношению к молитве, чтобы мы черпали радость, чтобы мы считали самыми прекрасными мгновениями нашей жизни, когда мы можем молиться, когда мы пребываем в тесном общении с Господом.

Мы должны давать себе отчёт в том, что молитвой мы осуществляем подготовку к вечности, в которую мы вступим после смерти. В вечности нас ожидает Бог и общение с Ним. В райских обителях ничего нет чувственного, зрелищного, сладострастного. Там климат даже не похож на субтропики, там нет ни панд, ни ручных тигров, ни красивых обезьян, ни лазурного моря — там всё по-другому: неизреченнее, красивее, чем мы можем себе представить в самых роскошных местах на земле, созданных Богом. Но это красота не чувственная, не материальная. И блаженство райское – это не вкушение чувственных удовольствий и наслаждений, а радость от общения с Господом. А общение с Богом — это и есть молитва. И здесь, на земле, мы приучаем себя к райской жизни. Мы можем лишь гипотетически представить, как прекрасно будет в райских обителях, как прекрасно находиться в постоянном общении с Господом.

Если молитва нам в тягость, если богослужения нам непонятны, обременительны, то в нашей жизни христианской что-то неправильно. Другие акценты, Бог не на первом месте, а на первом месте стоит что-то другое.

Дай Бог нам духовной мудрости и любви к молитве, которая является дыханием души нашей бессмертной, которая придаёт ей подлинную жизнь, потому что: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою наслаждается». Аминь.

Предыдущая проповедь

3 марта 2019

Второе пришествие Христа. Слово о милосердии
Следующая проповедь

13 марта 2019

Слово о посте и молитве

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00