Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Смоленской иконы Божией Матери

Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день Церковь празднует и чествует икону Смоленской Божией Матери, которая появилась в пределах Русской земли в начале XII-го века. Сначала из Константинополя она была передана в Чернигов, когда Анна, дочь императора Константина Порфирородного, вышла замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. В благословение этого брака Анна получила икону «Одигитрия», так она тогда называлась, в благословение дальнего многотрудного путешествия. Эта икона, по преданию, была написана кистью апостола и евангелиста Луки. Около семидесяти икон написал апостол Лука в честь Богоматери, многие из этих икон были написаны ещё при жизни Пресвятой Богородицы. Она видела их и благословила употребление их в Церкви Христовой, говоря: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» Затем при Владимире Мономахе эта икона из Чернигова попадает в Смоленск, и за этой иконой закрепляется другое наименование: «Одигитрия Смоленская».

В судьбоносные моменты бытия государства Русского эта икона неоднократно была в Москве. Новодевичий монастырь в Москве основан в память пребывания там Смоленской иконы Божией Матери, и затем она была возвращена в Смоленск. В Смоленске она находится до сегодняшнего дня в кафедральном соборе и является главной святыней этого удивительного города.

Особенно прославилась Смоленская икона Божией Матери во время татаро-монгольского нашествия. Смоленск был осаждаем татарами, которые готовили коварный приступ к этому городу, остановившись в нескольких верстах. И тогда один благочестивый служитель, пономарь этого собора, получает во сне откровение от Богоматери найти некоего жителя этого города именем Меркурий и призвать его к этой чудотворной иконе. Когда Меркурий был найден и приведён к иконе, он получил благословение Богоматери идти одному на татарское войско и с помощью Богоматери обратить врага в бегство. Что и случилось. Он был храбрым воином. Ночью он пробрался в стан татар и убил многих врагов, в их числе предводителя войска. И тогда в войске началась паника, татары начали убивать друг друга и стали обращаться в бегство. Сам Меркурий погиб как мученик в этом неравном бою, но его тело было обретено благодарными жителями Смоленска и предано почетному погребению. Он является спасителем города Смоленска.

Сегодня также, дорогие братия и сестры, в Евангелии, в неделю девятую по Пятидесятнице, Церковь передаёт нам повествование об одном удивительном поступке апостола Петра. Вообще в жизни апостола Петра всё преисполнено каким-то удивительным чудом, которое объясняется порывистостью его характера. Вот он говорит Христу, внезапно став свидетелем чудесного улова рыбы: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8). Он не прогонял Христа, он чувствовал своё недостоинство пребывать рядом с такой величайшей Святыней, с Самим Богом. Когда Господь, желая испытать веру апостолов, спрашивал у них: «за кого почитает Меня народ?» (Лк. 9; 18). Они передавали Ему молву людскую: «За Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» (Лк. 9; 19). Тогда Господь спросил: «а вы за кого почитаете Меня?», Пётр от лица всех других апостолов ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16; 16), то есть он исповедал Христа как Бога. Ту веру, мы должны с вами исповедовать, нести, сохранять в жизни в отличие от иеговистов, в отличие от мусульман и других конфессий мировых и не очень мировых, которые не признают Христа как Бога.

Господь принял это исповедование Петра и сказал: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 17-18).

А  сегодня речь пойдёт о другом поступке апостола Петра, когда он вместе с другими апостолами по повелению Спасителя  в лодке отправился по Геннисаретскому морю на другую сторону, на другой берег в пределах Геннисаретской земли. И когда они были посредине моря (сейчас это маленькое озеро) в четвертую стражу ночи, то есть, в середине ночи, когда была тьма кромешная, разыгралась буря, и апостолы увидели некий призрак, который шёл по воде. Они   испугались, от страха закричали, а Господь тотчас же подал им голос и сказал: «ободритесь, это Я, не бойтесь» (Мф. 14; 27).

Это было неожиданное явление. Апостолы впервые видели Христа, идущего по воде. Это было немыслимое чудо, которое ошеломило их. И тогда Пётр от лица других, как бы опередив их, со своим необыкновенным пылким характером говорит такие слова: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Господь отвечает: «иди» (Мф. 16; 28-29). Пётр вышел из лодки и пошёл, как по асфальту, пошёл по воде, как по суше. Мы не знаем, сколько он шёл по воде. Но если Господь говорил с учениками, которые находились в лодке, и они слышали голос Его, значит, расстояние не было большим.

Но затем Пётр внезапно понял, что происходит нечто необыкновенное. Он отвёл свой взор от Христа, посмотрел на бушующую бездну под его ногами, готовую превратиться в отверстую могилу, из которой нет выхода, и тогда начал тонуть. А тонуть в море — это не на наших озёрах. Там не имеет значения, умеешь ли ты плавать или нет, мастер сорта по плаванию или вообще не умеешь плавать. В середине моря, если тебя застаёт кораблекрушение, только чудо Божие может тебя спасти. Никакие твои способности человеческие не даруют тебе жизнь.

Господь подходит к Петру, протягивает ему руку в ответ на его вопль: «Господи! спаси меня», вытаскивает его из этой бездны и говорит: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 16; 31).

Такое необыкновенное, трогательное евангельское повествование относится не только к жизни апостола Петра, оно и к нам имеет самое прямое значение. Господь говорит эти слова и в наш адрес: «Это Я, ободритесь, не бойтесь». В любые мгновения нашей жизни, когда, может быть, возникает угроза смерти, или жизнь неинтересна стала, или какие-то иные скорбные обстоятельства, Господь, утешая и ободряя каждого из нас, говорит: «Это Я, ободритесь, не бойтесь». Или как в одном благочестивом стихотворении сказано «От Меня это было».

Господь в определённые мгновения, когда необходимо, чтобы вера человеческая окрепла, даёт совершать такие дерзновенные поступки, как позволил Петру, когда он просил, идти по воде. Так же было, например, в жизни великомученика Пантелеимона, память которого была вчера. Соприкоснувшись с христианским учением, он решил испытать чудесную силу Христа, когда увидел мёртвого мальчика, которого ужалила ехидна. Он пламенно, юношеской молитвой обратился ко Христу: «Господи, если ты хочешь, чтобы я служил Тебе, сотвори чудо, чтобы мальчик воскрес, а ехидна, которая находится рядом с трупом,  издохла». Пантелеимон был на распутье, потому что мать-христианка рано умерла, а отец был язычником. Мать учила сына христианской вере, и детские впечатления были ещё свежи в его памяти. А отец, язычник укоренённый, хотел, чтобы и сын стал язычником. Пантелеимон должен был выбрать свой жизненный путь, поэтому обратился ко Христу с этой молитвой. И мгновенно эта молитва была исполнена.

В одном из описаний жизни человеческой я помню такой пример. Один человек  находился в заключении, в камере для смертников. Он решил тоже проверить, есть ли Бог, и помолился дерзновенно: «Господи, если Ты есть, сделай так, чтобы надзиратель прошёл мимо камеры моей». Так и случилось, исполнилась молитва этого грешного человека.

И в нашей жизни, может быть, у кого-то из вас были такие моменты, когда возникает угроза жизни, когда вера колеблется, когда человек готов погрузиться в уныние, в отчаяние, после пламенной молитвы, вопля, направленного в небо, ко Господу. Господь слышит дерзновенные молитвы людей, находящихся в таких стеснённых жизненных обстоятельствах.

Только это исключительные моменты жизни. Мы не должны Бога испытывать, всякий раз проверять, потому что это очень дерзновенно и безумно с нашей стороны и недостойно Бога. Это возможно единократно, для обретения  веры, а затем Господь ведёт каждого своим путём. Иногда бывают времена, когда человек не чувствует близости Бога, ощущает богооставленность, потерю или утрату благодати, живой связи с Богом, которая тоже необходима для человека, чтобы приучить его к постоянству в молитве и вере.

В нашей же жизни бывает не так. Ведь чуть что не по-нашему, когда Господь не исполняет наши прихоти и молитвы, когда не исполняет сценарий действий жизненных, который мы сами для себя выработали, мы начинаем бунтовать, противиться против Бога, восставать против Его Божественного промысла, отходить от веры, от Церкви, забывать про посты, молитвы и так далее. Но и святые тоже испытывали такие моменты. Например, преподобный Серафим Саровский, живший в постоянном присутствии Бога, давал и духовным чадам его почувствовать эту близость благодати Божией. Например, он Мотовилову дал испытать эту приобщённость Святому Духу, когда они на зимней поляне у Саровского леса были вдвоём в лютый мороз и были объяты благодатью Святого Духа по молитве Серафима Саровского и не испытывали ни мороза, ни холода. Они пребывали в необыкновенной радости и сердечной теплоте.  

Преподобный Серафим потерял однажды благодать Божию и так дорожил ей, так помнил эти счастливые мгновения жизни, что подвиг себя к особому подвигу стояния на камне. Житие его говорит, что три года он стоял на камне в дальней пустыньке, по ночам непрестанно повторяя молитву: «Боже, милостив буде мне, грешному».

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие о спасении утопающего Петра пусть и в нашу жизнь внесёт оптимизм и чувство близкого присутствия Бога, чтобы этот упрёк, направленный к Петру, мы слышали, обращая его к нашей жизни: «Маловерный, зачем ты усомнился?» В какие-то моменты скорби, грусти, когда предают близкие, родные, друзья, не помнят добро,  когда дети грубят и хамят и не отвечают взаимностью на родительскую любовь, пусть эти слова Господа: «Маловерный, зачем ты усомнился? Зачем поколебалась твоя вера?» и нас останавливают от поступков, недостойных христианина. Будем помнить слова Евангелия, что верный в малом и во многом верен будет. Аминь.

10 августа 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день Церковь празднует и чествует икону Смоленской Божией Матери, которая появилась в пределах Русской земли в начале XII-го века. Сначала из Константинополя она была передана в Чернигов, когда Анна, дочь императора Константина Порфирородного, вышла замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. В благословение этого брака Анна получила икону «Одигитрия», так она тогда называлась, в благословение дальнего многотрудного путешествия. Эта икона, по преданию, была написана кистью апостола и евангелиста Луки. Около семидесяти икон написал апостол Лука в честь Богоматери, многие из этих икон были написаны ещё при жизни Пресвятой Богородицы. Она видела их и благословила употребление их в Церкви Христовой, говоря: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» Затем при Владимире Мономахе эта икона из Чернигова попадает в Смоленск, и за этой иконой закрепляется другое наименование: «Одигитрия Смоленская».

В судьбоносные моменты бытия государства Русского эта икона неоднократно была в Москве. Новодевичий монастырь в Москве основан в память пребывания там Смоленской иконы Божией Матери, и затем она была возвращена в Смоленск. В Смоленске она находится до сегодняшнего дня в кафедральном соборе и является главной святыней этого удивительного города.

Особенно прославилась Смоленская икона Божией Матери во время татаро-монгольского нашествия. Смоленск был осаждаем татарами, которые готовили коварный приступ к этому городу, остановившись в нескольких верстах. И тогда один благочестивый служитель, пономарь этого собора, получает во сне откровение от Богоматери найти некоего жителя этого города именем Меркурий и призвать его к этой чудотворной иконе. Когда Меркурий был найден и приведён к иконе, он получил благословение Богоматери идти одному на татарское войско и с помощью Богоматери обратить врага в бегство. Что и случилось. Он был храбрым воином. Ночью он пробрался в стан татар и убил многих врагов, в их числе предводителя войска. И тогда в войске началась паника, татары начали убивать друг друга и стали обращаться в бегство. Сам Меркурий погиб как мученик в этом неравном бою, но его тело было обретено благодарными жителями Смоленска и предано почетному погребению. Он является спасителем города Смоленска.

Сегодня также, дорогие братия и сестры, в Евангелии, в неделю девятую по Пятидесятнице, Церковь передаёт нам повествование об одном удивительном поступке апостола Петра. Вообще в жизни апостола Петра всё преисполнено каким-то удивительным чудом, которое объясняется порывистостью его характера. Вот он говорит Христу, внезапно став свидетелем чудесного улова рыбы: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8). Он не прогонял Христа, он чувствовал своё недостоинство пребывать рядом с такой величайшей Святыней, с Самим Богом. Когда Господь, желая испытать веру апостолов, спрашивал у них: «за кого почитает Меня народ?» (Лк. 9; 18). Они передавали Ему молву людскую: «За Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес» (Лк. 9; 19). Тогда Господь спросил: «а вы за кого почитаете Меня?», Пётр от лица всех других апостолов ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16; 16), то есть он исповедал Христа как Бога. Ту веру, мы должны с вами исповедовать, нести, сохранять в жизни в отличие от иеговистов, в отличие от мусульман и других конфессий мировых и не очень мировых, которые не признают Христа как Бога.

Господь принял это исповедование Петра и сказал: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 17-18).

А  сегодня речь пойдёт о другом поступке апостола Петра, когда он вместе с другими апостолами по повелению Спасителя  в лодке отправился по Геннисаретскому морю на другую сторону, на другой берег в пределах Геннисаретской земли. И когда они были посредине моря (сейчас это маленькое озеро) в четвертую стражу ночи, то есть, в середине ночи, когда была тьма кромешная, разыгралась буря, и апостолы увидели некий призрак, который шёл по воде. Они   испугались, от страха закричали, а Господь тотчас же подал им голос и сказал: «ободритесь, это Я, не бойтесь» (Мф. 14; 27).

Это было неожиданное явление. Апостолы впервые видели Христа, идущего по воде. Это было немыслимое чудо, которое ошеломило их. И тогда Пётр от лица других, как бы опередив их, со своим необыкновенным пылким характером говорит такие слова: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Господь отвечает: «иди» (Мф. 16; 28-29). Пётр вышел из лодки и пошёл, как по асфальту, пошёл по воде, как по суше. Мы не знаем, сколько он шёл по воде. Но если Господь говорил с учениками, которые находились в лодке, и они слышали голос Его, значит, расстояние не было большим.

Но затем Пётр внезапно понял, что происходит нечто необыкновенное. Он отвёл свой взор от Христа, посмотрел на бушующую бездну под его ногами, готовую превратиться в отверстую могилу, из которой нет выхода, и тогда начал тонуть. А тонуть в море — это не на наших озёрах. Там не имеет значения, умеешь ли ты плавать или нет, мастер сорта по плаванию или вообще не умеешь плавать. В середине моря, если тебя застаёт кораблекрушение, только чудо Божие может тебя спасти. Никакие твои способности человеческие не даруют тебе жизнь.

Господь подходит к Петру, протягивает ему руку в ответ на его вопль: «Господи! спаси меня», вытаскивает его из этой бездны и говорит: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 16; 31).

Такое необыкновенное, трогательное евангельское повествование относится не только к жизни апостола Петра, оно и к нам имеет самое прямое значение. Господь говорит эти слова и в наш адрес: «Это Я, ободритесь, не бойтесь». В любые мгновения нашей жизни, когда, может быть, возникает угроза смерти, или жизнь неинтересна стала, или какие-то иные скорбные обстоятельства, Господь, утешая и ободряя каждого из нас, говорит: «Это Я, ободритесь, не бойтесь». Или как в одном благочестивом стихотворении сказано «От Меня это было».

Господь в определённые мгновения, когда необходимо, чтобы вера человеческая окрепла, даёт совершать такие дерзновенные поступки, как позволил Петру, когда он просил, идти по воде. Так же было, например, в жизни великомученика Пантелеимона, память которого была вчера. Соприкоснувшись с христианским учением, он решил испытать чудесную силу Христа, когда увидел мёртвого мальчика, которого ужалила ехидна. Он пламенно, юношеской молитвой обратился ко Христу: «Господи, если ты хочешь, чтобы я служил Тебе, сотвори чудо, чтобы мальчик воскрес, а ехидна, которая находится рядом с трупом,  издохла». Пантелеимон был на распутье, потому что мать-христианка рано умерла, а отец был язычником. Мать учила сына христианской вере, и детские впечатления были ещё свежи в его памяти. А отец, язычник укоренённый, хотел, чтобы и сын стал язычником. Пантелеимон должен был выбрать свой жизненный путь, поэтому обратился ко Христу с этой молитвой. И мгновенно эта молитва была исполнена.

В одном из описаний жизни человеческой я помню такой пример. Один человек  находился в заключении, в камере для смертников. Он решил тоже проверить, есть ли Бог, и помолился дерзновенно: «Господи, если Ты есть, сделай так, чтобы надзиратель прошёл мимо камеры моей». Так и случилось, исполнилась молитва этого грешного человека.

И в нашей жизни, может быть, у кого-то из вас были такие моменты, когда возникает угроза жизни, когда вера колеблется, когда человек готов погрузиться в уныние, в отчаяние, после пламенной молитвы, вопля, направленного в небо, ко Господу. Господь слышит дерзновенные молитвы людей, находящихся в таких стеснённых жизненных обстоятельствах.

Только это исключительные моменты жизни. Мы не должны Бога испытывать, всякий раз проверять, потому что это очень дерзновенно и безумно с нашей стороны и недостойно Бога. Это возможно единократно, для обретения  веры, а затем Господь ведёт каждого своим путём. Иногда бывают времена, когда человек не чувствует близости Бога, ощущает богооставленность, потерю или утрату благодати, живой связи с Богом, которая тоже необходима для человека, чтобы приучить его к постоянству в молитве и вере.

В нашей же жизни бывает не так. Ведь чуть что не по-нашему, когда Господь не исполняет наши прихоти и молитвы, когда не исполняет сценарий действий жизненных, который мы сами для себя выработали, мы начинаем бунтовать, противиться против Бога, восставать против Его Божественного промысла, отходить от веры, от Церкви, забывать про посты, молитвы и так далее. Но и святые тоже испытывали такие моменты. Например, преподобный Серафим Саровский, живший в постоянном присутствии Бога, давал и духовным чадам его почувствовать эту близость благодати Божией. Например, он Мотовилову дал испытать эту приобщённость Святому Духу, когда они на зимней поляне у Саровского леса были вдвоём в лютый мороз и были объяты благодатью Святого Духа по молитве Серафима Саровского и не испытывали ни мороза, ни холода. Они пребывали в необыкновенной радости и сердечной теплоте.  

Преподобный Серафим потерял однажды благодать Божию и так дорожил ей, так помнил эти счастливые мгновения жизни, что подвиг себя к особому подвигу стояния на камне. Житие его говорит, что три года он стоял на камне в дальней пустыньке, по ночам непрестанно повторяя молитву: «Боже, милостив буде мне, грешному».

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие о спасении утопающего Петра пусть и в нашу жизнь внесёт оптимизм и чувство близкого присутствия Бога, чтобы этот упрёк, направленный к Петру, мы слышали, обращая его к нашей жизни: «Маловерный, зачем ты усомнился?» В какие-то моменты скорби, грусти, когда предают близкие, родные, друзья, не помнят добро,  когда дети грубят и хамят и не отвечают взаимностью на родительскую любовь, пусть эти слова Господа: «Маловерный, зачем ты усомнился? Зачем поколебалась твоя вера?» и нас останавливают от поступков, недостойных христианина. Будем помнить слова Евангелия, что верный в малом и во многом верен будет. Аминь.

Предыдущая проповедь

10 августа 2014

Слово в день Смоленской иконы Божией Матери
Следующая проповедь

17 августа 2014

Слово о 7-ми отроках Эфесских
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00