Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Страстотерпцы Борис и Глеб

Дорогие братия и сестры. Сегодня Церковь вспоминает удивительных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Это были одни из сыновей князя Владимира, у него было двенадцать сыновей, всех он при жизни своей распределил на княжение в различных городах Русской земли.

Святые Борис и Глеб были родные по крови, единоутробные братья. Они были сыновьями болгарской княгини Анны, это особо связывало их в земной жизни, они были очень дружны друг с другом.

Князь Владимир вскоре после своего крещения в 988 году отправил этих князей на княжение: Бориса в Ростов, а Глеба — в Муром. А затем, уже незадолго до кончины князя Владимира в 1015 году, печенеги снова совершают набеги на Русскую землю, уничтожая, сжигая города, уводя в плен жителей. Князь Владимир уже в преклонных годах, он болен, он не может идти в поход. Враги Русского государства знали об этом и воспользовались этой возможностью. И тогда Владимир призывает князя Бориса из Ростова Великого, даёт ему княжеское войско и просит его возглавить поход и отразить набеги кочевников. Борис с радостью исполняет это послушание отца, быстро приходит из Ростова и отправляется в поход с великокняжеской дружиной. Не нашли они печенегов, дошли до пределов Черниговской Руси, перешли реку Альту. Печенеги, скорее всего, услышали о том, что большое войско, возглавляемое сыном князя, идёт им навстречу, и, испугавшись этого, покинули пределы Русской земли. Князь Борис возвращается в Киевскую Русь.

Дружина очень любила великого князя за его кроткий нрав, за бесстрашный характер, за то, что он был прекрасным воином, с ним отрадно было идти в любые походы. Точно так же, как бывает прекрасно служить в армии (для офицеров это понятно), когда командир твой — человек, соответствующий этой должности. Или трудиться под началом того или иного руководителя, или жить в стране, где прекрасный президент. Всё это вдохновляет, и радует, и преисполняет энергии и оптимизма.

Примерно то же чувствовали и воины князя Владимира, находясь с Борисом. Когда князь Борис возвращался из похода, он получил известие, что отец его скончался в Киеве. Дружина, узнав об этом, просит Бориса идти в Киев и занять великокняжеский престол. Казалось бы, это легче всего сделать, когда и дружина поддерживает, и народ любит князя. Все государственные перевороты, например, в Византийской империи, совершались тогда, когда за новым кандидатом на престол стояло войско. Оно всё могло сделать, и ничто не могло остановить этой воинской силы, которая поддерживала того или иного претендента на императорский престол, как было и у нас в русской истории неоднократно.

Но князь Борис, услышав о том, что Святополк, родной брат его, претендует на киевский престол и уже в общем-то без согласия других братьев его и занял, с одной стороны, очень опечалился этим, но для себя принял решение не восставать против воли этого властолюбивого брата. И когда воины поняли, что Борис не будет претендовать на великокняжеский престол, не будет вступать в сражение с братом, захватившим власть, то они все по доброй воле с разрешения князя Бориса покинули его, и он остался практически один. С ним были лишь слуга, венгр Георгий, преданный ему, который неотлучно был с князем; и священник, который сопровождал этот воинский поход и который служил в шатре утреню, на которой горячо молился князь Борис. Все остальные покинули князя. И убийцы, посланные Святополком Окаянным, беспрепятственно вошли в шатер. Их было всего четверо, если бы остались хотя бы чуть больше, хотя бы столько же вооруженных воинов Бориса, то без всяких проблем Борис занял бы престол Великого князя Российского. Но он не захотел проливать братскую кровь, не взялся за меч, когда убийцы ворвались в его шатер. Точно так же как, помните, когда на Серафима Саровского напали разбойники, в руках он держал топор, которым строил келью свою и дрова заготавливал. Будучи очень крепким по телосложению, святой бросил этот топор, не захотел пролить кровь напавших на него.

Борис был убит, заколот копьями, убит жестоко, непрофессионально, не сразу. Его завернули в ковёр, который был в шатре, бросили на повозку и повезли то ли в Киев, то ли с намерением где-то бросить его в лесу и захоронить так, чтобы никто не знал. Князь Борис на этой повозке очнулся, начал стонать. Тогда ещё ему было нанесено множество ножевых ранений, от которых он окончательно скончался. Такая же участь постигла и князя Глеба. Святополк лицемерно послал ему известие: «отец твой, князь Владимир, при смерти, зовёт тебя срочно в Киев». Он лгал, потому что отец уже скончался в то время. И когда Глеб уже находился под Смоленском, идя в Киев, убийцы настигли его на одной из рек, перепрыгнули в его лодку и приказали его близкому слуге, повару, зарезать собственного князя кухонным ножом, которым приготавливал этот слуга трапезу своему господину.

Вот так, дорогие братия и сестры, окончили земную жизнь князья Борис и Глеб. Церковь прославляет их в особом чине, называя страстотерпцами. Это особый вид святости, характерный особенно для русских святых. В других Церквях малоизвестно или вообще не известно это особое служение Богу. Но в русском народе в чине страстотерпцев почитают очень многих и, в основном, князей. Упомянутый нами, прославляемый князь Игорь, страстотерпец, и многие другие, если не от руки брата скончавшиеся, но принявшие смерть в междоусобной братоубийственной войне от своих же соплеменников, от своих же крещёных собратьев; те же Андрей Боголюбский, Василько Рязанский и оканчивая нашим страстотерпцем царём Николаем II с его августейшим святым семейством.

Интересно отметить, что Борис и Глеб были первые святые, прославленные на святой Руси после принятия веры православной. Их почитание началось сразу после их кончины, когда спустя несколько десятков лет их братом Ярославом были обретены их мощи, привезены в Вышгород близ Киева и там положены временно в храме святителя Василия. Спустя сто лет после их кончины в 1015 году был построен отдельный храм в Вышгороде в честь князей, где упокоились мощи этих святых угодников Божиих. Множество чудес стало проистекать от этих мощей: исцеление слепых, исцеление от страшных болезней происходило в большом количестве, что и послужило убедительной причиной для канонизации князей Бориса и Глеба. Интересно отметить, что греки, так порой ревниво относящиеся к славе, к мощи и красоте русского православия тогда, в начале ХI-го века, беспрекословно признали святость князей Бориса и Глеба.

Для светского человека непонятна жизнь и кончина святых князей: они не захотели проливать братскую кровь, отказались от сопротивления. Они, как агнцы, безмолвно стоящие пред убивающими их, преклонили свои головы и приняли смерть от рук брата родного или от посланных им убийц, что не меняет сути дела и не снимает вины с князя Святополка, которого русские люди прозвали Окаянным. И в это наименование они вкладывали память о первом убийце Каине, который убил своего брата Авеля за то, что жертва, принесённая братом, была более угодна Богу, чем его малое греховное приношение Богу.

Дорогие братия и сестры. С точки зрения земной логики, Борис и Глеб окончили жизнь бесславно: они не пали на поле сражения, как герои. Но, тем не менее, Сам Христос прославил и возвеличил их. В земном плане их поражение явилось небесной славой и торжеством в Царстве Небесном.

Прославление святых Бориса и Глеба и царя Николая II очень близко истории и сердцу сербского народа. У них в истории был выдающийся князь Лазарь Косовский, который погиб на поле сражения с турками. Перед этим сражением ему явился Господь и спросил его, чего он хочет — земной победы и торжества земного, через которое он может лишиться Небесного Царства либо поражения в этом предстоящем бою и наследования Небесного Царства и Небесного отечества. И князь Лазарь Косовский, которому был Богом дан этот выбор, выбрал Царство Небесное, что в земном измерении выглядело как поражение сербского народа, но в очах Божиих и в очах веры это было торжество духа христианского и торжеством, исходящим от небесной вечной славы.

И вот эту вечную славу наследовали и прославляемые сегодня Борис и Глеб. В жизни своей не защитив себя, в небесной славе они обрели огромную мощь и духовную силу. История нашей Руси знает о том, что накануне Невской битвы со шведами они являлись Александру Невскому, когда один из дозорных воинов увидел ладью, в которой были величественные князья, один из которых говорил: «Глеб, брат, греби быстрее, поможем сроднику нашему Александру победить супостатов». Это же явление видели воины Дмитрия Донского перед Куликовской Битвой. Это явление князей Бориса и Глеба воодушевило русских князей Александра и Димитрия на победу над теми врагами, которые угрожали святой Руси.

И мы с вами, дорогие братия и сестры, прославляя сегодня князей Бориса и Глеба, должны вынести из сегодняшнего дня удивительные уроки братолюбия, исполнения в своей жизни евангельских заповедей смирения и кротости. Мы с вами эти заповеди рассматриваем не как признак слабости человека, христианина, а наоборот, как признак высочайшей силы духа. Потому что ответить злом на зло свойственно грехолюбивой природе человека, а зло, обращённое на тебя, остановить добром, остановить кротостью и терпением, требует великой силы духа, к которой призывает нас Господь примером Бориса и Глеба. Этот дух кротости, братолюбия, терпения и смирения мы должны постоянно проявлять в своей жизни, превозмогая и побеждая различные конфликты в межродственных отношениях, которые встают в обычной жизни между мужем и женой, между родителями и детьми, братьями и сёстрами, в различных степенях родства. Вы сами знаете, что значит ответную реакцию злобы, неприятия, раздражения проявить в жизни. Этот огонь ненависти может охладить на многие годы взаимоотношения в семье. Поэтому, дай Бог, чтобы Борис и Глеб помогали нам в проявлении силы христианской в нашей жизни, чтобы дух братолюбия, которое они проявили, всегда присутствовал в нашей с вами жизни, сохранял мир и любовь между нами. Аминь.

6 августа 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня Церковь вспоминает удивительных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Это были одни из сыновей князя Владимира, у него было двенадцать сыновей, всех он при жизни своей распределил на княжение в различных городах Русской земли.

Святые Борис и Глеб были родные по крови, единоутробные братья. Они были сыновьями болгарской княгини Анны, это особо связывало их в земной жизни, они были очень дружны друг с другом.

Князь Владимир вскоре после своего крещения в 988 году отправил этих князей на княжение: Бориса в Ростов, а Глеба — в Муром. А затем, уже незадолго до кончины князя Владимира в 1015 году, печенеги снова совершают набеги на Русскую землю, уничтожая, сжигая города, уводя в плен жителей. Князь Владимир уже в преклонных годах, он болен, он не может идти в поход. Враги Русского государства знали об этом и воспользовались этой возможностью. И тогда Владимир призывает князя Бориса из Ростова Великого, даёт ему княжеское войско и просит его возглавить поход и отразить набеги кочевников. Борис с радостью исполняет это послушание отца, быстро приходит из Ростова и отправляется в поход с великокняжеской дружиной. Не нашли они печенегов, дошли до пределов Черниговской Руси, перешли реку Альту. Печенеги, скорее всего, услышали о том, что большое войско, возглавляемое сыном князя, идёт им навстречу, и, испугавшись этого, покинули пределы Русской земли. Князь Борис возвращается в Киевскую Русь.

Дружина очень любила великого князя за его кроткий нрав, за бесстрашный характер, за то, что он был прекрасным воином, с ним отрадно было идти в любые походы. Точно так же, как бывает прекрасно служить в армии (для офицеров это понятно), когда командир твой — человек, соответствующий этой должности. Или трудиться под началом того или иного руководителя, или жить в стране, где прекрасный президент. Всё это вдохновляет, и радует, и преисполняет энергии и оптимизма.

Примерно то же чувствовали и воины князя Владимира, находясь с Борисом. Когда князь Борис возвращался из похода, он получил известие, что отец его скончался в Киеве. Дружина, узнав об этом, просит Бориса идти в Киев и занять великокняжеский престол. Казалось бы, это легче всего сделать, когда и дружина поддерживает, и народ любит князя. Все государственные перевороты, например, в Византийской империи, совершались тогда, когда за новым кандидатом на престол стояло войско. Оно всё могло сделать, и ничто не могло остановить этой воинской силы, которая поддерживала того или иного претендента на императорский престол, как было и у нас в русской истории неоднократно.

Но князь Борис, услышав о том, что Святополк, родной брат его, претендует на киевский престол и уже в общем-то без согласия других братьев его и занял, с одной стороны, очень опечалился этим, но для себя принял решение не восставать против воли этого властолюбивого брата. И когда воины поняли, что Борис не будет претендовать на великокняжеский престол, не будет вступать в сражение с братом, захватившим власть, то они все по доброй воле с разрешения князя Бориса покинули его, и он остался практически один. С ним были лишь слуга, венгр Георгий, преданный ему, который неотлучно был с князем; и священник, который сопровождал этот воинский поход и который служил в шатре утреню, на которой горячо молился князь Борис. Все остальные покинули князя. И убийцы, посланные Святополком Окаянным, беспрепятственно вошли в шатер. Их было всего четверо, если бы остались хотя бы чуть больше, хотя бы столько же вооруженных воинов Бориса, то без всяких проблем Борис занял бы престол Великого князя Российского. Но он не захотел проливать братскую кровь, не взялся за меч, когда убийцы ворвались в его шатер. Точно так же как, помните, когда на Серафима Саровского напали разбойники, в руках он держал топор, которым строил келью свою и дрова заготавливал. Будучи очень крепким по телосложению, святой бросил этот топор, не захотел пролить кровь напавших на него.

Борис был убит, заколот копьями, убит жестоко, непрофессионально, не сразу. Его завернули в ковёр, который был в шатре, бросили на повозку и повезли то ли в Киев, то ли с намерением где-то бросить его в лесу и захоронить так, чтобы никто не знал. Князь Борис на этой повозке очнулся, начал стонать. Тогда ещё ему было нанесено множество ножевых ранений, от которых он окончательно скончался. Такая же участь постигла и князя Глеба. Святополк лицемерно послал ему известие: «отец твой, князь Владимир, при смерти, зовёт тебя срочно в Киев». Он лгал, потому что отец уже скончался в то время. И когда Глеб уже находился под Смоленском, идя в Киев, убийцы настигли его на одной из рек, перепрыгнули в его лодку и приказали его близкому слуге, повару, зарезать собственного князя кухонным ножом, которым приготавливал этот слуга трапезу своему господину.

Вот так, дорогие братия и сестры, окончили земную жизнь князья Борис и Глеб. Церковь прославляет их в особом чине, называя страстотерпцами. Это особый вид святости, характерный особенно для русских святых. В других Церквях малоизвестно или вообще не известно это особое служение Богу. Но в русском народе в чине страстотерпцев почитают очень многих и, в основном, князей. Упомянутый нами, прославляемый князь Игорь, страстотерпец, и многие другие, если не от руки брата скончавшиеся, но принявшие смерть в междоусобной братоубийственной войне от своих же соплеменников, от своих же крещёных собратьев; те же Андрей Боголюбский, Василько Рязанский и оканчивая нашим страстотерпцем царём Николаем II с его августейшим святым семейством.

Интересно отметить, что Борис и Глеб были первые святые, прославленные на святой Руси после принятия веры православной. Их почитание началось сразу после их кончины, когда спустя несколько десятков лет их братом Ярославом были обретены их мощи, привезены в Вышгород близ Киева и там положены временно в храме святителя Василия. Спустя сто лет после их кончины в 1015 году был построен отдельный храм в Вышгороде в честь князей, где упокоились мощи этих святых угодников Божиих. Множество чудес стало проистекать от этих мощей: исцеление слепых, исцеление от страшных болезней происходило в большом количестве, что и послужило убедительной причиной для канонизации князей Бориса и Глеба. Интересно отметить, что греки, так порой ревниво относящиеся к славе, к мощи и красоте русского православия тогда, в начале ХI-го века, беспрекословно признали святость князей Бориса и Глеба.

Для светского человека непонятна жизнь и кончина святых князей: они не захотели проливать братскую кровь, отказались от сопротивления. Они, как агнцы, безмолвно стоящие пред убивающими их, преклонили свои головы и приняли смерть от рук брата родного или от посланных им убийц, что не меняет сути дела и не снимает вины с князя Святополка, которого русские люди прозвали Окаянным. И в это наименование они вкладывали память о первом убийце Каине, который убил своего брата Авеля за то, что жертва, принесённая братом, была более угодна Богу, чем его малое греховное приношение Богу.

Дорогие братия и сестры. С точки зрения земной логики, Борис и Глеб окончили жизнь бесславно: они не пали на поле сражения, как герои. Но, тем не менее, Сам Христос прославил и возвеличил их. В земном плане их поражение явилось небесной славой и торжеством в Царстве Небесном.

Прославление святых Бориса и Глеба и царя Николая II очень близко истории и сердцу сербского народа. У них в истории был выдающийся князь Лазарь Косовский, который погиб на поле сражения с турками. Перед этим сражением ему явился Господь и спросил его, чего он хочет — земной победы и торжества земного, через которое он может лишиться Небесного Царства либо поражения в этом предстоящем бою и наследования Небесного Царства и Небесного отечества. И князь Лазарь Косовский, которому был Богом дан этот выбор, выбрал Царство Небесное, что в земном измерении выглядело как поражение сербского народа, но в очах Божиих и в очах веры это было торжество духа христианского и торжеством, исходящим от небесной вечной славы.

И вот эту вечную славу наследовали и прославляемые сегодня Борис и Глеб. В жизни своей не защитив себя, в небесной славе они обрели огромную мощь и духовную силу. История нашей Руси знает о том, что накануне Невской битвы со шведами они являлись Александру Невскому, когда один из дозорных воинов увидел ладью, в которой были величественные князья, один из которых говорил: «Глеб, брат, греби быстрее, поможем сроднику нашему Александру победить супостатов». Это же явление видели воины Дмитрия Донского перед Куликовской Битвой. Это явление князей Бориса и Глеба воодушевило русских князей Александра и Димитрия на победу над теми врагами, которые угрожали святой Руси.

И мы с вами, дорогие братия и сестры, прославляя сегодня князей Бориса и Глеба, должны вынести из сегодняшнего дня удивительные уроки братолюбия, исполнения в своей жизни евангельских заповедей смирения и кротости. Мы с вами эти заповеди рассматриваем не как признак слабости человека, христианина, а наоборот, как признак высочайшей силы духа. Потому что ответить злом на зло свойственно грехолюбивой природе человека, а зло, обращённое на тебя, остановить добром, остановить кротостью и терпением, требует великой силы духа, к которой призывает нас Господь примером Бориса и Глеба. Этот дух кротости, братолюбия, терпения и смирения мы должны постоянно проявлять в своей жизни, превозмогая и побеждая различные конфликты в межродственных отношениях, которые встают в обычной жизни между мужем и женой, между родителями и детьми, братьями и сёстрами, в различных степенях родства. Вы сами знаете, что значит ответную реакцию злобы, неприятия, раздражения проявить в жизни. Этот огонь ненависти может охладить на многие годы взаимоотношения в семье. Поэтому, дай Бог, чтобы Борис и Глеб помогали нам в проявлении силы христианской в нашей жизни, чтобы дух братолюбия, которое они проявили, всегда присутствовал в нашей с вами жизни, сохранял мир и любовь между нами. Аминь.

Предыдущая проповедь

4 августа 2019

О молчании Божием и степени нашей веры
Следующая проповедь

1 сентября 2019

Притча о немилосердном должнике

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00