Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Святителя Григория Паламы

Дорогие братия и сестры! Второе воскресенье Великого поста посвящено, прежде всего, памяти удивительного святого нашей Церкви — святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Для нас память его ещё драгоценна тем, что многие прихожане нашего храма были в Салониках и посещали тот храм, где покоятся его святые мощи.

Святитель Григорий Палама жил в XIV веке. Он происходил из семьи богатых и знатных родителей. Его отец был сенатором при дворце императора Андроника II Палеолога, был человеком необычайно скромным и настоящим христианином. Несмотря на своё высокое происхождение, он был делателем  Иисусовой молитвы. Известен такой, например, случай из его жизни. На одном из заседаний государственного сената император Андроник что-то хотел спросить у Паламы, но тот словно не слышал вопроса. И тогда император успокоил своих придворных, чтобы они не беспокоили Паламу, потому что тот молится. И добавил, что, наверное, он имеет более высокого собеседника.

Глубоко верующий отец воспитал своих детей в христианском благочестии. Это выразилось, например, в таком поступке всех членов этой семьи, когда после смерти своего отца, они все вступили в монастыри. Григорий, которому было тогда около двадцати лет, вместе с братом уходят на Афон. Две сестры их и мать постригаются в женских обителях.

Монашеский путь святителя Григория начинается на Афоне в монастыре Ватопед, где под руководством опытных монахов он начинает своё духовное делание и духовное совершенствование. Он усердно подвизался и вскоре достиг больших высот в духовной жизни. Многие годы он провёл в отшельничестве, и в те краткие мгновения, когда он выходил из своего затвора к братии, все отмечали необыкновенную благость, доброту и сияние его лица. Из его очей непрестанно текли слёзы умиления, и вскоре он стяжал многие благодатные дары: прозорливости, исцеления больных, изгонял злых духов из бесноватых.

Святитель Григорий в период своей монашеской жизни уподобился необыкновенных божественных откровений. Ему являлась Сама Пречистая Богоматерь, являлись святой великомученик святитель Димитрий Солунский, преподобный Антоний Великий, основатель монашества, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Явление последнего было особенно знаменательным, потому что и Иоанн Богослов, и святитель Григорий в Церкви оставили выдающееся богословское наследие. И что начал один, то продолжил другой. Когда ему явился Иоанн Богослов, он сказал, что по поручению Пречистой Владычицы Богородицы будет пребывать с ним неотступно.

Святитель Григорий мечтал так и окончить дни свои на Афоне в монашеском делании, в чём он видел смысл своей земной жизни. Но Господь судил по-другому. В XIV веке в Византии разгорались очень серьёзные богословские споры о природе фаворского света. Когда святитель Григорий узнал, что неправильная точка зрения, которую проповедовал один известный ученый, монах Варлаам, может восторжествовать, тогда, получив подкрепление свыше, он оставляет место своих подвигов и начинает полемику с ним. Он пишет несколько триад, богословских сочинений, где объясняет суть монашеского делания, объясняет источник фаворского света, которым были осияны апостолы на Фаворе во время Преображения Господня. Святитель Григорий говорил, что фаворский свет имеет нетварную природу, природу божественную, в этом свете проявляется божественная энергия и божественная благодать. Источником этого света является Бог. Другая точка зрения говорила о том, что этот свет созданный, как и свет солнечный, и ничего в этом выдающегося нет, это совершенно обычное явление.

Почему же так важно было выработать правильное учение об этом  фаворском свете? Для нас, может быть, к сожалению, это вещи совершенно теоретического порядка. Мы с вами не понимаем глубины этих вопросов, потому что не живём духовной жизнью. Но та точка зрения, которую проповедовал святитель Григорий, состояла в том, что общение с Богом для человека возможно через Его благодать, через Его нетварные энергии. Бог в существе Своём является непостижимым, надмирным, трансцендентным Существом, но несмотря на это, общение и познание Бога возможно для человека, но не в самом Существе Божественном, а в Его нетварных энергиях.

Это учение говорило о том, что Бог бесконечно близок к человеку, и общение с Ним совершенно реально и необходимо. Для тех людей, кто идёт в своей жизни духовным путём: совершает духовный подвиг, духовное делание через пост и молитву, как совершали это афонские монахи и совершают до сих пор, то благодать Божия через эти внешние подвиги становится близка, становится естественна для человека, и он соединяется с Самим Богом, так что лицо святого подвижника может нести этот благодатный фаворский свет как отблеск Самого Божества. Именно этот свет замечали на лице самого святителя Григория.

Это было присуще для многих монахов-исихастов. Исихазм — это особое направление монашеского делания, которое состоит в подвиге молчания. Но молчание это совсем другого плана, не то, о котором мы с вами думаем, когда говорить не о чём или не с кем. Когда молчание является, может быть, признаком иногда недалекого ума и того, что говорить ни о чём человек не может. Это молчание ради Бога, когда внешне человек хранит свой язык, своё сердце, свой ум от празднословия, от ненужного общения, а сердце и ум непрестанно погружены в молитву. Говоря другими словами, это непрестанное молитвенное делание Иисусовой молитвы. Это тот путь, которым достигается причастность к фаворскому свету.

Дорогие  братия и сестры! Что же можно нам с вами почерпнуть в жизни и личности святителя Григория Паламы? Если мы говорим о том, что он проповедовал хранение своего языка, хранение сердца, хранение ума — это область монашеской жизни и подвига. Но хотя бы крупицы этой духовной жизни совершенно необходимы и для нас с вами. Возьмём, например, первую часть, первую ступень этого делания: хранение своего языка. Сколько же пустых слов, сколько сплетен сказано нашим языком, который без костей, который без конца произносит празднословия, и тем самым, по изречению святых отцов, как бы выбалтывается человеческая душа. Она становится пустой, лишённой Бога, лишённой глубины. Далее, хранение ума от всего  греховного, от всех размышлений суетных, плотских, греховных, чтобы ум наш как можно больше был занят молитвой. И, наконец, хранение своего сердца от греховных чувств, от греховных переживаний, душевных переживаний, которые являются тоже греховными явлениями, которые омрачают человеческую жизнь и отводят от Христа.

Святитель Григорий Палама является защитником, как говорится на церковном языке, светозарных истин: защитником поста и молитвы, который говорит, что это действительные и подлинные средства,  которые человека могут привести к общению с Богом и соединению с Ним, теозису, или обожению, когда человек может сравниться, уподобиться Богу, приблизиться к Нему.

Вот о каких высоких ступенях духовной жизни проповедовал святитель Григорий Палама. Тяжело далась ему защита этого правильного учения о духовной жизни. Он много страдал, много терпел поношений, бед, претерпевал даже тюремное заключение, был оклеветан, несправедливо осуждён на одном из Соборов. Но несмотря ни на что, истина восторжествовала, и учение святителя Григория Паламы было безупречно принято всей полнотой Церкви.

В конце жизни святитель Григорий Палама стал епископом Фессалоникийским и около тринадцати лет управлял этой древней кафедрой, защитником и молитвенником которой был Димитрий Солунский, который являлся Григорию в период ещё монашеской жизни его на Афоне. За день до его тихой кончины ему явился Иоанн Златоуст, который призывал его в горние обители и сказал, что через день он перейдёт в вечность. Со словами: «в горняя, в горняя» святитель Григорий Палама окончил свою земную жизнь. Спустя девять лет после своей кончины определением Константинопольского собора он был причислен к лику святых и прославлен в сонме святых нашей с вами Церкви.

Память великого святителя Григория Паламы сегодня Церковь предлагает нашему с вами вниманию, чтобы и мы с вами шли путём этого подвига, путём укрепления своей духовной жизни, которая должна нас привести в общение и соединение с Богом, с источником жизни и временной, и вечной. Аминь.

31 марта 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Второе воскресенье Великого поста посвящено, прежде всего, памяти удивительного святого нашей Церкви — святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Для нас память его ещё драгоценна тем, что многие прихожане нашего храма были в Салониках и посещали тот храм, где покоятся его святые мощи.

Святитель Григорий Палама жил в XIV веке. Он происходил из семьи богатых и знатных родителей. Его отец был сенатором при дворце императора Андроника II Палеолога, был человеком необычайно скромным и настоящим христианином. Несмотря на своё высокое происхождение, он был делателем  Иисусовой молитвы. Известен такой, например, случай из его жизни. На одном из заседаний государственного сената император Андроник что-то хотел спросить у Паламы, но тот словно не слышал вопроса. И тогда император успокоил своих придворных, чтобы они не беспокоили Паламу, потому что тот молится. И добавил, что, наверное, он имеет более высокого собеседника.

Глубоко верующий отец воспитал своих детей в христианском благочестии. Это выразилось, например, в таком поступке всех членов этой семьи, когда после смерти своего отца, они все вступили в монастыри. Григорий, которому было тогда около двадцати лет, вместе с братом уходят на Афон. Две сестры их и мать постригаются в женских обителях.

Монашеский путь святителя Григория начинается на Афоне в монастыре Ватопед, где под руководством опытных монахов он начинает своё духовное делание и духовное совершенствование. Он усердно подвизался и вскоре достиг больших высот в духовной жизни. Многие годы он провёл в отшельничестве, и в те краткие мгновения, когда он выходил из своего затвора к братии, все отмечали необыкновенную благость, доброту и сияние его лица. Из его очей непрестанно текли слёзы умиления, и вскоре он стяжал многие благодатные дары: прозорливости, исцеления больных, изгонял злых духов из бесноватых.

Святитель Григорий в период своей монашеской жизни уподобился необыкновенных божественных откровений. Ему являлась Сама Пречистая Богоматерь, являлись святой великомученик святитель Димитрий Солунский, преподобный Антоний Великий, основатель монашества, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Явление последнего было особенно знаменательным, потому что и Иоанн Богослов, и святитель Григорий в Церкви оставили выдающееся богословское наследие. И что начал один, то продолжил другой. Когда ему явился Иоанн Богослов, он сказал, что по поручению Пречистой Владычицы Богородицы будет пребывать с ним неотступно.

Святитель Григорий мечтал так и окончить дни свои на Афоне в монашеском делании, в чём он видел смысл своей земной жизни. Но Господь судил по-другому. В XIV веке в Византии разгорались очень серьёзные богословские споры о природе фаворского света. Когда святитель Григорий узнал, что неправильная точка зрения, которую проповедовал один известный ученый, монах Варлаам, может восторжествовать, тогда, получив подкрепление свыше, он оставляет место своих подвигов и начинает полемику с ним. Он пишет несколько триад, богословских сочинений, где объясняет суть монашеского делания, объясняет источник фаворского света, которым были осияны апостолы на Фаворе во время Преображения Господня. Святитель Григорий говорил, что фаворский свет имеет нетварную природу, природу божественную, в этом свете проявляется божественная энергия и божественная благодать. Источником этого света является Бог. Другая точка зрения говорила о том, что этот свет созданный, как и свет солнечный, и ничего в этом выдающегося нет, это совершенно обычное явление.

Почему же так важно было выработать правильное учение об этом  фаворском свете? Для нас, может быть, к сожалению, это вещи совершенно теоретического порядка. Мы с вами не понимаем глубины этих вопросов, потому что не живём духовной жизнью. Но та точка зрения, которую проповедовал святитель Григорий, состояла в том, что общение с Богом для человека возможно через Его благодать, через Его нетварные энергии. Бог в существе Своём является непостижимым, надмирным, трансцендентным Существом, но несмотря на это, общение и познание Бога возможно для человека, но не в самом Существе Божественном, а в Его нетварных энергиях.

Это учение говорило о том, что Бог бесконечно близок к человеку, и общение с Ним совершенно реально и необходимо. Для тех людей, кто идёт в своей жизни духовным путём: совершает духовный подвиг, духовное делание через пост и молитву, как совершали это афонские монахи и совершают до сих пор, то благодать Божия через эти внешние подвиги становится близка, становится естественна для человека, и он соединяется с Самим Богом, так что лицо святого подвижника может нести этот благодатный фаворский свет как отблеск Самого Божества. Именно этот свет замечали на лице самого святителя Григория.

Это было присуще для многих монахов-исихастов. Исихазм — это особое направление монашеского делания, которое состоит в подвиге молчания. Но молчание это совсем другого плана, не то, о котором мы с вами думаем, когда говорить не о чём или не с кем. Когда молчание является, может быть, признаком иногда недалекого ума и того, что говорить ни о чём человек не может. Это молчание ради Бога, когда внешне человек хранит свой язык, своё сердце, свой ум от празднословия, от ненужного общения, а сердце и ум непрестанно погружены в молитву. Говоря другими словами, это непрестанное молитвенное делание Иисусовой молитвы. Это тот путь, которым достигается причастность к фаворскому свету.

Дорогие  братия и сестры! Что же можно нам с вами почерпнуть в жизни и личности святителя Григория Паламы? Если мы говорим о том, что он проповедовал хранение своего языка, хранение сердца, хранение ума — это область монашеской жизни и подвига. Но хотя бы крупицы этой духовной жизни совершенно необходимы и для нас с вами. Возьмём, например, первую часть, первую ступень этого делания: хранение своего языка. Сколько же пустых слов, сколько сплетен сказано нашим языком, который без костей, который без конца произносит празднословия, и тем самым, по изречению святых отцов, как бы выбалтывается человеческая душа. Она становится пустой, лишённой Бога, лишённой глубины. Далее, хранение ума от всего  греховного, от всех размышлений суетных, плотских, греховных, чтобы ум наш как можно больше был занят молитвой. И, наконец, хранение своего сердца от греховных чувств, от греховных переживаний, душевных переживаний, которые являются тоже греховными явлениями, которые омрачают человеческую жизнь и отводят от Христа.

Святитель Григорий Палама является защитником, как говорится на церковном языке, светозарных истин: защитником поста и молитвы, который говорит, что это действительные и подлинные средства,  которые человека могут привести к общению с Богом и соединению с Ним, теозису, или обожению, когда человек может сравниться, уподобиться Богу, приблизиться к Нему.

Вот о каких высоких ступенях духовной жизни проповедовал святитель Григорий Палама. Тяжело далась ему защита этого правильного учения о духовной жизни. Он много страдал, много терпел поношений, бед, претерпевал даже тюремное заключение, был оклеветан, несправедливо осуждён на одном из Соборов. Но несмотря ни на что, истина восторжествовала, и учение святителя Григория Паламы было безупречно принято всей полнотой Церкви.

В конце жизни святитель Григорий Палама стал епископом Фессалоникийским и около тринадцати лет управлял этой древней кафедрой, защитником и молитвенником которой был Димитрий Солунский, который являлся Григорию в период ещё монашеской жизни его на Афоне. За день до его тихой кончины ему явился Иоанн Златоуст, который призывал его в горние обители и сказал, что через день он перейдёт в вечность. Со словами: «в горняя, в горняя» святитель Григорий Палама окончил свою земную жизнь. Спустя девять лет после своей кончины определением Константинопольского собора он был причислен к лику святых и прославлен в сонме святых нашей с вами Церкви.

Память великого святителя Григория Паламы сегодня Церковь предлагает нашему с вами вниманию, чтобы и мы с вами шли путём этого подвига, путём укрепления своей духовной жизни, которая должна нас привести в общение и соединение с Богом, с источником жизни и временной, и вечной. Аминь.

Предыдущая проповедь

24 марта 2013

Торжество Православия
Следующая проповедь

14 апреля 2013

Памяти Преподобного Иоанна Лествичника

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00