Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Дорогие братия и сестры! В каждом храме очень часто можно встретить такую ситуацию, когда человек первый раз приходит в храм, когда он абсолютно ничего не знает ни о Боге, ни о Церкви, ни о православной вере, но ищет сам или спрашивает, где находится икона святителя Христова, чудотворца Николая. Не зная ничего и ещё не ведая Бога, человек интуитивно тянется сам или по совету близких, родных к молитвенной помощи и заступлению великого святого, который быстрее всех святых слышит молитвы, восходящие к нему от земли.

Святая Церковь прославляет святителя Христова и чудотворца Николая вторым после Самой Преблагословенной девы Марии. Возможно, догматически было бы неправильным прославлять святителя Николая после Божьей Матери, потому что, к примеру, Иоанн Креститель больше его, несомненно, послужил делу спасения рода человеческого, предварив пришествие Самого Мессии. Многие святители больше его прославили и обогатили Церковь, например, Вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Многие наши русские святители превзошли его в слове, проповеди, в своих многочисленных письменных творениях, которые они оставили после себя, которыми пользуемся мы до сих пор и которые составляют сокровищницу церковного предания. Это такие русские святители,  например, как Дмитрий Ростовский, Тихон Задонский, Филарет Дроздов и многие другие. Но никто из перечисленных святителей не мог превзойти святителя Христова и чудотворца Николая по делам его милосердия. Когда состоялась его ещё священническая хиротония, которую совершил его родной дядя епископ Мефодий  Патарский, он сказал пророческие слова: «Счастлива будет та паства, которая будет иметь у себя такого пастыря».

Святитель Христов Николай никогда не стремился ни к общественной деятельности, ни к служению в многолюдных храмах, да и многолюдных храмов в то время ещё не было, потому что ещё только оканчивались гонения на веру православную. Ещё мученическая кровь лилась, и святитель Николай был современником и очевидцем этих событий. Он сам был заточён в темницу по приказу императора Диоклетиана, претерпев лишения и страдания за Христа, потом был освобождён и вернулся к своему делу служения Церкви.

Когда он посещал Святую Землю как благочестивый паломник, он мечтал окончить свои дни в одном из иерусалимских монастырей и больше никуда не уходить с этой благословенной земли. Но когда он был на Святой Земле обетованной, услышал голос Божий, который был обращён к нему: «Николай, если хочешь угодить Богу, то послужи людям».

В этом служении людям и прославился святитель Христов и чудотворец Николай. Он совершил множество чудес при своей жизни, особенно дел милосердия, когда раздавал оставшееся ему имение от богатых благочестивых родителей, покойных Феофана и Ноны. Именно с их средств он прославился и запомнился тем чудом, когда подбрасывал три узельца золота одному обнищавшему купцу, который, может быть, привыкнув к роскошной, богатой жизни, стремился вернуть эту жизнь. Он хотел троих дочерей своих отдать на жизнь греховную, позорную, чтобы тем самым поправить своё материальное положение таким вопиющим греховным образом. Когда святитель Николай узнал об этом, он ночью тайно подбрасывал этому несчастному родителю золото, чтобы он мог достойно определить своих дочерей, устроить их замужество.

Он спасал плавающих на море от потопления, спасал их жизни, когда корабль терпел крушение, спасал от неправедного осуждения. Однажды, когда в его отсутствие хотели в Мирах Ликийских казнить неправедно осуждённых, он стремительно вернулся в свой родной город, пошёл на место казни и выхватил меч у палача, который уже был занесён над головами невинно осуждённых.

Прославился святитель Николай и необыкновенной ревностью о славе Божьей, такой ревностью, которая была иногда непонятна, которая была вопиюща для нормального богословского диалога. Будучи на первом Вселенском Соборе, он не мог терпеть хулений Ария, подошёл к нему и дал ему пощёчину за неправильное, богохульное учение о Сыне Божием. Может быть, он не знал, как правильно, убедительно выразить словами, какие привести доводы, чтобы еретик замолчал, но сделал это доходчиво, по-своему, можно сказать, что по-русски, хоть святитель не российского происхождения. За свой такой поступок святитель был заточён в темницу. Представляете, это произошло на таком представительном собрании, на первом Вселенском Соборе, где были епископы со всего света, со всего православного мира. Представьте себе такую сцену на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Это немыслимо, конечно, и тогда было немыслимо.

Итак, он был заточён в темницу за свой неправильный, как казалось епископам, поступок. Но вскоре председательствующему епископу на этом соборе было видение: он увидел, что Божия Матерь сама возвращала святителю Николаю снятый с его плеч омофор, а Господь Сам возвращал Евангелие, символ священнической и епископской власти, в его руки. Как известно, священника хоронят с Евангелием в руках, это основной смысл его жизни, его делания, его проповеди. И тогда святитель Николай был восстановлен в своем епископском служении и возвращён как участник на этот первый Вселенский Собор.

Святитель Николай совершил множество чудес, о них написаны целые книги. Огромные фолианты содержат только описание его чудес, причем чудес как древних, так и современных. Есть книга, которая содержит сведения о чудесах святителя Николая только во время Великой Отечественной войны. В наши дни он также совершает множество чудес.

В Киеве известна икона Николы Мокрого, которая прославилась следующим образом. Благочестивые родители со своим ребёнком плыли в лодке по Днепру из Вышгорода в Киев на богомолье в день памяти князей Бориса и Глеба. Супруга неосторожно держала на руках ребенка, лодка покачнулась, и ребенок выпал из её рук в воду и утонул. Несчастные  родители в слезах вместо радости приходят в храм и молятся перед иконой святителя Николая, прося его о невозможном – вернуть ребёнка. Утром один из монахов монастыря, когда пришёл открывать храм, услышал где-то наверху на хорах детский плач. Когда он поднялся по лестнице, то увидел ребенка в мокрой одежде,  лежащего на клиросе перед иконой святителя Николая. Родители младенца к своему и всеобщему изумлению узнали в нём своего утонувшего сына. С тех пор икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконой Николы Мокрого. Эта икона многие столетия находилась в Софийском соборе Киева.

Это лишь одно из многочисленных чудес, которые совершил этот угодник Божий. Наверное, многие из вас знают и помнят о чудесах святителя Николая, которые он совершил в вашем роде и в ваших семьях и которые передаются из поколения в поколение. Мне лично рассказывала прихожанка об одном чуде, которое совершил святитель Николай во время войны. Когда город, в котором жила эта благочестивая женщина, заняли немцы, они стали хозяйничать там, забирали от населения всё, что считали нужным для собственного прокормления: и скот, и все припасы. У этой женщины немцы забрали всё сено, а у неё была корова. Пошла она в храм, который тогда был действующим в городе, и перед иконой святителя Николая со слезами просила его о сене. Кто о чём, а ей надо было сена, потому что корова без сена зиму бы не пережила. И что вы думаете? Когда она только пришла с Божественной литургии к своему дому, у ворот стояла лошадь с телегой, полностью нагруженной сеном. Старичок, который держал поводья, спросил: «Хозяюшка, я слышал, что сено тебе надо?» и разгрузили весь воз этой несчастной женщине, которая имела такую благочестивую веру к святителю Николаю.

Таких простых чудес этого великого угодника Божия Церковь во множестве хранит в своей сокровищнице истории. Если Николай не слышит кого-то из нас, то причина в нашей собственной лени и нежелании молиться к нему усердно. Есть множество примеров того, как  святитель Николай устраивал семейную жизнь людей, когда в течение какого-то времени люди читали акафист ему, устраивалась семейная жизнь: женились, замуж выходили. Если это в вашей жизни не случается кому надо, то причина только в вашей лени, а больше ни в чём. Будете читать акафист, и устроится ваша жизнь в самое ближайшее время. А спросишь если кого-то: «Молишься ли ты святителю?», отвечают: «Нет, некогда или спать хочу»,  в общем, всё не слава Богу.

Дорогие братия и сестры! Церковь настолько высоко чтит память святителя, что каждую неделю призывает помнить его в молитвах — четверг каждой недели посвящён прославлению святителя Христова и чудотворца Николая. Если кто из вас придёт в будний день, в четверг, на богослужение, то услышит песнопение и молитвенное обращение в его честь. Уже почти семнадцать веков, начиная с IV века, хранит Церковь память об этом великом святом.  Задумайтесь об этом! Сколько прошло с тех пор поколений людей: его современников, живших после него, выдающихся, талантливейших людей, завоевателей, полководцев, художников, поэтов, философов, знаменитых царей, но и от праха их ничего не осталось, могилы их не известны. А святитель Николай прославляется вновь и вновь, почитание его только усиливается и умножается в Православной Церкви. Мы должны благодарить Бога за то, что имеем такого теплого молитвенника, скорого помощника святителя Христова и чудотворца Николая, память которого сегодня празднует святая Церковь.

Сегодня Церковь также напоминает нам о необходимости благодарить Бога за всё, что случается в нашей жизни. Сегодняшнее Евангелие, которое дополняет прославление святителя Николая, научает благодарности Богу. Когда Господь исцелил десять прокажённых, только один из них вернулся, чтобы поблагодарить Господа за исцеление. Один из десяти! Вот соотношение — одна десятая человеческого рода. Такой процент благодарных был во времена Спасителя, а в наше время не то, что десятая, а одна тысячная, судя по вашему присутствию в этом храме Божьем и соотнося это с населением города Всеволожска. В лучшем случае, один человек из тысячи считает своим долгом прийти в храм и поблагодарить Бога.

Смысл Божественной литургии состоит в благодарении Бога. «Евхаристия» — по-гречески значит благодарение. Когда совершается евхаристический канон, кульминационным моментом является возглас священника, как напоминание к заснувшей совести: «Благодарим Господа». Дорогие братия и сестры, за всё, за каждое мгновение нашей жизни мы должны благодарить своего Создателя. Святые отцы напоминают о том, что нам ничего не принадлежит в этом мире. Богатейшие цари, знатные люди обладали несметными сокровищами и богатством, которое нам и не снилось. Например, сербский царь Неманя имел семь башен, которые были доверху забиты сербскими дукатами, но это не помешало ему быть святым. Он и подобные ему святые чувствовали себя не собственниками, а казначеями, которых Господь приставил к тому или иному богатству, которое им принадлежало. Святые отцы говорят, что каждому человеку принадлежит только то, чем он обладал до рождения, а что он приобрёл после рождения, то принадлежит Богу, как и само рождение, потому что без Бога, без Его воли человек бы на этот свет не родился. Как человек голым, обнажённым приходит в этот мир, таким же и уходит из него, ничего не может взять он с собой на тот свет. Святой преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что благодарить Бога должно быть для нас так же естественно, как дышать. Без дыхания невозможно жить: клетки не получают кислорода, наступает смерть. Точно так же без благодарения Бога наступает духовная смерть.

Мы привыкаем к тем благам, среди которых живём. Мы считаем, что так и положено, что так и должно быть: и солнце светит, и снег идёт, и дождь бывает; несмотря на глобальное потепление, морозы стоят. Думаем, что так и должно быть. Но если бы Господь не благословил, то ничего не было бы, всемирный потоп бы повторился.

Святые отцы трогательно напоминают нам, чтобы мы благодарили Бога всегда. Например, когда встаём утром с одра, на котором лежали, обуваемся, надеваем одежду на свои плечи, нужно благодарить Бога за всё, за все блага, которые Он нам даёт, за все роскошные, шикарные условия жизни, в которых мы живём. Разве не так? Современные грешники жалуются, что жизнь такая плохая, низкий уровень жизни, правительство ни о чём не заботится, только народ грабит, под себя работает, люди рвутся во власть, чтобы набить карманы. Все это так, но так всегда было: и в советское время, и до советского, и в наши дни. Чему удивляться? Пора привыкнуть. Но дело не в этом. Говорят, что Россия — отсталая страна, на 57-м месте в мире по уровню жизни. Ну да, на 57-ом, ну и что? А в этом рейтинге 177 стран. И если сравнивать место России относительно общего  количество стран, так мы ещё совсем не плохо живём. Если сравнивать наш уровень жизни с отсталыми странами Азии, Африки, Латинской Америки, так мы живём все как в Царстве Небесном. Откроешь кран — вода идёт. Тепло. Несмотря на ЖКХ, которое хают все вдоль и поперёк, тепло в квартирах ваших, снег убирают, мусор вывозят. Смотрите, как быстро ко всему мы привыкаем, думаем, что так всегда было и так должно быть, даже лучше. Сколько приходится слышать на исповеди: смотрел телевизор и не мог удержаться, чтобы не похаять правительство, местные власти или ещё кого-то. Благодарить Бога надо за свою собственную жизнь, а не впадать в осуждение, в раздражение, в ненависть, в уныние, в отчаяние. К этому благодарению Бога призывает нас святая Церковь. Если бы мы внимательнее были к её словам, в каждой молитве мы бы услышали напоминание об этом. Например, с какого псалма начинается вечернее богослужение, начитается Божественная литургия? Что там написано? «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его». Другой псалом, который вслед за этим поётся на литургии: «Хвали, душе моя, Господа». Опять речь об этом.

Святой апостол Павел говорит помимо основной заповеди, которую он даёт христианам: «Непрестанно молитесь», — «За всё благодарите, потому что такова воля Божия во Христе Иисусе о вас»; «Что я воздам за всё, что Он дал мне?», — говорит псалмопевец Давид. Только горделивое сердце чуждо благодарения Бога, а смиренное сердце, которое чувствует свою зависимость от Бога, способно благодарить Его за все обстоятельства нашей жизни.

Дорогие братия и сестры! Возвращаясь к нашей современной жизни — такой тяжёлой, такой беспросветной — честно зададим себе вопрос: «А наши с вами родители легче жили, чем мы с вами живём сейчас? А если не родители, то наши деды с бабушками, пережившие войну, блокаду, им слаще жилось, легче была жизнь?» Таких благ, в каких мы с вами живём, они в жизни не видели и никогда не пользовались, и не мечтали даже об том, что это возможно. Вот, дорогие братия и сестры, пусть этот пример наших родителей, давших нам жизнь, подвигнет нас к благодарению нашего Создателя, Который безмерно любит каждого из нас. Аминь.

19 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В каждом храме очень часто можно встретить такую ситуацию, когда человек первый раз приходит в храм, когда он абсолютно ничего не знает ни о Боге, ни о Церкви, ни о православной вере, но ищет сам или спрашивает, где находится икона святителя Христова, чудотворца Николая. Не зная ничего и ещё не ведая Бога, человек интуитивно тянется сам или по совету близких, родных к молитвенной помощи и заступлению великого святого, который быстрее всех святых слышит молитвы, восходящие к нему от земли.

Святая Церковь прославляет святителя Христова и чудотворца Николая вторым после Самой Преблагословенной девы Марии. Возможно, догматически было бы неправильным прославлять святителя Николая после Божьей Матери, потому что, к примеру, Иоанн Креститель больше его, несомненно, послужил делу спасения рода человеческого, предварив пришествие Самого Мессии. Многие святители больше его прославили и обогатили Церковь, например, Вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Многие наши русские святители превзошли его в слове, проповеди, в своих многочисленных письменных творениях, которые они оставили после себя, которыми пользуемся мы до сих пор и которые составляют сокровищницу церковного предания. Это такие русские святители,  например, как Дмитрий Ростовский, Тихон Задонский, Филарет Дроздов и многие другие. Но никто из перечисленных святителей не мог превзойти святителя Христова и чудотворца Николая по делам его милосердия. Когда состоялась его ещё священническая хиротония, которую совершил его родной дядя епископ Мефодий  Патарский, он сказал пророческие слова: «Счастлива будет та паства, которая будет иметь у себя такого пастыря».

Святитель Христов Николай никогда не стремился ни к общественной деятельности, ни к служению в многолюдных храмах, да и многолюдных храмов в то время ещё не было, потому что ещё только оканчивались гонения на веру православную. Ещё мученическая кровь лилась, и святитель Николай был современником и очевидцем этих событий. Он сам был заточён в темницу по приказу императора Диоклетиана, претерпев лишения и страдания за Христа, потом был освобождён и вернулся к своему делу служения Церкви.

Когда он посещал Святую Землю как благочестивый паломник, он мечтал окончить свои дни в одном из иерусалимских монастырей и больше никуда не уходить с этой благословенной земли. Но когда он был на Святой Земле обетованной, услышал голос Божий, который был обращён к нему: «Николай, если хочешь угодить Богу, то послужи людям».

В этом служении людям и прославился святитель Христов и чудотворец Николай. Он совершил множество чудес при своей жизни, особенно дел милосердия, когда раздавал оставшееся ему имение от богатых благочестивых родителей, покойных Феофана и Ноны. Именно с их средств он прославился и запомнился тем чудом, когда подбрасывал три узельца золота одному обнищавшему купцу, который, может быть, привыкнув к роскошной, богатой жизни, стремился вернуть эту жизнь. Он хотел троих дочерей своих отдать на жизнь греховную, позорную, чтобы тем самым поправить своё материальное положение таким вопиющим греховным образом. Когда святитель Николай узнал об этом, он ночью тайно подбрасывал этому несчастному родителю золото, чтобы он мог достойно определить своих дочерей, устроить их замужество.

Он спасал плавающих на море от потопления, спасал их жизни, когда корабль терпел крушение, спасал от неправедного осуждения. Однажды, когда в его отсутствие хотели в Мирах Ликийских казнить неправедно осуждённых, он стремительно вернулся в свой родной город, пошёл на место казни и выхватил меч у палача, который уже был занесён над головами невинно осуждённых.

Прославился святитель Николай и необыкновенной ревностью о славе Божьей, такой ревностью, которая была иногда непонятна, которая была вопиюща для нормального богословского диалога. Будучи на первом Вселенском Соборе, он не мог терпеть хулений Ария, подошёл к нему и дал ему пощёчину за неправильное, богохульное учение о Сыне Божием. Может быть, он не знал, как правильно, убедительно выразить словами, какие привести доводы, чтобы еретик замолчал, но сделал это доходчиво, по-своему, можно сказать, что по-русски, хоть святитель не российского происхождения. За свой такой поступок святитель был заточён в темницу. Представляете, это произошло на таком представительном собрании, на первом Вселенском Соборе, где были епископы со всего света, со всего православного мира. Представьте себе такую сцену на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Это немыслимо, конечно, и тогда было немыслимо.

Итак, он был заточён в темницу за свой неправильный, как казалось епископам, поступок. Но вскоре председательствующему епископу на этом соборе было видение: он увидел, что Божия Матерь сама возвращала святителю Николаю снятый с его плеч омофор, а Господь Сам возвращал Евангелие, символ священнической и епископской власти, в его руки. Как известно, священника хоронят с Евангелием в руках, это основной смысл его жизни, его делания, его проповеди. И тогда святитель Николай был восстановлен в своем епископском служении и возвращён как участник на этот первый Вселенский Собор.

Святитель Николай совершил множество чудес, о них написаны целые книги. Огромные фолианты содержат только описание его чудес, причем чудес как древних, так и современных. Есть книга, которая содержит сведения о чудесах святителя Николая только во время Великой Отечественной войны. В наши дни он также совершает множество чудес.

В Киеве известна икона Николы Мокрого, которая прославилась следующим образом. Благочестивые родители со своим ребёнком плыли в лодке по Днепру из Вышгорода в Киев на богомолье в день памяти князей Бориса и Глеба. Супруга неосторожно держала на руках ребенка, лодка покачнулась, и ребенок выпал из её рук в воду и утонул. Несчастные  родители в слезах вместо радости приходят в храм и молятся перед иконой святителя Николая, прося его о невозможном – вернуть ребёнка. Утром один из монахов монастыря, когда пришёл открывать храм, услышал где-то наверху на хорах детский плач. Когда он поднялся по лестнице, то увидел ребенка в мокрой одежде,  лежащего на клиросе перед иконой святителя Николая. Родители младенца к своему и всеобщему изумлению узнали в нём своего утонувшего сына. С тех пор икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконой Николы Мокрого. Эта икона многие столетия находилась в Софийском соборе Киева.

Это лишь одно из многочисленных чудес, которые совершил этот угодник Божий. Наверное, многие из вас знают и помнят о чудесах святителя Николая, которые он совершил в вашем роде и в ваших семьях и которые передаются из поколения в поколение. Мне лично рассказывала прихожанка об одном чуде, которое совершил святитель Николай во время войны. Когда город, в котором жила эта благочестивая женщина, заняли немцы, они стали хозяйничать там, забирали от населения всё, что считали нужным для собственного прокормления: и скот, и все припасы. У этой женщины немцы забрали всё сено, а у неё была корова. Пошла она в храм, который тогда был действующим в городе, и перед иконой святителя Николая со слезами просила его о сене. Кто о чём, а ей надо было сена, потому что корова без сена зиму бы не пережила. И что вы думаете? Когда она только пришла с Божественной литургии к своему дому, у ворот стояла лошадь с телегой, полностью нагруженной сеном. Старичок, который держал поводья, спросил: «Хозяюшка, я слышал, что сено тебе надо?» и разгрузили весь воз этой несчастной женщине, которая имела такую благочестивую веру к святителю Николаю.

Таких простых чудес этого великого угодника Божия Церковь во множестве хранит в своей сокровищнице истории. Если Николай не слышит кого-то из нас, то причина в нашей собственной лени и нежелании молиться к нему усердно. Есть множество примеров того, как  святитель Николай устраивал семейную жизнь людей, когда в течение какого-то времени люди читали акафист ему, устраивалась семейная жизнь: женились, замуж выходили. Если это в вашей жизни не случается кому надо, то причина только в вашей лени, а больше ни в чём. Будете читать акафист, и устроится ваша жизнь в самое ближайшее время. А спросишь если кого-то: «Молишься ли ты святителю?», отвечают: «Нет, некогда или спать хочу»,  в общем, всё не слава Богу.

Дорогие братия и сестры! Церковь настолько высоко чтит память святителя, что каждую неделю призывает помнить его в молитвах — четверг каждой недели посвящён прославлению святителя Христова и чудотворца Николая. Если кто из вас придёт в будний день, в четверг, на богослужение, то услышит песнопение и молитвенное обращение в его честь. Уже почти семнадцать веков, начиная с IV века, хранит Церковь память об этом великом святом.  Задумайтесь об этом! Сколько прошло с тех пор поколений людей: его современников, живших после него, выдающихся, талантливейших людей, завоевателей, полководцев, художников, поэтов, философов, знаменитых царей, но и от праха их ничего не осталось, могилы их не известны. А святитель Николай прославляется вновь и вновь, почитание его только усиливается и умножается в Православной Церкви. Мы должны благодарить Бога за то, что имеем такого теплого молитвенника, скорого помощника святителя Христова и чудотворца Николая, память которого сегодня празднует святая Церковь.

Сегодня Церковь также напоминает нам о необходимости благодарить Бога за всё, что случается в нашей жизни. Сегодняшнее Евангелие, которое дополняет прославление святителя Николая, научает благодарности Богу. Когда Господь исцелил десять прокажённых, только один из них вернулся, чтобы поблагодарить Господа за исцеление. Один из десяти! Вот соотношение — одна десятая человеческого рода. Такой процент благодарных был во времена Спасителя, а в наше время не то, что десятая, а одна тысячная, судя по вашему присутствию в этом храме Божьем и соотнося это с населением города Всеволожска. В лучшем случае, один человек из тысячи считает своим долгом прийти в храм и поблагодарить Бога.

Смысл Божественной литургии состоит в благодарении Бога. «Евхаристия» — по-гречески значит благодарение. Когда совершается евхаристический канон, кульминационным моментом является возглас священника, как напоминание к заснувшей совести: «Благодарим Господа». Дорогие братия и сестры, за всё, за каждое мгновение нашей жизни мы должны благодарить своего Создателя. Святые отцы напоминают о том, что нам ничего не принадлежит в этом мире. Богатейшие цари, знатные люди обладали несметными сокровищами и богатством, которое нам и не снилось. Например, сербский царь Неманя имел семь башен, которые были доверху забиты сербскими дукатами, но это не помешало ему быть святым. Он и подобные ему святые чувствовали себя не собственниками, а казначеями, которых Господь приставил к тому или иному богатству, которое им принадлежало. Святые отцы говорят, что каждому человеку принадлежит только то, чем он обладал до рождения, а что он приобрёл после рождения, то принадлежит Богу, как и само рождение, потому что без Бога, без Его воли человек бы на этот свет не родился. Как человек голым, обнажённым приходит в этот мир, таким же и уходит из него, ничего не может взять он с собой на тот свет. Святой преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что благодарить Бога должно быть для нас так же естественно, как дышать. Без дыхания невозможно жить: клетки не получают кислорода, наступает смерть. Точно так же без благодарения Бога наступает духовная смерть.

Мы привыкаем к тем благам, среди которых живём. Мы считаем, что так и положено, что так и должно быть: и солнце светит, и снег идёт, и дождь бывает; несмотря на глобальное потепление, морозы стоят. Думаем, что так и должно быть. Но если бы Господь не благословил, то ничего не было бы, всемирный потоп бы повторился.

Святые отцы трогательно напоминают нам, чтобы мы благодарили Бога всегда. Например, когда встаём утром с одра, на котором лежали, обуваемся, надеваем одежду на свои плечи, нужно благодарить Бога за всё, за все блага, которые Он нам даёт, за все роскошные, шикарные условия жизни, в которых мы живём. Разве не так? Современные грешники жалуются, что жизнь такая плохая, низкий уровень жизни, правительство ни о чём не заботится, только народ грабит, под себя работает, люди рвутся во власть, чтобы набить карманы. Все это так, но так всегда было: и в советское время, и до советского, и в наши дни. Чему удивляться? Пора привыкнуть. Но дело не в этом. Говорят, что Россия — отсталая страна, на 57-м месте в мире по уровню жизни. Ну да, на 57-ом, ну и что? А в этом рейтинге 177 стран. И если сравнивать место России относительно общего  количество стран, так мы ещё совсем не плохо живём. Если сравнивать наш уровень жизни с отсталыми странами Азии, Африки, Латинской Америки, так мы живём все как в Царстве Небесном. Откроешь кран — вода идёт. Тепло. Несмотря на ЖКХ, которое хают все вдоль и поперёк, тепло в квартирах ваших, снег убирают, мусор вывозят. Смотрите, как быстро ко всему мы привыкаем, думаем, что так всегда было и так должно быть, даже лучше. Сколько приходится слышать на исповеди: смотрел телевизор и не мог удержаться, чтобы не похаять правительство, местные власти или ещё кого-то. Благодарить Бога надо за свою собственную жизнь, а не впадать в осуждение, в раздражение, в ненависть, в уныние, в отчаяние. К этому благодарению Бога призывает нас святая Церковь. Если бы мы внимательнее были к её словам, в каждой молитве мы бы услышали напоминание об этом. Например, с какого псалма начинается вечернее богослужение, начитается Божественная литургия? Что там написано? «Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его». Другой псалом, который вслед за этим поётся на литургии: «Хвали, душе моя, Господа». Опять речь об этом.

Святой апостол Павел говорит помимо основной заповеди, которую он даёт христианам: «Непрестанно молитесь», — «За всё благодарите, потому что такова воля Божия во Христе Иисусе о вас»; «Что я воздам за всё, что Он дал мне?», — говорит псалмопевец Давид. Только горделивое сердце чуждо благодарения Бога, а смиренное сердце, которое чувствует свою зависимость от Бога, способно благодарить Его за все обстоятельства нашей жизни.

Дорогие братия и сестры! Возвращаясь к нашей современной жизни — такой тяжёлой, такой беспросветной — честно зададим себе вопрос: «А наши с вами родители легче жили, чем мы с вами живём сейчас? А если не родители, то наши деды с бабушками, пережившие войну, блокаду, им слаще жилось, легче была жизнь?» Таких благ, в каких мы с вами живём, они в жизни не видели и никогда не пользовались, и не мечтали даже об том, что это возможно. Вот, дорогие братия и сестры, пусть этот пример наших родителей, давших нам жизнь, подвигнет нас к благодарению нашего Создателя, Который безмерно любит каждого из нас. Аминь.

Предыдущая проповедь

12 декабря 2010

Исцеление скорченной женщины
Следующая проповедь

26 декабря 2010

Неделя святых праотец
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00