Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Святых отцов I Вселенского собора в Никее

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее воскресенье посвящено одному очень важному, знаменательному событию: мы вспоминаем святых отцев — участников Первого Вселенского собора, созванного святым равноапостольным Константином в Никее в 325 году. Прежде всего, мы вспоминаем их, исторических и церковных деятелей, великих святителей Церкви нашей, потому что из всех Вселенских соборов Первый был самым знаменитым по своему составу. В работе этого Собора принимали активное участие 318 отцов, среди которых были святитель Христов и чудотворец Николай, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, святой Иаков Низибийский и многие другие исповедники веры Христовой, которые претерпели мучения, но остались живы, пройдя через темницы, через пытки, через страдания. Присутствовал там ещё молодым дьяконом будущий святитель Афанасий Великий, который представлял Александрийскую Церковь. Вот такие величайшие святые были участниками Первого Вселенского собора, жизнь которых известна особенно и нашим прихожанам, потому что многие могли приложиться во время паломнических поездок к мощам святителя Христова и чудотворца Николая, святителя Спиридона Тримифунтского. Сегодня в нашей молитвенной памяти, в благодарной памяти Церкви встают эти великие имена святителей. Их молитвами, подвигами верности Церкви утверждалась земная Церковь, Церковь Христова.

Шёл 325 год, совсем недавно окончились жестокие и кровопролитные гонения на христиан. Этот собор состоялся при императоре Константине Великом, который даровал свободу Церкви и который помнил сам и видел эти времена гонений, которые были в Византийско-Римской империи. Эти гонения инициировались его предшественниками — императорами римскими. Многие участники собора носили на телах своих следы страданий за веру: у одних были выколоты глаза, у других на теле раскалённым железом выжигались какие-то клейма, третьи с иными увечьями предстали на этом Первом Вселенском соборе в городе Никея, это малая Азия, недалеко от столицы тогдашней Византии города Никомидия (ныне город Измит в Турции). Император Константин Великий сам встречал входящих в зал собрания святителей,  особенно исповедников, и целовал язвы на телах их, следы страданий, которые они претерпели за верность вере Христовой.

Первый Вселенский собор был созван ради утверждения истинного богопочитания против ереси Ария. Дьявол никогда не оставляет Церковь в спокойном и мирном пребывании. Когда невозможно было Церковь уничтожить физически, потому что гонения прекратились с 311 года, то дьявол избирает другую тактику и пытается расколоть Церковь изнутри не путём внешних гонений, а внутренними противоречиями, внутренними несогласиями, нестроениями. Одним из искушений дьявольских была ересь Ария, видного александрийского пресвитера. Дьявол выбрал очень хитро объектом искушения именно этого пресвитера, который был очень знаменит в Александрии, столице Египта. Он был прекрасным, красноречивейшим проповедником, аскетом, но который неправильно мыслил о Святой Троице. Его богословие было таким примитивно-народным, упрощённым, которое можно назвать латинским словом «вульгарное». Дело в том, что когда прекратились гонения на веру Христову, то волей-неволей обмирщение постепенно проникало в Церковь, ослабевала церковная дисциплина. Христиане уже стали отличаться меньшим горением духа, и постепенно дух светского, благополучного мира  внедрялся в ограду церковную. Это приводило к тому, что христиане уже особенно ни к чему не стремились, идеалы духовной жизни принижались, происходило некое обмирщение Церкви. Арий попал в струю этих чаяний, предлагая своё богословие о Святой Троице. Его искажённые взгляды очень удачно вписывалась в эту ситуацию «теплохладного» мира, который уже стал проявляться даже в эпоху Константина, в первой четверти IV века.

Время, в которое проводился этот собор, очень похоже на наше время. Это время относительной свободы Церкви, когда уже никого не расстреливают, в темницы не сажают за исповедование веры, за верность Христу, и некая теплохладность волей-неволей внедряется в ограду Церкви.

Почему же учение Ария получило такой отклик, такое широкое распространение в ту эпоху? Дело в том, что Арий учил, что Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, не был Богом по Своему естеству, а был высшим творением Бога-Отца. И если Христос не был Богом, то значит, Бог не родился на земле, Бог не воплотился, Бог не сошёл к человеку. А это означает, что с человека ничего не требуется. Если этого величайшего чуда не было, если Христос  является только высочайшим творением, но не более того, то ни о какой аскетике, ни о каких духовных высотах, ни о каком устремлении к Богу, в общем-то, и речи быть не может. Поэтому Ария поддерживали власть имущие, поддерживали известные в то время иерархи, которые пользовались покровительством императора, например Евсевий Никомидийский, другие  состоятельные, знатные христиане.

Почему в наше время протестантское учение так по душе и сердцу современного  плотелюбивого человека и на западе, и в нашей стране? Почему оно так распространяется? Только потому, что это учение признаёт человека таким, каким он есть: никуда не надо стремиться, ничего не надо менять в жизни, никакого покаяния, никакой духовной жизни, ни аскетики, ни борьбы с грехом — ничего. «Какая борьба? Христос всё за тебя совершил, искупил, распялся  и прочее». А человеку такая постановка вопроса очень нравится, потому что он привыкает к своему греховному болоту, привыкает к этому состоянию и никуда из него не хочет выходить.

Точно так же и учение Ария в таком примитивном его приложении к народной, простой жизни оказалось очень востребованным, и несколько десятков лет арианство имело успех. Дело в том, что и после Первого Вселенского собора арианство мгновенно не исчезло. Хотя на соборе и было принято волевое решение императора и отцов, которые утвердили истинную веру, о ложности учения Ария и о ссылке еретика, арианство ещё многие годы колебало Церковь так, что, например, святитель Василий Великий практически всю свою жизнь посвятил борьбе с последователями Ария, с полуарианами, и эта ересь ещё многие годы колебала Церковь Христову.

В чём же опасность этой ереси? Казалось бы, раньше, как, впрочем, и сейчас, простой народ, который наполнял храмы, не разбирался в тонкостях богословия, в догмате о Святой Троице, во взаимоотношениях Лиц Святой Троицы, не разбирался тогда и сейчас не разбирается ещё больше. Раньше, ещё, допустим, в эпоху Иоанна Златоуста народ всё-таки проникал туда, куда не должен был устремлять свой разум. О богословии могли спорить даже на рынке. С тех времен сохранилась даже такая пословица: «кухарки на кухне спорят о богословии».

Но, дорогие братия и сестры, сейчас, в наши дни религиозные знания народа мизерные, ничтожные. Сегодня, к примеру, был очень грустный момент, когда мы завершали божествен-ную литургию пением тропаря Вознесению Господню, двунадесятому празднику. Ведь никто не подпевал, никто не знает тропаря двунадесятого праздника, за исключением двоих-троих человек в храме. Тропарь Вознесению Господню является важным моментом и важным знанием в религиозной жизни христиан. А ещё более важным является догмат о Святой Троице.

Святые отцы Первого Вселенского собора утвердили большую часть символа веры, восемь его членов, до учения о Святом Духе. Эта большая часть символа веры явилась одним из главных результатов Первого Вселенского собора, который святые отцы, его участники, для нас оставили. Обратите внимание: с начала IV века до начала XXI века — почти 17 веков в Церкви Христовой сохраняется неизменной эта истина — правильное славословие Бога. Символ веры каждый христианин должен знать  наизусть. С момента своего крещения христианин принимает эту веру, исповедует её словами символа веры.

Из истории ХХ века известны в нашей Церкви примеры многих святых новомученников, епископов, священников, которые без слёз на глазах не могли произносить и молиться этим символом веры, потому что в их памяти вставали многие поколения мучеников, подвижников и святителей, благодаря трудам которых мы произносим эти великие слова.

Таким образом, Первый Вселенский собор явился очень важным событием в истории нашей Церкви, заложил важный фундамент православной веры, утвердил славословие и почитание Бога. Догмат истины имеет важнейшее значение в деле спасения. Спасение человека зависит, в том числе, и от истинной веры. И мы должны беречь истины нашей веры, стараться разбираться в вероучении Церкви, изучать богословие Церкви, беречь его и хранить, потому что от этой истины, в том числе, наряду с благочестием зависит наше с вами спасение.

Дай Бог, чтобы молитвами этих великих святителей Господь хранил нас в верности Церкви и побуждал к изучению богословия нашей Церкви, наследниками этих великих отцов являемся мы, современные слабенькие, маловерные христиане, но всё-таки их последователи.

Дорогие братия и сестры, всех вас поздравляю с праздником. Аминь.

5 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее воскресенье посвящено одному очень важному, знаменательному событию: мы вспоминаем святых отцев — участников Первого Вселенского собора, созванного святым равноапостольным Константином в Никее в 325 году. Прежде всего, мы вспоминаем их, исторических и церковных деятелей, великих святителей Церкви нашей, потому что из всех Вселенских соборов Первый был самым знаменитым по своему составу. В работе этого Собора принимали активное участие 318 отцов, среди которых были святитель Христов и чудотворец Николай, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, святой Иаков Низибийский и многие другие исповедники веры Христовой, которые претерпели мучения, но остались живы, пройдя через темницы, через пытки, через страдания. Присутствовал там ещё молодым дьяконом будущий святитель Афанасий Великий, который представлял Александрийскую Церковь. Вот такие величайшие святые были участниками Первого Вселенского собора, жизнь которых известна особенно и нашим прихожанам, потому что многие могли приложиться во время паломнических поездок к мощам святителя Христова и чудотворца Николая, святителя Спиридона Тримифунтского. Сегодня в нашей молитвенной памяти, в благодарной памяти Церкви встают эти великие имена святителей. Их молитвами, подвигами верности Церкви утверждалась земная Церковь, Церковь Христова.

Шёл 325 год, совсем недавно окончились жестокие и кровопролитные гонения на христиан. Этот собор состоялся при императоре Константине Великом, который даровал свободу Церкви и который помнил сам и видел эти времена гонений, которые были в Византийско-Римской империи. Эти гонения инициировались его предшественниками — императорами римскими. Многие участники собора носили на телах своих следы страданий за веру: у одних были выколоты глаза, у других на теле раскалённым железом выжигались какие-то клейма, третьи с иными увечьями предстали на этом Первом Вселенском соборе в городе Никея, это малая Азия, недалеко от столицы тогдашней Византии города Никомидия (ныне город Измит в Турции). Император Константин Великий сам встречал входящих в зал собрания святителей,  особенно исповедников, и целовал язвы на телах их, следы страданий, которые они претерпели за верность вере Христовой.

Первый Вселенский собор был созван ради утверждения истинного богопочитания против ереси Ария. Дьявол никогда не оставляет Церковь в спокойном и мирном пребывании. Когда невозможно было Церковь уничтожить физически, потому что гонения прекратились с 311 года, то дьявол избирает другую тактику и пытается расколоть Церковь изнутри не путём внешних гонений, а внутренними противоречиями, внутренними несогласиями, нестроениями. Одним из искушений дьявольских была ересь Ария, видного александрийского пресвитера. Дьявол выбрал очень хитро объектом искушения именно этого пресвитера, который был очень знаменит в Александрии, столице Египта. Он был прекрасным, красноречивейшим проповедником, аскетом, но который неправильно мыслил о Святой Троице. Его богословие было таким примитивно-народным, упрощённым, которое можно назвать латинским словом «вульгарное». Дело в том, что когда прекратились гонения на веру Христову, то волей-неволей обмирщение постепенно проникало в Церковь, ослабевала церковная дисциплина. Христиане уже стали отличаться меньшим горением духа, и постепенно дух светского, благополучного мира  внедрялся в ограду церковную. Это приводило к тому, что христиане уже особенно ни к чему не стремились, идеалы духовной жизни принижались, происходило некое обмирщение Церкви. Арий попал в струю этих чаяний, предлагая своё богословие о Святой Троице. Его искажённые взгляды очень удачно вписывалась в эту ситуацию «теплохладного» мира, который уже стал проявляться даже в эпоху Константина, в первой четверти IV века.

Время, в которое проводился этот собор, очень похоже на наше время. Это время относительной свободы Церкви, когда уже никого не расстреливают, в темницы не сажают за исповедование веры, за верность Христу, и некая теплохладность волей-неволей внедряется в ограду Церкви.

Почему же учение Ария получило такой отклик, такое широкое распространение в ту эпоху? Дело в том, что Арий учил, что Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, не был Богом по Своему естеству, а был высшим творением Бога-Отца. И если Христос не был Богом, то значит, Бог не родился на земле, Бог не воплотился, Бог не сошёл к человеку. А это означает, что с человека ничего не требуется. Если этого величайшего чуда не было, если Христос  является только высочайшим творением, но не более того, то ни о какой аскетике, ни о каких духовных высотах, ни о каком устремлении к Богу, в общем-то, и речи быть не может. Поэтому Ария поддерживали власть имущие, поддерживали известные в то время иерархи, которые пользовались покровительством императора, например Евсевий Никомидийский, другие  состоятельные, знатные христиане.

Почему в наше время протестантское учение так по душе и сердцу современного  плотелюбивого человека и на западе, и в нашей стране? Почему оно так распространяется? Только потому, что это учение признаёт человека таким, каким он есть: никуда не надо стремиться, ничего не надо менять в жизни, никакого покаяния, никакой духовной жизни, ни аскетики, ни борьбы с грехом — ничего. «Какая борьба? Христос всё за тебя совершил, искупил, распялся  и прочее». А человеку такая постановка вопроса очень нравится, потому что он привыкает к своему греховному болоту, привыкает к этому состоянию и никуда из него не хочет выходить.

Точно так же и учение Ария в таком примитивном его приложении к народной, простой жизни оказалось очень востребованным, и несколько десятков лет арианство имело успех. Дело в том, что и после Первого Вселенского собора арианство мгновенно не исчезло. Хотя на соборе и было принято волевое решение императора и отцов, которые утвердили истинную веру, о ложности учения Ария и о ссылке еретика, арианство ещё многие годы колебало Церковь так, что, например, святитель Василий Великий практически всю свою жизнь посвятил борьбе с последователями Ария, с полуарианами, и эта ересь ещё многие годы колебала Церковь Христову.

В чём же опасность этой ереси? Казалось бы, раньше, как, впрочем, и сейчас, простой народ, который наполнял храмы, не разбирался в тонкостях богословия, в догмате о Святой Троице, во взаимоотношениях Лиц Святой Троицы, не разбирался тогда и сейчас не разбирается ещё больше. Раньше, ещё, допустим, в эпоху Иоанна Златоуста народ всё-таки проникал туда, куда не должен был устремлять свой разум. О богословии могли спорить даже на рынке. С тех времен сохранилась даже такая пословица: «кухарки на кухне спорят о богословии».

Но, дорогие братия и сестры, сейчас, в наши дни религиозные знания народа мизерные, ничтожные. Сегодня, к примеру, был очень грустный момент, когда мы завершали божествен-ную литургию пением тропаря Вознесению Господню, двунадесятому празднику. Ведь никто не подпевал, никто не знает тропаря двунадесятого праздника, за исключением двоих-троих человек в храме. Тропарь Вознесению Господню является важным моментом и важным знанием в религиозной жизни христиан. А ещё более важным является догмат о Святой Троице.

Святые отцы Первого Вселенского собора утвердили большую часть символа веры, восемь его членов, до учения о Святом Духе. Эта большая часть символа веры явилась одним из главных результатов Первого Вселенского собора, который святые отцы, его участники, для нас оставили. Обратите внимание: с начала IV века до начала XXI века — почти 17 веков в Церкви Христовой сохраняется неизменной эта истина — правильное славословие Бога. Символ веры каждый христианин должен знать  наизусть. С момента своего крещения христианин принимает эту веру, исповедует её словами символа веры.

Из истории ХХ века известны в нашей Церкви примеры многих святых новомученников, епископов, священников, которые без слёз на глазах не могли произносить и молиться этим символом веры, потому что в их памяти вставали многие поколения мучеников, подвижников и святителей, благодаря трудам которых мы произносим эти великие слова.

Таким образом, Первый Вселенский собор явился очень важным событием в истории нашей Церкви, заложил важный фундамент православной веры, утвердил славословие и почитание Бога. Догмат истины имеет важнейшее значение в деле спасения. Спасение человека зависит, в том числе, и от истинной веры. И мы должны беречь истины нашей веры, стараться разбираться в вероучении Церкви, изучать богословие Церкви, беречь его и хранить, потому что от этой истины, в том числе, наряду с благочестием зависит наше с вами спасение.

Дай Бог, чтобы молитвами этих великих святителей Господь хранил нас в верности Церкви и побуждал к изучению богословия нашей Церкви, наследниками этих великих отцов являемся мы, современные слабенькие, маловерные христиане, но всё-таки их последователи.

Дорогие братия и сестры, всех вас поздравляю с праздником. Аминь.

Предыдущая проповедь

29 мая 2011

Неделя о слепом
Следующая проповедь

26 июня 2011

Всех святых в земле Российской просиявших

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00