Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Торжество Православия

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просящих прощения прегрешений наших, Христе Боже». Эти начальные слова тропаря праздника Спаса Нерукотворного Образа, которому посвящен наш храм, сегодня звучат с особенным смыслом, с особенным наполнением. Сегодня — праздник Торжества Православия, который самым непосредственным образом связан с утверждением догмата об иконопочитании и победой этого догмата над длительным периодом иконоборчества в Византийской Церкви. Мы сегодня, прежде всего, благодарим Бога за то, что Господь сподобил нас великой милости — принадлежать к  Православной Церкви и исповедовать Православную веру: веру спасительную, веру апостольскую, которую Вселенная утвердила, которая соединяет человека с Богом и открывает двери вечной жизни и вечного спасения.

Мы сегодня с благодарностью и молитвой вспоминаем всех святых нашей Церкви. Особенно святителей, которые своим словом и учением проповедовали, объясняли, раскрывали полноту веры Христовой, таких Вселенских святителей, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, святитель Христов Николай, Спиридон Тримифундский и многие-многие другие. И наши русские святители: преосвященные Филарет Дроздов, Платон Левшин, Кирилл Туровский, Димитрий, митрополит Ростовский и другие.

Мы вспоминаем сегодня великий сонм мучеников, которые своей кровью и своей жизнью запечатлели верность вере Православной даже до смерти, до последней капли своей крови, сохранив чистоту исповедания веры Христовой. Конечно, мы сегодня с благодарностью вспоминаем святых отцов — участников I и II Вселенского соборов, иных Вселенских соборов.    I-ого и II-ого потому, что эти соборы оставили, выработали для нас Символ Веры, который постоянно, ежедневно поётся при каждом богослужении в Церкви, особенно при совершении Божественной литургии. Мы сегодня, наконец, с благодарной памятью своей вспоминаем наших благочестивых  предков, наших родителей, наших отцов, дедов и прадедов, которые имели веру Православную, которые передали нам эту веру, взрастили и воспитали нас в вере Православной. А если не смогли видеть плодов нашей духовной жизни во время своей земной жизни, то молились за нас: детей, внуков и правнуков. Отойдя в иной мир, они там невидимо для нас, но реально и ощутимо молятся за нас перед Престолом Божиим.

Многие из нас, которые не так давно в своей жизни обрели веру Христову, думают, что это их разум, их поиск истины привёл к вере Христовой. На самом деле, это молитва их благочестивых предков, которые уже упокоились и лежат на православных кладбищах, и православные кресты увековечивают их память на земле. Те кресты, которые стоят у них на могилах, не являются какой-то данью традиции и обрядам, а свидетельствуют об их благочестивой жизни во Христе. Благодаря их молитвам, их примеру жизни, их верности у каждого из нас в семье есть свои примеры, свои воспоминания. Благодаря этим людям, подвижникам, многие из которых в сложное время начала ХХ века сохранили веру Христову, и нас с вами коснулась их вера и привела в ограду Церкви.

 Дорогие братия и сестры! Мы сегодня отмечаем праздник Торжества веры Православной в безбожном мире. О каком торжестве Православной веры можно говорить, когда верующих единицы? Согласно ставшими модными опросам общественного мнения, более 70% жителей России причисляют себя к Русской Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Но какие же это верующие без Церкви, которым не нужны ни традиции, ни обряды, ни иерархия, ни Церковь, ни храм — ничего не надо, только, по их мнению, Бог в душе: одна иллюзия и самоуслаждение своей собственной гордыни. А истинно верующих, которые жизнь свою соединяют с храмом и не мыслят этой жизни вне храма, не более 2-3%. Мы это с вами прекрасно понимаем, когда выходим за стены храма, окунаемся, подчас растворяемся в этом безбожном мире, и не остаётся следов от нашей веры, от нашего Православия. Конечно, это грустный момент. Божественное Откровение говорит, что такая же картина будет всегда, она будет и при конце этого века, поэтому Священное Писание говорит о последних временах очень грустные слова: «Придя, найду ли веру на земле?».

 Но, тем не менее, дорогие братия и сестры, сегодня праздник Торжества Православной веры, который не в могущественном блеске и всемирном распространении, а праздник, о котором можно сказать словами Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде»; праздник истины, праздник победы этой истины над всеми лжеучениями. И мы благодарим Бога за то, что Он оставил нам и передал это неоценимое сокровище веры Православной, которую мы черпаем в Церкви Христовой. В Церковь Христову, как говорил Кирилл Иерусалимский, Господь всё вложил, что относится к истине, как в некую божественную сокровищницу. Всё вложил так, что человек, ищущий истину, может найти здесь легко и в преизобилии чистоту веры Христовой и истину, которой является Сам Бог.

Сегодня мы с сожалением отмечаем распространение множества сект, множества религиозных лжеучений, которые после свободы, объявленной в нашем государстве, стали развиваться интенсивными темпами. Мы сегодня с ужасом констатируем распространение таких зловещих сект, как секты мунитов, секты Иеговистов, дианетики Хаббарда и многих других, которые являются тоталитарными, которые из-за океана, из Америки насаждаются у нас и способствуют гибели не только душ человеческих, но и мечтают о гибели нашего с вами государства. Вы посмотрите, если есть какое-то государственное градообразующее предприятие в том или ином городе, атомная электростанция или ещё что-либо подобное – там уже Хаббард, там уже дианетика, там одурманенные руководители посылают своих специалистов на эти зловещие курсы.

Мы сегодня с вами свидетельствуем о том, что секты очень опасны для человека, даже те, которые исповедуют Христа как Бога: такие, как евангелисты, баптисты, лютеране и многие другие. Казалось бы, можно возразить: почему? Люди же от неверия обрели Христа, они признают Евангелие и читают его.

Дорогие братия и сестры! Искажение истины намного хуже, чем незнание самой истины. Достоевский говорил такие слова: «Католичество хуже атеизма, потому что оно проповедует Христа извращённого». Эти слова очень верны. Все эти секты, вышедшие из католической или протестантской среды, вслед за Лютером исповедают Христа извращённого, предлагают понимание этого учения, замешенного на человеческой гордыни. Характерным признаком всех этих основателей различных сект является крайне безнравственная жизнь, начиная от древних еретиков Ария, Апполинария, Нестория, Диаскора и многих других. Они все вели совершенно разнузданную, безнравственную жизнь. Это говорит о том, что гордыня, за которой стоит бес, однажды найдя место, найдя доступ к сердцу человеческому, не останавливается над этим и  ведёт человека к нравственной погибели.

Поэтому, дорогие братия и сестры, для неверующих людей намного больше шансов обрести веру, чем из сект перейти в Православную веру, потому что в сектах присутствует самолюбование, довольство собой, там ничего делать не надо, некуда стремиться, не над чем работать. Там уже Христос всё совершил давно  за людей. Это пассивная, потребительская вера, вера, наполненная гордыней и самолюбованием. Поэтому, если есть у нас близкие и родные, которые принадлежат к другим исповедованиям и другим сектам, это предмет нашей особенной

молитвы, сожаления и слёзной молитвы о них, чтобы Господь обратил их и привёл к познанию веры истинной.

Догмат иконопочитания, который лежит в основе праздника Торжества Православия, является завершением догматов, которые приняты на Вселенских соборах. Торжество Веры и иконопочитания: сегодня эти понятия вспоминаются в Церкви как синонимы. Иконопочитание дало Торжество Веры. Мы не всегда ценим те духовные сокровища, которые есть в нашей Церкви. Мы иногда привычным и холодным  взором взираем на иконы и не видим, как икона способна открывать окно в духовный мир, как она преисполнена благодати.

Почему был этот период иконоборчества? В Византии он был вызван благими побуждениями, потому, что дьявол всегда действует под благими предлогами. Есть такая пословица, что благими желаниями вымощена дорога в ад; и вот здесь эти же благие побуждения, защита чистоты веры: иконы — это идолы. Как часто мы слышим сейчас от сектантов эти упрёки в адрес Православной веры и Церкви. А если это идолы, то зачем так бороться с ними? Откуда столько ненависти? В Византии более 100 лет, более века были гонения на иконы. Сначала их поднимали выше на стены, чтобы недоступны  были для почитания, затем выбрасывали из храмов, заменяли стены религиозной живописью, а затем вообще иконы стали выбрасывать, сжигать и отдавать на поругание.

Почему у нас после революции уничтожались иконы с отвращением, ненавистью, злобой? Иконы эшелонами отправлялись за границу, продавались, баржами топились в морях и озерах, осквернялись, делались двери в хлева деревенские, на них играли в карты, ели, пили, плясали, стреляли в эти иконы. А в советское-то время кому они мешали? Ну ладно, представитель духовенства: он же может сказать что-то против советской власти, не согласиться с ней, человек обладает своим мнением, своей волей. А иконы безгласны, казалось бы, они висят на стенах храмов, никому не мешают. Оказывается, нет. Оказывается, икона раздражает злобу людей, она ненавистна дьяволу.

И вот вам самый глубокий ответ на то, чем являются иконы в Православной Церкви. Если бы они являлись только предметами интерьера, то не было бы никакого спора, никакого различия не было бы. Это были бы  предметы искусства, которыми наполнены музеи или храмы. Икона, помещённая в музее, становится мёртвой иконой, она лишается той благодати, потому что уже не звучит молитва перед ней, и она из образа Божия становится предметом искусства. Но и там, когда икона находится в музее, она иногда раскрывает свои благодатные свойства, когда видит взгляд, устремлённый с верой на эту икону. Мы с вами видели эти сокровища во многих музеях нашей России. Как жалко, что до сих пор они находятся там, якобы спасённые от разрушения, от осквернения. Если спасли, так отдайте. Сейчас они от кого иконы спасают? От тех же верующих! Как тогда забирали, так и сейчас они стали предметом коммерции и наживы, и никогда не отдадут их музеи верующим людям.

Грустные времена. Но, дорогие братия и сестры, не в этом смысл сегодняшнего праздника, а смысл его в благодарении Богу за то, что Господь нас приобщил к этой вере. Будем благодарны Богу, будем ценить эту веру, которой мы приобщились. Будем ценить и любить храмы Божии, которые являются средоточием веры, которые ведут нас из жизни временной в жизнь вечную. Аминь.

8 марта 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просящих прощения прегрешений наших, Христе Боже». Эти начальные слова тропаря праздника Спаса Нерукотворного Образа, которому посвящен наш храм, сегодня звучат с особенным смыслом, с особенным наполнением. Сегодня — праздник Торжества Православия, который самым непосредственным образом связан с утверждением догмата об иконопочитании и победой этого догмата над длительным периодом иконоборчества в Византийской Церкви. Мы сегодня, прежде всего, благодарим Бога за то, что Господь сподобил нас великой милости — принадлежать к  Православной Церкви и исповедовать Православную веру: веру спасительную, веру апостольскую, которую Вселенная утвердила, которая соединяет человека с Богом и открывает двери вечной жизни и вечного спасения.

Мы сегодня с благодарностью и молитвой вспоминаем всех святых нашей Церкви. Особенно святителей, которые своим словом и учением проповедовали, объясняли, раскрывали полноту веры Христовой, таких Вселенских святителей, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, святитель Христов Николай, Спиридон Тримифундский и многие-многие другие. И наши русские святители: преосвященные Филарет Дроздов, Платон Левшин, Кирилл Туровский, Димитрий, митрополит Ростовский и другие.

Мы вспоминаем сегодня великий сонм мучеников, которые своей кровью и своей жизнью запечатлели верность вере Православной даже до смерти, до последней капли своей крови, сохранив чистоту исповедания веры Христовой. Конечно, мы сегодня с благодарностью вспоминаем святых отцов — участников I и II Вселенского соборов, иных Вселенских соборов.    I-ого и II-ого потому, что эти соборы оставили, выработали для нас Символ Веры, который постоянно, ежедневно поётся при каждом богослужении в Церкви, особенно при совершении Божественной литургии. Мы сегодня, наконец, с благодарной памятью своей вспоминаем наших благочестивых  предков, наших родителей, наших отцов, дедов и прадедов, которые имели веру Православную, которые передали нам эту веру, взрастили и воспитали нас в вере Православной. А если не смогли видеть плодов нашей духовной жизни во время своей земной жизни, то молились за нас: детей, внуков и правнуков. Отойдя в иной мир, они там невидимо для нас, но реально и ощутимо молятся за нас перед Престолом Божиим.

Многие из нас, которые не так давно в своей жизни обрели веру Христову, думают, что это их разум, их поиск истины привёл к вере Христовой. На самом деле, это молитва их благочестивых предков, которые уже упокоились и лежат на православных кладбищах, и православные кресты увековечивают их память на земле. Те кресты, которые стоят у них на могилах, не являются какой-то данью традиции и обрядам, а свидетельствуют об их благочестивой жизни во Христе. Благодаря их молитвам, их примеру жизни, их верности у каждого из нас в семье есть свои примеры, свои воспоминания. Благодаря этим людям, подвижникам, многие из которых в сложное время начала ХХ века сохранили веру Христову, и нас с вами коснулась их вера и привела в ограду Церкви.

 Дорогие братия и сестры! Мы сегодня отмечаем праздник Торжества веры Православной в безбожном мире. О каком торжестве Православной веры можно говорить, когда верующих единицы? Согласно ставшими модными опросам общественного мнения, более 70% жителей России причисляют себя к Русской Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Но какие же это верующие без Церкви, которым не нужны ни традиции, ни обряды, ни иерархия, ни Церковь, ни храм — ничего не надо, только, по их мнению, Бог в душе: одна иллюзия и самоуслаждение своей собственной гордыни. А истинно верующих, которые жизнь свою соединяют с храмом и не мыслят этой жизни вне храма, не более 2-3%. Мы это с вами прекрасно понимаем, когда выходим за стены храма, окунаемся, подчас растворяемся в этом безбожном мире, и не остаётся следов от нашей веры, от нашего Православия. Конечно, это грустный момент. Божественное Откровение говорит, что такая же картина будет всегда, она будет и при конце этого века, поэтому Священное Писание говорит о последних временах очень грустные слова: «Придя, найду ли веру на земле?».

 Но, тем не менее, дорогие братия и сестры, сегодня праздник Торжества Православной веры, который не в могущественном блеске и всемирном распространении, а праздник, о котором можно сказать словами Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде»; праздник истины, праздник победы этой истины над всеми лжеучениями. И мы благодарим Бога за то, что Он оставил нам и передал это неоценимое сокровище веры Православной, которую мы черпаем в Церкви Христовой. В Церковь Христову, как говорил Кирилл Иерусалимский, Господь всё вложил, что относится к истине, как в некую божественную сокровищницу. Всё вложил так, что человек, ищущий истину, может найти здесь легко и в преизобилии чистоту веры Христовой и истину, которой является Сам Бог.

Сегодня мы с сожалением отмечаем распространение множества сект, множества религиозных лжеучений, которые после свободы, объявленной в нашем государстве, стали развиваться интенсивными темпами. Мы сегодня с ужасом констатируем распространение таких зловещих сект, как секты мунитов, секты Иеговистов, дианетики Хаббарда и многих других, которые являются тоталитарными, которые из-за океана, из Америки насаждаются у нас и способствуют гибели не только душ человеческих, но и мечтают о гибели нашего с вами государства. Вы посмотрите, если есть какое-то государственное градообразующее предприятие в том или ином городе, атомная электростанция или ещё что-либо подобное – там уже Хаббард, там уже дианетика, там одурманенные руководители посылают своих специалистов на эти зловещие курсы.

Мы сегодня с вами свидетельствуем о том, что секты очень опасны для человека, даже те, которые исповедуют Христа как Бога: такие, как евангелисты, баптисты, лютеране и многие другие. Казалось бы, можно возразить: почему? Люди же от неверия обрели Христа, они признают Евангелие и читают его.

Дорогие братия и сестры! Искажение истины намного хуже, чем незнание самой истины. Достоевский говорил такие слова: «Католичество хуже атеизма, потому что оно проповедует Христа извращённого». Эти слова очень верны. Все эти секты, вышедшие из католической или протестантской среды, вслед за Лютером исповедают Христа извращённого, предлагают понимание этого учения, замешенного на человеческой гордыни. Характерным признаком всех этих основателей различных сект является крайне безнравственная жизнь, начиная от древних еретиков Ария, Апполинария, Нестория, Диаскора и многих других. Они все вели совершенно разнузданную, безнравственную жизнь. Это говорит о том, что гордыня, за которой стоит бес, однажды найдя место, найдя доступ к сердцу человеческому, не останавливается над этим и  ведёт человека к нравственной погибели.

Поэтому, дорогие братия и сестры, для неверующих людей намного больше шансов обрести веру, чем из сект перейти в Православную веру, потому что в сектах присутствует самолюбование, довольство собой, там ничего делать не надо, некуда стремиться, не над чем работать. Там уже Христос всё совершил давно  за людей. Это пассивная, потребительская вера, вера, наполненная гордыней и самолюбованием. Поэтому, если есть у нас близкие и родные, которые принадлежат к другим исповедованиям и другим сектам, это предмет нашей особенной

молитвы, сожаления и слёзной молитвы о них, чтобы Господь обратил их и привёл к познанию веры истинной.

Догмат иконопочитания, который лежит в основе праздника Торжества Православия, является завершением догматов, которые приняты на Вселенских соборах. Торжество Веры и иконопочитания: сегодня эти понятия вспоминаются в Церкви как синонимы. Иконопочитание дало Торжество Веры. Мы не всегда ценим те духовные сокровища, которые есть в нашей Церкви. Мы иногда привычным и холодным  взором взираем на иконы и не видим, как икона способна открывать окно в духовный мир, как она преисполнена благодати.

Почему был этот период иконоборчества? В Византии он был вызван благими побуждениями, потому, что дьявол всегда действует под благими предлогами. Есть такая пословица, что благими желаниями вымощена дорога в ад; и вот здесь эти же благие побуждения, защита чистоты веры: иконы — это идолы. Как часто мы слышим сейчас от сектантов эти упрёки в адрес Православной веры и Церкви. А если это идолы, то зачем так бороться с ними? Откуда столько ненависти? В Византии более 100 лет, более века были гонения на иконы. Сначала их поднимали выше на стены, чтобы недоступны  были для почитания, затем выбрасывали из храмов, заменяли стены религиозной живописью, а затем вообще иконы стали выбрасывать, сжигать и отдавать на поругание.

Почему у нас после революции уничтожались иконы с отвращением, ненавистью, злобой? Иконы эшелонами отправлялись за границу, продавались, баржами топились в морях и озерах, осквернялись, делались двери в хлева деревенские, на них играли в карты, ели, пили, плясали, стреляли в эти иконы. А в советское-то время кому они мешали? Ну ладно, представитель духовенства: он же может сказать что-то против советской власти, не согласиться с ней, человек обладает своим мнением, своей волей. А иконы безгласны, казалось бы, они висят на стенах храмов, никому не мешают. Оказывается, нет. Оказывается, икона раздражает злобу людей, она ненавистна дьяволу.

И вот вам самый глубокий ответ на то, чем являются иконы в Православной Церкви. Если бы они являлись только предметами интерьера, то не было бы никакого спора, никакого различия не было бы. Это были бы  предметы искусства, которыми наполнены музеи или храмы. Икона, помещённая в музее, становится мёртвой иконой, она лишается той благодати, потому что уже не звучит молитва перед ней, и она из образа Божия становится предметом искусства. Но и там, когда икона находится в музее, она иногда раскрывает свои благодатные свойства, когда видит взгляд, устремлённый с верой на эту икону. Мы с вами видели эти сокровища во многих музеях нашей России. Как жалко, что до сих пор они находятся там, якобы спасённые от разрушения, от осквернения. Если спасли, так отдайте. Сейчас они от кого иконы спасают? От тех же верующих! Как тогда забирали, так и сейчас они стали предметом коммерции и наживы, и никогда не отдадут их музеи верующим людям.

Грустные времена. Но, дорогие братия и сестры, не в этом смысл сегодняшнего праздника, а смысл его в благодарении Богу за то, что Господь нас приобщил к этой вере. Будем благодарны Богу, будем ценить эту веру, которой мы приобщились. Будем ценить и любить храмы Божии, которые являются средоточием веры, которые ведут нас из жизни временной в жизнь вечную. Аминь.

Предыдущая проповедь

1 марта 2009

Неделя сыропустная. Прощенное воскресенье
Следующая проповедь

15 марта 2009

Памяти Григория Паламы

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00