Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Торжество Православия

Сегодня первое воскресенье Великого Поста в нашей Церкви, которое называется Тожеством Православия. В разные годы и века праздновала Церковь этот святой день. В зависимости от исторической канвы празднование это имело свой характер. Например, тогда, когда в Византии были православные императоры и когда православная вера была государственной религией византийской империи, когда императоры покровительствовали Церкви и вере — это одна историческая ситуация. Такой период в истории был не только в Византии, но и у нас, в нашем государстве. Тогда Торжество Православия имело всеобщий, всеохватывающий характер, имело имперский дух, величие несокрушимости, победоносности христианской веры. Но промыслом Божиим по нашим грехам, для нашего вразумления, научения эти времена канули в лету, и сейчас мы праздник Торжества Православия встречаем совершенно в другой исторической ситуации, когда верующих людей, подлинно любящих Церковь, Христа ничтожное количество, несмотря на оптимистические опросы населения по религиозному признаку, которые могут показать 70% верующих и более. Но это околоцерковная ограда, ещё непаханое поле, это Православие ещё желаемое, на уровне идеи, но не вошедшее в жизнь народа. А подлинно верующих людей всего два-три процента, может быть, чуть больше или чуть меньше.

Церковь живёт ныне в безбожном мире, и в связи с этим праздник Торжества Православной веры имеет странный характер. Какое же это торжество, когда мир безбожный, мир атеистический, христоненавистнический окружает каждого из нас сразу за порогом любого храма.

Дорогие братия и сестры! Праздник Торжества Православной веры — это не победа над всеми врагами, над всяким инакомыслием, хотя, может быть, в момент установления этого праздника в первой половине  IX века так и было. В 843 году Константинопольский собор под руководством и водительством царицы Феодоры окончательно закрепил постановление VII Вселенского собора 787 года об иконопочитании. Иконопочитание наконец-то снова вошло в жизнь Церкви.

Нетленные мощи царицы Феодоры, которая сыграла значительную роль в этом историческом событии в истории Церкви, покоятся на острове Корфу. Многие из вас сподобятся в скором времени попасть на этот остров, чтобы приложиться к мощам  царицы Феодоры, которые находятся неподалёку от храма, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

Гонения на иконы происходили в Церкви более ста лет. Эти гонения мотивировались благими побуждениями, примерно такими же, которые слышит каждый из вас из уст сектантов, протестантов всех мастей, что иконы — это идолы; поклонение и почитание их — это идолопоклонство, что надо спасать Церковь, очищать её, освобождать, вернуть к апостольской чистоте. Ещё что-нибудь можно более убедительное сформулировать, чтобы совсем сбить человека с толку. Очень многие попадаются и в наше время на эти лживые слова.

А Церковь Христова сто лет боролась с этой ересью. Милостью Божией и молитвами святых подвижников она победила эту ересь. Те подвижники, которые не смирялись с запретами иконопочитания, уходили в пустыню, чаще всего в Каппадокийскую землю, и там в пещерах, захватив с собой излюбленные ими иконы Господа, Богоматери, святых молились. Благодаря их молитвам Церковь Христова отстояла  иконопочитание.

Дорогие братия и сестры! Сложно представить, что было бы с православными храмами, во что бы они превратились сегодня, если бы не было икон. Это священное здание ничем не отличалось бы от молитвенных зданий протестантов, от обычных домов культуры, других зданий, куда собирается народ для времяпровождения. Икона — это окно в духовный мир. Икона Спасителя несёт в себе догмат о Его истинном боговоплощении. Благодаря Его Рождеству на этой земле от Девы Марии стало возможным иконопочитание, изображения Бога во плоти. Если бы Он не родился и не пришёл в этот мир, тогда иконопочитание не было бы возможным, но иконопочитание фиксирует, прежде всего, этот великий догмат и показывает нам неизреченную любовь Бога к нам, грешным.

Изображая святых угодников Божиих, икона показывает тот путь аскетической, духовной жизни, который показан нам с вами, путь, ведущий к преображению человеческого естества. Каждый из вас замечал, что любая каноническая икона отличается от фотографического, действительного изображения, потому что показывает не то, на кого похож и как выглядел тот или иной святой человек, который когда-либо жил на этой земле, но показывает тот процесс и путь, который он прошёл и что стало с его плотью, пронизанной благодатью Божией. Именно этот путь богоуподобления, обожения, соединения с Богом показывает нам икона.

Когда мы празднуем Торжество Православной веры, то помимо исторического контекста, имперского православия в нашем понимании может вставать ещё другое православие, православие обыденное, совершенно мелкое, греховное, земное, в которое мы очень часто превращаем нашу спасительную веру. Когда, например, наступает время Великого Поста, многие из нас видят сущность поста только в изменении своего пищевого рациона и без конца задают одни и те же вопросы: «Батюшка, а сегодня супчика можно? Нельзя? А когда можно? Завтра? А когда можно в баню сходить — до службы или после службы, в чистый понедельник или в чистый четверг? А что лучше, помыться сходить или сначала в церковь? А когда сходить в баню, ведь чистый четверг?» Из таких мелких, совершенно глупейших вопросов состоит православная жизнь многих и многих людей, когда только в обрядовом выражении значится для многих из нас Православная вера. Когда обряды одни пустые, выхолощенные, из года в год превращаемые в некую традицию, за которой ничего не стоит и которая никуда человека не ведёт, заслоняют от человека истинную духовную жизнь, когда он за этими внешними вещами ни над чем более высоким не задумывается. Такое Православие совершенно неправильное, это примитивное Православие, его надо всячески преодолевать в нашем сознании. Освящение куличей на Пасху или раздача святой воды на Крещение — это же выражение Православия для людей околоцерковных. Но не такая наша с вами вера.

Дай Бог, чтобы Православие мы оценивали по высоким идеалам духовной жизни, которые показывают нам святые угодники Божии. Например, в истории Церкви есть такой случай, который произошел с учеником Паисия Великого. Этот ученик был послушником в одном из монастырей. Однажды по поручению то ли братии, то ли самого старца он ушёл в город и встретился там с одной девушкой. И свершилось такое несчастье, что он влюбился. Представляете? А эта девушка оказалась иудейкой. Когда речь зашла о браке, родители этой девушки сказали юноше: «Хорошо, мы отдадим за тебя замуж нашу дочь, но только ты должен отречься от Христа». А этот бывший послушник-монах так потерял голову, что ответил на это согласием. Но старец стал молиться за него, молиться о его спасении, возвращении его в то спасительное место, откуда он ушёл. После усердной молитвы он увидел видение и услышал голос Христа. Господь назвал его по имени: «Паисий, ты молишься за своего ученика, а он отрёкся от Меня». А Паисий отвечает: «Господи, всё равно, прости его». И тогда услышал Паисий: «Ты уподобился Мне в любви, которая не знает преград, не знает препятствий и никогда не может остановиться».

Вот о таком Православии мы с вами должны мечтать, ставить его своим идеалом и к нему стремиться. Празднуя Торжество Православия, мы должны давать себе отчёт в том, что во многом и от нас зависит состояние веры, Церкви в нашем мире и обществе и продолжение этой спасительной веры как минимум от нас к нашим детям. Как часто, когда встаёт вопрос об учении в Православной Церкви, мы с вами ничего не можем ответить вразумительного ни на вопросы наших современников, людей околоцерковных, да и порой на вопросы собственных детей. А когда речь заходит о Православии, о посте напоминаем им о супчике, о первой седмице Великого Поста, о сухоядении без масла растительного и без оливкового, что на Пасху куличи надо печь и непременно успеть их освятить до пасхальной заутрени, ещё что-нибудь подобное. И вот в этом заключается всё наше православие, такое маленькое, доморощенное. Но оно не будет иметь продолжения: обряды без осмысления теряют всякий смысл, они превращаются в простое язычество.

Дай Бог, чтобы мы с вами ценили, изучали нашу веру и могли осмысленно сказать о ней, как говорил апостол Павел: «когда потребуют у тебя отчёта в твоём уповании, чтоб ты сказал ясно и вразумительно об уповании твоей жизни». Аминь.

13 марта 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня первое воскресенье Великого Поста в нашей Церкви, которое называется Тожеством Православия. В разные годы и века праздновала Церковь этот святой день. В зависимости от исторической канвы празднование это имело свой характер. Например, тогда, когда в Византии были православные императоры и когда православная вера была государственной религией византийской империи, когда императоры покровительствовали Церкви и вере — это одна историческая ситуация. Такой период в истории был не только в Византии, но и у нас, в нашем государстве. Тогда Торжество Православия имело всеобщий, всеохватывающий характер, имело имперский дух, величие несокрушимости, победоносности христианской веры. Но промыслом Божиим по нашим грехам, для нашего вразумления, научения эти времена канули в лету, и сейчас мы праздник Торжества Православия встречаем совершенно в другой исторической ситуации, когда верующих людей, подлинно любящих Церковь, Христа ничтожное количество, несмотря на оптимистические опросы населения по религиозному признаку, которые могут показать 70% верующих и более. Но это околоцерковная ограда, ещё непаханое поле, это Православие ещё желаемое, на уровне идеи, но не вошедшее в жизнь народа. А подлинно верующих людей всего два-три процента, может быть, чуть больше или чуть меньше.

Церковь живёт ныне в безбожном мире, и в связи с этим праздник Торжества Православной веры имеет странный характер. Какое же это торжество, когда мир безбожный, мир атеистический, христоненавистнический окружает каждого из нас сразу за порогом любого храма.

Дорогие братия и сестры! Праздник Торжества Православной веры — это не победа над всеми врагами, над всяким инакомыслием, хотя, может быть, в момент установления этого праздника в первой половине  IX века так и было. В 843 году Константинопольский собор под руководством и водительством царицы Феодоры окончательно закрепил постановление VII Вселенского собора 787 года об иконопочитании. Иконопочитание наконец-то снова вошло в жизнь Церкви.

Нетленные мощи царицы Феодоры, которая сыграла значительную роль в этом историческом событии в истории Церкви, покоятся на острове Корфу. Многие из вас сподобятся в скором времени попасть на этот остров, чтобы приложиться к мощам  царицы Феодоры, которые находятся неподалёку от храма, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

Гонения на иконы происходили в Церкви более ста лет. Эти гонения мотивировались благими побуждениями, примерно такими же, которые слышит каждый из вас из уст сектантов, протестантов всех мастей, что иконы — это идолы; поклонение и почитание их — это идолопоклонство, что надо спасать Церковь, очищать её, освобождать, вернуть к апостольской чистоте. Ещё что-нибудь можно более убедительное сформулировать, чтобы совсем сбить человека с толку. Очень многие попадаются и в наше время на эти лживые слова.

А Церковь Христова сто лет боролась с этой ересью. Милостью Божией и молитвами святых подвижников она победила эту ересь. Те подвижники, которые не смирялись с запретами иконопочитания, уходили в пустыню, чаще всего в Каппадокийскую землю, и там в пещерах, захватив с собой излюбленные ими иконы Господа, Богоматери, святых молились. Благодаря их молитвам Церковь Христова отстояла  иконопочитание.

Дорогие братия и сестры! Сложно представить, что было бы с православными храмами, во что бы они превратились сегодня, если бы не было икон. Это священное здание ничем не отличалось бы от молитвенных зданий протестантов, от обычных домов культуры, других зданий, куда собирается народ для времяпровождения. Икона — это окно в духовный мир. Икона Спасителя несёт в себе догмат о Его истинном боговоплощении. Благодаря Его Рождеству на этой земле от Девы Марии стало возможным иконопочитание, изображения Бога во плоти. Если бы Он не родился и не пришёл в этот мир, тогда иконопочитание не было бы возможным, но иконопочитание фиксирует, прежде всего, этот великий догмат и показывает нам неизреченную любовь Бога к нам, грешным.

Изображая святых угодников Божиих, икона показывает тот путь аскетической, духовной жизни, который показан нам с вами, путь, ведущий к преображению человеческого естества. Каждый из вас замечал, что любая каноническая икона отличается от фотографического, действительного изображения, потому что показывает не то, на кого похож и как выглядел тот или иной святой человек, который когда-либо жил на этой земле, но показывает тот процесс и путь, который он прошёл и что стало с его плотью, пронизанной благодатью Божией. Именно этот путь богоуподобления, обожения, соединения с Богом показывает нам икона.

Когда мы празднуем Торжество Православной веры, то помимо исторического контекста, имперского православия в нашем понимании может вставать ещё другое православие, православие обыденное, совершенно мелкое, греховное, земное, в которое мы очень часто превращаем нашу спасительную веру. Когда, например, наступает время Великого Поста, многие из нас видят сущность поста только в изменении своего пищевого рациона и без конца задают одни и те же вопросы: «Батюшка, а сегодня супчика можно? Нельзя? А когда можно? Завтра? А когда можно в баню сходить — до службы или после службы, в чистый понедельник или в чистый четверг? А что лучше, помыться сходить или сначала в церковь? А когда сходить в баню, ведь чистый четверг?» Из таких мелких, совершенно глупейших вопросов состоит православная жизнь многих и многих людей, когда только в обрядовом выражении значится для многих из нас Православная вера. Когда обряды одни пустые, выхолощенные, из года в год превращаемые в некую традицию, за которой ничего не стоит и которая никуда человека не ведёт, заслоняют от человека истинную духовную жизнь, когда он за этими внешними вещами ни над чем более высоким не задумывается. Такое Православие совершенно неправильное, это примитивное Православие, его надо всячески преодолевать в нашем сознании. Освящение куличей на Пасху или раздача святой воды на Крещение — это же выражение Православия для людей околоцерковных. Но не такая наша с вами вера.

Дай Бог, чтобы Православие мы оценивали по высоким идеалам духовной жизни, которые показывают нам святые угодники Божии. Например, в истории Церкви есть такой случай, который произошел с учеником Паисия Великого. Этот ученик был послушником в одном из монастырей. Однажды по поручению то ли братии, то ли самого старца он ушёл в город и встретился там с одной девушкой. И свершилось такое несчастье, что он влюбился. Представляете? А эта девушка оказалась иудейкой. Когда речь зашла о браке, родители этой девушки сказали юноше: «Хорошо, мы отдадим за тебя замуж нашу дочь, но только ты должен отречься от Христа». А этот бывший послушник-монах так потерял голову, что ответил на это согласием. Но старец стал молиться за него, молиться о его спасении, возвращении его в то спасительное место, откуда он ушёл. После усердной молитвы он увидел видение и услышал голос Христа. Господь назвал его по имени: «Паисий, ты молишься за своего ученика, а он отрёкся от Меня». А Паисий отвечает: «Господи, всё равно, прости его». И тогда услышал Паисий: «Ты уподобился Мне в любви, которая не знает преград, не знает препятствий и никогда не может остановиться».

Вот о таком Православии мы с вами должны мечтать, ставить его своим идеалом и к нему стремиться. Празднуя Торжество Православия, мы должны давать себе отчёт в том, что во многом и от нас зависит состояние веры, Церкви в нашем мире и обществе и продолжение этой спасительной веры как минимум от нас к нашим детям. Как часто, когда встаёт вопрос об учении в Православной Церкви, мы с вами ничего не можем ответить вразумительного ни на вопросы наших современников, людей околоцерковных, да и порой на вопросы собственных детей. А когда речь заходит о Православии, о посте напоминаем им о супчике, о первой седмице Великого Поста, о сухоядении без масла растительного и без оливкового, что на Пасху куличи надо печь и непременно успеть их освятить до пасхальной заутрени, ещё что-нибудь подобное. И вот в этом заключается всё наше православие, такое маленькое, доморощенное. Но оно не будет иметь продолжения: обряды без осмысления теряют всякий смысл, они превращаются в простое язычество.

Дай Бог, чтобы мы с вами ценили, изучали нашу веру и могли осмысленно сказать о ней, как говорил апостол Павел: «когда потребуют у тебя отчёта в твоём уповании, чтоб ты сказал ясно и вразумительно об уповании твоей жизни». Аминь.

Предыдущая проповедь

6 марта 2011

Воспоминание изгнания Адама из рая
Следующая проповедь

27 марта 2011

Крестопоклонная неделя

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00