Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Усекновение гпавы Иоанна Предтечи

Дорогие братия и сестры. Сегодня с воскресным днём совпадает великий праздник – усекновение главы Иоанна Крестителя. Этот день Святейшим патриархом Кириллом обозначен как день трезвости. К этому дню Святейший патриарх для нашего внимания и исполнения в жизни предлагает следующее послание.

«Сегодня мы празднуем трагический день, как говорят, его и праздником трудно назвать. Но на самом деле это праздник, так же, как праздниками являются Великий четверг и Страстная пятница. Другое дело, что мы не окружаем его внешними атрибутами празднования, — напротив, налагаем на себя сугубый пост, — однако мы торжественно вспоминаем то, что произошло в этот день.

Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям, глаголя, да и в грядущего по нем Христа веруют. Миссия Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек неспособен открыть свое сердце пред Богом. Покаяние есть непременный и первый шаг к спасению. И это не только единовременный шаг: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека, от юности до старческих лет. В идеале, покаянием должен начинаться и заканчиваться каждый наш день.

Если мы будем каждый день обращать к Богу молитву о прощении наших грехов, если не машинально, не механически, не по заученному тексту, а от сердца будем пред Богом перечислять свои грехи — и большие, размером в жизнь или в полжизни, или те, что мы совершили накануне, — если мы, повергая Господу на Его суд то, что происходит в глубине нашей души, будем испрашивать у Него прощения каждый день, то это будет означать, что мы живем религиозной жизнью. Поначалу такая покаянная молитва может показаться утомительной, даже если она занимает всего несколько минут или даже мгновений, но со временем, когда она становится навыком, человек уже не может без неё выйти на улицу, не может начать дня.

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, проповедуя покаяние, уготовал сердца людей к восприятию Евангелия. Вот так и мы через покаяние приуготовляем своё сердце к принятию Божией благодати. Вера, которая постоянно подвергается различного рода искушениям и давлению извне, становится сильной, когда мы обретаем опыт покаяния.

А что же произошло с Иоанном Крестителем? Его почитал народ. Он вёл аскетический образ жизни, он ушёл за Иордан и питался тем, что давала пустыня. В Евангелии сказано: и пищей его были акриды и дикий мед (Мф. 3:4). Он никогда не пил вина (Лк. 1:15), он поражал людей своим аскетизмом, своей верой, своим пророческим даром. И многие приходили на Иордан, чтобы, войдя вместе с ним в воды реки, испросить у Бога прощения через искреннее покаяние.

Но какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время! Как много слов мы бы услышали, наподобие: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако, пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него всё одна жизнь. То, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу. Даже совершая сугубо человеческие дела, борясь за лучшую жизнь, за материальную жизнь народа и страны, мы не ограничиваем своё видение годом, двумя или следующим десятком лет. Подспудно, внутренне мы соотносим наши усилия с некой удивительной перспективой, с жизнью, которой нет конца. Мы приносим в дар Богу, сознательно или несознательно, нашу заботу об устроении этой жизни, а без такого видения перспективы теряют смысл все наши дела здесь, на земле.

Вот и Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн совершал великие дела, совсем не думая о том, чем всё это может закончиться, и нет никакой бессмыслицы в том, что он совершил. Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и всё, что мы совершаем в этой жизни: и хорошее, и плохое. Там, в вечности, всё это обретает свой конечный смысл и своё конечное значение.

Наша Церковь установила особые молитвы в этот день за тех, кто страдает пьянством. Не только Иоанн Предтеча был невинной жертвой этого греха. Как много людей погибает на улицах от пьяных водителей! Ничего более страшного представить нельзя, как человек, нарушая все законы — и закон совести, и государственный закон, — наносит непоправимый ущерб здоровью или уносит жизнь других только потому, что не может удержаться от пьянства, а выпив, не может удержаться от того, чтобы сесть за руль автомобиля. А распад семей, а измены, а несчастные дети, сироты при живых родителях, и всё только потому, что кто-то — он или она — не могут остановиться, сил не хватает. Но сил в первую очередь не хватает именно потому, что нет перед человеком видения перспективы, нет смысла в жизни. А если нет смысла в жизни, то ведь нужно эту жизнь чем-то наполнить. Вот и впадает человек в то, что сегодня психологи называют взрывчатой релаксацией, — отдых посредством некоего эмоционального потрясения. И это потрясение приносят алкоголь, наркотики, даже совершение преступления…

Обо всём этом мы бы сегодня не говорили, и, наверное, Церковь не установила бы этого дня и не учредила специальную молитву, если бы всё это не было так опасно для жизни нашего народа, да и для жизни всего рода человеческого. И поэтому наша молитва сегодня была от сердца. И я призываю всю нашу Церковь не только молиться, но и работать вместе с системой здравоохранения, вместе с добровольцами, вместе со многими и многими людьми, которые понимают, что дальше так жить нельзя. А иначе ради кого мы строим города, прокладываем дороги, строим мосты, прилагаем усилия, чтобы развивать нашу экономику, поддерживать культуру, упорядочивать социальные отношения, — если большая часть людей будет подвержена этому страшному пороку?

Мы сегодня молились о нашей родине, о России, о всей исторической Руси, о мире и благополучии, о преодолении междоусобной брани, о тех, кто страдает пороком винопития, о всех страждущих, угнетённых, плененных, о всех чающих утешения свыше. В этом великое служение Церкви, и эта молитва должна быть сердечной и искренней. Тогда она будет достигать престола Божиего, и все мы будем чувствовать, как Господь в ответ на эту молитву даёт нам просимое.

Всех вас, мои дорогие, ещё раз поздравляю с праздником, и благословение Божие молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна да пребывает со всеми нами. Аминь».

Дорогие братия и сестры. Так, как говорит Святейший патриарх Кирилл, никто не может говорить, поэтому бессмысленно далее продолжать и невозможно сказать что-то большее, потребное для всех нас сегодня. Поэтому, дай Бог нам внять этим словам патриарха и исполнять их в нашей жизни молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Аминь.

11 сентября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня с воскресным днём совпадает великий праздник – усекновение главы Иоанна Крестителя. Этот день Святейшим патриархом Кириллом обозначен как день трезвости. К этому дню Святейший патриарх для нашего внимания и исполнения в жизни предлагает следующее послание.

«Сегодня мы празднуем трагический день, как говорят, его и праздником трудно назвать. Но на самом деле это праздник, так же, как праздниками являются Великий четверг и Страстная пятница. Другое дело, что мы не окружаем его внешними атрибутами празднования, — напротив, налагаем на себя сугубый пост, — однако мы торжественно вспоминаем то, что произошло в этот день.

Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям, глаголя, да и в грядущего по нем Христа веруют. Миссия Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек неспособен открыть свое сердце пред Богом. Покаяние есть непременный и первый шаг к спасению. И это не только единовременный шаг: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека, от юности до старческих лет. В идеале, покаянием должен начинаться и заканчиваться каждый наш день.

Если мы будем каждый день обращать к Богу молитву о прощении наших грехов, если не машинально, не механически, не по заученному тексту, а от сердца будем пред Богом перечислять свои грехи — и большие, размером в жизнь или в полжизни, или те, что мы совершили накануне, — если мы, повергая Господу на Его суд то, что происходит в глубине нашей души, будем испрашивать у Него прощения каждый день, то это будет означать, что мы живем религиозной жизнью. Поначалу такая покаянная молитва может показаться утомительной, даже если она занимает всего несколько минут или даже мгновений, но со временем, когда она становится навыком, человек уже не может без неё выйти на улицу, не может начать дня.

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, проповедуя покаяние, уготовал сердца людей к восприятию Евангелия. Вот так и мы через покаяние приуготовляем своё сердце к принятию Божией благодати. Вера, которая постоянно подвергается различного рода искушениям и давлению извне, становится сильной, когда мы обретаем опыт покаяния.

А что же произошло с Иоанном Крестителем? Его почитал народ. Он вёл аскетический образ жизни, он ушёл за Иордан и питался тем, что давала пустыня. В Евангелии сказано: и пищей его были акриды и дикий мед (Мф. 3:4). Он никогда не пил вина (Лк. 1:15), он поражал людей своим аскетизмом, своей верой, своим пророческим даром. И многие приходили на Иордан, чтобы, войдя вместе с ним в воды реки, испросить у Бога прощения через искреннее покаяние.

Но какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время! Как много слов мы бы услышали, наподобие: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако, пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него всё одна жизнь. То, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу. Даже совершая сугубо человеческие дела, борясь за лучшую жизнь, за материальную жизнь народа и страны, мы не ограничиваем своё видение годом, двумя или следующим десятком лет. Подспудно, внутренне мы соотносим наши усилия с некой удивительной перспективой, с жизнью, которой нет конца. Мы приносим в дар Богу, сознательно или несознательно, нашу заботу об устроении этой жизни, а без такого видения перспективы теряют смысл все наши дела здесь, на земле.

Вот и Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн совершал великие дела, совсем не думая о том, чем всё это может закончиться, и нет никакой бессмыслицы в том, что он совершил. Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и всё, что мы совершаем в этой жизни: и хорошее, и плохое. Там, в вечности, всё это обретает свой конечный смысл и своё конечное значение.

Наша Церковь установила особые молитвы в этот день за тех, кто страдает пьянством. Не только Иоанн Предтеча был невинной жертвой этого греха. Как много людей погибает на улицах от пьяных водителей! Ничего более страшного представить нельзя, как человек, нарушая все законы — и закон совести, и государственный закон, — наносит непоправимый ущерб здоровью или уносит жизнь других только потому, что не может удержаться от пьянства, а выпив, не может удержаться от того, чтобы сесть за руль автомобиля. А распад семей, а измены, а несчастные дети, сироты при живых родителях, и всё только потому, что кто-то — он или она — не могут остановиться, сил не хватает. Но сил в первую очередь не хватает именно потому, что нет перед человеком видения перспективы, нет смысла в жизни. А если нет смысла в жизни, то ведь нужно эту жизнь чем-то наполнить. Вот и впадает человек в то, что сегодня психологи называют взрывчатой релаксацией, — отдых посредством некоего эмоционального потрясения. И это потрясение приносят алкоголь, наркотики, даже совершение преступления…

Обо всём этом мы бы сегодня не говорили, и, наверное, Церковь не установила бы этого дня и не учредила специальную молитву, если бы всё это не было так опасно для жизни нашего народа, да и для жизни всего рода человеческого. И поэтому наша молитва сегодня была от сердца. И я призываю всю нашу Церковь не только молиться, но и работать вместе с системой здравоохранения, вместе с добровольцами, вместе со многими и многими людьми, которые понимают, что дальше так жить нельзя. А иначе ради кого мы строим города, прокладываем дороги, строим мосты, прилагаем усилия, чтобы развивать нашу экономику, поддерживать культуру, упорядочивать социальные отношения, — если большая часть людей будет подвержена этому страшному пороку?

Мы сегодня молились о нашей родине, о России, о всей исторической Руси, о мире и благополучии, о преодолении междоусобной брани, о тех, кто страдает пороком винопития, о всех страждущих, угнетённых, плененных, о всех чающих утешения свыше. В этом великое служение Церкви, и эта молитва должна быть сердечной и искренней. Тогда она будет достигать престола Божиего, и все мы будем чувствовать, как Господь в ответ на эту молитву даёт нам просимое.

Всех вас, мои дорогие, ещё раз поздравляю с праздником, и благословение Божие молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна да пребывает со всеми нами. Аминь».

Дорогие братия и сестры. Так, как говорит Святейший патриарх Кирилл, никто не может говорить, поэтому бессмысленно далее продолжать и невозможно сказать что-то большее, потребное для всех нас сегодня. Поэтому, дай Бог нам внять этим словам патриарха и исполнять их в нашей жизни молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Аминь.

Предыдущая проповедь

9 сентября 2016

Притча о злых виноградарях
Следующая проповедь

2 октября 2016

О любви к Богу и друг к другу

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00