Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Успение

Дорогие братия и сестры. По милости Божией мы с вами дожили до прекрасного дня праздника в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы. Этот празд-ник в честь Богоматери заканчивает богослужебный год, который начинается с сентября месяца. Первый праздник, который скоро в нашу жизнь войдёт, будет Рождество Пресвя-той Богородицы, это начало церковного года. А завершается этот год праздником тоже в честь Богоматери — Успением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И рождение, и смерть, таким образом и весь год освящается молитвенным предстательством за нас Богоматерью и Её молитвой за нас ко Господу.

Многоскорбна и многотрудна была земная жизнь Богоматери. Достаточно вспом-нить, что в трёхлетнем возрасте Она была уже отдана родителями на воспитание при Иерусалимском храме. Непродолжительное время родители посещают Её изредка в этом храме, а затем оканчивается земная жизнь Иоакима и Анны, и Богоматерь остаётся одна. Оборвалась обращённая к Ней родительская любовь земная, которая так важна в нашей жизни, какого бы возраста ни был человек, тем более в младенчестве. Через эту родительскую любовь дети чувствуют свою востребованность, свою нужность в этом мире. Благодаря этой любви они развиваются, они приобретают какие-то новые навыки. Любовь является смыслом их жизни, которая одухотворяет их, ведёт по жизни.

Богоматерь этого была лишена. Когда Она сподобилась за необыкновенную чистоту Свою и пламенную веру ко Господу благовещения Архангела Гавриила о том, что она родит Сына Божия, и Мессия через Неё придёт в мир, это оставалось Её тайной. Иосиф Обручник, хранитель девства и жизни Богоматери, когда увидел, что Дева Мария бере-менна, что Она носит во чреве, захотел тайно отпустить Её от себя. Он хотел совершить благородный поступок, потому что не решился открыть, как ему казалось, обнаруженный «грех» Богоматери, который выразился во внезапной Её беременности.  Грех прелюбодейства карался в Израиле смертной казнью, это вам не XXI век с гражданскими браками и жизнью по согласию в родительской квартирке.  На Востоке всё было и до сих пор остаётся очень строго и серьёзно. Но Иосиф не хотел так поступать по законам того времени, он хотел сохранить жизнь Богоматери, отпустить Её с миром. Но что это означало для Богоматери? Иди куда хочешь и живи, как хочешь и чем хочешь. И совершенно непонятно, как Она могла поддерживать Свою земную жизнь и жизнь, зародившуюся у Неё под сердцем, это тоже было трудным испытанием для Богоматери. И в это время, оберегая и защищая Её чистоту, Её земную жизнь, Иосифу явился Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус» (Мф. 1; 20-21).

Дорогие, далее, до выхода Христа на проповедь спасения рода человеческого, до тридцатилетнего возрастания Он жил вместе с Богоматерью и Иосифом Обручником, который незатейливым трудом плотника снискивал пропитание этому Святому семейству и Самому Иисусу Христу. Господь заимствовал в это время ремесло Иосифа Обручника и помогал ему, таким образом, обеспечивая земную жизнь.

Мы должны вспомнить также, как родился Господь от Девы Марии в Вифлееме. Никто не заметил чудесного рождения Спасителя, кроме пастухов и пришедших волхвов в Вифлеем с дарами. А весь город спал и не знал, не видел этого Рождества. И мы можем сделать смелое предположение, что не нужно было никому тогда Его рождение. Вифлеем был занят другими вещами.

Как только рождается Христос, Его жизни угрожает смертельная опасность от Ирода, который в безумной злобе убивает четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев, желая убить Младенца Христа, надеясь, что Он непременно окажется среди них. Ирод боялся, что Христос может претендовать на его царский престол.

Ведь всё это пережила Богоматерь. Затем, когда они получают с Иосифом открове-ние бежать в Египет для сохранения жизни их и Младенца, ночью они с поспешностью собираются и покидают Иудею, уходят в Египет, второпях беря лишь самое необходимое. Вспомните, как сложно бывает собраться, куда-либо уезжая, особенно, когда детей много, это мероприятие занимает несколько дней. Мать семейства часто в панике: «Что взять? Чего не забыть? Как добраться?» Богоматерь со Своим Сыном были лишены этого удобства, этой возможности всё сделать размеренно в жизни.

Затем, когда начинается служение Христа нашему с вами спасению, Богоматерь незаметно присутствует рядом с Сыном со Своей скромностью, со Своей необыкновенной чистотой, тактом матери. Она всегда рядом, но Её никто не видит, не все знают, не все обращают внимание и так далее. И даже был такой момент, когда Христу напоминают, что Его ждут Матерь и братья, то есть Он занимается «немножко не тем», забыв о Своих самых близких, родных. И Господь тогда сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12; 50), таким образом, немного оттесняя Богоматерь, как бы преодолевая узы этого родства земного, он показывает, что каждый человек, слушающий слово Божие, драгоценен в Его очах.

По просьбе Богоматери Господь совершает первое чудо в Кане Галилейской. Она лишь напоминает Ему: «вина нет у них» (Ин. 2; 3), кончилось вино, не рассчитали, что люди столько пить будут, и Господь отвечает: «что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой» (Ин. 2; 4). И всё, дальше диалога никакого нет, Богоматерь больше ничего не говорит, Она лишь верит, что Господь, Сын Её, непременно исполнит и поймёт эту просьбу, чтобы у людей не омрачилось свадебное веселье.

В Евангелии, которое читалось сегодня, нам предстают образы двух сестёр Лазаря: Марфы и Марии. Под служением Марии здесь мы видим и подвиг Богоматери: такие же черты Её служения и жизни, как проявила Мария, сестра Лазаря, были свойственны в высочайшей степени и Богоматери. Марфа суетилась, желая накормить и угостить всех, а Мария ничего не делала, она сидела у ног Христа и слушала Его слово. И когда Марфа обиде-лась, что Мария ей не помогает накрыть на стол и угостить гостей дорогих, Господь ей сказал: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,- это о нас с вами сказано, — Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Ин. 10; 41-42).

Мария, Пресвятая Дева Богородица, тоже слагала все слова, которые говорил Господь, в сердце Своём. Она запомнила предупреждение Симеона Богоприимца, когда в сороковой день он, взяв на руки в Иерусалимском храме Младенца Христа, сказал, обращаясь к Богородице: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2; 34-35). И вот это ору-жие, этот меч страданий, который ранил или пронзил сердце Богоматери, осуществилось тогда, когда Она стояла безмолвно у Креста, на котором распят был Её Сын. Представьте себе, что мать, любая мать может чувствовать тогда, когда убивают на её глазах сына как преступника, и она не может физически ничем помочь. Богоматерь, стоя у Креста, конеч-но, сораспиналась, не меньшие мучения Она претерпевала, видя страдание и смерть Своего возлюбленного Сына.

В истории Церкви есть такой пример, когда страдали святые девы Вера, Надежда, Любовь на глазах у матери. Мать никто не тронул тогда из мучителей, считая, что для неё достаточно страданий видеть смерть одной за другой трёх своих дочерей. Действительно это так, и поэтому Церковь почитает наряду с этими мученицами и мать их Софию и не различает, что она умерла на могиле своих дочерей своей естественной, как бы ненасиль-ственной смертью.

Богоматерь тоже несла эти страдания, эти мучения, видя Своими глазами казнь Сына. Она практически одна стояла у Креста, лишь Иоанн Богослов, Мария Магдалина и ещё немногие верные святые жёны были рядом, все остальные разбежались, спасая свою жизнь страха ради иудейского. Вот такой скорбной была земная жизнь Богоматери.

После вознесения Господа и сошествия Святого Духа Она тоже сподобилась этого облагодатствования Святым Духом, к Которому Она была причастна в силу Своей святой жизни и чистоты от юности. Ей был вручён удел земной: страна Грузия, которая была просвещена светом веры христианской по молитвам Богоматери и трудами святой равноапостольной Нины, водительницей и помощницей которой в деле проповеди в Грузии была Пресвятая Дева.

Во время земной жизни после Вознесения Господа Она посещает святую гору Афон, освящает её Своими Пречистыми стопами и молитвами, и по молитвам Её эта особая земля становится уделом Пресвятой Богородицы. Возвращаясь с Афона, Она посещает также Кипр, где навещает друга Сына Своего Лазаря, епископа Китийского, которого, уже четыре дня находящегося во гробе, Господь воскресил от смерти.

Вот в таких особых памятных путешествиях проходила жизнь Богоматери. А в основном Она была в Иерусалиме и никуда не отлучалась из него. Иоанн Богослов, который получил повеление от Господа у Креста, в словах: «се, Матерь твоя» (Ин. 19; 27), заботился об устроении земной жизни Богоматери.

Многие христиане посещали Её в Иерусалиме, мечтая увидеть образ Богоматери. В начале второго века об этом писал и Игнатий Богоносец, который скончался в римском амфитеатре. Посещал Богоматерь в Иерусалиме из Афин Дионисий Ареопагит, который оставил воспоминания об этом посещении Богоматери. Он писал своему учителю апосто-лу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может пос-тигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело моё немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Её истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». 

За три дня до кончины Божия Матерь получает откровение от Бога, которое выразил Ей Архангел Гавриил, который однажды благовествовал Ей о рождении Сына Божия, а теперь с масличной ветвью, символом мира и радости в руках, предстал и сказал, что через три дня Она будет с Сыном Своим на Небе, и окончится Её земная жизнь. Божия Матерь делала какие-то указания по приведению земных дел в соответствующий порядок, раздала все вещи Свои, которые у Неё немногие были, святым вдовицам и жёнам, которые посещали Её, и в особой молитве пребывала эти дни. Она пожелала и просила Сына Своего, чтобы апостолы все могли прийти в Иерусалим проститься с Ней.

Господь исполнил эту просьбу Своей Матери, и апостолы, которые находились в разных странах мира с проповедью Евангелия, чудесным образом во мгновение Ангелами были перенесены в Иерусалим, за исключением одного апостола Фомы. Это было сделано намеренно, особым промыслом Божиим, поэтому Фома не был свидетелем кончины и погребения Богоматери. На третий день после кончины он пришёл в Иерусалим и очень скорбел о том, что ничего не видел своими глазами и лишь имел эту печальную весть о кончине Богоматери. Утешая своего собрата, апостолы идут с ним вместе в Гефсиманию, где было погребено Тело Богоматери, открывают гроб, чтобы он смог приложиться к Её нетленному Пречистому Телу и видят, что гроб пуст, лишь пелены одни находятся в нём. И тогда это недоумение апостолов от исчезновения Тела Богоматери во гробе разрешает Она Сама, явившись к ним, и сказала: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

И вот ввиду этого восшествия на Небо, воскрешения Богоматери вместе с Телом прежде всеобщего воскресения всех мёртвых, праздник Успения Богоматери преисполнен особой радости! Это победа Её над смертью, точно так же, как в Пасху мы празднуем победу Христа над адом, смертью и всяким злом. И вот Божия Матерь так же торжествую-ще, так же предавая всю Себя в руки Божии, в руки Сына Своего, оканчивает земную жизнь. На иконе Успения изображается, что Сам Господь явился к Её гробу, к Её смерт-ному одру и принял на Свои Пречистые руки душу Богоматери, которая изображается на иконе в виде маленького спеленатого младенца. Точно так же Богоматерь носила когда-то Сына Своего на Своих пречистых руках. И Сын как бы возвратил этот долг, взяв Её отде-лившуюся от тела душу, оберегая Её от мытарств злых духов и от страшного прохождения пространства воздушного, где каждая умершая душа подвергается нападениям злых духов, которые стараются устрашить, напугать и захватить в свои мерзкие объятия. Богоматерь заступлением Сына Своего, по просьбе Её была лишена этого воздействия злых духов.

Да они и так боятся и не смеют приступить к Ней. История нашей Церкви говорит, что дьявол может являться в любом образе человеку. Хотите НЛО? Будут вам летающие тарелки и так далее, в любом виде! Хотите писателей вызвать? В образе любых классиков вам явятся и так далее. Но в образе Богоматери дьявол никогда не смел явиться никому, никаким подвижникам, потому что этот образ страшен для него. В образе Христа являлся неоднократно дьявол святым подвижникам, в образе Богоматери никогда не дерзает, потому что настолько пронизаны личность и этот образ необыкновенной, вышеангельской чистотой, что для дьявола она невыносима.

Дорогие братия и сестры, утешительными являются и слова Богоматери, которые мы прилагаем в своей жизни: «Радуйтесь! Ибо   Я с вами во все дни». Как и Её возлюбленный Сын, Она с нами, видимым знаком этого водительства Богоматери являются многие Её чудотворные иконы, которые рассеяны по всему миру. Особенно богата ими Русская земля. И через эти иконы Богоматерь неоднократно являла уникальную, удивительную помощь, спасая всю страну в тяжкие годы лихолетий и нашествия врагов. Богоматерь спасает и помогает каждому человеку, который обращается к Ней, прося Её материнских молитв и предстательства перед Сыном.

Будем чаще помнить об этой уникальной возможности нашей — молиться Божией Матери, чтобы Она предстательствовала перед Сыном Своим, и дай Бог, чтобы мы достойны были этого предстательства, избегая греха в нашей жизни. Аминь.

28 августа 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. По милости Божией мы с вами дожили до прекрасного дня праздника в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы. Этот празд-ник в честь Богоматери заканчивает богослужебный год, который начинается с сентября месяца. Первый праздник, который скоро в нашу жизнь войдёт, будет Рождество Пресвя-той Богородицы, это начало церковного года. А завершается этот год праздником тоже в честь Богоматери — Успением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И рождение, и смерть, таким образом и весь год освящается молитвенным предстательством за нас Богоматерью и Её молитвой за нас ко Господу.

Многоскорбна и многотрудна была земная жизнь Богоматери. Достаточно вспом-нить, что в трёхлетнем возрасте Она была уже отдана родителями на воспитание при Иерусалимском храме. Непродолжительное время родители посещают Её изредка в этом храме, а затем оканчивается земная жизнь Иоакима и Анны, и Богоматерь остаётся одна. Оборвалась обращённая к Ней родительская любовь земная, которая так важна в нашей жизни, какого бы возраста ни был человек, тем более в младенчестве. Через эту родительскую любовь дети чувствуют свою востребованность, свою нужность в этом мире. Благодаря этой любви они развиваются, они приобретают какие-то новые навыки. Любовь является смыслом их жизни, которая одухотворяет их, ведёт по жизни.

Богоматерь этого была лишена. Когда Она сподобилась за необыкновенную чистоту Свою и пламенную веру ко Господу благовещения Архангела Гавриила о том, что она родит Сына Божия, и Мессия через Неё придёт в мир, это оставалось Её тайной. Иосиф Обручник, хранитель девства и жизни Богоматери, когда увидел, что Дева Мария бере-менна, что Она носит во чреве, захотел тайно отпустить Её от себя. Он хотел совершить благородный поступок, потому что не решился открыть, как ему казалось, обнаруженный «грех» Богоматери, который выразился во внезапной Её беременности.  Грех прелюбодейства карался в Израиле смертной казнью, это вам не XXI век с гражданскими браками и жизнью по согласию в родительской квартирке.  На Востоке всё было и до сих пор остаётся очень строго и серьёзно. Но Иосиф не хотел так поступать по законам того времени, он хотел сохранить жизнь Богоматери, отпустить Её с миром. Но что это означало для Богоматери? Иди куда хочешь и живи, как хочешь и чем хочешь. И совершенно непонятно, как Она могла поддерживать Свою земную жизнь и жизнь, зародившуюся у Неё под сердцем, это тоже было трудным испытанием для Богоматери. И в это время, оберегая и защищая Её чистоту, Её земную жизнь, Иосифу явился Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус» (Мф. 1; 20-21).

Дорогие, далее, до выхода Христа на проповедь спасения рода человеческого, до тридцатилетнего возрастания Он жил вместе с Богоматерью и Иосифом Обручником, который незатейливым трудом плотника снискивал пропитание этому Святому семейству и Самому Иисусу Христу. Господь заимствовал в это время ремесло Иосифа Обручника и помогал ему, таким образом, обеспечивая земную жизнь.

Мы должны вспомнить также, как родился Господь от Девы Марии в Вифлееме. Никто не заметил чудесного рождения Спасителя, кроме пастухов и пришедших волхвов в Вифлеем с дарами. А весь город спал и не знал, не видел этого Рождества. И мы можем сделать смелое предположение, что не нужно было никому тогда Его рождение. Вифлеем был занят другими вещами.

Как только рождается Христос, Его жизни угрожает смертельная опасность от Ирода, который в безумной злобе убивает четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев, желая убить Младенца Христа, надеясь, что Он непременно окажется среди них. Ирод боялся, что Христос может претендовать на его царский престол.

Ведь всё это пережила Богоматерь. Затем, когда они получают с Иосифом открове-ние бежать в Египет для сохранения жизни их и Младенца, ночью они с поспешностью собираются и покидают Иудею, уходят в Египет, второпях беря лишь самое необходимое. Вспомните, как сложно бывает собраться, куда-либо уезжая, особенно, когда детей много, это мероприятие занимает несколько дней. Мать семейства часто в панике: «Что взять? Чего не забыть? Как добраться?» Богоматерь со Своим Сыном были лишены этого удобства, этой возможности всё сделать размеренно в жизни.

Затем, когда начинается служение Христа нашему с вами спасению, Богоматерь незаметно присутствует рядом с Сыном со Своей скромностью, со Своей необыкновенной чистотой, тактом матери. Она всегда рядом, но Её никто не видит, не все знают, не все обращают внимание и так далее. И даже был такой момент, когда Христу напоминают, что Его ждут Матерь и братья, то есть Он занимается «немножко не тем», забыв о Своих самых близких, родных. И Господь тогда сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12; 50), таким образом, немного оттесняя Богоматерь, как бы преодолевая узы этого родства земного, он показывает, что каждый человек, слушающий слово Божие, драгоценен в Его очах.

По просьбе Богоматери Господь совершает первое чудо в Кане Галилейской. Она лишь напоминает Ему: «вина нет у них» (Ин. 2; 3), кончилось вино, не рассчитали, что люди столько пить будут, и Господь отвечает: «что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой» (Ин. 2; 4). И всё, дальше диалога никакого нет, Богоматерь больше ничего не говорит, Она лишь верит, что Господь, Сын Её, непременно исполнит и поймёт эту просьбу, чтобы у людей не омрачилось свадебное веселье.

В Евангелии, которое читалось сегодня, нам предстают образы двух сестёр Лазаря: Марфы и Марии. Под служением Марии здесь мы видим и подвиг Богоматери: такие же черты Её служения и жизни, как проявила Мария, сестра Лазаря, были свойственны в высочайшей степени и Богоматери. Марфа суетилась, желая накормить и угостить всех, а Мария ничего не делала, она сидела у ног Христа и слушала Его слово. И когда Марфа обиде-лась, что Мария ей не помогает накрыть на стол и угостить гостей дорогих, Господь ей сказал: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,- это о нас с вами сказано, — Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Ин. 10; 41-42).

Мария, Пресвятая Дева Богородица, тоже слагала все слова, которые говорил Господь, в сердце Своём. Она запомнила предупреждение Симеона Богоприимца, когда в сороковой день он, взяв на руки в Иерусалимском храме Младенца Христа, сказал, обращаясь к Богородице: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2; 34-35). И вот это ору-жие, этот меч страданий, который ранил или пронзил сердце Богоматери, осуществилось тогда, когда Она стояла безмолвно у Креста, на котором распят был Её Сын. Представьте себе, что мать, любая мать может чувствовать тогда, когда убивают на её глазах сына как преступника, и она не может физически ничем помочь. Богоматерь, стоя у Креста, конеч-но, сораспиналась, не меньшие мучения Она претерпевала, видя страдание и смерть Своего возлюбленного Сына.

В истории Церкви есть такой пример, когда страдали святые девы Вера, Надежда, Любовь на глазах у матери. Мать никто не тронул тогда из мучителей, считая, что для неё достаточно страданий видеть смерть одной за другой трёх своих дочерей. Действительно это так, и поэтому Церковь почитает наряду с этими мученицами и мать их Софию и не различает, что она умерла на могиле своих дочерей своей естественной, как бы ненасиль-ственной смертью.

Богоматерь тоже несла эти страдания, эти мучения, видя Своими глазами казнь Сына. Она практически одна стояла у Креста, лишь Иоанн Богослов, Мария Магдалина и ещё немногие верные святые жёны были рядом, все остальные разбежались, спасая свою жизнь страха ради иудейского. Вот такой скорбной была земная жизнь Богоматери.

После вознесения Господа и сошествия Святого Духа Она тоже сподобилась этого облагодатствования Святым Духом, к Которому Она была причастна в силу Своей святой жизни и чистоты от юности. Ей был вручён удел земной: страна Грузия, которая была просвещена светом веры христианской по молитвам Богоматери и трудами святой равноапостольной Нины, водительницей и помощницей которой в деле проповеди в Грузии была Пресвятая Дева.

Во время земной жизни после Вознесения Господа Она посещает святую гору Афон, освящает её Своими Пречистыми стопами и молитвами, и по молитвам Её эта особая земля становится уделом Пресвятой Богородицы. Возвращаясь с Афона, Она посещает также Кипр, где навещает друга Сына Своего Лазаря, епископа Китийского, которого, уже четыре дня находящегося во гробе, Господь воскресил от смерти.

Вот в таких особых памятных путешествиях проходила жизнь Богоматери. А в основном Она была в Иерусалиме и никуда не отлучалась из него. Иоанн Богослов, который получил повеление от Господа у Креста, в словах: «се, Матерь твоя» (Ин. 19; 27), заботился об устроении земной жизни Богоматери.

Многие христиане посещали Её в Иерусалиме, мечтая увидеть образ Богоматери. В начале второго века об этом писал и Игнатий Богоносец, который скончался в римском амфитеатре. Посещал Богоматерь в Иерусалиме из Афин Дионисий Ареопагит, который оставил воспоминания об этом посещении Богоматери. Он писал своему учителю апосто-лу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может пос-тигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело моё немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Её истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». 

За три дня до кончины Божия Матерь получает откровение от Бога, которое выразил Ей Архангел Гавриил, который однажды благовествовал Ей о рождении Сына Божия, а теперь с масличной ветвью, символом мира и радости в руках, предстал и сказал, что через три дня Она будет с Сыном Своим на Небе, и окончится Её земная жизнь. Божия Матерь делала какие-то указания по приведению земных дел в соответствующий порядок, раздала все вещи Свои, которые у Неё немногие были, святым вдовицам и жёнам, которые посещали Её, и в особой молитве пребывала эти дни. Она пожелала и просила Сына Своего, чтобы апостолы все могли прийти в Иерусалим проститься с Ней.

Господь исполнил эту просьбу Своей Матери, и апостолы, которые находились в разных странах мира с проповедью Евангелия, чудесным образом во мгновение Ангелами были перенесены в Иерусалим, за исключением одного апостола Фомы. Это было сделано намеренно, особым промыслом Божиим, поэтому Фома не был свидетелем кончины и погребения Богоматери. На третий день после кончины он пришёл в Иерусалим и очень скорбел о том, что ничего не видел своими глазами и лишь имел эту печальную весть о кончине Богоматери. Утешая своего собрата, апостолы идут с ним вместе в Гефсиманию, где было погребено Тело Богоматери, открывают гроб, чтобы он смог приложиться к Её нетленному Пречистому Телу и видят, что гроб пуст, лишь пелены одни находятся в нём. И тогда это недоумение апостолов от исчезновения Тела Богоматери во гробе разрешает Она Сама, явившись к ним, и сказала: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

И вот ввиду этого восшествия на Небо, воскрешения Богоматери вместе с Телом прежде всеобщего воскресения всех мёртвых, праздник Успения Богоматери преисполнен особой радости! Это победа Её над смертью, точно так же, как в Пасху мы празднуем победу Христа над адом, смертью и всяким злом. И вот Божия Матерь так же торжествую-ще, так же предавая всю Себя в руки Божии, в руки Сына Своего, оканчивает земную жизнь. На иконе Успения изображается, что Сам Господь явился к Её гробу, к Её смерт-ному одру и принял на Свои Пречистые руки душу Богоматери, которая изображается на иконе в виде маленького спеленатого младенца. Точно так же Богоматерь носила когда-то Сына Своего на Своих пречистых руках. И Сын как бы возвратил этот долг, взяв Её отде-лившуюся от тела душу, оберегая Её от мытарств злых духов и от страшного прохождения пространства воздушного, где каждая умершая душа подвергается нападениям злых духов, которые стараются устрашить, напугать и захватить в свои мерзкие объятия. Богоматерь заступлением Сына Своего, по просьбе Её была лишена этого воздействия злых духов.

Да они и так боятся и не смеют приступить к Ней. История нашей Церкви говорит, что дьявол может являться в любом образе человеку. Хотите НЛО? Будут вам летающие тарелки и так далее, в любом виде! Хотите писателей вызвать? В образе любых классиков вам явятся и так далее. Но в образе Богоматери дьявол никогда не смел явиться никому, никаким подвижникам, потому что этот образ страшен для него. В образе Христа являлся неоднократно дьявол святым подвижникам, в образе Богоматери никогда не дерзает, потому что настолько пронизаны личность и этот образ необыкновенной, вышеангельской чистотой, что для дьявола она невыносима.

Дорогие братия и сестры, утешительными являются и слова Богоматери, которые мы прилагаем в своей жизни: «Радуйтесь! Ибо   Я с вами во все дни». Как и Её возлюбленный Сын, Она с нами, видимым знаком этого водительства Богоматери являются многие Её чудотворные иконы, которые рассеяны по всему миру. Особенно богата ими Русская земля. И через эти иконы Богоматерь неоднократно являла уникальную, удивительную помощь, спасая всю страну в тяжкие годы лихолетий и нашествия врагов. Богоматерь спасает и помогает каждому человеку, который обращается к Ней, прося Её материнских молитв и предстательства перед Сыном.

Будем чаще помнить об этой уникальной возможности нашей — молиться Божией Матери, чтобы Она предстательствовала перед Сыном Своим, и дай Бог, чтобы мы достойны были этого предстательства, избегая греха в нашей жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

27 августа 2017

Наставление богатому юноше
Следующая проповедь

29 августа 2017

Перенесение из Едессы Нерукотворного Образа

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00