Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Дорогие братия и сестры! Сегодня — неделя по Воздвижении, когда продолжается праздник в честь Воздвижения Креста Господня. В эти дни крест лежит посредине храма на самом торжественном месте.

Сегодня читалось Евангелие от Марка, в котором есть такие слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит».

Дорогие братия и сестры! Как же понимаются эти слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её» — противоречие между первой и второй фразами. Встаёт вопрос, неужели это невозможно? Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, значит, бесполезно этим заниматься?

Нет, здесь речь совсем о другом. Кто хочет душу свою сберечь, то есть жизнь свою провести безбедно, бесскорбно, в удовольствиях и наслаждениях, без всяких лишений, взять от жизни всё, тот погубит свою душу. Тот, кто будет жить только ради этой временной жизни, в вечности унаследует мучения в адских глубинах и погибель своей души.

В светском обществе можно иногда услышать такое утверждение. Когда человек провёл неинтересный вечер: не та музыка, не та компания, — он говорит, возвращаясь откуда-то с очередной дискотеки или из ночного клуба: «зря провёл время, зря сходил». Именно об этом и говорит эта фраза Евангелия — о напрасно прожитой жизни с точки зрения христианства.

И наоборот: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её». С точки зрения мирского человека жизнь верующего человека — это мучение. В советское время на верующих смотрели, как на людей психически ненормальных. Для светского человека непонятно было, как можно жить православным, их обвиняли в том, что им ничего нельзя делать: воровать нельзя, блудить нельзя, грубить и хамить нельзя, поесть в своё удовольствие и то нельзя – сплошные запреты. Для светского восприятия жизнь христианина, проходящая в рамках послушания закону Божиему, вся исполнена ограничений и запретов. Светский человек, отрицающий Бога, не может жить без удовольствий, без наслаждений. Если он в течение дня не встречает их, то считает, что  день не удался.

Поэтому евангелист Марк передаёт слова Господа: кто душу свою потеряет, то есть, жизнь проведёт в ограничениях, неся Крест Христов, усмиряя свою плоть, превозмогая грех, именно этот человек сохранит душу свою для Царства Небесного. Потому что, как сказано в Евангелии, тесны врата и узкий путь, ведущий в жизнь вечную; и наоборот, широкие врата и пространный путь, ведущий в погибель, и многие идут им.

Дорогие братия и сестры! Смысл этих слов о ненапрасно прожитой жизни исполнили все мученики, все святые нашей Церкви, особенно те, память которых сегодня празднует святая Православная Церковь. Их день памяти соединяется с воскресным праздником, и тем самым ещё большее торжество присутствует сегодня. В их числе мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Память этих мучениц с древности была окружена особым почитанием именно в Русской Церкви, потому что их подвиг был ярким и убедительным примером верности Христу, примером   недосягаемым, немыслимым, который дают эти святые нашему жизненному опыту, нашему  воображению сегодня.

Вера, Надежда и Любовь — это три сестры, отроковицы. Вере в момент её страданий за Христа было 12 лет, Надежде – 10 лет, Любови — 9 лет. София — это их мать, вдова, которая без мужа воспитывала своих дочерей  в христианском благочестии. Когда наместник Антиох донёс императору Адриану об этом удивительном семействе, что мать-христианка воспитывает в благочес-тивой христианской вере своих дочерей, он приказал привести их во дворец. Когда они были представлены пред императором Адрианом, София на вопрос о своём имени сказала, что прежде всего она – христианка, и это имя является главным в её жизни. Император Адриан, проявляя кажущееся, лицемерное милосердие, отправляет Софию с её дочерями на три дня пожить у одной женщины-язычницы, знатной римлянки по имени Палладия, в надежде на то, что пример роскошной жизни, в которую они окунутся, как-то «отрезвит» и охладит их веру.

Мысль императора Адриана была очень убедительной. Что бывает с нами, дорогие братия и сестры, когда нас не призывают ни император, ни президент, а мы сами, по собственной воле попадаем куда-нибудь, начиная с хорошего застолья у близких и родных в постный день или бывая на отдыхе на Красном, Чёрном, Белом или ещё на каких-то морях? Что  же там происходит с нами? Посты забываются, порой кресты снимаются  на пляже, алкоголь рекой льётся, многие личные обеты и ограничения забываются, храмы забываются. Какие же храмы на отдыхе? Целый год вкалывал, неужели месяц не могу отдохнуть, расслабиться? Человек попадает в отель, где всё включено, в пятизвездочный отель, там есть даже комнаты релаксации. Такое интересное иностранное название, к которому человек очень быстро привыкает, и вот порой почти ничего не остаётся от христианской веры, когда человек окунается в среду даже потенциальных подобных удовольствий. Здесь никто не требует отречения от веры, от Христа, но человек сам забывает обо всём, окунаясь с головой во все эти удовольствия и блага, за которые он заплатил, не пропадать же деньгам. При этом он думает, что когда вернётся в родной храм, покается в своих грехах, и всё встанет на свои места.

Но дело в том, дорогие братия и сестры, что грех оставляет глубокий след в человеческой душе. Ведь даже если с телом нашим что-то происходит – болезнь, рана, то всё равно остаётся след. Рана, например, очень быстро заживает, но шрам остаётся на всю жизнь, хоть глубина этого пореза не более сантиметра — всё равно рубцуется уже не та ткань.  Человек будет носить след и, взглянув на ту или иную свою рану, он сразу вспомнит, что лет десять или двадцать назад был там-то, и с ним случилось то-то. Точно так же и грех оставляет свой пагубный след, несмотря даже на искреннее, усердное покаяние, но последствия всё равно останутся в душе человеческой. Например, если человек согрешает грехом блуда, то целомудрие твоё ну никак не восстановишь уже — никакими операциями, никакими хитростями. Его уже нет и больше никогда не будет. Таким же образом всякий грех оставляет глубокий след в нашей жизни.

Но эти мужественные отроковицы Вера, Надежда и Любовь со своей матерью Софией не поддались тем искушениям, в которых они оказались. Наоборот, благочестивая мать употребила это время на то, чтобы своих дочерей призвать к высшему подвигу и подготовить к возможной смерти. Она убеждала, плакала и просила дочерей, чтобы они не отреклись от Христа, чтобы вспомнили, как тяжело дались они ей, матери, вспомнили муки рождения и ради кратковременных мук не отреклись от Христа, тем самым получив вечное блаженство на небе от Христа, своего Небесного Жениха.

И действительно, за это время, которое провела София со своими дочерями в последние дни их земной жизни, укрепилась верность Христу её детей. И когда старшая из них, 12-летняя отроковица Вера была первой представлена на суд к императору, она снова мужественно исповедала веру во Христа. Она решительно отвергала все прелести, все соблазны мирской жизни, которые предлагал ей император-язычник в обмен на поклонение языческим богам. Видя такую твёрдость в вере со стороны отроковицы, Адриан приказал слугам подвергнуть бесчеловечным мучениям всех троих отроковиц. У одной из них были отрезаны сосцы, другую полагали на раскаленную металлическую решетку, у третьей растягивали тело на каком-то страшном станке так, что суставы сокрушались и члены выходили из своих составов. После всех мучений они были усечены мечом. И оканчивая свою земную жизнь, каждая сестра обращалась к младшей и просила, чтобы она последовала её примеру, чтобы проявила такое же мужество. А мать стояла рядом и всё это видела своими глазами. Она вдохновляла своих дочерей не убояться мучителей и пойти на смерть ради Христа. И вот так все три её славных дочери по очереди претерпели эту мученическую смерть. 

Это был необыкновенный подвиг. Вообще мученический подвиг считается в Церкви самым главным, самым непревзойденным. И когда, например, совершается богослужение и вспоминаются несколько святых, мученики почитаются даже впереди преподобных, впереди епископов, впереди святителей, впереди всех святых, потому что мученический подвиг имеет великую цену в очах Божиих. Мы можем вспомнить жизнь и страдания мучеников взрослых, совершенных мужей, таких, как Иоанна воина, Димитрия Салунского, которые были бесстрашными воинами, закаленными в бесчисленных битвах, привыкшими к страданиям, к боли, подобно спартанцам. А здесь маленькие дети, Любови было всего 9 лет.

У нас на Руси была древняя практика, когда дети исповедовались не с семи лет, как сейчас, а с десяти. Просто принятие исповеди у детей с семи лет вошло не так давно в практику нашего богослужения, потому что с семи лет дети идут в школу, и уже некое взросление происходит если не в уме, то, по крайней мере, в изменившейся жизни ребенка. И поэтому, уже как элемент некоего взросления, исповедь была отнесена к семилетнему возрасту.  

Эти отроковицы были ещё детьми, и при этом проявили такое несгибаемое мужество, такую любовь и верность ко Христу и вынесли такие бесчеловечные мучения. Конечно, Господь Своей благодатью помогал им и поддерживал их немощные силы, потому что так пламенна была вера этих девиц во Христа. Каково было матери их, Софии, смотреть своими глазами в течение одного дня не просто на смерть своих детей, что само по себе уже является тяжелейшим страданием и самой, наверное, великой скорбью для человека. Но смерть мученическую, с изощрёнными издевательствами на её глазах. Император Адриан совершил «человеколюбивый» жест, сохранив жизнь Софии. Он прекрасно понимал, что матери вполне достаточно этих страданий, когда она видела смерть своих собственных детей.

И она взяла святые тела своих дочерей, погребла в одной могиле и в течение трех дней никуда не отходила от этого места. Она плакала и молилась, скорбела, конечно, по человеческому естеству об этой утрате, о своём сиротстве. Но вместе с тем и благодарила Бога, без сомнения, за то, что она смогла родить и воспитать таких прекрасных детей, которые смогли сохранить веру и пострадать за Христа. И она, можно сказать, не выдержав такого переживания, скончалась на могиле своих дочерей и Церковью сразу была причислена, хотя умерла своей смертью, тоже к сонму мучеников, потому что, порой, насильственная, мученическая смерть через усечение мечом является гораздо более легкой смертью, чем те страдания, которые претерпела святая София.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы пример этих святых мучениц нас, в большинстве своём родителей, убеждал воспитывать детей в верности ко Христу. Порою родители старшего поколения, пережившие советское время, во многом повинны в этом отношении в несохранении  веры своими детьми. Порой они не обращали внимание, не говорили специально о вере детям ничего для того, чтобы более спокойная и безбедная жизнь их окружала, когда детям надо было проявить некое маленькое исповедание, например, не стать октябрёнком, галстучек не повязать красный, вступая в пионеры, в комсомол, в партию. Сколько же родителей не удержали детей от вступления в эти организации заведомо богоборческого характера? Да, может быть, пионеры- тимуровцы могли совершать хорошие поступки и дела, но сама суть той организации богоборческая, явно атеистическая — это вне всякого сомнения. Она полностью отвергала Христа и ставила своей целью борьбу с Богом и с религией. Разве не так было?  Как часто родители не останавливали своих детей, а наоборот, говорили: «Сыночек, будь как  все. Ничего, галстучек поносишь в школе, а как придёшь домой, так снимешь и на стульчик положишь». А вступление в партию? Ведь это же было синонимом сохранения должности или залогом занятия должности в любом производстве, в любой светской деятельности. И как часто люди тоже поддавались на эту уловку и становились партийным человеком ради того, чтобы не потерять портфель или получить его. И можно сказать, что это были непринципиальные вещи, вся страна так жила. Простите вся, да не вся. Были единицы таких людей, которые смогли устоять, которые не шли как всеобщая толпа, а могли в маленьком ущемлении своей жизни, претерпевая и позор, и насмешки сверстников, сохранить и верность Церкви, и Христу.

 Дорогие братия и сестры! Сейчас во времена свободы уже не требуется отрекаться от Христа, вступать в те или иные богоборческие организации. Но огромный соблазн состоит сейчас в том, чтобы уберечь своих детей от многих удовольствий. Это приём императора Адриана, когда он поместил мать с детьми в какие-то роскошные условия жизни. Порой этот соблазн бывает очень сильным в нашей жизни, и очень часто детей своих мы не удерживаем от этого соблазна, а наоборот, попустительствуем, делая доступными для них многие блага и удовольствия.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы любовь родительская была разумной любовью, такой любовью, где на первом месте стоит Бог, а на последующих — всё остальное, что связано с жизнью нашей временной. Аминь.

30 сентября 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня — неделя по Воздвижении, когда продолжается праздник в честь Воздвижения Креста Господня. В эти дни крест лежит посредине храма на самом торжественном месте.

Сегодня читалось Евангелие от Марка, в котором есть такие слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит».

Дорогие братия и сестры! Как же понимаются эти слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её» — противоречие между первой и второй фразами. Встаёт вопрос, неужели это невозможно? Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, значит, бесполезно этим заниматься?

Нет, здесь речь совсем о другом. Кто хочет душу свою сберечь, то есть жизнь свою провести безбедно, бесскорбно, в удовольствиях и наслаждениях, без всяких лишений, взять от жизни всё, тот погубит свою душу. Тот, кто будет жить только ради этой временной жизни, в вечности унаследует мучения в адских глубинах и погибель своей души.

В светском обществе можно иногда услышать такое утверждение. Когда человек провёл неинтересный вечер: не та музыка, не та компания, — он говорит, возвращаясь откуда-то с очередной дискотеки или из ночного клуба: «зря провёл время, зря сходил». Именно об этом и говорит эта фраза Евангелия — о напрасно прожитой жизни с точки зрения христианства.

И наоборот: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её». С точки зрения мирского человека жизнь верующего человека — это мучение. В советское время на верующих смотрели, как на людей психически ненормальных. Для светского человека непонятно было, как можно жить православным, их обвиняли в том, что им ничего нельзя делать: воровать нельзя, блудить нельзя, грубить и хамить нельзя, поесть в своё удовольствие и то нельзя – сплошные запреты. Для светского восприятия жизнь христианина, проходящая в рамках послушания закону Божиему, вся исполнена ограничений и запретов. Светский человек, отрицающий Бога, не может жить без удовольствий, без наслаждений. Если он в течение дня не встречает их, то считает, что  день не удался.

Поэтому евангелист Марк передаёт слова Господа: кто душу свою потеряет, то есть, жизнь проведёт в ограничениях, неся Крест Христов, усмиряя свою плоть, превозмогая грех, именно этот человек сохранит душу свою для Царства Небесного. Потому что, как сказано в Евангелии, тесны врата и узкий путь, ведущий в жизнь вечную; и наоборот, широкие врата и пространный путь, ведущий в погибель, и многие идут им.

Дорогие братия и сестры! Смысл этих слов о ненапрасно прожитой жизни исполнили все мученики, все святые нашей Церкви, особенно те, память которых сегодня празднует святая Православная Церковь. Их день памяти соединяется с воскресным праздником, и тем самым ещё большее торжество присутствует сегодня. В их числе мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Память этих мучениц с древности была окружена особым почитанием именно в Русской Церкви, потому что их подвиг был ярким и убедительным примером верности Христу, примером   недосягаемым, немыслимым, который дают эти святые нашему жизненному опыту, нашему  воображению сегодня.

Вера, Надежда и Любовь — это три сестры, отроковицы. Вере в момент её страданий за Христа было 12 лет, Надежде – 10 лет, Любови — 9 лет. София — это их мать, вдова, которая без мужа воспитывала своих дочерей  в христианском благочестии. Когда наместник Антиох донёс императору Адриану об этом удивительном семействе, что мать-христианка воспитывает в благочес-тивой христианской вере своих дочерей, он приказал привести их во дворец. Когда они были представлены пред императором Адрианом, София на вопрос о своём имени сказала, что прежде всего она – христианка, и это имя является главным в её жизни. Император Адриан, проявляя кажущееся, лицемерное милосердие, отправляет Софию с её дочерями на три дня пожить у одной женщины-язычницы, знатной римлянки по имени Палладия, в надежде на то, что пример роскошной жизни, в которую они окунутся, как-то «отрезвит» и охладит их веру.

Мысль императора Адриана была очень убедительной. Что бывает с нами, дорогие братия и сестры, когда нас не призывают ни император, ни президент, а мы сами, по собственной воле попадаем куда-нибудь, начиная с хорошего застолья у близких и родных в постный день или бывая на отдыхе на Красном, Чёрном, Белом или ещё на каких-то морях? Что  же там происходит с нами? Посты забываются, порой кресты снимаются  на пляже, алкоголь рекой льётся, многие личные обеты и ограничения забываются, храмы забываются. Какие же храмы на отдыхе? Целый год вкалывал, неужели месяц не могу отдохнуть, расслабиться? Человек попадает в отель, где всё включено, в пятизвездочный отель, там есть даже комнаты релаксации. Такое интересное иностранное название, к которому человек очень быстро привыкает, и вот порой почти ничего не остаётся от христианской веры, когда человек окунается в среду даже потенциальных подобных удовольствий. Здесь никто не требует отречения от веры, от Христа, но человек сам забывает обо всём, окунаясь с головой во все эти удовольствия и блага, за которые он заплатил, не пропадать же деньгам. При этом он думает, что когда вернётся в родной храм, покается в своих грехах, и всё встанет на свои места.

Но дело в том, дорогие братия и сестры, что грех оставляет глубокий след в человеческой душе. Ведь даже если с телом нашим что-то происходит – болезнь, рана, то всё равно остаётся след. Рана, например, очень быстро заживает, но шрам остаётся на всю жизнь, хоть глубина этого пореза не более сантиметра — всё равно рубцуется уже не та ткань.  Человек будет носить след и, взглянув на ту или иную свою рану, он сразу вспомнит, что лет десять или двадцать назад был там-то, и с ним случилось то-то. Точно так же и грех оставляет свой пагубный след, несмотря даже на искреннее, усердное покаяние, но последствия всё равно останутся в душе человеческой. Например, если человек согрешает грехом блуда, то целомудрие твоё ну никак не восстановишь уже — никакими операциями, никакими хитростями. Его уже нет и больше никогда не будет. Таким же образом всякий грех оставляет глубокий след в нашей жизни.

Но эти мужественные отроковицы Вера, Надежда и Любовь со своей матерью Софией не поддались тем искушениям, в которых они оказались. Наоборот, благочестивая мать употребила это время на то, чтобы своих дочерей призвать к высшему подвигу и подготовить к возможной смерти. Она убеждала, плакала и просила дочерей, чтобы они не отреклись от Христа, чтобы вспомнили, как тяжело дались они ей, матери, вспомнили муки рождения и ради кратковременных мук не отреклись от Христа, тем самым получив вечное блаженство на небе от Христа, своего Небесного Жениха.

И действительно, за это время, которое провела София со своими дочерями в последние дни их земной жизни, укрепилась верность Христу её детей. И когда старшая из них, 12-летняя отроковица Вера была первой представлена на суд к императору, она снова мужественно исповедала веру во Христа. Она решительно отвергала все прелести, все соблазны мирской жизни, которые предлагал ей император-язычник в обмен на поклонение языческим богам. Видя такую твёрдость в вере со стороны отроковицы, Адриан приказал слугам подвергнуть бесчеловечным мучениям всех троих отроковиц. У одной из них были отрезаны сосцы, другую полагали на раскаленную металлическую решетку, у третьей растягивали тело на каком-то страшном станке так, что суставы сокрушались и члены выходили из своих составов. После всех мучений они были усечены мечом. И оканчивая свою земную жизнь, каждая сестра обращалась к младшей и просила, чтобы она последовала её примеру, чтобы проявила такое же мужество. А мать стояла рядом и всё это видела своими глазами. Она вдохновляла своих дочерей не убояться мучителей и пойти на смерть ради Христа. И вот так все три её славных дочери по очереди претерпели эту мученическую смерть. 

Это был необыкновенный подвиг. Вообще мученический подвиг считается в Церкви самым главным, самым непревзойденным. И когда, например, совершается богослужение и вспоминаются несколько святых, мученики почитаются даже впереди преподобных, впереди епископов, впереди святителей, впереди всех святых, потому что мученический подвиг имеет великую цену в очах Божиих. Мы можем вспомнить жизнь и страдания мучеников взрослых, совершенных мужей, таких, как Иоанна воина, Димитрия Салунского, которые были бесстрашными воинами, закаленными в бесчисленных битвах, привыкшими к страданиям, к боли, подобно спартанцам. А здесь маленькие дети, Любови было всего 9 лет.

У нас на Руси была древняя практика, когда дети исповедовались не с семи лет, как сейчас, а с десяти. Просто принятие исповеди у детей с семи лет вошло не так давно в практику нашего богослужения, потому что с семи лет дети идут в школу, и уже некое взросление происходит если не в уме, то, по крайней мере, в изменившейся жизни ребенка. И поэтому, уже как элемент некоего взросления, исповедь была отнесена к семилетнему возрасту.  

Эти отроковицы были ещё детьми, и при этом проявили такое несгибаемое мужество, такую любовь и верность ко Христу и вынесли такие бесчеловечные мучения. Конечно, Господь Своей благодатью помогал им и поддерживал их немощные силы, потому что так пламенна была вера этих девиц во Христа. Каково было матери их, Софии, смотреть своими глазами в течение одного дня не просто на смерть своих детей, что само по себе уже является тяжелейшим страданием и самой, наверное, великой скорбью для человека. Но смерть мученическую, с изощрёнными издевательствами на её глазах. Император Адриан совершил «человеколюбивый» жест, сохранив жизнь Софии. Он прекрасно понимал, что матери вполне достаточно этих страданий, когда она видела смерть своих собственных детей.

И она взяла святые тела своих дочерей, погребла в одной могиле и в течение трех дней никуда не отходила от этого места. Она плакала и молилась, скорбела, конечно, по человеческому естеству об этой утрате, о своём сиротстве. Но вместе с тем и благодарила Бога, без сомнения, за то, что она смогла родить и воспитать таких прекрасных детей, которые смогли сохранить веру и пострадать за Христа. И она, можно сказать, не выдержав такого переживания, скончалась на могиле своих дочерей и Церковью сразу была причислена, хотя умерла своей смертью, тоже к сонму мучеников, потому что, порой, насильственная, мученическая смерть через усечение мечом является гораздо более легкой смертью, чем те страдания, которые претерпела святая София.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы пример этих святых мучениц нас, в большинстве своём родителей, убеждал воспитывать детей в верности ко Христу. Порою родители старшего поколения, пережившие советское время, во многом повинны в этом отношении в несохранении  веры своими детьми. Порой они не обращали внимание, не говорили специально о вере детям ничего для того, чтобы более спокойная и безбедная жизнь их окружала, когда детям надо было проявить некое маленькое исповедание, например, не стать октябрёнком, галстучек не повязать красный, вступая в пионеры, в комсомол, в партию. Сколько же родителей не удержали детей от вступления в эти организации заведомо богоборческого характера? Да, может быть, пионеры- тимуровцы могли совершать хорошие поступки и дела, но сама суть той организации богоборческая, явно атеистическая — это вне всякого сомнения. Она полностью отвергала Христа и ставила своей целью борьбу с Богом и с религией. Разве не так было?  Как часто родители не останавливали своих детей, а наоборот, говорили: «Сыночек, будь как  все. Ничего, галстучек поносишь в школе, а как придёшь домой, так снимешь и на стульчик положишь». А вступление в партию? Ведь это же было синонимом сохранения должности или залогом занятия должности в любом производстве, в любой светской деятельности. И как часто люди тоже поддавались на эту уловку и становились партийным человеком ради того, чтобы не потерять портфель или получить его. И можно сказать, что это были непринципиальные вещи, вся страна так жила. Простите вся, да не вся. Были единицы таких людей, которые смогли устоять, которые не шли как всеобщая толпа, а могли в маленьком ущемлении своей жизни, претерпевая и позор, и насмешки сверстников, сохранить и верность Церкви, и Христу.

 Дорогие братия и сестры! Сейчас во времена свободы уже не требуется отрекаться от Христа, вступать в те или иные богоборческие организации. Но огромный соблазн состоит сейчас в том, чтобы уберечь своих детей от многих удовольствий. Это приём императора Адриана, когда он поместил мать с детьми в какие-то роскошные условия жизни. Порой этот соблазн бывает очень сильным в нашей жизни, и очень часто детей своих мы не удерживаем от этого соблазна, а наоборот, попустительствуем, делая доступными для них многие блага и удовольствия.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы любовь родительская была разумной любовью, такой любовью, где на первом месте стоит Бог, а на последующих — всё остальное, что связано с жизнью нашей временной. Аминь.

Предыдущая проповедь

16 сентября 2012

Беседа Христа с законником
Следующая проповедь

7 октября 2012

Чудесный лов рыб Апостолами

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00