Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Вход Господень в Иерусалим

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы отмечаем великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, праздник торжественный и радостный. Таким он был и в земной жизни нашего Господа и Учителя, когда за шесть дней до иудейской Пасхи Он входит торжественно в святой град Иерусалим. Он просит учеников Своих привести Ему из соседнего селения ослицу и молодого осла, постелить на них одежды, и Господь, восседая на осле и сопровождаемый учениками, входит в святой град Иерусалим.

Подобным образом входили в этот священный град или в Рим, столицу империи, выдающиеся полководцы, победители народов, которые несли с собой мир и благоденствие империи. Народ торжественно встречал своих героев. Только въезжали они в город не на ослах, а на белых боевых конях, и весь вид их был исполнен величия, гордости и славы победителей. Христос входит в Иерусалим, с одной стороны, подобным образом, потому что народ его приветствует именно как Царя и Мессию. «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев», восклицает весь народ.

Евангелисты Матфей и Иоанн свидетельствуют, что когда Христос входил в Святой город, весь народ пришёл в движение и ликование, весь народ встречал Христа. Не было равнодушных людей к этому событию, и люди срезали пальмовые ветви и бросали их под ноги Христа, устилали путь Ему своими одеждами. Это было выражение необыкновенного почитания, признательности, благоговения перед Ним. Пальмовая ветвь —  символ мира, символ благоденствия, символ жизни. Особенно дети непосредственно и радостно приветствовали Христа, и ликование детей было настолько поразительным, что вызвало даже зависть у книжников и фарисеев. Поэтому они, подходя ко Христу и Его ученикам, говорили: «Запрети народу и детям так восклицать». Они видели в этом некое несоответствие, может быть, даже моменты богохульства. Но Христос принимает это свидетельство, это почитание народа и детей и отвечает: «Говорю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют», потому что бывают такие моменты в жизни, когда природа, неодушевленная и мёртвая, свято, благоговейно чтит своего Создателя. И бывают такие чудеса, что она хвалит своего Творца при молчании и игнорировании этой славы человеком. 

Почему же народ пришёл в такое движение и выражал такое почитание Христу, которого мы не замечаем в прежние годы Его земной жизни: от Рождества Его в Вифлееме и до этого момента входа в Иерусалим? Нет ни одного момента, который был бы похожим на это событие, где весь народ почитает Христа, когда Он творил то или иное чудо. Даже после чудес воскрешения из мёртвых, например, дочери Иаира или исцеления бесноватых, те люди, которые были свидетелями этих событий, удивлялись, восхищались, но не было всеобщего почитания и  поклонения Христу.

Евангелист Иоанн объясняет это обстоятельство тем, что Господь перед этим за несколько дней совершил одно из самых необыкновенных чудес во время Своей земной жизни: воскресил четверодневного Лазаря, тело которого уже четыре дня находилось во гробе,  разлагалось, было покрыто трупными пятнами, зловоние исходило даже из пещеры, в которой он был погребён. Но даже несмотря на это ужасное и мрачное состояние тела, душа Лазаря возвращается в мёртвое, смердящее тело, повелением Божиим покидает адские темницы, куда сходили все души, умершие до Христова Воскресения, потому что туда доносится голос Творца и победителя смерти: «Лазаре, гряди вон». И адские темницы отпускают от себя очередную жертву, над которой они думали установить тотальную власть. И Лазарь возвращается к жизни.

Современники Лазаря отмечают, что после этого воскрешения он совершенно изменился: стал более молчаливым, тихим, вёл созерцательный образ жизни, потому что то, что он увидел там, после своей смерти, за гробом держало его в постоянном трезвении, молитве и соединении с Богом. Современники его отмечали одну его особенность в жизни после его воскрешения: он никогда не смеялся. Наверное, эти же слова мы можем сказать и о земной жизни, и о личности нашего Господа. Хотя в Евангелии мы не найдём утвердительного ответа на этот вопрос, но это несомненно так, потому что образ Христов не соединим с такой легковесной радостью. По крайне мере, современники Лазаря однозначно утверждали об этом. Он не рассказывал о том, что увидел там, потому что это было некоей тайной, и эта тайна не могла быть усвоена человеком и могла быть неполезна ему.

Лазарь ещё прожил долгое время, стал епископом на Кипре, и, приведя многих ко Христу, почил о Господе.

Это чудо воскрешения Лазаря было необыкновенным. Многие иудеи из уст в уста передавали молву о том, что Лазарь, друг Христа, в доме которого Он был неоднократно в течение земной жизни, был воскрешён Христом таким необыкновенным образом. Это чудо, как эффектное зрелище, побудило народ устремиться в Иерусалим, когда стало известно, что Сам Христос идёт туда. Евангелист Иоанн сразу расставляет акценты. Народ так восторженно встречал Христа не ради поклонения Ему, не ради признания Его Богом и Мессией, а ради того, чтобы посмотреть на этого необыкновенного чудотворца, своими глазами убедиться, неужели это возможно, и увидеть Лазаря рядом с Ним.

Поэтому это волнение народа, это приветствие, эти радостные возгласы были такими неискренними, таким  дешёвым выражением восторга людского, в котором не было глубины. И этот же самый народ спустя всего несколько дней, недели не прошло, вдохновляемый первосвященниками иудейскими, кричал уже не слова приветствия, а слова, которыми требовал смерти Христа: «Распни Его, распни». Пилат останавливал их, говоря: «Царя ли вашего распну?» Но они в ожесточении своём изрекали на свои головы проклятия себе и своим потомкам такими словами: «Кровь Его  на нас и на детях наших». Это проклятие, которое иудеи сами на себя произнесли, оно и сделало их изгнанниками во всём мире, потерявшими свою историческую родину и свой славный иерусалимский храм.

Святая Церковь сегодня призывает нас  к искреннему, глубокому, покаянному почитанию Христа, не так, как мы это осуществляем в своей жизни. Христианская жизнь состоит из поступков. Умозрительная теория, когда человек в душе своей или разумом допускает существование Бога, это ещё не вера в Него, это ещё не верующий человек,  философ, не более того, к тому же достаточно низкого ещё уровня. Потому что в этом признании Христа ещё отсутствуют религиозные знания о Нём и знание самого Священного Писания. Христианская жизнь требует практики, требует общения с Богом, Которого любишь больше всего по первой заповеди, данной через Моисея всем людям: «Аз есть Господь Бог твой, да не будет у тебя богов иных, да возлюбишь ты Господа Бога твоего всем сердцем твоим, мыслию, крепостью и всем помышлением твоим».

Эта любовь к Богу должна быть выражена в молитве, в чтении и знании Священного Писания, в посещения храма и участия в таинствах Церкви: исповеди и причащения. Последнее таинство является самым главным, кульминационным моментом, оно является таинством, которое являет христианскую жизнь. Ничто другое не делает человека христианином, как только причащение Святых Христовых Тайн. В этих совершенно азбучных истинах, совсем простых словах мы видим, что многие из нас недостойны любви Божией, ответной к нам, потому что не  исполняем и этих простейших моментов нашей христианской жизни. Многие раз в год вспоминают о Христе: на праздник Входа Господня в Иерусалим, на крестный ход придут через неделю и больше не выдерживают. У них есть своё представление о христианстве, самими придуманное и прилагаемое к своей жизни: изредка посещать храм; за святой водичкой сходить; яйца покрасить — и всё, на этом православие завершилось, остальное всё уже обременяет человека, и он лишь небольшой составляющей своей жизни являет жалкое христианское подобие.

Дай Бог, чтобы праздник Входа Господня в Иерусалим побудил нас к действительной христианской жизни. Церковь напоминает это нам не случайно, потому что начинается страстная седмица, которая предлагается нам для того, чтобы мы сострадали распинаемому за нас Господу, Который ради нас совершает дело нашего спасения, страдает и умирает на кресте, нечеловеческие страдания и мучения претерпевает, чтобы нас исцелить.

Дай Бог, чтобы не было равнодушных сердец, безразличных  христиан в эти святые дни перед наступающим днём Его светлого Христова Воскресения. Аминь.

8 апреля 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы отмечаем великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, праздник торжественный и радостный. Таким он был и в земной жизни нашего Господа и Учителя, когда за шесть дней до иудейской Пасхи Он входит торжественно в святой град Иерусалим. Он просит учеников Своих привести Ему из соседнего селения ослицу и молодого осла, постелить на них одежды, и Господь, восседая на осле и сопровождаемый учениками, входит в святой град Иерусалим.

Подобным образом входили в этот священный град или в Рим, столицу империи, выдающиеся полководцы, победители народов, которые несли с собой мир и благоденствие империи. Народ торжественно встречал своих героев. Только въезжали они в город не на ослах, а на белых боевых конях, и весь вид их был исполнен величия, гордости и славы победителей. Христос входит в Иерусалим, с одной стороны, подобным образом, потому что народ его приветствует именно как Царя и Мессию. «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев», восклицает весь народ.

Евангелисты Матфей и Иоанн свидетельствуют, что когда Христос входил в Святой город, весь народ пришёл в движение и ликование, весь народ встречал Христа. Не было равнодушных людей к этому событию, и люди срезали пальмовые ветви и бросали их под ноги Христа, устилали путь Ему своими одеждами. Это было выражение необыкновенного почитания, признательности, благоговения перед Ним. Пальмовая ветвь —  символ мира, символ благоденствия, символ жизни. Особенно дети непосредственно и радостно приветствовали Христа, и ликование детей было настолько поразительным, что вызвало даже зависть у книжников и фарисеев. Поэтому они, подходя ко Христу и Его ученикам, говорили: «Запрети народу и детям так восклицать». Они видели в этом некое несоответствие, может быть, даже моменты богохульства. Но Христос принимает это свидетельство, это почитание народа и детей и отвечает: «Говорю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют», потому что бывают такие моменты в жизни, когда природа, неодушевленная и мёртвая, свято, благоговейно чтит своего Создателя. И бывают такие чудеса, что она хвалит своего Творца при молчании и игнорировании этой славы человеком. 

Почему же народ пришёл в такое движение и выражал такое почитание Христу, которого мы не замечаем в прежние годы Его земной жизни: от Рождества Его в Вифлееме и до этого момента входа в Иерусалим? Нет ни одного момента, который был бы похожим на это событие, где весь народ почитает Христа, когда Он творил то или иное чудо. Даже после чудес воскрешения из мёртвых, например, дочери Иаира или исцеления бесноватых, те люди, которые были свидетелями этих событий, удивлялись, восхищались, но не было всеобщего почитания и  поклонения Христу.

Евангелист Иоанн объясняет это обстоятельство тем, что Господь перед этим за несколько дней совершил одно из самых необыкновенных чудес во время Своей земной жизни: воскресил четверодневного Лазаря, тело которого уже четыре дня находилось во гробе,  разлагалось, было покрыто трупными пятнами, зловоние исходило даже из пещеры, в которой он был погребён. Но даже несмотря на это ужасное и мрачное состояние тела, душа Лазаря возвращается в мёртвое, смердящее тело, повелением Божиим покидает адские темницы, куда сходили все души, умершие до Христова Воскресения, потому что туда доносится голос Творца и победителя смерти: «Лазаре, гряди вон». И адские темницы отпускают от себя очередную жертву, над которой они думали установить тотальную власть. И Лазарь возвращается к жизни.

Современники Лазаря отмечают, что после этого воскрешения он совершенно изменился: стал более молчаливым, тихим, вёл созерцательный образ жизни, потому что то, что он увидел там, после своей смерти, за гробом держало его в постоянном трезвении, молитве и соединении с Богом. Современники его отмечали одну его особенность в жизни после его воскрешения: он никогда не смеялся. Наверное, эти же слова мы можем сказать и о земной жизни, и о личности нашего Господа. Хотя в Евангелии мы не найдём утвердительного ответа на этот вопрос, но это несомненно так, потому что образ Христов не соединим с такой легковесной радостью. По крайне мере, современники Лазаря однозначно утверждали об этом. Он не рассказывал о том, что увидел там, потому что это было некоей тайной, и эта тайна не могла быть усвоена человеком и могла быть неполезна ему.

Лазарь ещё прожил долгое время, стал епископом на Кипре, и, приведя многих ко Христу, почил о Господе.

Это чудо воскрешения Лазаря было необыкновенным. Многие иудеи из уст в уста передавали молву о том, что Лазарь, друг Христа, в доме которого Он был неоднократно в течение земной жизни, был воскрешён Христом таким необыкновенным образом. Это чудо, как эффектное зрелище, побудило народ устремиться в Иерусалим, когда стало известно, что Сам Христос идёт туда. Евангелист Иоанн сразу расставляет акценты. Народ так восторженно встречал Христа не ради поклонения Ему, не ради признания Его Богом и Мессией, а ради того, чтобы посмотреть на этого необыкновенного чудотворца, своими глазами убедиться, неужели это возможно, и увидеть Лазаря рядом с Ним.

Поэтому это волнение народа, это приветствие, эти радостные возгласы были такими неискренними, таким  дешёвым выражением восторга людского, в котором не было глубины. И этот же самый народ спустя всего несколько дней, недели не прошло, вдохновляемый первосвященниками иудейскими, кричал уже не слова приветствия, а слова, которыми требовал смерти Христа: «Распни Его, распни». Пилат останавливал их, говоря: «Царя ли вашего распну?» Но они в ожесточении своём изрекали на свои головы проклятия себе и своим потомкам такими словами: «Кровь Его  на нас и на детях наших». Это проклятие, которое иудеи сами на себя произнесли, оно и сделало их изгнанниками во всём мире, потерявшими свою историческую родину и свой славный иерусалимский храм.

Святая Церковь сегодня призывает нас  к искреннему, глубокому, покаянному почитанию Христа, не так, как мы это осуществляем в своей жизни. Христианская жизнь состоит из поступков. Умозрительная теория, когда человек в душе своей или разумом допускает существование Бога, это ещё не вера в Него, это ещё не верующий человек,  философ, не более того, к тому же достаточно низкого ещё уровня. Потому что в этом признании Христа ещё отсутствуют религиозные знания о Нём и знание самого Священного Писания. Христианская жизнь требует практики, требует общения с Богом, Которого любишь больше всего по первой заповеди, данной через Моисея всем людям: «Аз есть Господь Бог твой, да не будет у тебя богов иных, да возлюбишь ты Господа Бога твоего всем сердцем твоим, мыслию, крепостью и всем помышлением твоим».

Эта любовь к Богу должна быть выражена в молитве, в чтении и знании Священного Писания, в посещения храма и участия в таинствах Церкви: исповеди и причащения. Последнее таинство является самым главным, кульминационным моментом, оно является таинством, которое являет христианскую жизнь. Ничто другое не делает человека христианином, как только причащение Святых Христовых Тайн. В этих совершенно азбучных истинах, совсем простых словах мы видим, что многие из нас недостойны любви Божией, ответной к нам, потому что не  исполняем и этих простейших моментов нашей христианской жизни. Многие раз в год вспоминают о Христе: на праздник Входа Господня в Иерусалим, на крестный ход придут через неделю и больше не выдерживают. У них есть своё представление о христианстве, самими придуманное и прилагаемое к своей жизни: изредка посещать храм; за святой водичкой сходить; яйца покрасить — и всё, на этом православие завершилось, остальное всё уже обременяет человека, и он лишь небольшой составляющей своей жизни являет жалкое христианское подобие.

Дай Бог, чтобы праздник Входа Господня в Иерусалим побудил нас к действительной христианской жизни. Церковь напоминает это нам не случайно, потому что начинается страстная седмица, которая предлагается нам для того, чтобы мы сострадали распинаемому за нас Господу, Который ради нас совершает дело нашего спасения, страдает и умирает на кресте, нечеловеческие страдания и мучения претерпевает, чтобы нас исцелить.

Дай Бог, чтобы не было равнодушных сердец, безразличных  христиан в эти святые дни перед наступающим днём Его светлого Христова Воскресения. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 апреля 2012

Благовещение Пресвятой Богородицы. Лазарева суббота
Следующая проповедь

22 июля 2012

О молитве

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00