Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Вход Господень в Иерусалим

Дорогие братия и сестры. Сегодня — великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресение — это русское название праздника, потому что пальмы, с которыми встречали Христа жители Иерусалима, не растут в России, а самым первым деревом, которое начинает расцветать после  зимней стужи, является верба. И поэтому и пальмы, и вербы — это символ победы жизни над смертью. И именно это тожество жизни и звучит в этом празднике Входа Господня в Иерусалим.

Прежде шести дней Пасхи Господь был в доме Лазаря четверодневного, которого Он воскресил из мёртвых. В Евангелии, которое читалось за литургией,  кто не опоздал, слышал его во время сегодняшней молитвы, что Мария подошла ко Христу, имея в руках флакон с чистым нардовым маслом, драгоценным миром. И открыв или разбив этот сосуд благоуханный, поливала это масло на ноги Спасителя и утирала своими власами. Во многих восточных странам, включая Иудею, в те времена ходили в самой простой обуви — босыми ногами, никакую другую носить было невозможно. И поэтому в традициях гостеприимства на востоке человек, приходящий в дом, всегда пользовался знаками внимания и уважения со стороны хозяина, когда после пыльной дороги, по которой прошёл путник, хозяин, как правило, сам умывал гостю ноги. Вода для этих целей всегда была приготовлена на востоке.

Фарисеи, которые были здесь, осуждая Марию, сказали: зачем такая трата миро, лучше бы продать его, и деньги раздать нищим. Это классический упрёк, бросаемый Церкви всегда. Зачем вам строить храмы? Зачем писать иконы? Зачем золотить купола, кресты? Зачем? Надо всё раздать в собес, и он распределит всё нуждающимся. Но, дорогие братия и сестры, в истории нашего государства, в дореволюционной России мы можем заметить такую характерную вещь. Люди сами всегда жили в бедности на Руси. Богатство пришло к нам только в эпоху Ельцина, когда единицы приватизировали государственное достояние. А до этого в основной своей массе народ был очень бедный, но всегда последние копейки люди относили в храм Божий, потому что, когда храм в благолепии, значит, это символ милости Божией к людям, потому что они Богу отдают самое лучшее, самое ценное. Потому что Богу отдавать надо не лишнее, когда девать некуда, а милосердие всегда должно быть сопряжено с жертвою.

А что такое жертва? Это когда ты от себя оторвал, от себя что-то отдал, что обеднило твою жизнь, как-то сузило её. Ты терпишь какой-то недостаток, ущерб из-за того, что ты часть своего какого-то достояния отдал на Церковь Божию, на дела Божественные. И храмы всегда были на Руси в благолепии. Они стояли, например, как сейчас Дивеевский монастырь, расположенный, в общем-то в сельской местности, в глубинке, среди всеобщей бедноты. Он отличается необыкновенным благолепием, созидание которого во многом было основано благодаря помощи простых людей.

Но речь, в общем-то, не об этом в праздник Входа Господня в Иерусалим. Мы должны вспомнить, а как же произошло это священное событие.

Господь собирался идти в Иерусалим. Он предупреждал об этом Своих апостолов. И когда однажды апостолы увидели непреклонность Спасителя в том, что Он пойдёт в Иерусалим, они сказали: «Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» (Ин.11; 8). И тогда апостол Филипп, проявляя несомненную преданность Христу, сказал: «пойдём и мы умрём с Ним» (Ин.11; 16). Потому что во время неоднократного посещения Христом Иерусалима в течение трёх с половиной лет общественного служения нашему с вами спасению, Иудеи пытались схватить Христа, привлечь к суду и предать смерти.

Господь, находясь в Вифании, в окрестном селении недалеко от Иерусалима, посылает учеников Своих в предместье Иерусалима, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, объяснив им, как Бог Всеведущий, знающий, где взять и кому принадлежат эти животные. И когда их привели ко Христу, Он постелил одежды Свои, сел на ослицу, молодой ослёнок шёл рядом, и Господь  торжественно въезжает на этой ослице в Иерусалим. Весь город тогда пришёл в движение. Народ охватило воодушевление, ликование.

Великолепно, торжественно входили в Рим, в другие священные города, в Иерусалим победители, полководцы, цари, которые заступали на свой престол. Они въезжали с блеском, великолепием, на белых конях, с целым ритуалом. И это шествие было соединено с необыкновенной милостью народу, которую оказывал тот или иной человек, которого с триумфом встречали благодарные жители римских городов.

Иерусалим во время земной жизни Спасителя тоже был оккупирован римскими войсками. Это была римская провинция.

Шествие Христа было не так торжественно, как царей земных: на осле, а не на великолеп-ном коне, очень скромно. Помните из истории, как маршал Жуков принимал парад Победы в 1945 году? Совершенно по-иному. Но, тем не менее, народ охватило воодушевление, и все кричали в радости и ликовании: «осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Ин.12. 13). И дети, как созданные Богом с чистыми душами и чистым сердцем, чувствовали особую радость. И они бросали одежды свои по пути, по которому шёл Христос. Народ срывал с пальм ветви и кричал, особенно дети: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21; 9).

И тогда фарисеи и книжники, которые ненавидели Христа, говорили Ему и Его ученикам: «Учитель! запрети ученикам своим» (Лк.19; 39). Но Господь сказал им в ответ: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19; 40). То есть, это было торжественное шествие, предусмотренное Богом для нашего спасения и духовного назидания.

Это единственное событие в земной жизни Спасителя, которое связано с выражением такой земной славы, такого торжества народа. Когда Он родился в Вифлееме, никто не знал, это произошло незаметно. Во время крещения Христа толпы народа приходили к Иоанну Крестителю, и их внимание было обращено к Иоанну Крестителю, а не ко Христу.     

Как же Христос реагировал, как Он вёл себя во время этого шествия? Евангелисты Матфей и Иоанн, описывающие это событие, говорят, что лик Христа был задумчив, никакой радости, никакого ликования не было на Его Лице. Наоборот, ещё спускаясь с окрестностей Вифании, будучи на горе Елеонской, где сейчас находится русский монастырь Вознесения Господня, откуда виден Иерусалим как на ладони, Господь, увидев этот священный город, прослезился. И ученики не понимали причину слёз Его. И тогда Господь сказал: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне: всё будет разрушено» (Лк.21; 6). «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!  сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф.23; 37-38).

Это пророчество Христа о разрушении Иерусалима, что камня на камне не останется от этого великолепного города, исполнилось спустя тридцать семь лет после Воскресения Христова, когда после очередного возмущения иудеев войска римских императоров Тита и Веспасиана захватили Иерусалим, и было уничтожено множество народа. Около миллиона евреев были отведены в амфитеатры в Рим, в Кесарию, в другие города на потеху публике. Весь Иерусалим был не только разрушен, но и перепахан плугами коней. При осаде города, которая продолжалась длительное время, страшный голод приводил к ужасным вещам, в том числе к людоедству, примерно то же самое, что было у нас во время блокады в Ленинграде в Великую Отечественную войну. Это было наказание Божие за то, что жители Иерусалима не приняли Христа.

И вот Господь входит в Иерусалим. Почему же Он был так задумчив? Почему не касалась Его эта радость народа? Да потому, что она была лицемерна, призрачна, притворна и была обусловлена лишь одним эффектом чуда. А затем всеобщее воодушевление охватило народ. А народ — это такая масса, с которой можно творить всё, что хочешь. Например, когда Крым присоединяли, раскачать толпу народную у стен правительства могли пять-десять профессионалов, они могут делать с ней всё, что угодно. Или когда строили храм в Невской Дубровке. Сначала вся Дубровка была против храма, а потом, когда дали соответствующее указание начальству, то все, как один, стали за храм – сразу, тысяча человек. То против, то за — вот что такое мнение народа. Это лицемерие,  это абсолютно ни о чём не говорящее настроение.

 Пройдёт всего несколько дней, и в Великую Пятницу этот же народ Иерусалимский, встречающий Христа, как победителя, как царя будет кричать: «распни, распни Его» (Ин.19; 6). Пилат будет говорить: «Царя ли вашего распну?» (Ин.19; 15). А они будут отвечать: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19; 15). «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27; 25). Тем самым, иудеи прокляли и себя, и потомков своих. И это проклятие на еврейском народе выразилось в том, что рассеяны они по всему миру до сих пор. И израильское государство сформировалось уже в ХХ-ом веке, в советские времена.

Чем было обусловлено это призрачное, лицемерное поведение народа? Да тем, что Лазаря Господь воскресил из мёртвых. И сегодняшнее Евангелие так и оканчивается этими словами: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин.12; 17-18).

Это было необыкновенное, выдающееся, эффектное чудо. Четыре дня труп в жаркую погоду пролежал в гробе, разлагался уже. Подойти было невозможно. И вот воскрешенный Лазарь вместе с Ним шествует в Иерусалим. Люди пришли посмотреть, поглазеть на это чудо. Они вошли в Иерусалим и были охвачены этим воодушевлением. Люди встречали Христа как Царя. Они видели в Нём земного Царя.

Иудеи страдали под игом римлян, и поэтому во Христе они видели не Мессию, Царство Которого не от мира сего, а видели царя, выдающегося полководца, который сбросит иго римлян, который даст былую славу, свободу, независимость, могущество, власть над всеми окружающими народами и так далее. Даже апостолы были проникнуты этими идеями. Незадолго до страданий Господа, Иаков и Иоанн Зеведеевы, ближайшие ученики Его, подходят к Нему и говорят: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим… Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10; 35-37). Другие ученики, когда услышали эту просьбу двух братьев, вознегодовали. Почему вознегодовали? Не потому, что они неуместные, оскорбительные для Христа слова говорили, а потому, что они опередили их и выразили то желание, которое и в их сердцах зрело и которое они хотели реализовать в жизни.

Господь, останавливая эти безумные мысли, говорит: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10; 38).

А ведь это непонимание Христа, непонимание Его служения, непонимание Его Божественного учения и для нас характерно. И мы с вами приходим только на великие праздники, многие из нас и сегодня пришли впервые за весь Великий Пост – одумались, проснулись. Смотри-ка, крест нашли на своей груди. И на Пасху придут. А может, не придут, но освящать яйца и куличи придут непременно. Но Христос-то не в яйцах и не в куличах, не в обрядах и не в вербах, не в пальмах, растущих на Святой Земле. Его учение о другом, Царство Его не от мира сего. Он не пришёл для того, чтобы нас с вами сделать такими могучими, богатыми, талантливыми, безбедными, чтобы мы никогда не болели. Нет, Он пришёл для того, чтобы спасти человека от греха, чтобы даровать ему новую жизнь, чтобы человек преодолевал грех в своей жизни и тем самым роднился и приближался ко Христу. Вот о чём говорил Христос. Но Он не видел этого понимания в принимающих Его жителях Иерусалима. Наверное, Он не видит этого и в нас, пришедших сегодня в храм, потому что для нас с вами, если быть полностью откровенными, если чистосердечно спросить: для чего нам нужен Христос? Не для того, что Он наш Спаситель, чтобы даровал вечную жизнь, а чтобы в этой жизни устроиться получше; чтобы у нас не было ни бед, ни болезней; чтобы зарплаты, пенсии повышались вовремя; чтобы дети были послушные; чтобы внуки поступали в институты и так далее, для решения внешних задач и просьб наших, которые мы диктуем, которые мы адресуем ко Христу. А когда Он не исполняет наших просьб, начинается бунт, начинаются революции: «не пойду больше в храм, мне Бог не помогает. Надо же, ходил три воскресенья подряд, и не помогает Бог. Не пойду больше». Так может, потому Он не помог тебе, что если бы помог, так это к погибели твоей послужило бы, и к гордыне, и к смерти, духовной и физической.

Поэтому вот об этом сегодняшний праздник. Зачем нам Христос? Каждый из нас пусть ответит для себя. И если Он нужен нам, то, значит, в течение страстной седмицы в храме должны быть толпы народа такие же, как сегодня. И в Великий Понедельник. А то у нас в понедельник надо окна мыть, а в четверг надо в баню всем сходить да чистенькими всем быть. Какую-то ахинею придумал русский народ. Понимаете, в храме Божием надо быть неотлучно. У которых работа, так с работы нужно успеть к шести, к полседьмому. Хоть на полчасика застать службу, побыть со Христом, выразив своё неравнодушие к Нему, страдающему за нас, отдающему жизнь вместо нас и принимающему смерть ради нашего спасения.

Кто не начинал поститься, ссылаясь на свои немощи, болезни желудка и прочие лживые оправдания, пусть хоть в Страстную седмицу обратит внимание на свою жизнь и в этом покажет, что Христос — большая ценность для тебя, чем продукты питания, излюбленные тобой. Кто не причащался в посту Святых Христовых Тайн, пусть на Страстной седмице в четверг, когда весь Православный мир будет причащаться в день воспоминания Тайной вечери,  на которой Господь впервые причастил Своих учеников и апостолов Телом и Кровью Своими, постарается быть в храме Божием. И это будет вашим неравнодушием ко Христу.

Кто-то пришёл сегодня и желал причаститься Святых Христовых Тайн, придя за пять минут до причастия. Может быть, на неделе найдёт время и поинтересуется, а как же готовиться ко причастию. Не просто пришёл раб Божий, причащайте меня, явился в пятьдесят — семьдесят лет впервые. Так надо же узнать, а какие традиции существуют в Церкви; что надо сделать, чтобы причаститься достойно. Не боятся Христа. Подходят ко причастию накурившись, поев, попив. Когда сдают кровь на анализ сахара на диабет в поликлинике нашей, в ЦРБ, кто-нибудь поест в этот день с утра? Да в жизни никто, потому что диабетон пропишут или укольчики ещё какие-нибудь. И вот человек боится такой ерунды, чтоб диабет не обнаружили, понимаете. А Христа не боится никто, говорит: «не пил ничего, только чайку, чтобы лекарство запить. Только чайку пил, больше ничего сегодня». Это безумие, это безразличие ко Христу, неуважение к Нему. Почему натощак причащаются? Да потому, что показывают, что Христос для тебя — главная ценность, а всё остальное вторично. Ты ради Него можешь претерпеть, потерпеть, чуть попозже к этому подойти. Но сначала Христос.

И дай Бог, чтобы Христос был первенствующей ценностью в нашей жизни, и тогда Христос и нас с вами не проигнорирует, не заслонит для нас двери Царствия Своего и скажет: «в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25; 23). Аминь.

5 апреля 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня — великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресение — это русское название праздника, потому что пальмы, с которыми встречали Христа жители Иерусалима, не растут в России, а самым первым деревом, которое начинает расцветать после  зимней стужи, является верба. И поэтому и пальмы, и вербы — это символ победы жизни над смертью. И именно это тожество жизни и звучит в этом празднике Входа Господня в Иерусалим.

Прежде шести дней Пасхи Господь был в доме Лазаря четверодневного, которого Он воскресил из мёртвых. В Евангелии, которое читалось за литургией,  кто не опоздал, слышал его во время сегодняшней молитвы, что Мария подошла ко Христу, имея в руках флакон с чистым нардовым маслом, драгоценным миром. И открыв или разбив этот сосуд благоуханный, поливала это масло на ноги Спасителя и утирала своими власами. Во многих восточных странам, включая Иудею, в те времена ходили в самой простой обуви — босыми ногами, никакую другую носить было невозможно. И поэтому в традициях гостеприимства на востоке человек, приходящий в дом, всегда пользовался знаками внимания и уважения со стороны хозяина, когда после пыльной дороги, по которой прошёл путник, хозяин, как правило, сам умывал гостю ноги. Вода для этих целей всегда была приготовлена на востоке.

Фарисеи, которые были здесь, осуждая Марию, сказали: зачем такая трата миро, лучше бы продать его, и деньги раздать нищим. Это классический упрёк, бросаемый Церкви всегда. Зачем вам строить храмы? Зачем писать иконы? Зачем золотить купола, кресты? Зачем? Надо всё раздать в собес, и он распределит всё нуждающимся. Но, дорогие братия и сестры, в истории нашего государства, в дореволюционной России мы можем заметить такую характерную вещь. Люди сами всегда жили в бедности на Руси. Богатство пришло к нам только в эпоху Ельцина, когда единицы приватизировали государственное достояние. А до этого в основной своей массе народ был очень бедный, но всегда последние копейки люди относили в храм Божий, потому что, когда храм в благолепии, значит, это символ милости Божией к людям, потому что они Богу отдают самое лучшее, самое ценное. Потому что Богу отдавать надо не лишнее, когда девать некуда, а милосердие всегда должно быть сопряжено с жертвою.

А что такое жертва? Это когда ты от себя оторвал, от себя что-то отдал, что обеднило твою жизнь, как-то сузило её. Ты терпишь какой-то недостаток, ущерб из-за того, что ты часть своего какого-то достояния отдал на Церковь Божию, на дела Божественные. И храмы всегда были на Руси в благолепии. Они стояли, например, как сейчас Дивеевский монастырь, расположенный, в общем-то в сельской местности, в глубинке, среди всеобщей бедноты. Он отличается необыкновенным благолепием, созидание которого во многом было основано благодаря помощи простых людей.

Но речь, в общем-то, не об этом в праздник Входа Господня в Иерусалим. Мы должны вспомнить, а как же произошло это священное событие.

Господь собирался идти в Иерусалим. Он предупреждал об этом Своих апостолов. И когда однажды апостолы увидели непреклонность Спасителя в том, что Он пойдёт в Иерусалим, они сказали: «Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» (Ин.11; 8). И тогда апостол Филипп, проявляя несомненную преданность Христу, сказал: «пойдём и мы умрём с Ним» (Ин.11; 16). Потому что во время неоднократного посещения Христом Иерусалима в течение трёх с половиной лет общественного служения нашему с вами спасению, Иудеи пытались схватить Христа, привлечь к суду и предать смерти.

Господь, находясь в Вифании, в окрестном селении недалеко от Иерусалима, посылает учеников Своих в предместье Иерусалима, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, объяснив им, как Бог Всеведущий, знающий, где взять и кому принадлежат эти животные. И когда их привели ко Христу, Он постелил одежды Свои, сел на ослицу, молодой ослёнок шёл рядом, и Господь  торжественно въезжает на этой ослице в Иерусалим. Весь город тогда пришёл в движение. Народ охватило воодушевление, ликование.

Великолепно, торжественно входили в Рим, в другие священные города, в Иерусалим победители, полководцы, цари, которые заступали на свой престол. Они въезжали с блеском, великолепием, на белых конях, с целым ритуалом. И это шествие было соединено с необыкновенной милостью народу, которую оказывал тот или иной человек, которого с триумфом встречали благодарные жители римских городов.

Иерусалим во время земной жизни Спасителя тоже был оккупирован римскими войсками. Это была римская провинция.

Шествие Христа было не так торжественно, как царей земных: на осле, а не на великолеп-ном коне, очень скромно. Помните из истории, как маршал Жуков принимал парад Победы в 1945 году? Совершенно по-иному. Но, тем не менее, народ охватило воодушевление, и все кричали в радости и ликовании: «осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Ин.12. 13). И дети, как созданные Богом с чистыми душами и чистым сердцем, чувствовали особую радость. И они бросали одежды свои по пути, по которому шёл Христос. Народ срывал с пальм ветви и кричал, особенно дети: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21; 9).

И тогда фарисеи и книжники, которые ненавидели Христа, говорили Ему и Его ученикам: «Учитель! запрети ученикам своим» (Лк.19; 39). Но Господь сказал им в ответ: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19; 40). То есть, это было торжественное шествие, предусмотренное Богом для нашего спасения и духовного назидания.

Это единственное событие в земной жизни Спасителя, которое связано с выражением такой земной славы, такого торжества народа. Когда Он родился в Вифлееме, никто не знал, это произошло незаметно. Во время крещения Христа толпы народа приходили к Иоанну Крестителю, и их внимание было обращено к Иоанну Крестителю, а не ко Христу.     

Как же Христос реагировал, как Он вёл себя во время этого шествия? Евангелисты Матфей и Иоанн, описывающие это событие, говорят, что лик Христа был задумчив, никакой радости, никакого ликования не было на Его Лице. Наоборот, ещё спускаясь с окрестностей Вифании, будучи на горе Елеонской, где сейчас находится русский монастырь Вознесения Господня, откуда виден Иерусалим как на ладони, Господь, увидев этот священный город, прослезился. И ученики не понимали причину слёз Его. И тогда Господь сказал: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне: всё будет разрушено» (Лк.21; 6). «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!  сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф.23; 37-38).

Это пророчество Христа о разрушении Иерусалима, что камня на камне не останется от этого великолепного города, исполнилось спустя тридцать семь лет после Воскресения Христова, когда после очередного возмущения иудеев войска римских императоров Тита и Веспасиана захватили Иерусалим, и было уничтожено множество народа. Около миллиона евреев были отведены в амфитеатры в Рим, в Кесарию, в другие города на потеху публике. Весь Иерусалим был не только разрушен, но и перепахан плугами коней. При осаде города, которая продолжалась длительное время, страшный голод приводил к ужасным вещам, в том числе к людоедству, примерно то же самое, что было у нас во время блокады в Ленинграде в Великую Отечественную войну. Это было наказание Божие за то, что жители Иерусалима не приняли Христа.

И вот Господь входит в Иерусалим. Почему же Он был так задумчив? Почему не касалась Его эта радость народа? Да потому, что она была лицемерна, призрачна, притворна и была обусловлена лишь одним эффектом чуда. А затем всеобщее воодушевление охватило народ. А народ — это такая масса, с которой можно творить всё, что хочешь. Например, когда Крым присоединяли, раскачать толпу народную у стен правительства могли пять-десять профессионалов, они могут делать с ней всё, что угодно. Или когда строили храм в Невской Дубровке. Сначала вся Дубровка была против храма, а потом, когда дали соответствующее указание начальству, то все, как один, стали за храм – сразу, тысяча человек. То против, то за — вот что такое мнение народа. Это лицемерие,  это абсолютно ни о чём не говорящее настроение.

 Пройдёт всего несколько дней, и в Великую Пятницу этот же народ Иерусалимский, встречающий Христа, как победителя, как царя будет кричать: «распни, распни Его» (Ин.19; 6). Пилат будет говорить: «Царя ли вашего распну?» (Ин.19; 15). А они будут отвечать: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19; 15). «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27; 25). Тем самым, иудеи прокляли и себя, и потомков своих. И это проклятие на еврейском народе выразилось в том, что рассеяны они по всему миру до сих пор. И израильское государство сформировалось уже в ХХ-ом веке, в советские времена.

Чем было обусловлено это призрачное, лицемерное поведение народа? Да тем, что Лазаря Господь воскресил из мёртвых. И сегодняшнее Евангелие так и оканчивается этими словами: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин.12; 17-18).

Это было необыкновенное, выдающееся, эффектное чудо. Четыре дня труп в жаркую погоду пролежал в гробе, разлагался уже. Подойти было невозможно. И вот воскрешенный Лазарь вместе с Ним шествует в Иерусалим. Люди пришли посмотреть, поглазеть на это чудо. Они вошли в Иерусалим и были охвачены этим воодушевлением. Люди встречали Христа как Царя. Они видели в Нём земного Царя.

Иудеи страдали под игом римлян, и поэтому во Христе они видели не Мессию, Царство Которого не от мира сего, а видели царя, выдающегося полководца, который сбросит иго римлян, который даст былую славу, свободу, независимость, могущество, власть над всеми окружающими народами и так далее. Даже апостолы были проникнуты этими идеями. Незадолго до страданий Господа, Иаков и Иоанн Зеведеевы, ближайшие ученики Его, подходят к Нему и говорят: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим… Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10; 35-37). Другие ученики, когда услышали эту просьбу двух братьев, вознегодовали. Почему вознегодовали? Не потому, что они неуместные, оскорбительные для Христа слова говорили, а потому, что они опередили их и выразили то желание, которое и в их сердцах зрело и которое они хотели реализовать в жизни.

Господь, останавливая эти безумные мысли, говорит: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10; 38).

А ведь это непонимание Христа, непонимание Его служения, непонимание Его Божественного учения и для нас характерно. И мы с вами приходим только на великие праздники, многие из нас и сегодня пришли впервые за весь Великий Пост – одумались, проснулись. Смотри-ка, крест нашли на своей груди. И на Пасху придут. А может, не придут, но освящать яйца и куличи придут непременно. Но Христос-то не в яйцах и не в куличах, не в обрядах и не в вербах, не в пальмах, растущих на Святой Земле. Его учение о другом, Царство Его не от мира сего. Он не пришёл для того, чтобы нас с вами сделать такими могучими, богатыми, талантливыми, безбедными, чтобы мы никогда не болели. Нет, Он пришёл для того, чтобы спасти человека от греха, чтобы даровать ему новую жизнь, чтобы человек преодолевал грех в своей жизни и тем самым роднился и приближался ко Христу. Вот о чём говорил Христос. Но Он не видел этого понимания в принимающих Его жителях Иерусалима. Наверное, Он не видит этого и в нас, пришедших сегодня в храм, потому что для нас с вами, если быть полностью откровенными, если чистосердечно спросить: для чего нам нужен Христос? Не для того, что Он наш Спаситель, чтобы даровал вечную жизнь, а чтобы в этой жизни устроиться получше; чтобы у нас не было ни бед, ни болезней; чтобы зарплаты, пенсии повышались вовремя; чтобы дети были послушные; чтобы внуки поступали в институты и так далее, для решения внешних задач и просьб наших, которые мы диктуем, которые мы адресуем ко Христу. А когда Он не исполняет наших просьб, начинается бунт, начинаются революции: «не пойду больше в храм, мне Бог не помогает. Надо же, ходил три воскресенья подряд, и не помогает Бог. Не пойду больше». Так может, потому Он не помог тебе, что если бы помог, так это к погибели твоей послужило бы, и к гордыне, и к смерти, духовной и физической.

Поэтому вот об этом сегодняшний праздник. Зачем нам Христос? Каждый из нас пусть ответит для себя. И если Он нужен нам, то, значит, в течение страстной седмицы в храме должны быть толпы народа такие же, как сегодня. И в Великий Понедельник. А то у нас в понедельник надо окна мыть, а в четверг надо в баню всем сходить да чистенькими всем быть. Какую-то ахинею придумал русский народ. Понимаете, в храме Божием надо быть неотлучно. У которых работа, так с работы нужно успеть к шести, к полседьмому. Хоть на полчасика застать службу, побыть со Христом, выразив своё неравнодушие к Нему, страдающему за нас, отдающему жизнь вместо нас и принимающему смерть ради нашего спасения.

Кто не начинал поститься, ссылаясь на свои немощи, болезни желудка и прочие лживые оправдания, пусть хоть в Страстную седмицу обратит внимание на свою жизнь и в этом покажет, что Христос — большая ценность для тебя, чем продукты питания, излюбленные тобой. Кто не причащался в посту Святых Христовых Тайн, пусть на Страстной седмице в четверг, когда весь Православный мир будет причащаться в день воспоминания Тайной вечери,  на которой Господь впервые причастил Своих учеников и апостолов Телом и Кровью Своими, постарается быть в храме Божием. И это будет вашим неравнодушием ко Христу.

Кто-то пришёл сегодня и желал причаститься Святых Христовых Тайн, придя за пять минут до причастия. Может быть, на неделе найдёт время и поинтересуется, а как же готовиться ко причастию. Не просто пришёл раб Божий, причащайте меня, явился в пятьдесят — семьдесят лет впервые. Так надо же узнать, а какие традиции существуют в Церкви; что надо сделать, чтобы причаститься достойно. Не боятся Христа. Подходят ко причастию накурившись, поев, попив. Когда сдают кровь на анализ сахара на диабет в поликлинике нашей, в ЦРБ, кто-нибудь поест в этот день с утра? Да в жизни никто, потому что диабетон пропишут или укольчики ещё какие-нибудь. И вот человек боится такой ерунды, чтоб диабет не обнаружили, понимаете. А Христа не боится никто, говорит: «не пил ничего, только чайку, чтобы лекарство запить. Только чайку пил, больше ничего сегодня». Это безумие, это безразличие ко Христу, неуважение к Нему. Почему натощак причащаются? Да потому, что показывают, что Христос для тебя — главная ценность, а всё остальное вторично. Ты ради Него можешь претерпеть, потерпеть, чуть попозже к этому подойти. Но сначала Христос.

И дай Бог, чтобы Христос был первенствующей ценностью в нашей жизни, и тогда Христос и нас с вами не проигнорирует, не заслонит для нас двери Царствия Своего и скажет: «в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25; 23). Аминь.

Предыдущая проповедь

22 марта 2015

ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Следующая проповедь

12 апреля 2015

Пасха

Все проповеди за 2015 год

декабрь 2015

ноябрь 2015

октябрь 2015

сентябрь 2015

июнь 2015

апрель 2015

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00