Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воскрешение дочери Иаира

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читался отрывок из Евангелия от Луки об одном из самых значимых чудес, совершённых Спасителем во время Его земной жизни – воскрешением дочери Иаира. Оно продолжает тему смерти, скоротечности жизни человеческой. 

Иаир был начальником синагоги, человеком, очень уважаемым и почитаемым в народе.  Если можно сравнить его положение, чтобы было понятно, о чём идёт речь, в наше время это уровень, например, архиерея в провинции — по нему сверялось нравственное учение. Он был  неким эталоном веры в иудейском обществе, в своём городе. Но у него было большое горе — единственная дочь, отроковица двенадцати лет, находилась при смерти. Наверное, учитывая своё высокое положение в обществе, Иаир испробовал все имеющиеся доступные средства, чтобы поддержать жизнь и здоровье дочери. Но когда он понял, что это всё оказалось напрасным, для спасения дочери он совершает удивительный поступок – обращается за помощью ко Христу, учение Которого не приветствовалось книжниками и фарисеями. Иаир  находит Его, окружённого множеством людей, и, что вы думаете, не на колеснице подъезжает, тогда Мерседесов не было ещё, но совершенно скромно, несоответственно своему положению, не просто подходит ко Христу, а падает перед Ним на колени перед всем честным народом.

 Его поступок – образец необыкновенного смирения. Представьте себе, если в наше время губернатор, глава администрации, депутат Госдумы просто в храм войдут — слава Тебе, Господи, а чтобы упал на колени, да ещё перед всем честным народом, да молился со слезами — такое представить невозможно, это совершенно нереально. Хотя верующие люди есть и в высоких эшелонах власти, но это редчайшее исключение. Потому что должность, которая у человека есть, его втягивает в определенный круг общения, диктует свои правила, в том числе и внешнего этикета.

Иаир, разбитый горем из-за тяжёлой болезни дочери, забывает весь этот этикет, который был, несомненно, и в то время. Наверное, в своей обычной жизни Иаир встречал  определённое отношение народа к себе: когда он шёл по улицам своего селения, наверняка люди кланялись ему, приветствовали его совершенно искренне, оказывая почитание и благоговение перед его высоким служением.

И вот мы видим это удивительное смирение Иаира, когда он упал перед Господом на колени и сказал: «дочь моя тяжко страдает». И Господь ответил ему: «Я приду и исцелю её». Но затем Христа окружает толпа народа, людей обездоленных, несчастных, со своими скорбями и болезнями, которым, может быть, не так интересно было и учение Христа, а нужен был Он Сам. Точнее, не Сам, а возможность совершения Им чудес. Они надеялись, что Господь утолит их скорби, у каждого свои, надеялись на это и поэтому сопровождали Христа непрестанно во время Его земной жизни. Например, точно так же, как и сейчас, люди наполняют храмы Божии не всегда ради Самого Христа и Господа, а в большей степени ради того, чтобы получить от Него что-либо необходимое для жизни, для настоящего часа.

Да, действительно, Христос может всё дать и исполнить любое прошение. Но принципиально важно для нас и для Бога, чтобы мы благоговели перед Самим Богом, а не перед Его свойствами и способностями исцеления или дарования других чудес; чтобы нам нужен был Сам Бог, а не чудеса, которые мы ожидаем от Него. Потому что, если только человек приходит в Церковь и ищет Бога только для того, чтобы исполнились его молитвы, его чаяния, то когда они исполняются, Бог снова оказывается ненужным до новых испытаний и скорбей в нашей жизни.

Когда Иаир услышал, что Господь дал согласие на то, что Он придёт в его дом, наверное, его сердце исполнилось необыкновенной радости. Но народ окружал Христа, высказывал Ему свои просьбы, заграждал, наконец, Ему путь, и Он не мог так быстро идти. Мы можем себе представить, что Иаир из-за этого очень переживал,  хотя об этом в Евангелии не говорится, но это, несомненно, было так.

Здесь как бы попутно Господь совершает ещё одно чудо,  исцелив больную женщину. После исцеления между Господом и этой женщиной происходит диалог, в котором обнаруживается её вера, и исцеление этой женщины становится очевидным для всех.

Но время идёт, а дочь Иаира умирает. Это трепетное переживание Иаира можно сравнить с переживанием человека, когда у него случился какой-то внезапный приступ со здоровьем, и он ожидает «скорой помощи». Слава Богу, что сейчас врачи уже не отвечают, что бензина нет, и поэтому они не могут приехать. Хотя и не за пять минут, но, тем не менее, они приезжают. Если это не какой-то серьезный сердечный приступ, то умереть до приезда «скорой помощи» может быть и не получится. Это трепетное ожидание на нервах близких, родных, когда они взирают на угасающую жизнь человека, ищут адрес или телефон. А когда после оказания первой помощи надо госпитализировать человека, врачи говорят: ищите соседей, будем выносить. Водитель не выносит у нас, у него другая работа. Разве не так это бывает? Однозначно, это реалии нашей с вами жизни.

Поэтому, дорогие братия и сестры, подобные трепетные чувства были у Иаира — он переживал необыкновенно. В такие минуты человек может поседеть в одно мгновение. Но вот, наконец, Господь приходит в его дом. Само одно это посещение приносит умиротворение и счастье. Мы об этом с вами в буквальном смысле мечтать не можем, потому что мы не современники Христа. Мы можем мечтать только о соединении с Господом посредством таинств Церковных, причащения и посредством нашей веры в Него. Но тогда посещение Христа было буквально воочию. Какую радость оказывают нам с вами или каким-то иным счастливым людям неожиданное посещение их великими людьми. Например, президент иногда посещает семьи. Когда в том или ином регионе происходят такие случаи, эти простые люди в одночасье знаменитостями становятся. Все их насущные вопросы уже решены на уровне чиновников ещё до приезда президента. Чиновники уже знают, какая семья, им дают новую квартиру и так далее. Такие случаи происходят даже в нашем земном прагматичном мире.

А когда Господь посетил Иаира, может быть, эта радость от посещения скрывалась и заглушалась той скорбью, которая была в его сердце. Тем более, когда они уже подходили к дому, пришли слуги Иаира и сказали ему: «Не тревожь Учителя, потому что дочь твоя умерла». Дорогие братия и сестры, наша сегодняшняя панихида о рабе Божием Михаиле и этот евангельский отрывок о смерти двенадцатилетней дочери Иаира показывают, как внезапно, как неожиданно может это произойти и с нами в нашей жизни. И Михаил Ильич не собирался туда, в вечность, в тот момент он должен был идти в храм, потому что был день его дежурства. Супруга его рассказывала, что когда ему стало плохо, он уже падал от приступа, но он говорил такие слова: «Антонина, на работу надо, в храм идти надо, некогда умирать». Вот с такими словами человек ушел в Храм Небесный.

Дорогие братия и сестры, почему мы сейчас об этом с вами говорим? Да потому, что смерть всегда за человеком по пятам ходит. Во-первых, страшно опасна наша современная жизнь. Почти все ездят на автотранспорте, если не сами за рулём, то пользуются услугами пассажирского автотранспорта. Это тоже вещь чрезвычайно опасная: сколько было разных трагедий, катастроф, да и просто час твой может пробить в любую секунду, хоть ты здоров сегодня абсолютно, хоть в космос запускай. У Господа о каждом человеке Своё промышление есть, в том числе  каждому из нас давно Господом назначен свой час перехода в вечность. Это говорит о том, что мы с вами должны жить так, чтобы быть готовыми к этому переходу. Даст Господь предсмертную болезнь в здравом рассудке, да чтобы была возможность раскаяться в своих грехах, понять, что конец твой приходит, принести покаяние перед Богом и причаститься Святых Христовых тайн или не даст? Или будет молниеносная смерть? Это всё находится в руках Промысла Божия. Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть сегодняшнее наше скорбное приходское событие  и это Евангелие побудят нас жить так, чтобы быть готовыми встретиться с Господом в любой момент нашей с вами жизни.

Евангелие, которое сегодня читалось, не на этой грустной ноте заканчивается. Господь приходит в дом, где уже слышны были погребальные вопли, стоны плакальщиц в традициях иудеев — уже оплакивали юную оборвавшуюся жизнь. Христос заходит в дом и говорит, что девица не умерла — она спит.  Представляете, если такие слова сказать кому-либо, войдя в дом усопшего. Это, как минимум, может быть оскорбительным для памяти усопшего человека, для близких, родных, как некие, может быть, оскорбительные слова, сказанные с непониманием, с издевкой, если хотите. И Христа точно так же не поняли те люди, и смеялись над Ним, как сказано в Евангелии, потому что факт смерти уже был очевиден. Тогда Господь заходит в ту комнату, где лежало тело умершей отроковицы. С ним входят родители её: отец и мать, и ближайшие ученики: Иаков, Иоанн и Петр, Христос берёт за руку умершую отроковицу и говорит: «Девица, тебе говорю, встань». И при этих словах она встаёт с погребального одра, жизнь возвращается в неё по повелению Божию. И Господь повелевает дать ей есть, потому что, когда человек ест или спит, значит, жить будет. В состоянии тяжёлой болезни обычно это сделать невозможно.

Это напоминает нам с вами мысль, которой оканчивается Символ Веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Действительно, так это. Аминь, как говорится по-славянски. Это утверждает в нас мысль о том, что разлука с умершими не окончательная. Да, есть грусть расставания, но связь не теряется и не прекращается. Она переходит только в иную и, между прочим, более совершенную сферу человеческих взаимоотношений. И все мёртвые, все усопшие близкие, родные и наши в том числе, несомненно, воскреснут в конце истории рода человеческого. Они будут призваны к вечной, блаженной жизни вместе со своими воскрешен-ными Богом телами.

Когда Иаир шёл в дом, зная уже о смерти дочери, Господь ему сказал такие слова: «не бойся, только веруй и спасена будет». Эти слова — как призыв к духовному оптимизму. Господь обращается и к нам в любых жизненных ситуациях: в скорбях, в болезнях, в несправедливостях жизни, в притеснениях и так далее: «не бойся, только веруй». Или, как говорит Давид в одном из псалмов: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает». Только не надейся на свои силы, на своё образование, на свой опыт, на свои связи, потому что Господь смирит тебя. На Бога надейся, и тогда, несомненно, будет всё в твоей жизни по Промыслу Божию. Аминь.

18 ноября 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читался отрывок из Евангелия от Луки об одном из самых значимых чудес, совершённых Спасителем во время Его земной жизни – воскрешением дочери Иаира. Оно продолжает тему смерти, скоротечности жизни человеческой. 

Иаир был начальником синагоги, человеком, очень уважаемым и почитаемым в народе.  Если можно сравнить его положение, чтобы было понятно, о чём идёт речь, в наше время это уровень, например, архиерея в провинции — по нему сверялось нравственное учение. Он был  неким эталоном веры в иудейском обществе, в своём городе. Но у него было большое горе — единственная дочь, отроковица двенадцати лет, находилась при смерти. Наверное, учитывая своё высокое положение в обществе, Иаир испробовал все имеющиеся доступные средства, чтобы поддержать жизнь и здоровье дочери. Но когда он понял, что это всё оказалось напрасным, для спасения дочери он совершает удивительный поступок – обращается за помощью ко Христу, учение Которого не приветствовалось книжниками и фарисеями. Иаир  находит Его, окружённого множеством людей, и, что вы думаете, не на колеснице подъезжает, тогда Мерседесов не было ещё, но совершенно скромно, несоответственно своему положению, не просто подходит ко Христу, а падает перед Ним на колени перед всем честным народом.

 Его поступок – образец необыкновенного смирения. Представьте себе, если в наше время губернатор, глава администрации, депутат Госдумы просто в храм войдут — слава Тебе, Господи, а чтобы упал на колени, да ещё перед всем честным народом, да молился со слезами — такое представить невозможно, это совершенно нереально. Хотя верующие люди есть и в высоких эшелонах власти, но это редчайшее исключение. Потому что должность, которая у человека есть, его втягивает в определенный круг общения, диктует свои правила, в том числе и внешнего этикета.

Иаир, разбитый горем из-за тяжёлой болезни дочери, забывает весь этот этикет, который был, несомненно, и в то время. Наверное, в своей обычной жизни Иаир встречал  определённое отношение народа к себе: когда он шёл по улицам своего селения, наверняка люди кланялись ему, приветствовали его совершенно искренне, оказывая почитание и благоговение перед его высоким служением.

И вот мы видим это удивительное смирение Иаира, когда он упал перед Господом на колени и сказал: «дочь моя тяжко страдает». И Господь ответил ему: «Я приду и исцелю её». Но затем Христа окружает толпа народа, людей обездоленных, несчастных, со своими скорбями и болезнями, которым, может быть, не так интересно было и учение Христа, а нужен был Он Сам. Точнее, не Сам, а возможность совершения Им чудес. Они надеялись, что Господь утолит их скорби, у каждого свои, надеялись на это и поэтому сопровождали Христа непрестанно во время Его земной жизни. Например, точно так же, как и сейчас, люди наполняют храмы Божии не всегда ради Самого Христа и Господа, а в большей степени ради того, чтобы получить от Него что-либо необходимое для жизни, для настоящего часа.

Да, действительно, Христос может всё дать и исполнить любое прошение. Но принципиально важно для нас и для Бога, чтобы мы благоговели перед Самим Богом, а не перед Его свойствами и способностями исцеления или дарования других чудес; чтобы нам нужен был Сам Бог, а не чудеса, которые мы ожидаем от Него. Потому что, если только человек приходит в Церковь и ищет Бога только для того, чтобы исполнились его молитвы, его чаяния, то когда они исполняются, Бог снова оказывается ненужным до новых испытаний и скорбей в нашей жизни.

Когда Иаир услышал, что Господь дал согласие на то, что Он придёт в его дом, наверное, его сердце исполнилось необыкновенной радости. Но народ окружал Христа, высказывал Ему свои просьбы, заграждал, наконец, Ему путь, и Он не мог так быстро идти. Мы можем себе представить, что Иаир из-за этого очень переживал,  хотя об этом в Евангелии не говорится, но это, несомненно, было так.

Здесь как бы попутно Господь совершает ещё одно чудо,  исцелив больную женщину. После исцеления между Господом и этой женщиной происходит диалог, в котором обнаруживается её вера, и исцеление этой женщины становится очевидным для всех.

Но время идёт, а дочь Иаира умирает. Это трепетное переживание Иаира можно сравнить с переживанием человека, когда у него случился какой-то внезапный приступ со здоровьем, и он ожидает «скорой помощи». Слава Богу, что сейчас врачи уже не отвечают, что бензина нет, и поэтому они не могут приехать. Хотя и не за пять минут, но, тем не менее, они приезжают. Если это не какой-то серьезный сердечный приступ, то умереть до приезда «скорой помощи» может быть и не получится. Это трепетное ожидание на нервах близких, родных, когда они взирают на угасающую жизнь человека, ищут адрес или телефон. А когда после оказания первой помощи надо госпитализировать человека, врачи говорят: ищите соседей, будем выносить. Водитель не выносит у нас, у него другая работа. Разве не так это бывает? Однозначно, это реалии нашей с вами жизни.

Поэтому, дорогие братия и сестры, подобные трепетные чувства были у Иаира — он переживал необыкновенно. В такие минуты человек может поседеть в одно мгновение. Но вот, наконец, Господь приходит в его дом. Само одно это посещение приносит умиротворение и счастье. Мы об этом с вами в буквальном смысле мечтать не можем, потому что мы не современники Христа. Мы можем мечтать только о соединении с Господом посредством таинств Церковных, причащения и посредством нашей веры в Него. Но тогда посещение Христа было буквально воочию. Какую радость оказывают нам с вами или каким-то иным счастливым людям неожиданное посещение их великими людьми. Например, президент иногда посещает семьи. Когда в том или ином регионе происходят такие случаи, эти простые люди в одночасье знаменитостями становятся. Все их насущные вопросы уже решены на уровне чиновников ещё до приезда президента. Чиновники уже знают, какая семья, им дают новую квартиру и так далее. Такие случаи происходят даже в нашем земном прагматичном мире.

А когда Господь посетил Иаира, может быть, эта радость от посещения скрывалась и заглушалась той скорбью, которая была в его сердце. Тем более, когда они уже подходили к дому, пришли слуги Иаира и сказали ему: «Не тревожь Учителя, потому что дочь твоя умерла». Дорогие братия и сестры, наша сегодняшняя панихида о рабе Божием Михаиле и этот евангельский отрывок о смерти двенадцатилетней дочери Иаира показывают, как внезапно, как неожиданно может это произойти и с нами в нашей жизни. И Михаил Ильич не собирался туда, в вечность, в тот момент он должен был идти в храм, потому что был день его дежурства. Супруга его рассказывала, что когда ему стало плохо, он уже падал от приступа, но он говорил такие слова: «Антонина, на работу надо, в храм идти надо, некогда умирать». Вот с такими словами человек ушел в Храм Небесный.

Дорогие братия и сестры, почему мы сейчас об этом с вами говорим? Да потому, что смерть всегда за человеком по пятам ходит. Во-первых, страшно опасна наша современная жизнь. Почти все ездят на автотранспорте, если не сами за рулём, то пользуются услугами пассажирского автотранспорта. Это тоже вещь чрезвычайно опасная: сколько было разных трагедий, катастроф, да и просто час твой может пробить в любую секунду, хоть ты здоров сегодня абсолютно, хоть в космос запускай. У Господа о каждом человеке Своё промышление есть, в том числе  каждому из нас давно Господом назначен свой час перехода в вечность. Это говорит о том, что мы с вами должны жить так, чтобы быть готовыми к этому переходу. Даст Господь предсмертную болезнь в здравом рассудке, да чтобы была возможность раскаяться в своих грехах, понять, что конец твой приходит, принести покаяние перед Богом и причаститься Святых Христовых тайн или не даст? Или будет молниеносная смерть? Это всё находится в руках Промысла Божия. Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть сегодняшнее наше скорбное приходское событие  и это Евангелие побудят нас жить так, чтобы быть готовыми встретиться с Господом в любой момент нашей с вами жизни.

Евангелие, которое сегодня читалось, не на этой грустной ноте заканчивается. Господь приходит в дом, где уже слышны были погребальные вопли, стоны плакальщиц в традициях иудеев — уже оплакивали юную оборвавшуюся жизнь. Христос заходит в дом и говорит, что девица не умерла — она спит.  Представляете, если такие слова сказать кому-либо, войдя в дом усопшего. Это, как минимум, может быть оскорбительным для памяти усопшего человека, для близких, родных, как некие, может быть, оскорбительные слова, сказанные с непониманием, с издевкой, если хотите. И Христа точно так же не поняли те люди, и смеялись над Ним, как сказано в Евангелии, потому что факт смерти уже был очевиден. Тогда Господь заходит в ту комнату, где лежало тело умершей отроковицы. С ним входят родители её: отец и мать, и ближайшие ученики: Иаков, Иоанн и Петр, Христос берёт за руку умершую отроковицу и говорит: «Девица, тебе говорю, встань». И при этих словах она встаёт с погребального одра, жизнь возвращается в неё по повелению Божию. И Господь повелевает дать ей есть, потому что, когда человек ест или спит, значит, жить будет. В состоянии тяжёлой болезни обычно это сделать невозможно.

Это напоминает нам с вами мысль, которой оканчивается Символ Веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Действительно, так это. Аминь, как говорится по-славянски. Это утверждает в нас мысль о том, что разлука с умершими не окончательная. Да, есть грусть расставания, но связь не теряется и не прекращается. Она переходит только в иную и, между прочим, более совершенную сферу человеческих взаимоотношений. И все мёртвые, все усопшие близкие, родные и наши в том числе, несомненно, воскреснут в конце истории рода человеческого. Они будут призваны к вечной, блаженной жизни вместе со своими воскрешен-ными Богом телами.

Когда Иаир шёл в дом, зная уже о смерти дочери, Господь ему сказал такие слова: «не бойся, только веруй и спасена будет». Эти слова — как призыв к духовному оптимизму. Господь обращается и к нам в любых жизненных ситуациях: в скорбях, в болезнях, в несправедливостях жизни, в притеснениях и так далее: «не бойся, только веруй». Или, как говорит Давид в одном из псалмов: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает». Только не надейся на свои силы, на своё образование, на свой опыт, на свои связи, потому что Господь смирит тебя. На Бога надейся, и тогда, несомненно, будет всё в твоей жизни по Промыслу Божию. Аминь.

Предыдущая проповедь

28 октября 2012

Притча о сеятеле
Следующая проповедь

2 декабря 2012

Памяти святителя Филарета. Притча о любостяжательном богаче

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00