Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воскрешение дочери Иаира

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресный день мы слышали с вами за Божественной литургией повествование евангелиста Луки об одном удивительном  чуде — воскрешении дочери  Иаира. В Евангелии запечатлены несколько таких чудес воскрешения мёртвых, которые совершил Господь среди многих чудес исцеления больных, хромых, глухих, парализованных, среди чудес, которыми Господь показывал Своё Божественное всемогущество, когда Он ходил по водам, преумножал хлебы и пятью хлебами насытил несколько тысяч людей. Но те чудеса, когда Он  мёртвых воскрешал, являются самыми поразительными как во времена Христа, так и в наши дни тоже.

Сегодня речь пойдёт об одном из этих удивительных чудес. Когда Господь возвращался из страны Гадаринской, народ в нетерпении ожидал Его на Галилейском берегу. Едва Он вышел из лодки, как к Нему пришёл Иаир. Так звали отца больной девочки, единственной его дочери, двенадцатилетней отроковицы, которая была при смерти. Иаир был человеком очень известным в своём городе, он был начальником синагоги. Для иудеев всех времен: и прежних лет, и настоящих эта должность была весьма почитаема. Он заведовал молитвенным собранием иудеев, которое происходило по субботам, стоял на страже соблюдения Ветхозаветного Закона, обрядовых предписаний и был неким эталоном веры и жизни среди иудеев. И вот в его семье случилось горе — единственная дочь его очень тяжело заболела, и по всем признакам дни земной жизни её оканчивались, она была при смерти.

Несчастный отец, наверное, искал всяческие средства для исцеления дочери, для облегчения её страданий, как ищут их порой и современные люди, несчастные родители больных деток, или сами, когда настигают их те или иные болезни. Но отличие современных людей, и, в общем-то, и нас с вами, маловерных людей, от того отца заключается в том, что он попал по точному адресу. Не так, как современные худосочные, маловерные христиане, по всем бабкам пройдут, по колдуньям, по экстрасенсам, целителям и тому подобным. А потом, когда уже ничего не помогает, деньги на «бесплатную» медицину все израсходованы, иногда сотни тысяч рублей, только тогда, наконец, вспоминают, что в  храме-то бесплатно, и Господь-то рядом, и Он хозяин жизни человеческой.

Но Иаир чудом Божиим, Промыслом Божиим оказался современником земной жизни Христа, и поэтому очень счастливым человеком. Услышав о Христе, как о необыкновенном учителе, о многих Его чудесах, он совершает очень неординарный, выдающийся поступок. Он идёт, ищет Христа вопреки общему мнению его собратьев-иудеев, которые не признавали Христа, считали Его нарушителем закона, Который представляет угрозу для их сложившегося, понятного, религиозного благочестия. Будучи начальником веры иудеев, Иаир совершает этот поступок вопреки всеобщему мнению. Это примерно то же самое, как если бы при советской власти пришел в храм председатель исполкома или горкома. Это вещи были совсем нереальные в советские времена. Что там о таких должностях говорить, когда если даже человек чуть-чуть повыше разнорабочего на заводе, и то ему было немыслимо появиться там, где молились Богу.

Но Иаир проявляет удивительное смирение. Он подходит ко Христу и говорит очень скромно, тихо и вежливо и смиренно падает на колени перед Христом, умоляя, чтобы Он пришёл в дом его, как, например, батюшка в прежние времена пришёл бы в гости к председателю колхоза, и вся деревня это видела: «Ничего себе, батюшка вошёл к нему средь бела дня, да что же с ним случилось такое?»

Конечно, Христос, шёл, не таясь, понимаете, не ночью, оглядываясь, чтоб никто не видел —  Он открыто, всенародно согласился исполнить эту просьбу Иаира и прийти в его дом. Это согласие Господа, как скоро Он откликнулся на мольбу несчастного отца, ещё и ещё раз показывает, как милосерден Господь к нам, грешникам. Сразу, только услышав одно обращение к Нему, Господь оставляет тех людей, которые меньше нуждались в Его слове, в Его Божественном, отцовском попечении, с нашей точки зрения, и идёт сразу туда, где большее горе, чтобы успокоить мятущиеся сердца, которые постигла такая скорбь.

В дом Иаира они идут пешком. Мы не знаем, на каком расстоянии, но какое-то достаточно большое расстояние отделяло то место, где произошла встреча Иаира с Господом от дома, где он жил. И конечно, в его душе бурлили противоречивые чувства: он очень переживал, нервничал, чтобы скорее Господь дошёл, чтобы Его никто не отвлекал. Тогда не было таких средств передвижений, как современные автомобили мощностью по двести, по триста лошадиных сил, и люди ходили в основном пешком. И вера его в то, что Господь Иисус Христос может как-то помочь больной дочери, конечно, колебалась, она была очень ничтожна, вера в возможность исцеления.

Господь по пути к дому Иаира совершает чудо специально для укрепления его веры. Некая больная женщина двенадцать лет мучилась страшным недугом. Смотрите, первый век, а Лука в своём Евангелии написал очень интересную, примечательную фразу: «издержав на врачей всё своё имение, ни одним не могла быть вылечена». Как про XXI век сказано, правда? Эта несчастная женщина не могла находиться среди их общества. Она была в таком состоянии болезни, которая делала её нечистой. И эта нечистота её не прекращалась в течение двенадцати лет, пока она страдала этим недугом. Как прокажённая, она не могла быть в обществе, и никто не мог прикоснуться к ней, как и к мёртвому человеку, потому что, прикасаясь, такие люди становились сами нечистыми. Для того, чтобы вернуться к своей обычной жизни, они должны были куда-то выйти за город и там совершить некое ритуальное омовение и очищение. Но эта женщина совершает дерзновенный поступок: она подходит ко Христу, никому не говоря о своём состоянии, и прикасается к Его одежде тихо и незаметно. Потому что она имела веру в своём сердце, что достаточно прикоснуться даже не ко Христу, а хотя бы к Его одежде, и она получит исцеление, и эта вера её не подвела. Действительно, прикоснувшись к одежде Христа, она мгновенно почувствовала, что исцелилась.

Она хотела незаметно скрыться, но ради Иаира Господь сделал так, чтобы её поступок стал известен всем. Он спросил: «Кто прикоснулся ко Мне, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Это прикосновение особое было. Апостолы недоумевали этому вопросу: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, увидев, что она не может утаиться, перед всем народом подходит ко Христу, падает на колени  и объявляет о своей болезни, о чуде исцеления. Господь одобряет её поступок, её веру и говорит ей: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Это чудо исцеления, эти слова Господа услышал Иаир, и вера его окрепла. Он как бы окрылился в своей надежде, что Господь и в его горе сможет помочь.

Но затем, как обычно, когда вера крепнет, когда человек что-то делает ради Господа, всегда следуют искушения. Это и по нашей с вами религиозной жизни известно. Только пришёл человек в храм или только познакомился с христианством, как какой-то недостойный поступок узнал о верующих людях, то ещё какой-то соблазн, искушение, то после причастия искушения: и гнев, и раздражение человека обуревают, и ничего не остаётся от благодати. Господь молчит на молитвы наши, и человек погружается в глубину искушения, и море сомнения, маловерия охватывает его сердце, потому что дьявол не терпит укрепления веры у человека.

То же самое произошло с Иаиром. После того, как он увидел чудо исцеления женщины, после того, как надежда окрепла в его душе, пришли слуги из его дома и сказали страшную вещь: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Что же тогда с отцовским сердцем могло случиться? Никто и ничто не может помочь его единственной дочери, последняя надежда обрывается. И тогда Господь, понимая, какое горе обрушилось на Иаира, говорит ему: «не бойся, только веруй, и спасена будет», и продолжает шествие в его дом.

Весь дом был уже наполнен горем, воплями, рыданиями. У иудеев было в традиции оплакивать умерших. У каждого народа свои традиции. У русских безбожников, например, духовые оркестры нанимали в прежние десятилетия. Помните? А у иудеев и ещё у некоторых южных народов до сих пор существуют традиции, когда люди нанимают специальных людей, которые называются плакальщицы. Они оплакивают всю жизнь умершего и вспоминают при этом плаче все добродетели, все поступки человека, какой он был хороший, выдающийся и так далее, такие душераздирающие  вопли за деньги.

Господь, войдя в дом, приказал выйти всем и сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит». Евангелист Лука говорит что смеялись над Ним, не верили в Его слова. Эти слова показались кощунственными, оскорбительными для того священного покоя, который со смертью приходит. Но Господь взял трёх своих избранных, любимых учеников: Петра Иакова, Иоанна, отца и мать девицы и вошёл в комнату, где лежала умершая, бездыханная отроковица. Взяв её за руку, Господь возгласил: «девица, встань». И возвратился дух её; она встала на одре своём, и Он отдал её матери и сказал, чтобы дали ей есть. Потому что, когда ест человек, значит, будет поправляться. Это всем известный факт. В болезнях есть  не хочется.

Об этом выдающемся чуде, которое совершил Господь, мы вспоминаем сегодня. Кроме этого удивительного исторического воспоминания и благодарения Богу, которое должно исходить из сердца каждого из нас, что такого милостивого Отца и Господа мы исповедуем и веруем в Него, Который скоро откликается на каждое человеческое горе, это Евангелие ещё говорит о необходимости иметь пламенную и крепкую веру в Бога. Это та вера, которая возникла в Иаире, потом поколебалась, но именно та вера, которая единственная способна совершать чудеса.

Дорогие братия и сестры, мы с вами все, вроде, с одной стороны являемся верующими людьми. Это факт исторический, и вера в каждом из нас в чём-то проявляется. Не так, как у безбожников, вера в душе, в голове и так далее, мы уже говорили об этих абсурдных иллюзиях человеческих. Когда вера выражена, она всё-таки как-то теплится в жизни человека. Но ведь вера вере рознь. Какой существует критерий веры, какой она должна быть в нашей жизни? Как мы можем оценить, сильная вера у этого человека или нет; а у того сильнее или нет; а у кого её вообще нет? А всё очень просто. Господь нам дал критерий определить степень веры, некий инструмент, некий барометр: если скажешь горе, например, Румболовской, перейти отсюда туда, и будет тебе по слову твоему, если есть вера хотя бы с горчичное зерно. Господь не сказал, веру размером с гранитную глыбу из Карелии, а с горчичное зерно – это самое мелкое из семян. Если хотя бы такую веру будете иметь, то скажете горе этой: перейди отсюда сюда, и она перейдет, и ничего невозможного не будет для вас.

Есть ли такая вера в ком-то из нас? Конечно же, нет, дорогие братия и сестры. Какая вера, к чему мы с вами способны? Что наша вера может сделать? Кого исцелить, кому помочь, кого отодвинуть от смерти? Мы с грустью замечаем, что не обладаем такой верой. Наша вера, которая состоит в признании догматов Православной веры, это некая часть веры. Просто на русском языке та и другая вера: и вера грешников, и святых точно так же, как и любовь, выражается одним словом. Другого названия нет в русском языке. Например, мы можем с вами хотя бы приблизительно оценить и поразмышлять, а какую веру имели и какой обладали святые. Может быть, кто-то из вас имел такое счастье общаться при жизни с такими святыми людьми, как с отцом Николаем с острова Залита, с архимандритом Иоанном Крестьянкиным, с отцом Василием Ермаковым, с архимандритом Кириллом Павловым, ещё с кем-то из недавно умерших и ещё живых старцев. Когда сравниваешь свою жизнь с их жизнью, тогда и видишь вопиющую разницу между своей верой и верой этих великих адамантов, столпов веры в Бога.

Евангелие говорит нам о том, что когда человек чего-то просит у Бога, не должно быть и тени сомнения в том, что он может получить просимое. В послании Иакова говорится, что тот, кто сомневается в поучениях, подобен трости, ветром колеблемой.

Как же святому человеку представляется такая просьба? Нужно сосредоточиться, напрячь ум свой, как делают экстрасенсы, и чтобы ни одна мысль греховная не успела пробежать, и тогда, как некую формулу магическую, произнести нужные слова, и тогда Господь будет уловлен. Ни тени сомнения не должно быть в этот краткий момент.

Ничего подобного, дорогие братия и сестры. Вера, о которой говорится в Евангелии и которая ставится нам в пример, эта вера особая, это вера святых, к которой мы должны стремиться. Она, с одной стороны, является даром Божиим и даётся избранникам Божиим. Но избранники эти возникают не на пустом месте. В том или ином монастыре или в той или иной области, где жили эти праведники, которых мы упомянули, много было и других верующих людей, монахов и священнослужителей, но только им была дарованы особые дары Святого Духа, потому что они сами стремились своей жизнью к раскрытию этих даров. Они подготовили почву своего сердца, сделали её удобоприятной для того, чтобы Дух Святой сошёл и обитал в них всегда. В книге Премудрости говорится о том, что человеку грешному невозможно получить никакой божественный дар, пока он не преодолеет свой грех. «В злохудожную душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, повинном греху». (Прем.1:4)

Дорогие братия и сестры, на что же нам с вами надеяться, когда мы из многих грехов вылезти не можем, даже придя в ограду Церкви? И матная ругань, и блудные грехи, и измены жёнам и мужьям, и курение, и алкоголизм, и скандалы семейные, и гнев, и раздражение, и многие другие страшные и смертные грехи. Какая вера совместима с этим образом жизни? Эти слова говорят о том, что не будет никогда обитать Дух Божий в теле, повинном греху.

С этим грехом мы с вами должны бороться, преодолеть его и молиться Богу в степени крайнего смирения, так, как подходил ко Христу этот несчастный отец больной дочери: смиренно, на коленях. Так же и мы с вами должны никогда не терять это чувство, помнить всегда о своих грехах страшных, смертных; помнить о том, что редко кто из нас с молоком матери в ограде Церкви и сохранил это своё достопривилегию. Редко кто может похвалиться этим и отметить, что это даже не его заслуга, а родился он в такое время и в такой семье, а может быть, и ничего не сделал, чтобы сохранить и приумножить эту веру, которая дана кому-то из нас с молоком матери. А многие из нас жили вне Христа и вне Церкви и двадцать лет, и сорок, и шестьдесят лет жили, абсолютно игнорируя Бога, презирая и не считаясь с Ним никоим образом. Так о какой вере, о каком исполнении наших молитв мы можем говорить в таком случае? Это совершенно несправедливо не только с человеческой, но и с юридической точки зрения.

Поэтому будем преодолевать грех в нашей жизни и молиться к Богу со смирением, как молился один человек, просящий у Него чуда: «верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.

17 ноября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресный день мы слышали с вами за Божественной литургией повествование евангелиста Луки об одном удивительном  чуде — воскрешении дочери  Иаира. В Евангелии запечатлены несколько таких чудес воскрешения мёртвых, которые совершил Господь среди многих чудес исцеления больных, хромых, глухих, парализованных, среди чудес, которыми Господь показывал Своё Божественное всемогущество, когда Он ходил по водам, преумножал хлебы и пятью хлебами насытил несколько тысяч людей. Но те чудеса, когда Он  мёртвых воскрешал, являются самыми поразительными как во времена Христа, так и в наши дни тоже.

Сегодня речь пойдёт об одном из этих удивительных чудес. Когда Господь возвращался из страны Гадаринской, народ в нетерпении ожидал Его на Галилейском берегу. Едва Он вышел из лодки, как к Нему пришёл Иаир. Так звали отца больной девочки, единственной его дочери, двенадцатилетней отроковицы, которая была при смерти. Иаир был человеком очень известным в своём городе, он был начальником синагоги. Для иудеев всех времен: и прежних лет, и настоящих эта должность была весьма почитаема. Он заведовал молитвенным собранием иудеев, которое происходило по субботам, стоял на страже соблюдения Ветхозаветного Закона, обрядовых предписаний и был неким эталоном веры и жизни среди иудеев. И вот в его семье случилось горе — единственная дочь его очень тяжело заболела, и по всем признакам дни земной жизни её оканчивались, она была при смерти.

Несчастный отец, наверное, искал всяческие средства для исцеления дочери, для облегчения её страданий, как ищут их порой и современные люди, несчастные родители больных деток, или сами, когда настигают их те или иные болезни. Но отличие современных людей, и, в общем-то, и нас с вами, маловерных людей, от того отца заключается в том, что он попал по точному адресу. Не так, как современные худосочные, маловерные христиане, по всем бабкам пройдут, по колдуньям, по экстрасенсам, целителям и тому подобным. А потом, когда уже ничего не помогает, деньги на «бесплатную» медицину все израсходованы, иногда сотни тысяч рублей, только тогда, наконец, вспоминают, что в  храме-то бесплатно, и Господь-то рядом, и Он хозяин жизни человеческой.

Но Иаир чудом Божиим, Промыслом Божиим оказался современником земной жизни Христа, и поэтому очень счастливым человеком. Услышав о Христе, как о необыкновенном учителе, о многих Его чудесах, он совершает очень неординарный, выдающийся поступок. Он идёт, ищет Христа вопреки общему мнению его собратьев-иудеев, которые не признавали Христа, считали Его нарушителем закона, Который представляет угрозу для их сложившегося, понятного, религиозного благочестия. Будучи начальником веры иудеев, Иаир совершает этот поступок вопреки всеобщему мнению. Это примерно то же самое, как если бы при советской власти пришел в храм председатель исполкома или горкома. Это вещи были совсем нереальные в советские времена. Что там о таких должностях говорить, когда если даже человек чуть-чуть повыше разнорабочего на заводе, и то ему было немыслимо появиться там, где молились Богу.

Но Иаир проявляет удивительное смирение. Он подходит ко Христу и говорит очень скромно, тихо и вежливо и смиренно падает на колени перед Христом, умоляя, чтобы Он пришёл в дом его, как, например, батюшка в прежние времена пришёл бы в гости к председателю колхоза, и вся деревня это видела: «Ничего себе, батюшка вошёл к нему средь бела дня, да что же с ним случилось такое?»

Конечно, Христос, шёл, не таясь, понимаете, не ночью, оглядываясь, чтоб никто не видел —  Он открыто, всенародно согласился исполнить эту просьбу Иаира и прийти в его дом. Это согласие Господа, как скоро Он откликнулся на мольбу несчастного отца, ещё и ещё раз показывает, как милосерден Господь к нам, грешникам. Сразу, только услышав одно обращение к Нему, Господь оставляет тех людей, которые меньше нуждались в Его слове, в Его Божественном, отцовском попечении, с нашей точки зрения, и идёт сразу туда, где большее горе, чтобы успокоить мятущиеся сердца, которые постигла такая скорбь.

В дом Иаира они идут пешком. Мы не знаем, на каком расстоянии, но какое-то достаточно большое расстояние отделяло то место, где произошла встреча Иаира с Господом от дома, где он жил. И конечно, в его душе бурлили противоречивые чувства: он очень переживал, нервничал, чтобы скорее Господь дошёл, чтобы Его никто не отвлекал. Тогда не было таких средств передвижений, как современные автомобили мощностью по двести, по триста лошадиных сил, и люди ходили в основном пешком. И вера его в то, что Господь Иисус Христос может как-то помочь больной дочери, конечно, колебалась, она была очень ничтожна, вера в возможность исцеления.

Господь по пути к дому Иаира совершает чудо специально для укрепления его веры. Некая больная женщина двенадцать лет мучилась страшным недугом. Смотрите, первый век, а Лука в своём Евангелии написал очень интересную, примечательную фразу: «издержав на врачей всё своё имение, ни одним не могла быть вылечена». Как про XXI век сказано, правда? Эта несчастная женщина не могла находиться среди их общества. Она была в таком состоянии болезни, которая делала её нечистой. И эта нечистота её не прекращалась в течение двенадцати лет, пока она страдала этим недугом. Как прокажённая, она не могла быть в обществе, и никто не мог прикоснуться к ней, как и к мёртвому человеку, потому что, прикасаясь, такие люди становились сами нечистыми. Для того, чтобы вернуться к своей обычной жизни, они должны были куда-то выйти за город и там совершить некое ритуальное омовение и очищение. Но эта женщина совершает дерзновенный поступок: она подходит ко Христу, никому не говоря о своём состоянии, и прикасается к Его одежде тихо и незаметно. Потому что она имела веру в своём сердце, что достаточно прикоснуться даже не ко Христу, а хотя бы к Его одежде, и она получит исцеление, и эта вера её не подвела. Действительно, прикоснувшись к одежде Христа, она мгновенно почувствовала, что исцелилась.

Она хотела незаметно скрыться, но ради Иаира Господь сделал так, чтобы её поступок стал известен всем. Он спросил: «Кто прикоснулся ко Мне, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Это прикосновение особое было. Апостолы недоумевали этому вопросу: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, увидев, что она не может утаиться, перед всем народом подходит ко Христу, падает на колени  и объявляет о своей болезни, о чуде исцеления. Господь одобряет её поступок, её веру и говорит ей: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Это чудо исцеления, эти слова Господа услышал Иаир, и вера его окрепла. Он как бы окрылился в своей надежде, что Господь и в его горе сможет помочь.

Но затем, как обычно, когда вера крепнет, когда человек что-то делает ради Господа, всегда следуют искушения. Это и по нашей с вами религиозной жизни известно. Только пришёл человек в храм или только познакомился с христианством, как какой-то недостойный поступок узнал о верующих людях, то ещё какой-то соблазн, искушение, то после причастия искушения: и гнев, и раздражение человека обуревают, и ничего не остаётся от благодати. Господь молчит на молитвы наши, и человек погружается в глубину искушения, и море сомнения, маловерия охватывает его сердце, потому что дьявол не терпит укрепления веры у человека.

То же самое произошло с Иаиром. После того, как он увидел чудо исцеления женщины, после того, как надежда окрепла в его душе, пришли слуги из его дома и сказали страшную вещь: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Что же тогда с отцовским сердцем могло случиться? Никто и ничто не может помочь его единственной дочери, последняя надежда обрывается. И тогда Господь, понимая, какое горе обрушилось на Иаира, говорит ему: «не бойся, только веруй, и спасена будет», и продолжает шествие в его дом.

Весь дом был уже наполнен горем, воплями, рыданиями. У иудеев было в традиции оплакивать умерших. У каждого народа свои традиции. У русских безбожников, например, духовые оркестры нанимали в прежние десятилетия. Помните? А у иудеев и ещё у некоторых южных народов до сих пор существуют традиции, когда люди нанимают специальных людей, которые называются плакальщицы. Они оплакивают всю жизнь умершего и вспоминают при этом плаче все добродетели, все поступки человека, какой он был хороший, выдающийся и так далее, такие душераздирающие  вопли за деньги.

Господь, войдя в дом, приказал выйти всем и сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит». Евангелист Лука говорит что смеялись над Ним, не верили в Его слова. Эти слова показались кощунственными, оскорбительными для того священного покоя, который со смертью приходит. Но Господь взял трёх своих избранных, любимых учеников: Петра Иакова, Иоанна, отца и мать девицы и вошёл в комнату, где лежала умершая, бездыханная отроковица. Взяв её за руку, Господь возгласил: «девица, встань». И возвратился дух её; она встала на одре своём, и Он отдал её матери и сказал, чтобы дали ей есть. Потому что, когда ест человек, значит, будет поправляться. Это всем известный факт. В болезнях есть  не хочется.

Об этом выдающемся чуде, которое совершил Господь, мы вспоминаем сегодня. Кроме этого удивительного исторического воспоминания и благодарения Богу, которое должно исходить из сердца каждого из нас, что такого милостивого Отца и Господа мы исповедуем и веруем в Него, Который скоро откликается на каждое человеческое горе, это Евангелие ещё говорит о необходимости иметь пламенную и крепкую веру в Бога. Это та вера, которая возникла в Иаире, потом поколебалась, но именно та вера, которая единственная способна совершать чудеса.

Дорогие братия и сестры, мы с вами все, вроде, с одной стороны являемся верующими людьми. Это факт исторический, и вера в каждом из нас в чём-то проявляется. Не так, как у безбожников, вера в душе, в голове и так далее, мы уже говорили об этих абсурдных иллюзиях человеческих. Когда вера выражена, она всё-таки как-то теплится в жизни человека. Но ведь вера вере рознь. Какой существует критерий веры, какой она должна быть в нашей жизни? Как мы можем оценить, сильная вера у этого человека или нет; а у того сильнее или нет; а у кого её вообще нет? А всё очень просто. Господь нам дал критерий определить степень веры, некий инструмент, некий барометр: если скажешь горе, например, Румболовской, перейти отсюда туда, и будет тебе по слову твоему, если есть вера хотя бы с горчичное зерно. Господь не сказал, веру размером с гранитную глыбу из Карелии, а с горчичное зерно – это самое мелкое из семян. Если хотя бы такую веру будете иметь, то скажете горе этой: перейди отсюда сюда, и она перейдет, и ничего невозможного не будет для вас.

Есть ли такая вера в ком-то из нас? Конечно же, нет, дорогие братия и сестры. Какая вера, к чему мы с вами способны? Что наша вера может сделать? Кого исцелить, кому помочь, кого отодвинуть от смерти? Мы с грустью замечаем, что не обладаем такой верой. Наша вера, которая состоит в признании догматов Православной веры, это некая часть веры. Просто на русском языке та и другая вера: и вера грешников, и святых точно так же, как и любовь, выражается одним словом. Другого названия нет в русском языке. Например, мы можем с вами хотя бы приблизительно оценить и поразмышлять, а какую веру имели и какой обладали святые. Может быть, кто-то из вас имел такое счастье общаться при жизни с такими святыми людьми, как с отцом Николаем с острова Залита, с архимандритом Иоанном Крестьянкиным, с отцом Василием Ермаковым, с архимандритом Кириллом Павловым, ещё с кем-то из недавно умерших и ещё живых старцев. Когда сравниваешь свою жизнь с их жизнью, тогда и видишь вопиющую разницу между своей верой и верой этих великих адамантов, столпов веры в Бога.

Евангелие говорит нам о том, что когда человек чего-то просит у Бога, не должно быть и тени сомнения в том, что он может получить просимое. В послании Иакова говорится, что тот, кто сомневается в поучениях, подобен трости, ветром колеблемой.

Как же святому человеку представляется такая просьба? Нужно сосредоточиться, напрячь ум свой, как делают экстрасенсы, и чтобы ни одна мысль греховная не успела пробежать, и тогда, как некую формулу магическую, произнести нужные слова, и тогда Господь будет уловлен. Ни тени сомнения не должно быть в этот краткий момент.

Ничего подобного, дорогие братия и сестры. Вера, о которой говорится в Евангелии и которая ставится нам в пример, эта вера особая, это вера святых, к которой мы должны стремиться. Она, с одной стороны, является даром Божиим и даётся избранникам Божиим. Но избранники эти возникают не на пустом месте. В том или ином монастыре или в той или иной области, где жили эти праведники, которых мы упомянули, много было и других верующих людей, монахов и священнослужителей, но только им была дарованы особые дары Святого Духа, потому что они сами стремились своей жизнью к раскрытию этих даров. Они подготовили почву своего сердца, сделали её удобоприятной для того, чтобы Дух Святой сошёл и обитал в них всегда. В книге Премудрости говорится о том, что человеку грешному невозможно получить никакой божественный дар, пока он не преодолеет свой грех. «В злохудожную душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, повинном греху». (Прем.1:4)

Дорогие братия и сестры, на что же нам с вами надеяться, когда мы из многих грехов вылезти не можем, даже придя в ограду Церкви? И матная ругань, и блудные грехи, и измены жёнам и мужьям, и курение, и алкоголизм, и скандалы семейные, и гнев, и раздражение, и многие другие страшные и смертные грехи. Какая вера совместима с этим образом жизни? Эти слова говорят о том, что не будет никогда обитать Дух Божий в теле, повинном греху.

С этим грехом мы с вами должны бороться, преодолеть его и молиться Богу в степени крайнего смирения, так, как подходил ко Христу этот несчастный отец больной дочери: смиренно, на коленях. Так же и мы с вами должны никогда не терять это чувство, помнить всегда о своих грехах страшных, смертных; помнить о том, что редко кто из нас с молоком матери в ограде Церкви и сохранил это своё достопривилегию. Редко кто может похвалиться этим и отметить, что это даже не его заслуга, а родился он в такое время и в такой семье, а может быть, и ничего не сделал, чтобы сохранить и приумножить эту веру, которая дана кому-то из нас с молоком матери. А многие из нас жили вне Христа и вне Церкви и двадцать лет, и сорок, и шестьдесят лет жили, абсолютно игнорируя Бога, презирая и не считаясь с Ним никоим образом. Так о какой вере, о каком исполнении наших молитв мы можем говорить в таком случае? Это совершенно несправедливо не только с человеческой, но и с юридической точки зрения.

Поэтому будем преодолевать грех в нашей жизни и молиться к Богу со смирением, как молился один человек, просящий у Него чуда: «верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.

Предыдущая проповедь

15 ноября 2013

Наставление богатому юноше
Следующая проповедь

24 ноября 2013

Святой великомученик Мина. Притча о милосердном самарянине

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00