Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воскрешение сыны Наинской вдовы

Дорогие братия и сестры! Сегодня за божественной литургией читалось Евангелие от Луки, которое повествует о воскрешении сына наинской вдовы. Это единственный отрывок в Евангелиях, который повествует об этом чуде. Евангелист Лука не преминул обязательно упомянуть об этом событии для нашего назидания и укрепления нашей веры. В Евангелиях больше нигде не упоминается о том, чтобы Господь ещё когда-либо посещал этот город Наин. Поэтому, рассматривая этот евангельский текст, толкователи Священного Писания делают предположения о том, что Господь специально и намеренно пришёл в этот город для совершения именно этого чуда, ради этой скорбящей вдовы, которая хоронила тогда своего единственного сына.

Когда Господь, сопровождаемый учениками и народом, который следовал за Ним, пришли к вратам этого города, из них выходила погребальная процессия. На специальных носилках несли умершего юношу. Иудеи не хоронили в гробах, они усопших заворачивали в специальные покрывала, называемые саванны, и на носилках несли к месту погребения. Как правило, это были тоже не могилы, а погребальные пещеры, высеченные в скалах. Вход в пещеру заваливался большим камнем, который делал невозможным проникновение туда животных или каких-то недоброжелателей, то есть людей, которые могли как-то осквернить память умерших. Кладбища находились, естественно, за городом.

Господь подошёл к этой траурной процессии. Рядом с погребальными носилками неотступно следовала скорбящая мать. Множество людей, жителей города, сопровождало процессию, соболезновало бедной вдове и соучаствовало в этом горе. Евангелист Лука даже говорит, что весь город вышел, потому что скорбь её была такая необыкновенная, потому что, может быть, совсем недавно она стала вдовой, похоронив мужа. Возможно, кончина юноши была какой-то особо примечательной и особо скорбной, что весь город вышел вместе со вдовой к месту предполагаемого погребения этого юноши, поддерживая её в этом страшном горе.

 Господь подходит к процессии, касается рукой этих погребальных носилок. Процессия, естественно, останавливается. Почему останавливается? Потому что этот поступок сразу шокирует людей. Прикосновение к мёртвым по иудейскому закону было невозможно. Это было осквернением человека. Если человек случайно прикасался к телу умершего, или, может быть, это самые близкие и родные, которые вынуждены были участвовать в погребении своего близкого человека, то они на несколько дней отлучались от общения с другими людьми израильского общества. Они были как прокажённые на этот период времени. Ветхозаветный закон даже предписывал особый обряд очищения, восстановления чистоты, нарушенной через прикосновение к мёртвому.

Поэтому Господь, когда подошёл к носилкам так близко, да ещё и коснулся их, это вызвало у всех удивление, потому что народ был суеверным всегда, как в те времена, так и в наши. Например, совершаешь отпевание усопшего, а близкие покойника не касаются, потому что в народе есть устойчивая вера в то, что кто понесёт покойника от храма до могилы, тот непременно следующим умрёт сам. Поэтому близкие  и родные вообще сторонятся покойника, боятся, предпочитают нанять ритуальные агентства, чтобы самому не последовать вслед умершего родственника.

Но тогда прикосновение к умершему было запрещено традициями ветхозаветного закона  и не было таким зловещим суеверием, как в наши дни для безбожного народа, который в Бога не верит, а предрассудки и суеверия имеют для него важное значение.

Господь, обращаясь к умершему, говорит: «Юноша! Тебе говорю, встань!» и с этими словами берёт его за руку. Юноша поднимается с погребальных носилок, открывает глаза и начинает говорить. Господь помогает ему сойти с носилок и отдаёт его матери.

Вот такое необыкновенное чудо случилось в Наине. Таких случаев, чудес воскрешения мёртвых немного в Евангелии. Кроме этого чуда, о котором мы упоминали, было ещё воскрешение дочери Иаира и Лазаря четверодневного — их всего несколько, которые совершил Господь и о которых сообщает Евангелие.

Это чудо воскрешения сына наинской вдовы среди прочих тоже примечательное. Оно является образом будущего воскрешения мёртвых. Господь перед Своим Вторым пришествием всех умерших воскресит, поставит на суд, и души их, пребывающие во власти Божией, соединятся с телами, которые рассыпались в прах, исчезли в глубинах морских или в пропастях земных. Для Бога нет ничего невозможного. И точно так же, как ошеломляющим было это чудо воскрешения умершего юноши, станет возможным чудо воскрешения всех умерших, независимо от того, где и когда настигла их смерть, в каком году, в каком тысячелетии.

Что станет к моменту Страшного Суда с телами? Останется ли хоть что-то, хоть прах какой-то земной за время пребывания в глубинах земли? Господь ведь из ничего сотворил первого человека — Адама. Не было никакого промежуточного творения, из праха земного было воссоздано тело человека, и вдунул Господь в него дыхание жизни. Точно так же из этого праха, в который обращается тело умершего с течением десятков лет, Господь воссоздаст точно такое же тело, которое имел человек в земной жизни. Точно такое, узнаваемое для других, только тело это уже не будет бояться смерти. Тело будет материальным по сравнению с Богом, но нематериальным в нашем с вами представлении. Оно не будет подвержено ни болезням, ни страданиям, но будет способно быть призванным к вечной жизни Богом.

Это чудо воскрешения мёртвых утешает каждого из нас в нашей скорби об умерших. Господь утешает и говорит, что это сиротливое состояние одиночества, состояние разлуки с нашими близкими, родными носит временный характер. Потому что быстротечна наша земная жизнь. Учитывая последние страшные события в мире: трагедии, войны, катастрофы, постоянно падающие самолеты, вертолеты или тонущие корабли, мы можем смело предположить, что живём мы, несомненно, в последние времена. Поэтому встреча наша с усопшими отцами, матерями, близкими, друзьями может быть уже, наверное, совсем скорой. По крайне мере, разлука с ними точно временная.

В этом Евангелии Господь показывает, каким Он является по отношению к нам: любящим Отцом, помнящим любую скорбь своих чад. В город Наин Его никто не звал, никто не просил прийти, никто не говорил об этом горе вдовы, которая хоронила единственного сына и осталась совсем одна.

Это страшное горе вообще хоронить кого бы то ни было. Еще более страшное и сильное горе – хоронить своих детей прежде себя самого. В ветхозаветные времена жизнь женщины ничем не была регламентирована, ничем не была обеспечена. Если умирал кормилец, никаких социальных гарантий, никаких выплат, никакой помощи — вообще ничего не было. Женщины жили только за счёт своих кормильцев: мужей или сыновей. Сейчас худо-бедно государство, хотя все его хают, правительство заботятся о людях, но, тем не менее, умереть с голода не дадут. Хоть какую-то пенсию, хоть в несколько тысяч рублей любой человек получит. Какие-то пособия есть, какие-то социальные  службы, собесы и соцзащиты. А тогда вообще ничего не было. И когда женщина хоронила единственного сына, можно смело сказать, что она хоронила саму себя, потому что, оставаясь одна, становилась никому не нужной. Никто о ней бы не заботился, никто бы не накормил, и она была обречена.

Но Господь знал по Своему Божественному предвидению об этой великой скорби. И опять же, утешая нас с вами в наших тяжёлых жизненных обстоятельствах, Господь как бы говорит, что Он всё знает и помнит, знает о нашей скорби и нужде. Господь будет участвовать в нашей жизни, изменит скорби и даст силы перенести их. И чем сильнее будет молитва человека и просьба к Богу об этом, тем скорее придёт эта помощь. Господь готов всегда прийти, чтобы взять эту скорбь человеческую на Свои всесильные руки, поддержать человека и даровать ему эту жизнь, временную и прекрасную, в этом Божьем мире. И через неё призвать человека к вечной блаженной жизни. Аминь.

23 октября 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня за божественной литургией читалось Евангелие от Луки, которое повествует о воскрешении сына наинской вдовы. Это единственный отрывок в Евангелиях, который повествует об этом чуде. Евангелист Лука не преминул обязательно упомянуть об этом событии для нашего назидания и укрепления нашей веры. В Евангелиях больше нигде не упоминается о том, чтобы Господь ещё когда-либо посещал этот город Наин. Поэтому, рассматривая этот евангельский текст, толкователи Священного Писания делают предположения о том, что Господь специально и намеренно пришёл в этот город для совершения именно этого чуда, ради этой скорбящей вдовы, которая хоронила тогда своего единственного сына.

Когда Господь, сопровождаемый учениками и народом, который следовал за Ним, пришли к вратам этого города, из них выходила погребальная процессия. На специальных носилках несли умершего юношу. Иудеи не хоронили в гробах, они усопших заворачивали в специальные покрывала, называемые саванны, и на носилках несли к месту погребения. Как правило, это были тоже не могилы, а погребальные пещеры, высеченные в скалах. Вход в пещеру заваливался большим камнем, который делал невозможным проникновение туда животных или каких-то недоброжелателей, то есть людей, которые могли как-то осквернить память умерших. Кладбища находились, естественно, за городом.

Господь подошёл к этой траурной процессии. Рядом с погребальными носилками неотступно следовала скорбящая мать. Множество людей, жителей города, сопровождало процессию, соболезновало бедной вдове и соучаствовало в этом горе. Евангелист Лука даже говорит, что весь город вышел, потому что скорбь её была такая необыкновенная, потому что, может быть, совсем недавно она стала вдовой, похоронив мужа. Возможно, кончина юноши была какой-то особо примечательной и особо скорбной, что весь город вышел вместе со вдовой к месту предполагаемого погребения этого юноши, поддерживая её в этом страшном горе.

 Господь подходит к процессии, касается рукой этих погребальных носилок. Процессия, естественно, останавливается. Почему останавливается? Потому что этот поступок сразу шокирует людей. Прикосновение к мёртвым по иудейскому закону было невозможно. Это было осквернением человека. Если человек случайно прикасался к телу умершего, или, может быть, это самые близкие и родные, которые вынуждены были участвовать в погребении своего близкого человека, то они на несколько дней отлучались от общения с другими людьми израильского общества. Они были как прокажённые на этот период времени. Ветхозаветный закон даже предписывал особый обряд очищения, восстановления чистоты, нарушенной через прикосновение к мёртвому.

Поэтому Господь, когда подошёл к носилкам так близко, да ещё и коснулся их, это вызвало у всех удивление, потому что народ был суеверным всегда, как в те времена, так и в наши. Например, совершаешь отпевание усопшего, а близкие покойника не касаются, потому что в народе есть устойчивая вера в то, что кто понесёт покойника от храма до могилы, тот непременно следующим умрёт сам. Поэтому близкие  и родные вообще сторонятся покойника, боятся, предпочитают нанять ритуальные агентства, чтобы самому не последовать вслед умершего родственника.

Но тогда прикосновение к умершему было запрещено традициями ветхозаветного закона  и не было таким зловещим суеверием, как в наши дни для безбожного народа, который в Бога не верит, а предрассудки и суеверия имеют для него важное значение.

Господь, обращаясь к умершему, говорит: «Юноша! Тебе говорю, встань!» и с этими словами берёт его за руку. Юноша поднимается с погребальных носилок, открывает глаза и начинает говорить. Господь помогает ему сойти с носилок и отдаёт его матери.

Вот такое необыкновенное чудо случилось в Наине. Таких случаев, чудес воскрешения мёртвых немного в Евангелии. Кроме этого чуда, о котором мы упоминали, было ещё воскрешение дочери Иаира и Лазаря четверодневного — их всего несколько, которые совершил Господь и о которых сообщает Евангелие.

Это чудо воскрешения сына наинской вдовы среди прочих тоже примечательное. Оно является образом будущего воскрешения мёртвых. Господь перед Своим Вторым пришествием всех умерших воскресит, поставит на суд, и души их, пребывающие во власти Божией, соединятся с телами, которые рассыпались в прах, исчезли в глубинах морских или в пропастях земных. Для Бога нет ничего невозможного. И точно так же, как ошеломляющим было это чудо воскрешения умершего юноши, станет возможным чудо воскрешения всех умерших, независимо от того, где и когда настигла их смерть, в каком году, в каком тысячелетии.

Что станет к моменту Страшного Суда с телами? Останется ли хоть что-то, хоть прах какой-то земной за время пребывания в глубинах земли? Господь ведь из ничего сотворил первого человека — Адама. Не было никакого промежуточного творения, из праха земного было воссоздано тело человека, и вдунул Господь в него дыхание жизни. Точно так же из этого праха, в который обращается тело умершего с течением десятков лет, Господь воссоздаст точно такое же тело, которое имел человек в земной жизни. Точно такое, узнаваемое для других, только тело это уже не будет бояться смерти. Тело будет материальным по сравнению с Богом, но нематериальным в нашем с вами представлении. Оно не будет подвержено ни болезням, ни страданиям, но будет способно быть призванным к вечной жизни Богом.

Это чудо воскрешения мёртвых утешает каждого из нас в нашей скорби об умерших. Господь утешает и говорит, что это сиротливое состояние одиночества, состояние разлуки с нашими близкими, родными носит временный характер. Потому что быстротечна наша земная жизнь. Учитывая последние страшные события в мире: трагедии, войны, катастрофы, постоянно падающие самолеты, вертолеты или тонущие корабли, мы можем смело предположить, что живём мы, несомненно, в последние времена. Поэтому встреча наша с усопшими отцами, матерями, близкими, друзьями может быть уже, наверное, совсем скорой. По крайне мере, разлука с ними точно временная.

В этом Евангелии Господь показывает, каким Он является по отношению к нам: любящим Отцом, помнящим любую скорбь своих чад. В город Наин Его никто не звал, никто не просил прийти, никто не говорил об этом горе вдовы, которая хоронила единственного сына и осталась совсем одна.

Это страшное горе вообще хоронить кого бы то ни было. Еще более страшное и сильное горе – хоронить своих детей прежде себя самого. В ветхозаветные времена жизнь женщины ничем не была регламентирована, ничем не была обеспечена. Если умирал кормилец, никаких социальных гарантий, никаких выплат, никакой помощи — вообще ничего не было. Женщины жили только за счёт своих кормильцев: мужей или сыновей. Сейчас худо-бедно государство, хотя все его хают, правительство заботятся о людях, но, тем не менее, умереть с голода не дадут. Хоть какую-то пенсию, хоть в несколько тысяч рублей любой человек получит. Какие-то пособия есть, какие-то социальные  службы, собесы и соцзащиты. А тогда вообще ничего не было. И когда женщина хоронила единственного сына, можно смело сказать, что она хоронила саму себя, потому что, оставаясь одна, становилась никому не нужной. Никто о ней бы не заботился, никто бы не накормил, и она была обречена.

Но Господь знал по Своему Божественному предвидению об этой великой скорби. И опять же, утешая нас с вами в наших тяжёлых жизненных обстоятельствах, Господь как бы говорит, что Он всё знает и помнит, знает о нашей скорби и нужде. Господь будет участвовать в нашей жизни, изменит скорби и даст силы перенести их. И чем сильнее будет молитва человека и просьба к Богу об этом, тем скорее придёт эта помощь. Господь готов всегда прийти, чтобы взять эту скорбь человеческую на Свои всесильные руки, поддержать человека и даровать ему эту жизнь, временную и прекрасную, в этом Божьем мире. И через неё призвать человека к вечной блаженной жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

2 октября 2011

О жизненном кресте
Следующая проповедь

27 ноября 2011

Притча о милосердном самарянине
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00