Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воспоминание Адамова изгнания

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы с вами стоим уже в преддверии Великого поста. Церковь, готовя нас к этому ответственному и спасительному времени уже в течение многих недель, подготовительных  к Великому посту, сегодня, словно для самых сомневающихся, маловерных или упёртых людей, предпринимает последнее средство увещевания — напоминает нам грехопадение прародителей.

Адам и Ева были сотворены Богом самыми совершенными из всего творения Божия. С совершенством первых людей ничто не могло сравниться: ни весь видимый внешний, материальный мир, ещё более прекрасный тогда, чем сейчас; ни всё разнообразие живых существ, которые населяли тогда в ещё большем множестве землю и место, где находился рай. Даже Ангелы не могли сравниться с совершенством человека, потому что обладали только одной духовной природой, а человек был сотворён Богом из души и тела, одинаково совершенных и прекрасных.

Но недолгим было блаженство первых людей в раю. Дьявол завидовал счастью и блаженству Адама и Евы, их непосредственному общению с Богом, которое он потерял в результате греха гордыни и восстания на Бога. По зависти дьявольской и произошло грехопадение первых людей.

Дьявол не мог открыто приблизиться к людям. Обычно он действует как-то незаметно, инкогнито, маскируясь под обстоятельства жизни и в наши дни, и в тот момент, когда произошло грехопадение первых людей. Если бы он явился воочию, как рисуют его иногда на картинах художники, которые, иногда неправильно ориентируясь в вопросах добра и зла, видят красоту во зле или иногда некоторым людям для особого вразумления является дьявол в подлинном своём «величии», то от лицезрения этого образа дьявольского человеку невозможно иногда и в здравом  уме остаться, настолько мерзостен и ужасен его вид.

Когда  преподобного Серафима Саровского спрашивали любопытствующие современники, а они знали, что он видит демонов и они искушают его, как же они выглядят, преподобный говорил лишь прикровенно, что они гнусны, жалея психику людей, их психическое и духовное здоровье.

А бесы это прекрасно понимают. И дьявол в образе змия, который тогда был наделён прекрасными качествами, обладал определенным совершенством, мудростью по сравнению с земными тварями, стал искушать Еву, как более слабое существо, позднее Адама созданное Богом к жизни в этом мире. Он начал с такого вопроса: «А подлинно ли Бог запретил вам есть от всех деревьев, которые находятся в раю?» Дьявол прекрасно понимал, что он говорит открытую ложь, но он намеревался вселить сомнения к Богу в первых людях.

Теперь-то мы с вами безошибочно знаем, где истоки этого сомнения в вопросах веры, в вопросах отношения человека к Богу. Многие люди приходят в храм и каются на исповеди, что сомневаются во многих вопросах веры, вероучения Церкви, в догматах что-то непонятное для них, что они отрицают своим умом, отвергают совсем или  выборочно принимают истину. И мы должны прекрасно понимать, что когда человека обуревают такие сомнения и мысли богохульные, за этими сомнениями и мыслями очень близко к ушам человеческим стоит дьявол, который нашёптывает эти сомнения, с которого начался грех первых людей.

Вопрос заинтриговал Еву, и она отвечает совершенно справедливо, защищая святость Божию, и говорит этому змею: «Нет. Ты лжёшь. Господь нам от всего разрешил вкушать, что находится в раю, только плоды от  одного древа, которое находится посреди рая, древа познания добра и зла, Господь запретил вкушать, потому в тот день, когда мы вкусим этих плодов, смертию умрём». Дьявол далее, услышав правду, всевает новое сомнение и пытается внушить недоверие к Богу: «Нет не умрёте, если вкусите, но будете как боги, знающие добро и зло». При этих словах, при таком бесовском очаровании Ева видит знакомые плоды, которые до этого ничем не прельщали её, в совершенно новом свете. Потому что рай был настолько красив, и всё там было в таком изобилии, что нам и помыслить невозможно.

Иногда человека, когда попадает на такие южные курорты, где зимы не бывает, например, в районе экватора, у него невольно вырываются такие слова: как в раю – и зелень неувядающая, и плоды диковинные, и море тёплое. Но это лишь жалкий отблеск райского блаженства, утерянного на земле. Поэтому чувство, которое испытала Ева — недоверие Богу, это уже следующий шаг за маловерием. Как часто нас обуревают эти чувства недоверия Богу, когда мы пытаемся чего-то делать сами, не дожидаясь Его ответа, Его помощи и как бы берём сами, как говорится в народе, Царство Божие вручную, сами, своими силами, трудом, не дожидаясь и будучи иногда не согласны с возможным голосом воли Божией, который мы подсознательно знаем, но отвергаем его, высказывая этим недоверие Богу. С этого начинается падение человека, уход его от Церкви и, следовательно, от Бога.

Церковь напоминает нам грех Адама, который  привёл к тому, что первые люди потеряли райское блаженство, привёл к тому, что они почти всё потеряли из тех божественных свойств, совершенных свойств, которыми были одарены от Бога, когда находились в раю, когда были друзьями Божиими и когда Бог беседовал с ними лицом к лицу. И человек практически всё потерял. Лишь один бесценный дар, который отличает его до сих пор от всего живого творения: свобода выбора, свобода воли — это божественная черта в человеке, которую Бог никогда не забирает, как бы далеко от него не заводила человека эта свобода, переходящая иногда даже в произвол и богоборчество.

Образ Божий, который так ярко сиял в человеке, которым он был похож на Бога, можно сказать, в буквальном смысле этого слова, Адам и Ева тоже теряют. Лишь некие отблески некоего совершенства остаются в природе человека и могут быть раскрыты только в устремлении человека к Богу. Если человек теряет этот вектор своего движения и направленности, он уподобляется бессловесным тварям, с которыми человека роднит его физическая, материальная природа. Ведь с некоторыми особями, например, человека имеет почти иногда стопроцентное сходство по форме внутренних органов. Каждый пусть сам подумает об этом возможном сходстве, с кем из тварей человек больше всего похож на самом деле. Между прочим, даже не с обезьянами пресловутыми, о которых говорил Дарвин, а с другими, более страшными существами, которых очень боялись ветхозаветные иудеи.

Церковь предупреждает нас с вами в период вступления в Великий пост, что если человек не будет стремиться у Богу, не будет идти путём поста и молитвы, то он пойдёт неизменно путем деградации, уподобления и скатывания в скотскую, животную жизнь.

Церковь напоминает, что потерял человек после грехопадения первых людей, чтобы он устремился снова попасть в райские обители. Потому что искупительным подвигом Христа Спасителя для человека снова открыты райские двери через приятие и наследование спасительных плодов Его страданий, через принадлежность Церкви и установления Богу через причастие Его Тела и Крови, человек становится сотелесником Христу и призван наследовать ещё более полное блаженство, чем то, которое имел Адам в раю.

Святые отцы, напоминая об изменениях в человеческой природе, называют состояние Адама, которое он имел в раю до грехопадения, естественным. Нынешнее состояние человека, несмотря на нормальную температуру тела и относительное здоровье, святые отцы называют состоянием противоестественным.  А вот то состояние, к которому призван человек, идущий вслед за Христом, они называют состоянием сверхъестественным, непостижимым для человеческого ума, потому что, как говорил апостол Павел: «Око никогда не видело, и уши не слышали, и на сердце человека никогда не приходило то, что уготовал Бог любящим Его».

И дай Бог, чтобы в этом устремлении к духовным ценностям, источником которых является Бог, была устремлена наша с вами жизнь, и начинающийся Великий пост вёл нас этим спасительным, духовным путём к очищению своей души. Аминь.

2 февраля 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы с вами стоим уже в преддверии Великого поста. Церковь, готовя нас к этому ответственному и спасительному времени уже в течение многих недель, подготовительных  к Великому посту, сегодня, словно для самых сомневающихся, маловерных или упёртых людей, предпринимает последнее средство увещевания — напоминает нам грехопадение прародителей.

Адам и Ева были сотворены Богом самыми совершенными из всего творения Божия. С совершенством первых людей ничто не могло сравниться: ни весь видимый внешний, материальный мир, ещё более прекрасный тогда, чем сейчас; ни всё разнообразие живых существ, которые населяли тогда в ещё большем множестве землю и место, где находился рай. Даже Ангелы не могли сравниться с совершенством человека, потому что обладали только одной духовной природой, а человек был сотворён Богом из души и тела, одинаково совершенных и прекрасных.

Но недолгим было блаженство первых людей в раю. Дьявол завидовал счастью и блаженству Адама и Евы, их непосредственному общению с Богом, которое он потерял в результате греха гордыни и восстания на Бога. По зависти дьявольской и произошло грехопадение первых людей.

Дьявол не мог открыто приблизиться к людям. Обычно он действует как-то незаметно, инкогнито, маскируясь под обстоятельства жизни и в наши дни, и в тот момент, когда произошло грехопадение первых людей. Если бы он явился воочию, как рисуют его иногда на картинах художники, которые, иногда неправильно ориентируясь в вопросах добра и зла, видят красоту во зле или иногда некоторым людям для особого вразумления является дьявол в подлинном своём «величии», то от лицезрения этого образа дьявольского человеку невозможно иногда и в здравом  уме остаться, настолько мерзостен и ужасен его вид.

Когда  преподобного Серафима Саровского спрашивали любопытствующие современники, а они знали, что он видит демонов и они искушают его, как же они выглядят, преподобный говорил лишь прикровенно, что они гнусны, жалея психику людей, их психическое и духовное здоровье.

А бесы это прекрасно понимают. И дьявол в образе змия, который тогда был наделён прекрасными качествами, обладал определенным совершенством, мудростью по сравнению с земными тварями, стал искушать Еву, как более слабое существо, позднее Адама созданное Богом к жизни в этом мире. Он начал с такого вопроса: «А подлинно ли Бог запретил вам есть от всех деревьев, которые находятся в раю?» Дьявол прекрасно понимал, что он говорит открытую ложь, но он намеревался вселить сомнения к Богу в первых людях.

Теперь-то мы с вами безошибочно знаем, где истоки этого сомнения в вопросах веры, в вопросах отношения человека к Богу. Многие люди приходят в храм и каются на исповеди, что сомневаются во многих вопросах веры, вероучения Церкви, в догматах что-то непонятное для них, что они отрицают своим умом, отвергают совсем или  выборочно принимают истину. И мы должны прекрасно понимать, что когда человека обуревают такие сомнения и мысли богохульные, за этими сомнениями и мыслями очень близко к ушам человеческим стоит дьявол, который нашёптывает эти сомнения, с которого начался грех первых людей.

Вопрос заинтриговал Еву, и она отвечает совершенно справедливо, защищая святость Божию, и говорит этому змею: «Нет. Ты лжёшь. Господь нам от всего разрешил вкушать, что находится в раю, только плоды от  одного древа, которое находится посреди рая, древа познания добра и зла, Господь запретил вкушать, потому в тот день, когда мы вкусим этих плодов, смертию умрём». Дьявол далее, услышав правду, всевает новое сомнение и пытается внушить недоверие к Богу: «Нет не умрёте, если вкусите, но будете как боги, знающие добро и зло». При этих словах, при таком бесовском очаровании Ева видит знакомые плоды, которые до этого ничем не прельщали её, в совершенно новом свете. Потому что рай был настолько красив, и всё там было в таком изобилии, что нам и помыслить невозможно.

Иногда человека, когда попадает на такие южные курорты, где зимы не бывает, например, в районе экватора, у него невольно вырываются такие слова: как в раю – и зелень неувядающая, и плоды диковинные, и море тёплое. Но это лишь жалкий отблеск райского блаженства, утерянного на земле. Поэтому чувство, которое испытала Ева — недоверие Богу, это уже следующий шаг за маловерием. Как часто нас обуревают эти чувства недоверия Богу, когда мы пытаемся чего-то делать сами, не дожидаясь Его ответа, Его помощи и как бы берём сами, как говорится в народе, Царство Божие вручную, сами, своими силами, трудом, не дожидаясь и будучи иногда не согласны с возможным голосом воли Божией, который мы подсознательно знаем, но отвергаем его, высказывая этим недоверие Богу. С этого начинается падение человека, уход его от Церкви и, следовательно, от Бога.

Церковь напоминает нам грех Адама, который  привёл к тому, что первые люди потеряли райское блаженство, привёл к тому, что они почти всё потеряли из тех божественных свойств, совершенных свойств, которыми были одарены от Бога, когда находились в раю, когда были друзьями Божиими и когда Бог беседовал с ними лицом к лицу. И человек практически всё потерял. Лишь один бесценный дар, который отличает его до сих пор от всего живого творения: свобода выбора, свобода воли — это божественная черта в человеке, которую Бог никогда не забирает, как бы далеко от него не заводила человека эта свобода, переходящая иногда даже в произвол и богоборчество.

Образ Божий, который так ярко сиял в человеке, которым он был похож на Бога, можно сказать, в буквальном смысле этого слова, Адам и Ева тоже теряют. Лишь некие отблески некоего совершенства остаются в природе человека и могут быть раскрыты только в устремлении человека к Богу. Если человек теряет этот вектор своего движения и направленности, он уподобляется бессловесным тварям, с которыми человека роднит его физическая, материальная природа. Ведь с некоторыми особями, например, человека имеет почти иногда стопроцентное сходство по форме внутренних органов. Каждый пусть сам подумает об этом возможном сходстве, с кем из тварей человек больше всего похож на самом деле. Между прочим, даже не с обезьянами пресловутыми, о которых говорил Дарвин, а с другими, более страшными существами, которых очень боялись ветхозаветные иудеи.

Церковь предупреждает нас с вами в период вступления в Великий пост, что если человек не будет стремиться у Богу, не будет идти путём поста и молитвы, то он пойдёт неизменно путем деградации, уподобления и скатывания в скотскую, животную жизнь.

Церковь напоминает, что потерял человек после грехопадения первых людей, чтобы он устремился снова попасть в райские обители. Потому что искупительным подвигом Христа Спасителя для человека снова открыты райские двери через приятие и наследование спасительных плодов Его страданий, через принадлежность Церкви и установления Богу через причастие Его Тела и Крови, человек становится сотелесником Христу и призван наследовать ещё более полное блаженство, чем то, которое имел Адам в раю.

Святые отцы, напоминая об изменениях в человеческой природе, называют состояние Адама, которое он имел в раю до грехопадения, естественным. Нынешнее состояние человека, несмотря на нормальную температуру тела и относительное здоровье, святые отцы называют состоянием противоестественным.  А вот то состояние, к которому призван человек, идущий вслед за Христом, они называют состоянием сверхъестественным, непостижимым для человеческого ума, потому что, как говорил апостол Павел: «Око никогда не видело, и уши не слышали, и на сердце человека никогда не приходило то, что уготовал Бог любящим Его».

И дай Бог, чтобы в этом устремлении к духовным ценностям, источником которых является Бог, была устремлена наша с вами жизнь, и начинающийся Великий пост вёл нас этим спасительным, духовным путём к очищению своей души. Аминь.

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00