Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воспоминание Адамова изгнания из рая

Дорогие братья и сестры! Вы никогда не задумывались над таким известным для каждого человека событием, почему младенец, который покидает утробу матери, рождается в этот мир, входит в него с рыданиями и плачем? Наверное, есть много причин, объясняющих  это странное явление,  причин физиологического или иного характера. Но есть и другая причина,  потому что младенец, находясь во чреве матери, настолько привыкает к этой уникальной среде, в которой он обитает, что она кажется ему самой совершенной, возвышенной и ничего лучшего быть не может. Та среда является его миром, его покоем, тем местом, в которое определил его Бог и в котором он бесконечно счастлив. И когда это внезапно прерывается, то с плачем и рыданием начинается земная жизнь человека.

 И точно так же человек с не меньшим плачем, скорбью покидает этот мир, когда Господь призывает его к иной, лучшей жизни. Почему человек плачет, почему он скорбит, когда оканчивается его земная жизнь, почему он с плачем начинает свой жизненный путь на земле? Да потому, что иной среды обитания, иного места, лучшего и более возвышенного, он не знает, и ему кажется, что там, где живет он в данный момент, и вот, это место является вершиной совершенства, и ничего лучшего быть не может.

 И вот сегодня церковь говорит нам с вами, что есть иной мир, мир более совершенный, возвышенный и в тысячу раз превосходнее, чем тот мир, в котором мы с вами живем. Церковь говорит, что этот мир, как нам кажется, такой прекрасный и возвышенный, совершенный — он является миром, обезображенным грехом человека, миром извращенным, оскверненным. Церковь говорит, что раньше то место, в которое поместил Бог Адама, было совсем иное — невообразимое и непредставимое для человека. Церковь знает несколько избранников Божиих, которые видели райские обители, которые были чудом, промыслом Божиим перемещаемы в Рай или Царство Небесное. Мы знаем, что эти Небесные обители видел любимый ученик Христа Иоанн Богослов, который, когда находился в изгнании на острове Патмос, созерцал этот Небесный священный Иерусалим в необычайном блеске и сиянии, святости и чистоте. Мы знаем, что апостол Павел Духом Святым был восхищён на небо, и когда он желал поделиться со своими современниками — крестьянами и рассказать им, как выглядят эти райские обители, то даже его богопросвещённый ум образованнейшего человека своего времени не мог сказать об этом ни одного слова. И в одном из своих посланий он лишь прикровенно говорил, что знал одного человека, который восхищён был в Рай и видел неизреченные обители, и слышал неизреченные глаголы, о которых человеку невозможно передать, и видел такую красоту, которую невозможно описать в категориях человеческого языка.

 Нет ничего подобного, никаких аналогов, с которых можно было бы взять и скопировать, умножить и увеличить вот эту красоту, чтобы получить представление о том, что потерял человек.

Сегодня мы вспоминаем Адамово грехопадение, сегодня грустный и скорбный день ввиду этого воспоминания. Многие выдающиеся богословы пытались обрисовать хотя бы в каких-то словах своим современникам красоту райских селений, чтобы показать и прочувствовать, чего лишился человек с изгнанием из Рая и что с ним произошло. И вот умнейшие проповедники Церкви говорили, что Рая можно достигнуть, его можно заслужить и удостоиться, но представить и описать его невозможно. Священное писание говорит лишь в нескольких словах о том, что Рай первозданный, созданный Богом для человека, был устроен в виде прекрасного, живописнейшего сада, в который Бог поместил Адама и Еву, и в необычайной красоте, гармонии и радости пребывали в этом саду первые люди. Весь растительный и животный мир, весь космос был создан только ради них, ради человека, чтобы человек пользовался этими творениями Божьими, возвышал их, заботился о них, чтобы приводил их в совершенство, подтягивал как бы до своего уровня. Необычайной красоты и высоты духовной, на которую поставил Бог человека. И вот всей этой необычайной красоты и радости, о которой можно только помыслить, человек лишился в результате своего греха. Какая же была это радость, которой обладал человек.

 Один из проповедников 18-ого века привел такой пример. Однажды римские войска возвращались в  священный свой город с победой, и все жители этого города — отцы и матери, все близкие вышли к городским воротам и встречали победителей. Каждая мать, конечно, с трепетом всматривалась и искала знакомые черты своих сыновей в надежде, что они живыми и здоровыми вернутся в родной город и дом. И вот среди этих людей, встречающих победителей, была одна вдова, которая встречала единственного сына, и она не видела его. Она спрашивала у знакомых, у близких, где ее сын, но никто не видел и не знал. Наконец, до нее донеслась молва, что он убит, как герой, и напрасно ждать его у ворот этого священного града. Мать, конечно, заливается слезами, ее горе безутешно, но затем происходит чудо: она видит своего сына. Произошло недоразумение, и она бросается ему в объятия, обнимает его и мгновенно от этой неописуемой радости она умирает, но умирает в счастье и в радости, которые переполнили ее естество. Эта радость, эта такая кончина для нее намного счастливее, чем остаться вдовой и пережить еще одно страшное горе.

И вот некое подобие такой радости неизреченной, которую невозможно даже пережить смертному человеку, вот этой радости были причастны наши прародители, когда они пребывали в самом теснейшем общении с Богом. Бог по естеству, сама Святая Троица и Бог по благодати – человек, они были вместе. Бог создал человека, как своего ближайшего друга, сотаинника, с которым Он беседовал в прохладе Рая, и в этом состояло необыкновенное блаженство и счастье первых людей.

Но наши прародители не сохранили Райские места, они были свергнуты на землю, потому что до сотворения человека уже произошел первый бунт на небе, когда Денница отпал от Бога, треть ангелов он ухватил, прельстил своей бесовской гордостью. Это царство демоническое, обособившееся от Бога, оно стало враждовать на Него и завидовать всему, что связано с Богом. И конечно, дьявол страшно завидовал необычайной этой гармонии и счастью первого человека, и он всевает недоверие Богу. Правда ли, говорит дьявол, вселившийся в змея, что Бог запретил вам вкушать от всякого древа? В этих словах дьявол закрадывает очень страшную вещь, он говорит, что Бог обманщик, враг человека, что он специально так устроил, что человек может быть выше и совершеннее сам, без Бога, автономно и независимо от него, и прельщает сначала Еву, потом Адама, и они согрешают.  Этот грех состоял в непослушании Богу,  в нарушении поста, в нарушении одной-единственной заповеди. За этим грехом стояло множество других: и своеволие, и гордыня,  и самооправдание, и непослушание, и надмение,  и многие-многие другие страсти, которые являются олицетворением жизни каждого из нас.

 Не мы ли так же с вами поступаем, как Адам в своей жизни, отказываясь в послушаниисами пытаясь занять место, для которого мы никогда не созданы, пытаясь многое перевернуть, переиначить в этой жизни, следуя по пути первого революционера-дьявола. Это девиз жизни многих и многих из нас. И интересно отметить то, что человек, чем меньше собой представляет, чем менее он образован, чем менее преуспел он в духовной жизни или получил знание и образование о Боге, тем больше гордыня, тем больше человек ничего не видит, не видит своего ничтожества и убожества. И вот дьявол очень часто обольщает и таких людей, да и каждого из нас. И мы с вами желаем подчас обособиться и отойти от Бога, чтобы жить вне его.

 Когда Адам согрешает, он прячется от Бога, убегает из райских селений, и Бог первым выходит на поиск Адама. «Адам, где ты?»  В таких словах Библия говорит о поиске Адама Богом, но Адам не хочет идти на контакт с Богом. Он оправдывает себя, сваливает вину за грех на жену, жена на Бога, и это самооправдание человека, Адамово покаяние, оно стало нарицательным таким термином, словесами лукавствия, которыми оправдывается каждый из нас, что не в чем нам каяться и не чувствуем мы своего греха.

 Действительно, современный человек не чувствует глубины своего падения. Не чувствуем, что мы с вами ущербные и ущемленные люди, что мы многое с вами потеряли в результате греха Адама, что вся земля осквернена. Она стала бесплодной, произрастают одни тернии и волчцы, что жены с болью и страданием рождают детей в этот мир, что человеческое естество разделилось. Враждуют в своем естестве дух, душа и тело, нет гармонии. Животный мир восстает на человека, все погружается в войну, в озлобленность, в страдание, в ненависть.

Это все результат греха Адама. Этот же грех Адама заставил вторую ипостась Святой Троицы оставить небесные чертоги, говоря в человеческом таком плане, воспринять эту плоть, оскверненную Адамом, чтобы спасти ее и снова человеку вернуть эти Райские обители ценой крестной смерти, ценой страданий, ценой мук по человеческому естеству на кресте сына Божия. И вот, когда мы в таком контексте размышляем о крестных страданиях Христа, то для нас становится ясным, что действительно так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную.

 Человек не чувствует своего убожества, не чувствует греха, не чувствует, что это состояние ненормальное, словно он в такую пропасть упал, что с этой адской глубины не видно вообще проблесков Божественного света. И так сильно и болезненно было для человека его падение, словно от непереносимой боли он впадает в какое-то аффектное или шоковое состояние, когда сильнейшая и мучительная боль  перестает восприниматься человеком, потому что, если бы не было этой защитной функции организма, то человеческое естество погибло бы во мгновение.

И вот, дорогие братья и сестры, с тоской об утерянном Рае Церковь вступает в Великий Пост. Она говорит, что не все потеряно, что сын Божий открыл для нас Царство Небесное, но в это Царство может войти только тот человек, который употребляет труд для этого. Царство Небесное нудится, то есть берется трудом, подвигом, и только употребляющие усилия и труд достигают его. В преддверии Великого Поста Церковь напоминает, предлагает и просит взять на себя вот этот подвиг: хоть какое-то воздержание и усмирение плоти, чтобы выйти навстречу Христу, который всегда первый протягивает руку падшему человеку. И  как искал он Адама в зарослях Рая, точно так же ищет он нас сегодня. И, обращаясь к каждому из нас, к нашему сердцу и в нас звучит его голос: «Адаме, где еси?»   Аминь. 

27 февраля 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братья и сестры! Вы никогда не задумывались над таким известным для каждого человека событием, почему младенец, который покидает утробу матери, рождается в этот мир, входит в него с рыданиями и плачем? Наверное, есть много причин, объясняющих  это странное явление,  причин физиологического или иного характера. Но есть и другая причина,  потому что младенец, находясь во чреве матери, настолько привыкает к этой уникальной среде, в которой он обитает, что она кажется ему самой совершенной, возвышенной и ничего лучшего быть не может. Та среда является его миром, его покоем, тем местом, в которое определил его Бог и в котором он бесконечно счастлив. И когда это внезапно прерывается, то с плачем и рыданием начинается земная жизнь человека.

 И точно так же человек с не меньшим плачем, скорбью покидает этот мир, когда Господь призывает его к иной, лучшей жизни. Почему человек плачет, почему он скорбит, когда оканчивается его земная жизнь, почему он с плачем начинает свой жизненный путь на земле? Да потому, что иной среды обитания, иного места, лучшего и более возвышенного, он не знает, и ему кажется, что там, где живет он в данный момент, и вот, это место является вершиной совершенства, и ничего лучшего быть не может.

 И вот сегодня церковь говорит нам с вами, что есть иной мир, мир более совершенный, возвышенный и в тысячу раз превосходнее, чем тот мир, в котором мы с вами живем. Церковь говорит, что этот мир, как нам кажется, такой прекрасный и возвышенный, совершенный — он является миром, обезображенным грехом человека, миром извращенным, оскверненным. Церковь говорит, что раньше то место, в которое поместил Бог Адама, было совсем иное — невообразимое и непредставимое для человека. Церковь знает несколько избранников Божиих, которые видели райские обители, которые были чудом, промыслом Божиим перемещаемы в Рай или Царство Небесное. Мы знаем, что эти Небесные обители видел любимый ученик Христа Иоанн Богослов, который, когда находился в изгнании на острове Патмос, созерцал этот Небесный священный Иерусалим в необычайном блеске и сиянии, святости и чистоте. Мы знаем, что апостол Павел Духом Святым был восхищён на небо, и когда он желал поделиться со своими современниками — крестьянами и рассказать им, как выглядят эти райские обители, то даже его богопросвещённый ум образованнейшего человека своего времени не мог сказать об этом ни одного слова. И в одном из своих посланий он лишь прикровенно говорил, что знал одного человека, который восхищён был в Рай и видел неизреченные обители, и слышал неизреченные глаголы, о которых человеку невозможно передать, и видел такую красоту, которую невозможно описать в категориях человеческого языка.

 Нет ничего подобного, никаких аналогов, с которых можно было бы взять и скопировать, умножить и увеличить вот эту красоту, чтобы получить представление о том, что потерял человек.

Сегодня мы вспоминаем Адамово грехопадение, сегодня грустный и скорбный день ввиду этого воспоминания. Многие выдающиеся богословы пытались обрисовать хотя бы в каких-то словах своим современникам красоту райских селений, чтобы показать и прочувствовать, чего лишился человек с изгнанием из Рая и что с ним произошло. И вот умнейшие проповедники Церкви говорили, что Рая можно достигнуть, его можно заслужить и удостоиться, но представить и описать его невозможно. Священное писание говорит лишь в нескольких словах о том, что Рай первозданный, созданный Богом для человека, был устроен в виде прекрасного, живописнейшего сада, в который Бог поместил Адама и Еву, и в необычайной красоте, гармонии и радости пребывали в этом саду первые люди. Весь растительный и животный мир, весь космос был создан только ради них, ради человека, чтобы человек пользовался этими творениями Божьими, возвышал их, заботился о них, чтобы приводил их в совершенство, подтягивал как бы до своего уровня. Необычайной красоты и высоты духовной, на которую поставил Бог человека. И вот всей этой необычайной красоты и радости, о которой можно только помыслить, человек лишился в результате своего греха. Какая же была это радость, которой обладал человек.

 Один из проповедников 18-ого века привел такой пример. Однажды римские войска возвращались в  священный свой город с победой, и все жители этого города — отцы и матери, все близкие вышли к городским воротам и встречали победителей. Каждая мать, конечно, с трепетом всматривалась и искала знакомые черты своих сыновей в надежде, что они живыми и здоровыми вернутся в родной город и дом. И вот среди этих людей, встречающих победителей, была одна вдова, которая встречала единственного сына, и она не видела его. Она спрашивала у знакомых, у близких, где ее сын, но никто не видел и не знал. Наконец, до нее донеслась молва, что он убит, как герой, и напрасно ждать его у ворот этого священного града. Мать, конечно, заливается слезами, ее горе безутешно, но затем происходит чудо: она видит своего сына. Произошло недоразумение, и она бросается ему в объятия, обнимает его и мгновенно от этой неописуемой радости она умирает, но умирает в счастье и в радости, которые переполнили ее естество. Эта радость, эта такая кончина для нее намного счастливее, чем остаться вдовой и пережить еще одно страшное горе.

И вот некое подобие такой радости неизреченной, которую невозможно даже пережить смертному человеку, вот этой радости были причастны наши прародители, когда они пребывали в самом теснейшем общении с Богом. Бог по естеству, сама Святая Троица и Бог по благодати – человек, они были вместе. Бог создал человека, как своего ближайшего друга, сотаинника, с которым Он беседовал в прохладе Рая, и в этом состояло необыкновенное блаженство и счастье первых людей.

Но наши прародители не сохранили Райские места, они были свергнуты на землю, потому что до сотворения человека уже произошел первый бунт на небе, когда Денница отпал от Бога, треть ангелов он ухватил, прельстил своей бесовской гордостью. Это царство демоническое, обособившееся от Бога, оно стало враждовать на Него и завидовать всему, что связано с Богом. И конечно, дьявол страшно завидовал необычайной этой гармонии и счастью первого человека, и он всевает недоверие Богу. Правда ли, говорит дьявол, вселившийся в змея, что Бог запретил вам вкушать от всякого древа? В этих словах дьявол закрадывает очень страшную вещь, он говорит, что Бог обманщик, враг человека, что он специально так устроил, что человек может быть выше и совершеннее сам, без Бога, автономно и независимо от него, и прельщает сначала Еву, потом Адама, и они согрешают.  Этот грех состоял в непослушании Богу,  в нарушении поста, в нарушении одной-единственной заповеди. За этим грехом стояло множество других: и своеволие, и гордыня,  и самооправдание, и непослушание, и надмение,  и многие-многие другие страсти, которые являются олицетворением жизни каждого из нас.

 Не мы ли так же с вами поступаем, как Адам в своей жизни, отказываясь в послушаниисами пытаясь занять место, для которого мы никогда не созданы, пытаясь многое перевернуть, переиначить в этой жизни, следуя по пути первого революционера-дьявола. Это девиз жизни многих и многих из нас. И интересно отметить то, что человек, чем меньше собой представляет, чем менее он образован, чем менее преуспел он в духовной жизни или получил знание и образование о Боге, тем больше гордыня, тем больше человек ничего не видит, не видит своего ничтожества и убожества. И вот дьявол очень часто обольщает и таких людей, да и каждого из нас. И мы с вами желаем подчас обособиться и отойти от Бога, чтобы жить вне его.

 Когда Адам согрешает, он прячется от Бога, убегает из райских селений, и Бог первым выходит на поиск Адама. «Адам, где ты?»  В таких словах Библия говорит о поиске Адама Богом, но Адам не хочет идти на контакт с Богом. Он оправдывает себя, сваливает вину за грех на жену, жена на Бога, и это самооправдание человека, Адамово покаяние, оно стало нарицательным таким термином, словесами лукавствия, которыми оправдывается каждый из нас, что не в чем нам каяться и не чувствуем мы своего греха.

 Действительно, современный человек не чувствует глубины своего падения. Не чувствуем, что мы с вами ущербные и ущемленные люди, что мы многое с вами потеряли в результате греха Адама, что вся земля осквернена. Она стала бесплодной, произрастают одни тернии и волчцы, что жены с болью и страданием рождают детей в этот мир, что человеческое естество разделилось. Враждуют в своем естестве дух, душа и тело, нет гармонии. Животный мир восстает на человека, все погружается в войну, в озлобленность, в страдание, в ненависть.

Это все результат греха Адама. Этот же грех Адама заставил вторую ипостась Святой Троицы оставить небесные чертоги, говоря в человеческом таком плане, воспринять эту плоть, оскверненную Адамом, чтобы спасти ее и снова человеку вернуть эти Райские обители ценой крестной смерти, ценой страданий, ценой мук по человеческому естеству на кресте сына Божия. И вот, когда мы в таком контексте размышляем о крестных страданиях Христа, то для нас становится ясным, что действительно так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную.

 Человек не чувствует своего убожества, не чувствует греха, не чувствует, что это состояние ненормальное, словно он в такую пропасть упал, что с этой адской глубины не видно вообще проблесков Божественного света. И так сильно и болезненно было для человека его падение, словно от непереносимой боли он впадает в какое-то аффектное или шоковое состояние, когда сильнейшая и мучительная боль  перестает восприниматься человеком, потому что, если бы не было этой защитной функции организма, то человеческое естество погибло бы во мгновение.

И вот, дорогие братья и сестры, с тоской об утерянном Рае Церковь вступает в Великий Пост. Она говорит, что не все потеряно, что сын Божий открыл для нас Царство Небесное, но в это Царство может войти только тот человек, который употребляет труд для этого. Царство Небесное нудится, то есть берется трудом, подвигом, и только употребляющие усилия и труд достигают его. В преддверии Великого Поста Церковь напоминает, предлагает и просит взять на себя вот этот подвиг: хоть какое-то воздержание и усмирение плоти, чтобы выйти навстречу Христу, который всегда первый протягивает руку падшему человеку. И  как искал он Адама в зарослях Рая, точно так же ищет он нас сегодня. И, обращаясь к каждому из нас, к нашему сердцу и в нас звучит его голос: «Адаме, где еси?»   Аминь. 

Предыдущая проповедь

4 февраля 2007

Притча о блудном сыне
Следующая проповедь

25 марта 2007

Память преподобной Марии Египетской

Все проповеди за 2007 год

декабрь 2007

ноябрь 2007

март 2007

февраль 2007

январь 2007

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00