Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Дорогие братия и сестры. Сегодня двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В это день Церковь вспоминает историческое событие — Обретение и Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, которое произошло в IV веке в Иерусалиме попечением равноапостольного царя Константина и особенно матери его, святой равноапостольной царицы Елены. Она предприняла путешествие в Иерусалим с целью найти Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и обозначить другие славные места, связанные с Его земной жизнью.

Труды святой равноапостольной царицы Елены увенчались успехом: был найден Крест Господень среди других двух крестов — благоразумного разбойника и разбойника нечестивого. Но возникла серьёзная проблема: все три креста были абсолютно одинаковые, ни один из них не отличался чем-либо от другого, и тогда встал вопрос: а как понять, какой был крест Христов, на котором Господь был распят?

И тогда патриарх Иерусалимский Макарий предпринял такой дерзновенный поступок твёрдой веры: когда мимо проходила погребальная процессия, он попросил её остановить, и на мертвеца возложили поочередно эти кресты, которые были обретены. И когда один из них коснулся мёртвого человека, которого несли на погребение, он воскрес. И стало для всех очевидно, что тот крест, от прикосновения которого мёртвые воскресают, является Животворящим Древом Господним.

Это радостное событие имело уникальное значение, которое воодушевило всех свидетелей этого чуда. Люди хотели поклониться, хотели хотя бы увидеть и посмотреть, как выглядит крест, на котором Господь наш был распят. И тогда, идя навстречу этим просьбам людей, патриарх Макарий стал поднимать этот крест руками вместе с духовенством, чтобы все люди могли увидеть Крест Господень, который даровал нам жизнь, которым совершено наше искупление и даровано вечное спасение для каждого из нас.

Дорогие братия и сестры. Крест Христов, который сегодня прославляется и выносится на середину всех православных храмов, напоминает нам о жизненном кресте нашем. Святые отцы, толкователи Священного Писания и известные проповедники, отмечают несколько крестов, которые могут быть в жизни человека.

Хотелось бы предупредить и предостеречь от так называемых самовольных крестов, которые мы часто сами по своему слабоумию, по своей гордыне воздвигаем и ими изменяем свою жизнь, вносим многие скорби, страдания, являемся причиной многих бед. И причиной тому только наша гордыня и своеволие и больше ничего. Самовольные кресты мы с вами поднимаем и несём в жизни, когда мы необдуманно принимаем те или иные решения, когда меняем место жительства необдуманно, меняем работу в результате конфликта, в результате каких-то амбиций, гордыни, не найдя новое место работы, зависая в воздухе и подставляя под удар свою семью, близких и родных. Мы принимаем самовольный крест, когда необдуманно устраиваем свою семейную жизнь, идём на поводу похотей, страстей, не думаем здраво, не прислушиваемся к совету своих родителей и близких, предпринимаем те или иные самочинные вещи, которые являются источником многих бед и скорбей. Эти самовольные кресты, бывает, приносят нам тяжкие страдания, и виной тому мы сами, а не тяжесть нашего креста, данного Господом.

Кроме этих самовольных крестов, которые мы для себя изобретаем, есть крестоношение внешнее и внутреннее. Внешнее – это, в основном, тот крест, который дарует Господь каждому из нас. Этот крест индивидуален и субъективен. Он состоит из устроения нашей земной жизни, из бед и скорбей, из лишений через смерть близких и родных, через болезни и другие скорби, которые мы терпим на своём жизненном пути, которые врачуют нас, призваны изменить к лучшему, спасти нас для вечности.

Задача наша — восприятие этого креста, добровольное его принятие. Нужно благодарить Бога за это исправление жизни нашей, потому что оно является необходимым и спасительным для нас, для жизни вечной. Принять его нужно с благодарностью, понимая, что Господь дарует нам посильный крест. И когда какие-то скорби, какие-то сомнения, беды входят в нашу жизнь, мы можем оглянуться и посмотреть, как рядом с нами люди несут гораздо более тяжёлые кресты и не изнемогают, не ропщут, не отрекаются от Бога, не погружаются в бездну маловерия, сомнения, ропота на Бога. Дай Бог нам в этом терпение покорности воле Божией.

Внутренний крест — это самый главный крест, который мы с вами должны нести. Мы должны сами его в своей жизни определять. Что это за крест, который является правильным и спасительным? Это борьба с нашими грехами, с нашими страстями, это исправление ветхого, плотского человека, который влечёт нас ко греху, к страстям, это борьба с нашей плотью, которая склонна ко греху, которая ничего не хочет доброго и спасительного — только хочет спать и погружаться в леность и которая требует, чтобы её непрестанно насыщали. Эти расслабленность и потакание плоти являются страшными грехами, которые мы с вами внутренним крестоношением, борьбой с этими привычками должны исправить, и тогда внутренний крест дарует нам, несомненно, спасение. Между прочим, когда этот внутренний крест присутствует в нашей с вами жизни, он способен влиять и на внешний крест — облегчить его или изменить. И, может быть, какие-то моменты промысла Божия, которыми Он, Господь, хотел исправить нашу жизнь, станут вообще тогда ненужными в нашей с вами жизни.

Чтобы понять эту мысль, мы можем вспомнить жизнь прп. Серафима Вырицкого, который во время оккупации Вырицы жизнь земную сохранил. Когда его современники удивлялись, как же так, немцами оккупирована Вырица, там войска немецкие стоят, а в храме идёт служба, преподобный молится непрестанно и днём, и ночью. И в чём загадка этой особой милости Божией, ведь многих же сослали в лагеря, расстреляли ещё до войны?

И тогда кто-то, наблюдавший за удивительной жизнью преподобного Серафима Вырицкого, сказал такие слова: «А зачем гнать его, он сам себя гонит». Он сам для себя воздвигает такой крест молитвенного делания, крест, который состоит из достижений многих добродетелей, из непрестанного бдения, поста, молитвы и всего многообразия христианской жизни. И это дарует и благословение Божие, и совершенно мирное, порой, устроение земной нашей с вами жизни.

Поэтому, дорогие братия и сестры, если хотите, чтобы жизнь ваша была безбедной, бесскорбной, надо самим себя утверждать в христианской жизни, в традициях веры православной, в посте, в молитве, в добродетели, в ущемлении своей грехолюбивой плоти, и тогда милостью Божией всего вы достигнете, чего друг другу желаете. Аминь.

28 сентября 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В это день Церковь вспоминает историческое событие — Обретение и Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, которое произошло в IV веке в Иерусалиме попечением равноапостольного царя Константина и особенно матери его, святой равноапостольной царицы Елены. Она предприняла путешествие в Иерусалим с целью найти Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и обозначить другие славные места, связанные с Его земной жизнью.

Труды святой равноапостольной царицы Елены увенчались успехом: был найден Крест Господень среди других двух крестов — благоразумного разбойника и разбойника нечестивого. Но возникла серьёзная проблема: все три креста были абсолютно одинаковые, ни один из них не отличался чем-либо от другого, и тогда встал вопрос: а как понять, какой был крест Христов, на котором Господь был распят?

И тогда патриарх Иерусалимский Макарий предпринял такой дерзновенный поступок твёрдой веры: когда мимо проходила погребальная процессия, он попросил её остановить, и на мертвеца возложили поочередно эти кресты, которые были обретены. И когда один из них коснулся мёртвого человека, которого несли на погребение, он воскрес. И стало для всех очевидно, что тот крест, от прикосновения которого мёртвые воскресают, является Животворящим Древом Господним.

Это радостное событие имело уникальное значение, которое воодушевило всех свидетелей этого чуда. Люди хотели поклониться, хотели хотя бы увидеть и посмотреть, как выглядит крест, на котором Господь наш был распят. И тогда, идя навстречу этим просьбам людей, патриарх Макарий стал поднимать этот крест руками вместе с духовенством, чтобы все люди могли увидеть Крест Господень, который даровал нам жизнь, которым совершено наше искупление и даровано вечное спасение для каждого из нас.

Дорогие братия и сестры. Крест Христов, который сегодня прославляется и выносится на середину всех православных храмов, напоминает нам о жизненном кресте нашем. Святые отцы, толкователи Священного Писания и известные проповедники, отмечают несколько крестов, которые могут быть в жизни человека.

Хотелось бы предупредить и предостеречь от так называемых самовольных крестов, которые мы часто сами по своему слабоумию, по своей гордыне воздвигаем и ими изменяем свою жизнь, вносим многие скорби, страдания, являемся причиной многих бед. И причиной тому только наша гордыня и своеволие и больше ничего. Самовольные кресты мы с вами поднимаем и несём в жизни, когда мы необдуманно принимаем те или иные решения, когда меняем место жительства необдуманно, меняем работу в результате конфликта, в результате каких-то амбиций, гордыни, не найдя новое место работы, зависая в воздухе и подставляя под удар свою семью, близких и родных. Мы принимаем самовольный крест, когда необдуманно устраиваем свою семейную жизнь, идём на поводу похотей, страстей, не думаем здраво, не прислушиваемся к совету своих родителей и близких, предпринимаем те или иные самочинные вещи, которые являются источником многих бед и скорбей. Эти самовольные кресты, бывает, приносят нам тяжкие страдания, и виной тому мы сами, а не тяжесть нашего креста, данного Господом.

Кроме этих самовольных крестов, которые мы для себя изобретаем, есть крестоношение внешнее и внутреннее. Внешнее – это, в основном, тот крест, который дарует Господь каждому из нас. Этот крест индивидуален и субъективен. Он состоит из устроения нашей земной жизни, из бед и скорбей, из лишений через смерть близких и родных, через болезни и другие скорби, которые мы терпим на своём жизненном пути, которые врачуют нас, призваны изменить к лучшему, спасти нас для вечности.

Задача наша — восприятие этого креста, добровольное его принятие. Нужно благодарить Бога за это исправление жизни нашей, потому что оно является необходимым и спасительным для нас, для жизни вечной. Принять его нужно с благодарностью, понимая, что Господь дарует нам посильный крест. И когда какие-то скорби, какие-то сомнения, беды входят в нашу жизнь, мы можем оглянуться и посмотреть, как рядом с нами люди несут гораздо более тяжёлые кресты и не изнемогают, не ропщут, не отрекаются от Бога, не погружаются в бездну маловерия, сомнения, ропота на Бога. Дай Бог нам в этом терпение покорности воле Божией.

Внутренний крест — это самый главный крест, который мы с вами должны нести. Мы должны сами его в своей жизни определять. Что это за крест, который является правильным и спасительным? Это борьба с нашими грехами, с нашими страстями, это исправление ветхого, плотского человека, который влечёт нас ко греху, к страстям, это борьба с нашей плотью, которая склонна ко греху, которая ничего не хочет доброго и спасительного — только хочет спать и погружаться в леность и которая требует, чтобы её непрестанно насыщали. Эти расслабленность и потакание плоти являются страшными грехами, которые мы с вами внутренним крестоношением, борьбой с этими привычками должны исправить, и тогда внутренний крест дарует нам, несомненно, спасение. Между прочим, когда этот внутренний крест присутствует в нашей с вами жизни, он способен влиять и на внешний крест — облегчить его или изменить. И, может быть, какие-то моменты промысла Божия, которыми Он, Господь, хотел исправить нашу жизнь, станут вообще тогда ненужными в нашей с вами жизни.

Чтобы понять эту мысль, мы можем вспомнить жизнь прп. Серафима Вырицкого, который во время оккупации Вырицы жизнь земную сохранил. Когда его современники удивлялись, как же так, немцами оккупирована Вырица, там войска немецкие стоят, а в храме идёт служба, преподобный молится непрестанно и днём, и ночью. И в чём загадка этой особой милости Божией, ведь многих же сослали в лагеря, расстреляли ещё до войны?

И тогда кто-то, наблюдавший за удивительной жизнью преподобного Серафима Вырицкого, сказал такие слова: «А зачем гнать его, он сам себя гонит». Он сам для себя воздвигает такой крест молитвенного делания, крест, который состоит из достижений многих добродетелей, из непрестанного бдения, поста, молитвы и всего многообразия христианской жизни. И это дарует и благословение Божие, и совершенно мирное, порой, устроение земной нашей с вами жизни.

Поэтому, дорогие братия и сестры, если хотите, чтобы жизнь ваша была безбедной, бесскорбной, надо самим себя утверждать в христианской жизни, в традициях веры православной, в посте, в молитве, в добродетели, в ущемлении своей грехолюбивой плоти, и тогда милостью Божией всего вы достигнете, чего друг другу желаете. Аминь.

Предыдущая проповедь

27 сентября 2018

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Следующая проповедь

14 октября 2018

Покров Пресвятой Богородицы

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00