Дорогие братия и сестры. Сегодня день памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Это особый, радостный день, очень важный для нас с вами. Это день торжества Церкви Русской, когда в общей памяти их мы прославляем великий сонм святых угодников Божиих.
Евангелие сегодняшнего воскресного дня говорило о призвании апостолов на проповедь Евангелия, как призвал их Господь к Своему апостольскому служению: Петра и Андрея, родных братьев Иакова и Иоанна, которые все были рыболовами. Господь, заметив их на берегу Генисаретского озера, обращаясь к каждому из них, говорил: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4;19). И они почувствовали это особое влечение, вняли этому Божественному призыву и вняли настолько, что оставили все сети и лодки. И как говорится об Иакове и Иоанне, они отца своего Зеведея оставили и последовали за Христом. Если вы скажите, ну что же оставили рыбаки? Они ничего не имели и не имеют сейчас ничего. Но, дорогие братия и сестры, они оставили всё, что имели; всё, чем они обеспечивали свою жизнь и добывали трудовые копейки для своего пропитания. Они оставили, наконец, дом, близких и родных своих и пошли за Христом потому, что почувствовали, что это самое важное в их жизни. В этом моменте проявляется их любовь к Богу, и никто, как Бог, не может позаботиться лучше и об их жизни собственной, и о жизни тех близких и родных, которых они оставили, уйдя на особое и ответственное служение.
Наши русские святые тоже, каждый в свой момент жизни, в свою эпоху, каждый внутри своего сердца слышал этот Божественный призыв. Как слышал его, например, преподобный Антоний Великий, когда он юношей зашёл в храм и услышал там чтение Евангелия: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16;24). И он почувствовал, что недостаточно приходить в церковь к обедне воскресной и что-то ещё делать совершенно незначительное, а Господь требует и ждёт от нас целиком отдачи всей жизни нашей на служение Себе.
Русские святые это призвание услышали в глубине своей души и сердца и ответили на этот Божественный призыв. Они все воплотили в жизнь евангельские слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына и дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10;37). Они любили Бога больше всего, к Нему были обращены их молитвенные взоры, и упование, и надежда на жизнь временную и на жизнь вечную.
Этот сонм русской святости разнообразен. Нет ни одного сословия в русском народе, кото-рое не было бы представлено в лике святых, начиная с самых простых людей: простолюдины, мещане, городские жители, которые могли прославляться в сонме праведных.
Блаженные Христа ради юродивые — этот вид святости особенно представлен в Русской Церкви по сравнению со всеми другими Православными поместными Церквями. Особое служение Богу, когда ради служения и любви ко Господу блаженные юродивые видимым для людей образом отказывались от своего разума и казались юродивыми, ненормальными людьми в глазах мира, смиряя свою гордыню. Этот подвиг необыкновенно высокий, и высота его видна лучше, если мы примерим это к себе. Попробуй, кого-то из нас назови ненормальным. Что ты услышишь в ответ? Либо фразы, которые не вмещаются в наш могучий литературный русский язык, либо выражение лица такое, что больше не подойдёшь к этому человеку, либо ещё что-то такое. А ведь Христа ради юродивые всю жизнь свою с начала подвига жили в этом поношении от людей, особенно в их первые годы этого особого служения, например, такие, как Василий Блаженный, Ксения Блаженная Петербуржская. И этих блаженных в каждой губернии было очень много, возьмём хотя бы Псковскую губернию, Новгородскую, Вологодскую. Везде были свои юродивые, перед особым служением которых устрашались сильные века сего, боясь их обличения и трепетно относясь к каждому их слову, потому что понимали прекрасно, что их словами говорит Сам Бог.
Наконец, особый вид святых страстотерпцев: Борис и Глеб — первые святые, которые были причислены к лику святости в Русской Церкви после крещения Руси.
Наконец, оканчивается сонм святости также страстотерпцами в лице царской семьи: царя Николая, царицы Александры и святых чад их.
Страстотерпцами начался период святости и страстотерпцами окончился в ХХ-ом веке. Князья, цари, княгини, люди высокообразованные и в истории русской святости, и в новое время, особенно в сонме новомученников. Сколько пострадало людей высокообразованных, интеллигенции без всякой вины, лишь за то, что их жизнь – нравственная, интеллектуальная отличалась от жизни людей, дорвавшихся до власти.
Наконец, особенно велик и славен сонм русских преподобных, основатели монастырей, таких, как, допустим, в Московской области преподобный Сергий Радонежский, в Псковской области святой Ефросин Псковский, в Новгородской были другие преподобные — Михаил Клопский и другие. Собирая вокруг себя множество монахов, учеников, они тем самым способствовали открытию новых обителей, просветивших всю землю Русскую и воспитав плеяду своих великих и не менее славных учеников.
В какую бы мы область с вами ни приезжали во время паломнических поездок, совершенно удивительные открытия ожидали нас там, когда мы знакомились с этим великим подвигом людей в монашеском звании, всю свою жизнь отдавших на служение Богу. Многие из них уходили в непроходимые чащи, пустыни, леса, носили тяжелейшие вериги на своём теле. Вспомните Борисоглебский монастырь, преподобного Иринарха, к веригам которого вы примерялись – тяжеловато было одеть. А десятилетиями носить металл и никогда не снимать ради умерщвления плоти, ради победы духа над плотью, склонной ко греху? И вот этот великий сонм русских святых сегодня прославляется в Церкви Христовой.
Дорогие братия и сестры. Русские святые — это дорогие и близкие нам люди. Это не чужие какие-то абстрактные святые, жизнеописание которых мы знаем, которые прославились в той или иной стране: на Кипре, в Греции, в Чехии, ещё где-то. Это прекрасно, это высоко, это убедительно, но это люди, родные нам только через Церковь, но чужие по плоти, по истории жизни, по национальности. А русские святые — это наши братья и сёстры, родные по крови. Они жили здесь, на нашей северной земле.
Святые дают удивительный пример, которому мы должны и можем последовать. Без примера жизнь человеческая суетна. Невозможно нравственное совершенствование человека, если ты не видишь, к чему стремиться, какому идеалу подражать, какому примеру. Если бы не было святых, прославленных в сонме святости, мы бы могли считать в силу своей греховности Евангелие произведением, написанным для библиотек, содержащее высокие нравственные принципы, но далёкие от жизни, которые устарели, которые невозможно исполнить, которые перестали волновать умы и сердца людей. А русские святые, исполнившие заповеди Божии, говорят нам, насколько реальны, насколько близки, насколько непреходящи евангельские ценности для нас с вами. Что бы мы с вами могли сказать о кротости, к которой нас призывает Господь, если бы мы не знали подвига Серафима Саровского, который попросил простить разбойников, которые его жестоко избили, а игумену он сказал, что если предадут суду разбойников, то он уйдёт из монастыря.
Что бы мы с вами знали о смирении, если бы не были знакомы с жизнью, например, преподобного Сергия Радонежского, которому святитель Алексий, митрополит Московский, предлагал стать его преемником на великом престоле московских святителей. А тот ему ответил: «Если ты, святитель Христов, хочешь хоть изредка видеть меня, то оставь свою эту безумную идею и отпусти меня с миром в мою любимую пустынь и обитель».
Что бы мы с вами знали, дорогие братия и сестры, о милосердии, как надо жертвовать на дела добрые, на содержание храмов, если бы мы не были знакомы с житиями, например, патриархов Иоанна Милостивого, Филарета Милостивого, которые всё, что давал им Господь, отдавали в руки неимущих и никогда не были посрамлены в своей вере в то, что тот, кто даёт милостыню, даёт в руки Самому Богу.
Как бы мы могли укрепить себя в верности Христу, если бы не было сонма мучеников и сонма великих новомученников в истории Русской святости. С кого мы брали бы пример? И эти замечательные слова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2;10) были бы для нас совершенно пустыми словами, выдернутыми из прекрасного литературного христианского произведения, и мы бы могли оправдывать свою грехолюбивую плоть, что это не для нас, что Евангелие предназначено для монахов и невыполнимо в жизни мирян.
Дорогие братия и сестры. Какую бы добродетель мы с вами ни взяли, мы можем найти реальные примеры воплощения, реализации этих добродетелей в жизни русских святых. Поэтому святые — это не опавшие листья с осенних деревьев, это живые, реальные примеры христианской добродетельной жизни, как звёзды на небе. Они все разные, разный солнечный свет вмещают и отражают от себя. Они святы не сами по себе, они святы святостью Божией, потому что источником святости и благодати является только один Бог. Святые — это носители и причастники святости Божественной и Его благодати. Но они, предуготовив себя подвигом жизни христианской, удостоились быть достойными вместилищами этого Божественного света и Божественной благодати. У них было стремление к жизни со Христом, у нас этого стремления порой нет.
Преподобный Серафим Саровский на вопрос «почему мало святых?» отвечал: «Решимости нет, желания, нас всё устраивает». Христос является либо дополнением к нашей жизни, либо, иногда, препятствием, которое мешает нам устраивать жизнь так, как нам хочется. А русские святые показывают совершенно иной пример.
Дай Бог, чтобы мы сегодня, в день памяти, обратившись к своей совести, устыдили себя в этом несоответствии жизни нашей христианской тому идеалу, который мы с вами исповедуем. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19;2). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5;48). Эти же слова сказаны для всех. И дай Бог, чтобы хотя бы стремление было в нашей жизни к этому, хотя бы чувство осознания своего глубочайшего недостоинства и несоответствия тем великим идеалам, которые несёт нам слово Божие. Аминь.
14 июня 2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня день памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Это особый, радостный день, очень важный для нас с вами. Это день торжества Церкви Русской, когда в общей памяти их мы прославляем великий сонм святых угодников Божиих.
Евангелие сегодняшнего воскресного дня говорило о призвании апостолов на проповедь Евангелия, как призвал их Господь к Своему апостольскому служению: Петра и Андрея, родных братьев Иакова и Иоанна, которые все были рыболовами. Господь, заметив их на берегу Генисаретского озера, обращаясь к каждому из них, говорил: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4;19). И они почувствовали это особое влечение, вняли этому Божественному призыву и вняли настолько, что оставили все сети и лодки. И как говорится об Иакове и Иоанне, они отца своего Зеведея оставили и последовали за Христом. Если вы скажите, ну что же оставили рыбаки? Они ничего не имели и не имеют сейчас ничего. Но, дорогие братия и сестры, они оставили всё, что имели; всё, чем они обеспечивали свою жизнь и добывали трудовые копейки для своего пропитания. Они оставили, наконец, дом, близких и родных своих и пошли за Христом потому, что почувствовали, что это самое важное в их жизни. В этом моменте проявляется их любовь к Богу, и никто, как Бог, не может позаботиться лучше и об их жизни собственной, и о жизни тех близких и родных, которых они оставили, уйдя на особое и ответственное служение.
Наши русские святые тоже, каждый в свой момент жизни, в свою эпоху, каждый внутри своего сердца слышал этот Божественный призыв. Как слышал его, например, преподобный Антоний Великий, когда он юношей зашёл в храм и услышал там чтение Евангелия: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16;24). И он почувствовал, что недостаточно приходить в церковь к обедне воскресной и что-то ещё делать совершенно незначительное, а Господь требует и ждёт от нас целиком отдачи всей жизни нашей на служение Себе.
Русские святые это призвание услышали в глубине своей души и сердца и ответили на этот Божественный призыв. Они все воплотили в жизнь евангельские слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына и дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10;37). Они любили Бога больше всего, к Нему были обращены их молитвенные взоры, и упование, и надежда на жизнь временную и на жизнь вечную.
Этот сонм русской святости разнообразен. Нет ни одного сословия в русском народе, кото-рое не было бы представлено в лике святых, начиная с самых простых людей: простолюдины, мещане, городские жители, которые могли прославляться в сонме праведных.
Блаженные Христа ради юродивые — этот вид святости особенно представлен в Русской Церкви по сравнению со всеми другими Православными поместными Церквями. Особое служение Богу, когда ради служения и любви ко Господу блаженные юродивые видимым для людей образом отказывались от своего разума и казались юродивыми, ненормальными людьми в глазах мира, смиряя свою гордыню. Этот подвиг необыкновенно высокий, и высота его видна лучше, если мы примерим это к себе. Попробуй, кого-то из нас назови ненормальным. Что ты услышишь в ответ? Либо фразы, которые не вмещаются в наш могучий литературный русский язык, либо выражение лица такое, что больше не подойдёшь к этому человеку, либо ещё что-то такое. А ведь Христа ради юродивые всю жизнь свою с начала подвига жили в этом поношении от людей, особенно в их первые годы этого особого служения, например, такие, как Василий Блаженный, Ксения Блаженная Петербуржская. И этих блаженных в каждой губернии было очень много, возьмём хотя бы Псковскую губернию, Новгородскую, Вологодскую. Везде были свои юродивые, перед особым служением которых устрашались сильные века сего, боясь их обличения и трепетно относясь к каждому их слову, потому что понимали прекрасно, что их словами говорит Сам Бог.
Наконец, особый вид святых страстотерпцев: Борис и Глеб — первые святые, которые были причислены к лику святости в Русской Церкви после крещения Руси.
Наконец, оканчивается сонм святости также страстотерпцами в лице царской семьи: царя Николая, царицы Александры и святых чад их.
Страстотерпцами начался период святости и страстотерпцами окончился в ХХ-ом веке. Князья, цари, княгини, люди высокообразованные и в истории русской святости, и в новое время, особенно в сонме новомученников. Сколько пострадало людей высокообразованных, интеллигенции без всякой вины, лишь за то, что их жизнь – нравственная, интеллектуальная отличалась от жизни людей, дорвавшихся до власти.
Наконец, особенно велик и славен сонм русских преподобных, основатели монастырей, таких, как, допустим, в Московской области преподобный Сергий Радонежский, в Псковской области святой Ефросин Псковский, в Новгородской были другие преподобные — Михаил Клопский и другие. Собирая вокруг себя множество монахов, учеников, они тем самым способствовали открытию новых обителей, просветивших всю землю Русскую и воспитав плеяду своих великих и не менее славных учеников.
В какую бы мы область с вами ни приезжали во время паломнических поездок, совершенно удивительные открытия ожидали нас там, когда мы знакомились с этим великим подвигом людей в монашеском звании, всю свою жизнь отдавших на служение Богу. Многие из них уходили в непроходимые чащи, пустыни, леса, носили тяжелейшие вериги на своём теле. Вспомните Борисоглебский монастырь, преподобного Иринарха, к веригам которого вы примерялись – тяжеловато было одеть. А десятилетиями носить металл и никогда не снимать ради умерщвления плоти, ради победы духа над плотью, склонной ко греху? И вот этот великий сонм русских святых сегодня прославляется в Церкви Христовой.
Дорогие братия и сестры. Русские святые — это дорогие и близкие нам люди. Это не чужие какие-то абстрактные святые, жизнеописание которых мы знаем, которые прославились в той или иной стране: на Кипре, в Греции, в Чехии, ещё где-то. Это прекрасно, это высоко, это убедительно, но это люди, родные нам только через Церковь, но чужие по плоти, по истории жизни, по национальности. А русские святые — это наши братья и сёстры, родные по крови. Они жили здесь, на нашей северной земле.
Святые дают удивительный пример, которому мы должны и можем последовать. Без примера жизнь человеческая суетна. Невозможно нравственное совершенствование человека, если ты не видишь, к чему стремиться, какому идеалу подражать, какому примеру. Если бы не было святых, прославленных в сонме святости, мы бы могли считать в силу своей греховности Евангелие произведением, написанным для библиотек, содержащее высокие нравственные принципы, но далёкие от жизни, которые устарели, которые невозможно исполнить, которые перестали волновать умы и сердца людей. А русские святые, исполнившие заповеди Божии, говорят нам, насколько реальны, насколько близки, насколько непреходящи евангельские ценности для нас с вами. Что бы мы с вами могли сказать о кротости, к которой нас призывает Господь, если бы мы не знали подвига Серафима Саровского, который попросил простить разбойников, которые его жестоко избили, а игумену он сказал, что если предадут суду разбойников, то он уйдёт из монастыря.
Что бы мы с вами знали о смирении, если бы не были знакомы с жизнью, например, преподобного Сергия Радонежского, которому святитель Алексий, митрополит Московский, предлагал стать его преемником на великом престоле московских святителей. А тот ему ответил: «Если ты, святитель Христов, хочешь хоть изредка видеть меня, то оставь свою эту безумную идею и отпусти меня с миром в мою любимую пустынь и обитель».
Что бы мы с вами знали, дорогие братия и сестры, о милосердии, как надо жертвовать на дела добрые, на содержание храмов, если бы мы не были знакомы с житиями, например, патриархов Иоанна Милостивого, Филарета Милостивого, которые всё, что давал им Господь, отдавали в руки неимущих и никогда не были посрамлены в своей вере в то, что тот, кто даёт милостыню, даёт в руки Самому Богу.
Как бы мы могли укрепить себя в верности Христу, если бы не было сонма мучеников и сонма великих новомученников в истории Русской святости. С кого мы брали бы пример? И эти замечательные слова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2;10) были бы для нас совершенно пустыми словами, выдернутыми из прекрасного литературного христианского произведения, и мы бы могли оправдывать свою грехолюбивую плоть, что это не для нас, что Евангелие предназначено для монахов и невыполнимо в жизни мирян.
Дорогие братия и сестры. Какую бы добродетель мы с вами ни взяли, мы можем найти реальные примеры воплощения, реализации этих добродетелей в жизни русских святых. Поэтому святые — это не опавшие листья с осенних деревьев, это живые, реальные примеры христианской добродетельной жизни, как звёзды на небе. Они все разные, разный солнечный свет вмещают и отражают от себя. Они святы не сами по себе, они святы святостью Божией, потому что источником святости и благодати является только один Бог. Святые — это носители и причастники святости Божественной и Его благодати. Но они, предуготовив себя подвигом жизни христианской, удостоились быть достойными вместилищами этого Божественного света и Божественной благодати. У них было стремление к жизни со Христом, у нас этого стремления порой нет.
Преподобный Серафим Саровский на вопрос «почему мало святых?» отвечал: «Решимости нет, желания, нас всё устраивает». Христос является либо дополнением к нашей жизни, либо, иногда, препятствием, которое мешает нам устраивать жизнь так, как нам хочется. А русские святые показывают совершенно иной пример.
Дай Бог, чтобы мы сегодня, в день памяти, обратившись к своей совести, устыдили себя в этом несоответствии жизни нашей христианской тому идеалу, который мы с вами исповедуем. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19;2). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5;48). Эти же слова сказаны для всех. И дай Бог, чтобы хотя бы стремление было в нашей жизни к этому, хотя бы чувство осознания своего глубочайшего недостоинства и несоответствия тем великим идеалам, которые несёт нам слово Божие. Аминь.
Предыдущая проповедь
31 мая 2015
Следующая проповедь
21 июня 2015