Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дорогие братия и сестры.

Сегодня с воскресным днём совпадает двунадесятый праздник: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы. Это праздник двунадесятый, второй в церковном году после Рождества Богородицы, после сентября месяца, которым начинается церковное новолетие. И этот праздник, точно так же, как праздник Рождества Богородицы, несёт особую духовную радость и утешение всем верующим во Христа Спасителя людям. Богоматерь достигла трёхлетнего возраста, и Её праведные родители Иоаким и Анна спешат исполнить свой обет, который они дали Богу о том, что, если родится у них дитя, они отдадут его на служение Господу.

Иоаким и Анна многие десятилетия своей земной и семейной жизни оставались бездетны-ми. Несение этого тяжёлого креста достигло максимальной точки и дальнейшее терпение, казалось стало невозможным: оно достигло предельной своей отметки, когда жертву Иоакима отверг священник в Иерусалимском храме, сказав, что, наверное, он великий грешник, потому что Господь не даёт ему даже детей, вероятно, за какие-то неведомые грехи. И Анна, увидев, гнездо птиц, в котором были маленькие птенцы, от этого ещё более восскорбела и говорила: «Господи, Ты радуешь даже тварь бессловесную, они имеют это утешение в чадах, а мне Ты не даровал этого в жизни своей».

В этот момент предельного горя является и Иоакиму, и затем Анне Ангел и говорит о том, что вскоре родится у них необыкновенное чадо, которое послужит самым непосредственным образом скорейшему воплощению Сына Божия, пришествию Мессии обетованного, Которого лучшие представители Ветхого Завета ждали в течение тысячелетий. Иоаким и Анна, когда родилась у них Дева Мария, не забыли этого обета. Они показывают тем самым и нам, как важно и ответственно нужно относиться к тем обещаниям, которые мы даём Богу.

Обет, даваемый Богу — это очень действенное, сильное средство для привлечения милости Божией к нам для исполнения тех или иных прошений наших перед Господом. Тот или иной обет в каком-то благочестивом делании, или в каком-то самопожертвовании, или материальном виде преклоняет милость Божию. Очень часто мы даём эти обещания Богу, чтобы исправить что-то в нашей жизни и чтобы стать лучше. А когда достигаем просимого через этот обет у Бога, то забываем его исполнять, откладываем исполнение до каких-то лучших времен, позднейших, на старость и так далее. И это очень и очень опасное состояние человека, состояние нерешительности, когда человек обманывает тем самым Бога.

Иоаким и Анна не были таковыми, как мы, грешниками. Хотя они не говорили Богу о том, в каком возрасте они готовы отдать ребёнка своего, который родится, на служение Богу. Но когда отроковица достигла уже трёхлетнего возраста, они посчитали, что далее Мария не может оставаться дома, далее невозможно медлить, отложить ещё на какое-то время, скорее надо исполнить это обещание Богу.

Иоаким и Анна ещё не насладились, не утешились радостью материнства и отцовства. Только прошёл период самый сложный, самый тяжёлый, ответственный в возрастании, воспитании деток, когда к трёхлетнему возрасту они начинают уже прекрасно говорить, уже прекрасно проявляют себя в этой жизни, начинают быть в этом смысле независимыми от родителей, сами себя обслуживают, могут вести относительно самостоятельный образ жизни, максимально раскрывается их детская чистота, непосредственность, незлобие, доверчивость, всепрощение, наивность детская, которой они радуют необыкновенно своих родителей. Иоаким и Анна не успели утешиться ещё этими благами родительской любви своей, но они боятся замедлить и отводят Деву Марию в Иерусалимский храм, оставляют Её там, посвящая Её на служение Богу.

Для Ветхого Завета это было невиданным решением. Да, при Иерусалимском храме служили благочестивые люди. Мы, когда с вами доживём, по милости Божией, до праздника Сретения Господня, будем вспоминать, что там была Анна Пророчица, дочь Фануилова, которая была престарелой вдовой и возрастом уже более восьмидесяти лет. Большую часть жизни своей она провела в служении храму. Но это другое служение, это служение взрослого человека, вдовы, которая была, может быть, никому не нужна уже в этом мире земном, сродники не нуждались в её заботе, попечении и детей у неё не было.

Но юная отроковица Мария в трёхлетнем возрасте посвящается Богу, давая обет постоянного девства и пребывания с Богом, обет целомудрия, чистоты. Это невиданный поступок для Ветхого Завета. Для Ветхого Завета традиционными являются чадородие и многочадие, потому что в этом иудеи видели благословение Божие. При этом каждая семья, рождая деток, старалась приблизить пришествие Мессии: может быть, в этом ребёнке, а может быть, в другом сыне или дочери каким-то образом они послужат тайне скорейшего пришествия Мессии в род человеческий. И поэтому посвящение Богу Девы Марии необыкновенно, оно величественно. Оно может быть непонятным для Ветхого Завета, оно может быть непонятным и для нас, когда юные сердца и души, например, уходят в монастырь, отказываясь от благ мира, прекрасной карьеры, которая могла открыться им — уходят, бросают всё и высшее счастье находят в служении Богу. Для современников, для их знакомых это бывает совершенно непонятным явлением, признаком поколебавшегося душевного здравия и психического самообладания. И точно так же могли мыслить люди Ветхого Завета о поступке праведных родителей Пресвятой Богородицы.  

И вот смотрите, каким ещё примечательным моментом отличалось это вхождение Девы Марии в Иерусалимский храм. Для входа в храм нужно было подняться по ступеням, а ступеней было много, на них ветхозаветные левиты совершали особые песнопения, постепенно входя в храм. Эти так называемые степенные антифоны унаследованы в нашем Богослужении со времён ветхозаветных. И ступени были высокими. Поднявшись на следующую ступень, это уже было значительным приближением к Богу, восхождением к Нему, в Его дом Божий. Примечательным явилось то, что, когда Дева Мария была поставлена родителями только на первую ступень храма, Она сама стала подниматься, оторвавшись от родителей, преодолевая эти высокие ступени. Но самое главное не эта даже необыкновенная физическая способность, которая открылась в Ней, но что душа Её устремилась туда, где присутствовал Бог. Юная Дева Мария, можем предположить, не оборачиваясь на родителей, Сама устремилась туда, в сокровище духовное, сердце храма, в Святая Святых: душа Её туда устремилась. Как надо было воспитать ребёнка в трёхлетнем возрасте, чтобы она Бога предпочла родителям и всем радостям земным!

Мы можем лишь на смертном одре осуществить такое стремление. А во время земной жизни нас привязывает то одно, то другое, то третье. И любовь к Богу, Которого мы не видим, знаем теоретически что-то о Нём, не имея практического опыта жизни с Богом, для нас непонятна. Для нас любовь — это, в лучшем случае,  в земном выражении, то есть направленная к людям, а в худшем – это любовь плотская в страстях и похотях.

В трёхлетнем возрасте Иоаким и Анна дали такое великолепное, святое, необыкновенное воспитание своей дочери, что Она понимала, что выше, ценнее, величественнее Бога никого и ничего нет в этом мире. И поэтому, только будучи поставлена на первую ступень, она вся без оглядки устремилась в храм и пребывала там в течение двенадцати лет до достижения пятнадцатилетнего возраста, возраста совершеннолетия для девушек у иудеев. Удивительным является также то, что пророк Захария, будучи ветхозаветным священником, в тот день служил в Иерусалимском храме и ввёл Её во Святая Святых. Он сам мог быть там всего один раз в году, в день очищения, когда входил туда с жертвенной кровью и кропил этой кровью Ковчег Завета. Всё остальное время завеса, отделяющая Святая от Святая Святых, была задернута, и это было неприкосновенным местом селения Божия, Его славы, Его величия. Пророк Захария был просвещён, умудрён Духом Святым, он получил особое на то непременно Божественное откровение, что эту отроковицу Марию, входящую в храм, в окружении дев святых со светильниками, непременно надо ввести туда, где пребывает особо в храме Сам Бог, потому что Она станет этим вместилищем Божиим.

И Она пребывала неотлучно в храме. Священное Писание не сообщает нам, что Она там делала, но Предание Церкви и благочестивая мысль христианина согласна непременно с тем, что пребывала Богоматерь в непрестанной молитве, чтении Священного Писания, в рукоделии, потому что именно там Она получила эти навыки.

После казни Спасителя римские солдаты метали жребий о Его хитоне, который был соткан руками Богоматери, потому что бессмысленно было его разрывать, лучше чтобы целый достался кому-то и принёс пользу. Она   непременно научилась этому рукоделию в Иерусалимском храме.

Мы можем предположить, дорогие братия и сестры, что Анна Пророчица, которую мы упоминали, уже была там, и через некоторое время — двенадцать или чуть более лет, она станет уже свидетелем пришествия в Иерусалимский храм Богоматери с Иосифом Обручником, с Младенцем, сорокадневным Христом на руках и будет славить и благословлять Бога.

Пророк Захария вскоре в Иерусалимском храме получит особое откровение от Бога через Ангела, что у него родится сын, который будет призван подготовить род человеческий к пришествию Мессии. Пророк Захария, не поверивший Богу, что от его престарелой супруги Елизаветы может уже родиться кто-либо, был наказан Богом через Ангела немотой за своё неверие, пока не родился, наконец, великий пророк и Предтеча Иоанн. Эти великие события происходят в связи с введением во храм Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы.

Дорогие братия и сестры. Если для своей жизни, для нравственно-духовного воспитания Деве Марии понадобилось неотлучно быть в храме, чтобы Она смогла стать матерью Господа, то для нас, грешных, не имеющих, к сожалению, такой чистоты и таких добродетелей, тем более необходимо как можно чаще быть в храме Божием. Потому что храм — это место особого вместилища Божия. Самый маленький, самый бедный православный храм в тысячу раз благодатней того ветхозаветного Иерусалимского храма, который теперь не существует. Лишь остатки стены от второго храма почитаются иудеями.

Благодать Божия, несомненно, присутствует и в нашем храме! Она ни в какое соотношение и сравнение не идёт с той благодатью, которая могла быть в том ветхозаветном храме. Поэтому, счастливы ещё более мы с вами несравненно, потому что Сам Господь в Пречистых Тайнах Тела и Крови присутствует здесь, входит в нашу жизнь, и мы становимся в этом смысле божественными, пронизанными Божеством, сотелесниками Христа по Его человеческой и Божественной природе.

Поэтому, благодаря Бога и прославляя Пречистую Богородицу за то, что Богоматерь послужила нашему с вами спасению и сделала его возможным, пусть каждый из нас задумается о жизни своей, о значении храма, о нашем отношении к храму, к святыням, к таинствам Церкви, какое они имеют значение для нас, насколько эта потребность является регулярной, необходимой и жизненно важной для нас; как мы воспитываем и приучаем к храму своих детей и внуков.

И дай Бог, чтобы, взирая на Богоотроковицу Марию, пришедшую в храм, и мы своих деток спешили приобщить к храму, пока они в юном возрасте, как Богоматерь, потому что откладывать далее будет рискованно, будет неправильно. И, достигнув первого переходного возраста, первого всплеска гормонов в тринадцать-четырнадцать лет, уже порой только скорби, только что-то такое экстренное может обратить их и повернуть их окаменевшее сердце греховное к Богу, к чистоте, к святости и к Церкви Христовой. Поэтому будем спешить в этом исполнении наших родительских обязанностей, в отношении нашей жизни, в воспитании детей и внуков наших. Аминь.    

4 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Сегодня с воскресным днём совпадает двунадесятый праздник: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы. Это праздник двунадесятый, второй в церковном году после Рождества Богородицы, после сентября месяца, которым начинается церковное новолетие. И этот праздник, точно так же, как праздник Рождества Богородицы, несёт особую духовную радость и утешение всем верующим во Христа Спасителя людям. Богоматерь достигла трёхлетнего возраста, и Её праведные родители Иоаким и Анна спешат исполнить свой обет, который они дали Богу о том, что, если родится у них дитя, они отдадут его на служение Господу.

Иоаким и Анна многие десятилетия своей земной и семейной жизни оставались бездетны-ми. Несение этого тяжёлого креста достигло максимальной точки и дальнейшее терпение, казалось стало невозможным: оно достигло предельной своей отметки, когда жертву Иоакима отверг священник в Иерусалимском храме, сказав, что, наверное, он великий грешник, потому что Господь не даёт ему даже детей, вероятно, за какие-то неведомые грехи. И Анна, увидев, гнездо птиц, в котором были маленькие птенцы, от этого ещё более восскорбела и говорила: «Господи, Ты радуешь даже тварь бессловесную, они имеют это утешение в чадах, а мне Ты не даровал этого в жизни своей».

В этот момент предельного горя является и Иоакиму, и затем Анне Ангел и говорит о том, что вскоре родится у них необыкновенное чадо, которое послужит самым непосредственным образом скорейшему воплощению Сына Божия, пришествию Мессии обетованного, Которого лучшие представители Ветхого Завета ждали в течение тысячелетий. Иоаким и Анна, когда родилась у них Дева Мария, не забыли этого обета. Они показывают тем самым и нам, как важно и ответственно нужно относиться к тем обещаниям, которые мы даём Богу.

Обет, даваемый Богу — это очень действенное, сильное средство для привлечения милости Божией к нам для исполнения тех или иных прошений наших перед Господом. Тот или иной обет в каком-то благочестивом делании, или в каком-то самопожертвовании, или материальном виде преклоняет милость Божию. Очень часто мы даём эти обещания Богу, чтобы исправить что-то в нашей жизни и чтобы стать лучше. А когда достигаем просимого через этот обет у Бога, то забываем его исполнять, откладываем исполнение до каких-то лучших времен, позднейших, на старость и так далее. И это очень и очень опасное состояние человека, состояние нерешительности, когда человек обманывает тем самым Бога.

Иоаким и Анна не были таковыми, как мы, грешниками. Хотя они не говорили Богу о том, в каком возрасте они готовы отдать ребёнка своего, который родится, на служение Богу. Но когда отроковица достигла уже трёхлетнего возраста, они посчитали, что далее Мария не может оставаться дома, далее невозможно медлить, отложить ещё на какое-то время, скорее надо исполнить это обещание Богу.

Иоаким и Анна ещё не насладились, не утешились радостью материнства и отцовства. Только прошёл период самый сложный, самый тяжёлый, ответственный в возрастании, воспитании деток, когда к трёхлетнему возрасту они начинают уже прекрасно говорить, уже прекрасно проявляют себя в этой жизни, начинают быть в этом смысле независимыми от родителей, сами себя обслуживают, могут вести относительно самостоятельный образ жизни, максимально раскрывается их детская чистота, непосредственность, незлобие, доверчивость, всепрощение, наивность детская, которой они радуют необыкновенно своих родителей. Иоаким и Анна не успели утешиться ещё этими благами родительской любви своей, но они боятся замедлить и отводят Деву Марию в Иерусалимский храм, оставляют Её там, посвящая Её на служение Богу.

Для Ветхого Завета это было невиданным решением. Да, при Иерусалимском храме служили благочестивые люди. Мы, когда с вами доживём, по милости Божией, до праздника Сретения Господня, будем вспоминать, что там была Анна Пророчица, дочь Фануилова, которая была престарелой вдовой и возрастом уже более восьмидесяти лет. Большую часть жизни своей она провела в служении храму. Но это другое служение, это служение взрослого человека, вдовы, которая была, может быть, никому не нужна уже в этом мире земном, сродники не нуждались в её заботе, попечении и детей у неё не было.

Но юная отроковица Мария в трёхлетнем возрасте посвящается Богу, давая обет постоянного девства и пребывания с Богом, обет целомудрия, чистоты. Это невиданный поступок для Ветхого Завета. Для Ветхого Завета традиционными являются чадородие и многочадие, потому что в этом иудеи видели благословение Божие. При этом каждая семья, рождая деток, старалась приблизить пришествие Мессии: может быть, в этом ребёнке, а может быть, в другом сыне или дочери каким-то образом они послужат тайне скорейшего пришествия Мессии в род человеческий. И поэтому посвящение Богу Девы Марии необыкновенно, оно величественно. Оно может быть непонятным для Ветхого Завета, оно может быть непонятным и для нас, когда юные сердца и души, например, уходят в монастырь, отказываясь от благ мира, прекрасной карьеры, которая могла открыться им — уходят, бросают всё и высшее счастье находят в служении Богу. Для современников, для их знакомых это бывает совершенно непонятным явлением, признаком поколебавшегося душевного здравия и психического самообладания. И точно так же могли мыслить люди Ветхого Завета о поступке праведных родителей Пресвятой Богородицы.  

И вот смотрите, каким ещё примечательным моментом отличалось это вхождение Девы Марии в Иерусалимский храм. Для входа в храм нужно было подняться по ступеням, а ступеней было много, на них ветхозаветные левиты совершали особые песнопения, постепенно входя в храм. Эти так называемые степенные антифоны унаследованы в нашем Богослужении со времён ветхозаветных. И ступени были высокими. Поднявшись на следующую ступень, это уже было значительным приближением к Богу, восхождением к Нему, в Его дом Божий. Примечательным явилось то, что, когда Дева Мария была поставлена родителями только на первую ступень храма, Она сама стала подниматься, оторвавшись от родителей, преодолевая эти высокие ступени. Но самое главное не эта даже необыкновенная физическая способность, которая открылась в Ней, но что душа Её устремилась туда, где присутствовал Бог. Юная Дева Мария, можем предположить, не оборачиваясь на родителей, Сама устремилась туда, в сокровище духовное, сердце храма, в Святая Святых: душа Её туда устремилась. Как надо было воспитать ребёнка в трёхлетнем возрасте, чтобы она Бога предпочла родителям и всем радостям земным!

Мы можем лишь на смертном одре осуществить такое стремление. А во время земной жизни нас привязывает то одно, то другое, то третье. И любовь к Богу, Которого мы не видим, знаем теоретически что-то о Нём, не имея практического опыта жизни с Богом, для нас непонятна. Для нас любовь — это, в лучшем случае,  в земном выражении, то есть направленная к людям, а в худшем – это любовь плотская в страстях и похотях.

В трёхлетнем возрасте Иоаким и Анна дали такое великолепное, святое, необыкновенное воспитание своей дочери, что Она понимала, что выше, ценнее, величественнее Бога никого и ничего нет в этом мире. И поэтому, только будучи поставлена на первую ступень, она вся без оглядки устремилась в храм и пребывала там в течение двенадцати лет до достижения пятнадцатилетнего возраста, возраста совершеннолетия для девушек у иудеев. Удивительным является также то, что пророк Захария, будучи ветхозаветным священником, в тот день служил в Иерусалимском храме и ввёл Её во Святая Святых. Он сам мог быть там всего один раз в году, в день очищения, когда входил туда с жертвенной кровью и кропил этой кровью Ковчег Завета. Всё остальное время завеса, отделяющая Святая от Святая Святых, была задернута, и это было неприкосновенным местом селения Божия, Его славы, Его величия. Пророк Захария был просвещён, умудрён Духом Святым, он получил особое на то непременно Божественное откровение, что эту отроковицу Марию, входящую в храм, в окружении дев святых со светильниками, непременно надо ввести туда, где пребывает особо в храме Сам Бог, потому что Она станет этим вместилищем Божиим.

И Она пребывала неотлучно в храме. Священное Писание не сообщает нам, что Она там делала, но Предание Церкви и благочестивая мысль христианина согласна непременно с тем, что пребывала Богоматерь в непрестанной молитве, чтении Священного Писания, в рукоделии, потому что именно там Она получила эти навыки.

После казни Спасителя римские солдаты метали жребий о Его хитоне, который был соткан руками Богоматери, потому что бессмысленно было его разрывать, лучше чтобы целый достался кому-то и принёс пользу. Она   непременно научилась этому рукоделию в Иерусалимском храме.

Мы можем предположить, дорогие братия и сестры, что Анна Пророчица, которую мы упоминали, уже была там, и через некоторое время — двенадцать или чуть более лет, она станет уже свидетелем пришествия в Иерусалимский храм Богоматери с Иосифом Обручником, с Младенцем, сорокадневным Христом на руках и будет славить и благословлять Бога.

Пророк Захария вскоре в Иерусалимском храме получит особое откровение от Бога через Ангела, что у него родится сын, который будет призван подготовить род человеческий к пришествию Мессии. Пророк Захария, не поверивший Богу, что от его престарелой супруги Елизаветы может уже родиться кто-либо, был наказан Богом через Ангела немотой за своё неверие, пока не родился, наконец, великий пророк и Предтеча Иоанн. Эти великие события происходят в связи с введением во храм Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы.

Дорогие братия и сестры. Если для своей жизни, для нравственно-духовного воспитания Деве Марии понадобилось неотлучно быть в храме, чтобы Она смогла стать матерью Господа, то для нас, грешных, не имеющих, к сожалению, такой чистоты и таких добродетелей, тем более необходимо как можно чаще быть в храме Божием. Потому что храм — это место особого вместилища Божия. Самый маленький, самый бедный православный храм в тысячу раз благодатней того ветхозаветного Иерусалимского храма, который теперь не существует. Лишь остатки стены от второго храма почитаются иудеями.

Благодать Божия, несомненно, присутствует и в нашем храме! Она ни в какое соотношение и сравнение не идёт с той благодатью, которая могла быть в том ветхозаветном храме. Поэтому, счастливы ещё более мы с вами несравненно, потому что Сам Господь в Пречистых Тайнах Тела и Крови присутствует здесь, входит в нашу жизнь, и мы становимся в этом смысле божественными, пронизанными Божеством, сотелесниками Христа по Его человеческой и Божественной природе.

Поэтому, благодаря Бога и прославляя Пречистую Богородицу за то, что Богоматерь послужила нашему с вами спасению и сделала его возможным, пусть каждый из нас задумается о жизни своей, о значении храма, о нашем отношении к храму, к святыням, к таинствам Церкви, какое они имеют значение для нас, насколько эта потребность является регулярной, необходимой и жизненно важной для нас; как мы воспитываем и приучаем к храму своих детей и внуков.

И дай Бог, чтобы, взирая на Богоотроковицу Марию, пришедшую в храм, и мы своих деток спешили приобщить к храму, пока они в юном возрасте, как Богоматерь, потому что откладывать далее будет рискованно, будет неправильно. И, достигнув первого переходного возраста, первого всплеска гормонов в тринадцать-четырнадцать лет, уже порой только скорби, только что-то такое экстренное может обратить их и повернуть их окаменевшее сердце греховное к Богу, к чистоте, к святости и к Церкви Христовой. Поэтому будем спешить в этом исполнении наших родительских обязанностей, в отношении нашей жизни, в воспитании детей и внуков наших. Аминь.    

Предыдущая проповедь

26 ноября 2016

Притча о милосердном Самарянине
Следующая проповедь

18 декабря 2016

Исцеление десяти прокажённых

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00