Дорогие братия и сестры. Только что мы с вами прослушали евангельский отрывок о необыкновенном чуде, которое совершил Иисус Христос, исцелив расслабленного человека. Это исцеление в ряду других, совершённых Господом во время земной жизни Его, особенно примечательно тем, что Господь совершил его по вере людей, принесших этого больного человека ко Христу. Так и в Евангелии сказано: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2;5).
О вере самого расслабленного не говорится ни одного слова. Мы можем предположить, что он был парализован, расслаблен только членами своего тела, и разум в нём действовал. Друзья могли принести его с его согласия и по его просьбе. Но поскольку в Евангелии не акцентировано на этом моменте наше внимание, мы можем предположить, что расслабленный и не мог об этом помышлять. Может быть, его парализация была следствием инсульта, когда и разум отключается, и когда человек ничего не понимает, а может быть, вообще теряет сознание и находится в таком страшном, безжизненном состоянии.
Это чудо говорит нам о том, что по вере людей, обращающихся к Богу, можно вымолить для другого человека то, что мы ему желаем; то, что он сам ждёт, но, может быть, не может молиться по тем или другим причинам.
Исцеление этого расслабленного человека происходит интересным образом. Господь не говорит сразу: «Встань, возьми одр твой и ходи». А исцеление Он совершает прощением его грехов: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И это было синонимом того, что человек получил совершенное духовное и телесное здравие, и он может ходить своими ногами и не нуждаться больше в помощи друзей, которые принесли его на одре к ногам Спасителя.
Многие люди во время земной жизни Спасителя искали исцеления от болезней, бед, страданий и скорбей. Они толпами сопровождали Христа во время Его земной жизни. И для многих людей, Его современников, важно было получить исцеление, а всё остальное было либо вторичным, либо вообще не нужным.
Так и в нашей жизни, в наших отношениях с Богом это проявляется со всей очевидностью. Когда мы впадаем в те или иные искушения, скорби, болезни, мы ищем исцеления от этих болезней, прежде всего, обращаясь к Богу, и практически никогда не задумываемся об исправлении своей собственной жизни, о том, что болезнь наша является следствием грехов, следствием нашей и неправильной духовной жизни. Мы ищем исцеления, мы просим Бога об этом и больше нам ничего не надо. Господь пришёл в этот мир не для того, чтобы исцелять, не для того, чтобы упразднить все болезни, чтобы в Церкви все получали исцеление от любых недугов.
С одной стороны, для Бога ничего невозможного нет, но не так всё просто и не так всё однообразно бывает в нашей с вами жизни. Сделать всех абсолютно здоровыми, безбедными и живущими без скорбей – да, для Бога это возможно, но это не является выражением любви Бога по отношению к нам.
Но как же, вы скажете, а когда в результате тех или иных болезней жизнь человека подвергается опасности, он хватается за жизнь, он просит Бога вернуть здравие любыми путями. Разве здравие не является благом и выражением милости Божией, Его благословением нашей жизни?
Действительно это так, но здоровье не всегда приносит пользу человеку. Святитель Григорий Палама, память которого сегодня празднует наша Церковь, так и говорит в одной из своих проповедей: «Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия». Бог дарует нам всё необходимое для жизни: и здоровье, и другие Свои благодеяния, но это не является конечной целью Бога в попечении о нас – сделать всех здоровыми, сытыми и пребывающими в благоденствии. Это не цель жизни человека. В нашей жизни должен быть высокий смысл. И это не только христианская мораль. Это высказывали и советские классики, которые через литературу, через своё творчество приближались к христианским ценностям. Например, Островский говорил: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» («Как закалялась сталь»).
Значит, смысл жизни не в том, чтобы прожить много и долго, а смысл в чём-то другом, чтобы прожить не зря. Болезни являются промыслительным средством в нашем с вами спасении. Бог хочет, чтобы мы все наследовали вечную блаженную жизнь с Ним в Царстве Небесном, об этом так и говорится в Священном Писании: «Бог … хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2;4). Это самая главная цель Божественного попечения о нас.
Да, болезнь – тяжело, и никто из нас не хочет болеть и всячески избегает и думать о болезнях, а когда они случаются, ищет, порой, любых средств, чтобы вернуть это здоровье. Церковь указывает, основываясь на Евангелии, что болезни являются следствием наших грехов, и Господь в исцелении этого расслабленного намеренно говорит: «чадо, прощаются тебе грехи твои», потому что грехи были причиной его болезни.
Но не всегда эта причинно-следственная связь автоматически срабатывает в жизни любого человека. Мы знаем великих людей, святых, которые несли тяжелейшие болезни в течение всей своей жизни. Тот же апостол Павел был немощным, больным человеком, по преданию, он имел тяжёлую болезнь глаз и молил Бога об исцелении для того, чтобы лучше, эффективнее отдаться делу проповеди, но от Бога услышал откровение и ответ: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12;9).
Святитель Василий Великий прожил короткую жизнь и практически всю в тяжелейших болезнях. И о своём состоянии он говорил: «моё относительное здравие для другого человека служило бы предвестником близкой смерти».
Амвросий Оптинский принимал множество людей, приходящих к нему в Оптину пустынь, лёжа на кровати, и никогда не мог покинуть своего одра.
Матфей Мальский был парализован 43 года, досточтимый святой Псковской земли и многие-многие другие святые, которые не имели таких грехов, которые могли бы стать причиной их болезней.
Наконец, мы знаем, что есть примеры, когда отъявленные негодяи, грешники и безбожники грешат, живут скверно и обладают непоколебимым здравием, и в жизни их вообще нет скорбей. Как это объяснить?
Может, вообще не следует молиться Богу и думать об исправле-нии жизни, если нет никакой логики: грешишь – здоров, не грешишь – болен и так далее? Святой Иоанн Златоуст говорит об этой загадке в отношении жизни грешников такие слова: «Если ты видишь грешника, преуспевающего в своих путях, то это верный признак того, что Господь его оставил. Он оставил, сохранив ему здравие и жизнь бесскорбную здесь, чтобы в вечности этот человек ничего не мог ждать от Бога, потому что всё получил в этой жизни».
Дорогие братия и сестры. Мы можем, имея веру в Бога, испросить у Него, что угодно. «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11;9). И Бог слышит наши молитвы, слышит наше обращение к Нему, и не надо ссылаться на то, что время чудес и исцелений давно прошло. Не надо мечтать о тех временах, в которые жили, например, современники Серафима Саровского, когда он помазывал приходящих к нему маслицем от лампады, и они получали совершенное здравие. Или тот же Николай, старец с острова Залита, также многих исцелял от страшных болезней простым помазанием масла, которое он держал в своей праведной руке.
Не прошло время чудес и исцелений. Мы знаем это на примере жизни нашего с вами прихода. Такие чудеса сопровождают нас постоянно. От раковых, страшных заболеваний происходит множество исцелений. Один прихожанин нашего храма имел страшное заболевание – опухоль мозга, и после операции обрёл совершенное здравие, потому, что имел усердие трудиться ради Христа, до прихода прихожан на богослужение убирал территорию вокруг храма. И Господь сохранил его и вернул здравие, и он по-прежнему убирает эту территорию. Другая женщина, учительница, была больна раком, а имела усердие в свободное время приходить и мыть полы в этом храме. Те люди, с которыми она лежала в больнице, уже давно на том свете, а она всё живёт и всё молится, и также по-прежнему моет полы. А другая женщина, молодая, готовилась к операции – после раковых заболеваний непроходимость кишечника, и редко какой врач брался за эту операцию. Наконец, нашли клинику в Петербурге, где сказали, что операция возможна. Было проведено повторное обследование перед операцией, и никакой опухоли не обнаружили. И врач с недоумением спрашивает: «А зачем вы сюда пришли, кто вас направил? Кто диагностировал ваше состояние?» И таких чудес и исцелений великое множество. Одно можно сказать точно, что болезни являются промыслительным орудием Божиим. Одному человеку Господь дарует исцеление, а другому нет. И сколько таких примеров, когда близкие и родные, видя больного человека, замечают изменения, которые происходят в нём в результате болезни. Иногда даже близкий, родной человек умирает, а родные говорят, что, если бы не болезнь, никогда бы отец к вере и к Церкви не пришёл. Он стал другим, он обрёл Бога, он стал смиренным, кротким. А вера, которая теплилась у него с советских времен, раскрылась, и он стал другим человеком.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем верны Богу в праведной, добродетельной жизни и будем принимать от Него то, что Он нам посылает, потому что в этом Его любовь. Бог называется Любовью, потому что эта любовь выражена к нам. Она изливается в нашу с вами жизнь и в радостях, и в скорбях. И Бог любит нас всегда, а наша задача, наш ответ Богу – покориться Его промыслительной воле, преисполненной любовью к каждому из нас. Аминь.
4 марта 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Только что мы с вами прослушали евангельский отрывок о необыкновенном чуде, которое совершил Иисус Христос, исцелив расслабленного человека. Это исцеление в ряду других, совершённых Господом во время земной жизни Его, особенно примечательно тем, что Господь совершил его по вере людей, принесших этого больного человека ко Христу. Так и в Евангелии сказано: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2;5).
О вере самого расслабленного не говорится ни одного слова. Мы можем предположить, что он был парализован, расслаблен только членами своего тела, и разум в нём действовал. Друзья могли принести его с его согласия и по его просьбе. Но поскольку в Евангелии не акцентировано на этом моменте наше внимание, мы можем предположить, что расслабленный и не мог об этом помышлять. Может быть, его парализация была следствием инсульта, когда и разум отключается, и когда человек ничего не понимает, а может быть, вообще теряет сознание и находится в таком страшном, безжизненном состоянии.
Это чудо говорит нам о том, что по вере людей, обращающихся к Богу, можно вымолить для другого человека то, что мы ему желаем; то, что он сам ждёт, но, может быть, не может молиться по тем или другим причинам.
Исцеление этого расслабленного человека происходит интересным образом. Господь не говорит сразу: «Встань, возьми одр твой и ходи». А исцеление Он совершает прощением его грехов: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И это было синонимом того, что человек получил совершенное духовное и телесное здравие, и он может ходить своими ногами и не нуждаться больше в помощи друзей, которые принесли его на одре к ногам Спасителя.
Многие люди во время земной жизни Спасителя искали исцеления от болезней, бед, страданий и скорбей. Они толпами сопровождали Христа во время Его земной жизни. И для многих людей, Его современников, важно было получить исцеление, а всё остальное было либо вторичным, либо вообще не нужным.
Так и в нашей жизни, в наших отношениях с Богом это проявляется со всей очевидностью. Когда мы впадаем в те или иные искушения, скорби, болезни, мы ищем исцеления от этих болезней, прежде всего, обращаясь к Богу, и практически никогда не задумываемся об исправлении своей собственной жизни, о том, что болезнь наша является следствием грехов, следствием нашей и неправильной духовной жизни. Мы ищем исцеления, мы просим Бога об этом и больше нам ничего не надо. Господь пришёл в этот мир не для того, чтобы исцелять, не для того, чтобы упразднить все болезни, чтобы в Церкви все получали исцеление от любых недугов.
С одной стороны, для Бога ничего невозможного нет, но не так всё просто и не так всё однообразно бывает в нашей с вами жизни. Сделать всех абсолютно здоровыми, безбедными и живущими без скорбей – да, для Бога это возможно, но это не является выражением любви Бога по отношению к нам.
Но как же, вы скажете, а когда в результате тех или иных болезней жизнь человека подвергается опасности, он хватается за жизнь, он просит Бога вернуть здравие любыми путями. Разве здравие не является благом и выражением милости Божией, Его благословением нашей жизни?
Действительно это так, но здоровье не всегда приносит пользу человеку. Святитель Григорий Палама, память которого сегодня празднует наша Церковь, так и говорит в одной из своих проповедей: «Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия». Бог дарует нам всё необходимое для жизни: и здоровье, и другие Свои благодеяния, но это не является конечной целью Бога в попечении о нас – сделать всех здоровыми, сытыми и пребывающими в благоденствии. Это не цель жизни человека. В нашей жизни должен быть высокий смысл. И это не только христианская мораль. Это высказывали и советские классики, которые через литературу, через своё творчество приближались к христианским ценностям. Например, Островский говорил: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» («Как закалялась сталь»).
Значит, смысл жизни не в том, чтобы прожить много и долго, а смысл в чём-то другом, чтобы прожить не зря. Болезни являются промыслительным средством в нашем с вами спасении. Бог хочет, чтобы мы все наследовали вечную блаженную жизнь с Ним в Царстве Небесном, об этом так и говорится в Священном Писании: «Бог … хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2;4). Это самая главная цель Божественного попечения о нас.
Да, болезнь – тяжело, и никто из нас не хочет болеть и всячески избегает и думать о болезнях, а когда они случаются, ищет, порой, любых средств, чтобы вернуть это здоровье. Церковь указывает, основываясь на Евангелии, что болезни являются следствием наших грехов, и Господь в исцелении этого расслабленного намеренно говорит: «чадо, прощаются тебе грехи твои», потому что грехи были причиной его болезни.
Но не всегда эта причинно-следственная связь автоматически срабатывает в жизни любого человека. Мы знаем великих людей, святых, которые несли тяжелейшие болезни в течение всей своей жизни. Тот же апостол Павел был немощным, больным человеком, по преданию, он имел тяжёлую болезнь глаз и молил Бога об исцелении для того, чтобы лучше, эффективнее отдаться делу проповеди, но от Бога услышал откровение и ответ: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12;9).
Святитель Василий Великий прожил короткую жизнь и практически всю в тяжелейших болезнях. И о своём состоянии он говорил: «моё относительное здравие для другого человека служило бы предвестником близкой смерти».
Амвросий Оптинский принимал множество людей, приходящих к нему в Оптину пустынь, лёжа на кровати, и никогда не мог покинуть своего одра.
Матфей Мальский был парализован 43 года, досточтимый святой Псковской земли и многие-многие другие святые, которые не имели таких грехов, которые могли бы стать причиной их болезней.
Наконец, мы знаем, что есть примеры, когда отъявленные негодяи, грешники и безбожники грешат, живут скверно и обладают непоколебимым здравием, и в жизни их вообще нет скорбей. Как это объяснить?
Может, вообще не следует молиться Богу и думать об исправле-нии жизни, если нет никакой логики: грешишь – здоров, не грешишь – болен и так далее? Святой Иоанн Златоуст говорит об этой загадке в отношении жизни грешников такие слова: «Если ты видишь грешника, преуспевающего в своих путях, то это верный признак того, что Господь его оставил. Он оставил, сохранив ему здравие и жизнь бесскорбную здесь, чтобы в вечности этот человек ничего не мог ждать от Бога, потому что всё получил в этой жизни».
Дорогие братия и сестры. Мы можем, имея веру в Бога, испросить у Него, что угодно. «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11;9). И Бог слышит наши молитвы, слышит наше обращение к Нему, и не надо ссылаться на то, что время чудес и исцелений давно прошло. Не надо мечтать о тех временах, в которые жили, например, современники Серафима Саровского, когда он помазывал приходящих к нему маслицем от лампады, и они получали совершенное здравие. Или тот же Николай, старец с острова Залита, также многих исцелял от страшных болезней простым помазанием масла, которое он держал в своей праведной руке.
Не прошло время чудес и исцелений. Мы знаем это на примере жизни нашего с вами прихода. Такие чудеса сопровождают нас постоянно. От раковых, страшных заболеваний происходит множество исцелений. Один прихожанин нашего храма имел страшное заболевание – опухоль мозга, и после операции обрёл совершенное здравие, потому, что имел усердие трудиться ради Христа, до прихода прихожан на богослужение убирал территорию вокруг храма. И Господь сохранил его и вернул здравие, и он по-прежнему убирает эту территорию. Другая женщина, учительница, была больна раком, а имела усердие в свободное время приходить и мыть полы в этом храме. Те люди, с которыми она лежала в больнице, уже давно на том свете, а она всё живёт и всё молится, и также по-прежнему моет полы. А другая женщина, молодая, готовилась к операции – после раковых заболеваний непроходимость кишечника, и редко какой врач брался за эту операцию. Наконец, нашли клинику в Петербурге, где сказали, что операция возможна. Было проведено повторное обследование перед операцией, и никакой опухоли не обнаружили. И врач с недоумением спрашивает: «А зачем вы сюда пришли, кто вас направил? Кто диагностировал ваше состояние?» И таких чудес и исцелений великое множество. Одно можно сказать точно, что болезни являются промыслительным орудием Божиим. Одному человеку Господь дарует исцеление, а другому нет. И сколько таких примеров, когда близкие и родные, видя больного человека, замечают изменения, которые происходят в нём в результате болезни. Иногда даже близкий, родной человек умирает, а родные говорят, что, если бы не болезнь, никогда бы отец к вере и к Церкви не пришёл. Он стал другим, он обрёл Бога, он стал смиренным, кротким. А вера, которая теплилась у него с советских времен, раскрылась, и он стал другим человеком.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем верны Богу в праведной, добродетельной жизни и будем принимать от Него то, что Он нам посылает, потому что в этом Его любовь. Бог называется Любовью, потому что эта любовь выражена к нам. Она изливается в нашу с вами жизнь и в радостях, и в скорбях. И Бог любит нас всегда, а наша задача, наш ответ Богу – покориться Его промыслительной воле, преисполненной любовью к каждому из нас. Аминь.
Предыдущая проповедь
25 февраля 2018
Следующая проповедь
18 марта 2018
Все проповеди за 2018 год