Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя по Рождестве Христовом

Дорогие братия и сестры. После Рождества Христова продолжаются Святки до праздника Крещения Господня. Сегодняшнее воскресенье – «неделя по Рождестве Христовом», которая посвящена преимущественно воспоминанию в благодарной церковной памяти сродников по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Когда Он пришёл в этот мир, родился от Пречистой, Преблагословенной Девы Марии, Он пришёл не в какой-то вакуум — Он пришёл в конкретную семью или среду.  И эту среду составляли Его близкие, родные, кровные родственники.

В первую очередь, речь идёт о самой Деве Марии, Его Матери, прославлению Которой посвящён второй день после Рождества Христова, который называется Собором Богоматери. Это общая традиция Церкви после великих праздников прославлять тех, благодаря кому этот праздник свершился. Так, например, после Крещения празднуется собор Иоанна Крестителя, после Покрова вспоминают Романа Сладкопевца и так далее.

Сегодня, кроме Богоматери, вспоминаются и другие любящие Господа сердца и личности, которые отдали для служения Ему всю жизнь свою. Прежде всего, это пророк и псалмопевец Давид, который пророчески предвидел близкое пришествие Мессии. Из рода царя Давида происходил Иосиф, и это было необыкновенно почётно и значимо. Хоть этот род и был, может быть, маловыражен и не так велик и славен в своём внешнем выражении, но по своему родоначальнику он был необыкновенно почитаем. Именно пророк Давид составил большую часть псалмов, вошедших в священную книгу Псалтирь в Ветхом Завете. Эти Псалмы употреблялись в Ветхозаветном богослужении, а затем употребление Псалмов перешло в Новозаветную Церковь.

Сам Господь, совершая Тайную вечерю, употреблял псалмы царя Давида. Об этом сказано в Евангелии от Матфея: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26;30). Спаситель со Своими учениками воспевали не просто какие-то песнопения, которые на душу легли. Был особый ритуал проведения и встречи Ветхозаветной Пасхи с вкушением Пасхального агнца. Завершающим моментом было пение определённых псалмов.

И в Новозаветной Церкви употребляется много псалмов, в том числе тот, который вы пели сейчас, тридцать третий псалом: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33;2), то есть, чтобы всегда была хвала Ему в устах моих.

Сто второй псалом, необыкновенно любимый народом, поэтичный даже в переводе на славянский язык: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102;2). И далее, Давид перечисляет, за что нам благодарить Бога, как Творца и Промыслителя этого мира, дающего пищу каждому во всякое время.

Необыкновенна любовь царя и псалмопевца Давида к храму Божию. В каких словах он выражал эту любовь? «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс. 83;2-3). «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26;4). «Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Пс. 83;11).

Видите, как дерзновенно, как искренне он говорил, что хотел бы один день в храме прожить вместо тысячи, вместо трёх лет жизни. Представляете? Нам немыслимо это, нам это в тягость. Мы ждём-не дождёмся, когда служба окончится. Ещё, не дай Бог, какие-то послушания: полы помыть, свечки убирать с подсвечников – то это всё в тягость, это всё в одолжение. А царь Давид, который носил порфиру царскую, во времена которого Иудейское царство было одним из самых могущественных и непобедимых, славных и богатых, мечтал не о царстве земном, не о том, чтобы покорить многих своих врагов, а радел о боголепии храма Божия. И душа его пела и славословила величие Божие.

Любя храм, что он имел в виду? Ведь во времена пророка Давида вместо храма была походная скиния. Что такое скиния? Это палатка. Представьте себе, когда наши войска совершают манёвры: то на Украину их забросят, то ещё куда-то, они берут огромные палатки. Там и дом, и кухня, и госпиталь, и что хочешь. И примерно таким же был и этот Ветхозаветный храм. Он был лишён той красоты, того блеска, который имеют наши Православные храмы, которые имел Соломонов храм.

Ведь Господь не допустил пророка Давида построить храм, потому что он пролил много крови, защищаясь от внешних врагов, которые стремились поработить иудеев и лишить их могущества и начинающегося величия. Но пророк Давид, извещённый Богом о том, что он недостоин построить храм, всё приготовил для этого строительства, все материалы: и кирпичи, и камни, и всякие необходимые драгоценные вещи — всё было им заготовлено. Соломон только строил храм. Это почётно, но намного легче строить, когда у тебя всё есть. Пророк Давид проявил особое усердие об этом храме Божием, который он созерцал в своём пророческом видении. И, опираясь на это видение, на красоту этого небесного храма, горнего Небесного Иерусалима, воспевал своё славословие Богу.

Воспоминается сегодня Иосиф Обручник — хранитель девства и жизни Богоматери. Будучи престарелым, вдовым старцем, он получил призыв к попечению над Девой Марией от священников ветхозаветного храма. Когда отроковица Мария достигла предельно возможного возраста для пребывания в храме, она не захотела выходить замуж, и Её отдали Иосифу Обручнику. Это было нетрадиционно. Это сейчас богатенькие, состоявшиеся мужчины после пятидесяти лет женятся вторично, это модно стало, и берут двадцатилетних только-только окончивших школу молоденьких девушек. А в те времена это было немыслимо, это считалось извращением, страшным грехом. Когда человек уже теряет что-то человеческое – это называется  извращение, понимаете? Иосифу Обручнику была дана Богоматерь под прикрытием брака. Потому что в те времена не было гражданского брака, это же не конец ХХ-го века. Как он мог Её хранить? Как он мог взять Её в дом свой? Никак не мог. Юридически Ветхозаветным законом это не было предусмотрено. Ведь Богоматерь в этом смысле явилась основательницей монашеского служения и подвига девства и чистоты. И поэтому, не выбрав ничего другого, священники обручили Её с Иосифом Обручником, этот брак был духовным, фиктивным. И Иосиф всю жизнь свою отдал, чтобы служить Богомладенцу Христу и оберегать Богоматерь. Позднее, когда Христос умирал на кресте, Он Матерь Свою вручил на попечение Своего возлюбленного ученика Иоанна Богослова.

В славянском тексте Священного Писания, есть такие моменты, которые могут сразу как-то насторожить. Ну, например: «Обрученней убо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф; 1:18). По-славянски, что это значит? У нас мысль работает в одном направлении, понимаете? А в переводе на русский язык это место более лаконично переведено, более целомудренно: «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». (Мф; 1:18). Ещё пример, другое место Священного Писания, когда Иосифу было откровение от Ангела, чтобы он не смущался взять Марию, наречённую жену свою, Которая имеет во чреве от Духа Святаго, сказано в Евангелии от Матфея: «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус» (Мф; 1:25). Что это за «дондеже»? Не знал Её, пока она не родила, а потом? Как бы знак вопроса стоит.  Это мысли богохульные, богоборческие, они от неточного перевода греческого предлога на славянский язык. Это словечко «дондеже» встречается во многих местах Священного Писания. Например: «пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145;2). Что это означает? Будешь петь, пока можешь петь или пока живёшь? Ничего подобного. А что, в вечности на Небе не поют, не славословят и не хвалят Бога? Видите, как интересно: «пою Богу моему, дондеже есмь», то есть, пою Ему всегда. Значит и в отношении Иосифа Обручника сказано, что никогда не знал, понимаете?

Вот какое интересное значение. И мы с вами должны эти места знать. Потому что сектанты, люди, ненавидящие Церковь, вот так дерзновенно могут испытывать, проверять, насколько вы знаете Священное Писание.

Возвращаясь к личности Иосифа Обручника. Это был человек, способный на подвиг. Когда он заметил, что Дева Мария беременна, что он должен был сделать по Ветхозаветному закону? Он должен был обличить Её в присутствии всего народа, и Богоматерь должны были забросать камнями, как блудницу. Ветхий Завет был очень строг. Это не современные демократичные нравы, какой-то американский самиздат в России, с ювенальной юстицией, с гражданским браком и так далее. Некоторые обижаются, что в гражданском браке нельзя причащаться: «У нас же так всё хорошо, красиво, всё по согласию, даже родители согласны, в их квартирке живём».

А в Ветхом Завете всё было очень строго. Как обнаруживалась случайная беременность, как говорят в народе: «девица нагуляла плод», в Ветхом Завете её весь народ побивал камнями. Это было необходимо для чистоты народа, чтобы он не исчез как нация за вопиющие грехи. У нас в древние времена люди русские тоже были людьми серьёзными. Например, в Великом Новгороде люди были способны на то, чтобы еретиков сбрасывать с моста в Волхов для спасения их души: плоть погибнет — дух спасётся. Колдунов, еретиков, всякую нечисть во времена архиепископа Новгородского Геннадия в XV-ом веке сбрасывали в реку, так запросто поступали для сохранения народа, чтобы зараза не распространялась. Ведь когда возьмут одежду от человека, который болел чумой или проказой, что с этой одеждой делают? Сжигают, больше нет никакого употребления. Так и в Ветхом Завете действовали. 

А что же сделал Иосиф? Он был в страшном смущении, не знал, как поступить. Ему жалко было Богоматерь. Он ничего не знал о Её тайне. Но когда он взял Её к себе в дом, видел Её необыкновенную чистоту. И он принял решение тайно отпустить Деву Марию. Это был единственный поступок в Ветхом Завете такого рода. Он решил положиться на волю Божию. И когда Иосиф был готов совершить этот подвиг, подвергая и свою жизнь опасности, во сне ему явился Ангел и сказал следующие слова: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1;20-21) Иосиф мгновенно послушался и, встав от сна своего, поступил так, как повелел ему Ангел Господень.

Далее, Иосиф, повинуясь повелению Римской власти, императору Тиберию, идёт в свой родной город Вифлеем. Мария на сносях, она вот-вот готова родить. Раньше проще было, не надо было обитать возле роддома, договариваться с акушеркой, врачом.  Раньше так: где застанет этот момент, там и рожали. В лучшем случае — в сельской бане, в худшем – где-то в поле. Раньше было все попроще, и здоровье было другое и у младенцев, и у родящих женщин.

Но когда пришли они в Вифлеем, им не осталось места для ночлега. Негде было переночевать, потому что весь город был переполнен от множества пришедших людей.  И тогда, не будем повторяться, произошло рождение Христа в пещере. Он был спелёнут Марией и положен в ясли. И это очень примечательно. Что в ясли кладут? Понятно, что —  корм для животных. Ясли — это кормушка. То, что Младенца Христа положили в ясли, означало в символическом, в догматическом значении, что Он предлагает Сам Себя в пищу всему миру. И греческие иконы, порой, изображают Рождество Его, где Он полагается на жертвенник. Он только родился, а уже был предназначен для того, чтобы стать жертвой за грехи всего мира.

Когда уже произошло поклонение волхвов и пастухов, Иосиф внезапно снова получает  откровение от Ангела: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2;13). Иосиф встает ночью тотчас, мгновенно, проявляя тем самым беспрекословное послушание откровению Божию.

Мы с вами как встаём? Будильник заводится на шесть часов, потом переводится на семь, потом вообще выключается. Соответственно, человек выбегает на работу без утренней молитвы, а иногда и без чая даже. И лень даже термос с собой взять, лишь бы поспать до последнего мгновения. Мы вспоминали на ранней литургии, и все согласились с таким моментом, что ночью люди с радостью встают только на чартерный рейс в Эмираты или на Мальдивы, они все по ночам летают. Тогда уж, ладно, в самолёте доспим, тогда люди смиряются – всё равно других билетов нет или они дороже. Тогда уж «бедные» люди просыпаются в три часа ночи.

А Иосиф мгновенно встал, разбудил Богоматерь и Младенца, посадил Богоматерь на ослика,  и они двинулись под покровом ночи в Египет, потому что было Ветхозаветное пророчество Осии. Евангелист Матфей так говорит об этом:  «Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2;15). Когда Господь пришёл в Египет, все идолы упали, были низвергнуты, потому что демоны из них исчезли, и они остались бездушными, пустыми истуканами. Вот такое произошло ниспровержение идолопоклонства к удивлению обитающих там людей.

По дороге встретили Его разбойники, которые хотели ограбить, надругаться, отнять ослика. Больше нечего было взять у Святого семейства. Но когда главарь шайки подошёл поближе и взгляд его упал на Христа, он увидел необыкновенную красоту Младенца. Разбойник был так поражён Его неземной красотой, что сказал: «если бы Сам Бог воплотился, то он не мог бы быть красивее, чем этот Младенец», не мог бы иметь более совершенного вида. И главарь запретил своим головорезам причинять какое-либо зло этому Младенцу и Святому семейству. Богоматерь была очень благодарна этому великодушию разбойника и сказала: «этот Младенец воздаст тебе в своё время за твою доброту». И Предание Церкви сообщает, что этим главарём оказался благоразумный разбойник, который был распят на кресте справа от Христа, который был способен к покаянию, удерживая своего собрата-бандита, висевшего слева, говоря: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!» (Лк. 23;41-42)

Иаков — брат Господень, это старший сын Иосифа от первого брака. Иосиф взял его с собой, когда семейство бежало в Египет из Вифлеема. Иосиф хотел, чтобы он был рядом, чтоб помогал в пути, чтоб охранял от диких зверей и так далее. Иаков среди всех сыновей Иосифа, среди всех  прочих родственников имел особое благоговейное, дружеское отношение к Иисусу. Предание сообщает нам, что остальные братья были против того, чтобы Иосиф дал Младенцу Иисусу, как и им, земельный удел из своих щедрот, не верили в Его Божество. А Иаков сразу и полюбил по-человечески, и первым возвысился из всех родственников Спасителя до понимания Его как Бога, воплотившегося Мессии. Иаков стал первым епископом Иерусалимским. Сегодня апостольское чтение упоминало об этом, когда апостол Павел пришёл в Иерусалим, он сказал: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1;18-19). Сегодня этот отрывок из апостольского чтения предлагался ради упоминания Иакова для нашего назидания, чтобы напомнить, кто же был такой — святой Иаков.

Имена таких святых людей сегодня Церковь с благодарностью вспоминает. Без них жизнь земная Господа была бы ещё более многоскорбна.

Лишь жёны-мироносицы, как могли, служили Ему от имений своих, обустраивая Его быт и жизнь земную.

Однажды один из книжников хотел стать учеником Христа. Он был очарован, в хорошем смысле слова, был удивлён учением Господа и хотел идти за Ним повсюду, сказав: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл» (Мф. 8;19). А Господь ему ответил, что «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8;20). Если эти слова Господь сказал о Самом Себе, то земная жизнь Его была очень трудна. И она могла быть намного более сурова, если бы не было рядом с Ним близких, родных, любящих сердец. Христос родился в этот мир не в пустоту, не в вакуум. Он родился в семье, жил среди близких, родных и дорожил этим родством по крови. И Церковь прославляет этих святых по Плоти и Крови Господа.

А для нас это намёк, чтобы и мы дорожили своими семейными узами. Близкое, кровное родство всегда очень ценилось, им дорожили. Нужно уступать нашим кровным родственникам, сохранять мир и единство в семье, потому что это Богом заповеданный тип или образ жизни земной. Позже Господь подтвердил благословение статуса семьи, будучи на браке в Кане Галилейской. Поэтому, пусть вдохновятся те прихожане, кто ещё не имеет семьи: девушки на выданье, юноши. Неужели так тяжело нынче замуж-то выйти? Напишите в Православную службу знакомств, в журнал «Славянка», ещё куда-нибудь. В храме-то надо внимательнее смотреть по сторонам после богослужения и молиться святителю Николаю. Он всех пристраивал. Даже приданное давал, у кого не было.

Может быть, и такие мысли можно вынести из этого воскресного дня. Пусть Господь вдохновит, благословит вас, чтобы вы не унывали, чтобы было кому на старости лет и глазки закрыть, и тарелку супа подать, и в аптеку сходить. Об этом надо думать наперёд. Поэтому, помоги нам Господи! Всех с праздником Рождества Христова. Желаю радостного настроения и пребывания с Господом.

Аминь.

10 января 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. После Рождества Христова продолжаются Святки до праздника Крещения Господня. Сегодняшнее воскресенье – «неделя по Рождестве Христовом», которая посвящена преимущественно воспоминанию в благодарной церковной памяти сродников по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Когда Он пришёл в этот мир, родился от Пречистой, Преблагословенной Девы Марии, Он пришёл не в какой-то вакуум — Он пришёл в конкретную семью или среду.  И эту среду составляли Его близкие, родные, кровные родственники.

В первую очередь, речь идёт о самой Деве Марии, Его Матери, прославлению Которой посвящён второй день после Рождества Христова, который называется Собором Богоматери. Это общая традиция Церкви после великих праздников прославлять тех, благодаря кому этот праздник свершился. Так, например, после Крещения празднуется собор Иоанна Крестителя, после Покрова вспоминают Романа Сладкопевца и так далее.

Сегодня, кроме Богоматери, вспоминаются и другие любящие Господа сердца и личности, которые отдали для служения Ему всю жизнь свою. Прежде всего, это пророк и псалмопевец Давид, который пророчески предвидел близкое пришествие Мессии. Из рода царя Давида происходил Иосиф, и это было необыкновенно почётно и значимо. Хоть этот род и был, может быть, маловыражен и не так велик и славен в своём внешнем выражении, но по своему родоначальнику он был необыкновенно почитаем. Именно пророк Давид составил большую часть псалмов, вошедших в священную книгу Псалтирь в Ветхом Завете. Эти Псалмы употреблялись в Ветхозаветном богослужении, а затем употребление Псалмов перешло в Новозаветную Церковь.

Сам Господь, совершая Тайную вечерю, употреблял псалмы царя Давида. Об этом сказано в Евангелии от Матфея: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26;30). Спаситель со Своими учениками воспевали не просто какие-то песнопения, которые на душу легли. Был особый ритуал проведения и встречи Ветхозаветной Пасхи с вкушением Пасхального агнца. Завершающим моментом было пение определённых псалмов.

И в Новозаветной Церкви употребляется много псалмов, в том числе тот, который вы пели сейчас, тридцать третий псалом: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33;2), то есть, чтобы всегда была хвала Ему в устах моих.

Сто второй псалом, необыкновенно любимый народом, поэтичный даже в переводе на славянский язык: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102;2). И далее, Давид перечисляет, за что нам благодарить Бога, как Творца и Промыслителя этого мира, дающего пищу каждому во всякое время.

Необыкновенна любовь царя и псалмопевца Давида к храму Божию. В каких словах он выражал эту любовь? «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс. 83;2-3). «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26;4). «Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Пс. 83;11).

Видите, как дерзновенно, как искренне он говорил, что хотел бы один день в храме прожить вместо тысячи, вместо трёх лет жизни. Представляете? Нам немыслимо это, нам это в тягость. Мы ждём-не дождёмся, когда служба окончится. Ещё, не дай Бог, какие-то послушания: полы помыть, свечки убирать с подсвечников – то это всё в тягость, это всё в одолжение. А царь Давид, который носил порфиру царскую, во времена которого Иудейское царство было одним из самых могущественных и непобедимых, славных и богатых, мечтал не о царстве земном, не о том, чтобы покорить многих своих врагов, а радел о боголепии храма Божия. И душа его пела и славословила величие Божие.

Любя храм, что он имел в виду? Ведь во времена пророка Давида вместо храма была походная скиния. Что такое скиния? Это палатка. Представьте себе, когда наши войска совершают манёвры: то на Украину их забросят, то ещё куда-то, они берут огромные палатки. Там и дом, и кухня, и госпиталь, и что хочешь. И примерно таким же был и этот Ветхозаветный храм. Он был лишён той красоты, того блеска, который имеют наши Православные храмы, которые имел Соломонов храм.

Ведь Господь не допустил пророка Давида построить храм, потому что он пролил много крови, защищаясь от внешних врагов, которые стремились поработить иудеев и лишить их могущества и начинающегося величия. Но пророк Давид, извещённый Богом о том, что он недостоин построить храм, всё приготовил для этого строительства, все материалы: и кирпичи, и камни, и всякие необходимые драгоценные вещи — всё было им заготовлено. Соломон только строил храм. Это почётно, но намного легче строить, когда у тебя всё есть. Пророк Давид проявил особое усердие об этом храме Божием, который он созерцал в своём пророческом видении. И, опираясь на это видение, на красоту этого небесного храма, горнего Небесного Иерусалима, воспевал своё славословие Богу.

Воспоминается сегодня Иосиф Обручник — хранитель девства и жизни Богоматери. Будучи престарелым, вдовым старцем, он получил призыв к попечению над Девой Марией от священников ветхозаветного храма. Когда отроковица Мария достигла предельно возможного возраста для пребывания в храме, она не захотела выходить замуж, и Её отдали Иосифу Обручнику. Это было нетрадиционно. Это сейчас богатенькие, состоявшиеся мужчины после пятидесяти лет женятся вторично, это модно стало, и берут двадцатилетних только-только окончивших школу молоденьких девушек. А в те времена это было немыслимо, это считалось извращением, страшным грехом. Когда человек уже теряет что-то человеческое – это называется  извращение, понимаете? Иосифу Обручнику была дана Богоматерь под прикрытием брака. Потому что в те времена не было гражданского брака, это же не конец ХХ-го века. Как он мог Её хранить? Как он мог взять Её в дом свой? Никак не мог. Юридически Ветхозаветным законом это не было предусмотрено. Ведь Богоматерь в этом смысле явилась основательницей монашеского служения и подвига девства и чистоты. И поэтому, не выбрав ничего другого, священники обручили Её с Иосифом Обручником, этот брак был духовным, фиктивным. И Иосиф всю жизнь свою отдал, чтобы служить Богомладенцу Христу и оберегать Богоматерь. Позднее, когда Христос умирал на кресте, Он Матерь Свою вручил на попечение Своего возлюбленного ученика Иоанна Богослова.

В славянском тексте Священного Писания, есть такие моменты, которые могут сразу как-то насторожить. Ну, например: «Обрученней убо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф; 1:18). По-славянски, что это значит? У нас мысль работает в одном направлении, понимаете? А в переводе на русский язык это место более лаконично переведено, более целомудренно: «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». (Мф; 1:18). Ещё пример, другое место Священного Писания, когда Иосифу было откровение от Ангела, чтобы он не смущался взять Марию, наречённую жену свою, Которая имеет во чреве от Духа Святаго, сказано в Евангелии от Матфея: «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус» (Мф; 1:25). Что это за «дондеже»? Не знал Её, пока она не родила, а потом? Как бы знак вопроса стоит.  Это мысли богохульные, богоборческие, они от неточного перевода греческого предлога на славянский язык. Это словечко «дондеже» встречается во многих местах Священного Писания. Например: «пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145;2). Что это означает? Будешь петь, пока можешь петь или пока живёшь? Ничего подобного. А что, в вечности на Небе не поют, не славословят и не хвалят Бога? Видите, как интересно: «пою Богу моему, дондеже есмь», то есть, пою Ему всегда. Значит и в отношении Иосифа Обручника сказано, что никогда не знал, понимаете?

Вот какое интересное значение. И мы с вами должны эти места знать. Потому что сектанты, люди, ненавидящие Церковь, вот так дерзновенно могут испытывать, проверять, насколько вы знаете Священное Писание.

Возвращаясь к личности Иосифа Обручника. Это был человек, способный на подвиг. Когда он заметил, что Дева Мария беременна, что он должен был сделать по Ветхозаветному закону? Он должен был обличить Её в присутствии всего народа, и Богоматерь должны были забросать камнями, как блудницу. Ветхий Завет был очень строг. Это не современные демократичные нравы, какой-то американский самиздат в России, с ювенальной юстицией, с гражданским браком и так далее. Некоторые обижаются, что в гражданском браке нельзя причащаться: «У нас же так всё хорошо, красиво, всё по согласию, даже родители согласны, в их квартирке живём».

А в Ветхом Завете всё было очень строго. Как обнаруживалась случайная беременность, как говорят в народе: «девица нагуляла плод», в Ветхом Завете её весь народ побивал камнями. Это было необходимо для чистоты народа, чтобы он не исчез как нация за вопиющие грехи. У нас в древние времена люди русские тоже были людьми серьёзными. Например, в Великом Новгороде люди были способны на то, чтобы еретиков сбрасывать с моста в Волхов для спасения их души: плоть погибнет — дух спасётся. Колдунов, еретиков, всякую нечисть во времена архиепископа Новгородского Геннадия в XV-ом веке сбрасывали в реку, так запросто поступали для сохранения народа, чтобы зараза не распространялась. Ведь когда возьмут одежду от человека, который болел чумой или проказой, что с этой одеждой делают? Сжигают, больше нет никакого употребления. Так и в Ветхом Завете действовали. 

А что же сделал Иосиф? Он был в страшном смущении, не знал, как поступить. Ему жалко было Богоматерь. Он ничего не знал о Её тайне. Но когда он взял Её к себе в дом, видел Её необыкновенную чистоту. И он принял решение тайно отпустить Деву Марию. Это был единственный поступок в Ветхом Завете такого рода. Он решил положиться на волю Божию. И когда Иосиф был готов совершить этот подвиг, подвергая и свою жизнь опасности, во сне ему явился Ангел и сказал следующие слова: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1;20-21) Иосиф мгновенно послушался и, встав от сна своего, поступил так, как повелел ему Ангел Господень.

Далее, Иосиф, повинуясь повелению Римской власти, императору Тиберию, идёт в свой родной город Вифлеем. Мария на сносях, она вот-вот готова родить. Раньше проще было, не надо было обитать возле роддома, договариваться с акушеркой, врачом.  Раньше так: где застанет этот момент, там и рожали. В лучшем случае — в сельской бане, в худшем – где-то в поле. Раньше было все попроще, и здоровье было другое и у младенцев, и у родящих женщин.

Но когда пришли они в Вифлеем, им не осталось места для ночлега. Негде было переночевать, потому что весь город был переполнен от множества пришедших людей.  И тогда, не будем повторяться, произошло рождение Христа в пещере. Он был спелёнут Марией и положен в ясли. И это очень примечательно. Что в ясли кладут? Понятно, что —  корм для животных. Ясли — это кормушка. То, что Младенца Христа положили в ясли, означало в символическом, в догматическом значении, что Он предлагает Сам Себя в пищу всему миру. И греческие иконы, порой, изображают Рождество Его, где Он полагается на жертвенник. Он только родился, а уже был предназначен для того, чтобы стать жертвой за грехи всего мира.

Когда уже произошло поклонение волхвов и пастухов, Иосиф внезапно снова получает  откровение от Ангела: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2;13). Иосиф встает ночью тотчас, мгновенно, проявляя тем самым беспрекословное послушание откровению Божию.

Мы с вами как встаём? Будильник заводится на шесть часов, потом переводится на семь, потом вообще выключается. Соответственно, человек выбегает на работу без утренней молитвы, а иногда и без чая даже. И лень даже термос с собой взять, лишь бы поспать до последнего мгновения. Мы вспоминали на ранней литургии, и все согласились с таким моментом, что ночью люди с радостью встают только на чартерный рейс в Эмираты или на Мальдивы, они все по ночам летают. Тогда уж, ладно, в самолёте доспим, тогда люди смиряются – всё равно других билетов нет или они дороже. Тогда уж «бедные» люди просыпаются в три часа ночи.

А Иосиф мгновенно встал, разбудил Богоматерь и Младенца, посадил Богоматерь на ослика,  и они двинулись под покровом ночи в Египет, потому что было Ветхозаветное пророчество Осии. Евангелист Матфей так говорит об этом:  «Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2;15). Когда Господь пришёл в Египет, все идолы упали, были низвергнуты, потому что демоны из них исчезли, и они остались бездушными, пустыми истуканами. Вот такое произошло ниспровержение идолопоклонства к удивлению обитающих там людей.

По дороге встретили Его разбойники, которые хотели ограбить, надругаться, отнять ослика. Больше нечего было взять у Святого семейства. Но когда главарь шайки подошёл поближе и взгляд его упал на Христа, он увидел необыкновенную красоту Младенца. Разбойник был так поражён Его неземной красотой, что сказал: «если бы Сам Бог воплотился, то он не мог бы быть красивее, чем этот Младенец», не мог бы иметь более совершенного вида. И главарь запретил своим головорезам причинять какое-либо зло этому Младенцу и Святому семейству. Богоматерь была очень благодарна этому великодушию разбойника и сказала: «этот Младенец воздаст тебе в своё время за твою доброту». И Предание Церкви сообщает, что этим главарём оказался благоразумный разбойник, который был распят на кресте справа от Христа, который был способен к покаянию, удерживая своего собрата-бандита, висевшего слева, говоря: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!» (Лк. 23;41-42)

Иаков — брат Господень, это старший сын Иосифа от первого брака. Иосиф взял его с собой, когда семейство бежало в Египет из Вифлеема. Иосиф хотел, чтобы он был рядом, чтоб помогал в пути, чтоб охранял от диких зверей и так далее. Иаков среди всех сыновей Иосифа, среди всех  прочих родственников имел особое благоговейное, дружеское отношение к Иисусу. Предание сообщает нам, что остальные братья были против того, чтобы Иосиф дал Младенцу Иисусу, как и им, земельный удел из своих щедрот, не верили в Его Божество. А Иаков сразу и полюбил по-человечески, и первым возвысился из всех родственников Спасителя до понимания Его как Бога, воплотившегося Мессии. Иаков стал первым епископом Иерусалимским. Сегодня апостольское чтение упоминало об этом, когда апостол Павел пришёл в Иерусалим, он сказал: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1;18-19). Сегодня этот отрывок из апостольского чтения предлагался ради упоминания Иакова для нашего назидания, чтобы напомнить, кто же был такой — святой Иаков.

Имена таких святых людей сегодня Церковь с благодарностью вспоминает. Без них жизнь земная Господа была бы ещё более многоскорбна.

Лишь жёны-мироносицы, как могли, служили Ему от имений своих, обустраивая Его быт и жизнь земную.

Однажды один из книжников хотел стать учеником Христа. Он был очарован, в хорошем смысле слова, был удивлён учением Господа и хотел идти за Ним повсюду, сказав: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл» (Мф. 8;19). А Господь ему ответил, что «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8;20). Если эти слова Господь сказал о Самом Себе, то земная жизнь Его была очень трудна. И она могла быть намного более сурова, если бы не было рядом с Ним близких, родных, любящих сердец. Христос родился в этот мир не в пустоту, не в вакуум. Он родился в семье, жил среди близких, родных и дорожил этим родством по крови. И Церковь прославляет этих святых по Плоти и Крови Господа.

А для нас это намёк, чтобы и мы дорожили своими семейными узами. Близкое, кровное родство всегда очень ценилось, им дорожили. Нужно уступать нашим кровным родственникам, сохранять мир и единство в семье, потому что это Богом заповеданный тип или образ жизни земной. Позже Господь подтвердил благословение статуса семьи, будучи на браке в Кане Галилейской. Поэтому, пусть вдохновятся те прихожане, кто ещё не имеет семьи: девушки на выданье, юноши. Неужели так тяжело нынче замуж-то выйти? Напишите в Православную службу знакомств, в журнал «Славянка», ещё куда-нибудь. В храме-то надо внимательнее смотреть по сторонам после богослужения и молиться святителю Николаю. Он всех пристраивал. Даже приданное давал, у кого не было.

Может быть, и такие мысли можно вынести из этого воскресного дня. Пусть Господь вдохновит, благословит вас, чтобы вы не унывали, чтобы было кому на старости лет и глазки закрыть, и тарелку супа подать, и в аптеку сходить. Об этом надо думать наперёд. Поэтому, помоги нам Господи! Всех с праздником Рождества Христова. Желаю радостного настроения и пребывания с Господом.

Аминь.

Предыдущая проповедь

3 января 2016

Родословная Христа
Следующая проповедь

17 января 2016

Неделя перед Богоявлением

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00