Дорогие братия и сестры. Сегодняшний краткий отрывок из Священного Писания, который мы с вами прослушали, говорит нам о призвании апостолов Христовых к особому служению – к проповеди Евангелия по всему миру, и это призвание выражено в словах Христа: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19).
Несомненно, апостолы что-то слышали о Христе, знали о Его учении, слышали о Его чудесах. Но когда они в живую соприкоснулись со Христом, когда увидели Его своими глазами, то загорелись их сердца, и они всё, что имели, посчитали за сор, и мгновенно последовали за Христом.
Одни люди, слыша об этом, спросят: а что рыбаки имели, что удерживало их? Они же были совершенно бедными людьми, всё состояние которых зависело от удачного лова рыбы, и только эта ловля обеспечивала их земное существование. Братья Пётр и Андрей и братья Иаков и Иоанн Зеведеевы оставили всё, что имели: Пётр был женатым человеком, оставил жену и дом свой. Иаков и Иоанн оставили своего отца прямо в лодке вместе с рыболовными сетями и последовали за Христом. Как это было непросто сделать!
В Евангелии говорится и о других людях, которые хотели пойти за Христом, но сначала спрашивали разрешения устроить свои земные дела, поучаствовать в них. Одни, например, просили: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Мф. 8;21). Но Господь отвечал: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9;62). Другие люди желали пойти за Христом, но спрашивали с трепетом и любопытством: «Равви, где живёшь?» (Ин. 1;38). Этот вопрос был продиктован тем, «а где нам быть с Тобою, и что Ты нам дашь?» И апостолы, ещё не просвещённые Духом Святым, однажды тоже спрашивали у Христа: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19;27). И Господь, утешая маловерных учеников, говорит: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19;29).
Это Божественное призвание, которое произошло в жизни апостолов, ярким образом состоялось в жизни всех русских святых, память которых сегодня Церковь прославляет. Мы с вами счастливы оттого, что принадлежим к такой Церкви, которая дала миру больше всего святых, чем в других Поместных Православных Церквях, вместе взятых. Историки говорят, число новомучеников, прославленных в ХХ веке, превосходит количество святых, просиявших миру во всех остальных Православных Церквях, которые откликнулись на действие Святого Духа. И это благодатное действие Святого Духа дало плод святости.
Мы сегодня с благодарностью Богу и с благодарностью русским святым вспоминаем их великое множество, которые просияли на небосклоне русской святости из всех сословий нашего общества: и царское сословие представлено в лике святых в лице последнего императора и его семьи; и князья, и чиновники, и военные, и простые люди. И особенно велик сонм преподобных, основателей монастырей, отшельников, которые по лицу всей Русской земли, порой, в непроходимых местах и дебрях, устраивали святые обители, которые становились источниками духовного света и маяками надежды для всех, ищущих спасения и правильного руководства в жизни.
Но прославление русских святых в сегодняшний день не просто является красивым событием, которому мы можем порадоваться. Святые являются для нас примером правильной христианской жизни, которому мы должны следовать, потому что святость – это общее призвание и цель жизни каждого человека. Не надо думать, что есть мир святых, до которого нам бесконечно далеко, и есть мы – простые грешные люди. Мы не можем быть святыми или правильнее сказать, не собираемся ими быть.
Господь каждого из нас призвал уже, как апостолов, в спасительную ограду Церкви Христовой. Наше пребывание в Церкви Христовой, в которую мы входим с момента нашего крещения и с постепенным воцерковлением, является нашим ответом на зов Господа, но этот ответ ещё не убедительный. Одно пребывание в Церкви мало чего даёт человеку. Это только имя, только внешняя принадлежность, а Господь ожидает от нас, чтобы мы стали другими, стали благодатными и одухотворёнными людьми на Него похожими, подлинными, настоящими христианами. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19;2). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5;16). Господь говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5;13). Это принципиальное отличие христианина от всего другого мира, не знающего Бога и не пускающего Его в свою жизнь, оно должно быть нашим принципиальным отличием.
Должны быть ещё какие-то совершенно верные критерии, которыми определяется подлинное христианство. Во-первых, Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13;35). Эта первая заповедь, самая главная для нас с вами. Имеется ли эта любовь между нами, есть ли эта любовь в наших семьях, в наших отношениях с ближними, в супружеских семейных отношениях? Или порой дьявол торжествует, когда мы пребываем во вражде друг с другом, в непонимании, в ненависти, в нежелании понять другого человека, в том состоянии, когда мы ожидаем, чтобы другой стал иным, изменился, просил у нас прощения и, кажется, всё тогда станет по-другому. Христианин никогда не должен ждать этого прощения со стороны другого человека. Христианином является тот, кто сам просит прощения, кто сам дорожит миром и любовью, кто дорожит и ценит, кто готов преодолеть и сломить свою гордыню, которая выгоняет любовь из наших человеческих взаимоотношений.
Во-вторых, критерием подлинного христианства является состояние непадательного смирения, когда человек лишён гордости, когда он считает себя хуже всех, когда он понимает, что без Христа он ничего не значит, когда состояние его преисполнено кротости и смирения перед каждым человеком, с которым Господь сводит нас в этой земной жизни.
Наконец, мы должны понимать, что святость, которую ожидает от нас Господь, состоит не во внешних каких-то делах: не в хождении в храм, не в постах, молитвах и поклонах. Святость – это результат христианской жизни, который должен выражаться в подлинных поступках, уподобляющих нас Самому Христу.
Есть верный критерий тому, как мы должны жить и как должны поступать в этом мире. Этот критерий выработан практикой народного благочестия. Он состоит в вопрошании себя о том, а как бы поступил Христос в той или иной ситуации на твоём месте. Смог бы Христос, оставаясь в нашем сознании Идеалом нравственности, совершить тот или иной поступок? Смог бы Христос пребывать во вражде с кем-либо, в той вражде и злобе, которые присутствуют в наших отношениях? Это простейший пример того, как, обращаясь к своей совести, сверить с Евангелием тот или иной поступок жизни своей, в постоянном делании того, чего не хочет твоя грехолюбивая, страстная природа, а что хочет Христос.
Мы с вами благоговеем перед тем идеалом нравственности, который даёт нам Христос. Умом своим мы признаём, но не пускаем в свою жизнь. От христианства мы берём лишь то, что нам выгодно, что нам полезно, что нам придаёт комфорт в этой жизни земной. Христос с Его жизненным крестом, страданиями, скорбями не нужен нам. Христос нужен нам лишь в той мере, чтобы благодаря Ему мы решали свои земные вопросы, которые улучшают качество нашей с вами земной жизни. Когда благодеяния Божии в нашей жизни оканчиваются, оканчивается и вера, и нет никакой любви. Мы должны любить Христа не потому, что Он способен нам дать всё, что нам хочется, а потому, что мы Его любим больше всего на свете, потому что никого прекраснее Христа нет в этом мире.
И дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы теоретическое знание, учение Христово перерастало в нашей жизни в реальные плоды; чтобы мы, молясь русским святым, брали с них пример подлинной, настоящей жизни; чтобы о нас можно было сказать хотя бы простыми словами, что они «сзади, но в том же стаде» Церкви Христовой. Аминь.
10 июня 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодняшний краткий отрывок из Священного Писания, который мы с вами прослушали, говорит нам о призвании апостолов Христовых к особому служению – к проповеди Евангелия по всему миру, и это призвание выражено в словах Христа: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19).
Несомненно, апостолы что-то слышали о Христе, знали о Его учении, слышали о Его чудесах. Но когда они в живую соприкоснулись со Христом, когда увидели Его своими глазами, то загорелись их сердца, и они всё, что имели, посчитали за сор, и мгновенно последовали за Христом.
Одни люди, слыша об этом, спросят: а что рыбаки имели, что удерживало их? Они же были совершенно бедными людьми, всё состояние которых зависело от удачного лова рыбы, и только эта ловля обеспечивала их земное существование. Братья Пётр и Андрей и братья Иаков и Иоанн Зеведеевы оставили всё, что имели: Пётр был женатым человеком, оставил жену и дом свой. Иаков и Иоанн оставили своего отца прямо в лодке вместе с рыболовными сетями и последовали за Христом. Как это было непросто сделать!
В Евангелии говорится и о других людях, которые хотели пойти за Христом, но сначала спрашивали разрешения устроить свои земные дела, поучаствовать в них. Одни, например, просили: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Мф. 8;21). Но Господь отвечал: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9;62). Другие люди желали пойти за Христом, но спрашивали с трепетом и любопытством: «Равви, где живёшь?» (Ин. 1;38). Этот вопрос был продиктован тем, «а где нам быть с Тобою, и что Ты нам дашь?» И апостолы, ещё не просвещённые Духом Святым, однажды тоже спрашивали у Христа: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19;27). И Господь, утешая маловерных учеников, говорит: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19;29).
Это Божественное призвание, которое произошло в жизни апостолов, ярким образом состоялось в жизни всех русских святых, память которых сегодня Церковь прославляет. Мы с вами счастливы оттого, что принадлежим к такой Церкви, которая дала миру больше всего святых, чем в других Поместных Православных Церквях, вместе взятых. Историки говорят, число новомучеников, прославленных в ХХ веке, превосходит количество святых, просиявших миру во всех остальных Православных Церквях, которые откликнулись на действие Святого Духа. И это благодатное действие Святого Духа дало плод святости.
Мы сегодня с благодарностью Богу и с благодарностью русским святым вспоминаем их великое множество, которые просияли на небосклоне русской святости из всех сословий нашего общества: и царское сословие представлено в лике святых в лице последнего императора и его семьи; и князья, и чиновники, и военные, и простые люди. И особенно велик сонм преподобных, основателей монастырей, отшельников, которые по лицу всей Русской земли, порой, в непроходимых местах и дебрях, устраивали святые обители, которые становились источниками духовного света и маяками надежды для всех, ищущих спасения и правильного руководства в жизни.
Но прославление русских святых в сегодняшний день не просто является красивым событием, которому мы можем порадоваться. Святые являются для нас примером правильной христианской жизни, которому мы должны следовать, потому что святость – это общее призвание и цель жизни каждого человека. Не надо думать, что есть мир святых, до которого нам бесконечно далеко, и есть мы – простые грешные люди. Мы не можем быть святыми или правильнее сказать, не собираемся ими быть.
Господь каждого из нас призвал уже, как апостолов, в спасительную ограду Церкви Христовой. Наше пребывание в Церкви Христовой, в которую мы входим с момента нашего крещения и с постепенным воцерковлением, является нашим ответом на зов Господа, но этот ответ ещё не убедительный. Одно пребывание в Церкви мало чего даёт человеку. Это только имя, только внешняя принадлежность, а Господь ожидает от нас, чтобы мы стали другими, стали благодатными и одухотворёнными людьми на Него похожими, подлинными, настоящими христианами. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19;2). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5;16). Господь говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5;13). Это принципиальное отличие христианина от всего другого мира, не знающего Бога и не пускающего Его в свою жизнь, оно должно быть нашим принципиальным отличием.
Должны быть ещё какие-то совершенно верные критерии, которыми определяется подлинное христианство. Во-первых, Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13;35). Эта первая заповедь, самая главная для нас с вами. Имеется ли эта любовь между нами, есть ли эта любовь в наших семьях, в наших отношениях с ближними, в супружеских семейных отношениях? Или порой дьявол торжествует, когда мы пребываем во вражде друг с другом, в непонимании, в ненависти, в нежелании понять другого человека, в том состоянии, когда мы ожидаем, чтобы другой стал иным, изменился, просил у нас прощения и, кажется, всё тогда станет по-другому. Христианин никогда не должен ждать этого прощения со стороны другого человека. Христианином является тот, кто сам просит прощения, кто сам дорожит миром и любовью, кто дорожит и ценит, кто готов преодолеть и сломить свою гордыню, которая выгоняет любовь из наших человеческих взаимоотношений.
Во-вторых, критерием подлинного христианства является состояние непадательного смирения, когда человек лишён гордости, когда он считает себя хуже всех, когда он понимает, что без Христа он ничего не значит, когда состояние его преисполнено кротости и смирения перед каждым человеком, с которым Господь сводит нас в этой земной жизни.
Наконец, мы должны понимать, что святость, которую ожидает от нас Господь, состоит не во внешних каких-то делах: не в хождении в храм, не в постах, молитвах и поклонах. Святость – это результат христианской жизни, который должен выражаться в подлинных поступках, уподобляющих нас Самому Христу.
Есть верный критерий тому, как мы должны жить и как должны поступать в этом мире. Этот критерий выработан практикой народного благочестия. Он состоит в вопрошании себя о том, а как бы поступил Христос в той или иной ситуации на твоём месте. Смог бы Христос, оставаясь в нашем сознании Идеалом нравственности, совершить тот или иной поступок? Смог бы Христос пребывать во вражде с кем-либо, в той вражде и злобе, которые присутствуют в наших отношениях? Это простейший пример того, как, обращаясь к своей совести, сверить с Евангелием тот или иной поступок жизни своей, в постоянном делании того, чего не хочет твоя грехолюбивая, страстная природа, а что хочет Христос.
Мы с вами благоговеем перед тем идеалом нравственности, который даёт нам Христос. Умом своим мы признаём, но не пускаем в свою жизнь. От христианства мы берём лишь то, что нам выгодно, что нам полезно, что нам придаёт комфорт в этой жизни земной. Христос с Его жизненным крестом, страданиями, скорбями не нужен нам. Христос нужен нам лишь в той мере, чтобы благодаря Ему мы решали свои земные вопросы, которые улучшают качество нашей с вами земной жизни. Когда благодеяния Божии в нашей жизни оканчиваются, оканчивается и вера, и нет никакой любви. Мы должны любить Христа не потому, что Он способен нам дать всё, что нам хочется, а потому, что мы Его любим больше всего на свете, потому что никого прекраснее Христа нет в этом мире.
И дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы теоретическое знание, учение Христово перерастало в нашей жизни в реальные плоды; чтобы мы, молясь русским святым, брали с них пример подлинной, настоящей жизни; чтобы о нас можно было сказать хотя бы простыми словами, что они «сзади, но в том же стаде» Церкви Христовой. Аминь.
Предыдущая проповедь
6 мая 2018
Следующая проповедь
17 июня 2018
Все проповеди за 2018 год