Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение предлагает для нашего духовного назидания, с надеждой нашего духовного преуспеяния, евангельский отрывок из Нагорной проповеди Христа (Лк 6; 31-36).
Нагорная проповедь – это один из самых важных моментов Евангелия, составных и определяющих, некая квинтэссенция. Из Нагорной проповеди на каждой Божественной Литургии поются так называемые «Блаженны» – учение о блаженстве, о счастье и радости, которые возможны для христианина при исполнении Евангельских заповедей о кротости, о чистоте сердца, о смирении, добродетели и так далее.
А сегодняшний маленький отрывок из Евангелия начинается такими словами: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6,31). Эти слова называются «золотым правилом христианской нравственности» — прекрасные, очень простые слова. Но мы с вами о них забываем, и где бы мы с вами ни находились: в любом положении, занимая любое общественное место — надо примеривать к себе ту или иную ситуацию. Общаясь с любым человеком: посетителем, пациентом, клиентом, нужно ставить себя на его место и подумать, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступили в этот конкретный момент, и тогда совесть тебе однозначно подскажет, как надо вести разговор и как построить дело, ради которого пришёл к тебе тот или иной человек; всякий раз думать о том, что ты можешь оказаться на его месте.
У нас множество таких ситуаций в течение каждого дня, когда наша христианская вера проверяется: в транспорте, в магазинах, в других общественных местах, даже в храме Божьем, в семье во взаимоотношениях друг с другом, в иных случаях. И мы с вами должны этот евангельский принцип всегда использовать и подумать, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступили, что тебе сказали в этот момент, и ты старайся точно так же поступить по отношению к этому человеку. И чувство самосохранения, чувство любви к самому себе (это разумное чувство не является грехом), оно тебе безошибочно подскажет, как ты должен поступить, что сказать, и что сделать.
Далее Господь говорит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6; 32). А мы с вами так поступаем? Кто нам сделает добро, мы в ответ делаем добро; кто к нам хорошо относится, и мы стараемся хорошо относиться, в народном обиходе это называется «бартер», или «баш на баш», а в Ветхозаветной морали – это «око за око». Только «око за око» – это принцип взаимоотношений, который в основном лёг в основу кровной мести, то есть «око за око» подразумевает компенсацию за какую-то обиду, оскорбление, нанесённое тебе. И Ветхий Завет приучал тех, кто жил под его сенью, ровно таким образом относиться к своим обидчикам. Между прочим, это была сдерживающая мера: если тебя ударили, то и ты должен ударить, но не убить; если тебе что-то сделали плохое, ты можешь также ответить, но не более того. «Око за око» в равной степени полагало границу в кровожадности, в мести, даже до желания убийства и уничтожения. Поэтому принцип «око за око» сейчас для христианской морали, для нас с вами кажется наивным и каким-то даже безнравственным, а для традиций Ветхого Завета это была мораль, которая сдерживала зло, убийство и кровопролитие.
Дорогие братия и сестры. Проанализировав нашу с вами жизнь, мы поймём, что не дотягиваем до евангельских слов, потому что любим только тех, кто к нам хорошо относится. Этот круг очень мал, как правило. А все остальные люди нас не интересуют; в лучшем случае, мы стараемся обходить их стороной, не общаться, не делать зла, чтобы самим не нарваться на грехи и на грубость. Мы видим, что эти евангельские слова мы не исполняем в нашей жизни. Очень стыдно, потому что, не исполняя их, мы не являемся христианами.
Далее Господь говорит: « любите врагов ваших» (Лк.6; 35). Но любовь ко врагам – вещь совершенно иного, высокого нравственного характера и тоже недостижимая для нас. Врагов или людей, которые нам причинили какое-то зло в нашей жизни, мы запоминаем, держим обиду на них. Обида – это следствие гордыни, она может находиться в нашем сердце длительное время: годами, иногда и десятилетиями.
Интересно отметить, что обиды могут внедряться в наши родственные отношения. Иногда брат брата или родную сестру ненавидит и подолгу не общается, или дети с родителями, хотя самые близкие степени родства – кровное родство. И такое происходит во многих семьях, не говоря уже о предательстве, о разводе. Иногда бок о бок живут, рядом, в одном городе, но не общаются, не звонят, даже не переписываются. Причиной являются какие-то обиды, чаще всего надуманные, обиды, которые приумножены, спроецированы мнительностью человеческой. Очень часто обиды возникают в результате имущественного раздела, доставшегося по завещанию умершего близкого родственника. И сестра претендует на квартиру, и брат, а квартира всего лишь однокомнатная. Как её пополам разделить? Это бывает очень сложно сделать, когда один хочет продать, а другому жить негде; второго не интересуют скудные жизненные обстоятельства первого, или хочет кого-то из детей оженившихся пристроить. В итоге, в результате тех или иных обстоятельств эти обиды иногда многие года преследуют человека.
Это Евангелие говорит о том, что надо разрывать этот порочный круг вражды, надо примиряться, надо просить прощения. С точки зрения Православной веры, не надо проводить никакого расследования, не надо адвокатов или юристов нанимать и рассматривать ситуацию со всех сторон, выяснять, а кто же больше виноват, а кто первый начал, а кто первый сказал что-нибудь, а я в ответ только; он одно слово, а я десять. С точки зрения христианской морали, человек должен всегда первый просить прощения, вне зависимости от того, виноват или не виноват, пострадал больше или меньше. Ты умней, ты христианин, проси прощения, даже если не виноват.
Именно так святые поступали. Мы вспоминали сегодня житие преподобного Кирилла Белозерского. В истории монастыря, где настоятелем был святой Кирилл, был такой момент, когда один монах именем Феодор возненавидел игумена. Ему казалось, что тот его притесняет, не любит, гноит на послушаниях, посылая не в какие-нибудь элитные гостиницы, а то на скотный двор, то ещё куда-нибудь, привратником, например. Разные есть послушания везде: в церкви, в монастыре, кто полы моет, кто на кухне… Сегодня одну рабу Божию спросил: « Иди, помой полы, там грязь в церкви». «Нет, — говорит, – я полы не мою.» Всё по-разному бывает.
Итак, возненавидел монах Феодор игумена, и такая ненависть настала, что хотел уйти из монастыря. Но потом ему совесть подсказывает: « Ну, ты иди, скажи игумену до свидания! Или выскажи всё, что ты думаешь о нём, а потом хлопнешь дверью монастырской и уйдёшь.» И вот пришёл он в настоятельские покои, наверняка, без очереди, так сказать, не в приёмные часы, прорывается и вычитывает бедного старца, обвиняя его в тунеядстве, лицемерии, во всех других страшных грехах обличает. Преподобный Кирилл выслушал его и говорит кротко и смиренно: «Слушай, какой ты молодец! Все обо мне неправильно думают, считают меня святым, праведным, а ты один правду обо мне сказал. Какой ты молодец! Спаси тебя Господи». И он своим смирением и кротостью обезоружил этого человека, эта ненависть устремилась ни во что, и монах понял, что бесы настраивали его в этой ненависти, и он попросил прощения у настоятеля, упав на колени, остался в этой обители и усердно подвизался до конца дней своих.
Из древнего патерика известен такой случай. Монахи вместе со своим игуменом шли куда-то в другой монастырь по Египетской пустыне. То ли они заплутали, то ли короче путь им показался, но они пошли по засеянному полю. Увидел их хозяин, что они мнут посеянную ниву, налетел на них и в гневе сказал: «Да какие же вы монахи? Если б вы были настоящие монахи, а не ряженые какие-то, пустые лицемеры, вы бы ни за что не пошли по засеянному полю». Старец-игумен братьям говорит: «Смотрите, ничего не отвечайте». Тот опять орёт: «Ну разве вы настоящие монахи?» Тогда игумен отвечает кротко: « Как ты хорошо сказал, ну конечно, если бы мы были настоящие монахи, то, конечно же, не пошли бы по твоему полю. Прости нас!» И это смирение так обезоружило хозяина нивы, что он упал на колени и говорит: « Братья, возьмите меня с собой! И я хочу быть монахом». И ушёл, действительно, и стал монахом в этой обители, поражённый таким смирением и кротким обхождением.
Поэтому, дорогие братия и сестры, хотя это исторические примеры, житийные, церковные, но и мы с вами должны мир хранить в наших взаимоотношениях.
«И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6; 34). Жизнь непростая сейчас, многим приходится занимать то у государства, то у банков, то у друзей. И когда просят у тебя дать взаймы, ты должен посмотреть, о чём идёт речь: свои ли деньги ты можешь дать, или в копилку мужа, который зарабатывает и содержит тебя, залезть. При делах благотворительности или когда человек даёт деньги взаймы, он должен прекрасно понимать, что если человек семейный, то он должен посоветоваться с мужем или женой. За спиной мужа, втихаря, такие вещи делать нельзя. Если жена зарабатывает больше мужа, такие чудеса есть в XXI-ом веке, то тоже есть много искушений, чтобы не обидели вы кого, чтобы на чужом коне в Царство Небесное вы не въезжали. И, конечно, эта заповедь тоже непросто даётся нам для исполнения, потому что, когда даём взаймы, то надеемся, чтобы нам всё полностью отдали, да в срок, да с благодарностью. А бывает по-разному в этой жизни, многие забывают это делать. Но тогда Господь нам обещает награду и говорит в этом месте Евангелия: «и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6; 35-36).
Дай Бог, чтобы мы эти евангельские принципы прилагали к жизни своей и были христианами не теоретическими, а действительными христианами, которые всё прощают, ни на что не обижаются, первыми примиряются и способны делать любое добро, ограничивая тем самым себя, жертвуя чем-то от себя. Не отдавая лишнее, что на твою жизнь никак не влияет, никак не утесняет, никак не ограничивает, а благотворение и добрые дела должны ограничивать твой собственный комфорт и благоденствие, и ты жертвуешь чем-то, вырываешь от себя. Не «на тебе, Боже, что нам негоже», а что-то жертвуя от себя. Вот такие принципы нравственной жизни должны быть у нас как непременное правило поведения и нашей христианской жизни. Аминь.
18 октября 2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение предлагает для нашего духовного назидания, с надеждой нашего духовного преуспеяния, евангельский отрывок из Нагорной проповеди Христа (Лк 6; 31-36).
Нагорная проповедь – это один из самых важных моментов Евангелия, составных и определяющих, некая квинтэссенция. Из Нагорной проповеди на каждой Божественной Литургии поются так называемые «Блаженны» – учение о блаженстве, о счастье и радости, которые возможны для христианина при исполнении Евангельских заповедей о кротости, о чистоте сердца, о смирении, добродетели и так далее.
А сегодняшний маленький отрывок из Евангелия начинается такими словами: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6,31). Эти слова называются «золотым правилом христианской нравственности» — прекрасные, очень простые слова. Но мы с вами о них забываем, и где бы мы с вами ни находились: в любом положении, занимая любое общественное место — надо примеривать к себе ту или иную ситуацию. Общаясь с любым человеком: посетителем, пациентом, клиентом, нужно ставить себя на его место и подумать, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступили в этот конкретный момент, и тогда совесть тебе однозначно подскажет, как надо вести разговор и как построить дело, ради которого пришёл к тебе тот или иной человек; всякий раз думать о том, что ты можешь оказаться на его месте.
У нас множество таких ситуаций в течение каждого дня, когда наша христианская вера проверяется: в транспорте, в магазинах, в других общественных местах, даже в храме Божьем, в семье во взаимоотношениях друг с другом, в иных случаях. И мы с вами должны этот евангельский принцип всегда использовать и подумать, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступили, что тебе сказали в этот момент, и ты старайся точно так же поступить по отношению к этому человеку. И чувство самосохранения, чувство любви к самому себе (это разумное чувство не является грехом), оно тебе безошибочно подскажет, как ты должен поступить, что сказать, и что сделать.
Далее Господь говорит: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6; 32). А мы с вами так поступаем? Кто нам сделает добро, мы в ответ делаем добро; кто к нам хорошо относится, и мы стараемся хорошо относиться, в народном обиходе это называется «бартер», или «баш на баш», а в Ветхозаветной морали – это «око за око». Только «око за око» – это принцип взаимоотношений, который в основном лёг в основу кровной мести, то есть «око за око» подразумевает компенсацию за какую-то обиду, оскорбление, нанесённое тебе. И Ветхий Завет приучал тех, кто жил под его сенью, ровно таким образом относиться к своим обидчикам. Между прочим, это была сдерживающая мера: если тебя ударили, то и ты должен ударить, но не убить; если тебе что-то сделали плохое, ты можешь также ответить, но не более того. «Око за око» в равной степени полагало границу в кровожадности, в мести, даже до желания убийства и уничтожения. Поэтому принцип «око за око» сейчас для христианской морали, для нас с вами кажется наивным и каким-то даже безнравственным, а для традиций Ветхого Завета это была мораль, которая сдерживала зло, убийство и кровопролитие.
Дорогие братия и сестры. Проанализировав нашу с вами жизнь, мы поймём, что не дотягиваем до евангельских слов, потому что любим только тех, кто к нам хорошо относится. Этот круг очень мал, как правило. А все остальные люди нас не интересуют; в лучшем случае, мы стараемся обходить их стороной, не общаться, не делать зла, чтобы самим не нарваться на грехи и на грубость. Мы видим, что эти евангельские слова мы не исполняем в нашей жизни. Очень стыдно, потому что, не исполняя их, мы не являемся христианами.
Далее Господь говорит: « любите врагов ваших» (Лк.6; 35). Но любовь ко врагам – вещь совершенно иного, высокого нравственного характера и тоже недостижимая для нас. Врагов или людей, которые нам причинили какое-то зло в нашей жизни, мы запоминаем, держим обиду на них. Обида – это следствие гордыни, она может находиться в нашем сердце длительное время: годами, иногда и десятилетиями.
Интересно отметить, что обиды могут внедряться в наши родственные отношения. Иногда брат брата или родную сестру ненавидит и подолгу не общается, или дети с родителями, хотя самые близкие степени родства – кровное родство. И такое происходит во многих семьях, не говоря уже о предательстве, о разводе. Иногда бок о бок живут, рядом, в одном городе, но не общаются, не звонят, даже не переписываются. Причиной являются какие-то обиды, чаще всего надуманные, обиды, которые приумножены, спроецированы мнительностью человеческой. Очень часто обиды возникают в результате имущественного раздела, доставшегося по завещанию умершего близкого родственника. И сестра претендует на квартиру, и брат, а квартира всего лишь однокомнатная. Как её пополам разделить? Это бывает очень сложно сделать, когда один хочет продать, а другому жить негде; второго не интересуют скудные жизненные обстоятельства первого, или хочет кого-то из детей оженившихся пристроить. В итоге, в результате тех или иных обстоятельств эти обиды иногда многие года преследуют человека.
Это Евангелие говорит о том, что надо разрывать этот порочный круг вражды, надо примиряться, надо просить прощения. С точки зрения Православной веры, не надо проводить никакого расследования, не надо адвокатов или юристов нанимать и рассматривать ситуацию со всех сторон, выяснять, а кто же больше виноват, а кто первый начал, а кто первый сказал что-нибудь, а я в ответ только; он одно слово, а я десять. С точки зрения христианской морали, человек должен всегда первый просить прощения, вне зависимости от того, виноват или не виноват, пострадал больше или меньше. Ты умней, ты христианин, проси прощения, даже если не виноват.
Именно так святые поступали. Мы вспоминали сегодня житие преподобного Кирилла Белозерского. В истории монастыря, где настоятелем был святой Кирилл, был такой момент, когда один монах именем Феодор возненавидел игумена. Ему казалось, что тот его притесняет, не любит, гноит на послушаниях, посылая не в какие-нибудь элитные гостиницы, а то на скотный двор, то ещё куда-нибудь, привратником, например. Разные есть послушания везде: в церкви, в монастыре, кто полы моет, кто на кухне… Сегодня одну рабу Божию спросил: « Иди, помой полы, там грязь в церкви». «Нет, — говорит, – я полы не мою.» Всё по-разному бывает.
Итак, возненавидел монах Феодор игумена, и такая ненависть настала, что хотел уйти из монастыря. Но потом ему совесть подсказывает: « Ну, ты иди, скажи игумену до свидания! Или выскажи всё, что ты думаешь о нём, а потом хлопнешь дверью монастырской и уйдёшь.» И вот пришёл он в настоятельские покои, наверняка, без очереди, так сказать, не в приёмные часы, прорывается и вычитывает бедного старца, обвиняя его в тунеядстве, лицемерии, во всех других страшных грехах обличает. Преподобный Кирилл выслушал его и говорит кротко и смиренно: «Слушай, какой ты молодец! Все обо мне неправильно думают, считают меня святым, праведным, а ты один правду обо мне сказал. Какой ты молодец! Спаси тебя Господи». И он своим смирением и кротостью обезоружил этого человека, эта ненависть устремилась ни во что, и монах понял, что бесы настраивали его в этой ненависти, и он попросил прощения у настоятеля, упав на колени, остался в этой обители и усердно подвизался до конца дней своих.
Из древнего патерика известен такой случай. Монахи вместе со своим игуменом шли куда-то в другой монастырь по Египетской пустыне. То ли они заплутали, то ли короче путь им показался, но они пошли по засеянному полю. Увидел их хозяин, что они мнут посеянную ниву, налетел на них и в гневе сказал: «Да какие же вы монахи? Если б вы были настоящие монахи, а не ряженые какие-то, пустые лицемеры, вы бы ни за что не пошли по засеянному полю». Старец-игумен братьям говорит: «Смотрите, ничего не отвечайте». Тот опять орёт: «Ну разве вы настоящие монахи?» Тогда игумен отвечает кротко: « Как ты хорошо сказал, ну конечно, если бы мы были настоящие монахи, то, конечно же, не пошли бы по твоему полю. Прости нас!» И это смирение так обезоружило хозяина нивы, что он упал на колени и говорит: « Братья, возьмите меня с собой! И я хочу быть монахом». И ушёл, действительно, и стал монахом в этой обители, поражённый таким смирением и кротким обхождением.
Поэтому, дорогие братия и сестры, хотя это исторические примеры, житийные, церковные, но и мы с вами должны мир хранить в наших взаимоотношениях.
«И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6; 34). Жизнь непростая сейчас, многим приходится занимать то у государства, то у банков, то у друзей. И когда просят у тебя дать взаймы, ты должен посмотреть, о чём идёт речь: свои ли деньги ты можешь дать, или в копилку мужа, который зарабатывает и содержит тебя, залезть. При делах благотворительности или когда человек даёт деньги взаймы, он должен прекрасно понимать, что если человек семейный, то он должен посоветоваться с мужем или женой. За спиной мужа, втихаря, такие вещи делать нельзя. Если жена зарабатывает больше мужа, такие чудеса есть в XXI-ом веке, то тоже есть много искушений, чтобы не обидели вы кого, чтобы на чужом коне в Царство Небесное вы не въезжали. И, конечно, эта заповедь тоже непросто даётся нам для исполнения, потому что, когда даём взаймы, то надеемся, чтобы нам всё полностью отдали, да в срок, да с благодарностью. А бывает по-разному в этой жизни, многие забывают это делать. Но тогда Господь нам обещает награду и говорит в этом месте Евангелия: «и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6; 35-36).
Дай Бог, чтобы мы эти евангельские принципы прилагали к жизни своей и были христианами не теоретическими, а действительными христианами, которые всё прощают, ни на что не обижаются, первыми примиряются и способны делать любое добро, ограничивая тем самым себя, жертвуя чем-то от себя. Не отдавая лишнее, что на твою жизнь никак не влияет, никак не утесняет, никак не ограничивает, а благотворение и добрые дела должны ограничивать твой собственный комфорт и благоденствие, и ты жертвуешь чем-то, вырываешь от себя. Не «на тебе, Боже, что нам негоже», а что-то жертвуя от себя. Вот такие принципы нравственной жизни должны быть у нас как непременное правило поведения и нашей христианской жизни. Аминь.
Предыдущая проповедь
11 октября 2015
Следующая проповедь
25 октября 2015
Все проповеди за 2015 год