Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Об осознании собственных грехов

Дорогие братия и сестры. В деле спасения человека очень важным моментом является осознание своих грехов, которое вызывает чувство глубокой вины перед Богом. Мы с вами не чувствуем своих грехов, не видим их, стараемся их не замечать и вообще относимся к грехам безразлично.

Такое благодушное настроение и неправильная самооценка происходит потому, что мы сравниваем себя с такими же грешниками, как и мы, с окружающими нас людьми, на фоне которых мы иногда выглядим лучше, привлекательнее, может быть, и нравственнее. Но это очень условно, и это неверный критерий для нашей самооценки. У нас есть великий пример жизни святых — и тех, святых кто взирает на нас с ликов икон, имена которых мы произносили сегодня за богослужением, прося их предстательства и молитвы перед престолом Божиим о нас грешных.

Когда мы вспоминаем житие святых, их великий подвиг аскетизма и борьбы с грехом нам станет стыдно и больно от нашего несоответствия их жизни. Сравнивая себя с этими святыми: как они боролись с грехом, как они утруждали свою плоть, чтобы она не воинствовала против духа, не господствовала в жизни земной. Великие отшельники: преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, великие святые древней Церкви Онуфрий Великий, Антоний Великий и другие — как они всю жизнь пребывали в этом подвиге, чтобы не допустить греха, чтобы побороть грех и уменьшить его в своей жизни, обращая его в добродетель. Мы увидим, что речь идёт о совершенно разных христианах. Поэтому мы с вами должны сверять жизнь свою с жизнью святых и с жизнью Самого Господа нашего Иисуса Христа, с Его заповедями, которые даны нам, как верное руководство правильной духовно-нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что если бы мы старались исполнить заповеди Божии, то мы бы увидели своё собственное бессилие и увидели великое множество своих грехов. Его слова звучат таким образом: «Тщательное исповедание своих грехов открывает человеку его немощи. Тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку его немощи и его грехи бесчисленные, как песок морской».

Если бы мы взяли себе на вооружение в тот или иной день последить за своим внутренним духовным состоянием: можем ли мы прожить хоть один день, не осуждая никого и не завидуя никому? Сможем ли мы прожить день без пагубных греховных пристрастий, которые вошли в нашу жизнь (у кого-то это курение, у кого-то чревоугодие, объедение, винопитие и так далее). И мы увидим, что те или иные привычки вошли в нашу жизнь, стали страстями и господствуют, властвуют над  нами. И без помощи Божией мы не можем жить, не совершая того или иного греха.

Такое состояние, когда человек понимает, что без помощи Божией он не может побороть грех, устремляет его с пламенной мольбой ко Христу, прося Его всесильной помощи, Его заступления и Его Божественной благодати, которая «немощная врачует, а оскудевающая восполняет». И человек, когда начинает глубоко осознавать свои грехи, стремится к тому, чтобы избавиться от них. Мы, по милости Божией, имеем спасительное Таинство покаяния. Оно совершается в течение всей жизни человека, оно фиксируется в Таинстве исповеди перед священником, которому Бог дал через апостолов власть «вязать и решить грехи людей». И Господь дал эту власть апостолам, их преемникам в таких словах: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» (Мф. 18;18).

 Доверил Бог Божественный суд Свой в руки священников, епископов. Подходя к Таинству исповеди, мы должны понимать, конечно, что прощает Бог, но в силу доверия этой власти Божественной Своим пастырям, мы слышим в разрешительной молитве, которую читает священник, слова Самого Бога, Который через священника прощает и разрешает нас от наших грехов. Священник является в этом смысле свидетелем покаяния и на Страшном суде будет свидетельствовать о покаянии каждого человека в тех грехах, которые исповедовал тот или иной человек перед Крестом и Евангелием, являющими присутствие Самого Христа в Таинстве исповеди.

Но мы с вами прекрасно понимаем, что исповедь — это не просто отчёт, не просто чистосердечное признание, а исповедь предполагает длительную борьбу с грехом и исправление жизни через обращение к Богу. Покаяние, по-гречески «метанойя», переводится на русский язык ещё и как изменение ума, переосмысление. Был грешником, а стал праведником; раньше грешил, в тех или иных грехах был повинен, а сейчас, признавшись в этих грехах, испросив прощения за них, уже человек старается больше их не совершать. Вот тогда происходит исправление человека, тогда мы становимся лучше, более чистыми, и в силу уменьшения греха мы становимся способными приблизиться к Богу. А к Богу как Источнику Чистоты может приблизиться только чистая душа. По словам премудрого Сираха, «подобное познаётся подобным», «В лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.1:4)

Мы думаем, что когда мы совершаем грехи, Бог гневается на нас, а когда мы совершаем покаяние, то Бог радуется и принимает нас в Свои отеческие объятия. А преподобный Антоний Великий говорит о том, что наивно думать, что своими грехами мы Бога оскорбляем, а добродетелями радуем и умилостивляем Его. Он говорит о том, что грехи как какая-то каменная, непроходимая стена, как некая скверна встаёт между нами и Богом и не дает нам приблизиться к Нему. А когда человек преодолевает эти грехи, борется, кается в них, то эта стена разрушается, и человек может приблизиться к Богу, стать ближе к Нему, потому что «подобное познаётся подобным».

Мы должны с вами, дорогие, провести Великий пост с пользой для своей души, чтобы стать действительно чище, более совершенными в духовном, в нравственном измерении и стараться чаще причащаться Святых Христовых Тайн, потому что ничего ценнее, ничего выше, святее нет в Церкви. Сама Церковь – Тело Христово – создана Христом ради того, чтобы в ней совершалось Таинство Святой Евхаристии. Святые отцы говорят, что храм — это стены, воздвигнутые вокруг Евхаристии.

Дай Бог, чтобы мы старались чаще причащаться во время Великого поста, потому что одно из условий подготовки к причастию естественно исполняется нами в соблюдении поста, когда мы отказываемся от того что тяготит наше сердце, что делает нас рабами греха. А сейчас это само собой разумеется.

И дай Бог, чтобы каждое воскресенье все мы причащать Тела и Крови Христовых – это прекрасно, это бесценно. Дай Бог, чтобы мы эту Божественную благодать, которая входит в нашу жизнь в Таинстве Святого причащения, сохраняли и жили с этой благодатью, потому что в этом смысл нашей христианской жизни. Аминь.

22 февраля 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В деле спасения человека очень важным моментом является осознание своих грехов, которое вызывает чувство глубокой вины перед Богом. Мы с вами не чувствуем своих грехов, не видим их, стараемся их не замечать и вообще относимся к грехам безразлично.

Такое благодушное настроение и неправильная самооценка происходит потому, что мы сравниваем себя с такими же грешниками, как и мы, с окружающими нас людьми, на фоне которых мы иногда выглядим лучше, привлекательнее, может быть, и нравственнее. Но это очень условно, и это неверный критерий для нашей самооценки. У нас есть великий пример жизни святых — и тех, святых кто взирает на нас с ликов икон, имена которых мы произносили сегодня за богослужением, прося их предстательства и молитвы перед престолом Божиим о нас грешных.

Когда мы вспоминаем житие святых, их великий подвиг аскетизма и борьбы с грехом нам станет стыдно и больно от нашего несоответствия их жизни. Сравнивая себя с этими святыми: как они боролись с грехом, как они утруждали свою плоть, чтобы она не воинствовала против духа, не господствовала в жизни земной. Великие отшельники: преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, великие святые древней Церкви Онуфрий Великий, Антоний Великий и другие — как они всю жизнь пребывали в этом подвиге, чтобы не допустить греха, чтобы побороть грех и уменьшить его в своей жизни, обращая его в добродетель. Мы увидим, что речь идёт о совершенно разных христианах. Поэтому мы с вами должны сверять жизнь свою с жизнью святых и с жизнью Самого Господа нашего Иисуса Христа, с Его заповедями, которые даны нам, как верное руководство правильной духовно-нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что если бы мы старались исполнить заповеди Божии, то мы бы увидели своё собственное бессилие и увидели великое множество своих грехов. Его слова звучат таким образом: «Тщательное исповедание своих грехов открывает человеку его немощи. Тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку его немощи и его грехи бесчисленные, как песок морской».

Если бы мы взяли себе на вооружение в тот или иной день последить за своим внутренним духовным состоянием: можем ли мы прожить хоть один день, не осуждая никого и не завидуя никому? Сможем ли мы прожить день без пагубных греховных пристрастий, которые вошли в нашу жизнь (у кого-то это курение, у кого-то чревоугодие, объедение, винопитие и так далее). И мы увидим, что те или иные привычки вошли в нашу жизнь, стали страстями и господствуют, властвуют над  нами. И без помощи Божией мы не можем жить, не совершая того или иного греха.

Такое состояние, когда человек понимает, что без помощи Божией он не может побороть грех, устремляет его с пламенной мольбой ко Христу, прося Его всесильной помощи, Его заступления и Его Божественной благодати, которая «немощная врачует, а оскудевающая восполняет». И человек, когда начинает глубоко осознавать свои грехи, стремится к тому, чтобы избавиться от них. Мы, по милости Божией, имеем спасительное Таинство покаяния. Оно совершается в течение всей жизни человека, оно фиксируется в Таинстве исповеди перед священником, которому Бог дал через апостолов власть «вязать и решить грехи людей». И Господь дал эту власть апостолам, их преемникам в таких словах: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» (Мф. 18;18).

 Доверил Бог Божественный суд Свой в руки священников, епископов. Подходя к Таинству исповеди, мы должны понимать, конечно, что прощает Бог, но в силу доверия этой власти Божественной Своим пастырям, мы слышим в разрешительной молитве, которую читает священник, слова Самого Бога, Который через священника прощает и разрешает нас от наших грехов. Священник является в этом смысле свидетелем покаяния и на Страшном суде будет свидетельствовать о покаянии каждого человека в тех грехах, которые исповедовал тот или иной человек перед Крестом и Евангелием, являющими присутствие Самого Христа в Таинстве исповеди.

Но мы с вами прекрасно понимаем, что исповедь — это не просто отчёт, не просто чистосердечное признание, а исповедь предполагает длительную борьбу с грехом и исправление жизни через обращение к Богу. Покаяние, по-гречески «метанойя», переводится на русский язык ещё и как изменение ума, переосмысление. Был грешником, а стал праведником; раньше грешил, в тех или иных грехах был повинен, а сейчас, признавшись в этих грехах, испросив прощения за них, уже человек старается больше их не совершать. Вот тогда происходит исправление человека, тогда мы становимся лучше, более чистыми, и в силу уменьшения греха мы становимся способными приблизиться к Богу. А к Богу как Источнику Чистоты может приблизиться только чистая душа. По словам премудрого Сираха, «подобное познаётся подобным», «В лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.1:4)

Мы думаем, что когда мы совершаем грехи, Бог гневается на нас, а когда мы совершаем покаяние, то Бог радуется и принимает нас в Свои отеческие объятия. А преподобный Антоний Великий говорит о том, что наивно думать, что своими грехами мы Бога оскорбляем, а добродетелями радуем и умилостивляем Его. Он говорит о том, что грехи как какая-то каменная, непроходимая стена, как некая скверна встаёт между нами и Богом и не дает нам приблизиться к Нему. А когда человек преодолевает эти грехи, борется, кается в них, то эта стена разрушается, и человек может приблизиться к Богу, стать ближе к Нему, потому что «подобное познаётся подобным».

Мы должны с вами, дорогие, провести Великий пост с пользой для своей души, чтобы стать действительно чище, более совершенными в духовном, в нравственном измерении и стараться чаще причащаться Святых Христовых Тайн, потому что ничего ценнее, ничего выше, святее нет в Церкви. Сама Церковь – Тело Христово – создана Христом ради того, чтобы в ней совершалось Таинство Святой Евхаристии. Святые отцы говорят, что храм — это стены, воздвигнутые вокруг Евхаристии.

Дай Бог, чтобы мы старались чаще причащаться во время Великого поста, потому что одно из условий подготовки к причастию естественно исполняется нами в соблюдении поста, когда мы отказываемся от того что тяготит наше сердце, что делает нас рабами греха. А сейчас это само собой разумеется.

И дай Бог, чтобы каждое воскресенье все мы причащать Тела и Крови Христовых – это прекрасно, это бесценно. Дай Бог, чтобы мы эту Божественную благодать, которая входит в нашу жизнь в Таинстве Святого причащения, сохраняли и жили с этой благодатью, потому что в этом смысл нашей христианской жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

21 февраля 2018

Исцеление бесноватого отрока
Следующая проповедь

25 февраля 2018

Торжество Православия

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00