Дорогие братия и сестры. Сегодня мы с вами прослушали евангельский отрывок об исцелении слуги сотника. После проповеди на горе Иисус Христос пришёл в Капернаум. И когда Господь там находился, пришёл сотник, это римский воин, в подчинении которого находилось сто легионеров, которые держали город в полном повиновении и в покорности римским властям.
Иудея была под властью римлян. Для свободолюбивых израильтян это было сложное время. Они ожидали Мессию. Они ожидали, что наступят или повторятся в их жизни славные времена пророка Давида, царя Соломона и других славных израильских царей, когда царство Израильское славилось мощью, величием, и слава о нём гремела по всему миру.
Иудеи время от времени поднимали восстания против римлян, и поэтому, зная строптивый еврейский народ, римляне в каждом городе ставили небольшие отряды воинов, которые усмиряли народ и подавляли всякие попытки неповиновения и бунта. Но этот сотник, который подошёл к Христу, был особенным человеком. Наверное, много лет он исполнял свою службу в Капернауме, волей-неволей знакомился с традициями и религиозными воззрениями иудеев и, несомненно, проникался уважением к их религиозной жизни и морали.
Другой евангелист, рассказывая об этом чуде, сообщает интересную подробность, что, когда сотник подошёл ко Христу, иудеи сами просили непременно исполнить его просьбу: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит наш народ и построил нам синагогу» (Лк. 7:4-5). На свои собственные средства, по своему произволению для этого народа он построил синагогу, чтобы там этот народ воспитывался на заповедях Божиих, и нравственно улучшалась его жизнь.
Сотник проявляет необыкновенно смирение. Пользуясь властью, он мог послать одного воина с приказом привести немедленно Христа к нему, как любого другого человека, никто не смог бы воспротивиться его власти. Но он сам идёт ко Христу, кланяется Ему, возможно, падает на колени, проявляя своё необыкновенное смирение, не характерное для его должности, просит милости: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:6). И Господь отвечает готовностью совершить это чудо исцеления и говорит: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).
Согласие Господа прийти в дом сотника необыкновенно порадовало и поразило его, он точно так же, как мытарь Матфей, считал себя недостойным принять этого великого гостя, и тогда говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо и я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает» (Мф. 8:8-9).
Услышав эти слова сотника, Господь ответил: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф. 8:10). И, отправляя этого сотника домой, говорит: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8:13), и исцелился слуга его в тот же час.
Славянское наименование этого больного слуги «отроком» не показывает того, кем был этот слуга сотника. Это был простой раб, которых было много у этого господина. К рабам в те времена относились как к вещи, на них никто не обращал внимания, никто не считал их, никто не вникал в проблемы их жизни: заболел один, умрёт — другого найдёт. И вообще к рабам отношение было совершенно нечеловеческое. А сотник переживал за этого больного раба. Может, с какой-то особенной любовью этот слуга служил своему господину, но всё равно, разница в их имущественном положении и в правах была громадная. То, что сотник просит за своего слугу, говорит о необыкновенном человеколюбии, необыкновенной доброте его души, что он переживал не только о своих близких и родных, но заботился и о слугах и рабах. И Господь похвалил веру этого человека.
В чём же глубина веры сотника? Во-первых, в том, что он, слыша об Иисусе, о Его необыкновенном учении, о чудесах, которые совершал Христос в Иудейской земле, в Галилее, в Капернауме, исполнялся верой в Него, как Сына Божия. Эта вера говорила ему о том, что Бог всё может исполнить. Имея веру во всемогущество Божие, сотник идёт ко Христу, идёт в состоянии необыкновенного смирения, коленопреклоненно просит исполнить его просьбу. И во-вторых, высота этой веры проявляется в том, что он даже не просил, чтобы Господь каким-то образом, через посредства чего-то, через прикосновение рук исцелил этого больного слугу. А он говорит, что достаточно одного слова Христа, чтобы слуга исцелился.
Когда мы с вами ищем помощи Божией, очень часто именно в исцелении от болезней, которые нас с вами посещают, мы хотим видеть какое-то знамение, через посредство какой-то святыни хотим приобрести исцеление, через прикосновение к мощам, к чудотворным иконам, через использование какой-то святыни, например, святой воды или освящённого масла, нам надо посредство, какое-то вещество, через которое мы надеемся, что милость Божия посетит нас. Но, порой, мы забываем о том, что и мощи святых угодников, и чудотворные иконы, и другие святыни даруют благодатную помощь и исцеление не сами по себе, а лишь благодатью Божией, которая присутствует в тех или иных святынях. Не святые исцеляют, не мощи, не иконы – исцеляет только Сам Бог, Который благодатью Своею присутствует в тех привычных для нас святынях, к которым мы прибегаем в своей религиозной жизни. И нам, порой, маловерным, надо несомненно какое-то видимое прикосновение, видимое вхождение святыни в наше естество, в нашу жизнь, но нет в нас такой веры, как у сотника, которая говорила о том, что достаточно одного слова, достаточно одного желания Господа, и всё изменится. И мы можем испросить у Бога, таким образом, абсолютно любое благо, в том числе исцеление от любой болезни. Но для этого нужна крепкая вера, как у сотника, которая, помимо высоты веры, была пронизана необыкновенным смирением.
Ища помощи Божией или исцеления от болезней, мы ищем милости Божией, которую считаем, что она по праву должна нам принадлежать, и именно мы можем её запросто испросить, потому что мы, как говорит это евангельское повествование, считаем себя сынами Царства, то есть людьми верующими, находящимися в Церкви, знающими Бога. И поэтому мы обращаемся к Богу, порой, без благоговения, без смирения, без страха Божия, как само собой разумеющиеся. А Бог ждёт от нас смиренного и сокрушенного сердца, осознание того, что недостойны мы от Бога никакой милости и никакой помощи, потому что покрыты великим множеством грехов, страстей и пороков. А как говорит Священное Писание: «грешников Бог не слушает» (Ин. 9:31).
И оканчивается это Евангелие такими словами: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-13).
Суть этого Евангелия состоит в том, что Господь предостерегает нас, называя сынами царства, что мы хотим, чтобы так было, но думаем самонадеянно. Евангелие предупреждает от этого сектантского подхода ко спасению, которое гарантировано в их учении одной принадлежностью к вере или церковной общине. Это Евангелие говорит о том, что только смиренные, чувствующие своё глубочайшее недостоинство, способны войти в это Царство смирения и любви. Аминь.
24 июня 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня мы с вами прослушали евангельский отрывок об исцелении слуги сотника. После проповеди на горе Иисус Христос пришёл в Капернаум. И когда Господь там находился, пришёл сотник, это римский воин, в подчинении которого находилось сто легионеров, которые держали город в полном повиновении и в покорности римским властям.
Иудея была под властью римлян. Для свободолюбивых израильтян это было сложное время. Они ожидали Мессию. Они ожидали, что наступят или повторятся в их жизни славные времена пророка Давида, царя Соломона и других славных израильских царей, когда царство Израильское славилось мощью, величием, и слава о нём гремела по всему миру.
Иудеи время от времени поднимали восстания против римлян, и поэтому, зная строптивый еврейский народ, римляне в каждом городе ставили небольшие отряды воинов, которые усмиряли народ и подавляли всякие попытки неповиновения и бунта. Но этот сотник, который подошёл к Христу, был особенным человеком. Наверное, много лет он исполнял свою службу в Капернауме, волей-неволей знакомился с традициями и религиозными воззрениями иудеев и, несомненно, проникался уважением к их религиозной жизни и морали.
Другой евангелист, рассказывая об этом чуде, сообщает интересную подробность, что, когда сотник подошёл ко Христу, иудеи сами просили непременно исполнить его просьбу: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит наш народ и построил нам синагогу» (Лк. 7:4-5). На свои собственные средства, по своему произволению для этого народа он построил синагогу, чтобы там этот народ воспитывался на заповедях Божиих, и нравственно улучшалась его жизнь.
Сотник проявляет необыкновенно смирение. Пользуясь властью, он мог послать одного воина с приказом привести немедленно Христа к нему, как любого другого человека, никто не смог бы воспротивиться его власти. Но он сам идёт ко Христу, кланяется Ему, возможно, падает на колени, проявляя своё необыкновенное смирение, не характерное для его должности, просит милости: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:6). И Господь отвечает готовностью совершить это чудо исцеления и говорит: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).
Согласие Господа прийти в дом сотника необыкновенно порадовало и поразило его, он точно так же, как мытарь Матфей, считал себя недостойным принять этого великого гостя, и тогда говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо и я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает» (Мф. 8:8-9).
Услышав эти слова сотника, Господь ответил: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф. 8:10). И, отправляя этого сотника домой, говорит: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8:13), и исцелился слуга его в тот же час.
Славянское наименование этого больного слуги «отроком» не показывает того, кем был этот слуга сотника. Это был простой раб, которых было много у этого господина. К рабам в те времена относились как к вещи, на них никто не обращал внимания, никто не считал их, никто не вникал в проблемы их жизни: заболел один, умрёт — другого найдёт. И вообще к рабам отношение было совершенно нечеловеческое. А сотник переживал за этого больного раба. Может, с какой-то особенной любовью этот слуга служил своему господину, но всё равно, разница в их имущественном положении и в правах была громадная. То, что сотник просит за своего слугу, говорит о необыкновенном человеколюбии, необыкновенной доброте его души, что он переживал не только о своих близких и родных, но заботился и о слугах и рабах. И Господь похвалил веру этого человека.
В чём же глубина веры сотника? Во-первых, в том, что он, слыша об Иисусе, о Его необыкновенном учении, о чудесах, которые совершал Христос в Иудейской земле, в Галилее, в Капернауме, исполнялся верой в Него, как Сына Божия. Эта вера говорила ему о том, что Бог всё может исполнить. Имея веру во всемогущество Божие, сотник идёт ко Христу, идёт в состоянии необыкновенного смирения, коленопреклоненно просит исполнить его просьбу. И во-вторых, высота этой веры проявляется в том, что он даже не просил, чтобы Господь каким-то образом, через посредства чего-то, через прикосновение рук исцелил этого больного слугу. А он говорит, что достаточно одного слова Христа, чтобы слуга исцелился.
Когда мы с вами ищем помощи Божией, очень часто именно в исцелении от болезней, которые нас с вами посещают, мы хотим видеть какое-то знамение, через посредство какой-то святыни хотим приобрести исцеление, через прикосновение к мощам, к чудотворным иконам, через использование какой-то святыни, например, святой воды или освящённого масла, нам надо посредство, какое-то вещество, через которое мы надеемся, что милость Божия посетит нас. Но, порой, мы забываем о том, что и мощи святых угодников, и чудотворные иконы, и другие святыни даруют благодатную помощь и исцеление не сами по себе, а лишь благодатью Божией, которая присутствует в тех или иных святынях. Не святые исцеляют, не мощи, не иконы – исцеляет только Сам Бог, Который благодатью Своею присутствует в тех привычных для нас святынях, к которым мы прибегаем в своей религиозной жизни. И нам, порой, маловерным, надо несомненно какое-то видимое прикосновение, видимое вхождение святыни в наше естество, в нашу жизнь, но нет в нас такой веры, как у сотника, которая говорила о том, что достаточно одного слова, достаточно одного желания Господа, и всё изменится. И мы можем испросить у Бога, таким образом, абсолютно любое благо, в том числе исцеление от любой болезни. Но для этого нужна крепкая вера, как у сотника, которая, помимо высоты веры, была пронизана необыкновенным смирением.
Ища помощи Божией или исцеления от болезней, мы ищем милости Божией, которую считаем, что она по праву должна нам принадлежать, и именно мы можем её запросто испросить, потому что мы, как говорит это евангельское повествование, считаем себя сынами Царства, то есть людьми верующими, находящимися в Церкви, знающими Бога. И поэтому мы обращаемся к Богу, порой, без благоговения, без смирения, без страха Божия, как само собой разумеющиеся. А Бог ждёт от нас смиренного и сокрушенного сердца, осознание того, что недостойны мы от Бога никакой милости и никакой помощи, потому что покрыты великим множеством грехов, страстей и пороков. А как говорит Священное Писание: «грешников Бог не слушает» (Ин. 9:31).
И оканчивается это Евангелие такими словами: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-13).
Суть этого Евангелия состоит в том, что Господь предостерегает нас, называя сынами царства, что мы хотим, чтобы так было, но думаем самонадеянно. Евангелие предупреждает от этого сектантского подхода ко спасению, которое гарантировано в их учении одной принадлежностью к вере или церковной общине. Это Евангелие говорит о том, что только смиренные, чувствующие своё глубочайшее недостоинство, способны войти в это Царство смирения и любви. Аминь.
Предыдущая проповедь
17 июня 2018
Следующая проповедь
8 июля 2018
Все проповеди за 2018 год