Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Родословная Христа

Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется «неделей Святых отец». Сегодня вспоминаются предки по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Если предыдущее воскресенье называлось «неделей Святых праотец», мы вспоминали больше представителей Ветхого Завета, которые по духу были предками Господа, то сегодня речь идёт о настоящем, реальном, плотском родстве Господа со всеми нами.

За Божественной Литургией читалась родословная Христа, которую вы все слышали. Этот длинный перечень имён, к сожалению, ввиду малого знания о Ветхом Завете, плохо знаком нам. Лишь о некоторых из них мы можем сказать, что есть какое-то представление об их жизни у тех, кто читал Священное Писание. Поэтому некий упрёк адресован каждому из нас, чтобы, может, сегодня мы нашли в себе силы открыть Священное Писание и, используя параллельные места, которые определены в Библии, найти упоминание об этих великих представителях Ветхого Завета, которые удостоились быть предками Христа, которые как бы соткали Его человеческую природу. Эту природу, которую мы носим с вами, Он заимствовал и получил, прежде всего, от Пресвятой Девы Богородицы.

Все те великие, славные имена ветхозаветных праведников, которые мы с вами слышали, внесли каждый свой вклад в то, чтобы Рождество Христово состоялось; в то, чтобы Дева Мария смогла появиться в роде человеческом. И каждый из них какой-то определённой добродетелью внёс свой немеркнущий вклад в пришествие Христа на землю.

Родословная Христа приводится как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки. Эти описания немного различаются по построению, по подходу к этой родословной. Но для Евангелиста Матфея, который писал Евангелие для иудеев, то есть для своих неверующих во Христа собратьев по крови, очень важно было показать, что Христос — именно тот обетованный Мессия, о Котором говорили пророки. И поэтому он начинает свою родословную от Авраама, безусловного авторитета, отца верующих для иудеев и постепенно доводит её через три периода по четырнадцать родов до Давида, затем переселения вавилонского и до Иосифа Обручника — мужа Марии, от Которой родился Христос.

Это имеет очень важное догматическое значение. Православная Церковь, опираясь на постановление IV-го Халкидонского Вселенского Собора, учит о неразрывном соединении во Христе двух естеств: Божественного и человеческого, Божественной и человеческой природы. Определение этого Вселенского Собора говорит о каких-то приблизительных ориентирах, в которых мы можем с вами мыслить, размышляя на эту тему. Эти две природы соединены во Христе неизменно, неразлучно, нераздельно, неслиянно: четыре «не», которые не отвечают на вопрос, а лишь ограничивают то, как нельзя мыслить об этом образе соединения.

Православная Церковь учит о том, что Христос, рождение Которого мы будем праздновать через несколько дней, родившись по плоти на земле, является истинным Богом, Который никогда не отступал из недр Троической жизни. Его Божество неотлучно и неизменно было соединено с Ним, и Он лишь принимает, соединяя со Своим Божеством, человеческую природу.

Для людей в древние времена было много непонятного в этом образе рождения Христа: «Ну как же Бог может родиться?» Апостол Павел, выражая это недоумение, говорил: «для Иудеев соблазн» (1Кор. 1;23).

В чём видели иудеи соблазн? В том, что они чаяли в образе Мессии увидеть могущественного царя, выдающегося полководца, талантливого правителя, который вернёт былое величие Иудейского царства, который сбросит Римское ненавистное иго иноплеменников, вернёт им славу, которая была, например, в эпоху царя Давида и царя Соломона, до его совращения в идолопоклонство многочисленными жёнами.

Поэтому в образе кроткого Царя, Галилейского проповедника, милостивого Врача и Учителя иудеи не признавали Мессию и не признают до сих пор, поэтому: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1;23). Безумие почему? Потому что в представлении о греческих богах немыслимо, чтобы кто-то из них принял человеческую плоть. Человеческая природа — это же темница души, это же скверна, это же некая грязная одежда, которую надо сбросить. И для богов греческих это было немыслимое унижение.

Но, как об этом мыслит Православное богословие? На иконе Иоанна Крестителя, она у нас в конце храма расположена, это понимание выражается в изображении наклонённого указательного пальца Иоанна Крестителя. Этим пальцем он указывает на чашу, где Агнец Божий, родившийся Младенец, уже предназначенный для заклания, как жертва за грехи всего мира. И в этом наклонном, неестественном изображении этого указательного пальца Иоанна Крестителя показывается снисхождение Бога с Неба на землю. По-гречески это звучит «кенозис» — снисхождение, умаление, потому что Он оставил вечную славу, великолепную славу Божества Своего и скрыл это Божество под плотью человеческой.

Древние еретики не могли понять, как это возможно. Например, Арий учил о том, что родившийся Христос является выдающимся творением, Сыном Божиим, тварным существом, в которое по святости жизни вселилось Божество и стало пребывать в Нём, как в некоем сосуде. Но Христос — это сотворённое существо, тварь, творение Божие. Это страшная ересь, не признающая Христа как Бога, которую потом унаследовали мусульмане, сектанты, иеговисты,отвергающие во Христе Бога. В древние времена была секта докетов, которые учили о том, что Христос имел только призрачную плоть, то есть только в глазах человеческих казался человеком, а на самом деле был воплотившимся подлинным Богом. И вторая природа была в Нём незаметна.

Наконец, древние монофизитские Церкви, такие, как наши любимые, распространённые во Всеволожске, армяне — это монофизитская Церковь — христианская Церковь, но отвергающая Христа как человека. Монофизиты (признающие одну природу) — это Коптская Церковь, Эфиопская Церковь и некоторые другие. Эта Церковь находится сейчас в Сирии, где страшные времена. Многие древнейшие монастыри уничтожены боевиками ИГИЛ, этими извергами рода человеческого.

Церковь готовит нас к Рождеству Христову и старается донести до нас истину, что Христос — это подлинный, настоящий, действительный, а не воображаемый Человек, Который рождается от Девы Марии так, как мы с вами рождаемся в этот мир. Только Христос родился от Пречистой Девы Марии, святой и безгрешной, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Но Он наследовал нашу природу. Какую нашу природу? Ту, в которую низверг себя Адам в результате греха, природа, обезображенная грехом, склонная ко греху со всеми последствиями, которая склонна к болезням, которую надо поить и кормить и так далее. И смерть коснулась этой природы. Вот эту природу, больную грехом, принимает на себя Христос, соединяет со Своим Божеством и исцеляет её, а затем исцеляет и Своими страданиями на Кресте и излиянием Пречистой Крови Своей ради нашего с вами спасения. Воскресением Христа побеждается, преображается эта человеческая природа. Вознесением Своим на Небо Он возносит её, не сбрасывает, как ненужную одежду или уже отработавшую своё время плоть и принесшую какую-то пользу. Он возносит её на Небо и поставляет вместе с Собой там, где пребывает Святая Троица, одесную Бога Отца.

И у нас есть такая возможность приобщаться к этой облагодатствованной святой природе Христа через Церковь, через участие в таинстве Святой Евхаристии. Когда мы берём частичку Тела и Крови Христовой, мы соединяемся с Его Божеством. Его Пречистое Тело усваивается нашим грешными телом, его клетками, составом и постепенно, через преодоление греха, происходит обновление человеческого естества. Оно получает в себе самом залог бессмертия, способность к воскресению в конце истории этого мира и к будущему наследию жизни вечной, вместе со своей бессмертной душой. Бог воскресит тело, которое соединится с бессмертной душой своей, как это и было во Христе после Его славного Воскресения и вознесения на Небо.

Таким образом, в Рождестве Христовом происходит наше спасение. Христос рождается таким же, как и мы с вами. Он называет нас братиями Своими по плоти, мы не чужие Богу. Это вдохновляет, это вселяет оптимизм, что Бог близок к нам, что Бог не является каким-то трансцендентным существом, о котором размышляли философы, существом, недоступным человеку, удалённым от мира. Нет, Он с нами, Он близок, Он обладает такой же природой и наследует, и принимает её от Девы Марии. Для чего? Чтобы нас спасти, чтобы обессмертить, освятить человеческую природу и даровать нам с вами спасение. Вот об этом говорит сегодняшнее Евангелие, сегодняшний день, когда вспоминаются многие представители Ветхого Завета.

Апостол Павел в сегодняшнем воскресном чтении говорит нам, что они все жили верой, по-славянски: «послушествани бывше верою, не прияша обетования» (Евр. 11;39). Они ждали, они жили с этим обетованием. А мы живём в Церкви исполнившегося обетования, исполнившихся пророчеств.

Между прочим, интересно упомянуть, что в родословного Христа были не только праведники, но и грешники, и даже женщины включены туда. Их несколько имён: это Фомарь, может быть потом, на воскресной беседе нашей коснёмся её интересной жизни; Руфь, иноплеменница; блудница Раав, которая приняла соглядатаев, когда они пришли, посланные Иисусом Навином смотреть Землю Обетованную. Их заметили, как лазутчиков, и хотели поймать и умертвить. А Раав, жившая в крепостной стене, спустила их по верёвке вниз и спасла им жизнь, и за это одна была помилована из всех истреблённых язычников, живших в этом городе. Наконец, Вирсавия, необыкновенная красавица, которая соблазнила Давида и ради которой он умертвил её мужа Урию, послав на передовую в сражение с врагом, где его заведомо должны были убить.

Для чего это в родословную включено? Для чего это не предано умолчанию? А это говорит о том, что Христос не гнушается грешниками, нас с вами не гнушается. Опять же подчёркивается, что Он не какое-то чужое, инородное вторжение в этот мир. Это не метеор, входящий в нашу жизнь, мессия, который праведников призывает ко спасению, и грешников любит, и ожидает их раскаяния и обращения ко Господу.

Поэтому сегодняшний день преисполнен такого воодушевления, такого оптимизма оттого, что Бог любит нас и приходит ради нашего спасения. А нам остаётся только откликнуться на этот вечный зов отеческой Божественной любви и стараться не отвергать это спасение, стараться, стремиться к Нему всеми силами души и физическими силами и тела своего, принуждая плоть свою ко спасению.

Аминь.

3 января 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется «неделей Святых отец». Сегодня вспоминаются предки по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Если предыдущее воскресенье называлось «неделей Святых праотец», мы вспоминали больше представителей Ветхого Завета, которые по духу были предками Господа, то сегодня речь идёт о настоящем, реальном, плотском родстве Господа со всеми нами.

За Божественной Литургией читалась родословная Христа, которую вы все слышали. Этот длинный перечень имён, к сожалению, ввиду малого знания о Ветхом Завете, плохо знаком нам. Лишь о некоторых из них мы можем сказать, что есть какое-то представление об их жизни у тех, кто читал Священное Писание. Поэтому некий упрёк адресован каждому из нас, чтобы, может, сегодня мы нашли в себе силы открыть Священное Писание и, используя параллельные места, которые определены в Библии, найти упоминание об этих великих представителях Ветхого Завета, которые удостоились быть предками Христа, которые как бы соткали Его человеческую природу. Эту природу, которую мы носим с вами, Он заимствовал и получил, прежде всего, от Пресвятой Девы Богородицы.

Все те великие, славные имена ветхозаветных праведников, которые мы с вами слышали, внесли каждый свой вклад в то, чтобы Рождество Христово состоялось; в то, чтобы Дева Мария смогла появиться в роде человеческом. И каждый из них какой-то определённой добродетелью внёс свой немеркнущий вклад в пришествие Христа на землю.

Родословная Христа приводится как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки. Эти описания немного различаются по построению, по подходу к этой родословной. Но для Евангелиста Матфея, который писал Евангелие для иудеев, то есть для своих неверующих во Христа собратьев по крови, очень важно было показать, что Христос — именно тот обетованный Мессия, о Котором говорили пророки. И поэтому он начинает свою родословную от Авраама, безусловного авторитета, отца верующих для иудеев и постепенно доводит её через три периода по четырнадцать родов до Давида, затем переселения вавилонского и до Иосифа Обручника — мужа Марии, от Которой родился Христос.

Это имеет очень важное догматическое значение. Православная Церковь, опираясь на постановление IV-го Халкидонского Вселенского Собора, учит о неразрывном соединении во Христе двух естеств: Божественного и человеческого, Божественной и человеческой природы. Определение этого Вселенского Собора говорит о каких-то приблизительных ориентирах, в которых мы можем с вами мыслить, размышляя на эту тему. Эти две природы соединены во Христе неизменно, неразлучно, нераздельно, неслиянно: четыре «не», которые не отвечают на вопрос, а лишь ограничивают то, как нельзя мыслить об этом образе соединения.

Православная Церковь учит о том, что Христос, рождение Которого мы будем праздновать через несколько дней, родившись по плоти на земле, является истинным Богом, Который никогда не отступал из недр Троической жизни. Его Божество неотлучно и неизменно было соединено с Ним, и Он лишь принимает, соединяя со Своим Божеством, человеческую природу.

Для людей в древние времена было много непонятного в этом образе рождения Христа: «Ну как же Бог может родиться?» Апостол Павел, выражая это недоумение, говорил: «для Иудеев соблазн» (1Кор. 1;23).

В чём видели иудеи соблазн? В том, что они чаяли в образе Мессии увидеть могущественного царя, выдающегося полководца, талантливого правителя, который вернёт былое величие Иудейского царства, который сбросит Римское ненавистное иго иноплеменников, вернёт им славу, которая была, например, в эпоху царя Давида и царя Соломона, до его совращения в идолопоклонство многочисленными жёнами.

Поэтому в образе кроткого Царя, Галилейского проповедника, милостивого Врача и Учителя иудеи не признавали Мессию и не признают до сих пор, поэтому: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1;23). Безумие почему? Потому что в представлении о греческих богах немыслимо, чтобы кто-то из них принял человеческую плоть. Человеческая природа — это же темница души, это же скверна, это же некая грязная одежда, которую надо сбросить. И для богов греческих это было немыслимое унижение.

Но, как об этом мыслит Православное богословие? На иконе Иоанна Крестителя, она у нас в конце храма расположена, это понимание выражается в изображении наклонённого указательного пальца Иоанна Крестителя. Этим пальцем он указывает на чашу, где Агнец Божий, родившийся Младенец, уже предназначенный для заклания, как жертва за грехи всего мира. И в этом наклонном, неестественном изображении этого указательного пальца Иоанна Крестителя показывается снисхождение Бога с Неба на землю. По-гречески это звучит «кенозис» — снисхождение, умаление, потому что Он оставил вечную славу, великолепную славу Божества Своего и скрыл это Божество под плотью человеческой.

Древние еретики не могли понять, как это возможно. Например, Арий учил о том, что родившийся Христос является выдающимся творением, Сыном Божиим, тварным существом, в которое по святости жизни вселилось Божество и стало пребывать в Нём, как в некоем сосуде. Но Христос — это сотворённое существо, тварь, творение Божие. Это страшная ересь, не признающая Христа как Бога, которую потом унаследовали мусульмане, сектанты, иеговисты,отвергающие во Христе Бога. В древние времена была секта докетов, которые учили о том, что Христос имел только призрачную плоть, то есть только в глазах человеческих казался человеком, а на самом деле был воплотившимся подлинным Богом. И вторая природа была в Нём незаметна.

Наконец, древние монофизитские Церкви, такие, как наши любимые, распространённые во Всеволожске, армяне — это монофизитская Церковь — христианская Церковь, но отвергающая Христа как человека. Монофизиты (признающие одну природу) — это Коптская Церковь, Эфиопская Церковь и некоторые другие. Эта Церковь находится сейчас в Сирии, где страшные времена. Многие древнейшие монастыри уничтожены боевиками ИГИЛ, этими извергами рода человеческого.

Церковь готовит нас к Рождеству Христову и старается донести до нас истину, что Христос — это подлинный, настоящий, действительный, а не воображаемый Человек, Который рождается от Девы Марии так, как мы с вами рождаемся в этот мир. Только Христос родился от Пречистой Девы Марии, святой и безгрешной, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Но Он наследовал нашу природу. Какую нашу природу? Ту, в которую низверг себя Адам в результате греха, природа, обезображенная грехом, склонная ко греху со всеми последствиями, которая склонна к болезням, которую надо поить и кормить и так далее. И смерть коснулась этой природы. Вот эту природу, больную грехом, принимает на себя Христос, соединяет со Своим Божеством и исцеляет её, а затем исцеляет и Своими страданиями на Кресте и излиянием Пречистой Крови Своей ради нашего с вами спасения. Воскресением Христа побеждается, преображается эта человеческая природа. Вознесением Своим на Небо Он возносит её, не сбрасывает, как ненужную одежду или уже отработавшую своё время плоть и принесшую какую-то пользу. Он возносит её на Небо и поставляет вместе с Собой там, где пребывает Святая Троица, одесную Бога Отца.

И у нас есть такая возможность приобщаться к этой облагодатствованной святой природе Христа через Церковь, через участие в таинстве Святой Евхаристии. Когда мы берём частичку Тела и Крови Христовой, мы соединяемся с Его Божеством. Его Пречистое Тело усваивается нашим грешными телом, его клетками, составом и постепенно, через преодоление греха, происходит обновление человеческого естества. Оно получает в себе самом залог бессмертия, способность к воскресению в конце истории этого мира и к будущему наследию жизни вечной, вместе со своей бессмертной душой. Бог воскресит тело, которое соединится с бессмертной душой своей, как это и было во Христе после Его славного Воскресения и вознесения на Небо.

Таким образом, в Рождестве Христовом происходит наше спасение. Христос рождается таким же, как и мы с вами. Он называет нас братиями Своими по плоти, мы не чужие Богу. Это вдохновляет, это вселяет оптимизм, что Бог близок к нам, что Бог не является каким-то трансцендентным существом, о котором размышляли философы, существом, недоступным человеку, удалённым от мира. Нет, Он с нами, Он близок, Он обладает такой же природой и наследует, и принимает её от Девы Марии. Для чего? Чтобы нас спасти, чтобы обессмертить, освятить человеческую природу и даровать нам с вами спасение. Вот об этом говорит сегодняшнее Евангелие, сегодняшний день, когда вспоминаются многие представители Ветхого Завета.

Апостол Павел в сегодняшнем воскресном чтении говорит нам, что они все жили верой, по-славянски: «послушествани бывше верою, не прияша обетования» (Евр. 11;39). Они ждали, они жили с этим обетованием. А мы живём в Церкви исполнившегося обетования, исполнившихся пророчеств.

Между прочим, интересно упомянуть, что в родословного Христа были не только праведники, но и грешники, и даже женщины включены туда. Их несколько имён: это Фомарь, может быть потом, на воскресной беседе нашей коснёмся её интересной жизни; Руфь, иноплеменница; блудница Раав, которая приняла соглядатаев, когда они пришли, посланные Иисусом Навином смотреть Землю Обетованную. Их заметили, как лазутчиков, и хотели поймать и умертвить. А Раав, жившая в крепостной стене, спустила их по верёвке вниз и спасла им жизнь, и за это одна была помилована из всех истреблённых язычников, живших в этом городе. Наконец, Вирсавия, необыкновенная красавица, которая соблазнила Давида и ради которой он умертвил её мужа Урию, послав на передовую в сражение с врагом, где его заведомо должны были убить.

Для чего это в родословную включено? Для чего это не предано умолчанию? А это говорит о том, что Христос не гнушается грешниками, нас с вами не гнушается. Опять же подчёркивается, что Он не какое-то чужое, инородное вторжение в этот мир. Это не метеор, входящий в нашу жизнь, мессия, который праведников призывает ко спасению, и грешников любит, и ожидает их раскаяния и обращения ко Господу.

Поэтому сегодняшний день преисполнен такого воодушевления, такого оптимизма оттого, что Бог любит нас и приходит ради нашего спасения. А нам остаётся только откликнуться на этот вечный зов отеческой Божественной любви и стараться не отвергать это спасение, стараться, стремиться к Нему всеми силами души и физическими силами и тела своего, принуждая плоть свою ко спасению.

Аминь.

Предыдущая проповедь

27 декабря 2015

Притча о званных
Следующая проповедь

10 января 2016

Неделя по Рождестве Христовом

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00