Дорогие братия и сестры. Сегодня наша Церковь празднует память всех святых, в земле Русской просиявших. Мы счастливы с вами, ведь русских святых больше, чем в любой другой православной Церкви. Этих святых великое множество, прославленных до ХХ-го века. Это число превосходит число прославленных святых в других Церквях. А если мы прибавим к этому Собору русских святых Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — миллионы замученных за Христа, то этот сонм не будет подлежать исчислению.
В храмах, где в этот день совершается вечерня с литией, поминаются все русские святые, и этот список имён распространился на 30 страниц в Минее. Среди них святые всех званий и сословий: благоверные князья, княгини, страстотерпцы, праведные Христа ради юродивые (которыми особенно славна была Русская земля и наша Санкт-Петербургская епархия в лице величайшей, любимой всеми святой Ксении Блаженной), святители (выдающиеся иерархи нашей Русской Церкви: и Кирилл Туровский, и Дмитрий Ростовский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Филарет Дроздов и Лука Крымский и многие-многие другие — епископы, прославленные в лике святых), преподобные (которые своими подвигами освятили всю северную землю, открыв и основав множество обителей). Все эти святые сегодня в одном сонме в общей памяти прославляются сегодня в Церкви Христовой.
Мы счастливы с вами, что имеем такой великий сонм святых, потому что святые — это плод Церкви, принесённый Богу, как и поется сегодня в песнопении в их честь: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве». Господь ожидает плода от каждого христианского народа. Если этого плода нет, жизнь такого народа бесперспективна и не имеет смысла в очах Божиих.
В Евангелии есть такие слова: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Господь ожидает плода и от каждого из нас, и если этого плода Богу мы не приносим, то теряем право на свою собственную жизнь и на её продолжение. Господь ожидает плода всякой человеческой деятельности: от профессиональной деятельности, плодов жизни семейной, жизни общественной в любой сфере. Если этого нет, то мы оказываемся с вами неблагодарными делателями виноградника Христова, в который Он поставил нас, чтобы мы приносили плоды во времена свои.
Русская земля принесла Богу этот великий, обильный плод. И мы знаем, что в прежние времена наша страна, земля наша называлась уникальным наименованием, единственным во всём мире — Русь Святая. Она назвалась так по великому множеству святых, прославленных в нашей Церкви. Она называлась так, потому что несмотря на присутствие греха в жизни народа, в любые времена идеалом жизни народа всегда была Божественная святость, и к этой святости устремлялись все мысли и помышления наших благочестивых предков.
Возможно ли сейчас назвать нашу страну таким великим наименованием? Когда вспоминаешь, что воцерковлённых людей в России 2-3 %, то грустно становится от этой статистики: так мало людей, которым нужен Бог и Его Cвятая Церковь. Чтобы не умерло в народе подлинное благочестие и устремлённость к Богу, Господь всегда вёл Россию особым путём — путём многоскорбным и многострадальным. Эти слова справедливы по отношению к истории нашей страны во все времена. Эти слова справедливы по отношению к жизни каждого христианина. Правда жизни состоит в том, что когда наступают времена благоденствия, то Бог оказывается лишним, второстепенным, абсолютно не нужным, потому что все блага жизни могут достигаться без Него. В такие времена народ очень часто забывает Бога.
Прославляя святых сегодня, мы поражаемся и удивляемся их святой жизни. Казалось бы, они плоть от плоти и кровь от крови нашего народа. И они нашли в себе эту пламенную устремленность и обращенность к Богу и этому следовали в течение всей своей жизни. Когда у преподобного Серафима Саровского современники спрашивали, почему так мало святых угодников Божиих: «Неужели что-то поменялось, неужели Господь по-другому промышляет о мире, или Церковь не та, или благодать в ней не так присутствует?» И он отвечал им: «Ничего не поменялось – «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8), — решимости не хватает у людей, которая делает людей святыми».
Размышляя о жизни святых, мы, конечно, восхищаемся и приходим в недоумение от тайны святости, что одному это дано, а другому нет; все, вроде бы, имеют одни условия, одни стартовые возможности, но святость как гениальность. Музыке могут учиться многие, но Бетховенов и Моцартов рождается немного. Строить здания можно научить любого человека, но Растрелли, Тон и другие архитекторы редко появляются среди многих строителей. Тайна святости непостижима для человеческого ума.
Но ведь святые, конечно, были избранниками Божиими. Можно вспомнить некоторых святых, которые стали таковыми от чрева матери: преподобный Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, многие другие наши святые преподобные, которые которые избегали детских игр, которых ничто земное не интересовало ещё с детских лет. Казалось бы, да, избранничество Божие, но ведь это избранничество опиралось на великую любовь, которая потом разгорится и проявится в жизни святых. Бог, таким образом, как бы совне, не насильно действует на того или иного человека, а Божественная благодать, которая касается человека, является ответом Бога на святую и благочестивую жизнь, к которой устремляются святые.
Встаёт вопрос, а как же стать святыми, как понять, угодна ли наша жизнь Богу? С одной стороны, наша продолжающаяся жизнь является реальным ответом Бога, знаком Его неизреченной милости и любви к нам. Но ведь продолжающаяся жизнь может быть не всегда наградой Бога за жизнь безупречную, а может быть лишь новым шансом, который дарует Он бесплодному дереву, как по образу евангельской бесплодной смоковницы или дереву, которое изображается у Иоанна Крестителя с топором. Если оно не приносит плода, его срубают и бросают в огонь, потому что оно не имеет тогда никакой цены ни в очах человека, ни в очах Божиих. Ведь святыми становятся люди не потому, что в среду и пятницу они не съели мороженое или не поехали на веселую вечеринку. Святые определяются лишь по единственному критерию — присутствует в жизни человека благодать Божия или её нет — вот в чём основа и критерий святости. Святые устремлялись к Богу и все душевные, физические силы своего естества направляли к тому, чтобы стяжать эту благодать Божию и пребывать в ней всегда.
Удивительна жизнь святых, она не похожа на нашу обычную с точки зрения человеческой логики. Например, вспомним жизнь такого известного святого, как преподобного Варлаама Хутынского. Однажды жители Новгорода тащили на казнь одного вора, которого поймали на месте преступления. В Новгороде в период вече были суровые нравы, почти суд Линча там происходил — признавали виновность и сбрасывали с моста в Волхов. Топили там и блудников, и ведьм, и колдунов, и воров. Процессия, которая тащила этого преступника на казнь, повстречалась с Варлаамом Хутынским. Он упал на колени перед народом и просил отдать этого негодяя ему в монастырь на перевоспитание. И жители Новгорода, уважая безупречную святую жизнь великого подвижника, отдали ему преступника, сохранив ему жизнь. В монастыре он действительно перевоспитался, стал трудиться на благо обители и покаялся в своих грехах.
Затем через несколько лет опять происходит то же самое — преподобный Варлаам проходит по тому же мосту через Волхов, и опять новгородцы тащат другого человека на ту же казнь, опять поймав его на воровстве. А преподобный Варлаам проходит мимо. Жители не понимают, может быть, старец чем-то занят, погрузился в молитву. Они ждут, что он их окликнет. Нет, как будто ничего не замечая, старец прошёл мимо. Новгородцы тогда благополучно потопили в Волхове этого нового преступника. А потом, увидев преподобного Варлаама и быв очевидцами того и другого случая, спрашивают: «а почему ты, старец, первого-то упросил у нас и сохранил его жизнь, а на этого даже не посмотрел?» И тогда он ответил: «Дорогие, когда вы тащили первого преступника на казнь, я увидел великое множество бесов, которые летали вокруг этого человека. Если бы вы тогда предали его смерти, то душа бы его непременно ушла в ад и мучилась там всегда. А второго, которого вы тащили на казнь — он был абсолютно не виновен в том, в чём его обвиняли. Его оклеветали перед вами завистники и враги. И я увидел великое множество Ангелов, которые готовы были принять его душу за невинную смерть и страдание. И таким образом, душа его водворилась со святыми в райских обителях».
Если бы не знали мы, как новгородцы, сути происходящего, мы никогда бы не поняли поступков святых людей. Потому что в своей жизни они руководствовались Духом Святым, не принципом человеческой логики, какой-то выгоды и прагматизма, не математическими расчетами, а что-то было такое с нашей точки зрения алогичное, непонятное совершенно, может быть, абсурдное, но которое имело глубинный смысл. И этот смысл открывался святым людям Самим Богом.
Это Божественное водительство проявлялось в жизни святых всегда удивительным образом. Господь особым образом воздействует на души тех людей, которые стремятся быть с Ним, и эта святость продолжается через века и является основой бытия нашего мира.
Дорогие братия и сестры, мы вспоминаем подвиги и жизнь святых не только для того, чтобы восхититься, не только для того, чтобы благоговеть перед их памятью и прославить их, но, прежде всего, чтобы взять пример с их жизни. Апостол Павел так и говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Мы с вами тоже призваны явить ту же святость, которую явили святые Русской земли. Наша беда состоит в том, что у нас нет не только решимости, но и ни малейшего желания стать святыми, чистыми, менее грешными. Нас устраивает та греховность, в которой мы с вами пребываем. Мы с вами никуда не стремимся, не меняемся годами, десятилетиями, по милости Божией пребывая в спасительной ограде Церкви Христовой. Вот об этом мы с вами сегодня должны задуматься, потому что без конца так продолжаться не будет. Господь долго терпит, да больно бьёт. Поэтому, прославляя память всех святых, будем обращаться к своей совести, будить её, чтобы жизнь наша устремлялась к тому же идеалу, которым всегда была сильна Русь Святая — идеалу святости и жизни с Господом. Аминь.
30 июня 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня наша Церковь празднует память всех святых, в земле Русской просиявших. Мы счастливы с вами, ведь русских святых больше, чем в любой другой православной Церкви. Этих святых великое множество, прославленных до ХХ-го века. Это число превосходит число прославленных святых в других Церквях. А если мы прибавим к этому Собору русских святых Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — миллионы замученных за Христа, то этот сонм не будет подлежать исчислению.
В храмах, где в этот день совершается вечерня с литией, поминаются все русские святые, и этот список имён распространился на 30 страниц в Минее. Среди них святые всех званий и сословий: благоверные князья, княгини, страстотерпцы, праведные Христа ради юродивые (которыми особенно славна была Русская земля и наша Санкт-Петербургская епархия в лице величайшей, любимой всеми святой Ксении Блаженной), святители (выдающиеся иерархи нашей Русской Церкви: и Кирилл Туровский, и Дмитрий Ростовский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Филарет Дроздов и Лука Крымский и многие-многие другие — епископы, прославленные в лике святых), преподобные (которые своими подвигами освятили всю северную землю, открыв и основав множество обителей). Все эти святые сегодня в одном сонме в общей памяти прославляются сегодня в Церкви Христовой.
Мы счастливы с вами, что имеем такой великий сонм святых, потому что святые — это плод Церкви, принесённый Богу, как и поется сегодня в песнопении в их честь: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве». Господь ожидает плода от каждого христианского народа. Если этого плода нет, жизнь такого народа бесперспективна и не имеет смысла в очах Божиих.
В Евангелии есть такие слова: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Господь ожидает плода и от каждого из нас, и если этого плода Богу мы не приносим, то теряем право на свою собственную жизнь и на её продолжение. Господь ожидает плода всякой человеческой деятельности: от профессиональной деятельности, плодов жизни семейной, жизни общественной в любой сфере. Если этого нет, то мы оказываемся с вами неблагодарными делателями виноградника Христова, в который Он поставил нас, чтобы мы приносили плоды во времена свои.
Русская земля принесла Богу этот великий, обильный плод. И мы знаем, что в прежние времена наша страна, земля наша называлась уникальным наименованием, единственным во всём мире — Русь Святая. Она назвалась так по великому множеству святых, прославленных в нашей Церкви. Она называлась так, потому что несмотря на присутствие греха в жизни народа, в любые времена идеалом жизни народа всегда была Божественная святость, и к этой святости устремлялись все мысли и помышления наших благочестивых предков.
Возможно ли сейчас назвать нашу страну таким великим наименованием? Когда вспоминаешь, что воцерковлённых людей в России 2-3 %, то грустно становится от этой статистики: так мало людей, которым нужен Бог и Его Cвятая Церковь. Чтобы не умерло в народе подлинное благочестие и устремлённость к Богу, Господь всегда вёл Россию особым путём — путём многоскорбным и многострадальным. Эти слова справедливы по отношению к истории нашей страны во все времена. Эти слова справедливы по отношению к жизни каждого христианина. Правда жизни состоит в том, что когда наступают времена благоденствия, то Бог оказывается лишним, второстепенным, абсолютно не нужным, потому что все блага жизни могут достигаться без Него. В такие времена народ очень часто забывает Бога.
Прославляя святых сегодня, мы поражаемся и удивляемся их святой жизни. Казалось бы, они плоть от плоти и кровь от крови нашего народа. И они нашли в себе эту пламенную устремленность и обращенность к Богу и этому следовали в течение всей своей жизни. Когда у преподобного Серафима Саровского современники спрашивали, почему так мало святых угодников Божиих: «Неужели что-то поменялось, неужели Господь по-другому промышляет о мире, или Церковь не та, или благодать в ней не так присутствует?» И он отвечал им: «Ничего не поменялось – «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8), — решимости не хватает у людей, которая делает людей святыми».
Размышляя о жизни святых, мы, конечно, восхищаемся и приходим в недоумение от тайны святости, что одному это дано, а другому нет; все, вроде бы, имеют одни условия, одни стартовые возможности, но святость как гениальность. Музыке могут учиться многие, но Бетховенов и Моцартов рождается немного. Строить здания можно научить любого человека, но Растрелли, Тон и другие архитекторы редко появляются среди многих строителей. Тайна святости непостижима для человеческого ума.
Но ведь святые, конечно, были избранниками Божиими. Можно вспомнить некоторых святых, которые стали таковыми от чрева матери: преподобный Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, многие другие наши святые преподобные, которые которые избегали детских игр, которых ничто земное не интересовало ещё с детских лет. Казалось бы, да, избранничество Божие, но ведь это избранничество опиралось на великую любовь, которая потом разгорится и проявится в жизни святых. Бог, таким образом, как бы совне, не насильно действует на того или иного человека, а Божественная благодать, которая касается человека, является ответом Бога на святую и благочестивую жизнь, к которой устремляются святые.
Встаёт вопрос, а как же стать святыми, как понять, угодна ли наша жизнь Богу? С одной стороны, наша продолжающаяся жизнь является реальным ответом Бога, знаком Его неизреченной милости и любви к нам. Но ведь продолжающаяся жизнь может быть не всегда наградой Бога за жизнь безупречную, а может быть лишь новым шансом, который дарует Он бесплодному дереву, как по образу евангельской бесплодной смоковницы или дереву, которое изображается у Иоанна Крестителя с топором. Если оно не приносит плода, его срубают и бросают в огонь, потому что оно не имеет тогда никакой цены ни в очах человека, ни в очах Божиих. Ведь святыми становятся люди не потому, что в среду и пятницу они не съели мороженое или не поехали на веселую вечеринку. Святые определяются лишь по единственному критерию — присутствует в жизни человека благодать Божия или её нет — вот в чём основа и критерий святости. Святые устремлялись к Богу и все душевные, физические силы своего естества направляли к тому, чтобы стяжать эту благодать Божию и пребывать в ней всегда.
Удивительна жизнь святых, она не похожа на нашу обычную с точки зрения человеческой логики. Например, вспомним жизнь такого известного святого, как преподобного Варлаама Хутынского. Однажды жители Новгорода тащили на казнь одного вора, которого поймали на месте преступления. В Новгороде в период вече были суровые нравы, почти суд Линча там происходил — признавали виновность и сбрасывали с моста в Волхов. Топили там и блудников, и ведьм, и колдунов, и воров. Процессия, которая тащила этого преступника на казнь, повстречалась с Варлаамом Хутынским. Он упал на колени перед народом и просил отдать этого негодяя ему в монастырь на перевоспитание. И жители Новгорода, уважая безупречную святую жизнь великого подвижника, отдали ему преступника, сохранив ему жизнь. В монастыре он действительно перевоспитался, стал трудиться на благо обители и покаялся в своих грехах.
Затем через несколько лет опять происходит то же самое — преподобный Варлаам проходит по тому же мосту через Волхов, и опять новгородцы тащат другого человека на ту же казнь, опять поймав его на воровстве. А преподобный Варлаам проходит мимо. Жители не понимают, может быть, старец чем-то занят, погрузился в молитву. Они ждут, что он их окликнет. Нет, как будто ничего не замечая, старец прошёл мимо. Новгородцы тогда благополучно потопили в Волхове этого нового преступника. А потом, увидев преподобного Варлаама и быв очевидцами того и другого случая, спрашивают: «а почему ты, старец, первого-то упросил у нас и сохранил его жизнь, а на этого даже не посмотрел?» И тогда он ответил: «Дорогие, когда вы тащили первого преступника на казнь, я увидел великое множество бесов, которые летали вокруг этого человека. Если бы вы тогда предали его смерти, то душа бы его непременно ушла в ад и мучилась там всегда. А второго, которого вы тащили на казнь — он был абсолютно не виновен в том, в чём его обвиняли. Его оклеветали перед вами завистники и враги. И я увидел великое множество Ангелов, которые готовы были принять его душу за невинную смерть и страдание. И таким образом, душа его водворилась со святыми в райских обителях».
Если бы не знали мы, как новгородцы, сути происходящего, мы никогда бы не поняли поступков святых людей. Потому что в своей жизни они руководствовались Духом Святым, не принципом человеческой логики, какой-то выгоды и прагматизма, не математическими расчетами, а что-то было такое с нашей точки зрения алогичное, непонятное совершенно, может быть, абсурдное, но которое имело глубинный смысл. И этот смысл открывался святым людям Самим Богом.
Это Божественное водительство проявлялось в жизни святых всегда удивительным образом. Господь особым образом воздействует на души тех людей, которые стремятся быть с Ним, и эта святость продолжается через века и является основой бытия нашего мира.
Дорогие братия и сестры, мы вспоминаем подвиги и жизнь святых не только для того, чтобы восхититься, не только для того, чтобы благоговеть перед их памятью и прославить их, но, прежде всего, чтобы взять пример с их жизни. Апостол Павел так и говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Мы с вами тоже призваны явить ту же святость, которую явили святые Русской земли. Наша беда состоит в том, что у нас нет не только решимости, но и ни малейшего желания стать святыми, чистыми, менее грешными. Нас устраивает та греховность, в которой мы с вами пребываем. Мы с вами никуда не стремимся, не меняемся годами, десятилетиями, по милости Божией пребывая в спасительной ограде Церкви Христовой. Вот об этом мы с вами сегодня должны задуматься, потому что без конца так продолжаться не будет. Господь долго терпит, да больно бьёт. Поэтому, прославляя память всех святых, будем обращаться к своей совести, будить её, чтобы жизнь наша устремлялась к тому же идеалу, которым всегда была сильна Русь Святая — идеалу святости и жизни с Господом. Аминь.
Предыдущая проповедь
16 июня 2019
Следующая проповедь
30 июня 2019
Все проповеди за 2019 год