Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Антипасха

Дорогие братия и сестры. Первое воскресенье после Пасхи Христовой называется в церковном языке особым словом «антипасха». «Анти» — это не значит что-то богоборческое, революционное, антипасхальное. Это, может быть, не совсем точный перевод греческого слова. Так вот, в переводе на русский язык это изречение, которое мы привыкли произносить как антипасха, переводится «вместо Пасхи» или «напротив Пасхи». То есть, смысл его состоит в том, что в этот день Церковь снова обращается к сугубой пасхальной радости. Это установлено в память древней, ещё иудейской традиции, когда, например, в ветхозаветный праздник Пасхи, праздник Кущей у ветхозаветных иудеев продолжался семь дней, а восьмой день был самой кульминацией праздника, самым максимальным торжеством. И светлая пасхальная седмица заканчивается воскресным днём тоже как некоей духовной кульминацией.

Кто разбирается в уставе богослужения, тот мог заметить, что богослужение во время вчерашнего всенощного бдения и сегодняшняя литургия очень похожи по своему строению на богослужение в день двунадесятых праздников, которые выше, чем просто воскресный день. И в эти дни богослужение совершается по особому уставу.

Дорогие братия и сестры. Это для нас с вами напоминание к нашей жизни и совести, чтобы пасхальная радость не прекращалась, не замирала и в нашей жизни, в наших сердцах, и устах. До праздника Вознесения Господня вместо начальной молитвы «Царю Небесный» исполняется и дома, и в храме троекратное «Христос воскресе». По воскресным дням будет совершаться крестный ход до праздника Вознесения Господня.

Слава Богу, что каждый из нас старался пасхальную седмицу провести в единении с Господом воскресшим. К сожалению, для многих из нас было так непривычно на светлой седмице быть дома, заниматься какими-то обычными делами. Мы привыкли с вами молиться в монастырях во время паломнических поездок и здесь, в России, и в иных местах. Тогда, когда человек в храме, конечно, радость подпитывается, входит в него, вливается, словно в сосуд. И снова, и снова человек возобновляет эту радость пасхальную в своём сердце. В этом смысл средоточия нашей веры.

Преподобный Серафим Саровский жил всегда Пасхой Христовой. И круглый год, когда люди приходили к нему, может быть, к удивлению для многих, он говорил: «Радость моя, Христос воскресе». Может, это Великий Пост был или другое время, но Христос-то воскрес. На этом догмате строится вера Православная. И дай Бог, чтобы в любые моменты нестроений, каких-то скорбей, неудач мы понимали, что это вещь второстепенная, что главное — это стимул и наш источник радости в воскресшем Спасителе. Если Он воскрес, то и мы воскреснем и не умрём окончательно, а наши тела, рассыпавшиеся в прах после смерти, Господь воссоздаст в том виде, в котором они уже не будут бояться смерти.

Сегодняшнее воскресенье также посвящено особой памяти святого апостола Фомы. Многие из вас, дорогие братия и сестры, были во время паломнической поездки в итальянском городе, если я не ошибаюсь, Ортона (область Абруццо), где в католическом костеле находятся мощи святого апостола Фомы. Мы с вами там были, прикладывались к его удивительной гробнице и рассуждали с вами о том, что в этом городке, где пребывают мощи апостола Фомы, который своими руками осязал язвы Христа воскресшего, наверное, не должно быть ни атеистов, ни агностиков. Все жители должны иметь несомненную и пламенную веру в Христа. Но, наверное, это вряд ли возможно. Католик, который нас сопровождал, вместо ответа на этот вопрос лишь недоуменно пожал плечами.

Дорогие братия и сестры, чем же примечателен апостол Фома, почему второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию его жизни и его удивительного поступка? Господь после воскресения Своего из мёртвых неоднократно являлся Своим ученикам и апостолам. Евангелия хранят, как минимум, одиннадцать явлений воскресшего Господа. По числу этих явлений читаются еженедельные воскресные отрывки на всенощном бдении. Кроме того, Господь являлся Божией Матери, но об этом не говорится в Евангелиях. Он являлся и другим ученикам. В Евангелиях зафиксированы лишь самые кульминационные, запоминающиеся моменты Его явлений для нашего духовного назидания.

В первый день недели после Воскресения Спасителя апостолы были вместе, кроме Фомы. И явился Господь среди них и сказал: «мир вам» (Ин. 20;19). И апостолы были очень удивлены и обрадованы этим таинственным, радостным явлением Господа. И они рассказывали Фоме, который пришёл позже, о том, что видели Господа. А Фома ответил: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20;25). Он как бы говорил, почему я должен верить другим апостолам, которые разбежались во время крестной смерти Спасителя и далеко оставили Его. Почему он должен верить Петру, который трижды отрёкся от Христа? Он считал, что пока сам, опытным путём не получит доказательства истинности воскресения Христа, что это истинное, подлинное Тело, и что это действительно Христос воскресший, не поверит.

Дело в том, что Церковь называет это неверие Фомино «блаженным». Это только в светской литературе Фома неверующий — это такой термин нарицательный, оскорбительный даже. Здесь апостол Фома так сказал потому, что он настолько дорожил своей верой в Господа, настолько любил Его беззаветно и преданно, что боялся ошибиться, боялся признать кого-то другого за Христа воскресшего, боялся быть недостоверным, боялся полагаться на ошибочное чьё-то мнение. И поэтому, это неверие Фомино, которое было продиктовано его необыкновенной любовью и стремлением убедиться и уверовать, Господь не оставил без внимания. И снова спустя восемь дней явился Господь, когда двери были заперты, в сионской горнице, прошёл сквозь закрытые двери, стал посреди апостолов и сказал: «мир вам». И, обращаясь к Фоме, не будучи свидетелем его сомнений, но, как Бог зная это сомнение Фомы, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20;27). И когда Фома осязал эти раны гвоздиные на руках и на теле Христа, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20; 28). И затем Господь сказал: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29).

Мы с вами, дорогие братия и сестры, принадлежим к этой категории людей, которые не видели Господа воочию, не жили в начале I-го века в Святой Земле. Гораздо позже Господь призвал нас к этой жизни. Мы не видели Христа, но поверили в Него как в Бога, своего Спасителя и Мессию мира.

Это неверие Фомино — блаженное. Оно для нас с вами служит прекрасным ориентиром, чтобы мы с вами имели это желание убедиться в спасительности и истинности нашей веры. Господь словно поощряет исследование, изучение веры. Он словно говорит, что Православная вера — это не для каких-то бездумных, ведомых марионеток, но вера разумная, вера осознанная, вера, которая во многом открылась человеку, благодаря его пытливому уму и благодаря стремлению разобраться и изучить основы своей собственной веры. Только мы с вами должны прекрасно понимать, что в вопросах веры есть такие моменты вероучения, которые принимают-ся только сердцем — на веру принимаются, но не доказываются умом. Это догматы.

Ничего удивительного в этом нет. Много догматов, которые только по-другому называются, в других областях человеческого знания. Возьмём математику — там есть аксиомы, которые доказать невозможно, но которые ты должен принять. Без них ты ничего не сможешь дальше изучать. Догматы — это тоже аксиомы нашей веры, удивительные, непостижимые для человеческого ума: догмат о Святой Троице; догмат о двух природах во Христе; догмат о Приснодевстве Божией Матери; догмат о воскресении мёртвых; догмат о Втором пришествии Христа. Человек воспринимает их верой, которая опережает знание и украшает его, но в тех границах, в которых возможно Богопознание. Церковь и Господь приветствуют это стремление к изучению своей собственной веры. И дай Бог, чтобы эта вера в нашей жизни проявлялась как доверие Богу, доверие тому церковному учению, которое донесла до нас Святая Матерь-Церковь в веках.

Пусть это блаженное неверие Фомино для всех нас, дорогие братия и сестры, служит стимулом к изучению своей собственной веры. Потому что учение о воскресшем Христе — это ведь тоже догмат нашей Православной Церкви, который является вообще основанием нашей с вами веры. Мы знаем, что, например, опытное познание Бога, опытное исследование, объяснение чудес тоже имело место в Церкви. Может быть, многих из вас Господь сподобит прикоснуться к тайне Туринской Плащаницы, которая сейчас выставлена в Италии в городе Турине для всеобщего поклонения, которая содержит отпечатки Крови, отпечатки Тела Христа, когда Его сняли после распятия и обвили плащаницей трудами Иосифа Аримафейского и Никодима.

Плащаница — это пятое Евангелие. Плащаница изучалась учёными, которые пытались определить дату возникновения этой реликвии. И многие другие чудеса исследовались, и  пытались дать им научное обоснование. Например, те капли Крови и Тела Христова, которые сохраняются в одном итальянском городе Ланчано для всеобщего поклонения с  VII-го века. Это от чуда произошедшего, когда один католический священник не поверил в то, что он причащается подлинного Тела и Крови Спасителя, и на его глазах это Тело приняло вид обычной плоти человеческой. В научение и в наставление в вере потомков эти пять частичек Тела Христова были запаяны в стеклянную капсулу, и мы с вами с благоговением тоже поклонялись этим Святым Дарам. Католическая Церковь разрешила научное исследование этих Святых Даров. Была обнаружена группа крови Христа по этим Святым Дарам, которая совпала с группой крови, которую хранит Святая Плащаница Туринская. Эти шарики Тела Христова, напоённые кровью, представляют один удивительный феномен для нас: масса одного шарика равна массе всех пяти. Это с точки зрения физики абсурд, а с точки зрения веры это говорит о том, что в каждой частице — весь Христос. Не одна некая часть, а весь Христос, и в любом храме, где совершается таинство святой Евхаристии.

Эти удивительные моменты, которые иногда подтверждаются научными исследованиями, укрепляют нашу веру и придают ей разумность и обоснованность. И дай Бог, чтобы и в нашей жизни было стремление глубоко знать, любить и благоговеть перед своей верой, дарованной нам Господом по Его неизреченной любви. Аминь.

19 апреля 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Первое воскресенье после Пасхи Христовой называется в церковном языке особым словом «антипасха». «Анти» — это не значит что-то богоборческое, революционное, антипасхальное. Это, может быть, не совсем точный перевод греческого слова. Так вот, в переводе на русский язык это изречение, которое мы привыкли произносить как антипасха, переводится «вместо Пасхи» или «напротив Пасхи». То есть, смысл его состоит в том, что в этот день Церковь снова обращается к сугубой пасхальной радости. Это установлено в память древней, ещё иудейской традиции, когда, например, в ветхозаветный праздник Пасхи, праздник Кущей у ветхозаветных иудеев продолжался семь дней, а восьмой день был самой кульминацией праздника, самым максимальным торжеством. И светлая пасхальная седмица заканчивается воскресным днём тоже как некоей духовной кульминацией.

Кто разбирается в уставе богослужения, тот мог заметить, что богослужение во время вчерашнего всенощного бдения и сегодняшняя литургия очень похожи по своему строению на богослужение в день двунадесятых праздников, которые выше, чем просто воскресный день. И в эти дни богослужение совершается по особому уставу.

Дорогие братия и сестры. Это для нас с вами напоминание к нашей жизни и совести, чтобы пасхальная радость не прекращалась, не замирала и в нашей жизни, в наших сердцах, и устах. До праздника Вознесения Господня вместо начальной молитвы «Царю Небесный» исполняется и дома, и в храме троекратное «Христос воскресе». По воскресным дням будет совершаться крестный ход до праздника Вознесения Господня.

Слава Богу, что каждый из нас старался пасхальную седмицу провести в единении с Господом воскресшим. К сожалению, для многих из нас было так непривычно на светлой седмице быть дома, заниматься какими-то обычными делами. Мы привыкли с вами молиться в монастырях во время паломнических поездок и здесь, в России, и в иных местах. Тогда, когда человек в храме, конечно, радость подпитывается, входит в него, вливается, словно в сосуд. И снова, и снова человек возобновляет эту радость пасхальную в своём сердце. В этом смысл средоточия нашей веры.

Преподобный Серафим Саровский жил всегда Пасхой Христовой. И круглый год, когда люди приходили к нему, может быть, к удивлению для многих, он говорил: «Радость моя, Христос воскресе». Может, это Великий Пост был или другое время, но Христос-то воскрес. На этом догмате строится вера Православная. И дай Бог, чтобы в любые моменты нестроений, каких-то скорбей, неудач мы понимали, что это вещь второстепенная, что главное — это стимул и наш источник радости в воскресшем Спасителе. Если Он воскрес, то и мы воскреснем и не умрём окончательно, а наши тела, рассыпавшиеся в прах после смерти, Господь воссоздаст в том виде, в котором они уже не будут бояться смерти.

Сегодняшнее воскресенье также посвящено особой памяти святого апостола Фомы. Многие из вас, дорогие братия и сестры, были во время паломнической поездки в итальянском городе, если я не ошибаюсь, Ортона (область Абруццо), где в католическом костеле находятся мощи святого апостола Фомы. Мы с вами там были, прикладывались к его удивительной гробнице и рассуждали с вами о том, что в этом городке, где пребывают мощи апостола Фомы, который своими руками осязал язвы Христа воскресшего, наверное, не должно быть ни атеистов, ни агностиков. Все жители должны иметь несомненную и пламенную веру в Христа. Но, наверное, это вряд ли возможно. Католик, который нас сопровождал, вместо ответа на этот вопрос лишь недоуменно пожал плечами.

Дорогие братия и сестры, чем же примечателен апостол Фома, почему второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию его жизни и его удивительного поступка? Господь после воскресения Своего из мёртвых неоднократно являлся Своим ученикам и апостолам. Евангелия хранят, как минимум, одиннадцать явлений воскресшего Господа. По числу этих явлений читаются еженедельные воскресные отрывки на всенощном бдении. Кроме того, Господь являлся Божией Матери, но об этом не говорится в Евангелиях. Он являлся и другим ученикам. В Евангелиях зафиксированы лишь самые кульминационные, запоминающиеся моменты Его явлений для нашего духовного назидания.

В первый день недели после Воскресения Спасителя апостолы были вместе, кроме Фомы. И явился Господь среди них и сказал: «мир вам» (Ин. 20;19). И апостолы были очень удивлены и обрадованы этим таинственным, радостным явлением Господа. И они рассказывали Фоме, который пришёл позже, о том, что видели Господа. А Фома ответил: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20;25). Он как бы говорил, почему я должен верить другим апостолам, которые разбежались во время крестной смерти Спасителя и далеко оставили Его. Почему он должен верить Петру, который трижды отрёкся от Христа? Он считал, что пока сам, опытным путём не получит доказательства истинности воскресения Христа, что это истинное, подлинное Тело, и что это действительно Христос воскресший, не поверит.

Дело в том, что Церковь называет это неверие Фомино «блаженным». Это только в светской литературе Фома неверующий — это такой термин нарицательный, оскорбительный даже. Здесь апостол Фома так сказал потому, что он настолько дорожил своей верой в Господа, настолько любил Его беззаветно и преданно, что боялся ошибиться, боялся признать кого-то другого за Христа воскресшего, боялся быть недостоверным, боялся полагаться на ошибочное чьё-то мнение. И поэтому, это неверие Фомино, которое было продиктовано его необыкновенной любовью и стремлением убедиться и уверовать, Господь не оставил без внимания. И снова спустя восемь дней явился Господь, когда двери были заперты, в сионской горнице, прошёл сквозь закрытые двери, стал посреди апостолов и сказал: «мир вам». И, обращаясь к Фоме, не будучи свидетелем его сомнений, но, как Бог зная это сомнение Фомы, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20;27). И когда Фома осязал эти раны гвоздиные на руках и на теле Христа, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20; 28). И затем Господь сказал: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29).

Мы с вами, дорогие братия и сестры, принадлежим к этой категории людей, которые не видели Господа воочию, не жили в начале I-го века в Святой Земле. Гораздо позже Господь призвал нас к этой жизни. Мы не видели Христа, но поверили в Него как в Бога, своего Спасителя и Мессию мира.

Это неверие Фомино — блаженное. Оно для нас с вами служит прекрасным ориентиром, чтобы мы с вами имели это желание убедиться в спасительности и истинности нашей веры. Господь словно поощряет исследование, изучение веры. Он словно говорит, что Православная вера — это не для каких-то бездумных, ведомых марионеток, но вера разумная, вера осознанная, вера, которая во многом открылась человеку, благодаря его пытливому уму и благодаря стремлению разобраться и изучить основы своей собственной веры. Только мы с вами должны прекрасно понимать, что в вопросах веры есть такие моменты вероучения, которые принимают-ся только сердцем — на веру принимаются, но не доказываются умом. Это догматы.

Ничего удивительного в этом нет. Много догматов, которые только по-другому называются, в других областях человеческого знания. Возьмём математику — там есть аксиомы, которые доказать невозможно, но которые ты должен принять. Без них ты ничего не сможешь дальше изучать. Догматы — это тоже аксиомы нашей веры, удивительные, непостижимые для человеческого ума: догмат о Святой Троице; догмат о двух природах во Христе; догмат о Приснодевстве Божией Матери; догмат о воскресении мёртвых; догмат о Втором пришествии Христа. Человек воспринимает их верой, которая опережает знание и украшает его, но в тех границах, в которых возможно Богопознание. Церковь и Господь приветствуют это стремление к изучению своей собственной веры. И дай Бог, чтобы эта вера в нашей жизни проявлялась как доверие Богу, доверие тому церковному учению, которое донесла до нас Святая Матерь-Церковь в веках.

Пусть это блаженное неверие Фомино для всех нас, дорогие братия и сестры, служит стимулом к изучению своей собственной веры. Потому что учение о воскресшем Христе — это ведь тоже догмат нашей Православной Церкви, который является вообще основанием нашей с вами веры. Мы знаем, что, например, опытное познание Бога, опытное исследование, объяснение чудес тоже имело место в Церкви. Может быть, многих из вас Господь сподобит прикоснуться к тайне Туринской Плащаницы, которая сейчас выставлена в Италии в городе Турине для всеобщего поклонения, которая содержит отпечатки Крови, отпечатки Тела Христа, когда Его сняли после распятия и обвили плащаницей трудами Иосифа Аримафейского и Никодима.

Плащаница — это пятое Евангелие. Плащаница изучалась учёными, которые пытались определить дату возникновения этой реликвии. И многие другие чудеса исследовались, и  пытались дать им научное обоснование. Например, те капли Крови и Тела Христова, которые сохраняются в одном итальянском городе Ланчано для всеобщего поклонения с  VII-го века. Это от чуда произошедшего, когда один католический священник не поверил в то, что он причащается подлинного Тела и Крови Спасителя, и на его глазах это Тело приняло вид обычной плоти человеческой. В научение и в наставление в вере потомков эти пять частичек Тела Христова были запаяны в стеклянную капсулу, и мы с вами с благоговением тоже поклонялись этим Святым Дарам. Католическая Церковь разрешила научное исследование этих Святых Даров. Была обнаружена группа крови Христа по этим Святым Дарам, которая совпала с группой крови, которую хранит Святая Плащаница Туринская. Эти шарики Тела Христова, напоённые кровью, представляют один удивительный феномен для нас: масса одного шарика равна массе всех пяти. Это с точки зрения физики абсурд, а с точки зрения веры это говорит о том, что в каждой частице — весь Христос. Не одна некая часть, а весь Христос, и в любом храме, где совершается таинство святой Евхаристии.

Эти удивительные моменты, которые иногда подтверждаются научными исследованиями, укрепляют нашу веру и придают ей разумность и обоснованность. И дай Бог, чтобы и в нашей жизни было стремление глубоко знать, любить и благоговеть перед своей верой, дарованной нам Господом по Его неизреченной любви. Аминь.

Предыдущая проповедь

12 апреля 2015

Пасха
Следующая проповедь

31 мая 2015

День Святой Троицы
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00