Дорогие братия и сестры! И пасхальное песнопение, и крестный ход вокруг храма возобновляет в нашей памяти радость Пасхи Христовой, которая в преизобилии посетила каждого из нас, вошла в нашу жизнь на ночном пасхальном богослужении.
Сегодняшнее воскресенье посвящено воспоминанию удивительной встречи Господа нашего во время Его земной жизни с самарянкой. Это произошло следующим образом. Однажды Господь по пути в Галилею остановился со Своими учениками в окрестностях самарянского города Сихарь возле колодца, который был вырыт ещё при патриархе Иакова. Иисус Христос сел возле колодца отдохнуть, а ученики Его отправились в город, чтобы купить пищу. И приходит в это время из города женщина-самарянка за водой. Господь вступает с ней в беседу и просит у неё воды, чтобы напиться. Эта просьба, в общем-то, такая естественная и простейшая, вызвала недоумение у женщины: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Дело в том, что иудеи и самаряне были в непрекращающейся вражде, причём эта вражда была не на жизнь, а на смерть. Причина ненависти иудеев к самарянам заключалась в том, что самаряне, будучи выходцами из иудеев, смешались с язычниками в своих кровных семейных связях, и неоднократно в политической истории воевали против иудеев на стороне тех или иных захватчиков, поработителей. Кроме того, иудеи считали самарян предателями отеческих законов, потому что, сохранив нечто важное в вере – например, Пятикнижие Моисея, ожидание Мессии, признавая пророков, самаряне многое утратили и выбросили, как поступают типичные сектанты, из полноты знания о Боге. Они построили на горе Гаризим свой храм в противовес Иерусалимскому и там поклонялись Богу. Вот в такой вражде находились два этих народа.
Удивительным для самарянки было то, что Господь с ней заговорил. Почему? Да как с человеком заговорил. Дело в том, что в традиции тех лет и, в иудейской традиции в частности, вообще на востоке женщину и за человека-то никто не считал. Только христианство возвысило женщину и уравняло её в правах, в вере, в Церкви Христовой. Слова апостола Павла, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» произвели настоящую революцию в умах и в традициях тех лет. И поэтому ученики, когда вернулись из города, купив хлеб и какие-то ещё съестные припасы, увидев своего Учителя, беседовавшего с самарянкой, тоже пришли в недоумение и, наверное, тоже осуждали Господа, потому что это было немыслимо для устоев, для традиций того времени.
Дорогие братия и сестры! Господь, беседуя с этой женщиной, обратил её к вере в Себя как Мессию, Сына Божия, рассказав всю её жизнь, обличив её грехи, когда попросил привести мужа, а та сказала, что нет у неё мужа. Вот так многие женщины могут и сегодня прийти в недоумение, заполняя ту или иную анкету или придя на исповедь в храм. Они многие годы живут в блудном сожительстве, вроде бы и замужем, а вроде бы и нет. Эта грешная жизнь. Она, как видите, была характерна не только для XXI века.
Грехи этой женщины были особенно тяжкие. И то, что Господь, как сердцевед, знал и рассказал всю её жизнь, он тем самым обратил её к покаянию. Эта вера, которая зародилась в её душе с покаянным проявлением, побудила её к следующему поступку. Она побежала в свой город и рассказала всем, что она встретила Мессию. «Идите все и посмотрите, не этот ли, о Котором говорили пророки?»,- восклицала она. И весь город вышел встретить Господа. Христос пробыл там несколько дней. Как свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, все жители этого города уверовали в Него и были счастливы и блаженны от общения с Ним, с Господом, Учителем и Мессией.
Это обращение самарян ко Христу удивительно, оно беспримерно, оно символизировало вход язычников в Церковь Христову. Вы помните, как иудеи из города Гадары, когда Господь исцелил бесноватого, их согражданина, соплеменника, вышли также всем городом навстречу Иисусу. Только просили они об обратном — уйди из пределов их. Иудеи, которые обладали полнотой религиозной истины, изгоняют Христа. Такие примеры есть в Евангелии. А самаряне, которые утратили полноту веры в Бога истинного, оказались более способны к покаянию и к обращению к Господу и показали удивительный пример пламенной, сердечной, чистой веры. Во время беседы женщины-самарянки со Христом они касаются и некоторых богословских вопросов. Она спрашивает, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме, как учат иудеи, или на горе Гаризим, как поклоняется их народ – самаряне? И Господь отвечает, что настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Это поклонение Богу в духе и истине является некой квинтэссенцией пространного диалога Спасителя с самарянской женщиной.
Что же это такое за поклонение Богу в духе и истине? Дорогие братия и сестры, здесь под истиной понимается Сам Господь наш Иисус Христос. Есть множество мест из Священного Писания, где прямо говорится об этом. Опять же у евангелиста Иоанна Богослова: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». «Слово Твоё есть истина». Под Словом подразумевается Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, потому что так говорит о Боге опять же Иоанн Богослов, начиная своё Евангелие, которое мы слышали в пасхальную ночь: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово был Бог». И, конечно, используя такие богословские параллели, мы с вами напоминаем себе, что Евангелие, содержащее спасительное Его слово, является тоже божественной истиной, богооткровенной истиной для каждого из нас. Поклонение Богу в духе означает причастность человека к Святому Духу, потому что никто не может назвать Христа Сыном Божиим, как только тот, кому будет открыто Отцом и будет открыто Святым Духом. А Святой Дух, причастность к Которому возможна в Церкви Христовой, открывает нам с вами Истину и говорит о правильном поклонении Богу в духе истины.
Развивая эту мысль, мы должны отметить ещё вот какой момент. Сейчас современные люди тяготятся исполнением религиозной жизни. Может быть, около 70% людей не обременяют себя религиозной практикой и утверждают, что Бог у них в душе. Сектанты так же учат о некоем лжедуховном поклонении Богу, когда не нужны ни иконы, ни кресты, ни обряды, ни посты, ни молитвы — ничего не надо. Вот такое мистически ложное духовное поклонение — поклонение, которое отсутствует, которое невидимо ни для человека, ни для Бога. Человек так оправдывает свою лень и своё абсолютное бездействие по отношению к Богу, это просто прикрытие собственной лени и нежелания жить с Господом. При истинном и правильном поклонении Богу у нас должно быть в гармонии как внешнее поклонение, так и внутреннее. Без обрядов, без исполнения традиций человек никогда не достигнет духовной высоты и чистоты, потому что само собой это никогда не открывается, не является и не входит в человеческую жизнь. Дух Святой — это бесценный дар, но Он снисходит на подготовленную почву сердца человеческого, которое подготавливается постоянным служением Богу, исполняя церковную дисциплину и внешние обряды.
Но ошибка человека подчас состоит в том, что только в этом мы с вами видим религиозную жизнь. Очень часто, повсеместно можно столкнуться с такой приверженностью к обрядам. Например, это какие-то дни религиозных праздников, на ту же Пасху, когда люди не идут в храм, а освящают яйца и куличи и думают, что это и есть Пасха. Они считают, что этим сделали самое важное и великое. Когда их нет в храме, а они идут освящать вербу, например. Когда они не идут в храм, а идут на кладбище в праздник Святой Троицы. Когда, например, участвуют в погребении близкого или какого-то знакомого человека и боятся пропустить какие-то искусственно придуманные обряды, напоминая священнику: «Батюшка, надо посмотреть, ноги связаны или нет». Я говорю, и что если ноги связаны, так не возьмут в Царство Небесное. И всё равно, проверяют со всех сторон, сигареты положат в карман, если усопший курил; и в доме зеркала закрывают черной тканью, ещё всякую ахинею придумывают. Как будто это надо исполнить, и тогда душе усопшего будет непременно покой, потому что ритуал исполнили. Но это магия. На сеансах экстрасенсов, колдунов есть некая формула. Не назовешь её, бесы явятся в меньшем количестве.
Но в христианстве никогда не обращалось на это внимание. Обряды ценны, но не первостепенны. Они должны приводить человека к духовному совершенству. И в связи с этим мы видим правильность понимания слов, что истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. Потому что сектанты, в частности, иеговисты, пытаются исказить эту мысль, основываясь на этих словах, или других словах, например, архидиакона Стефана. Когда его побивали камнями, он говорил, что Бог не в рукотворённых храмах живёт, требуя служения рук человеческих. Мысль архидьякона Стефана была в том, что Бог больше храма, Его нельзя заключить только в одном храме, Он объемлет всю вселенную. Но это совершенно не значит, что Бог не нуждается в храмах, что их не надо строить, что люди не нуждаются в них — они совершенно лишние, необходимо строить только залы конгрессов, гостиницы и прочие здания.
Дорогие братия и сестры! Поклонение Богу в духе истины означает послушание Церкви Христовой, потому что она является сокровищницей истины и полноты возможного знания о Боге. Святитель Ириней Лионский говорил, что именно в Церковь, как в некое богатое хранилище сокровищ, Бог положил полноту истины, и только через Церковь человек обретает знание о Боге. Далее, в Священном Писании, опять же, у евангелиста Иоанна Богослова есть такие слова: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его».
Мы утверждаем, дорогие братия и сестры, что свободнее христиан никого нет на этом свете. Потому что правильное знание о Боге даёт настоящую свободу человеку. Какую свободу? Во-первых, свободу от греха. Христиане могут быть свободными, не быть рабами греху, преодолевая и борясь с ним в своей жизни. Во-вторых, свободны от всех предрассудков, которыми наполнен весь этот мир, чуждый Бога. Правильное богопредставление, знание о Боге, правильное учение о человеке, о мире, о предназначении и о смысле жизни человеческой даёт только вера Православная, поэтому Иоанн Богослов и говорит: «Познаете истину, и истина вас сделает свободными».
Так вот, дорогие братия и сестры, будем благодарны Богу, что Он приобщил нас к этой истине, к полноте веры Христовой и сделал нас свободными сынами Царства Небесного. Аминь.
2 июня 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! И пасхальное песнопение, и крестный ход вокруг храма возобновляет в нашей памяти радость Пасхи Христовой, которая в преизобилии посетила каждого из нас, вошла в нашу жизнь на ночном пасхальном богослужении.
Сегодняшнее воскресенье посвящено воспоминанию удивительной встречи Господа нашего во время Его земной жизни с самарянкой. Это произошло следующим образом. Однажды Господь по пути в Галилею остановился со Своими учениками в окрестностях самарянского города Сихарь возле колодца, который был вырыт ещё при патриархе Иакова. Иисус Христос сел возле колодца отдохнуть, а ученики Его отправились в город, чтобы купить пищу. И приходит в это время из города женщина-самарянка за водой. Господь вступает с ней в беседу и просит у неё воды, чтобы напиться. Эта просьба, в общем-то, такая естественная и простейшая, вызвала недоумение у женщины: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Дело в том, что иудеи и самаряне были в непрекращающейся вражде, причём эта вражда была не на жизнь, а на смерть. Причина ненависти иудеев к самарянам заключалась в том, что самаряне, будучи выходцами из иудеев, смешались с язычниками в своих кровных семейных связях, и неоднократно в политической истории воевали против иудеев на стороне тех или иных захватчиков, поработителей. Кроме того, иудеи считали самарян предателями отеческих законов, потому что, сохранив нечто важное в вере – например, Пятикнижие Моисея, ожидание Мессии, признавая пророков, самаряне многое утратили и выбросили, как поступают типичные сектанты, из полноты знания о Боге. Они построили на горе Гаризим свой храм в противовес Иерусалимскому и там поклонялись Богу. Вот в такой вражде находились два этих народа.
Удивительным для самарянки было то, что Господь с ней заговорил. Почему? Да как с человеком заговорил. Дело в том, что в традиции тех лет и, в иудейской традиции в частности, вообще на востоке женщину и за человека-то никто не считал. Только христианство возвысило женщину и уравняло её в правах, в вере, в Церкви Христовой. Слова апостола Павла, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» произвели настоящую революцию в умах и в традициях тех лет. И поэтому ученики, когда вернулись из города, купив хлеб и какие-то ещё съестные припасы, увидев своего Учителя, беседовавшего с самарянкой, тоже пришли в недоумение и, наверное, тоже осуждали Господа, потому что это было немыслимо для устоев, для традиций того времени.
Дорогие братия и сестры! Господь, беседуя с этой женщиной, обратил её к вере в Себя как Мессию, Сына Божия, рассказав всю её жизнь, обличив её грехи, когда попросил привести мужа, а та сказала, что нет у неё мужа. Вот так многие женщины могут и сегодня прийти в недоумение, заполняя ту или иную анкету или придя на исповедь в храм. Они многие годы живут в блудном сожительстве, вроде бы и замужем, а вроде бы и нет. Эта грешная жизнь. Она, как видите, была характерна не только для XXI века.
Грехи этой женщины были особенно тяжкие. И то, что Господь, как сердцевед, знал и рассказал всю её жизнь, он тем самым обратил её к покаянию. Эта вера, которая зародилась в её душе с покаянным проявлением, побудила её к следующему поступку. Она побежала в свой город и рассказала всем, что она встретила Мессию. «Идите все и посмотрите, не этот ли, о Котором говорили пророки?»,- восклицала она. И весь город вышел встретить Господа. Христос пробыл там несколько дней. Как свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, все жители этого города уверовали в Него и были счастливы и блаженны от общения с Ним, с Господом, Учителем и Мессией.
Это обращение самарян ко Христу удивительно, оно беспримерно, оно символизировало вход язычников в Церковь Христову. Вы помните, как иудеи из города Гадары, когда Господь исцелил бесноватого, их согражданина, соплеменника, вышли также всем городом навстречу Иисусу. Только просили они об обратном — уйди из пределов их. Иудеи, которые обладали полнотой религиозной истины, изгоняют Христа. Такие примеры есть в Евангелии. А самаряне, которые утратили полноту веры в Бога истинного, оказались более способны к покаянию и к обращению к Господу и показали удивительный пример пламенной, сердечной, чистой веры. Во время беседы женщины-самарянки со Христом они касаются и некоторых богословских вопросов. Она спрашивает, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме, как учат иудеи, или на горе Гаризим, как поклоняется их народ – самаряне? И Господь отвечает, что настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Это поклонение Богу в духе и истине является некой квинтэссенцией пространного диалога Спасителя с самарянской женщиной.
Что же это такое за поклонение Богу в духе и истине? Дорогие братия и сестры, здесь под истиной понимается Сам Господь наш Иисус Христос. Есть множество мест из Священного Писания, где прямо говорится об этом. Опять же у евангелиста Иоанна Богослова: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». «Слово Твоё есть истина». Под Словом подразумевается Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, потому что так говорит о Боге опять же Иоанн Богослов, начиная своё Евангелие, которое мы слышали в пасхальную ночь: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово был Бог». И, конечно, используя такие богословские параллели, мы с вами напоминаем себе, что Евангелие, содержащее спасительное Его слово, является тоже божественной истиной, богооткровенной истиной для каждого из нас. Поклонение Богу в духе означает причастность человека к Святому Духу, потому что никто не может назвать Христа Сыном Божиим, как только тот, кому будет открыто Отцом и будет открыто Святым Духом. А Святой Дух, причастность к Которому возможна в Церкви Христовой, открывает нам с вами Истину и говорит о правильном поклонении Богу в духе истины.
Развивая эту мысль, мы должны отметить ещё вот какой момент. Сейчас современные люди тяготятся исполнением религиозной жизни. Может быть, около 70% людей не обременяют себя религиозной практикой и утверждают, что Бог у них в душе. Сектанты так же учат о некоем лжедуховном поклонении Богу, когда не нужны ни иконы, ни кресты, ни обряды, ни посты, ни молитвы — ничего не надо. Вот такое мистически ложное духовное поклонение — поклонение, которое отсутствует, которое невидимо ни для человека, ни для Бога. Человек так оправдывает свою лень и своё абсолютное бездействие по отношению к Богу, это просто прикрытие собственной лени и нежелания жить с Господом. При истинном и правильном поклонении Богу у нас должно быть в гармонии как внешнее поклонение, так и внутреннее. Без обрядов, без исполнения традиций человек никогда не достигнет духовной высоты и чистоты, потому что само собой это никогда не открывается, не является и не входит в человеческую жизнь. Дух Святой — это бесценный дар, но Он снисходит на подготовленную почву сердца человеческого, которое подготавливается постоянным служением Богу, исполняя церковную дисциплину и внешние обряды.
Но ошибка человека подчас состоит в том, что только в этом мы с вами видим религиозную жизнь. Очень часто, повсеместно можно столкнуться с такой приверженностью к обрядам. Например, это какие-то дни религиозных праздников, на ту же Пасху, когда люди не идут в храм, а освящают яйца и куличи и думают, что это и есть Пасха. Они считают, что этим сделали самое важное и великое. Когда их нет в храме, а они идут освящать вербу, например. Когда они не идут в храм, а идут на кладбище в праздник Святой Троицы. Когда, например, участвуют в погребении близкого или какого-то знакомого человека и боятся пропустить какие-то искусственно придуманные обряды, напоминая священнику: «Батюшка, надо посмотреть, ноги связаны или нет». Я говорю, и что если ноги связаны, так не возьмут в Царство Небесное. И всё равно, проверяют со всех сторон, сигареты положат в карман, если усопший курил; и в доме зеркала закрывают черной тканью, ещё всякую ахинею придумывают. Как будто это надо исполнить, и тогда душе усопшего будет непременно покой, потому что ритуал исполнили. Но это магия. На сеансах экстрасенсов, колдунов есть некая формула. Не назовешь её, бесы явятся в меньшем количестве.
Но в христианстве никогда не обращалось на это внимание. Обряды ценны, но не первостепенны. Они должны приводить человека к духовному совершенству. И в связи с этим мы видим правильность понимания слов, что истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. Потому что сектанты, в частности, иеговисты, пытаются исказить эту мысль, основываясь на этих словах, или других словах, например, архидиакона Стефана. Когда его побивали камнями, он говорил, что Бог не в рукотворённых храмах живёт, требуя служения рук человеческих. Мысль архидьякона Стефана была в том, что Бог больше храма, Его нельзя заключить только в одном храме, Он объемлет всю вселенную. Но это совершенно не значит, что Бог не нуждается в храмах, что их не надо строить, что люди не нуждаются в них — они совершенно лишние, необходимо строить только залы конгрессов, гостиницы и прочие здания.
Дорогие братия и сестры! Поклонение Богу в духе истины означает послушание Церкви Христовой, потому что она является сокровищницей истины и полноты возможного знания о Боге. Святитель Ириней Лионский говорил, что именно в Церковь, как в некое богатое хранилище сокровищ, Бог положил полноту истины, и только через Церковь человек обретает знание о Боге. Далее, в Священном Писании, опять же, у евангелиста Иоанна Богослова есть такие слова: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его».
Мы утверждаем, дорогие братия и сестры, что свободнее христиан никого нет на этом свете. Потому что правильное знание о Боге даёт настоящую свободу человеку. Какую свободу? Во-первых, свободу от греха. Христиане могут быть свободными, не быть рабами греху, преодолевая и борясь с ним в своей жизни. Во-вторых, свободны от всех предрассудков, которыми наполнен весь этот мир, чуждый Бога. Правильное богопредставление, знание о Боге, правильное учение о человеке, о мире, о предназначении и о смысле жизни человеческой даёт только вера Православная, поэтому Иоанн Богослов и говорит: «Познаете истину, и истина вас сделает свободными».
Так вот, дорогие братия и сестры, будем благодарны Богу, что Он приобщил нас к этой истине, к полноте веры Христовой и сделал нас свободными сынами Царства Небесного. Аминь.
Предыдущая проповедь
2 мая 2013
Следующая проповедь
28 июля 2013
Все проповеди за 2013 год