Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Беседа Христа с богатым юношей

Дорогие братия и сестры! В сегодняшний воскресный день продолжается праздник в честь Божией Матери —  Успение Пресвятой Богородицы. Мы постоянно обращаемся к Ней через чудотворные иконы, через святую плащаницу, которая изображает Её окончившуюся земную жизнь и переселившуюся на Небо, с сыновней молитвой к своей Небесной Матери, чтобы Она покрыла нас всечестным покровом и не оставила в Своих сильных молитвах материнских перед Престолом Божиим.

Сегодня мы также с вами молились, чтобы Господь даровал Своё благословение и помощь в учении нашим детям, внукам, школьникам и студентам, потому что обучение их в школах или в вузах — это основное их жизненное послушание. И родители всё делают для того, чтобы дети их могли в хороших условиях и достойно это послушание проходить. Мы с вами служили молебен, он называется «перед началом учения отроков». Только когда этот молебен служится в храме, то на сердце есть некая ностальгия и сожаление о тех прекрасных ушедших временах XIX-го века, когда этот молебен служился не перед началом учебного года в светских безбожных школах, а когда детки поступали в церковно-приходские школы. И там есть слова, которые нам сейчас приходилось выбрасывать из этого молебна, слова о том, чтобы дети навыкли к преподаваемому им Закону Божиему и Божественным заповедям, преподаваемым в школе. Увы, это сейчас абсолютно несбыточная мечта. И дай Бог, чтобы этот вакуум, который образовался в нашей с вами жизни, восполнялся церковным воспитанием наших детей в наших семьях, домах и в храмах Божиих.

Сегодня, дорогие братия и сестры, память мучеников Флора и Лавра, очень известных святых мучеников, почитаемых особенно в сельской местности, где установлены очень много икон и часовен, которые посвящены в России именно этим святым. Но внимательно знакомясь с жизнеописанием этих святых, которые в нашем народе почитаются как покровители животных, читая жития этих мучеников, мы не находим ни малейшего упоминания о том, что они как-то особенно любили животных, их выращивали, о них заботились, исцеляли их от недугов, вообще нет ни одного упоминания. Например, покровителем животных является также в сельской местности Георгий Победоносец. Но, кроме того, что он на иконе изображается на коне, в его жизнеописании опять нет ни одного упоминания, что он занимался животноводством и любил разводить коней либо ещё каких-то представителей мелкого или крупного скота. Например, женщины все знают, что в особых недугах женских молятся Давиду Гареджийскому, грузинскому святому. И мы с приходом ездили туда, познакомились с его жизнеописанием, были на месте подвигов этого удивительного святого Грузинской Церкви. В его жизнеописании опять-таки нет никакого упоминания о том, чтобы он как-то целил недуги людские, особенно женские.

В его жизни был интересный момент, когда его обвинили в прелюбодеянии. Одна женщина из города Тбилиси заявила, что имеет ребёнка во чреве от него. Монаха изгнали из храма с побоями, с поруганием.

Преподобного Давида потребовали на суд. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу. Дотронувшись посохом до её чрева, он спросил зачатого ребенка: «Я ли отец твой?»
Из утробы обольщённой девицы послышался голос: «Не ты», — и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: «Да родишь ты камень!» Она почувствовала страшные боли и, действительно, родила камень.

Поэтому Давиду Гареджийскому, скорее всего, нужно молиться о наказании греха прелюбодеяния. Когда наши дети, неокрепшие девушки, с тринадцати-четырнадцати лет начинают жить взрослой жизнью, молиться надо Давиду Гареджийскому, чтобы он вразумил их, мозги на место вставил, и чтобы прежнее послушание родителям возобновилось в их жизни.

Из этих простейших примеров мы с вами видим такое выборочное прославление святых, которые пропагандируют светские издательства и средства массовой информации, издавая многие страшные, кощунственные календари с перечнем святых, кому и когда молиться. Это абсолютная чушь. Святым любым молиться можно, всегда и от всех недугов, и от всех скорбей. И молиться усердно тем, которые почитаются в нашей стране, в нашем крае, с которыми установилась у человека особенно реальная ответная связь, обращаясь к которым, мы с вами неоднократно убеждались в том, что сильна их молитва за нас перед Престолом Божиим. А вот это выборочное прославление, прибегание к святым как в системе здравоохранения: эта таблетка от головы, а вот эта от давления, а третья от сердца. А если половинку отломить, то ещё от чего-нибудь получится и так далее. А чтобы у нас было совершенно правильное поклонение и почитание святых угодников Божиих, наша с вами вера должна быть разумной.

Сегодняшнее Евангелие от Марка, дорогие братия и сестры, рассказывает об интересном моменте встречи Христа с богатым юношей, который очень искал спасения души своей. И этот вопрос настолько занимал его, что он подошёл ко Христу, поклонился перед Ним и спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19;16).

Дорогие братия и сестры, как нам не хватает подобного вопрошания. Мы даже не задумываемся иногда, что это цель  нашей жизни. И даже хождение в храм — это лишь средство, а не само спасение; это инструмент спасения. Замечательно было бы, если наши дети, окрепшие к старшим классам школы, были заняты этим глубоким религиозным вопросом: как жить, чтобы спасти  душу, наследовать жизнь вечную. Не так жить, как все сейчас — повально в блуде, в гражданском браке, когда целомудрие прекратило своё существование на земле, и добродетель эта взята в архивы на Небо или в «красную книгу», куда-то в такое недосягаемое место, совершенно недоступное, излишнее для современной жизни и молодежи, к сожалению, особенно.

А этот евангельский юноша подаёт нам прекрасный пример жизни, устремлённой к Богу. Когда Господь услышал этот вопрос, Он ответил очень просто: «Соблюди заповеди».

Дорогие братия и сестры. Чтобы соблюсти заповеди, мы должны их как минимум знать. Для христианина обязательны для исполнения десять ветхозаветных заповедей, которые Господь дал Сам через Моисея. Они стали достоянием  всего человечества. Эти ветхозаветные заповеди вошли в гражданские кодексы всех европейских цивилизованных стран и являются основой общечеловеческих нравственных ценностей. И даже когда эти христианские ценности боялись так назвать, то, вырвав многое из контекста, не упоминая Священного Писания, называли завуалированно: например, «моральный кодекс каких-то строителей»… Там на семьдесят процентов чистый плагиат, взятый из Евангелия. Вот какие это Заповеди Божии.

Если бы сейчас вы оказались на молебне в духовной семинарии или академии, и там бы вас экзаменовали: не ответил заповеди Божии, в семинарии учиться не будешь, в регентскую школу не возьмут, в иконописную. Да и вообще не посчитают, так сказать, христианином.

Из заповедей Божиих четыре передают наше благоговейнейшее отношение к Богу, чтобы мы Его только знали и Ему поклонялись, не творили себе кумиров для подражания. Например, вчера вечером кто-то выступал на Юбилейной площади у нас, которая, как мне сказали, была забита до отказа. Сегодня трактора и погрузчики убирают «остатки культурного досуга» после отдыха жителей нашего города. Кумиров творят, миллионы отстёгивают, понимаете. Считают, что нравственная жизнь улучшается, жизнь легче станет. Лучше бы народу добавили льгот да принимали бы без очереди, да пенсионная реформа бы шла, как полагается. А потом ещё фейерверки, салюты, которые народ наш называет действительно «деньги на ветер».

Дорогие братия и сестры. Мы должны иметь благоговейнейшее отношение к имени Божиему, чтобы не произносить в пустых разговорах, в сплетнях для красного словца, не творить кумиров и, наконец, почитать воскресный день — он для христиан обязательный. Почитание воскресного дня должно начинаться с посещения храма Божьего, потому что нигде в мире, кроме как в храме, реально не встретишься с Богом  и не войдёшь в общение с Ним.

Следующие шесть заповедей регламентируют взаимное отношение между людьми, и начинаются они с благоговейного отношения и почитания родителей своих, живых или мёртвых. Кто из нас в исполнении этой заповеди настолько преуспел, что может похвалиться, как этот юноша евангельский: «всё это я сотворил от юности моей. Чего ещё мне не хватает?» Кто может сказать, что отца или мать он почитает так, как должно быть — с любовью, с почтением, с безукоризненным послушанием? Беспокоится, как живут родители, не заболели ли? Не грустят ли в разлуке? А если уже умерли, то насколько усердна наша молитва об упокоении их в вечных обителях? Если нет нас в воскресный день на службе, значит, нет и сильной, церковной молитвы о родителях. Значит, они там преданы, так сказать, на усмотрение Божие без всякого нашего сыновнего участия.

Наконец, заповедь, запрещающая убийства или делом, или словом. По отношению к ближнему убить словом можно быстрее и более жестоким образом, чем реальное убийство. Заповедь, которую мы уже вскользь упоминали — седьмая заповедь, самая нереальная для исполнения в современном мире, запрещающая незаконные, прелюбодейные связи. Далее —  заповедь, запрещающая воровство. Зависть к имуществу, к благосостоянию другого человека. Эти ветхозаветные заповеди обязательны для исполнения каждым из нас.

Мы с вами этих заповедей не соблюдаем даже в их буквальном понимании. Не в свете Нового Завета, а в буквальном понимании, как их понимали иудеи до Христа. Мы с вами и до этой планки не дотягиваем. Новый Завет, данный Христом, Его учение, наследниками которого мы с вами являемся, говорит о другой нравственной высоте. Эти заповеди содержат призыв к добродетелям, к заповедям блаженства. Они дают нам образец этой христианской жизни, чтобы было присуще нам и смирение, и кротость. Чтобы стремились мы к тому, чтобы правда Божия установилась в нашей жизни. Чтобы мы были милостивы и милосердны к людям. Чтобы терпели поношения, когда гонят нас за имя Христово, за правду.

Эти заповеди, как нравственное учение Христа, содержатся в евангельской Нагорной проповеди. Какие же это заповеди? Да очень вроде бы они простые, всем известные. Например, любите врагов ваших; если тебя ударят в правую щеку, обрати к нему и другую; не судите, да не судимы будете. А в отношении седьмой заповеди Христос говорит, что даже если кто посмотрит с вожделением на лицо другого пола, уже грех прелюбодейства зафиксирован в его жизни и в его сердце.

Господь говорит нам сегодня: соблюдайте эти заповеди. Ничего нового не предписывается и в ХХI веке. Ничего не отменяется и в этих заповедях, которые содержатся в Священном Писании. Понимая своё глубокое недостоинство перед Богом, и понимая, что не можем мы оправдаться перед Ним, будучи повинны в нарушении закона Божия и заповедей Евангелия, мы вслед за апостолами можем воскликнуть: «Господи, а кто же может спастись?» (Мф. 19; 25). И Господь отвечает: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19; 26).

Рассматривая это евангельское слово, дорогие братия и сестры, мы с вами должны прекрасно понимать, что какими бы ни были мы хорошими, особенно в своих глазах, как бы ни стремились мы исполнять заповеди Божии, и даже если бы так же могли дерзновенно сказать, как это юноша, что мы всё сохранили, чего ещё нам надо, то мы понимали бы, что своими усилиями мы не можем спастись, мы не можем заработать себе спасение, потому что спасение -это не плата за прекрасно выполненную работу и хорошо прожитую жизнь со Христом. Спасение возможно только по милосердию Божию. Но это милосердие Божие и Его бесконечная к нам любовь опирается на желание этого спасения, на богоугодные труды каждого из нас. Всё очень просто и понятно, аналогию можно найти не только в деле спасения, но и вообще в окружающей нас жизни. Если мы хотим, например, чтобы земля на садовом участке что-нибудь произрастила для нас ценное, эту земелечку надо сначала подготовить, прорыхлить, сорнячки выбрать, да полить перед посадочкой. И многое другое сделать. А самые такие скрупулёзные   садоводы ещё и на луну посмотрят, в какую фазу посадить.

Как видите, даже такие простые, реальные вещи и то требуют подготовительного труда человека. Что же тогда можно сказать о спасении, которое Бог готов даровать всем без всякого исключения? Апостол Павел так и говорит в послании к Тимофею, что Бог хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2; 4). Но этого спасения надо хотеть. И наше желание этого спасения и проявляется в нашем небезразличии к Богу, в нашем стремлении исполнить заповеди Божии, в нашем стремлении быть послушными чадами Церкви и жить по её предписаниям, сохраняя традиции, предания и обряды святой чадолюбивой матери нашей Церкви, любящей нас безмерно. Вне Церкви спасения нет. Эти слова можно перефразировать,  и, не погрешив против истины, сказать, что без храма нет спасения. Церковь и храм здесь можно употребить как синонимы. Для тех, кто не живёт храмовой церковной жизнью, не причащается Святых Христовых Тайн, спасение невозможно. Во время Всемирного потопа сохранили жизнь свою только восемь человек семейства Ноя. Они спаслись благодаря тому, что были в ковчеге, который Ной строил многие десятки лет. Кто был вне ковчега, как бы ни цеплялись за вершины деревьев, скал и вершин гор, все погибли: и животные, и люди. Прообраз Ноева ковчега — прекрасный пример, который олицетворяет Церковь Божию, вне которой спасение невозможно.

Дай Бог, чтобы, взирая на это вопрошание богатого юноши, пришедшего ко Христу, чтобы и в нас, в нашей жизни было стремление ко Христу, желание Его спасения, которое Он дарует нам по Своей неизреченной любви к нам, грешным. Аминь.

31 августа 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В сегодняшний воскресный день продолжается праздник в честь Божией Матери —  Успение Пресвятой Богородицы. Мы постоянно обращаемся к Ней через чудотворные иконы, через святую плащаницу, которая изображает Её окончившуюся земную жизнь и переселившуюся на Небо, с сыновней молитвой к своей Небесной Матери, чтобы Она покрыла нас всечестным покровом и не оставила в Своих сильных молитвах материнских перед Престолом Божиим.

Сегодня мы также с вами молились, чтобы Господь даровал Своё благословение и помощь в учении нашим детям, внукам, школьникам и студентам, потому что обучение их в школах или в вузах — это основное их жизненное послушание. И родители всё делают для того, чтобы дети их могли в хороших условиях и достойно это послушание проходить. Мы с вами служили молебен, он называется «перед началом учения отроков». Только когда этот молебен служится в храме, то на сердце есть некая ностальгия и сожаление о тех прекрасных ушедших временах XIX-го века, когда этот молебен служился не перед началом учебного года в светских безбожных школах, а когда детки поступали в церковно-приходские школы. И там есть слова, которые нам сейчас приходилось выбрасывать из этого молебна, слова о том, чтобы дети навыкли к преподаваемому им Закону Божиему и Божественным заповедям, преподаваемым в школе. Увы, это сейчас абсолютно несбыточная мечта. И дай Бог, чтобы этот вакуум, который образовался в нашей с вами жизни, восполнялся церковным воспитанием наших детей в наших семьях, домах и в храмах Божиих.

Сегодня, дорогие братия и сестры, память мучеников Флора и Лавра, очень известных святых мучеников, почитаемых особенно в сельской местности, где установлены очень много икон и часовен, которые посвящены в России именно этим святым. Но внимательно знакомясь с жизнеописанием этих святых, которые в нашем народе почитаются как покровители животных, читая жития этих мучеников, мы не находим ни малейшего упоминания о том, что они как-то особенно любили животных, их выращивали, о них заботились, исцеляли их от недугов, вообще нет ни одного упоминания. Например, покровителем животных является также в сельской местности Георгий Победоносец. Но, кроме того, что он на иконе изображается на коне, в его жизнеописании опять нет ни одного упоминания, что он занимался животноводством и любил разводить коней либо ещё каких-то представителей мелкого или крупного скота. Например, женщины все знают, что в особых недугах женских молятся Давиду Гареджийскому, грузинскому святому. И мы с приходом ездили туда, познакомились с его жизнеописанием, были на месте подвигов этого удивительного святого Грузинской Церкви. В его жизнеописании опять-таки нет никакого упоминания о том, чтобы он как-то целил недуги людские, особенно женские.

В его жизни был интересный момент, когда его обвинили в прелюбодеянии. Одна женщина из города Тбилиси заявила, что имеет ребёнка во чреве от него. Монаха изгнали из храма с побоями, с поруганием.

Преподобного Давида потребовали на суд. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу. Дотронувшись посохом до её чрева, он спросил зачатого ребенка: «Я ли отец твой?»
Из утробы обольщённой девицы послышался голос: «Не ты», — и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: «Да родишь ты камень!» Она почувствовала страшные боли и, действительно, родила камень.

Поэтому Давиду Гареджийскому, скорее всего, нужно молиться о наказании греха прелюбодеяния. Когда наши дети, неокрепшие девушки, с тринадцати-четырнадцати лет начинают жить взрослой жизнью, молиться надо Давиду Гареджийскому, чтобы он вразумил их, мозги на место вставил, и чтобы прежнее послушание родителям возобновилось в их жизни.

Из этих простейших примеров мы с вами видим такое выборочное прославление святых, которые пропагандируют светские издательства и средства массовой информации, издавая многие страшные, кощунственные календари с перечнем святых, кому и когда молиться. Это абсолютная чушь. Святым любым молиться можно, всегда и от всех недугов, и от всех скорбей. И молиться усердно тем, которые почитаются в нашей стране, в нашем крае, с которыми установилась у человека особенно реальная ответная связь, обращаясь к которым, мы с вами неоднократно убеждались в том, что сильна их молитва за нас перед Престолом Божиим. А вот это выборочное прославление, прибегание к святым как в системе здравоохранения: эта таблетка от головы, а вот эта от давления, а третья от сердца. А если половинку отломить, то ещё от чего-нибудь получится и так далее. А чтобы у нас было совершенно правильное поклонение и почитание святых угодников Божиих, наша с вами вера должна быть разумной.

Сегодняшнее Евангелие от Марка, дорогие братия и сестры, рассказывает об интересном моменте встречи Христа с богатым юношей, который очень искал спасения души своей. И этот вопрос настолько занимал его, что он подошёл ко Христу, поклонился перед Ним и спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19;16).

Дорогие братия и сестры, как нам не хватает подобного вопрошания. Мы даже не задумываемся иногда, что это цель  нашей жизни. И даже хождение в храм — это лишь средство, а не само спасение; это инструмент спасения. Замечательно было бы, если наши дети, окрепшие к старшим классам школы, были заняты этим глубоким религиозным вопросом: как жить, чтобы спасти  душу, наследовать жизнь вечную. Не так жить, как все сейчас — повально в блуде, в гражданском браке, когда целомудрие прекратило своё существование на земле, и добродетель эта взята в архивы на Небо или в «красную книгу», куда-то в такое недосягаемое место, совершенно недоступное, излишнее для современной жизни и молодежи, к сожалению, особенно.

А этот евангельский юноша подаёт нам прекрасный пример жизни, устремлённой к Богу. Когда Господь услышал этот вопрос, Он ответил очень просто: «Соблюди заповеди».

Дорогие братия и сестры. Чтобы соблюсти заповеди, мы должны их как минимум знать. Для христианина обязательны для исполнения десять ветхозаветных заповедей, которые Господь дал Сам через Моисея. Они стали достоянием  всего человечества. Эти ветхозаветные заповеди вошли в гражданские кодексы всех европейских цивилизованных стран и являются основой общечеловеческих нравственных ценностей. И даже когда эти христианские ценности боялись так назвать, то, вырвав многое из контекста, не упоминая Священного Писания, называли завуалированно: например, «моральный кодекс каких-то строителей»… Там на семьдесят процентов чистый плагиат, взятый из Евангелия. Вот какие это Заповеди Божии.

Если бы сейчас вы оказались на молебне в духовной семинарии или академии, и там бы вас экзаменовали: не ответил заповеди Божии, в семинарии учиться не будешь, в регентскую школу не возьмут, в иконописную. Да и вообще не посчитают, так сказать, христианином.

Из заповедей Божиих четыре передают наше благоговейнейшее отношение к Богу, чтобы мы Его только знали и Ему поклонялись, не творили себе кумиров для подражания. Например, вчера вечером кто-то выступал на Юбилейной площади у нас, которая, как мне сказали, была забита до отказа. Сегодня трактора и погрузчики убирают «остатки культурного досуга» после отдыха жителей нашего города. Кумиров творят, миллионы отстёгивают, понимаете. Считают, что нравственная жизнь улучшается, жизнь легче станет. Лучше бы народу добавили льгот да принимали бы без очереди, да пенсионная реформа бы шла, как полагается. А потом ещё фейерверки, салюты, которые народ наш называет действительно «деньги на ветер».

Дорогие братия и сестры. Мы должны иметь благоговейнейшее отношение к имени Божиему, чтобы не произносить в пустых разговорах, в сплетнях для красного словца, не творить кумиров и, наконец, почитать воскресный день — он для христиан обязательный. Почитание воскресного дня должно начинаться с посещения храма Божьего, потому что нигде в мире, кроме как в храме, реально не встретишься с Богом  и не войдёшь в общение с Ним.

Следующие шесть заповедей регламентируют взаимное отношение между людьми, и начинаются они с благоговейного отношения и почитания родителей своих, живых или мёртвых. Кто из нас в исполнении этой заповеди настолько преуспел, что может похвалиться, как этот юноша евангельский: «всё это я сотворил от юности моей. Чего ещё мне не хватает?» Кто может сказать, что отца или мать он почитает так, как должно быть — с любовью, с почтением, с безукоризненным послушанием? Беспокоится, как живут родители, не заболели ли? Не грустят ли в разлуке? А если уже умерли, то насколько усердна наша молитва об упокоении их в вечных обителях? Если нет нас в воскресный день на службе, значит, нет и сильной, церковной молитвы о родителях. Значит, они там преданы, так сказать, на усмотрение Божие без всякого нашего сыновнего участия.

Наконец, заповедь, запрещающая убийства или делом, или словом. По отношению к ближнему убить словом можно быстрее и более жестоким образом, чем реальное убийство. Заповедь, которую мы уже вскользь упоминали — седьмая заповедь, самая нереальная для исполнения в современном мире, запрещающая незаконные, прелюбодейные связи. Далее —  заповедь, запрещающая воровство. Зависть к имуществу, к благосостоянию другого человека. Эти ветхозаветные заповеди обязательны для исполнения каждым из нас.

Мы с вами этих заповедей не соблюдаем даже в их буквальном понимании. Не в свете Нового Завета, а в буквальном понимании, как их понимали иудеи до Христа. Мы с вами и до этой планки не дотягиваем. Новый Завет, данный Христом, Его учение, наследниками которого мы с вами являемся, говорит о другой нравственной высоте. Эти заповеди содержат призыв к добродетелям, к заповедям блаженства. Они дают нам образец этой христианской жизни, чтобы было присуще нам и смирение, и кротость. Чтобы стремились мы к тому, чтобы правда Божия установилась в нашей жизни. Чтобы мы были милостивы и милосердны к людям. Чтобы терпели поношения, когда гонят нас за имя Христово, за правду.

Эти заповеди, как нравственное учение Христа, содержатся в евангельской Нагорной проповеди. Какие же это заповеди? Да очень вроде бы они простые, всем известные. Например, любите врагов ваших; если тебя ударят в правую щеку, обрати к нему и другую; не судите, да не судимы будете. А в отношении седьмой заповеди Христос говорит, что даже если кто посмотрит с вожделением на лицо другого пола, уже грех прелюбодейства зафиксирован в его жизни и в его сердце.

Господь говорит нам сегодня: соблюдайте эти заповеди. Ничего нового не предписывается и в ХХI веке. Ничего не отменяется и в этих заповедях, которые содержатся в Священном Писании. Понимая своё глубокое недостоинство перед Богом, и понимая, что не можем мы оправдаться перед Ним, будучи повинны в нарушении закона Божия и заповедей Евангелия, мы вслед за апостолами можем воскликнуть: «Господи, а кто же может спастись?» (Мф. 19; 25). И Господь отвечает: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19; 26).

Рассматривая это евангельское слово, дорогие братия и сестры, мы с вами должны прекрасно понимать, что какими бы ни были мы хорошими, особенно в своих глазах, как бы ни стремились мы исполнять заповеди Божии, и даже если бы так же могли дерзновенно сказать, как это юноша, что мы всё сохранили, чего ещё нам надо, то мы понимали бы, что своими усилиями мы не можем спастись, мы не можем заработать себе спасение, потому что спасение -это не плата за прекрасно выполненную работу и хорошо прожитую жизнь со Христом. Спасение возможно только по милосердию Божию. Но это милосердие Божие и Его бесконечная к нам любовь опирается на желание этого спасения, на богоугодные труды каждого из нас. Всё очень просто и понятно, аналогию можно найти не только в деле спасения, но и вообще в окружающей нас жизни. Если мы хотим, например, чтобы земля на садовом участке что-нибудь произрастила для нас ценное, эту земелечку надо сначала подготовить, прорыхлить, сорнячки выбрать, да полить перед посадочкой. И многое другое сделать. А самые такие скрупулёзные   садоводы ещё и на луну посмотрят, в какую фазу посадить.

Как видите, даже такие простые, реальные вещи и то требуют подготовительного труда человека. Что же тогда можно сказать о спасении, которое Бог готов даровать всем без всякого исключения? Апостол Павел так и говорит в послании к Тимофею, что Бог хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2; 4). Но этого спасения надо хотеть. И наше желание этого спасения и проявляется в нашем небезразличии к Богу, в нашем стремлении исполнить заповеди Божии, в нашем стремлении быть послушными чадами Церкви и жить по её предписаниям, сохраняя традиции, предания и обряды святой чадолюбивой матери нашей Церкви, любящей нас безмерно. Вне Церкви спасения нет. Эти слова можно перефразировать,  и, не погрешив против истины, сказать, что без храма нет спасения. Церковь и храм здесь можно употребить как синонимы. Для тех, кто не живёт храмовой церковной жизнью, не причащается Святых Христовых Тайн, спасение невозможно. Во время Всемирного потопа сохранили жизнь свою только восемь человек семейства Ноя. Они спаслись благодаря тому, что были в ковчеге, который Ной строил многие десятки лет. Кто был вне ковчега, как бы ни цеплялись за вершины деревьев, скал и вершин гор, все погибли: и животные, и люди. Прообраз Ноева ковчега — прекрасный пример, который олицетворяет Церковь Божию, вне которой спасение невозможно.

Дай Бог, чтобы, взирая на это вопрошание богатого юноши, пришедшего ко Христу, чтобы и в нас, в нашей жизни было стремление ко Христу, желание Его спасения, которое Он дарует нам по Своей неизреченной любви к нам, грешным. Аминь.

Предыдущая проповедь

31 августа 2014

Беседа Христа с богатым юношей
Следующая проповедь

7 сентября 2014

Притча о злых виноградарях
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00