Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Беседа с богатым юношей о жизни вечной

Дорогие братия и сестры! Сегодня в воскресный день читалось необыкновенное Евангелие, которое обращено к сердцу каждого человека. Евангелие читается в жизни христианина и за богослужением, как Священная Книга воспоминаний деяний Христовых и Его жизни. Оно читается с целью назидания, наставления для нас с вами, потому что Евангелие —  Книга Вечная, и если эти слова не находят отзвука в сегодняшней жизни каждого из нас, то оно впустую касается нашего сердца.

Сегодня в Евангелии говорилось о том, что однажды ко Христу подошёл богатый юноша с очень глубоким вопросом и спросил: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Не касаясь каких-то деталей этого повествования Евангелия, мы слышим ответ Христа, которым Он напоминает основные ветхозаветные заповеди: не убий, не  прелюбы сотвори, чти отца и матерь свою и возлюби ближнего своего, как самого себя. На что юноша сказал, что это он всё сохранил от юности своей. С детских лет он был воспитан, научен этим заповедям Божиим, они сроднились с его сердцем, и он естественно, легко и с радостью исполнял эти заповеди.

Нам с вами сразу же следует соотнести это с нашей жизнью. А мы с вами, дорогие братия и сестры, подобны ли этому евангельскому юноше, который с такой лёгкостью, с чистым сердцем сказал, что он всё исполнил? Это было действительно так, потому что в другом Евангелии, которое говорит об этом же событии, например, у евангелиста Марка, есть очень интересная деталь: передаётся, что Господь посмотрел на него и полюбил. Это пояснение означает, что юноша не лгал, он действительно свято исполнял эти заповеди. Ветхозаветные заповеди были даны огрубевшему народу израильскому, народу дикому, который жил скотоводством и кочевал с места на место в поисках Земли Обетованной. Со всех сторон он был окружён еще более дикими племенами, язычниками, идолопоклонниками. Эти заповеди были даны ветхозаветному народу посильные, совершенно реальные. Большего с них требовать было невозможно.

Напоминая себе, применяя к себе эти заповеди, которые через Моисея открыл Бог, мы видим, что мы их с вами не исполняем, не дотягиваем до их уровня в своей жизни. Какую бы мы ни взяли из десяти заповедей, мы чувствуем себя прямо виновными в нарушении, в несоблюдении её. «Чти отца своего и мать твою» — сколько раз мы раздражали и омрачали своих родителей невниманием, грубым словом или раздражением. Или взять седьмую заповедь: «не прелюбы сотвори», или «не завидуй» — наверное, эта заповедь, наряду с седьмой, сейчас очень актуальна для людей, потому что в наше время народ стал страшно завистливым и злобным до неимоверных пределов. Может быть, аналогичная ситуация была в России только перед революцией, и все мы хорошо помним, к чему это привело.

И вот, этот юноша говорит, что он всё это исполнил в жизни, но чувствовал в своём сердце, что этого недостаточно, что эти заповеди не приближают его к Богу и не дают спокойного состояния сердца и укоренённости в Боге. Он чувствовал, что этого недостаточно, что надо что-то ещё сделать. Это чувство недостаточности своих трудов — доброе чувство. Дай Бог, чтобы оно было свойственно каждому из нас. Иногда это чувство присуще и нашей жизни, когда мы понимаем, что делаем очень мало, чтобы быть достойными христианами. Из дел нашего благочестия христианской жизни можно вспомнить и регулярное хождение в храм, и соблюдение постов, и утренние и вечерние молитвы и еще что-то. А сердце и совесть подсказывают, что мало этого, не только из этого состоит духовная жизнь. Есть более глубинные вещи, которые зовут человека к постоянному общению с Богом каждую минуту его жизни.

Господь ответил этому юноше: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение своё и раздай нищим, будешь иметь сокровище на небесах. Тогда приходи и следуй за Мной». Возможно, эти слова понравятся тем, кто восстаёт против имущества, против частной собственности – революционерам, коммунистам, ещё кому-то, они могут увидеть какие-то параллели в Евангелии своим взглядам, но в данном случае речь совершенно не об этом. Это  частный пример, который относился к тому конкретному юноше; ни в Библии, ни в Евангелии нет такой заповеди вообще, что надо продавать своё имение, а деньги раздавать нищим. Абсолютно нет даже и мысли такой. Дело в том, что этот юноша, обладая большим богатством, которое, наверняка, досталось ему от родителей, потому что он был ещё очень молодым человеком, прилепился к этому богатству всем своим сердцем. Когда Господь, как тайнозритель судеб человеческих, указал на эту страсть юноши, что её надо перебороть, её надо преодолеть и тогда он будет более совершенным человеком, следует сразу отметить, что одного исполнения этого совета недостаточно. Господь сказал: «Иди, продай имение твоё и тогда следуй за Мною». Смысл стремления к совершенству – в следовании за Христом, а не в продаже имения. Имение было лишь препятствием на пути следования за Христом.

Таким образом, дорогие братия и сестры, сегодняшнее Евангелие направлено не против богатства, а против житейской суеты. А житейская суета — это такие сети, которые расставлены по всему миру, и с каждым годом они всё прочнее и прочнее захватывают каждого человека. Антоний Великий однажды во время молитвы увидел весь мир, опутанный сетями дьявола. Эти сети дьявола являются стопроцентным отражением житейской суеты, которой дьявол окутывает каждого человека. Если мы мысленно вспомним свои мечты, планы, все свои дела в жизни через призму житейской суеты, то придём в ужас от содержания наших постоянных забот и планов. У нас с вами этапы жизни продолжаются или измеряются от покупки до покупки. Всё на свете надо человеку: компьютер, дачу, машину, квартиру, дом, землю, участок, огород, косметику, одежду и все другие причуды, которые надо и не надо человеку. Знаете, однажды Сократ гулял по рынку и сказал такие слова: «О, как без многих вещей может жить человек». А если бы Сократ погулял по нашим гипермаркетам, то он бы пришёл в ужас от такого изобилия часто совершенно ненужных вещей, без которых любой человек может прожить. А ведь дьявол не дремлет, это он провоцирует всасывание людей в болото житейской суеты. Реклама, мода, за которыми стоят профессионалы своего дела, провоцируют приобретение всех этих ненужных вещей и услуг. Если возьмём моду (это, наверное, больше женщин касается), она рекомендует  в этом сезоне ходить в длинном, в следующем году в коротком и так далее, а человек, хочет он того или нет, следует моде потому, что он смотрит, наблюдает, подчиняется законам той среды, в которой живёт, общается, работает. И он волей-неволей обязан подчиняться этому стадному чувству.

Господь сегодня предупреждает нас, чтобы мы избавлялись от страстей любостяжания, сребролюбия. Апостол Павел говорил, что страсть сребролюбия — это идолопоклонство, серьёзнейший грех, от которого уберегал Господь еврейский народ, который всегда жил среди идолопоклонников. Идолопоклонство носило иногда безобидный характер и смешной, но порой принимало совершенно дикие и ужасные формы. За этим культом идолопоклонства всегда стоял сатана. Рано или  поздно, идолопоклонство требовало человеческих жертв, и эти  жертвы приносились во многих религиях язычников. В этом можно увидеть ту конечную цель, к которой может привести сребролюбие: и убийство, и кровопролитие, и человеческие жертвы. И раньше, и сейчас это присутствует сплошь и рядом в мире больших денег и большого бизнеса. Слава Богу, что мы с вами не касаемся всего этого и можем знать только понаслышке о тех диких и страшных правилах игры, которые существуют в незнакомом для нас мире, но в мире реальном, который сейчас присутствует рядом с нами и вместе с нами.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы житейская суета не обладала нами. Но это не означает, что христианство должно проповедовать абсолютную беззаботность и безразличие ко всему окружающему, к нашим близким и родным людям. Апостол Павел предупреждает о другой крайности, он говорит, что тот, кто не заботится о своих ближних, хуже язычников. И заботиться надо, может быть, больше не о себе, а о близких и родных, эта забота требует тоже внимания, усилий и средств. Вот почему иногда многие жёны и прихожанки наши приходят и жалуются на своих бестолковых мужей, которые не могут ни гвоздя забить, ни водопровод починить, ни что-то ещё полезное в доме по хозяйству сделать. Нет рук на месте или, чаще, головы нет на месте. Это серьёзный грех, братия и сестры, прийти с работы и ничего не делать, только лежать на диване и читать газету. Это грех безразличия к своей семье, к своим близким, родным, детям, родственникам. Задача христианина — найти золотую середину между заботой о своих близких и родных и между страстью любостяжания и богатства, чтобы человека эти заботы не отдаляли от Церкви, от Христа. Если человека нет в Церкви каждый воскресный день, если он не исполняет своё молитвенное правило каждый день утром и вечером, если он работает на производстве как вол, так, что, придя вечером домой, может только упасть на кровать и всё, ему уже не до Бога, не до молитвы — это тоже плохо, это уже опасный критерий, можно уже забуксовать и забыть Бога.

И второе очень важное чувство, которое напоминает нам евангельский юноша: чтобы мы чувствовали своё несовершенство, потому что современный  человек — он вседовольный. Если вам когда-то приходилось общаться с сектантами, хотя бы из протестантов, которые признают Христа — пятидесятники, евангелисты, баптисты, —  их лица сияют, они всем довольны, им некуда идти, они уже пришли, они всё знают, они исполнили весь закон. Христос их спас уже, они и слышать ничего не хотят. Я только  вчера общался с такой сектанткой, из пятидесятников. Сын её болен страшнейшей болезнью, а она говорит: «Ну как же, Господь уже спас меня, я уже получила духовное рождение». Человек ничего не хочет слышать о духовной жизни, о Христе, о молитве. Чувство своего глубочайшего несовершенства должно присутствовать у каждого человека, который стремится ко Христу. Помните, молитва перед причащением оканчивается такими словами: «Из них же первый есть аз». От грешников, преступников — от них же я есть, каждый из нас. Аминь. Спаси вас Господи.

15 августа 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня в воскресный день читалось необыкновенное Евангелие, которое обращено к сердцу каждого человека. Евангелие читается в жизни христианина и за богослужением, как Священная Книга воспоминаний деяний Христовых и Его жизни. Оно читается с целью назидания, наставления для нас с вами, потому что Евангелие —  Книга Вечная, и если эти слова не находят отзвука в сегодняшней жизни каждого из нас, то оно впустую касается нашего сердца.

Сегодня в Евангелии говорилось о том, что однажды ко Христу подошёл богатый юноша с очень глубоким вопросом и спросил: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Не касаясь каких-то деталей этого повествования Евангелия, мы слышим ответ Христа, которым Он напоминает основные ветхозаветные заповеди: не убий, не  прелюбы сотвори, чти отца и матерь свою и возлюби ближнего своего, как самого себя. На что юноша сказал, что это он всё сохранил от юности своей. С детских лет он был воспитан, научен этим заповедям Божиим, они сроднились с его сердцем, и он естественно, легко и с радостью исполнял эти заповеди.

Нам с вами сразу же следует соотнести это с нашей жизнью. А мы с вами, дорогие братия и сестры, подобны ли этому евангельскому юноше, который с такой лёгкостью, с чистым сердцем сказал, что он всё исполнил? Это было действительно так, потому что в другом Евангелии, которое говорит об этом же событии, например, у евангелиста Марка, есть очень интересная деталь: передаётся, что Господь посмотрел на него и полюбил. Это пояснение означает, что юноша не лгал, он действительно свято исполнял эти заповеди. Ветхозаветные заповеди были даны огрубевшему народу израильскому, народу дикому, который жил скотоводством и кочевал с места на место в поисках Земли Обетованной. Со всех сторон он был окружён еще более дикими племенами, язычниками, идолопоклонниками. Эти заповеди были даны ветхозаветному народу посильные, совершенно реальные. Большего с них требовать было невозможно.

Напоминая себе, применяя к себе эти заповеди, которые через Моисея открыл Бог, мы видим, что мы их с вами не исполняем, не дотягиваем до их уровня в своей жизни. Какую бы мы ни взяли из десяти заповедей, мы чувствуем себя прямо виновными в нарушении, в несоблюдении её. «Чти отца своего и мать твою» — сколько раз мы раздражали и омрачали своих родителей невниманием, грубым словом или раздражением. Или взять седьмую заповедь: «не прелюбы сотвори», или «не завидуй» — наверное, эта заповедь, наряду с седьмой, сейчас очень актуальна для людей, потому что в наше время народ стал страшно завистливым и злобным до неимоверных пределов. Может быть, аналогичная ситуация была в России только перед революцией, и все мы хорошо помним, к чему это привело.

И вот, этот юноша говорит, что он всё это исполнил в жизни, но чувствовал в своём сердце, что этого недостаточно, что эти заповеди не приближают его к Богу и не дают спокойного состояния сердца и укоренённости в Боге. Он чувствовал, что этого недостаточно, что надо что-то ещё сделать. Это чувство недостаточности своих трудов — доброе чувство. Дай Бог, чтобы оно было свойственно каждому из нас. Иногда это чувство присуще и нашей жизни, когда мы понимаем, что делаем очень мало, чтобы быть достойными христианами. Из дел нашего благочестия христианской жизни можно вспомнить и регулярное хождение в храм, и соблюдение постов, и утренние и вечерние молитвы и еще что-то. А сердце и совесть подсказывают, что мало этого, не только из этого состоит духовная жизнь. Есть более глубинные вещи, которые зовут человека к постоянному общению с Богом каждую минуту его жизни.

Господь ответил этому юноше: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение своё и раздай нищим, будешь иметь сокровище на небесах. Тогда приходи и следуй за Мной». Возможно, эти слова понравятся тем, кто восстаёт против имущества, против частной собственности – революционерам, коммунистам, ещё кому-то, они могут увидеть какие-то параллели в Евангелии своим взглядам, но в данном случае речь совершенно не об этом. Это  частный пример, который относился к тому конкретному юноше; ни в Библии, ни в Евангелии нет такой заповеди вообще, что надо продавать своё имение, а деньги раздавать нищим. Абсолютно нет даже и мысли такой. Дело в том, что этот юноша, обладая большим богатством, которое, наверняка, досталось ему от родителей, потому что он был ещё очень молодым человеком, прилепился к этому богатству всем своим сердцем. Когда Господь, как тайнозритель судеб человеческих, указал на эту страсть юноши, что её надо перебороть, её надо преодолеть и тогда он будет более совершенным человеком, следует сразу отметить, что одного исполнения этого совета недостаточно. Господь сказал: «Иди, продай имение твоё и тогда следуй за Мною». Смысл стремления к совершенству – в следовании за Христом, а не в продаже имения. Имение было лишь препятствием на пути следования за Христом.

Таким образом, дорогие братия и сестры, сегодняшнее Евангелие направлено не против богатства, а против житейской суеты. А житейская суета — это такие сети, которые расставлены по всему миру, и с каждым годом они всё прочнее и прочнее захватывают каждого человека. Антоний Великий однажды во время молитвы увидел весь мир, опутанный сетями дьявола. Эти сети дьявола являются стопроцентным отражением житейской суеты, которой дьявол окутывает каждого человека. Если мы мысленно вспомним свои мечты, планы, все свои дела в жизни через призму житейской суеты, то придём в ужас от содержания наших постоянных забот и планов. У нас с вами этапы жизни продолжаются или измеряются от покупки до покупки. Всё на свете надо человеку: компьютер, дачу, машину, квартиру, дом, землю, участок, огород, косметику, одежду и все другие причуды, которые надо и не надо человеку. Знаете, однажды Сократ гулял по рынку и сказал такие слова: «О, как без многих вещей может жить человек». А если бы Сократ погулял по нашим гипермаркетам, то он бы пришёл в ужас от такого изобилия часто совершенно ненужных вещей, без которых любой человек может прожить. А ведь дьявол не дремлет, это он провоцирует всасывание людей в болото житейской суеты. Реклама, мода, за которыми стоят профессионалы своего дела, провоцируют приобретение всех этих ненужных вещей и услуг. Если возьмём моду (это, наверное, больше женщин касается), она рекомендует  в этом сезоне ходить в длинном, в следующем году в коротком и так далее, а человек, хочет он того или нет, следует моде потому, что он смотрит, наблюдает, подчиняется законам той среды, в которой живёт, общается, работает. И он волей-неволей обязан подчиняться этому стадному чувству.

Господь сегодня предупреждает нас, чтобы мы избавлялись от страстей любостяжания, сребролюбия. Апостол Павел говорил, что страсть сребролюбия — это идолопоклонство, серьёзнейший грех, от которого уберегал Господь еврейский народ, который всегда жил среди идолопоклонников. Идолопоклонство носило иногда безобидный характер и смешной, но порой принимало совершенно дикие и ужасные формы. За этим культом идолопоклонства всегда стоял сатана. Рано или  поздно, идолопоклонство требовало человеческих жертв, и эти  жертвы приносились во многих религиях язычников. В этом можно увидеть ту конечную цель, к которой может привести сребролюбие: и убийство, и кровопролитие, и человеческие жертвы. И раньше, и сейчас это присутствует сплошь и рядом в мире больших денег и большого бизнеса. Слава Богу, что мы с вами не касаемся всего этого и можем знать только понаслышке о тех диких и страшных правилах игры, которые существуют в незнакомом для нас мире, но в мире реальном, который сейчас присутствует рядом с нами и вместе с нами.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы житейская суета не обладала нами. Но это не означает, что христианство должно проповедовать абсолютную беззаботность и безразличие ко всему окружающему, к нашим близким и родным людям. Апостол Павел предупреждает о другой крайности, он говорит, что тот, кто не заботится о своих ближних, хуже язычников. И заботиться надо, может быть, больше не о себе, а о близких и родных, эта забота требует тоже внимания, усилий и средств. Вот почему иногда многие жёны и прихожанки наши приходят и жалуются на своих бестолковых мужей, которые не могут ни гвоздя забить, ни водопровод починить, ни что-то ещё полезное в доме по хозяйству сделать. Нет рук на месте или, чаще, головы нет на месте. Это серьёзный грех, братия и сестры, прийти с работы и ничего не делать, только лежать на диване и читать газету. Это грех безразличия к своей семье, к своим близким, родным, детям, родственникам. Задача христианина — найти золотую середину между заботой о своих близких и родных и между страстью любостяжания и богатства, чтобы человека эти заботы не отдаляли от Церкви, от Христа. Если человека нет в Церкви каждый воскресный день, если он не исполняет своё молитвенное правило каждый день утром и вечером, если он работает на производстве как вол, так, что, придя вечером домой, может только упасть на кровать и всё, ему уже не до Бога, не до молитвы — это тоже плохо, это уже опасный критерий, можно уже забуксовать и забыть Бога.

И второе очень важное чувство, которое напоминает нам евангельский юноша: чтобы мы чувствовали своё несовершенство, потому что современный  человек — он вседовольный. Если вам когда-то приходилось общаться с сектантами, хотя бы из протестантов, которые признают Христа — пятидесятники, евангелисты, баптисты, —  их лица сияют, они всем довольны, им некуда идти, они уже пришли, они всё знают, они исполнили весь закон. Христос их спас уже, они и слышать ничего не хотят. Я только  вчера общался с такой сектанткой, из пятидесятников. Сын её болен страшнейшей болезнью, а она говорит: «Ну как же, Господь уже спас меня, я уже получила духовное рождение». Человек ничего не хочет слышать о духовной жизни, о Христе, о молитве. Чувство своего глубочайшего несовершенства должно присутствовать у каждого человека, который стремится ко Христу. Помните, молитва перед причащением оканчивается такими словами: «Из них же первый есть аз». От грешников, преступников — от них же я есть, каждый из нас. Аминь. Спаси вас Господи.

Предыдущая проповедь

1 августа 2010

Чудо исцеления бесноватого отрока
Следующая проповедь

28 августа 2010

Притча о брачном пире

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00