Дорогие братия и сестры.
Сегодня по милости Божией мы с вами живём и молимся в храме в день великого двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы.
Это необыкновенно радостный и великий праздник в честь Божией Матери, праздник, который преисполнен особой радости и особой чистоты. В этот день особая милость Богоматери и благодать Сына, рождённого Ею, присутствует в каждом Православном храме. И это радостное, благодатное состояние касается сердца каждого человека, который имеет возможность и счастье в этот, к сожалению, рабочий день быть в храме Божием. Иногда в связи с этим возникают мысли: как хорошо быть на пенсии, как хорошо не работать или жить по какому-то скользящему графику, или быть великим начальником – хочешь — работаешь, хочешь – не работаешь, приходишь — не приходишь, чтобы в дни великих праздников быть в храме. Потому что быть в храме Божием – это наша необыкновенная привилегия. Этим мы не делаем одолжение Богу, что приходим пред Его Очами поклониться. Посещение храма нужно только для самого человека, потому что здесь, как в духовной сокровищнице, человек возобновляет в себе оскудевающую благодать Божию, он восполняет утраченные силы, он вдохновляется на дальнейшую жизнь в исполнении заповедей Христовых и в достижении добродетелей евангельских. Задача наша в посещении храма состоит в том, чтобы мы не отбывали здесь тяжкую повинность, а чтобы в храме, как от духовного источника и оазиса, почерпнули благодать Божию и стали немножко лучше, чем были до прихода в храм с раннего утра. Если нравственного изменения и улучшения жизни не происходит, то человек формально бывает в храме. Он уклоняется во внешнее, обрядовое, законническое, фарисейское христианство, которое даёт ему иллюзию пребывания в Церкви и в Боге, даёт иллюзию собственной праведности, укореняет и умножает гордыню, потому что тогда оно соединяется с осуждением тех, кого нет в храме, которые не постятся, не молятся и так далее.
Этот праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обращён, прежде всего, к необыкно-венной, выше Ангелов, жизни Богоматери и в то же время преисполненной необыкновенного Её смирения. Он и нас должен утверждать в таком же смирении. А смиренный человек — это кто? Это тот, кто считает себя хуже всех на земле, хуже которого нет никого — самый последний, самый мерзкий с точки зрения уважения себя, любви к себе, такому «великому». В современном мире становится немодно иметь такие мысли. Но, к сожалению, другого альтернативного выхода и другого христианства нет и никогда не будет. Когда человек подходит к Чаше причащаться Святых Христовых Тайн, эту истину, что ты самый худший, напоминает святой Иоанн Златоуст, когда читаются молитвы, чтобы Господь допустил до причащения Святых Христовых Тайн всех грешников. Там есть такая «прибавочка»: «… от нихже первый есмь аз», то есть самый последний. И эти слова сказал величайший святитель IV века Иоанн Златоуст. Когда его изгоняли из Константинополя, гремел гром, сверкали молнии и землетрясение колебало землю, защищая этого великого столпа Церкви. И в этих великих словах: «… от нихже первый есмь аз» он и себя имел в виду, когда составлял для нас литургию, его именем названную, которую мы с вами совершали в сегодняшний день великого праздника.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – это кульминация нашего спасения. Церковь так и говорит: «Днесь спасения нашего главизна», то есть краеугольный камень, кульминация и апогей спасения сегодня. На всех Царских Вратах икона Благовещения непременно всегда изображается наряду с евангелистами. Архангел Гавриил с зеленеющей ветвью в руках благовествует Деве Марии: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк. 1;28). Мария смутилась от этого приветствия и первое время ничего не могла ответить Архангелу Гавриилу. А он успокаивает Её и говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк 1:30-31). Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34).
Для XXI века это не проблема. Необязательно иметь мужа, можно родить ребёнка для себя. Иногда случается такой казус:
— У вас семья полная, папа, муж есть?
–Нет.
– И никогда не было?
– Нет.
– А как ребёнок родился?
– А вот так, я для себя решила.
Вот такие казусы бывают. А для Божией Матери немыслимо это было даже представить. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И Архангел Гавриил отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк 1:35).
Дорогие братия и сестры. Есть одна маленькая параллель. Конечно, не во всём объёме она приложима к сегодняшнему празднику Благовещения, который является и праздником зачатия Пресвятой Богородицей Сына Божия. Дух Святой вошёл в Неё, в Её лоно и оплодотворил Её утробу. Это чудесное, необыкновенное снисшествие Святого Духа. Между прочим, так же и происходит зарождение жизни каждого из нас в момент зачатия. Только если само зачатие не рассматривать и отложить в сторону, но душу ребёнку, который начинает жизнь в утробе матери, даёт Бог, а не папа с мамой. Бог даёт. Он создаёт бессмертную душу, невидимую для глаз человеческих как принципиально новое творение, невидимо, так непрочувствованно в этот момент влагает её в утробу матери. И ещё это ни для кого неизвестно, неосознанно происходит этот чудесный момент зарождения жизни по велениям Божиим.
Дева Мария ответила на Благовестие простыми словами: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Неё Ангел» (Лк. 1:38). Вот этого утвердительного ответа ждал от Неё Архангел Гавриил, согласия Богоматери на Её высокую, необыкновенную миссию. Господь и нашего ожидает согласия. Он не может спасти человека насильно, взять его за шиворот, всех безбожников, грешников. Шестьдесят тысяч человек, живущих во Всеволожске, молниеносно можно заставить поверить каким-то необыкновенным знамением, чудесным, ошеломляющим, устрашающим явлениям. Но это будет вера, основанная на страхе, в котором нет любви. Господь ждёт ответа человеческого сердца, преисполненного любовью к Нему. Бог не может спасти нас без нас. И спасение всего рода человеческого произошло благодаря этому кроткому, молчаливому и смиренному согласию Девы Марии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Много тысяч лет от момента грехопадения первых людей – Адама и Евы, человечество жило этой надеждой, что вражда Бога и человека будет не постоянной, что придёт Мессия, Который уврачует грех, воспримет на Себя падшую, грешную, обезображенную, осквернённую грехом человеческую природу и воссоздаст её, снова сделает её такой, какой она была у Адама в раю до грехопадения. И Господь, изгоняя прародителей из рая, дал это обетование им, в словах, что настанет тот момент, когда семя жены сотрёт главу змия, дьявола, который вселился в змея и прельстил Еву, а через неё и Адама.
В тропаре к Благовещению Пресвятой Богородицы это зафиксировано: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление…». Это обетование, от века Богом изреченное, сегодня исполняется: Сын Божий, Который искони был, таковым и остаётся, но приобретает новые качества – Он становится не только Сыном Божиим, но и Сыном Человеческим, рождаясь от Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы.
Этот праздник преисполнен необыкновенной чистоты от чистоты Богоматери, от Её вышеестественной Ангельской святости и небесной чистоты, целомудрия и других Её добродетелей: смирения и молчаливого согласия с волей Божией, покорность этой воле Божией и предания Себя в руки Его благого промысла. Эта радость исходит и оттого, что Бог примиряется с человеком, что вражды между Богом и человеком больше не существует. И первый шаг делает Бог, а не человек! Поэтому и в наших ссорах земных, семейных, родственных конфликтах первым должен идти навстречу христианин, верующий человек, независимо от того, что его унизили или оскорбили, больше он виноват или меньше. Просит прощения более умный человек, более верующий, более любящий Христа, первым делает шаг навстречу, как сделал Бог шаг навстречу в Благовещении, которое означало начало Его воплощения и принятия нашей греховной плоти, которая будет соединена с Его Божественной природой и которая освятит, очистит эту человеческую природу и сделает её снова святой и достойной Неба, но в случае желания человека наследовать это Небо. Господь спас всех, весь род человеческий, всех прежде Него живших: праведников Ветхого Завета вывел из ада, всех Своих современников, уверовавших в Него и всех, которые будут жить до Второго Его Пришествия. Открыто спасение. Райские обители вместят всех, но входят в эти райские обители только те, кто понимает истинный смысл и радость жизни с Господом.
Дай нам Бог, чтобы мы заимствовали эти прекрасные черты добродетельной жизни Богоматери, чтобы мы хоть в чём-то их смогли повторить в нашей с вами жизни и чтобы мы жили с чувством непрестанного благодарения Богу, Который спасает нас, грешных людей. Аминь!
4 апреля 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Сегодня по милости Божией мы с вами живём и молимся в храме в день великого двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы.
Это необыкновенно радостный и великий праздник в честь Божией Матери, праздник, который преисполнен особой радости и особой чистоты. В этот день особая милость Богоматери и благодать Сына, рождённого Ею, присутствует в каждом Православном храме. И это радостное, благодатное состояние касается сердца каждого человека, который имеет возможность и счастье в этот, к сожалению, рабочий день быть в храме Божием. Иногда в связи с этим возникают мысли: как хорошо быть на пенсии, как хорошо не работать или жить по какому-то скользящему графику, или быть великим начальником – хочешь — работаешь, хочешь – не работаешь, приходишь — не приходишь, чтобы в дни великих праздников быть в храме. Потому что быть в храме Божием – это наша необыкновенная привилегия. Этим мы не делаем одолжение Богу, что приходим пред Его Очами поклониться. Посещение храма нужно только для самого человека, потому что здесь, как в духовной сокровищнице, человек возобновляет в себе оскудевающую благодать Божию, он восполняет утраченные силы, он вдохновляется на дальнейшую жизнь в исполнении заповедей Христовых и в достижении добродетелей евангельских. Задача наша в посещении храма состоит в том, чтобы мы не отбывали здесь тяжкую повинность, а чтобы в храме, как от духовного источника и оазиса, почерпнули благодать Божию и стали немножко лучше, чем были до прихода в храм с раннего утра. Если нравственного изменения и улучшения жизни не происходит, то человек формально бывает в храме. Он уклоняется во внешнее, обрядовое, законническое, фарисейское христианство, которое даёт ему иллюзию пребывания в Церкви и в Боге, даёт иллюзию собственной праведности, укореняет и умножает гордыню, потому что тогда оно соединяется с осуждением тех, кого нет в храме, которые не постятся, не молятся и так далее.
Этот праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обращён, прежде всего, к необыкно-венной, выше Ангелов, жизни Богоматери и в то же время преисполненной необыкновенного Её смирения. Он и нас должен утверждать в таком же смирении. А смиренный человек — это кто? Это тот, кто считает себя хуже всех на земле, хуже которого нет никого — самый последний, самый мерзкий с точки зрения уважения себя, любви к себе, такому «великому». В современном мире становится немодно иметь такие мысли. Но, к сожалению, другого альтернативного выхода и другого христианства нет и никогда не будет. Когда человек подходит к Чаше причащаться Святых Христовых Тайн, эту истину, что ты самый худший, напоминает святой Иоанн Златоуст, когда читаются молитвы, чтобы Господь допустил до причащения Святых Христовых Тайн всех грешников. Там есть такая «прибавочка»: «… от нихже первый есмь аз», то есть самый последний. И эти слова сказал величайший святитель IV века Иоанн Златоуст. Когда его изгоняли из Константинополя, гремел гром, сверкали молнии и землетрясение колебало землю, защищая этого великого столпа Церкви. И в этих великих словах: «… от нихже первый есмь аз» он и себя имел в виду, когда составлял для нас литургию, его именем названную, которую мы с вами совершали в сегодняшний день великого праздника.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – это кульминация нашего спасения. Церковь так и говорит: «Днесь спасения нашего главизна», то есть краеугольный камень, кульминация и апогей спасения сегодня. На всех Царских Вратах икона Благовещения непременно всегда изображается наряду с евангелистами. Архангел Гавриил с зеленеющей ветвью в руках благовествует Деве Марии: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк. 1;28). Мария смутилась от этого приветствия и первое время ничего не могла ответить Архангелу Гавриилу. А он успокаивает Её и говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк 1:30-31). Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34).
Для XXI века это не проблема. Необязательно иметь мужа, можно родить ребёнка для себя. Иногда случается такой казус:
— У вас семья полная, папа, муж есть?
–Нет.
– И никогда не было?
– Нет.
– А как ребёнок родился?
– А вот так, я для себя решила.
Вот такие казусы бывают. А для Божией Матери немыслимо это было даже представить. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И Архангел Гавриил отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк 1:35).
Дорогие братия и сестры. Есть одна маленькая параллель. Конечно, не во всём объёме она приложима к сегодняшнему празднику Благовещения, который является и праздником зачатия Пресвятой Богородицей Сына Божия. Дух Святой вошёл в Неё, в Её лоно и оплодотворил Её утробу. Это чудесное, необыкновенное снисшествие Святого Духа. Между прочим, так же и происходит зарождение жизни каждого из нас в момент зачатия. Только если само зачатие не рассматривать и отложить в сторону, но душу ребёнку, который начинает жизнь в утробе матери, даёт Бог, а не папа с мамой. Бог даёт. Он создаёт бессмертную душу, невидимую для глаз человеческих как принципиально новое творение, невидимо, так непрочувствованно в этот момент влагает её в утробу матери. И ещё это ни для кого неизвестно, неосознанно происходит этот чудесный момент зарождения жизни по велениям Божиим.
Дева Мария ответила на Благовестие простыми словами: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Неё Ангел» (Лк. 1:38). Вот этого утвердительного ответа ждал от Неё Архангел Гавриил, согласия Богоматери на Её высокую, необыкновенную миссию. Господь и нашего ожидает согласия. Он не может спасти человека насильно, взять его за шиворот, всех безбожников, грешников. Шестьдесят тысяч человек, живущих во Всеволожске, молниеносно можно заставить поверить каким-то необыкновенным знамением, чудесным, ошеломляющим, устрашающим явлениям. Но это будет вера, основанная на страхе, в котором нет любви. Господь ждёт ответа человеческого сердца, преисполненного любовью к Нему. Бог не может спасти нас без нас. И спасение всего рода человеческого произошло благодаря этому кроткому, молчаливому и смиренному согласию Девы Марии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Много тысяч лет от момента грехопадения первых людей – Адама и Евы, человечество жило этой надеждой, что вражда Бога и человека будет не постоянной, что придёт Мессия, Который уврачует грех, воспримет на Себя падшую, грешную, обезображенную, осквернённую грехом человеческую природу и воссоздаст её, снова сделает её такой, какой она была у Адама в раю до грехопадения. И Господь, изгоняя прародителей из рая, дал это обетование им, в словах, что настанет тот момент, когда семя жены сотрёт главу змия, дьявола, который вселился в змея и прельстил Еву, а через неё и Адама.
В тропаре к Благовещению Пресвятой Богородицы это зафиксировано: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление…». Это обетование, от века Богом изреченное, сегодня исполняется: Сын Божий, Который искони был, таковым и остаётся, но приобретает новые качества – Он становится не только Сыном Божиим, но и Сыном Человеческим, рождаясь от Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы.
Этот праздник преисполнен необыкновенной чистоты от чистоты Богоматери, от Её вышеестественной Ангельской святости и небесной чистоты, целомудрия и других Её добродетелей: смирения и молчаливого согласия с волей Божией, покорность этой воле Божией и предания Себя в руки Его благого промысла. Эта радость исходит и оттого, что Бог примиряется с человеком, что вражды между Богом и человеком больше не существует. И первый шаг делает Бог, а не человек! Поэтому и в наших ссорах земных, семейных, родственных конфликтах первым должен идти навстречу христианин, верующий человек, независимо от того, что его унизили или оскорбили, больше он виноват или меньше. Просит прощения более умный человек, более верующий, более любящий Христа, первым делает шаг навстречу, как сделал Бог шаг навстречу в Благовещении, которое означало начало Его воплощения и принятия нашей греховной плоти, которая будет соединена с Его Божественной природой и которая освятит, очистит эту человеческую природу и сделает её снова святой и достойной Неба, но в случае желания человека наследовать это Небо. Господь спас всех, весь род человеческий, всех прежде Него живших: праведников Ветхого Завета вывел из ада, всех Своих современников, уверовавших в Него и всех, которые будут жить до Второго Его Пришествия. Открыто спасение. Райские обители вместят всех, но входят в эти райские обители только те, кто понимает истинный смысл и радость жизни с Господом.
Дай нам Бог, чтобы мы заимствовали эти прекрасные черты добродетельной жизни Богоматери, чтобы мы хоть в чём-то их смогли повторить в нашей с вами жизни и чтобы мы жили с чувством непрестанного благодарения Богу, Который спасает нас, грешных людей. Аминь!
Предыдущая проповедь
2 апреля 2017
Следующая проповедь
9 апреля 2017
Все проповеди за 2017 год