Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Благовещение Пресвятой Богородицы

Дорогие братия и сестры. Мы все с вами по милости Божией снова дожили и достигли праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения вселяет в нас какую-то необыкновенную духовную чистоту, светлость, радость. Эти чувства исходят от Пресвятой Девы Марии, потому что Она является сегодня, в этот исторический день праздника, основным действующим лицом и причиной нашей радости и церковного торжества.

 Благовещение Пресвятой Богородицы было в городе Назарете. Многие из вас там были в статусе паломников, были в греческом храме, который построен на месте Благовещения. И поэтому особые чувства переживают те люди, кто молился в этом прекрасном храме, а может быть, даже и в сам день Благовещения.

Какое же событие лежит в основе этого праздника? Если человек внимательно стоит в храме, знает его символическое устройство и строение иконостаса, то он не может не заметить, что на Царских Вратах всегда изображается икона Благовещения Пресвятой Богородицы: на одной створке Врат изображён Архангел Гавриил, с другой — Дева Мария. А почему на Царских Вратах? Потому, что с Благовещения эти райские врата, которые были закрыты грехопадением Адама, снова открываются для человека. Мессия приходит в мир, спасение для человека возможно, Небо открыто, человек и Бог не враждуют друг с другом, мир восстановлен и на земле мир и в человеках благоволение.

На Царских Вратах также изображаются и евангелисты, которые благовестили об этом событии. Евангелие и Благовещение — это синонимы, это одно и то же слово, которое говорит о том, что главный смысл и радость Евангелия — это Благовещение. И смысл этих тождественных слов в том, что самая квинтэссенция Евангелия — это праздник Благовещения Божией Матери, это пришествие в мир Спасителя, которое утверждается в сегодняшний день. И благая весть о спасении рода человеческого даруется и становится возможной для своего исполнения именно с этого дня. Архангел Гавриил явился Деве Марии в Назарете, и, держа в руках райскую ветвь, сказал Ей, приветствуя: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк.1; 28).

Это необыкновенное приветствие Архангела, такие слова, которые ни к кому другому, кроме Девы Марии, не могут быть приложимы. «Радуйся, Благодатная!» — эти слова, которые переведены с греческого на русский язык таким образом, не вполне точно отображают, о чём идёт речь. Дело в том, что в греческом подлиннике эти слова приветствия Архангела означают: «радуйся, преисполненная Благодати». Преисполненная, вся пронизанная Благодатью так, что эта Благодать переливается через край. В преизбытке эта Благодать Божия почивала на Деве Марии. И поэтому это приветствие, это констатация Архангелом необыкновенной чистоты и святости Богоматери привела Её в смущение, потому что Дева Мария всегда прибывала в чувстве необыкновенного смирения. И далее Архангел Ей говорит: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему  Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1;31-33). И когда Дева Мария услышала это необыкновенное благовестие, Она смутилась от слов Архангела, потому что считала себя недостойной этого благовестия. Смутилась оттого, что не понимала, как это может быть; «как  будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1;34). Она дала Богу обет постоянного девства и чистоты целомудрия, а обеты не нарушаются никогда! Они должны строго исполняться, потому что Бог поругаем не бывает. И Дева Мария, конечно, будучи дщерью рода еврейского, прекрасно знала эти чаяния своего народа, чаяния о пришествии в мир Мессии. И именно это ожидание пришествия в мир Спасителя побуждало евреев к тому, чтобы семьи их были все многодетными. Во-первых, в этом виделось благословление Божие; во-вторых, люди ожидали того, что с рождением каждого ребёнка это пришествие Мессии приблизится и станет ещё более вероятным и более реальным. И если не через этого ребенка, не через эту девочку, то, может быть, через следующего рождающегося ребёнка пришествие Мессии в мир ускорится, а может, в нём совершится. И все родители еврейских семей втайне надеялись, что, может, в их семье это произойдёт. Дева Мария по чувству Своего смирения, которое Она унаследовала от Своих благочестивейших и святых родителей, не помышляла о том, что она может послужить этому чуду воплощения Бога. Но Она втайне надеялась быть хотя бы служанкой, хотя бы последней рабыней у этой избранницы Божией, через которую в мир придёт Христос. Это чувство глубочайшего смирения, что она готова была послужить и быть последней, но послужить делу воплощения Бога и пришествия Его в мир, в том числе явилось благодатным основанием для того, чтобы именно через Неё родился Мессия Христос.

На вопрос Девы Марии: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел отвечает Ей: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк.1;35). И в удостоверение и в укрепление веры Богоматери в то, что это возможно, возможно через Неё рождение Мессии и это рождение возможно с сохранением Её девства и чистоты, Архангел Ей говорит: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1;36-37). И Дева Мария тогда произносит удивительные слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1;38). И отошёл от Неё Ангел.

Эти слова выразили согласие Богоматери на Боговоплощение. В этом был ответ на боговоплощение человеческой природы, всего рода человеческого. Свободная воля Богоматери была устремлена в послушание Богу, и через это рождение и пришествие в мир Мессии стало возможным.

        «Се, Раба Господня». Раб — это последний человек, не имеющий ни прав, ни права голоса и так далее; это низшее состояние или сословие рода человеческого, сейчас встречающееся только в «диких» странах, но есть они и сейчас. И несколько лет назад во время чеченской войны и там были такие свидетельства, ставшие известными всей общественности, а во многих странах есть это и сейчас. Вот Богоматерь приравнивала себя к рабам, ничего не стоящим, которые находятся в полном послушании и подчинении хозяину. Эти слова Богоматери, которые мы привычно произносим и порой без внимания: «се, Раба Господня» включают в себя и необыкновенное смирение Богоматери, и Её всецелое доверие и открытость Богу в том, что Она принадлежит Богу до конца, с самоотвержением, полностью находится в послушании Небесному Отцу Своему.

В чём же заключается радость этой вести, с которой явился в этот праздник Благовещения Архангел Гавриил? Потому что эта радость касается всех нас, потому что спасение человека совершается, Мессия приходит в мир, Царские или райские врата открыты снова для человека, и Бог не гневается более на человека, и человек получает возможность быть спасённым. До Благовещения, до прихода в мир Спасителя независимо ни от чего, ни от каких добродетелей, святости и так далее человек после смерти сходил во ад и пребывал в этом страшном месте, лишённом славы Божией, Его присутствия. И первым вошёл в рай благоразумный разбойник! И всем нам Господь даровал эту возможность. Наша задача, дорогие братия и сестры, воспользоваться этой возможностью.

 Радость Благовещения необыкновенна, она небесна, она уникальна. В Царство Небесное может войти каждый человек, но входит только тот, кто желает этого вхождения. Никаким общим валом, скоплением и гурьбой народ туда не попадает. Потому что надо удостоится, надо заслужить, надо ценить эту возможность, которая дарована вам. А как заслужить? А точно так же, как Дева Мария. Дело в том, что она ведь стала Богоматерью не просто потому, что так звёзды совпали, такое стечение обстоятельств, жребий такой выпал Ей из всех женщин рода человеческого быть Матерью. Ничего подобного. Этот жребий свершился и остановился на Ней не потому, что это случайность, а потому, что она была единственной достойной этого вселения Духа Святого в утробу Её и рождения через Неё Богочеловека. Она Сама подготовила Свою человеческую природу. Большое значение в этом сыграли и Её родители, святые Иоаким и Анна, потому что от родителей зависит, наверное, 80% будущей жизни их чада: и на генном уровне, и в плане воспитания, и заимствования природы, и благочестия и так далее. Дело в том, что Иоаким и Анна отдали свою дочь на служение в Иерусалимский храм, когда Ей было три года. С одной стороны, это очень маленький возраст, но с другой стороны, в три года ребёнок способен на многое. Вы вспомните своих детей и внуков в три года: они уже самостоятельные люди, говорят всё, что хотите, они могут даже читать в это время, понимают вас и копируют, как вы говорите, как вы живёте, и всё они в этом возрасте прекрасно понимают.

Благочестивая жизнь, святая человеческая природа святых родителей, благодатное общение до трёхлетнего возраста в этом святом семействе заложили прочный фундамент благочестия, которое развила Богоматерь Своим личным подвигом: молитвой и постом, чтением Священного Писания, рукоделием. И мы с вами удостоимся не меньшего, может быть, благовещения в день кончины своей, в день предстояния души нашей, отделившейся от тела, когда она устремится к обителям вечным. И мы с вами, Бог даст, услышим это благовестие, если будем делать то же самое, что делала Богоматерь: пребывание в храме, чтение Священного Писания, молитва, добрые дела, смирение, вера необыкновенная, послушание Богу и прочие добродетели, которые были в совершенстве достигнуты Богоматерью.

Дай Бог и нам быть благодарными Богу за возможность спасения и стремиться к нему, и унаследовать его. Аминь.

7 апреля 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Мы все с вами по милости Божией снова дожили и достигли праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения вселяет в нас какую-то необыкновенную духовную чистоту, светлость, радость. Эти чувства исходят от Пресвятой Девы Марии, потому что Она является сегодня, в этот исторический день праздника, основным действующим лицом и причиной нашей радости и церковного торжества.

 Благовещение Пресвятой Богородицы было в городе Назарете. Многие из вас там были в статусе паломников, были в греческом храме, который построен на месте Благовещения. И поэтому особые чувства переживают те люди, кто молился в этом прекрасном храме, а может быть, даже и в сам день Благовещения.

Какое же событие лежит в основе этого праздника? Если человек внимательно стоит в храме, знает его символическое устройство и строение иконостаса, то он не может не заметить, что на Царских Вратах всегда изображается икона Благовещения Пресвятой Богородицы: на одной створке Врат изображён Архангел Гавриил, с другой — Дева Мария. А почему на Царских Вратах? Потому, что с Благовещения эти райские врата, которые были закрыты грехопадением Адама, снова открываются для человека. Мессия приходит в мир, спасение для человека возможно, Небо открыто, человек и Бог не враждуют друг с другом, мир восстановлен и на земле мир и в человеках благоволение.

На Царских Вратах также изображаются и евангелисты, которые благовестили об этом событии. Евангелие и Благовещение — это синонимы, это одно и то же слово, которое говорит о том, что главный смысл и радость Евангелия — это Благовещение. И смысл этих тождественных слов в том, что самая квинтэссенция Евангелия — это праздник Благовещения Божией Матери, это пришествие в мир Спасителя, которое утверждается в сегодняшний день. И благая весть о спасении рода человеческого даруется и становится возможной для своего исполнения именно с этого дня. Архангел Гавриил явился Деве Марии в Назарете, и, держа в руках райскую ветвь, сказал Ей, приветствуя: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк.1; 28).

Это необыкновенное приветствие Архангела, такие слова, которые ни к кому другому, кроме Девы Марии, не могут быть приложимы. «Радуйся, Благодатная!» — эти слова, которые переведены с греческого на русский язык таким образом, не вполне точно отображают, о чём идёт речь. Дело в том, что в греческом подлиннике эти слова приветствия Архангела означают: «радуйся, преисполненная Благодати». Преисполненная, вся пронизанная Благодатью так, что эта Благодать переливается через край. В преизбытке эта Благодать Божия почивала на Деве Марии. И поэтому это приветствие, это констатация Архангелом необыкновенной чистоты и святости Богоматери привела Её в смущение, потому что Дева Мария всегда прибывала в чувстве необыкновенного смирения. И далее Архангел Ей говорит: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему  Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1;31-33). И когда Дева Мария услышала это необыкновенное благовестие, Она смутилась от слов Архангела, потому что считала себя недостойной этого благовестия. Смутилась оттого, что не понимала, как это может быть; «как  будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1;34). Она дала Богу обет постоянного девства и чистоты целомудрия, а обеты не нарушаются никогда! Они должны строго исполняться, потому что Бог поругаем не бывает. И Дева Мария, конечно, будучи дщерью рода еврейского, прекрасно знала эти чаяния своего народа, чаяния о пришествии в мир Мессии. И именно это ожидание пришествия в мир Спасителя побуждало евреев к тому, чтобы семьи их были все многодетными. Во-первых, в этом виделось благословление Божие; во-вторых, люди ожидали того, что с рождением каждого ребёнка это пришествие Мессии приблизится и станет ещё более вероятным и более реальным. И если не через этого ребенка, не через эту девочку, то, может быть, через следующего рождающегося ребёнка пришествие Мессии в мир ускорится, а может, в нём совершится. И все родители еврейских семей втайне надеялись, что, может, в их семье это произойдёт. Дева Мария по чувству Своего смирения, которое Она унаследовала от Своих благочестивейших и святых родителей, не помышляла о том, что она может послужить этому чуду воплощения Бога. Но Она втайне надеялась быть хотя бы служанкой, хотя бы последней рабыней у этой избранницы Божией, через которую в мир придёт Христос. Это чувство глубочайшего смирения, что она готова была послужить и быть последней, но послужить делу воплощения Бога и пришествия Его в мир, в том числе явилось благодатным основанием для того, чтобы именно через Неё родился Мессия Христос.

На вопрос Девы Марии: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел отвечает Ей: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк.1;35). И в удостоверение и в укрепление веры Богоматери в то, что это возможно, возможно через Неё рождение Мессии и это рождение возможно с сохранением Её девства и чистоты, Архангел Ей говорит: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1;36-37). И Дева Мария тогда произносит удивительные слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1;38). И отошёл от Неё Ангел.

Эти слова выразили согласие Богоматери на Боговоплощение. В этом был ответ на боговоплощение человеческой природы, всего рода человеческого. Свободная воля Богоматери была устремлена в послушание Богу, и через это рождение и пришествие в мир Мессии стало возможным.

        «Се, Раба Господня». Раб — это последний человек, не имеющий ни прав, ни права голоса и так далее; это низшее состояние или сословие рода человеческого, сейчас встречающееся только в «диких» странах, но есть они и сейчас. И несколько лет назад во время чеченской войны и там были такие свидетельства, ставшие известными всей общественности, а во многих странах есть это и сейчас. Вот Богоматерь приравнивала себя к рабам, ничего не стоящим, которые находятся в полном послушании и подчинении хозяину. Эти слова Богоматери, которые мы привычно произносим и порой без внимания: «се, Раба Господня» включают в себя и необыкновенное смирение Богоматери, и Её всецелое доверие и открытость Богу в том, что Она принадлежит Богу до конца, с самоотвержением, полностью находится в послушании Небесному Отцу Своему.

В чём же заключается радость этой вести, с которой явился в этот праздник Благовещения Архангел Гавриил? Потому что эта радость касается всех нас, потому что спасение человека совершается, Мессия приходит в мир, Царские или райские врата открыты снова для человека, и Бог не гневается более на человека, и человек получает возможность быть спасённым. До Благовещения, до прихода в мир Спасителя независимо ни от чего, ни от каких добродетелей, святости и так далее человек после смерти сходил во ад и пребывал в этом страшном месте, лишённом славы Божией, Его присутствия. И первым вошёл в рай благоразумный разбойник! И всем нам Господь даровал эту возможность. Наша задача, дорогие братия и сестры, воспользоваться этой возможностью.

 Радость Благовещения необыкновенна, она небесна, она уникальна. В Царство Небесное может войти каждый человек, но входит только тот, кто желает этого вхождения. Никаким общим валом, скоплением и гурьбой народ туда не попадает. Потому что надо удостоится, надо заслужить, надо ценить эту возможность, которая дарована вам. А как заслужить? А точно так же, как Дева Мария. Дело в том, что она ведь стала Богоматерью не просто потому, что так звёзды совпали, такое стечение обстоятельств, жребий такой выпал Ей из всех женщин рода человеческого быть Матерью. Ничего подобного. Этот жребий свершился и остановился на Ней не потому, что это случайность, а потому, что она была единственной достойной этого вселения Духа Святого в утробу Её и рождения через Неё Богочеловека. Она Сама подготовила Свою человеческую природу. Большое значение в этом сыграли и Её родители, святые Иоаким и Анна, потому что от родителей зависит, наверное, 80% будущей жизни их чада: и на генном уровне, и в плане воспитания, и заимствования природы, и благочестия и так далее. Дело в том, что Иоаким и Анна отдали свою дочь на служение в Иерусалимский храм, когда Ей было три года. С одной стороны, это очень маленький возраст, но с другой стороны, в три года ребёнок способен на многое. Вы вспомните своих детей и внуков в три года: они уже самостоятельные люди, говорят всё, что хотите, они могут даже читать в это время, понимают вас и копируют, как вы говорите, как вы живёте, и всё они в этом возрасте прекрасно понимают.

Благочестивая жизнь, святая человеческая природа святых родителей, благодатное общение до трёхлетнего возраста в этом святом семействе заложили прочный фундамент благочестия, которое развила Богоматерь Своим личным подвигом: молитвой и постом, чтением Священного Писания, рукоделием. И мы с вами удостоимся не меньшего, может быть, благовещения в день кончины своей, в день предстояния души нашей, отделившейся от тела, когда она устремится к обителям вечным. И мы с вами, Бог даст, услышим это благовестие, если будем делать то же самое, что делала Богоматерь: пребывание в храме, чтение Священного Писания, молитва, добрые дела, смирение, вера необыкновенная, послушание Богу и прочие добродетели, которые были в совершенстве достигнуты Богоматерью.

Дай Бог и нам быть благодарными Богу за возможность спасения и стремиться к нему, и унаследовать его. Аминь.

Предыдущая проповедь

3 апреля 2016

Неделя Крестопоклонная
Следующая проповедь

10 апреля 2016

Неделя прп. Иоанна Лествичника
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00