«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный». Такими словами Православная Церковь в своих глубоких, наполненных духовного смысла песнопениях, прославляет сегодняшнее торжество. Сегодняшний день называется праздником Богоявления.
Когда Господь наш Иисус Христос по исполнении тридцатилетнего возраста выходит на проповедь спасения рода человеческого, то первым событием в деле спасения нашего является Его пришествие на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. Он не имел никакой необходимости, никакой потребности в этом крещении, потому что был без греха. В этом мы видим некое несоответствие между Ним безгрешным по естеству и обрядом крещения, которое совершал Иоанн Креститель. Величайший пророк сам заметил это и говорил с недоумением явившемуся Господу: «Мне надлежит от Тебя креститься, и Ты ли пришёл ко мне». Но Господь останавливает Своего Предтечу и Крестителя и говорит: «Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».
В чем же смысл крещения Господня? Почему Он приходит на Иордан, не имея нужды в этом крещении? Он соединяет Себя со всем грешным родом человеческим, чтобы никто не чувствовал себя отриновенным от Бога. К Иоанну Крестителю приходили все слои современного ему общества: и мытари, и грешники, и блудницы, и фарисеи, и воины, и чиновники, которые служили в римской империи. Для каждого из них находил своё слово Креститель Господень.
Это слово и наставление Крестителя очень удивительно. С одной стороны, от такого грозного аскета-отшельника, который был одет в звериные шкуры, в кожаную власяницу, практически ничего не ел и жил в пустыне, можно было ожидать самого строгого слова обличения, слова жёсткого и справедливого. Но мы видим, что он говорит очень реальные и удобоисполнимые вещи для грешников, приходящих к нему. Римским солдатам, которые приходили к нему, он говорит: «Будьте довольны своим жалованием и не требуйте ничего сверх этого». Другим советовал: «Кто имеет две одежды, отдай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Такие совершенно реальные, как будто для нас, жителей XXI века, даёт советы Иоанн Креститель.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы и мы внимали его очень взвешенному слову, замечали горе, боль, страдание, которые в преизобилии находятся в нашей жизни вокруг нас. Мы порой не замечаем или не хотим замечать этого горя людского. Его наставление римским солдатам может быть золотым правилом для всех чиновников во все времена: «Будь доволен своим жалованьем и не требуй ничего сверх этого». Не занимайся поборами, взятками, другими безобразиями, за что ненавидят чиновников во всем мире.
Но речь сегодня не об этом. К проповеди Иоанна Крестителя наше внимание было приковано во время вчерашнего богослужения, а сегодня — день явления нашего Господа на Иордан. Он приходит, чтобы показать солидарность со всем родом человеческим; Он приходит, чтобы исполнить всякую правду, чтобы утвердить и узаконить будущее таинство крещения, без которого невозможно достижение Царства Небесного. Безгрешный приходит на Иордан, чтобы нам, грешным людям, показать, что крещение — это незыблемое основание и условие спасения души человеческой, потому что в этом таинстве она соединяется с Самим Богом, давая Ему обет верности и обещание исполнения заповедей Его и уставов.
В день Богоявления Господня происходит явление Самой Святой Троицы, впервые так явственно и так убедительно в истории Священного писания, Ветхого и Нового завета. Это уникальное явление Святой Троицы, когда Бог Слово Сам принимал крещение, Отец свидетельствовал о Нём, что это Сын Его возлюбленный, а Дух Святой сходил на Него в виде голубя.
Явление Троицы на Иордане. Теперь никто из земнородных не сможет никогда сказать, что он не видел Бога, что он не знает Его, что Бог чужд, неведом, трансцендентен человеку. Богоявление — это не только пришествие Бога на Иордан, пришествие Христа, Слова Божия, но и явление Самого Бога в этот мир, которое началось с момента Его Рождества, Его вхождения в этот тварный мир. Как говорил апостол Павел в послании к Титу: «Явилась благодать Божия, спасительная всем человекам». Явление Бога, благодать Его, проявление божественной энергии в мире до сего момента было совершенно невозможно и немыслимо. А праздник Богоявления вселяет в каждого из нас веру, укрепляет её, укрепляет нашу надежду на Бога и окрыляет наше сердце безмерной благодарностью Богу за дело спасения рода человеческого. Теперь никто не может сказать, что он не знает воли Божией, что ему неизвестны мысли Бога о тварном мире или, по крайней мере, о человеке, потому что всё это заключено теперь в Божественном Откровении, в Слове Божием. Там есть наставление для человека, правила жизни, как жить, чтобы не терять союза с Богом и в этой жизни, и в жизни грядущей.
Дай Бог, чтобы праздник Богоявления всех нас укрепил в вере, в благодарности Богу за то, что Он спас каждого из нас и призывает к вечной, блаженной жизни. Дай Бог, чтобы мы с вами дорожили обетами крещения, которые мы или сами давали, крестясь в сознательном возрасте, или устами наших восприемников при малолетнем нашем крещении также обещали верность нашему Создателю.
Сегодня во время богослужения вы неоднократно слышали слова опять же апостола Павла: «Елици во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — кто крестился во Христа, пусть облекается в Него, в Его образ мыслей, в Его слова, в Его образ жизни, в Его заповеди, пусть живёт и станет сам Христовым и богоподобным. Об этом сегодня напоминает нам Святая Церковь. Все мы, крестившиеся во Христа, носим ли образ Христов, живой образ воплощённого Бога в своей жизни и в своей душе? Не приносим ли часто соблазна своей жизнью, поступками, словами, делами в этот окружающий безбожный мир, который ненавидит Церковь, который ненавидит Христа, потому что за этой ненавистью всегда стоит дьявол?
Так пусть же каждый из нас, во-первых, убедится в простой истине — в существовании духовного мира и дьявола, который стоит за любой ненавистью и злобой по отношению к Церкви Христовой. Во-вторых, пусть укрепит и порадует каждого из нас осознание того, что несмотря на многие грехи, которые могут иметь основания в нашей жизни, Церковь стоит непоколебимо уже более двух тысячелетий, потому что главой Церкви, её основанием является не человек, не человеческое учение, но божественное, богочеловеческое учение, и главой Церкви является Сам Бог, воплощённое Слово Божие, явившееся ныне для крещения в водах Иорданских. Крещением в Иордане Господь омывает прародительский грех, омывает и освящает в одно естество и весь тварный космос, который несёт грех и проказу греха Адамова.
Праздник Крещения Господня ещё вселяет в нас одну очень светлую надежду, что нет предела долготерпению и милосердию Божиему, нет такого состояния души человеческой, такой бездны падения и грязи греховной, которую невозможно было бы омыть слезами покаяния, омыть или в светоносных водах Иорданских, или в купели своего собственного крещения. Для Бога нет ничего невозможного. Любые грехи человека попадают в божественный океан, в бездну Его милосердия. Как море, естественный Богом сотворённый водоем, порой не может осквернить никакое зло, никакие внешние отбросы, которые вливает в него человек — оно само очищается и уничтожает в себе всякую нечисть и всякое зло, и тем более океан божественной любви уничтожает всякое зло человеческое. Пусть сегодня никто не унывает в своих грехах, что так сложно жить, так много греха в этом мире, много злобы, ненависти кругом, как будто уже дыхание антихриста слышится в этом мире.
Дай Бог нам быть верными последователями Христа, чтобы любовь ко Христу, нашему Спасителю, светилась в наших сердцах и глазах. И тогда антихрист не посмеет явиться, потому что любовь ещё не иссякла из этого мира. Аминь.
19 января 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный». Такими словами Православная Церковь в своих глубоких, наполненных духовного смысла песнопениях, прославляет сегодняшнее торжество. Сегодняшний день называется праздником Богоявления.
Когда Господь наш Иисус Христос по исполнении тридцатилетнего возраста выходит на проповедь спасения рода человеческого, то первым событием в деле спасения нашего является Его пришествие на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. Он не имел никакой необходимости, никакой потребности в этом крещении, потому что был без греха. В этом мы видим некое несоответствие между Ним безгрешным по естеству и обрядом крещения, которое совершал Иоанн Креститель. Величайший пророк сам заметил это и говорил с недоумением явившемуся Господу: «Мне надлежит от Тебя креститься, и Ты ли пришёл ко мне». Но Господь останавливает Своего Предтечу и Крестителя и говорит: «Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».
В чем же смысл крещения Господня? Почему Он приходит на Иордан, не имея нужды в этом крещении? Он соединяет Себя со всем грешным родом человеческим, чтобы никто не чувствовал себя отриновенным от Бога. К Иоанну Крестителю приходили все слои современного ему общества: и мытари, и грешники, и блудницы, и фарисеи, и воины, и чиновники, которые служили в римской империи. Для каждого из них находил своё слово Креститель Господень.
Это слово и наставление Крестителя очень удивительно. С одной стороны, от такого грозного аскета-отшельника, который был одет в звериные шкуры, в кожаную власяницу, практически ничего не ел и жил в пустыне, можно было ожидать самого строгого слова обличения, слова жёсткого и справедливого. Но мы видим, что он говорит очень реальные и удобоисполнимые вещи для грешников, приходящих к нему. Римским солдатам, которые приходили к нему, он говорит: «Будьте довольны своим жалованием и не требуйте ничего сверх этого». Другим советовал: «Кто имеет две одежды, отдай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Такие совершенно реальные, как будто для нас, жителей XXI века, даёт советы Иоанн Креститель.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы и мы внимали его очень взвешенному слову, замечали горе, боль, страдание, которые в преизобилии находятся в нашей жизни вокруг нас. Мы порой не замечаем или не хотим замечать этого горя людского. Его наставление римским солдатам может быть золотым правилом для всех чиновников во все времена: «Будь доволен своим жалованьем и не требуй ничего сверх этого». Не занимайся поборами, взятками, другими безобразиями, за что ненавидят чиновников во всем мире.
Но речь сегодня не об этом. К проповеди Иоанна Крестителя наше внимание было приковано во время вчерашнего богослужения, а сегодня — день явления нашего Господа на Иордан. Он приходит, чтобы показать солидарность со всем родом человеческим; Он приходит, чтобы исполнить всякую правду, чтобы утвердить и узаконить будущее таинство крещения, без которого невозможно достижение Царства Небесного. Безгрешный приходит на Иордан, чтобы нам, грешным людям, показать, что крещение — это незыблемое основание и условие спасения души человеческой, потому что в этом таинстве она соединяется с Самим Богом, давая Ему обет верности и обещание исполнения заповедей Его и уставов.
В день Богоявления Господня происходит явление Самой Святой Троицы, впервые так явственно и так убедительно в истории Священного писания, Ветхого и Нового завета. Это уникальное явление Святой Троицы, когда Бог Слово Сам принимал крещение, Отец свидетельствовал о Нём, что это Сын Его возлюбленный, а Дух Святой сходил на Него в виде голубя.
Явление Троицы на Иордане. Теперь никто из земнородных не сможет никогда сказать, что он не видел Бога, что он не знает Его, что Бог чужд, неведом, трансцендентен человеку. Богоявление — это не только пришествие Бога на Иордан, пришествие Христа, Слова Божия, но и явление Самого Бога в этот мир, которое началось с момента Его Рождества, Его вхождения в этот тварный мир. Как говорил апостол Павел в послании к Титу: «Явилась благодать Божия, спасительная всем человекам». Явление Бога, благодать Его, проявление божественной энергии в мире до сего момента было совершенно невозможно и немыслимо. А праздник Богоявления вселяет в каждого из нас веру, укрепляет её, укрепляет нашу надежду на Бога и окрыляет наше сердце безмерной благодарностью Богу за дело спасения рода человеческого. Теперь никто не может сказать, что он не знает воли Божией, что ему неизвестны мысли Бога о тварном мире или, по крайней мере, о человеке, потому что всё это заключено теперь в Божественном Откровении, в Слове Божием. Там есть наставление для человека, правила жизни, как жить, чтобы не терять союза с Богом и в этой жизни, и в жизни грядущей.
Дай Бог, чтобы праздник Богоявления всех нас укрепил в вере, в благодарности Богу за то, что Он спас каждого из нас и призывает к вечной, блаженной жизни. Дай Бог, чтобы мы с вами дорожили обетами крещения, которые мы или сами давали, крестясь в сознательном возрасте, или устами наших восприемников при малолетнем нашем крещении также обещали верность нашему Создателю.
Сегодня во время богослужения вы неоднократно слышали слова опять же апостола Павла: «Елици во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — кто крестился во Христа, пусть облекается в Него, в Его образ мыслей, в Его слова, в Его образ жизни, в Его заповеди, пусть живёт и станет сам Христовым и богоподобным. Об этом сегодня напоминает нам Святая Церковь. Все мы, крестившиеся во Христа, носим ли образ Христов, живой образ воплощённого Бога в своей жизни и в своей душе? Не приносим ли часто соблазна своей жизнью, поступками, словами, делами в этот окружающий безбожный мир, который ненавидит Церковь, который ненавидит Христа, потому что за этой ненавистью всегда стоит дьявол?
Так пусть же каждый из нас, во-первых, убедится в простой истине — в существовании духовного мира и дьявола, который стоит за любой ненавистью и злобой по отношению к Церкви Христовой. Во-вторых, пусть укрепит и порадует каждого из нас осознание того, что несмотря на многие грехи, которые могут иметь основания в нашей жизни, Церковь стоит непоколебимо уже более двух тысячелетий, потому что главой Церкви, её основанием является не человек, не человеческое учение, но божественное, богочеловеческое учение, и главой Церкви является Сам Бог, воплощённое Слово Божие, явившееся ныне для крещения в водах Иорданских. Крещением в Иордане Господь омывает прародительский грех, омывает и освящает в одно естество и весь тварный космос, который несёт грех и проказу греха Адамова.
Праздник Крещения Господня ещё вселяет в нас одну очень светлую надежду, что нет предела долготерпению и милосердию Божиему, нет такого состояния души человеческой, такой бездны падения и грязи греховной, которую невозможно было бы омыть слезами покаяния, омыть или в светоносных водах Иорданских, или в купели своего собственного крещения. Для Бога нет ничего невозможного. Любые грехи человека попадают в божественный океан, в бездну Его милосердия. Как море, естественный Богом сотворённый водоем, порой не может осквернить никакое зло, никакие внешние отбросы, которые вливает в него человек — оно само очищается и уничтожает в себе всякую нечисть и всякое зло, и тем более океан божественной любви уничтожает всякое зло человеческое. Пусть сегодня никто не унывает в своих грехах, что так сложно жить, так много греха в этом мире, много злобы, ненависти кругом, как будто уже дыхание антихриста слышится в этом мире.
Дай Бог нам быть верными последователями Христа, чтобы любовь ко Христу, нашему Спасителю, светилась в наших сердцах и глазах. И тогда антихрист не посмеет явиться, потому что любовь ещё не иссякла из этого мира. Аминь.
Предыдущая проповедь
16 января 2011
Следующая проповедь
23 января 2011
Все проповеди за 2011 год