Дорогие братия и сестры.
Сегодняшнее Евангелие, которое вы слышали за Божественной Литургией, говорит нам о силе Божественного благословения, которое преумножает любые материальные блага, восполняет всё, что не достаёт человеку, крепко верящему в Бога и в Боге полагающем всё основание своей жизни.
Апостолы Пётр, Иоанн и Иаков ловили рыбу всю ночь и ничего не поймали. Утром Господь подошёл к этим рыбакам, будущим апостолам и попросил Петра, зайдя в его лодку, отплыть немного от берега. Стоя в лодке, Господь наставлял людей. А затем, когда Он завершил общение с народом, сказал Петру: отплыви на глубину и забрось сети, на что Пётр ответил: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5;5). Они были опытными рыбаками и прекрасно понимали, что, если ночью не было клёва и они ничего не поймали, то утром в Израиле уже рано наступает жара, и ловить рыбу нереально и бесполезно. Но Пётр, веря в силу слов и благословения своего Учителя, повинуется, сказав: «но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5). И когда он закинул сеть, она мгновенно наполнилась рыбой, как будто вся она, обитавшая в Геннисаретском озере, устремилась к апостолам.
Пётр не мог вытащить сети сам и дал знак Иакову и Иоанну, чтобы они пришли помочь ему. На другой лодке они подплыли и вместе вытащили сети с рыбой, которые нагрузили в обе лодки так, что они стали тонуть. И тогда Петр воскликнул, обращаясь ко Христу: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5;8).
Эти очень примечательные слова Евангелия, которые задерживают наше внимание на них. Ведь подобные слова говорили жители Гадаринской земли, когда Господь исцелил бесновато-го, который жил в гробах и наводил ужас и страх на всех, кто дерзал проходить этими местами. Это было опасно и для жизни физической, и для психического состояния человека, потому что вопли и необыкновенная сила этого гадаринского бесноватого была страшной, зловещей и сокрушающей всё, что могло встретиться на пути этого несчастного человека.
И когда Господь исцелил его, гадаринские жители просили Его удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Если Господь совершил такое чудо, то что же ещё может Он совершить, что повлияет на их жизнь так внезапно, необыкновенно. И они предпочли лучше отказаться от Бога, остаться самими с собой, а Христа просили уйти.
Это страшное изгнание Бога гадаринцами. Совсем в другом смысле произносит эти же слова апостол Пётр: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Гадаринцы говорят: уйди, Господи, потому что Ты нам не нужен, без Тебя мы гораздо спокойнее и лучше будем жить. А Пётр желает и мечтает жить и быть в окружении Господа, но, видя это чудо, которое совершил Господь, понимает, что он недостоин находиться в близком общении с Мессией, воплотившимся Богом.
Необычайное смирение апостола Петра является для нас примером, в каком состоянии, в каком чувстве самооценки мы должны находиться, чтобы Господь был милостив к нам, грешным, и слышал нашу молитву. В самом деле, кто мы такие пред очами Господа, погрязшие в страстях и пороках, из которых мы не выходим порой в течение всей своей жизни. Эти грехи и страсти становятся для нас такими жизненно важными, без которых мы не можем мыслить своей жизни, привыкаем к этим грехам и не считаем себя грешными людьми. Дьявол даёт нам систему ложной самооценки. Мы сравниваем себя с теми, как нам кажется, ещё более грешными людьми, которые окружают нас: они не ходят в храм, не соблюдают традиции и уставы Православной Церкви, которые живут сами по себе, как жители Гадаринской земли. И сравнивая себя с такими людьми, мы говорим, что мы ещё ничего, что-то из себя представляем, что мы люди XXI-го века, не всё ещё у нас потеряно.
Это греховное самоуспокоение очень страшно. Оно проводит человека к такому самодостаточному состоянию, которое спровоцировано человеческой гордостью. А в таком состоянии бесполезно к Богу обращаться, это является крайней степени дерзости.
Поэтому, дай Бог, чтобы каждый из нас не забывал эти слова апостола Петра, когда мы предстаём перед Богом, чтобы в каждый момент нашей жизни мы осознавали множество грехов своих. А ведь мы порой влезаем в страшные грехи, несовместимые с христианством и даже с заповедями Ветхого Завета. Мы порой и в седьмую заповедь не вписываемся. XXI-ый век – гражданские браки и другие свободолюбивые нравы.
Страшное состояние человека проявляется в том, что человек не чувствует греха. Он считает, что грех – это потребность жизни, норма физиологии, которая успокаивает человека, приводит всё в соответствие: и физическое, и психосоматическое состояние человека. Это глубокое, гибельное заблуждение, дорогие братия и сестры. Бог грешников не слушает. Но важно осознавать свои грехи и со слезами и смирением чувствовать своё несовершенство и недостоинство.
И далее мы видим в этом Евангелии силу Божественного благословения. Благословение Божие проявляется в жизни людей, конкретного человека, монашеских обителей, которые, казалось бы, ничем другим, кроме молитвы, не заняты, но всё остальное образуется как-то само собой. Кто из мужчин был в обителях Афона, наверное, удивлялся красотой тех монастырей. Этим благосостоянием и процветанием славились раньше и наши русские обители: и Валаамский монастырь, и Соловецкая обитель, и Троице-Сергиева Лавра, память основателя которой, преподобного Сергия, мы празднуем сегодня, и многие другие святые обители. Потому что основатели и насельники, живущие в этих обителях, полагали в основание своей жизни слова Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6;33). И Господь всё прилагал: и внешнее благолепие, и обустроенность монастырской жизни, удобной и для монашествующих, и для паломников, во множестве посещающих эти обители.
Это благословение Божие в жизни, порой, проявляется для каждого человека, который полагает основание своей жизни и деятельности в Боге. В Нём он видит первопричину всяческого успеха, и без молитвы к Богу ничего не предпринимает в своей жизни. Поэтому будем памятовать о том, что только человек, который получает Божественное благословение, может надеяться на успех и благоденствие в своей жизни. Потому что, как сказано в Евангелии: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15;5).
Дорогие братия и сестры. Это полагание всей жизни своей на волю Божию особенно показал нам и преподобный Сергий Радонежский, который сегодня прославляется Церковью. Среди множества русских святых сложно назвать ещё кого-либо из святых наших подвижников, угодников Божиих Русской земли, кто так же, как преподобный Сергий, повлиял на историю и Русской Церкви, и самого нашего государства.
Преподобный Сергий жил в сложнейшие времена. Татаро-монгольское иго тяготело над нашей страной около трёхсот лет. И переломный момент для свержения этого ига, тяжелейшего для нашей страны и народа, был положен благодаря молитвам преподобного Сергия Радонежского. Куликовская битва 1380 года, в которой победил Дмитрий Донской, явилась именно таким переломным моментом. Победа вдохнула уверенность в русский народ, что это иго может быть сброшено, и Русь снова может быть свободной. Эта победа состоялась благодаря молитвам и благословению преподобного Сергия; благодаря вере и смирению Дмитрия Донского, который пришёл в обитель преподобного Сергия и смиренно просил благословения у великого угодника Божия и заступника земли Русской.
Преподобный Сергий воплотил в себе идеал святости. Эта святость сияет во многих добродетелях, которые стяжал преподобный Сергий Радонежский. Проявлялось его совершен-ное нестяжание в том, что он совершал литургию при свете лучины; что совершалась эта литургия в деревянных сосудах, которые до сих пор хранятся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной семинарии и академии, в простых холщовых ризах; в том, что преподобный Сергий отказывался от принятия священного сана. Он ходил постоянно в грубой одежде, порой, в заплатках, совершенно не обращая внимания на внешнюю сторону жизни. И в этом смирении его иногда и не узнавали.
Один крестьянин, придя в обитель, спрашивал, зная о необыкновенной жизни святого: «Где преподобный Сергий, как на него посмотреть?» Братья сказали: «Да вон он трудится на огороде». Крестьянин увидел какого-то сгорбленного старичка в поношенной рясе, совершенно неказистого вида. И крестьянин не поверил, потому что Сергий ничем не отличался по внешнему виду от остальных монахов, может, даже хуже был одет, чем крестьянин. И в этот момент подъезжает великий князь и падает на колени перед этим чернецом. Крестьянин в ужас пришёл от того, что не узнал в этом человеке великого молитвенника — игумена земли Русской.
Преподобный Сергий Радонежский стал с юности своей прославлять имя Святой Живоначальной Троицы и обитель создал во имя Бога в Троице славимого. В те времена, в начале XIV века, когда его родители, бывшие знатные бояре, переехали в Московскую землю, он уходит в дремучие леса на гору Маковец и там вместе со своим братом Стефаном они начинают обустраивать монашескую жизнь, которая и началась-то с одной кельи, в которой жил Сергий со своим братом. Стефан не выдержал жестокого жития пустынного в таких нечеловеческих условиях, ушёл в Москву и стал насельником Николо-Богоявленского монастыря, а затем стал духовником самого митрополита Алексия.
Преподобный Сергий ещё долгие годы и десятилетия оставался там совершенно один, испытывая страдания, тяжелейшие искушения от демонов, которые в разных обличьях, под видом разных чудовищ являлись и изгоняли его из этой пустыни, которая ранее была местом их обиталища. Но преподобный Сергий выдерживал с помощью Божией, в Нём полагая сердце и жизнь свою.
Затем собираются монахи, постепенно устраивается жизнь. Братия терпят какие-то неудобства и начинают роптать, потому что в обители не было источника воды, приходилось ходить куда-то очень далеко, и было трудно терпеть жажду порой. Братия уже собиралась расходиться. Преподобный Сергий молится, и по его молитве, как в древности по молитве великого пророка, боговидца Моисея, забил источник чистой воды.
Преподобный Сергий совершал множество чудес. Однажды он воскресил своей молитвой умершего сына крестьянина.
Когда служил преподобный Сергий, многие из братии видели Ангелов, которые сослужили ему. Когда он совершал таинство Евхаристии, братия видели огонь, сходящий с неба в чашу. И этого огня преподобный Сергий причащался, не опаляясь силой этого огня, который являл реальное присутствие Бога в Святых дарах, приносимых Богу Сергием Радонежским. Так молитвами преподобного Сергия умножилась и укрепилась Троицкая обитель.
Великие святители и проповедники почтили память преподобного Сергия возвышенными прекрасными словами. Митрополит Платон Левшин, митрополит Филарет Дроздов — все эти московские святители считали своим долгом быть в дни праздника в обители Сергия Радонежского. Например, митрополит Филарет Дроздов в XIX-ом веке, созерцая благолепие центральной для всей России обители, восклицал: «Кто покажет мне малый деревянный храм, в котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошёл бы я в него на всенощное бдение, когда в нём с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их достигает до неба, и Ангелы восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы я мог вздохнуть её воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождём слез его. Дайте мне облобызать порог её сеней, который истёрт ногами святых и через который однажды переступили стопы Царицы Небесной. Ведь это всё здесь: только закрыто временем или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге. Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное — безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования» (Житие свт Филарета Дроздова).
Преподобный Сергий удостоился явления Самой Пречистой Преблагословенной Девы Марии. И когда Она явилась, то утешала его словами: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя! Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах» (Минея, апрель).
Однажды в глухую ночь Преподобный в великой заботе о духовных чадах своих бодрствовал на молитве и услышал голос, звавший его: «Сергие!» Удивился Преподобный необычному зову во нощи, открыл оконце келии и увидел видение дивное. Свет лучезарный как бы струился с неба, и столь блистающ был этот Свет, что яркостью превосходил свет дневной. И снова голос произнес: «Сергие! Ты молишься о чадах своих, Господь услышал моления твои». При этом Преподобный увидел множество птиц, «зело прекрасных», прилетевших не только в монастырь, но и бывших вокруг монастыря, и таинственный голос продолжал: «Смотри и виждь множество иноков, сшедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати» (Видение прп. Сергия Радонежского).
Ученики святого Сергия стали основателями других знаменитых обителей и освятили своей молитвой, трудами, подвигами, жизнью всю нашу святую Русь, сформировали её духовные устои. Преподобный Сергий не только повлиял на ход истории тем, что благословил и предсказал победу на Куликовом поле. Он явился собирателем святой Руси: мирил князей, посчитал необходимым и крайне важным делом пешком идти из обители своей в Рязань к Олегу, знаменитому князю Рязанскому, который противостоял московскому князю Димитрию Донскому и был даже более могущественным, чем московский князь. И преподобный Сергий убедил его выступить вместе с московским князем против татар.
Это событие послужило объединению русских князей и русского народа, явилось очень важным для истории нашей страны. Если бы не было преподобного Сергия, не было бы Святой Руси: был бы или какой-нибудь татарский халифат, или Золотая Орда со столицей в Москве, или что-либо подобное. Только благодаря преподобному Сергию, его молитве, его дальновидности, его смирению мы с вами до сих пор сохраняем свою самоидентичность, и Русь его молитвами и ныне хранится непоколебимой.
Дай Бог, чтобы мы с вами были достойны молитв преподобного Сергия Радонежского. Потому что прославление святых не должно состоять лишь в восхвалении их жизни, их подвига – это удел историков, изучающих деяния прошлых лет. А наша задача, дорогие братия и сестры, заимствовать от них образ добродетельной жизни, подражать их великим подвигам. И тогда милость и помощь Божия через покровительство святых и преподобного Сергия Радонежского будет всегда присутствовать в нашей жизни. Аминь.
8 октября 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Сегодняшнее Евангелие, которое вы слышали за Божественной Литургией, говорит нам о силе Божественного благословения, которое преумножает любые материальные блага, восполняет всё, что не достаёт человеку, крепко верящему в Бога и в Боге полагающем всё основание своей жизни.
Апостолы Пётр, Иоанн и Иаков ловили рыбу всю ночь и ничего не поймали. Утром Господь подошёл к этим рыбакам, будущим апостолам и попросил Петра, зайдя в его лодку, отплыть немного от берега. Стоя в лодке, Господь наставлял людей. А затем, когда Он завершил общение с народом, сказал Петру: отплыви на глубину и забрось сети, на что Пётр ответил: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5;5). Они были опытными рыбаками и прекрасно понимали, что, если ночью не было клёва и они ничего не поймали, то утром в Израиле уже рано наступает жара, и ловить рыбу нереально и бесполезно. Но Пётр, веря в силу слов и благословения своего Учителя, повинуется, сказав: «но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5). И когда он закинул сеть, она мгновенно наполнилась рыбой, как будто вся она, обитавшая в Геннисаретском озере, устремилась к апостолам.
Пётр не мог вытащить сети сам и дал знак Иакову и Иоанну, чтобы они пришли помочь ему. На другой лодке они подплыли и вместе вытащили сети с рыбой, которые нагрузили в обе лодки так, что они стали тонуть. И тогда Петр воскликнул, обращаясь ко Христу: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5;8).
Эти очень примечательные слова Евангелия, которые задерживают наше внимание на них. Ведь подобные слова говорили жители Гадаринской земли, когда Господь исцелил бесновато-го, который жил в гробах и наводил ужас и страх на всех, кто дерзал проходить этими местами. Это было опасно и для жизни физической, и для психического состояния человека, потому что вопли и необыкновенная сила этого гадаринского бесноватого была страшной, зловещей и сокрушающей всё, что могло встретиться на пути этого несчастного человека.
И когда Господь исцелил его, гадаринские жители просили Его удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Если Господь совершил такое чудо, то что же ещё может Он совершить, что повлияет на их жизнь так внезапно, необыкновенно. И они предпочли лучше отказаться от Бога, остаться самими с собой, а Христа просили уйти.
Это страшное изгнание Бога гадаринцами. Совсем в другом смысле произносит эти же слова апостол Пётр: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Гадаринцы говорят: уйди, Господи, потому что Ты нам не нужен, без Тебя мы гораздо спокойнее и лучше будем жить. А Пётр желает и мечтает жить и быть в окружении Господа, но, видя это чудо, которое совершил Господь, понимает, что он недостоин находиться в близком общении с Мессией, воплотившимся Богом.
Необычайное смирение апостола Петра является для нас примером, в каком состоянии, в каком чувстве самооценки мы должны находиться, чтобы Господь был милостив к нам, грешным, и слышал нашу молитву. В самом деле, кто мы такие пред очами Господа, погрязшие в страстях и пороках, из которых мы не выходим порой в течение всей своей жизни. Эти грехи и страсти становятся для нас такими жизненно важными, без которых мы не можем мыслить своей жизни, привыкаем к этим грехам и не считаем себя грешными людьми. Дьявол даёт нам систему ложной самооценки. Мы сравниваем себя с теми, как нам кажется, ещё более грешными людьми, которые окружают нас: они не ходят в храм, не соблюдают традиции и уставы Православной Церкви, которые живут сами по себе, как жители Гадаринской земли. И сравнивая себя с такими людьми, мы говорим, что мы ещё ничего, что-то из себя представляем, что мы люди XXI-го века, не всё ещё у нас потеряно.
Это греховное самоуспокоение очень страшно. Оно проводит человека к такому самодостаточному состоянию, которое спровоцировано человеческой гордостью. А в таком состоянии бесполезно к Богу обращаться, это является крайней степени дерзости.
Поэтому, дай Бог, чтобы каждый из нас не забывал эти слова апостола Петра, когда мы предстаём перед Богом, чтобы в каждый момент нашей жизни мы осознавали множество грехов своих. А ведь мы порой влезаем в страшные грехи, несовместимые с христианством и даже с заповедями Ветхого Завета. Мы порой и в седьмую заповедь не вписываемся. XXI-ый век – гражданские браки и другие свободолюбивые нравы.
Страшное состояние человека проявляется в том, что человек не чувствует греха. Он считает, что грех – это потребность жизни, норма физиологии, которая успокаивает человека, приводит всё в соответствие: и физическое, и психосоматическое состояние человека. Это глубокое, гибельное заблуждение, дорогие братия и сестры. Бог грешников не слушает. Но важно осознавать свои грехи и со слезами и смирением чувствовать своё несовершенство и недостоинство.
И далее мы видим в этом Евангелии силу Божественного благословения. Благословение Божие проявляется в жизни людей, конкретного человека, монашеских обителей, которые, казалось бы, ничем другим, кроме молитвы, не заняты, но всё остальное образуется как-то само собой. Кто из мужчин был в обителях Афона, наверное, удивлялся красотой тех монастырей. Этим благосостоянием и процветанием славились раньше и наши русские обители: и Валаамский монастырь, и Соловецкая обитель, и Троице-Сергиева Лавра, память основателя которой, преподобного Сергия, мы празднуем сегодня, и многие другие святые обители. Потому что основатели и насельники, живущие в этих обителях, полагали в основание своей жизни слова Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6;33). И Господь всё прилагал: и внешнее благолепие, и обустроенность монастырской жизни, удобной и для монашествующих, и для паломников, во множестве посещающих эти обители.
Это благословение Божие в жизни, порой, проявляется для каждого человека, который полагает основание своей жизни и деятельности в Боге. В Нём он видит первопричину всяческого успеха, и без молитвы к Богу ничего не предпринимает в своей жизни. Поэтому будем памятовать о том, что только человек, который получает Божественное благословение, может надеяться на успех и благоденствие в своей жизни. Потому что, как сказано в Евангелии: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15;5).
Дорогие братия и сестры. Это полагание всей жизни своей на волю Божию особенно показал нам и преподобный Сергий Радонежский, который сегодня прославляется Церковью. Среди множества русских святых сложно назвать ещё кого-либо из святых наших подвижников, угодников Божиих Русской земли, кто так же, как преподобный Сергий, повлиял на историю и Русской Церкви, и самого нашего государства.
Преподобный Сергий жил в сложнейшие времена. Татаро-монгольское иго тяготело над нашей страной около трёхсот лет. И переломный момент для свержения этого ига, тяжелейшего для нашей страны и народа, был положен благодаря молитвам преподобного Сергия Радонежского. Куликовская битва 1380 года, в которой победил Дмитрий Донской, явилась именно таким переломным моментом. Победа вдохнула уверенность в русский народ, что это иго может быть сброшено, и Русь снова может быть свободной. Эта победа состоялась благодаря молитвам и благословению преподобного Сергия; благодаря вере и смирению Дмитрия Донского, который пришёл в обитель преподобного Сергия и смиренно просил благословения у великого угодника Божия и заступника земли Русской.
Преподобный Сергий воплотил в себе идеал святости. Эта святость сияет во многих добродетелях, которые стяжал преподобный Сергий Радонежский. Проявлялось его совершен-ное нестяжание в том, что он совершал литургию при свете лучины; что совершалась эта литургия в деревянных сосудах, которые до сих пор хранятся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной семинарии и академии, в простых холщовых ризах; в том, что преподобный Сергий отказывался от принятия священного сана. Он ходил постоянно в грубой одежде, порой, в заплатках, совершенно не обращая внимания на внешнюю сторону жизни. И в этом смирении его иногда и не узнавали.
Один крестьянин, придя в обитель, спрашивал, зная о необыкновенной жизни святого: «Где преподобный Сергий, как на него посмотреть?» Братья сказали: «Да вон он трудится на огороде». Крестьянин увидел какого-то сгорбленного старичка в поношенной рясе, совершенно неказистого вида. И крестьянин не поверил, потому что Сергий ничем не отличался по внешнему виду от остальных монахов, может, даже хуже был одет, чем крестьянин. И в этот момент подъезжает великий князь и падает на колени перед этим чернецом. Крестьянин в ужас пришёл от того, что не узнал в этом человеке великого молитвенника — игумена земли Русской.
Преподобный Сергий Радонежский стал с юности своей прославлять имя Святой Живоначальной Троицы и обитель создал во имя Бога в Троице славимого. В те времена, в начале XIV века, когда его родители, бывшие знатные бояре, переехали в Московскую землю, он уходит в дремучие леса на гору Маковец и там вместе со своим братом Стефаном они начинают обустраивать монашескую жизнь, которая и началась-то с одной кельи, в которой жил Сергий со своим братом. Стефан не выдержал жестокого жития пустынного в таких нечеловеческих условиях, ушёл в Москву и стал насельником Николо-Богоявленского монастыря, а затем стал духовником самого митрополита Алексия.
Преподобный Сергий ещё долгие годы и десятилетия оставался там совершенно один, испытывая страдания, тяжелейшие искушения от демонов, которые в разных обличьях, под видом разных чудовищ являлись и изгоняли его из этой пустыни, которая ранее была местом их обиталища. Но преподобный Сергий выдерживал с помощью Божией, в Нём полагая сердце и жизнь свою.
Затем собираются монахи, постепенно устраивается жизнь. Братия терпят какие-то неудобства и начинают роптать, потому что в обители не было источника воды, приходилось ходить куда-то очень далеко, и было трудно терпеть жажду порой. Братия уже собиралась расходиться. Преподобный Сергий молится, и по его молитве, как в древности по молитве великого пророка, боговидца Моисея, забил источник чистой воды.
Преподобный Сергий совершал множество чудес. Однажды он воскресил своей молитвой умершего сына крестьянина.
Когда служил преподобный Сергий, многие из братии видели Ангелов, которые сослужили ему. Когда он совершал таинство Евхаристии, братия видели огонь, сходящий с неба в чашу. И этого огня преподобный Сергий причащался, не опаляясь силой этого огня, который являл реальное присутствие Бога в Святых дарах, приносимых Богу Сергием Радонежским. Так молитвами преподобного Сергия умножилась и укрепилась Троицкая обитель.
Великие святители и проповедники почтили память преподобного Сергия возвышенными прекрасными словами. Митрополит Платон Левшин, митрополит Филарет Дроздов — все эти московские святители считали своим долгом быть в дни праздника в обители Сергия Радонежского. Например, митрополит Филарет Дроздов в XIX-ом веке, созерцая благолепие центральной для всей России обители, восклицал: «Кто покажет мне малый деревянный храм, в котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошёл бы я в него на всенощное бдение, когда в нём с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их достигает до неба, и Ангелы восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы я мог вздохнуть её воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождём слез его. Дайте мне облобызать порог её сеней, который истёрт ногами святых и через который однажды переступили стопы Царицы Небесной. Ведь это всё здесь: только закрыто временем или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге. Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное — безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования» (Житие свт Филарета Дроздова).
Преподобный Сергий удостоился явления Самой Пречистой Преблагословенной Девы Марии. И когда Она явилась, то утешала его словами: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя! Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах» (Минея, апрель).
Однажды в глухую ночь Преподобный в великой заботе о духовных чадах своих бодрствовал на молитве и услышал голос, звавший его: «Сергие!» Удивился Преподобный необычному зову во нощи, открыл оконце келии и увидел видение дивное. Свет лучезарный как бы струился с неба, и столь блистающ был этот Свет, что яркостью превосходил свет дневной. И снова голос произнес: «Сергие! Ты молишься о чадах своих, Господь услышал моления твои». При этом Преподобный увидел множество птиц, «зело прекрасных», прилетевших не только в монастырь, но и бывших вокруг монастыря, и таинственный голос продолжал: «Смотри и виждь множество иноков, сшедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати» (Видение прп. Сергия Радонежского).
Ученики святого Сергия стали основателями других знаменитых обителей и освятили своей молитвой, трудами, подвигами, жизнью всю нашу святую Русь, сформировали её духовные устои. Преподобный Сергий не только повлиял на ход истории тем, что благословил и предсказал победу на Куликовом поле. Он явился собирателем святой Руси: мирил князей, посчитал необходимым и крайне важным делом пешком идти из обители своей в Рязань к Олегу, знаменитому князю Рязанскому, который противостоял московскому князю Димитрию Донскому и был даже более могущественным, чем московский князь. И преподобный Сергий убедил его выступить вместе с московским князем против татар.
Это событие послужило объединению русских князей и русского народа, явилось очень важным для истории нашей страны. Если бы не было преподобного Сергия, не было бы Святой Руси: был бы или какой-нибудь татарский халифат, или Золотая Орда со столицей в Москве, или что-либо подобное. Только благодаря преподобному Сергию, его молитве, его дальновидности, его смирению мы с вами до сих пор сохраняем свою самоидентичность, и Русь его молитвами и ныне хранится непоколебимой.
Дай Бог, чтобы мы с вами были достойны молитв преподобного Сергия Радонежского. Потому что прославление святых не должно состоять лишь в восхвалении их жизни, их подвига – это удел историков, изучающих деяния прошлых лет. А наша задача, дорогие братия и сестры, заимствовать от них образ добродетельной жизни, подражать их великим подвигам. И тогда милость и помощь Божия через покровительство святых и преподобного Сергия Радонежского будет всегда присутствовать в нашей жизни. Аминь.
Предыдущая проповедь
1 октября 2017
Следующая проповедь
15 октября 2017
Все проповеди за 2017 год