Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

День Святой Троицы

Дорогие братия и сестры. Сегодня мы отмечаем большой праздник – Пятидесятницу или, иначе, День Святой Троицы. Основой этого праздника послужили события, произошедшие после крестной казни и вознесения Господа. Апостолы собрались в сионской горнице и пребывали в общении с Богом и молитве. И в этот день по обещанию их Божественного Учителя произошло это уникальное событие, которое мы с вами вспоминаем сегодня. Апостолы услышали необыкновенный шум, как бы от дыхания сильного ветра, и увидели огненные языки, в которых видимым образом Дух Святой сходил на них и остановился, вошёл в каждого из них.

Это благодатное сошествие Святого Духа преобразило апостолов, они получили необыкновенный дар говорить на многих языках. Деяния апостольские перечисляли те языки и наречия, на которых говорили апостолы внезапно, мгновенно, к удивлению всех пришедших в Иерусалим иудеев рассеяния, которые собирались всегда в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. В этот день они вспоминали божественный, чудесный выход их предков иудеев из Египта, из страны рабства, когда в пятидесятый день они подошли к Синайской горе, на которой Моисей-боговидец получил из рук Самого Бога скрижали закона. На двух каменных досках перстом Божиим были написаны десять заповедей, данных Богом, которые составляют основу нравственной жизни всего рода человеческого и будут являться этим мерилом, этим критерием до тех пор, пока стоит мир и пока милость Божия продлевает жизнь этого мира.

Это необыкновенное схождение Святого Духа и дар языков, который получили апостолы, был уникальным, единственным и никогда не повторялся в истории Церкви в таком всеобщем, чудесном проявлении. Суетные потуги сектантов — пятидесятников, которые стараются каким-то воображением, усилием воли, какими-то психическими упражнениями, которые доводят человека до экстаза, до умопомрачения вызвать в себе так называемые глоссолалии. Иногда эти потуги действительно доводят их до того момента, до такой кондиции, когда они говорят что-то такое неудобовразумительное, что сами не понимают. Но иногда люди, присутствующие в их собрании, которые знают многие языки, порой удивляются, какую ахинею могут нести эти люди, которые искусственно провоцируют и побуждают себя вызвать те или иные чудесные дарования, которых однажды сподобились апостолы.

Дорогие братия и сестры. Это чудо было уникально потому, что оно было необходимо для утверждения Церкви Христовой. Апостолы не могли оканчивать ни университетов, ни академий, где могли бы научиться говорению на различных языках. Церковь нуждалась сразу в проповеди Евангелия по всему миру, и особенно язычникам. И вот Господь сделал возможной эту проповедь, дав апостолам этот необыкновенный дар, которому они сами удивились.

А для нас, грешных людей, Богом предначертан другой путь — путь длительного изучения тех или иных языков. Но конечный результат и успех человеческой жизни, который выражается во вдохновении в том или ином деле, в труде, в творчестве — всё равно зависит от Святаго Духа. Без Святаго Духа нет никакого вдохновения, нет полёта мысли, нет, порой, желания и усердия совершать свой ежедневный труд. Всё доброе, что возвышает человека над обыденностью, даруется Духом Святым.

Конечно Бог, как Творец и Промыслитель мира, может в любое время совершить любые чудеса. Любому человеку Бог может дать всё, включая и возможность говорения на любом языке, если это уникальное чудо необходимо для человека, если оно послужит какой-то благой цели, укреплению веры этого человека и тех людей, с которыми он может поделиться тем или иным даром.

Но, дорогие братия и сестры, обычное течение жизни после Пятидесятницы уже основывается не на том чуде, свидетелями которого были апостолы, а на постоянстве человека, на его ежедневном труде, которым устремляется человек к достижению той или иной цели в сфере свой деятельности. И тогда этот труд привлекает Божественное благословение и Дар Святаго Духа.

Мы должны помнить, дорогие братия и сестры, что вдохновение в творчестве, в музыке, в искусстве может подпитываться и из других источников — источников демонических, потому что злые демоны ведь прежде-то были Ангелами, и они многое сохранили из тех великих дарований и способностей, которыми их тогда, при творении прежде рода человеческого, наделил Господь. Многие гении науки — они могут подпитываться, в том числе, источником отрицательным.

А как узнать, что движет человеком: Дух Святой или демонический дух лежит в основе его деятельности и творчества? Дорогие братия и сестры, всё зависит от образа жизни, от того, к чему устремляется человек, от результата его творчества и его труда. Результат показывает, к чему побуждает то или иное произведение, которое написал человек, создал своим трудом: служит ли оно ко благу, укрепляет ли веру, вселяет ли мир в душу человека или, наоборот, возмущает душу, побуждает её к страстям и порокам, проповедует грех и паразитирует на страстях человеческих. Поэтому по результату человеческого труда нам становится понятным, какие истоки и какой источник был в основе жизни, труда и вдохновения того или иного человека.

Дух Святой, Которого прославляет сегодня Святая Церковь, объемлет весь мир. Если мы вспомним описания Моисея, описание того, как Бог творил этот мир, то там мы найдём такие необыкновенные строки: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2) И это носительство Святаго Духа над землею и придавало жизнь всему творению. Оно давало Божественную энергию, оно согревало и питало весь мир, созданный Богом, и питает до сих пор. Это живительное действие Святого Духа святые отцы иногда сравнивали с тем обычным явлением, когда, например, птица высиживает яйца, согревая их своим теплом, и передавая ту живительную, материнскую энергию, которая является основой жизни для новых птенцов.

Наполнение всего космоса Духом Святым пророчески изображали ещё люди Ветхого Завета. Так, пророк и псалмопевец Давид оставил нам удивительное описание этого действия и пребывания Святого Духа в мире, которое даже на русском языке звучит необыкновенно: «Куда пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли, может быть, тьма скроет меня и свет вокруг меня сделается ночью. Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь света как день, как тьма, так и свет» (Пс. 138, 7-12).

Святая Церковь призывает нас с вами особенно молиться Богу о том, чтобы Господь ниспослал нам Святаго Своего Духа, чтобы мы стали причастны этому благодатному действию Святого Духа. Храмы Божии являются этими духовными кладезями, где Дух Святой, где Благодать Божия пребывают в изобилии, и особенно в день Пятидесятницы, когда мы празднуем это великое историческое событие.

Как же мы должны вести себя, как строить жизнь свою, чтобы не лишиться этих плодов Святого Духа? Потому что Священное Писание очень строго нас предупреждает: «кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8,9). Причастность к Божественной благодати является синонимом жизни Христианской, близости человека к Богу, если человек имеет в себе эту благодать Духа Святого. Апостол Павел в знаменитом послании к Галатам говорит о признаках присутствия в человеке Духа Святого — по плодам пребывания это Духа в каждом из нас: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 22-24).  

Человек, стремящийся к обладанию Святым Духом, должен делать постоянно то, что угодно духу, и отрывать греховные желания плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти. Они друг другу противятся, говорит апостол Павел. И в послании к Римлянам, он продолжает: «живущие по плоти Богу угодить не могут, Но вы не по плоти живёте, а по Духу, если только Дух Божий живёт в вас» (Рим. 8, 9).

Когда Бог наказал род человеческий водами Всемирного потопа, то причиной этого было страшное греховное состояние людей, которое характеризуется в Библии следующими краткими словами: «зане человек стал плотью». То есть все помышления человека стали злы, на всякое время только о плотском, телесном, об удовольствиях, о грехах думали люди и погибли в водах потопа. Поэтому путь, который приведёт нас к обладанию, к причастности Святому Духу, состоит в противлении нашей греховной природе.

Посмотрите, как святые любили молитву, они всю жизнь свою пребывали в молитве. Молитва доставляла им необыкновенную радость, она была источником их жизни, поэтому они так были приукрашены добродетелями, потому что любили молитву. Их вера была так крепка, что вся жизнь их была связана с молитвой.

И для нас, дорогие братия и сестры, это тоже подсказка и напоминание о том, что без молитвы невозможно стяжать Святаго Духа. Дух Святой начинает действовать в человеке неприметным образом, точно так же, как незаметно растёт семя, посеянное в землю.

Но, дорогие братия и сестры, действие Святаго Духа даруется Богом в ответ на устремление самого человека. Мы знаем, что дыхание даёт нам жизнь. Если человек перестанет дышать, он станет мёртвым, и ничто, и никто ему не поможет. Об этом усилии человека, которое привлекает благодатное действие Святаго Духа, которое проявляется, в том числе, в противлении греху, в устремлении к молитве, напоминает нам сегодня святая Церковь.

И дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы, достигшие великого, радостного праздника Святой Пятидесятницы, были причастны этой благодати Святого Духа, стяжание которой по слову преподобного Серафима Саровского «является целью христианской жизни». Дай Бог, чтобы в нас звучала эта пламенная молитва сегодня, которая будет читаться во время Евхаристического канона: «Господи, иже пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам твоим ниспославый, того не отыми от нас, но обнови нас, молящихся тебе. Аминь».

16 июня 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня мы отмечаем большой праздник – Пятидесятницу или, иначе, День Святой Троицы. Основой этого праздника послужили события, произошедшие после крестной казни и вознесения Господа. Апостолы собрались в сионской горнице и пребывали в общении с Богом и молитве. И в этот день по обещанию их Божественного Учителя произошло это уникальное событие, которое мы с вами вспоминаем сегодня. Апостолы услышали необыкновенный шум, как бы от дыхания сильного ветра, и увидели огненные языки, в которых видимым образом Дух Святой сходил на них и остановился, вошёл в каждого из них.

Это благодатное сошествие Святого Духа преобразило апостолов, они получили необыкновенный дар говорить на многих языках. Деяния апостольские перечисляли те языки и наречия, на которых говорили апостолы внезапно, мгновенно, к удивлению всех пришедших в Иерусалим иудеев рассеяния, которые собирались всегда в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. В этот день они вспоминали божественный, чудесный выход их предков иудеев из Египта, из страны рабства, когда в пятидесятый день они подошли к Синайской горе, на которой Моисей-боговидец получил из рук Самого Бога скрижали закона. На двух каменных досках перстом Божиим были написаны десять заповедей, данных Богом, которые составляют основу нравственной жизни всего рода человеческого и будут являться этим мерилом, этим критерием до тех пор, пока стоит мир и пока милость Божия продлевает жизнь этого мира.

Это необыкновенное схождение Святого Духа и дар языков, который получили апостолы, был уникальным, единственным и никогда не повторялся в истории Церкви в таком всеобщем, чудесном проявлении. Суетные потуги сектантов — пятидесятников, которые стараются каким-то воображением, усилием воли, какими-то психическими упражнениями, которые доводят человека до экстаза, до умопомрачения вызвать в себе так называемые глоссолалии. Иногда эти потуги действительно доводят их до того момента, до такой кондиции, когда они говорят что-то такое неудобовразумительное, что сами не понимают. Но иногда люди, присутствующие в их собрании, которые знают многие языки, порой удивляются, какую ахинею могут нести эти люди, которые искусственно провоцируют и побуждают себя вызвать те или иные чудесные дарования, которых однажды сподобились апостолы.

Дорогие братия и сестры. Это чудо было уникально потому, что оно было необходимо для утверждения Церкви Христовой. Апостолы не могли оканчивать ни университетов, ни академий, где могли бы научиться говорению на различных языках. Церковь нуждалась сразу в проповеди Евангелия по всему миру, и особенно язычникам. И вот Господь сделал возможной эту проповедь, дав апостолам этот необыкновенный дар, которому они сами удивились.

А для нас, грешных людей, Богом предначертан другой путь — путь длительного изучения тех или иных языков. Но конечный результат и успех человеческой жизни, который выражается во вдохновении в том или ином деле, в труде, в творчестве — всё равно зависит от Святаго Духа. Без Святаго Духа нет никакого вдохновения, нет полёта мысли, нет, порой, желания и усердия совершать свой ежедневный труд. Всё доброе, что возвышает человека над обыденностью, даруется Духом Святым.

Конечно Бог, как Творец и Промыслитель мира, может в любое время совершить любые чудеса. Любому человеку Бог может дать всё, включая и возможность говорения на любом языке, если это уникальное чудо необходимо для человека, если оно послужит какой-то благой цели, укреплению веры этого человека и тех людей, с которыми он может поделиться тем или иным даром.

Но, дорогие братия и сестры, обычное течение жизни после Пятидесятницы уже основывается не на том чуде, свидетелями которого были апостолы, а на постоянстве человека, на его ежедневном труде, которым устремляется человек к достижению той или иной цели в сфере свой деятельности. И тогда этот труд привлекает Божественное благословение и Дар Святаго Духа.

Мы должны помнить, дорогие братия и сестры, что вдохновение в творчестве, в музыке, в искусстве может подпитываться и из других источников — источников демонических, потому что злые демоны ведь прежде-то были Ангелами, и они многое сохранили из тех великих дарований и способностей, которыми их тогда, при творении прежде рода человеческого, наделил Господь. Многие гении науки — они могут подпитываться, в том числе, источником отрицательным.

А как узнать, что движет человеком: Дух Святой или демонический дух лежит в основе его деятельности и творчества? Дорогие братия и сестры, всё зависит от образа жизни, от того, к чему устремляется человек, от результата его творчества и его труда. Результат показывает, к чему побуждает то или иное произведение, которое написал человек, создал своим трудом: служит ли оно ко благу, укрепляет ли веру, вселяет ли мир в душу человека или, наоборот, возмущает душу, побуждает её к страстям и порокам, проповедует грех и паразитирует на страстях человеческих. Поэтому по результату человеческого труда нам становится понятным, какие истоки и какой источник был в основе жизни, труда и вдохновения того или иного человека.

Дух Святой, Которого прославляет сегодня Святая Церковь, объемлет весь мир. Если мы вспомним описания Моисея, описание того, как Бог творил этот мир, то там мы найдём такие необыкновенные строки: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2) И это носительство Святаго Духа над землею и придавало жизнь всему творению. Оно давало Божественную энергию, оно согревало и питало весь мир, созданный Богом, и питает до сих пор. Это живительное действие Святого Духа святые отцы иногда сравнивали с тем обычным явлением, когда, например, птица высиживает яйца, согревая их своим теплом, и передавая ту живительную, материнскую энергию, которая является основой жизни для новых птенцов.

Наполнение всего космоса Духом Святым пророчески изображали ещё люди Ветхого Завета. Так, пророк и псалмопевец Давид оставил нам удивительное описание этого действия и пребывания Святого Духа в мире, которое даже на русском языке звучит необыкновенно: «Куда пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли, может быть, тьма скроет меня и свет вокруг меня сделается ночью. Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь света как день, как тьма, так и свет» (Пс. 138, 7-12).

Святая Церковь призывает нас с вами особенно молиться Богу о том, чтобы Господь ниспослал нам Святаго Своего Духа, чтобы мы стали причастны этому благодатному действию Святого Духа. Храмы Божии являются этими духовными кладезями, где Дух Святой, где Благодать Божия пребывают в изобилии, и особенно в день Пятидесятницы, когда мы празднуем это великое историческое событие.

Как же мы должны вести себя, как строить жизнь свою, чтобы не лишиться этих плодов Святого Духа? Потому что Священное Писание очень строго нас предупреждает: «кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8,9). Причастность к Божественной благодати является синонимом жизни Христианской, близости человека к Богу, если человек имеет в себе эту благодать Духа Святого. Апостол Павел в знаменитом послании к Галатам говорит о признаках присутствия в человеке Духа Святого — по плодам пребывания это Духа в каждом из нас: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 22-24).  

Человек, стремящийся к обладанию Святым Духом, должен делать постоянно то, что угодно духу, и отрывать греховные желания плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти. Они друг другу противятся, говорит апостол Павел. И в послании к Римлянам, он продолжает: «живущие по плоти Богу угодить не могут, Но вы не по плоти живёте, а по Духу, если только Дух Божий живёт в вас» (Рим. 8, 9).

Когда Бог наказал род человеческий водами Всемирного потопа, то причиной этого было страшное греховное состояние людей, которое характеризуется в Библии следующими краткими словами: «зане человек стал плотью». То есть все помышления человека стали злы, на всякое время только о плотском, телесном, об удовольствиях, о грехах думали люди и погибли в водах потопа. Поэтому путь, который приведёт нас к обладанию, к причастности Святому Духу, состоит в противлении нашей греховной природе.

Посмотрите, как святые любили молитву, они всю жизнь свою пребывали в молитве. Молитва доставляла им необыкновенную радость, она была источником их жизни, поэтому они так были приукрашены добродетелями, потому что любили молитву. Их вера была так крепка, что вся жизнь их была связана с молитвой.

И для нас, дорогие братия и сестры, это тоже подсказка и напоминание о том, что без молитвы невозможно стяжать Святаго Духа. Дух Святой начинает действовать в человеке неприметным образом, точно так же, как незаметно растёт семя, посеянное в землю.

Но, дорогие братия и сестры, действие Святаго Духа даруется Богом в ответ на устремление самого человека. Мы знаем, что дыхание даёт нам жизнь. Если человек перестанет дышать, он станет мёртвым, и ничто, и никто ему не поможет. Об этом усилии человека, которое привлекает благодатное действие Святаго Духа, которое проявляется, в том числе, в противлении греху, в устремлении к молитве, напоминает нам сегодня святая Церковь.

И дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы, достигшие великого, радостного праздника Святой Пятидесятницы, были причастны этой благодати Святого Духа, стяжание которой по слову преподобного Серафима Саровского «является целью христианской жизни». Дай Бог, чтобы в нас звучала эта пламенная молитва сегодня, которая будет читаться во время Евхаристического канона: «Господи, иже пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам твоим ниспославый, того не отыми от нас, но обнови нас, молящихся тебе. Аминь».

Предыдущая проповедь

16 июня 2019

День Святой Троицы. Пятидесятница
Следующая проповедь

16 июня 2019

Слово о стяжании Святаго Духа.

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00